98587

Роль государства и банков в создании денег. Мультипликатор денежного обращения

Реферат

Макроэкономика

Совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы); составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет); регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды; управление демографическими процессами...

Русский

2015-11-04

74 KB

9 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Реферат

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Роль государства и банков в создании денег. Мультипликатор денежного обращения»

Выполнила:         

Окунькова Т.Н.    студент гр. 12-БУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н., преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

                                                                                                                                                    

Котлас

2013 г


Роль государства в создании денег

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

- совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

- составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

- регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

- управление демографическими процессами;

- регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

- согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

- организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

- разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1. защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

производство общественных товаров и услуг;

2. общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

а) убеждение;

б) рекламные кампании;

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

- программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);

- программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

- программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

- инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

- инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;

- инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1. прямое – осуществляется через законодательство;

2. косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

С развитием форм денег изменялся механизм определения носителей денежных функций и роль государства в этом механизме. На первых порах сам рынок проявлял потребность в деньгах, предъявлял определенные требования к денежному товару и сам стихийно выдвигал на эту роль один из наиболее ходовых и способных к ее выполнению товаров. Вмешательство извне в этот процесс было минимальной. Лишь с закреплением роли денег за золотом вмешательства государства заметно усилилось. Она взяла на себя обязательства предоставлять деньгам точно определенную форму (монета), установила контроль за их созданием (чеканка, фиксация пробы металла, содержимого металла в денежной единице), ввела контроль за полноценностью денег (борьба с фальшуванням монет) и т.п.. Еще более значительной постоянная роль государства, если деньги перестали быть полноценными. Она начала определять не только форму денег (вид и форму дензнаков ), а и их стоимость, регулируя массу денег в оборота. Благодаря усилиям государства в лице ее центрального банка обычные клочки бумаги или простые записи в бухгалтерских книгах банков приобрели способность выполнять функции и роль денег. Государство прежде всего предоставляет бумажным деньгам силу законного платежного средства и принимает такие гроши в платеже по всем своим требованиям. Кроме того, она реализует целую систему мероприятий по поддержанию массы денег на равные потребностей оборота при условии сохранения постоянства цен. Тем не менее это не значит, что государство - творец денег, что ее роль в этом процессе определяющая, а самые деньги - исключительно продукт, созданный государством. Во-первых, сам рынок служит причиной объективной потребности в деньгах, с которой государство должно считаться. Во-вторых, рынок предъявляет жесткие требования к носителю денежных функций, и государство должно выбрать носителя, который способный наиполнейшее удовлетворить эти требования. В-третьих, количество денег в оборота определяется определенными объективными закономерностями, которые должны учитываться государством в ее регулятивных действиях. Только при учете всех трех обстоятельств выпущенные (созданные) государством дензнаки  будут признаны рынком и смогут выполнять функции денег. Иначе они обесценятся и страну будет трясти инфляция. Итак, деньги не декретируются государством, а спричинюються самой рыночной экономикой. Роль государства в их создании не определяющая, а корректирующая. На подтверждение этого положения можно привести тот факт, что функции денег выполняют не только выпущенные государством дензнаки, а и знаки - долговые обязательства других эмитентов, в частности чеки и векселе.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явление, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары, инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

    Роль банков в создании денег

Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т. е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора.

Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам  ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обязательных резервов определяется их величина.

Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.

Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами.

Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора.

Роль государства в создании денег. С развитием форм денег изменялся механизм определения носителей денежных функций и роль государства в этом механизме. На первых порах сам рынок проявлял потребность в деньгах, предъявлял определенные требования к денежному товару и сам стихийно выдвигал на эту роль один из наиболее ходовых и способных к ее выполнению товаров. Вмешательство извне в этот процесс было минимальной.

