98588

Конфуций и его учение

Реферат

Логика и философия

Воспитанному в современном мире человеку, впитавшему в себя определенные нормы поведения и мышления, вряд ли удастся полностью понять, как и по каким законам существует мир восточных людей. Но что же располагается в основе определения места и роли человека в жизни их миропонимания, мироощущения?

Русский

2015-11-04

119.5 KB

0 чел.

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра Философии и Культурологии

Конфуций и его учение

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент группы У-213

Онищук Д.В.

Проверила: Быстрова А.Н.

Новосибирск 2011

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Великий Учитель………………………………………………………………

3. Идеи социальной гармонии и проблема человека…………………………….

4.Общее понятие о Конфуцианстве……………………………………………….

5. Конфуцианство и современная политическая система Китая………………..

6.Заключение………………………………………………………………………..

7.Библиографический список……………………………………………………...

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать

себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

(Конфуций)

Введение

Восток всегда таил в себе много интересного и неожиданного для европейца. Мне всегда хотелось побывать в Китае. С самого детства  я мечтал съездить в Поднебесную, поближе познакомиться с культурой этой страны, с психологией ее жителей.  Воспитанному в современном мире человеку, впитавшему в себя определенные нормы поведения и мышления, вряд ли удастся полностью понять, как и по каким законам существует мир восточных людей. Но что же располагается в основе определения места и роли человека в жизни их миропонимания, мироощущения? В поисках ответов неизбежно обращение к восточной религии, имеющей вековые традиции.

Древний Китай – один из самых ярких примеров зарождения учений о человеке, различных, но объединенных одной идеей. Учителей этого великого народа вряд ли интересовали абстрактные рассуждения о смысле жизни. В религии Китая по существу невозможно найти даже понятия Бога как такового. В основе  учений и самой религии в целом лежит человек, его сущность, его внутренняя природа, место, которое он занимает в мире, его суть. Как же узнать это неведомое место, во что верить и на что опираться человеку, который ищет истины о самом себе? Именно на эти вопросы и пытались ответить себе и другим Учителя Древнего Китая.

Конфуций не считал себя основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам.[2]Однако после смерти учителя в память о нем и его учениях были воздвигнуты храмы и ,приобретая различные формы и оттенки, стал формироваться религиозный культ Конфуция, как первоучителя человека.

Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю;

я верю в древность и люблю ее".


Великий учитель.

Конфу́ций (кит.  Кун-Цзы, реже кит.  Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius) — один из древних мыслителей и философоф Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю ( Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно, свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: “В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала". В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Существует не один перевод материалов высказываний и бесед учителя, по которым ученики Конфуция составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). «Лунь Юй» стала особо почитаемой книгой конфуцианства.[2]*

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ ( Shū Liáng-hé) и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай ( Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), и цзин (Книга Перемен) и др. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.[3]

На протяжении многих веков трактовка учения Конфуция неоднократно менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В итоге оно превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно и дошло до наших дней. Однако интерес вызывает не сам исторический путь развития конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником нации.

Идеи социальной гармонии и проблема человека.

Конфуций, развивая идею социальной гармонии, выдвинул идеал сяо - сыновней почтительности, лежавшей в основе возвеличенного им культа предков. «Служить родителям по правилам при их жизни, похоронить их по правилам после смерти и приносить им жертвы по правилам»- вот концентрированное изложение сяо.[4] И речь здесь идет не только о том, что дети должны заботиться о здоровье родителей, об их комфорте и сытости, быть почтительными к ним и строго соблюдать все законы траура по многочисленным родственникам, что уже само по себе было очень важным и составляло едва ли не основу семейных правил. Намного важнее то, что культ предков и сяо в принципе упорядочивал социальные отношения людей на низшем массовом уровне.

