98585

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Реферат

Логика и философия

В данной работе я попытался рассмотреть взгляды этих философов на такую тему, как идеальное государство и сравнить их. При написании реферата я опирался на следующие основные труды: Платон «Государство», Аристотель «Политика» потому что именно в них Аристотель и Платон описывают свои основные идеи касающиеся идеального государства.

Русский

2015-11-04

123.5 KB

4 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Реферат

По дисциплине «Философия»

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Проверил:                                                                       Разработал

Профессор                                                                     ст. гр. У-212

Быстрова А.Н.                                                        Пастухов И.С.

                                                                           

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

3

1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА………………………………………………………………………..

4

1.1. Понятие идеального государства………………………………………….

4

1.2. Виды отрицательного государственного устройства………………………

8

2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………….

10

2.1 Понятие государства…………………………………………………………

10

2.2 Формы правления государством……………………………………………

12

3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ………………………………...

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

21

Список используемых литературных источников…………………………………………………………………

22


ВВЕДЕНИЕ

Платон и Аристотель – ключевые фигуры древнегреческой и европейской философии. Несмотря на то, что Платон являлся учителем Аристотеля, их учения и взгляды во многом расходятся.

В данной работе я попытался рассмотреть взгляды этих философов на такую тему, как идеальное государство и сравнить их. При написании реферата я опирался на следующие основные труды: Платон «Государство», Аристотель «Политика» потому что именно в них Аристотель и Платон описывают свои основные идеи касающиеся идеального государства.


1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА

1.1. Понятие идеального государства

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство «возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...». [3, с. 90]

Платон считает, что существует соответствие между космосом, государством и человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трём началам человеческой души: разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое. Деловое формирует три сословия — философов-правителей, воинов-стражи и производителей (ремесленников и земледельцев). [3, с. 174] Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь тогда, когда каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением, следовательно, не справедливым. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого. [3, с. 168]

Платон выделяет четыре добродетели идеального государства: рассудительность, мужество, мудрость, справедливость. [3, с. 166]. Мудростью не могут обладать все жители государства, оно присуще части населения, которая стоит во главе управления.  Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Рассудительность должна быть присуща всем жителям, она подобна некой гармонии и представляет собой «власть над определенными удовольствиями и вожделениями». [3, с. 162] Под справедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты. Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона большое значение, определяет существование «идеального государства» (ведь оно не может быть несправедливым).

В идеальном государстве функционирует  система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Воспитание, по мнению Платон должно быть двояким: мусическим (умственное, эстетическое, нравственное воспитание) и гимнастическим. Гимнастическое воспитание присуще телу, а мусическое – душе. [3, с. 99] Мусическое воспитание должно предшествовать гимнастическому.

Главное воспитательное значение мусического искусства заключается в том, что  «…оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным человека, если он правильно воспитан..». [3, с. 128]

Гимнастическим воспитанием следует заниматься с детства и в течении всей жизни, потому что «когда тело у человека в порядке, оно своими собственными добрыми качествами вызывает хорошее душевное состояние» и наоборот. [3, с. 131]

Основным принципом идеального государственного устройства по мнению Платона является справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные части государства в целое. Эта идеальная государственная система должна обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; оно должно осуществлять снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности творчества. Если эти задачи выполняются, значит осуществляется  «идея блага», которая обусловливает пригодность и полезность справедливости. [3, с. 249]

В государстве Платона необходимые для общества функции и работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. Разделение труда в идеальном государстве происходит на основе соответствия потребностей и природных задатков. В разделении труда Платон видит фундамент общественного и государственного строя. [3, с. 90] Также государственное устройство Платона предполагает тоталитарную систему разделения людей на разряды. Но возможность перехода из класса в класс есть и она достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования. Переход этот осуществляется под руководством правителей. Даже если среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

В государстве может существовать три типа государственного строя: тиранический, демократический, аристократический. Всякая власть устанавливает законы в свою пользу и «объявляет их справедливыми для подвластных». [3, с. 53]

В идеальном государстве должно быть верховенство закона. Все граждане государства независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону. Именно так должно быть  в идеальном государстве.

