98580

Физическое здоровье человека

Реферат

Логика и философия

Одной из фундаментальных проблем многих наук является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье...

Русский

2015-11-04

135 KB

1 чел.

PAGE  22

Содержание

[1]
Введение

[2]
1. здоровьЕ: подходы и виды

[2.1] 1.1. Основные подходы к здоровью

[2.2] 1.2. Основные виды здоровья

[3] 2. Физическое здоровье человека

[3.1] 2.1. Понятие физического здоровья (подходы Серовой и Жарова)

[3.2] 2.2. Физическое здоровье и законы природы (подходы Серовой и Жарова)

[3.3] 2.3. Развитие физического здоровья (подходы Серовой и Жарова)

[4]
3. Философские измерения спорта

[5]
4. Здоровый образ жизни и спорт

[6]
Заключение

[7]
Список литературы


Введение 

Одной из фундаментальных проблем многих наук является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

Любое, такое поведение человека следует оценивать, как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого результата. Соответственно, критериями эффективности формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), является не только изменение поведения, а такое изменение поведения, которое способствует реальному увеличению количества здоровья.

К сожалению, философия здоровья и спорта – равно, как и философия безопасности относятся к практически не разработанным в науке понятиям, что и делает тему данной работы привлекательной для меня. Кроме того, привлекло меня то, что здоровье является серьезной жизненной ценностью, которая сильно влияет на качество и продолжительность жизни, и, несмотря, на свой молодой возраст, мне хотелось бы заранее подготовиться к сложностям, связанным с ним для чего необходима не только практическая, но и теоретическая база.

В настоящее время, несмотря на актуальность проблем, связанных с диагностикой и восстановлением здоровья современного человека, существующие объективные представления о здоровье являются крайне разнообразными, в отдельных случаях неопределенными и зачастую имеют лишь описательный характер.

Философское постижение здоровья полностью еще не утвердилось в науке и социокультурной практике. По философии здоровья пока отсутствуют монографическая литература и учебники. Вместе с тем, опубликованы немало статей в журналах и сборниках научных трудов, в некоторых вузах по философии здоровья читаются спецкурсы.

Данная тема меня привлекла тем, что здоровье человека – многогранное понятие и для того что бы быть по настоящему здоровым нужно осознавать, что есть более высокие уровни здоровья, такие как душевное и духовное, которые являются даже более важными, чем физическое, т.к. определяют его. Поэтому у меня возник интерес разобраться в том, что есть здоровье, из каких «элементов» оно состоит и что туда включается, сравнить это со своими жизненными установками, возможно. Понять состояние своего здоровья или его перспектив.

Таким образом, целью данной работы является изучение сущности спорта как единства физического, душевного и духовного компонентов.


1. здоровьЕ: подходы и виды

1.1. Основные подходы к здоровью

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Что же означает здоровье? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений здоровья. В словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Можно выделить четыре модели определения здоровья:

а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

б) биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной деятельности; социальным признакам придается приоритетное значение;

г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей; здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни.

Длительное время понятие «здоровье» выводили из противопоставления с болезнью: отсутствие болезни означает здоровье. На основании такого подхода строились системы медико-социальной профилактики. До сих пор важнейшими принципами профилактической медицины считались принципы диспансеризации с целью выявления заболеваний и последующим наблюдением и лечением больных. Основные положения раннего выявления болезней сформулированы и одобрены ВОЗ. Наиболее существенными из них являются: выявляемые заболевания должны иметь социальную значимость, следует иметь возможности диагностики латентной стадии, исследование должно быть приемлемым для населения, затраты на выявление болезни должны соответствовать экономическим возможностям общества, выявление больных необходимо сделать непрерывным, а не эпизодическим, должна существовать возможность лечения выявленной болезни.