Все Люди равны - это не так. Люди не равны и не могут быть равны по их месту в обществе, но каждый должен хорошо знать свое место. При том, что оно меняется со временем и в зависимости от обстоятельств. Я считаю, что человек сам в определенной степени хозяин своей судьбы, ибо от него, его способностей, добродетели, стараний и иных качеств зависит многое в его жизни, несмотря на то, что многие привилегии уже при рождении получают высокопоставленные, власть имущие и богатые. Другими словами,немало зависит и от самой личности. «Люди по природе, в общем-то, одинаковы; образ жизни - вот то, что их различает»,- сказано в Луньюе. «Только самые умные и самые глупые не могут изменяться», считал Конфуций. Все остальные должны стремиться к самоусовершенствованию.[4]

Учитель верил в безграничные возможности человека и, всегда стремился способствовать распространению знаний. Принципы его эпистемологии (теории познания) в основном сводились к тезису: «Когда знаешь, считай, что знаешь; коли не знаешь, считай, что не знаешь,- это и есть знание». Главное же - любить знание и стремиться к познанию всегда, всю жизнь. При этом важно уметь должным образом использовать полученные знания: «Учение без размышлений напрасно, а размышления без учения опасны».( Конфуций. Изречения: Конфуций) То есть, чтобы думать и что-то делать, нужно многое знать и  нельзя пытаться что-то сделать, не зная всего, что для этого нужно. В целом, «учиться и время от времени реализовывать узнанное - разве это не приятно?» - с этого афоризма, как известно, начинается текст Лу-ньюя.[4]

Человек для Конфуция - это человек, знающий и стремящийся к знаниям, знание для него - прежде всего познание законов жизни. Когда Конфуция спросили о смерти, он резонно заметил: «Мы не знаем, что такое жизнь, - что уж нам говорить о смерти?!» [4] Учитель был великим моралистом и гуманистом, он учил восхищаться знанием, преклоняться перед всем изящным и радующим глаз (эстетика в его учении да и вообще в древнекитайской мысли воплощалась в термине юэ, «музыка»), строго соблюдать завещанные древностью нормы, ритуалы, ценить гармонию и чувство меры и восхищаться теми, кто преуспел во всем этом.

Конфуций, почти не интересовался проблемами натурфилософии, мистики и сверхъестественного, магии и суеверий. Все, что не имело непосредственного отношения к тому, как следует жить и какими люди должны быть в этой жизни, как создать гармоничное общество и совершенное государство, было вне его интересов и внимания. Небо, воля неба и судьба людей,связанная с ней, наверное, единственный элемент мистики, который можно встретить в афоризмах Конфуция.

Благо Человека - наивысшая цель и ценность. Люди в конфуцианстве - не субъект, а объект: заботы, управления, наставления. Правда, не все. Цзюнь-цзы - это именно субъекты («цзюнь-цзы не инструмент»), тогда как противопоставленные им сяо-жэнь (простые люди, те, кто заботится не о высокой морали, а о повседневной низменной выгоде) и есть объекты, ими и следует управлять, о них и должны заботиться в их же собственных интересах высокоморальные цзюнь-цзы.[2]*

Общее понятие о Конфуцианстве

Итак в основу Конфуцианства легли три основных учения:
         — добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.
         — стремление совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека.
         — понятие о благородном муже

Небесный дар добродетели заложен в каждом человеке и каждый должен выразить его в течении жизни. Некоторые ищут его и не видят, прислушиваются к его зову и не слышат, а, между тем, этот божественный дар пронизывает всё живое, ничто не может быть без него. Конфуций считал необходимым подтолкнуть человека на истинный путь. Он писал, что в обучении нужно:


         1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.
         2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.
         3. Познавая себя — познать Небо и Законы.
         4. Познавая Небо и Законы — познать других людей.
         5. Познавая других людей — создать общество как отражение духовных благ.  

В учении Конфуция одно из первых мест занимает Цзюнь-цзы (Благородный муж), именно ему отведена роль идеала, фигуры для подражания, который, не смотря на свое происхождение, превозносит   моральные ценности, знает свое место и свои обязанности и действует на благо своего народа. На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Однажды отвечая на вопрос ученика о том нужно ли убивать людей, управляя государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».*[2]

Но Конфуций в своей теории не объясняет, откуда берется Благородный муж – достойный правитель. По всей вероятности, он считает его таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе. Такой талант должен быть врожденным, его нельзя сформировать, его можно лишь выявить в результате различных экзаменов на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их. Чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Так же Конфуций подчеркивает и то, что власть над народом должна находиться в руках  «сына Неба», а не сановников, так как он несет ответственность за поддержание порядка и естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность.