В идеальном государстве Платон предусматривает введение для стражей общности жён и детей. В качестве закона для стражей он говорит: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. [3, с. 194] Связь мужчины с женщиной «брак» должна быть под присмотром правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. [3, с. 197]

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью идеального государства является благо всех сословий. ‹‹Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом…››. [3, с. 149] Счастьем считается не то что «хорошо», а то что «справедливо».

Платон восхваляет средний достаток и критикует крайности бедности и богатства. Кроме плохих результатов в экономическом отношении, в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность – к злодеяниям. [3, с. 151] Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей.

По мнению Платона философы должны управлять, стражи-помощники помогать, а дельцы подчиняться. Истинные философы, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философы отличаются тем, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. [3, с. 225]  ‹‹Такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным››, он никоим образом не может ‹‹стать неуживчивым и несправедливым››. [3, с. 226]

1.2. Виды отрицательного государственного устройства

Идеальному (аристократическому) государству Платон противопоставляет четыре вида «порочного государственного устройства». [3, с. 291]

Одним из них является тимократия. Тимократия ― представляет собой «нечто среднее между аристократией и олигархией». [3, с. 295] власть основывается на соперничестве и честолюбии. Она появляется, когда устанавливается частная собственность на землю, происходит превращение свободных в рабов (сельских рабочих, слуг). [3, с. 295] Особенностями государственного устройства этого типа является: «почитание правителей, в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы…», на государственные должности не ставятся мудрые люди, т.к. «…там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава..», там почитаются военные уловки и ухищрения, «.. ведь это государство будет вечно воевать». [3, с. 296] А также бережливость, почитание денег и тайное нарушение законов. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и алчностью.

Вторым типом является олигархия. Это строй, «основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». [3, с. 299] Нормой олигархического строя является установление имущественного ценза: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее  олигархичен, тем ценз ниже. К власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такой государственный строй держится с помощью применения вооруженной силы или путем запугивания. Такое государство не может быть единым, т.к. в нем «…два государства: одно – бедняков, другое - богачей». [3, с. 300] В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, даже допускают ее.

Третий тип – демократия. «Демократия, на мой взгляд, ― пишет Платон, ― осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». [3, с. 307] В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». [3, с. 307]  «В демократическом государстве нет нужды принимать участие в управлении, даже если есть к этому способность; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, Или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову». [3, с. 308] при демократическом строе существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных.

Четвертый тип государственного устройства – тирания. По мнению Платона, если какое нибудь действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». [3, с. 316] Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.


2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ

2.1 Понятие государства

По мнению Аристотеля, всякое государство представляет собой общение, которое организуется ради какого-либо блага. Одним из видов общения является семья.

« Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, — селение». [1, с. 7]

«Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». [1, с. 10] Из этого следует, что государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является их завершением.

Государство, по мнению Аристотеля  существует по природе и предшествует каждому человеку, а человек по своей природе является политическим существом. Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Так как человек оказавшись в изолированном состоянии, не является значимым существом, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. [1, с. 14]

«Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение, — совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие — умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону». [1, с. 15]

Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Каждое государство состоит из отдельных семей. Семья в свою очередь из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье можно выделить два элемента: рабы и свободные, составными частями которых являются: господин и раб, муж и жена, отец и дети. Отношения между ними можно охарактеризовать как:  «господское, брачное и отцовское». [1, с. 17]

Так как всякая семья составляет часть государства и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и «воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни». [1, с. 46]

Аристотель понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и в соответствии с этим характеризовал различные слои общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». [2, с. 22] Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. [2, с. 23] Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Так как жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ради личной наживы, «люди первой категории» пренебрегают общественными традициями и законами. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека считается совершенный гражданин, а совершенством гражданина — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. [2, с. 31]

2.2 Формы правления государством

Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

Правильной формой государственного строя Аристотель считает форму, способную служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устройства правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные.

Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны:

1) монархия (или царская власть) — правление одного;

2) аристократия — правление немногих, но более одного;

3) полития — правление большинства. Монархия — тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу.

Аристократия — правление немногих, при котором правящие также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Полития — правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием. [2, с. 11]

Монархия — первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя.  [2, с. 11] «Если она не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только на высоком превосходстве монарха». Но похоже, Аристотелю наиболее симпатезировала полития, потому что ней достижим тот строй, при котором власть находится в руках «среднего элемента» общества, так как в политии руководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению. Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и  мерзавцами; люди второй категории — подлецами и мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов, или государство, где одни полны зависти, другие — презрения. [2, с. 14]  В правильно устроенном государстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должно существовать правильное господство одних свободных над другими и правильное подчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам должен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. [2, с. 13] Именно в политии это двойное умение повелевать и повиноваться достигается лучше всего.