Лишь с закреплением роли денег за золотом вмешательства государства заметно усилилось. Она взяла на себя обязательства предоставлять деньгам точно определенную форму монета , установила контроль за их созданием чеканка, фиксация пробы металла, содержимого металла в денежной единице , ввела контроль за полноценностью денег борьба с фальшуванням монет и т.п. Еще более значительной постоянная роль государства, если деньги перестали быть полноценными.

Она начала определять не только форму денег вид и форму дензнаков, а и их стоимость, регулируя массу денег  оборота. Благодаря усилиям государства в лице ее центрального банка обычные клочки бумаги или простые записи в бухгалтерских книгах банков приобрели способность выполнять функции и роль денег. Государство прежде всего предоставляет бумажным деньгам силу законного платежного средства и принимает такие гроши в платеже по всем своим требованиям. Кроме того, она реализует целую систему мероприятий  по поддержанию массы денег на равные потребностей оборота при условии сохранения постоянства цен. Тем не менее это не значит, что государство - творец денег, что ее роль в этом процессе определяющая, а самые деньги - исключительно продукт, созданный государством.

Во-первых, сам рынок служит причиной объективной потребности в деньгах, с которой государство должно считаться.

Во-вторых, рынок предъявляет жесткие требования к носителю денежных функций, и государство должно выбрать носителя, который способный наиполнейшее удовлетворить эти требования. В-третьих, количество денег в обороте определяется определенными объективными закономерностями, которые должны учитываться государством в ее регулятивных действиях. Только при учете всех трех обстоятельств выпущенные созданные государством дензнаки будут признаны рынком и смогут выполнять функции денег. Иначе они обесценятся и страну будет трясти инфляция.

Роль государства в создании денег не определяющая, а корректирующая. На подтверждение этого положения можно привести тот факт, что функции денег выполняют не только выпущенные государством дензнаки, а и знаки - долговые обязательства других эмитентов, в частности чеки и векселе.

Мультипликатор денежного обращения

Банковский мультипликатор или мультипликатор предложения денег представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов.

Деятельность банков направлена на получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные резервы банки используют для предоставления ссуд или приобретения ценных бумаг.

Коммерческая банковская система может предоставлять кредиты, т. е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам.

Резервы, которые теряет отдельный банк, не теряет банковская система в целом. Кратко описанный процесс создания денег банками получил название кредитно-банковской мультипликации. Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение.

Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов, Центробанк может изменять величину предложения денег в экономике.

Денежная масса — это совокупность всех денежных средств, находящихся в обращении в национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах.

На объем денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д.

Динамика денежной базы оказывает значительное влияние на денежную массу в обращении. При росте величины денежной базы центрального банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот.

Количество денег, находящихся в обороте регулируется Центральным эмиссионным банком страны, и законодательной властью.

Регулирование денежного обращения осуществляется ЦБ РФ в соответствии с основными положениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Центральный банк, который осуществляет контроль за предложением денег, не может непосредственно воздействовать на величину предложения денег, поскольку не он определяет величину депозитов, а может только косвенным образом влиять на их величину через изменение нормы резервных требований. Центральный банк регулирует только величину наличности (поскольку он сам ее пускает в обращение) и величину резервов  (поскольку они хранятся на его счетах). Сумма наличности и резервов, контролируемых центральным банком, носит название денежной базы или денег повышенной мощности.

Контроль и регулирование центральным банком денежной массы оказывается возможным через регулирование величины денежной базы, поскольку денежная масса представляет собой произведение величины денежной базы на величину денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор – коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу.

Формула для Денежного мультипликатора следующая:

m = 1/r, где r - норма обязательных резервов (устанавливается ЦБ).

Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличить денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена. Заметим, что если предположить, что наличность отсутствует, и все деньги обращаются только в банковской системе, то из денежного мультипликатора мы получим банковский (депозитный) мультипликатор. Еще одно его название - мультипликатор депозитного расширения. Банковский мультипликатор показывает, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) величина денежной массы, если величина депозитов коммерческих банков изменится (соответственно увеличится или уменьшится) на одну единицу.