Прототип государственного и общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости").  Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").*[4]

Конфуций считал, что Мудрый правитель должен управлять народом по принципам добродетели, обучая и наталкивая их на нужный жизненный путь, и лишь в крайних случаях прибегать к насилию. Именно поэтому Учитель считал что не настолько важна политика и экономика, насколько важна этическая система народа. По его теории нужно заставить общество подчиняться ритуалам, верить в них, это и будет являться начальной стадией, заложением морали, фундаментом для этических норм. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам  поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Конфуций стремился во всем найти «золотую середину», ведь именно она является залогом успеха. Его волновало состояние души человека, таким образом он смотрел на устройство государства через призму человечности.

Но наставить народ на путь исправления ни так уж и просто. Даже если человеку объяснить очень доступно, как он должен себя вести, вряд ли следует ожидать, что он тотчас же изменится. Нужен был особый подход к душе человека, то, что коснулось бы каждого, и Конфуций нашел его! Родители, родственники - они должны быть примером подражания! А их души окутанные мраком и тайнами, великолепный способ создания «Культа предков». Их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Они же превращаются в символ китайской нации, стремлением к человеколюбию и гуманности. Таким символом позже стал и сам Конфуций.

Что же есть то самое человеколюбие и гуманность? Мир гармонии по теории Конфуция строится именно на человеколюбии и гуманности, именно они отличают человека от любого другого существа, от «варвара».

Какой же человек может считаться человеколюбивым? По Конфуцию, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. "Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими".*[2]

В основу гуманности вошли сыновья: почтительность, братская любовь и уважение к древности. Именно это чувство выделяло благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное чувство, вечно ускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека.

Человеколюбие означает "любить людей". А знание, или мудрость, - это "знать людей". Одному из учеников не удалось понять смысл высказывания, и тогда Учитель уточнил: "Воспитывать прямоту и избегать искривлений. И тогда можно кривое выпрямить". Человеколюбие – это отнюдь не качество "для себя", для удовлетворения собственного тщеславия, но "для исправления кривого", т.е. для служения людям. [2]

Изучению древности и собственно обучению Конфуций предавал огромное значение. Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, "выявление человеческого в человеке". Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя все равно не найдешь того, чем обладала "высокая древность", поэтому ей следует целенаправленно обучаться.

Открывая одним из первых бесплатные школы, он подтверждает благотворительно-возвышенный характер своего обучения. В нашем понимании Конфуций ничему не учил, он не расскажет тебе как нужно жить. Он существовал как ориентир, наставник, указатель истинного пути. И этот указатель не может гарантировать, что человек дойдет до конца этого пути, но он является залогом того что путь выбран верно.

Обучение проходило в постоянном диалоге. Он заставляет ученика соучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добивается передачи знаний "от сердца к сердцу". Поставляя в пример мифы великих мудрецов древности, сравнивая их с реальностью, своей целью Учитель ставит воспроизведение древних порядков в современной жизни.

Терпение, по словам Конфуция, главный дар учителя. Он знал, кто среди его учеников способный и от кого можно требовать больших результатов, а для кого и маленькое достижение уже подвиг.

Сейчас Конфуция изображают, как седого старца окруженного детьми. Дети символизируют  весь народ Китая собирающегося вокруг Учителя.

Конфуцианство и современная политическая система Китая

Китай - одна из древнейших цивилизаций, просуществовавших тысячелетия  и сохранивших, несмотря ни на что, свою целостность и своеобразие. Мне всегда хотелось побывать в Китае. С самого детства  я мечтал съездить в Поднебесную, поближе познакомиться с культурой этой страны, с психологией ее жителей.  В Китае возник подлинный культ официального конфуцианства — и в этом смысле мы вправе сказать, что культ Конфуция, как великого мудреца, основателя, патриарха и пророка общепризнанного учения, практически всегда теснейшим образом переплетался с культом конфуцианства. Этот культ, состоявший из суммы конфуцианских традиций, играл очень большую роль в жизни Китая. Конечно, значение конфуцианства на протяжении двух тысячелетий было неодинаковым. Бывали взлеты и падения. Но в целом движение шло вверх.