Но правильные формы государственного устройства могут иногда отклоняться и переходить в неправильные. Таких форм существует три:

1) тирания;

2) олигархия;

3) демократия.

Тирания — в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия — интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы. [2, с. 10]

Тирания — наихудшая из форм государственного. Тирания — безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такой власти. Тираны — враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, так как они не претендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются доверием как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии. [2, с. 9]

Олигархия — вырожденная форма аристократии. Это господство с корыстными целями меньшинства, состоящего из богатых. Демократия — такая же корыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.

По мнению Аристотеля, все эти три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны. Все же Аристотель подробно рассматривает возможные виды и монархии, и олигархии, и демократий. Согласно его убеждению, демократический строй «представляет большую безопасность и реже влечёт за собой внутренние возмущения, чем строй олигархический». [2, с. 9]


3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

Сравнительная характеристика идеального государства Платона и Аристотеля представлена в  таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика идеального государства Платона и Аристотеля

Критерий сравнения

Представитель

Платон

Аристотель

Форма изложения рассуждений о государстве

Написал трактат «Государство» в форме диалога своего учителя Сократа с эллинами: Главконом, Полемархом, Фрасимахом, Кефалом и т.д. Тем самым он добился сразу двух целей: оживил повествование, придав ему оттенок художественности; ввел сразу ряд героев, допустив возможность высказывания не одного, а сразу нескольких мнений. Диалог проходит в форме спора, в течение которого выявляется истина.

Писал свою работу «Политика» как ответ на платоновское «Государство», а так же как критику на другие проекты государственных устройств и на реально существующие строи (под критикой здесь подразумевается исследование с целью выявления не только отрицательных, но и положительных сторон).

Цель написания

Признал нужным и создал государство скорее такое, какого следовало желать, а не такое, на какое можно было бы рассчитывать. Стремился повлиять на умы сограждан, чем провести свои идеи в жизнь.

Критиковал Платона, а также менее известных мыслителей (Филея Халхидонского, Гипподама Милетского и т.д).

Понятие государства

Говорил о государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе. «Когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор». [3, с. 78] Таким образом государство помогает людям. Платон также отводит много места описанию сословия стражей, то есть тех самых сил, с помощью которых должен обеспечиваться «порядок и спокойствие угнетателей». [3, с. 98] Тем не менее, солдаты нужны Платону не для борьбы со своими же гражданами, но для защиты от внешних врагов. Мудрость дает ему понятие о том, что справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая обязательно должна различать своих и чужих. Платон просто уверен, что в идеальном государстве, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. «Целью государства является благая жизнь». [1, с. 15] Он считал, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, поэтому государство для него необходимо как воздух. Любое государство представляет собой своего рода общение. Общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обхватывает собой все остальные общения. Такое общение и называется государством или общением политическим.

Граждане государства

Гражданин в идеальном государстве Платона получает одно существенное качество: он должен «выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие заботы». [3, с. 90] Позиция Платона относительно понятия «гражданин» характерна скорее всего не для демократического общества, а для  тоталитарного, в котором каждый раз и навсегда знает свое место и работает на благо машины государства. Спокойствие и бесперебойная работа этого механизма действует на сознательности и беспрекословной исполнительности граждан.

Понятие гражданин неразрывно связано с понятием о государстве, т.к. «государством мы и называем совокупность граждан». [1, с. 12] Гражданин и человек, проживающий в государстве, не всегда одно и тоже.

Идеальный государственный строй

Идеальный строй в понятии Платона явно не демократический, т.к. философ выступает за строгое прикрепление человека к одному роду занятий, а следовательно отвергает возможность демократических выборов, когда человек из народа может неожиданно стать стратегом, консулом и т.д. Для идеального государства Платона характерна скорее царская власть, при которой царь «совершенный страж» и философ. Будучи философом, правитель знает мудрость «такое знание, что с его помощью можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями». [3, с. 154]

Царская власть хуже
демократии: «То положение, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших, может считаться, по-видимому, удовлетворительным решение вопроса». [1, с. 23] В всоем идеальном государстве Аристотель подразумевает под гражданами только воинов, чиновников и, возможно, деятелей искусства, стоящих выше обычных ремесленников. Аристотель говорил о необходимости смешивать все государственные устройства: «Правильнее утверждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит из многих видов, действительно является наилучшим». [2, с. 24]

Закон и правитель, их соотношение

Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой. Закон - основная опора, на которой держится государство.