Однако в самой методике проведения диспансеризации существует множество проблем. Серьезные выводы по оценке периодических медицинских осмотров были сделаны канадской оперативной группой на основе трехлетних массовых исследований: ежегодные осмотры неизбирательными методами мало информативны и представляют собой ненужную трату времени, средств, усилий. Поэтому особое внимание привлекло выделение так называемых групп риска - группы людей с повышенной вероятностью заболеваний. В этих случаях профилактическая программа становится результативной. Идеи были реализованы автоматизированными системами массовых многопрофильных обследований (AMMO), которые функционировали во многих странах. Однако речь в них не шла о выявлении дисфункций или скрытых, начальных форм заболеваний, находящихся на грани нормы, и уже только то, что исследование квалифицированными специалистами органов и систем до сих пор ведется, как правило, без общей оценки функционального состояния организма, противоречит социально-биологической сущности человека и перспективе сохранения здоровья.

Как писал Жаров Л.В., между здоровьем и болезнью существует множество связей, и даже самый больной человек обладает определенным уровнем здоровья (существенно сниженным). Поэтому метод оценки здоровья путем выявления или исключения заболеваний, в настоящее время большинством авторов признан абсолютно несостоятельным.1

Обобщающей теоретической концепцией в рассмотрении здоровья в последние десятилетия стал системный подход как закономерный этап развития биологических наук. Современный системный подход позволяет достаточно точно рассмотреть иерархическую структуру биосоциальной сущности человека и очертить методологическую стратегию в выработке понятия здоровья индивида как состояния биологической системы - организма, являющейся также компонентом социальной системы - общества.

В развитии понятия здоровья в доступной литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее развитое, фундаментальное исследование категории здоровья как определенного состояния сложной биосистемы – организма человека.

Из множества определений здоровья наибольшее распространение (по количеству ссылок и цитирования) получило определение, данное ВОЗ: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако эта концепция по прошествии более 60 лет с момента ее опубликования требует существенной коррекции.

Вследствие неопределенности субъективного понятия «благополучие» в контексте «здоровье», тем более «социальное благополучие», которое далеко не всегда является признаком здоровья, хотя может влиять на него, а также недостижимость цели как идеальной, эта концепция рассматривается как неудовлетворительная. Нельзя также не согласиться с мнением Серовой И. А. о том, что при определении здоровья термин «состояние» или его аналоги - «потенциал» и т.п. недостаточен (статичен, является описательным и характеризует по сути результат здоровья).2 Если же сопоставить здоровье с основной характеристикой человека - жизнедеятельностью, то интегральным показателем, отражающим состояние человека в динамике времени и средовых воздействий является жизнеспособность или просто способность сопротивляться, приспосабливаться, реализовать свои биологические и социальные функции. «Здоровье - это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания», т.е. - рекуррентное определение, родовое понятие - способность к адаптации (или самоорганизации).

Среди конкретных элементов (признаков) здоровья ряд авторов предлагают выделять следующие: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты, личностные качества человека (ценностно-мотивационные установки, эмоциональные особенности и т.п.).

Сходные компоненты здоровья выделяют и некоторые зарубежные авторы, делая, однако, упор на социально-психологические качества: психологические, социальные, ролевые, общее восприятие благополучия.

He отрицая важности и обоснованности выделяемых компонентов здоровья, подчеркнем все же, что и функциональное состояние организма, и резервные возможности основных физиологических систем, как элементы здоровья, определяют его способность активно адаптироваться к условиям окружающей среды, то есть адаптационные возможности организма.

Таким образом, здоровье, как и сам человек, представляется как целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств - саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге – здоровье.

1.2. Основные виды здоровья

Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное. Оставим вопросы физического здоровья медикам и физкультработникам, поговорим о тех видах, которые имеют непосредственное отношение к психологии.

Психически здоровый человек характеризуется его возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества. Применительно к здоровью под адаптацией понимается способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, например, пищеварения, выделения и другим; способность регулировать свои психические процессы, то есть управлять своими мыслями, чувствами, желаниями. Существуют пределы индивидуальной адаптации, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в современных условиях.