      Главным регулятором всех жизненных связей и отношений в стране всегда выступало  именно конфуцианство. Культ конфуцианства  диктовал жесточайшие наказания  и мучительную смерть для преступников, особенно для отцеубийц — и  это было прописано в официальном законодательстве. Этот же культ предусматривал жестокую критику современников и суровое осуждение потомков в адрес императоров-отступников. Культ конфуцианства подавлял все замечательные идеи неконфуцианских мыслителей. Этот культ требовал презирать, как  «низкий жанр», все те литературные сочинения, которые не соответствовали или не полностью соответствовали требуемым конфуцианским стандартам. И эффективность конфуцианских запретов или рекомендаций была вне сомнения.

      Многие считали, что конфуцианство  было просто «смесью глубоких и пенных идей с пустыми и бесполезными спекуляциями». Я считаю, что сила конфуцианства  измерялась совсем не глубиной его  философии. В Средневековом Китае конфуцианство практически заменило собой государственную религию, бывшую официальной идеологией большинства аналогичных обществ. Однако в Китае, в отличие от других обществ, конфуцианство было большим, чем просто религия.

На формирование политических традиций китайцев важнейшее влияние оказали три учения: даосизм, легизм и конфуцианство. При этом центральное место аналитики отводят конфуцианству. Данный факт объясняется как сущностью, так и историей развития перечисленных учений.

Так, в основе даосизма положен принцип «дао» (путь, объективно существующие законы природы) и концепция «недействия», которая подразумевает не «ничего неделание», а гармоничное встраивание индивида в «дао». Поскольку указанная концепция стремится минимизировать политическое действие, то даосизм рассматривается как уход от политических реалий. Следует отметить, что и развивался даосизм неоднозначно. После смерти его основателя Лао Цзы наиболее видный представитель школы Цзян Цзы развил учение в сторону мистицизма и агностицизма, что сделало доктрину еще менее совместимой с политикой [1]*.

Полной противоположностью даосизму является легизм — материалистическое, политико-ориентированное течение, легитимирующее абсолютную власть суверена, а также самые жесткие меры по ее поддержанию. Учение зародилось в эпоху воюющих династий, когда впервые императору Цинь Шихуанди удалось объединить под своей властью весь Китай и установить правление династии Цинь. Однако через 15 лет династия была свергнута, а вместе с ней на второй план отошел и легизм. Тем не менее, определенные элементы этого учения были заимствованы конфуцианством [1] *.

Конфуцианство вообще можно рассматривать как некую золотую середину между даосизмом с его аполитизмом и легизмом, с его склонностью к четкому позитивизму и реальной политике. Судьба конфуцианства поначалу также складывалась непросто. После смерти Конфуция (479 г. до н. э.) синкретичное учение распалось на восемь течений. И только с приходом к власти второй императорской династии, а точнее императора Ву Цзы, властью было принято на вооружение конфуцианство в изложении Дона Чжоншу. Именно им был составлен канон классических конфуцианских текстов, что заложило основы официального учения. Все остальные конфуцианские течения были запрещены. Поэтому как официальная идеология всех императорских династий конфуцианство оказало большое влияние на китайское общество и рассматривается как центральный элемент традиционной политической культуры китайцев [1] *.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

Рассматривая антимодернизационные стороны конфуцианства, Чжао Чуньфу указывает на следующее.

1. Идея иерархии и взаимозависимости (обоюдности) не согласуется с современным принципом равенства и духом демократии.

2. В конфуцианской этике права отделены от обязанностей, что противоречит демократическим принципам: в частности, права императора дарованы небом и в ранг абсолюта возводится то, что страна управляется мудрецом.

3. Возвеличивание семьи, власть императора и культ предков противоречат принципу индивидуализма.

4. Конфуцианское требование почитания старины не соответствует принципу созидательности современного общества.