Что важнее правитель или закон? Это определяется, когда мнение правителя расходится с установлениями закона. Именно когда властитель вступает в борьбу с законом, можно увидеть, кто из них сильнее и чья победа для государства полезнее.

Для Платона правитель-философ и мудрый закон равны. Они равны потому что всегда пребывают в мире по отношению друг к другу и даже нет надобности рассматривать, что лучше, а что хуже.

Закон – уравновешенный разум.

Делает попытку определить, что принесет большую выгоду для государства: главенство закона над правителем или наоборот. В результате философ приходит к тому, что в законе он видит нечто устойчивое, объективное, а в правителе преходящее, субъективное. Закон для Аристотеля напрямую связан со справедливостью, т.к. устанавливается ради блага множества людей граждан, а властитель - обычный человек, и ему вполне свойственно ошибаться. На основе этих умозаключений Аристотель пришел к выводу, что «предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан»

Справедливость и благоразумие

Положил в основу своей работы вопрос о справедливости в государстве и о справедливости государства, как его основной добродетели.

Основным достоинством государства, по Платону, является его единство, целостность. Каждый должен заниматься своим делом, к которому предназначен по природе. Если же человек будет искать какого-либо иного применения своих возможностей, то это значит, что он уже не сможет принести государству и обществу максимум пользы и совершит несправедливость. Для Платона справедливость и благоразумие одно и тоже.

«В наилучшем государстве добродетель мужа и добродетель гражданина должны быть тождественны». [1, с.40]

Для человека основное - справедливость, а для гражданина - благоразумие.

Единство государства

Проект Платона, описанный в «Государстве» полностью утопичен и неосуществим на практике. Невозможно сделать государство абсолютно единым, то есть обобществить всю собственность, упразднить институт семьи и т.д. Нельзя заставить правителя отдать своего сына в землепашцы, если тот не окажется способным для несения бремени власти. Нельзя заставить вельмож добровольно расступиться и возвести на трон безродного пахаря только потому, что он по природе своей создан для управления страной. Все это было бы возможно, если бы государство и граждане жили по справедливости, а не по благоразумию.

По его мнению следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. «Государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи отдельный человек». [1, с. 56]

Аристотель выступает против общности жен и детей, а также обобщения всей собственности, т.к. к тому, что к тому, что является собственностью большого числа людей, они относятся с меньшей заботой. Люди больше всего заботятся о том, что принадлежит лично им.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для Платона государство представляет собой благо, создаваемое с целью помощи людям, в котором формируется три сословия — философов-правителей, воинов-стражи и производителей (ремесленников и земледельцев). Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути, целью которого является благая жизнь. По его мнению, всякое государство представляет собой общение, которое организуется ради какого-либо блага.

Для Платона гражданин в идеальном государстве выполняет одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам.. У Аристотеля понятие «гражданин» неразрывно связано с понятием о государстве, т.к. по его мнению  государством является совокупность граждан.

Для идеального государства Платона характерна скорее царская власть, при которой царем является «совершенный страж» и философ. Платон выделяет четыре добродетели идеального государства: рассудительность, мужество, мудрость, справедливость. Платон выделял следующие типы государственного устройства: аристократия, демократия и тирания. Среди отрицательных отмечались: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

По Аристотелю царская власть хуже демократии. Он говорил о необходимости смешивать все государственные устройства. По его мнению существуют шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. К неправильным он относит - тиранию, олигархию и демократию, к правильным – монархию, аристократию и политию.

Оба философа дают понятию закона схожие понятия, ассоциируя его с разумом и справедливостью, но при соотношении закона и правителя их мнения разделяются. Для Платона правитель и закон равны, т.к. всегда пребывают в мире по отношению друг к другу. Аристотель делает попытку определить, что принесет большую выгоду для государства: главенство закона над правителем или наоборот. В результате философ приходит к тому, что в законе он видит нечто устойчивое, объективное, а в правителе преходящее, субъективное.