2. Физическое здоровье человека

2.1. Понятие физического здоровья (подходы Серовой и Жарова)

Понятие физического здоровья включает в себя два относительно независимых друг от друга фактора. Первый фактор - отсутствие болезней, гармония физиологических и биохимических процессов организма. Зависит эта гармония от состояния души человека, от полноценного питания, от экологического благополучия и здорового образа жизни. 3

Второй фактор - энергетический. Это запас жизненных сил. Как писал Жаров Л.В., он максимален в молодости, но может быть увеличен и специальными мероприятиями, например, физическими нагрузками. При этом количество эфирного запаса, создающегося телом, не пропорционально уровню тренировочных энергетических затрат. Максимальный запас здоровья создается при динамической работе средней тяжести. Для разных людей это могут быть и лыжи, и медленный бег, и плавание, и спортивные игры, и физический труд. Естественно, для физически тренированных людей уровень оптимальной нагрузки - выше. Восполняются энергетические потребности «запаса» и пищей. Наибольшим запасом эфирной энергии обладают свежие, молодые, развивающиеся растения. 4

Для большинства людей здоровье ассоциируется с физическим здоровьем. Если человек может вести активный образ жизни, и у него не болят жизненно важные органы, то он вполне может считать себя практически здоровым человеком.5 

Существует понятие «здоровый образ жизни», которое обычно подразумевает утреннюю зарядку, бег, определённый способ питания, обливание холодной водой, иногда применение очисток тела.

Есть другая категория людей, которые насмехаются над ними, иронизируют и считают, что пока ничего значительно не болит и не беспокоит в теле, то про режимы, диеты и прочие правила не стоит и думать.

Другая категория людей, тех, кто позволяет себе «брать от жизни всё», нередко просто бунтуют по отношению к любым рамкам, ограничениям, режимам. Определённый период жизни некоторые из таких людей, действительно, получают удовольствие от своей жизни, а когда их настигают недуги, удовольствия заканчиваются, и они либо переходят в первую категорию, либо, что гораздо чаще, активно принимают лекарства и прочие лечебные процедуры.

Физическое здоровье можно связать с состоянием физического тела.

Физическое тело – это уникальный механизм, дарованный нам природой, многофункциональный, оснащённый рядом необходимых для полноценного существования систем. Все системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Каждый орган, каждая часть тела имеет своё предназначение. Это природные, естественные законы. У нас нет лишних или ненужных органов и участков тела. С моей точки зрения, физическое здоровье заключается в том, что все органы и системы функционируют не менее чем на 80-90 % своей максимальной мощности.

Физическое тело – это уникальный механизм, который работает по определённым чётким законам. Чем больше мы знакомы с этими законами, тем больше у нас возможностей поддерживать и совершенствовать физическое здоровье. Но знание законов и их практическое использование - разные понятия. Общеизвестно, что большинство медиков, врачей, зная законы функционирования тела, далеки от использования своих знаний относительно себя. Многие врачи курят, ведут образ жизни, далёкий от здорового, не являются примерами крепкого здоровья6.

2.2. Физическое здоровье и законы природы (подходы Серовой и Жарова)

Наверное, все согласятся с тем, что наше счастье зависит от двух составляющих: физического и духовного здоровья. Действительно, мы можем радоваться интересной книге или общению с друзьями, однако если мы вдруг заболеваем воспалением легких и лежим в постели с высокой температурой, то вряд ли мы будем счастливы. С другой стороны, даже если мы абсолютно здоровы физически, но нас мучают угрызения совести из-за совершенного неправедного поступка, мы тоже не ощутим особого счастья.

Давайте вначале рассмотрим физическое здоровье. Быть физически здоровым - означает жить в согласии с законами природы. Скажем, нравится нам это или нет, но, чтобы быть здоровыми, нам нужно есть и пить, находиться в тепле. Мы должны принимать во внимание законы природы.

Рассмотрим следующие примеры: 

Наклонившись с балкона квартиры на десятом этаже, вы заметили идущего по улице приятеля, которого вам очень хотелось увидеть всю эту неделю. Вам хочется как можно быстрее встретиться с ним. Что вы предпримете? Прыгните с балкона или сядете в лифт? Конечно, прыжок займет гораздо меньше времени, чем спуск в лифте, но этот полет наверняка будет стоить вам жизни.