5. Учение о середине, т. е. конфуцианское требование жесткой социальной справедливости, становится высшим принципом морали, что несовместимо с принципом конкуренции.

6. Кроме того, нравственные ценности в конфуцианстве вообще ставятся выше всякой материальной заинтересованности. [1] *

Вместе с тем, Чжао Чуньфу указывает на то, что может способствовать модернизации и демократизации.

1. Сильное чувство социальной ответственности.

2. Энергичное и деятельное отношение к жизни: конфуцианская этика подчеркивает, что добродетельный человек должен постоянно содействовать прогрессу и что ценность жизни заключается в активном созидании.

3. Кроме того, упор на моральные ценности, деятельность и саморегуляцию способствовали развитию духа патриотизма китайского народа.

4. Принцип позитивного отношения к другим «жэнь» (дословно «относиться к другим с любящим сердцем») способствует созданию положительного микроклимата в китайских социальных группах.

5. Дух прагматизма [1] *

Указывая на сложность конфуцианской этики, Чжао Чуньфу говорит о том, что часто ее достоинства и недостатки преобразованы в единое целое, а одно мировоззрение имеет двойное значение, что делает конфуцианство все-таки малопреемлемым в качестве идеологической базы модернизации. Но мне кажется, что эта мысль противоречива, потому что данные выводы не в стиле модернизации. Так же несочетаемым может казаться и христианство, в котором тоже есть внутренние противоречия. В истории есть множество подобных примеров(роль протестантов в формировании капитализма), поэтому, я думаю, что взгляд на конфуцианство, попытки совместимость его с ценностями общества модерна могут измениться.

Конфуцианство отличается от легизма и даосизма значительным гуманизмом, что позволяет говорить о наличии в нем демократических черт. Гуманизм заключается в том, что Конфуций создал картину мира, избавленную от демонов и духов, поставив в центр ее человека и, тем самым, возвысил ценность человеческой личности.

Более того, человек у Конфуция — это целый мир, который требует воспитания и самовоспитания в целях правильного соблюдения «ли». По мнению Чжоу, идея самовоспитания в значительной степени соотносится с западными представлениями об индивидуальной независимости и автономности личности, даже несмотря на то, что воспитание и самовоспитание индивида в Китае осуществлялось в рамках института «большой семьи» в соответствии со строгими предписаниями «ли». [1] * По мнению Чжоу, именно неразрывная связь конфуцианства и «большой семьи» оказала большое влияние на современную политическую культуру Китая, главной чертой которой в настоящее время является квазисемейственность.

Под квазисемейственностью понимается явление «гуанси», определяющееся как сеть персональных связей индивида, основанных на смеси ценностей, отношений, привычек, практик и т. д. [1] *. Данный институт возник в эпоху индустриализации и урбанизации, когда «большая семья» стала разрушаться.

Политическая культура китайцев, основанная на квазисемейственности имеет набор следующих характерных качеств.

1. Основу квазисемейственности составляют личные, но, как правило, не родственные связи.

2. Квазисемейственные сети не имеют четкой организации, границ и правил функционирования; это — неформальные образования; их возникновение зависит от желаний и потребностей индивидов; основанием связи могут стать классовая солидарность и соседские отношения, а также землячество, общие интересы, профессия и т. д.

3. Квазисемейственные отношения не требуют особых предпосылок для их зарождения; это личное дело двух индивидов; однако, возникнув, эти отношения влекут за собой определенные двусторонние обязательства; с возникновением упора на обязательства появляется видение индивида не как отдельной, автономной личности, а как части добровольных сетевых отношений [1] *.

Квазисемейственность оказывает большое влияние на политическое поведение современных китайцев. Они склонны производить мобилизацию личных ресурсов в рамках «гуанси», а не обращаться в формальные организации.

Квазисемейственное мышление порождает нетерпимость к представителям другого «гуанси». Исследователь Чжоу отмечает, что в настоящее время политическая культура Китая отличается отсутствием толерантности к политическому инакомыслию, особенно в отношении принципа гарантии прав меньшинства. Причем интерес вызывает тот факт, что с повышением уровня образования степень нетерпимости не уменьшается [1] *.

