98581

Философия творчества в науке и технике

Реферат

Логика и философия

Цель данной работы заключается в поиске ответа на основной вопрос, волнующий меня: «Что препятствует ученым в открытии того или иного явления или закона в науке и технике?», а также «Что способствует нам в нахождении истины?» Задачи: определить значимость творчества в науке и технике и процесс преодоления барьеров на пути различных научных открытий, ступени познания истины.

Русский

2015-11-04

50 KB

1 чел.

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Философия творчества в науке и технике

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                             Разработал

          Доцент                                                             студент гр.У-213

_______Быстрова А.А                                                     Павлова А.А

 (подпись)

________________

(дата проверки)

2012 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРАХ (ППБ) В ХОДЕ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ…………………………………………………………4

  1.  Что препятствовало  открытию периодического закона Д.И. Менделеевым?............................................................................4
    1.  Преодоление познавательно-психологических барьеров в такой науке, как астрономия………………………………….5

ГЛАВА II. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЕ ППБ………………………………………………………………………………...5

ГЛАВА III. БАРЬЕРЫ ПРОВАЛА ПАМЯТИ…………………………………..6

ГЛАВА IV. ТРИ КАТЕГОРИИ ЭНГЕЛЬСА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ……………………………………………...6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...7

3

Введение.

Тема моего реферата - «Философия творчества в науке и технике». В чем заключается актуальность  выбранной темы? Чтобы ответить на этот вопрос, во-первых,  необходимо знать, что подразумевается под этим понятием. По словарю Ожегова, актуальный: важный, существенный для настоящего момента. Следовательно, актуальность-это важность, значительность чего-либо в настоящее время. Я считаю, что эта тема актуальна тем, что в ней  может раскрываться  сущность творчества в нашей повседневной жизни, при  любых открытиях в той или иной сфере нашей жизни, а в данной ситуации, именно, при открытиях в науке и технике, что тоже немаловажно.

Чем заинтересовала меня эта тема? Во-первых, я считаю, что каждый человек-это творческая личность, вот только  не все признают  это, ведь не каждый человек пробовал себя на композитора, а может в нем именно сейчас «родился» Моцарт. А, во-вторых, мне стало интересно, в чем может проявляться творчество, например, при  открытии какого-либо явления в науке.

В своей работе я опиралась на книгу Бонифатия Кедрова «О творчестве в науке и технике», которую  я выбрала по совету преподавателя.

Цель данной работы  заключается в поиске ответа на основной вопрос, волнующий меня: «Что препятствует  ученым в открытии того или иного явления или закона  в науке и технике?», а также «Что способствует нам в нахождении истины?»

Задачи:  определить значимость творчества в науке и технике и процесс преодоления   барьеров на пути  различных научных открытий, ступени познания истины.

4

Глава I. Представление о познавательно-психологических барьерах (ППБ)  в ходе работы творческой мысли.

По словам автора, общим стержнем  книги «О творчестве в науке и технике» служит разработанные им представление о  познавательно-психологических барьерах, которые играют значимую роль в ходе творческой мысли. «Их можно представить как некие берега реки: они не дают возможности растекаться воде и определяют очертания русла», -пишет Б. Кедров.

1.1.Что препятствовало  открытию периодического закона Д.И. Менделеевым?

Периодический закон был открыт Д. Менделеевым 17 февраля 1869 года.  Процесс открытия закона разделилось на несколько частей. Первая часть  была посвящена открытию галогенов, например, хлора. Вторая часть начиналась с открытия щелочных металлов. В данном случае -это был калий.

«Это были две крайние, диаметрально противоположные в химическом отношении группы элементов»,-писал Менделеев. Но потом Менделеев заметил, что они схожи в атомном весе, и понял, что ключом к периодическому закону явилась идея сближения между собой на первый взгляд несхожих элементов. Таким образом, барьер, препятствующий пути открытия периодического закона, был преодолен.

Во  время отдыха от научных занятий Менделеев любил раскладывать пасьянс. Когда барьер, о котором написано ранее, на пути открытию был преодолен, то Менделеев стал записывать свой закон  в виде таблицы, но не сразу все химические элементы «вставали» на свои места и поэтому эту таблицу надо было переписывать снова и снова. И тогда у него возникла

5

мысль сделать карточки, похожие на колоду игральных карт, где вместо мастей записывались бы химические элементы. Академик А.Ферсман потом

назвал этот процесс раскладыванием «химического пасьянса». Таким образом, еще один ППБ был преодолен.

1.2.Преодоление познавательно-психологических барьеров в такой науке, как астрономия.

Вопрос о картине мира волновал многих ученых. У каждого было свое представление. Например, Птолемей считал, что все планеты движутся по зигзагоподобным и извилистым путям не вокруг Солнца, а вокруг Земли. Но Коперник перевернул птолемеевскую картину мира на обратную: в центре он поместил не Землю, а Солнце, вокруг вращаются все остальные планеты, в том числе и Земля, обращаясь вокруг своей оси. Он писал: «Нам это только кажется, что мы стоим на месте, а вокруг нас обращаются Солнце и звезды. В действительно же, как раз наоборот: наша Земля вместе с нами обращается вокруг собственной оси и вокруг Солнца». Итак, еще один барьер был преодолен.

Глава II. Научные дискуссии как способ преодоления ППБ.

Как нам всем известно, что в споре рождается истина. Многие ученые вступают в дискуссии, отстаивая и доказывая ту или иную точку зрения. Эти споры способствуют преодолению барьеров, возникающих на пути нахождения истины, иначе говоря «золотой середины». Так, например, Ж. Пруст защищал свою точку зрения: химический состав соединений находится в постоянности и определенности, а его противник К. Бертолле считал наоборот, что они переменны и неопределенны в своем составе. Их спор продолжался  семь лет и завершился победой Ж.Пруста. Это он объяснил тем, что « химия вступила на путь химической атомистики, а эта

6

последняя, в свою очередь, опиралась на закон определенности и постоянства химического состава веществ». Эта победа явилась преодолением еще одного барьера.