 Вы очень любите грибы, но никто не учил вас отличать съедобные от ядовитых. Вы идете в лес и находите там много грибов. Они похожи на те, что собирает ваша тетя. С этими грибами вы приходите домой и съедаете их. На следующий день вы корчитесь от боли, и все кончается промыванием желудка в больнице.7

Всю жизнь вы мечтали летать. Увидев у птиц крылья, вы решаете осуществить свое желание. Вы мастерите себе крылья, прикрепляя их к рукам и бросаетесь вниз с высокого утеса. Однако вы никогда не изучали физику и поэтому сделали свои крылья, не учитывая законов термодинамики. Ваша судьба печальна - вы разбиваетесь о скалы.

Эти простые примеры помогают нам понять достаточно очевидную истину. Для того, чтобы стать взрослым, здоровым, физически развитым человеком и испытывать от этого счастье, необходимо жить в соответствии с законами природы. Однако мы не обладаем этими знаниями с момента рождения. Мы рождаемся невеждами. Мы хотим удовлетворить свои желания, но не знаем, как это сделать. К счастью, наш разум устроен так, что мы способны понимать окружающий мир. Но нам необходимо учиться. Частично нам помогает опыт, частично - знания, приобретенные самостоятельно или с помощью учителей.

Некоторые знания мы можем приобрести только путем проб и ошибок, как, например, умение ездить на велосипеде; но некоторые ошибки мы можем совершить только один раз, потому что они связаны с риском для жизни. Мы должны понять, что определенные наши желания (скажем, стремление летать) неосуществимы; другие - ошибочны, потому что чрезмерны (например, желание съесть слишком много мороженного); некоторые желания могут быть просто преждевременными (как желание двухлетнего малыша самостоятельно перейти большую автомагистраль).

Во все эпохи люди пытались устранить это невежество путем накопления знаний об окружающей среде, о том, как в ней выжить и достичь процветания. Эти знания тщательно сохраняли и передавали из поколения в поколение. Часто это оказывалось вопросом жизни и смерти, например знание того, как выжить в джунглях или в пустыне.

Чтобы преодолеть наше незнание законов природы, возникли и стали развиваться естественные науки. Наука опирается на разрабатываемые учеными теории, которые можно сравнить с географическими картами. Карты создаются для точного описания определенной местности. Это знание затем применяется для передвижения по безопасным и кратчайшим маршрутам без риска заблудиться. Научные теории также служат нам своего рода картами - указывают  путь исполнения наших желаний, будь то воздушный полет или спасение от полиомиелита. Чтобы прийти к тем научным знаниям, которые мы сейчас изучаем в школе всего за несколько лет, человечеству потребовались столетия. Согласитесь, гораздо разумнее учиться на опыте других людей, перенимая ранее полученные знания, чем совершать повторные открытия. Нет ничего более удручающего, чем очередное изобретение колеса.8

Первые врачи-ученые часто ставили опыты на себе, потому что не хотели подвергать опасности других. Иногда подобные эксперементы заканчивались смертью исследователя. Их коллеги записывали результаты опыта и уже не повторяли его, зная последствия. Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения, использовал знания других ученых и не боялся признаться в этом: "Если я и видел дальше, то лишь благодаря тому, что стоял на плечах великанов" (из письма Роберту Гуку, Февраль 1675 года). Он приходил к новым открытиям, переосмысливая и продолжая труды тех ученых, которые жили до него.9

Развитие науки и появление новых знаний во многом влияет на наше поведение. Например, когда стало известно, что существует прямая связь между курением и заболеванием легких, многие перестали курить. Эти люди пришли к пониманию того, что перспектива страданий и преждевременной смерти от рака в будущем несопоставима с временным, сиюминутным удовольствием от курения.