Таким образом, мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (т.е. их снимают с депозитов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если Центральный  банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Это есть один из важных инструментов монетарной политики (политики по регулированию денежной массы) Центрального банка. Не случайно банковский мультипликатор часто называют «простым денежным мультипликатором», а денежный мультипликатор - сложным денежным мультипликатором или просто денежным мультипликатором. Величина денежного мультипликатора зависит от нормы резервирования и нормы депонирования. Чем они выше, т.е. чем больше доля резервов, которую банки не выдают в кредит и чем выше доля наличности, которую хранит население на руках, не вкладывая ее на банковские счета, тем величина мультипликатора меньше.

Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Если население доверяет банкам и хранит у них свои сбережения, то государство имеет больше возможностей увеличить денежную массу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76452. Предмет и метод семейного права 16.62 KB
  Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права являющегося самостоятельной отраслью российского права. Круг тех отношений которые регулируются нормами семейного права предмет семейного права определен непосредственно в законе – Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами родителями и детьми а также...
76453. Понятие семейного права 14.42 KB
  Семейный кодекс РФ гарантирует охрану семейных прав граждан запрещает чьелибо произвольное вмешательство в дела семьи прописывает правовые механизмы выполнения гражданами семейных обязанностей.
76454. Соотношение семейного и гражданского права 17.22 KB
  Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем: имущественные отношения в гражданском праве в отличие от семейного носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе; имущественные отношения регулируемые брачносемейным законодательством тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой связи нет; семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют; во многих гражданских правоотношениях срок имеет...
76455. Принципы семейно-правового регулирования 17.66 KB
  Признание брака заключенного только в органах загса. Религиозный обряд брака венчание и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление мужчины и женщины которое будущие супруги выражают дважды: при подаче заявления в загс и во время регистрации брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц п.
76456. Действующее семейное законодательство 14.11 KB
  Конституции РФ о защите материнства и детства семьи государством. Отсюда основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Защита семьи осуществляется не только семейноправовыми нормами но и нормами других отраслей права: социального обеспечения трудового жилищного и др. Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами...
76457. Понятие и виды семейных правоотношений 16.67 KB
  Возникновению семейных правоотношений предшествует: издание норм регулирующих данные общественные отношения нормативные предпосылки; наделение субъектов правоспособностью позволяющей им быть носителями прав и обязанностей предусмотренных в правовых нормах правосубъектные предпосылки; наличие соответствующих юридических фактов с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений юридикофактические предпосылки. Семейные правоотношения один из видов правоотношений которые обладают следующими свойствами общими для...
76458. Понятие семьи. Семейная правоспособность и дееспособность 19.59 KB
  Каждый из субъектов семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью наличие дееспособности не всегда является необходимым условием для участия в семейных правоотношениях. Вопросы об особенностях семейной правоспособности и дееспособности будут предметом рассмотрения четвертого параграфа данной главы. В семейном законодательстве отсутствуют определения семейной правоспособности и дееспособности. Исходя из этих определений можно по аналогии дать определение семейной правоспособности и дееспособности.
76459. Юридические факты в семейном праве 18.39 KB
  Юридические факты в семейном праве это реальные жизненные обстоятельства которые в соответствии с действующим семейным законодательством являются основанием возникновения изменения или прекращения семейных правоотношений. Общими для юридических фактов признаками являются следующие: юридический факт это явление реальной действительности то есть наступившее и длящееся в момент его оценки; юридические факты существуют независимо от сознания людей; юридические факты влекут определенные правовые последствия: возникновение изменение...
76460. Родство и свойство, их правовое значение 16.4 KB
  Родство представляет собой один из юридических фактов порождающих семейные правоотношения. По степени родства различают: ближнее родство близкие родственники родственники по прямой восходящей и нисходящей линии родители и дети дедушка бабушка и внуки полнородные и неполнородные братья и сестры; дальнее родство более дальние родственники. Возможно заключение брака между мужчиной и женщиной состоящими в родственных отношениях за исключением близкого родства боковое родство третьей и последующей степеней не является...