Основным достоинством государства, по Платону, является его единство, целостность. Каждый должен заниматься своим делом, к которому предназначен по природе. Если же человек будет искать какого-либо иного применения своих возможностей, то это значит, что он уже не сможет принести государству и обществу максимум пользы и совершит несправедливость. Для Платона справедливость и благоразумие одно и тоже. Он считает, что справедливый поступок будет всегда благоразумным, а благоразумный справедливым.

Для Аристотеля основным для человека является справедливость, а для гражданина благоразумие.

Платон предпринял попытку сделать государство абсолютно единым, то есть обобществить всю собственность, упразднить институт семьи и т.д.

По мнению Аристотеля следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Главная мысль заключалась в том, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государством, т.к. по своей природе государство представляется неким множеством.

Аристотель выступает против общности жен и детей, а также обобщения всей собственности, т.к. к тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается меньшая забота. Люди заботятся больше о том, что принадлежит лично им.


 



Список используемых литературных источников
:

  1.  Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2010.
  2.  Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983.
  3.  Платон. Государство. - М.: АСТ, 2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59421. Свято української писанки 48.5 KB
  Церква пристосувала язичний культ писанки як знака сонця і оновлення життя і ввела його у свято Великодня як символ Христового воскресіння. 1 ведуча: Існує багато легенд про писанки і крашанки. Наші предки вірили у чарівну силу писанки і крашанки.
59422. Сценарій лялькового спектаклю: Сигареті – ні! 31.5 KB
  Дія ІІВедучий: Хто стрибає так завзято Це ж бо зайчики-близнята. Один зайчик тікає а другий підходить до Лисички Зайчик: Ти лисичко все торгуєш І без діла не сумуєш Лисичка: Так Ведучий: Йому лисичка каже Лисичка: В магазині я на стражі. Дія ІІІ Ведучий: В магазинчик лісовий Іде Півник молодий.
59423. Сценарій свята присвяченого Дню літньої людини 37 KB
  Виходять ведуча з дівчинкою у дівчинки в руках червона троянда. Коли восени раптом наступає весна а взимку розпускаються троянди бере троянду в дівчинки символ вірності й любові ДІВЧИНКА: А коли ж таке трапляється ВЕДУЧА: Таке трапляється копи людина любить.
59424. Нестандартний урок-гра з геометрії у 5 класі “Турнiр допитливих” 281 KB
  Журі рахує бали або в цілому оцінює виступ в кожному з турів для команди а також для найбільш активних учасників змагання якщо зрозуміло що конкретні бали зароблені для команди одним із учасників то для нього відкривається особистий рахунок до якого бали додаються протягом гри....
59425. Cценарій: Дорога і діти 40.5 KB
  Правила руху в нашій країні Для пішоходів усюди єдині Знати добре їх всі повинні: І дівчатка і хлоп’ятка І зайці і тигренятка А також дорослі люди От тоді порядок буде. Всім місця вистачить.
59426. СВЯТО-КОНКУРС: МІС РОСИНКА 41.5 KB
  Доброго дня шановні пані та панове Ведуча 2: Раді бачити вас при доброму здоров та гарному настрої Ведуча 1: Весна уквітчана духмяна принесла свято у садок. Ведуча 2: На свято Міс Росинка зібрались ці дівчатка. Ведуча 1: Бо кожна з них у групі пройшла всі перешкоди щоб стати Міс росинка й дістати нагороди.
59427. Українські вечорниці “Пісенне село” 1.78 MB
  Святково прибрана світлиця. В кутку — макет сільської хати з соломяною стріхою, пліт, лавочка, на якій сидить бабуся, виготовлені мальви, соняшники, на плоті висять глечики.
59428. Нашому роду – нема переводу 45.5 KB
  Сумна, трагічна історія нашої землі, нашої України. Скільки разів топтали нашу землю чоботи чужинців, скільки разів червоніла вона від крові і промокала від сліз! Україна! Європейські правителі мали за честь одружуватися з українками.
59429. Cценарій. Вечорниці 40 KB
  1ша жінка: Ні таки що не кажіть а світ перемінився. Куди то все поділося Похитавши головою сумно наспівує 2га жінка: То ж і я кажу а співали як ми молодими. Пісня Шли корови з темної діброви Котрась із жінок перериваючи пісню говорить 3тя жінка...