2.3. Развитие физического здоровья (подходы Серовой и Жарова)

Существует шесть основных составляющих хорошего здоровья: физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, профессиональное и социальное развитие индивидуума. Личностные приоритеты в преимущественном развитии тех или иных категорий находят зеркальное отражение в образе жизни каждого конкретного человека. Знакомство с данными категориями - это первый шаг на пути к достижению хорошего здоровья.

Физическое развитие - это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль.10 Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Эмоциональное развитие - это способность не только адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, но и сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи эмоционально уравновешенной личностью, вы поддерживаете стабильные отношения с другими людьми и сохраняете позитивный и оптимистический взгляд на свою собственную жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать в депрессивные и стрессовые состояния, культивировать здоровые чувства и изыскивать безопасные «выходы» для негативных эмоций.

Интеллектуальное развитие - это высокий уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Интеллектуально развитая личность использует все доступные ей источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивая творческий потенциал, чтобы щедро поделиться своими достижениями с другими. Интеллектуальный рост - это одна из форм развития человеческого организма. Повышение уровня интеллектуального развития вносит значительные коррективы в ваш образ жизни.

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.


3. Философские измерения спорта

Философия спорта уже вполне утвердила себя как отрасль научного знания, представляя весьма развитую систему специального гуманитарного и социального знания о физической культуре и спорте как с точки зрения их собственной сущности, структуры и закономерностей развития, так и в плане их места и функций в общей системе культуры.

Эпистемология спорта - это область методологии познания спортивных явлений, вопросы о соотношении субъективного и объективного, рационального и иррационального в сфере спорта, возможностей и границ методов познания.

В аксиологии спорта Липец первоочередным считает вопрос о том, является ли спорт генератором ценностей, и если так, то каких. Является ли он сам ценностью или только их совокупностью. Стоит ли заниматься спортом и для чего, болеть за него и для чего. Особый вопрос - о ценностном анализе противоречивой внутренней структуры спорта и его отношений с другими частями общей аксиосферы.

В этике спорта, по мысли автора, следует выделить такие области, как описательная этика, которая указывает, каковой была и есть мораль в действительном спорте; нормативная этика, трактующая вопросы относительно методов и средств, обеспечивающих выполнение правил, норм и требований в сфере спорта и спортивных отношений; обращается внимание на этические коллизии, возникающие в связи с появлением брутальности в спорте, применени ем допинга и утилитаризацией его целей. При этом Липец задает вопрос: имеем ли мы здесь дело с явлениями маргинальными и преходящими или же с некоторой сущностной закономерностью развития современного спорта?

Эстетика спорта охватывает традиционные вопросы, связанные с пониманием красоты и ее телесного воплощения прежде всего как гармонии, как физического совершенства человека. Требуют своего современно го разрешения вопросы об эстетическом субъекте спортивных отношений, о специфике эстетических переживаний и чувств в сфере спорта, о характере и роли эстетической и художественной подготовки спортсмена и зрителя, а следовательно, и многообразные и сложные проблемы, возникающие в связи с организацией спортивного действия как зрелища.

К праксеологии спорта относятся вопросы стабилизации действий спортсмена и оптимизации шансов выигрыша в спортивной борьбе. Актуален вопрос о рациональности в затрате сил: каков достаточный уровень таких затрат и всякий ли успех стоит таких затрат. Особое значение Липец придает экологии (или экофилосо фии) спорта, которая еще вчера почти не принималась во внимание, но сегодня ее вопросы выдвигаются на первый план, ибо сфера спорта становится все более значительной в урбанистике, в организации ландшафта, в производстве вещей.

Область философской антропологии Ю. Липец расценивает как одну из наиболее важных, поскольку человек в спорте - это лучшая модель и для понимания проблем общечеловеческих, идет ли речь о соотношении физического и психического в человеке или о соотношении биологического и социального, индивидуального и общественного. Исследования в сфере спорта позволяют понять и многие вопросы человеческой субъективности и межличностных отношений.