Глава III. Барьеры провала памяти

«Человеческая память  удерживают в себе далеко не все, что происходит вокруг человека и в  его сознании», - пишет автор.  Часто, когда мы забываем, зачем мы шли в данную комнату, возвращаемся в то место, откуда начинали идти, чтобы восстановить у себя в голове всю цепочку событий. Или же, когда теряем какую-то вещь, пытаемся вспомнить, когда мы ее брали, куда клали  и где видели в последний раз. Так  и  в данной книге Б. Кедров  приводит пример про рассказ А.Чехова «Лошадиная фамилия», где описывается, что приказчик забыл фамилию и помнил  только то, что она имеет отношение к лошади. Ответ пришел ему случайно от проезжавшего мимо доктора, который спрашивал про овес. Ниточкой являлось то, что лошади едят овес- это и было подсказкой. Нельзя не согласиться с автором, что, тем самым он привел очень хороший пример преодоления барьера провала памяти.

Глава IV. Три категории Энгельса, выражающие основные  ступени познания истины.

Существуют три категории диалектической логики, выражающие основные  ступени познания истины: единичное, особенное и всеобщее. Как пишет Энгельс, всякое познание начинается с установления опытным путем одиночных фактов. Ведь действительно, чтобы что-то узнать или познать, мы обнаруживаем  сначала какие-то  факторы, которые могут быть ничем не

7

связаны друг с другом. «Затем познание переходит к их первичной сортировке, к их группировке по определенным признакам общим внутри отдельных групп »,- писал Энгельс. Эти факторы могут объединяться  по группе как по сходству, так и по различию. То будет особенное. И наконец, нужно найти что-то общее между этими всеми факторами, по словам Энгельса, всеобщий закон, который бы их соединял в единое (всеобщее).

Так, Ф. Энгельс выяснил, что именно по этим трем ступеням (единичное, особенное, всеобщее) двигается человеческое познание.

8

Заключение

Итак, в своей работе я рассмотрела  некоторую область научно-технического творчества. Выявила основные барьеры, которые появляются на пути достижения открытий в какой-либо отрасли науки или техники, в данном случае  на примере открытия периодического закона Менделеева, в такой науке, как астрономия и в других областях. Благодаря книге Б. Кедрова « О творчестве в науке и технике», я поняла, что для достижения каких-то успехов в открытии той или иной науке необходимо возникновение барьеров, преодоление которых, является тем самым «ключом», который нам необходим, чтобы открыть нужную «дверь в науку». А также процесс нахождения истины, который так хорошо описывает автор, напиример, спор  К. Бертолле и Ж. Пруста, тоже является немаловажным пунктом в нашей жизни. Даже если мы не являемся Менделеевым или Прустом, все равно в нашей жизни  возникали, возникают и будут возникать барьеры, преодоление которых нас приведут к нахождению истины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4004. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА 180.84 KB
  Лабораторная работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА. Цель работы: определение опытным путем момента инерции системы, состоящей из массивного металлического диска и шкива, насаженных на об...
4005. Діагностика захворювань шкіри. Гігієна шкіри, медична етика і деонтологія в дерматовенерології 86 KB
  Науково – методичне обґрунтування теми Вивчення теми «Діагностика захворювань шкіри. Гігієна шкіри, медична етика і деонтологія в дерматовенерології. Принципи лікування хворих із шкірними та венеричними захворюваннями. Загальне і зовнішне лікув...
4006. Основи екології. Конспект лекцій 1.43 MB
  Основні екологічні проблеми сучасності Визначення, завдання, значення і структура екології. Основні етапи розвитку екології. Українська екологічна школа. Основні екологічні проблеми сучасності. Джерела екологічної кризи сучасності та її вп...
4007. Педагогическая генетика 598.5 KB
  Педагогическая генетика Генетика и биология развития могут предложить довольно мощный резерв для перестройки современной педагогики – некую новую область знаний, которую мы назовем педагогической генетикой. Это новое направление основано на дву...
4008. Введение в экономическую теорию 116.5 KB
  Введение Экономические знания необходимы каждому человеку, так как они способствуют правильному пониманию происходящего, помогают ориентироваться в различных ситуациях, как на работе, так и в жизни. Домохозяйка рассчитывает, как распланировать доход...
4009. Сутність екологічного менеджменту 411 KB
  Антропогенний і техногенний вплив на природне середовище. Сучасний рівень порушення екологічної рівноваги на Землі Діалектика взаємодії суспільства і природи носить історичний характер і полягає в тім, що людство - складова частина природи, р...
4010. Економічна теорія. Методичні вказівки до виконання самостійної роботи 945.5 KB
  Методичне видання складається з передмови, загальних вимог до самостійної роботи, тематичного планування самостійної роботи студентів, завдань на самостійну роботу і переліку питань самостійної роботи, які включені в екзаменаційні білети. Пере...
4011. Основні питання економічної теорії 1.08 MB
  Вступ У системі економічних дисциплін економічна теорія займає провідне місце, оскільки вона виступає методологічною базою для цілої системи економічних наук, розкриває основоположні базові поняття, економічні закони, категорії, принципи господарюва...
4012. Економічна теорія, її предмет, методи та функції 248.5 KB
  Економічна теорія, її предмет, методи та функції Економічна теорія: виникнення та етапи розвитку. Об’єкт і предмет економічної теорії (далі – ЕТ). Економічні закони та економічні категорії. Методи дослідження економ...