Социальная проблематика спорта составляет целый комплекс вопросов социального, социально-психологического, политологического, культурологического планов. В самом общем виде - это вопрос о том, как было и как сейчас возможно спортивное действие в качестве спонтанной или управляемой коллективной функции; как возможно функционирование спорта в его специфических программах, создающих одну из важнейших в современном обществе сфер деятельности и интересов? Какие социальные потребности способен удовлетворять спорт? Какие потребности вне спорта способствуют формированию и развитию его системы? Как и насколько возможны и оправданны инструмен тальные ранги спорта и в каких кругах они должны выполняться?

Несколько разделов в книге Ю. Липеца посвящены специальному рассмотрению проблем олимпизма: "Логос современного олимпизма", "В поисках идеала современнос ти", "Олимпизм и проблема свободы", "Прекрасное в олимпизме", "Аксиологические проблемы олимпийской архитектуры", "Основы олимпийского воспитания", "Олимпизм и культура". Здесь рассматриваются многие важные и актуальные вопросы, такие, как соотношение специализации и универсализма, спорт как средство и условие осуществления свободы, основные направления и тенденции физического совершенствования человека и др.

Ю. Липец высоко оценивает место и роль философии спорта в системе современного философского знания, хотя замечает, что видных исследова телей здесь не так уж много. В их ряд он включает, например, 
Х. Ленка, Р. Макинтоша, Ф. Ландри, Й. Поуэлла, З. Кравчика и В. Столярова.

В сложных и противоречивых процессах взаимоотношений философии и спорта, где с одинаковым основанием можно защищать и тот тезис, что философия сотворила современный спорт (от кубертеновского идеалистического романтизма до современного экзистенциализма и гуманистического марксизма), и тот, что современный спорт создал свою философию. Как бы то ни было, задача философии по отношению к спорту, по мысли Липеца, состоит в том, чтобы она помогла спорту в долгой его жизни и при добром его здоровье. Самое печальное было бы в том, что взлет философской рефлексии о спорте совершился бы у смертного одра олимпийской идеи.


4. Здоровый образ жизни и спорт

Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни11.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний12. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина  справедливо отмечала, что понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу» Пока же хотелось бы употребить вместо «здоровый образ жизни» понятие «культурный образ жизни» (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом теле — здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.

Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают  воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Жарова Л. В., следовало бы положить ряд основных принципов:

  •  здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
  •  человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
  •  здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
  •  здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.13

Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни — целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Как писал, Сагатовский В.Н., человек, как отдельный, так и совокупный, изначально является противоречивым единством естественного и искусственного. При этом естественное и искусственное только в генезисе могут быть отождествлены с природным и социальным. Здоровье, таким образом связано с социально-антропологической целостностью (САЦ). Это значит, что здоровье формируется как реакция на гораздо более быстрый процесс изменений, происходящих, во-первых, в результате развития отношений «человек—общество» и, во-вторых, развития ей же создаваемой и в нее входящей «второй природы».

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда носит индивидуальный характер (дом, семья и т.д.). Значит, система его жизненных установок и реализация своих замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят, все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно мало людей, все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои  духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.  Необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания. Следовательно, здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста.

Отметим, что здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и на выборе алгоритма своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья. Кроме того, это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не в фанатичном следовании каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться не без удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными, чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность. А для этого необходимо хорошо видеть конечную цель, которую вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека, служащая достижению благополучия для себя, семьи и государства».

По нашему убеждению, только при благополучии этой триады человек может быть счастлив.  Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек лично. А для этого надо стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств:

- иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

- знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

- стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

- выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

- развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

- постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека - всегда двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;

- соблюдать правила и гигиену питания;

- соблюдать режим труда и отдыха и своевременно очищать организм от продуктов его деятельности;

- быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;

- радоваться успехам;

- во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.  

Все это входит в содержание здорового образа жизни.

Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно следовать правилам здорового образа жизни.

Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.


Заключение 

В результате проделанной работы были рассмотрены философские аспекты здоровья как системы жизненных ценностей.

Из изложенного ясно, что проблема здоровья человека сложна, многогранна и различные подходы к его определению вполне естественны.

Что касается понятие здоровья, то можно обозначить следующие точки зрения. Как писал Жаров Л.В., между здоровьем и болезнью существует множество связей, и даже самый больной человек обладает определенным уровнем здоровья (существенно сниженным).

По мнению Серовой И.А., здоровье связано с основной характеристикой человека - жизнедеятельностью, - интегральным показателем, отражающим состояние человека в динамике времени и средовых воздействий, а также способность сопротивляться, приспосабливаться, реализовать свои биологические и социальные функции. «Здоровье - это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания», т.е. - рекуррентное определение, родовое понятие - способность к адаптации (или самоорганизации).

С точки зрения, Серовой, здоровье – это универсальное понятие, включающее разные уровни человеческого бытия. Заслуга Серовой в том, что ее подход к здоровью отличается широтой взгляда и даже более того, она определила, что высшие состояния здоровья – такие как душевное и духовное – определяют физическое здоровье.

Таким образом, можно заключить, что здоровье, как и сам человек, представляется как целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств - саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге – здоровье.

Выделяются следующие виды и уровни здоровья: физическое, духовное и душевное.

Заслуга рассмотренных авторов в том, что все они, так или иначе, указывали на то, что понятие физического здоровья включает в себя два относительно независимых друг от друга фактора: отсутствие болезней, гармония физиологических и биохимических процессов организма, а также запас жизненных сил.

Есть и положительное влияние законов природы на физическое здоровье – физическое развитие. Из смысла представлений Серова и Сагатовского можно заключить, что физическое развитие - это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль

Развитие физического здоровья рассмотренные авторы видят в физической культуре и активном физическом образе жизни.

Среди элементов душевного здоровья жаров и Серова выделяют следующие самые важные: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.


Список литературы

  1.  Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.
  2.  Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
  3.  Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992.

1 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 52

2 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. – с. 37

3 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 59

4 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 53

5 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. – с. 28

6 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. С. 78.

7 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. С. 101.

8 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 67

9 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 69

10 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. – с. 43

11 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. С. 18.

12 Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Екатеринбург, 1992. С. 228.

13 Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988. – с. 106


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71005. Расчет ректификационной установки для разделения смеси 50%(масс.) бензола и 50% (масс.) диэтилового эфира 174.64 KB
  Рассчитать ректификационную установку для разделения смеси 50%(масс.) бензола и 50% (масс.) диэтилового эфира. Конечная концентрация эфира 94%(масс.), в кубовом остатке содержится 98%(масс.) бензола. Расход исходной смеси 6т/час.
71006. Ринок і держава 317 KB
  Там де порушувалася гармонія взаємодії ринку і держави країни потрапляли до глибокої кризи. При цьому однак не можна забувати що світова практика будувалася в основному на законах економічної еволюції у ході якої поступово формувалося й удосконалювалося нинішнє...
71008. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ JS ФРЕЙМВОРКОВ 446.77 KB
  Целью данной курсовой работы является создание клиентского приложения с использованием одного из существующий JS-фреймворков. Поэтому в процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: Дать общее определение JavaScript библиотеки и рассмотреть виды этих библиотек.
71011. Дослідження однофазного асинхронного двигуна та випробування трифазного асинхронного двигуна в режимі однофазного 534 KB
  Вивчити будову і принцип дії однофазного асинхронного двигуна та дослідити його робочі характеристики. У випадку коли недоцільно влаштовувати трифазну мережу битові приміщення одинокі споживачі невеликої потужності тощо прокладають однофазну мережу...
71012. Дослідження перехідних процесів в колі з послідовним з’єднанням r, L і C елементів 550.5 KB
  Вивчити перехідні процеси при включенні кола з послідовним з’єднанням резистора, котушки індуктивності та конденсатора на постійну напругу і дослідити вплив активного опору і ємності конденстора на характер перехідних процесів.