Я считаю, что приоритет взаимных обязанностей поможет развитию у китайцев чувства долга и осознания принадлежности к политическому сообществу. У «гуанси» по сравнению с традиционным конфуцианством, очень высокий уровень индивидуализма, это выражается в приспособлении к изменившимся условиям среды и снижении уровня подчинения властям.

Я думаю ,что исследования Чжэньгуана Чжоу ценны тем, что за поверхностным рассмотрением конфуцианства, как института «большой семьи», он сумел рассмотреть присутствие этосов индивидуализма.

                                                    Заключение

Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии культуры Китая. Оно было прямо-таки необходимым, и в этом смысле можно согласиться с теми, кто считает конфуцианство в Китае прежде всего «искусством жить».  

В наше время Конфуций превращается в символ нации, подарившей Китаю духовное долголетие. Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, все-таки очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними.  Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество,  и, как его составная часть, конкретный живой человек.

Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал совершенно разные до него области человеческой деятельности - государство, общество и самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новый смысл. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

Настоящий образ Конфуция скрылся за многочисленными мифами и легендами. Современное конфуцианство значительно отличается от того учения, которое проповедовал Конфуций, но, в тоже время, оно превратилось в особый стиль китайской жизни и во многом определяет поведение непонятной для европейцев восточной нации.

 

Даже современные китайские чиновники – слой весьма многочисленный и влиятельный – стараются вести себя по предписаниям Конфуция: они "не торопливы в словах и делах". Вряд ли большинство из них помнят это высказывание Учителя, но стиль делопроизводства именно такой – вполне традиционный.

На протяжении истории в китайской цивилизации создавались и закреплялись многие фундаментальные принципы религии и этики, основные нормы поведения, устойчивые стереотипы в языке, мышлении, представлениях и восприятии, определенная система ценностей. В современном Китае складывается социальный институт, в котором сочетаются конфуцианство и предпринимательство. При изучении влияния конфуцианства в современном Китае многие исследователи обращают внимание на то, что политика страны противоречит конфуцианским представлениям о добре и справедливости. Это, как мне кажется, подрывает доверие к властям со стороны простых китайцев.

Таким образом, влияние на менталитет современного восточного человека несомненно оказали древние культурные традиции, в том числе и заложенные Великим Учителем Конфуцием. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и экономика – это основа всего китайского образа жизни, китайской цивилизации.

Литература

1. Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 589

2. Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 544 с.

3. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.

  4. Вяжевич М. Конфуций. Афоризмы мудрости. // М., изд.«Белый город»,2007.-448 с. 

 [2] Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 57 с.

* [2] Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 356 с.

 [3] Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. с.132-136

 [4] Вяжевич М. Конфуций. Афоризмы мудрости. // М., изд.«Белый город»,2007.-15 с.

 [4] Вяжевич М. Конфуций. Афоризмы мудрости. // М., изд.«Белый город»,2007.-145, 221, 95 с.

* [2] Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 112 с.

* [2] Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 89 с.

* [4] Вяжевич М. Конфуций. Афоризмы мудрости. // М., изд.«Белый город»,2007.-402 с.

* [2] Конфуций. Изречения: Конфуций. Пер. с древнекит. //Конфуций — Москва, Эксмо, 2002 г.- 372-374 с.

* [1] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 144

* [1] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 144

* [1] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 146

* [1] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 123

* [1] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 124-125

* [5] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 155

* [5] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 167

* [5] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 168-169

* [5] Чуньфу Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. с 175-176


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30709. Проблемы антифашистской борьбы в Европе 1920 – 1930 гг 23.5 KB
  В 1935 во Франции был создан Народный фронт в состав которого вошли как коммунистические и социалистические партии так и левобуржуазные политические организации. Народный фронт представляет собой политический союз который как правило объединяет левые и центральные силы для осуществления противодействия правым силам представителей власти. Основной целью возникновения народных фронтов стала борьба за защиту экономических интересов рабочего класса и противопоставление войне и фашизму. Самый первый народный фронт был образован во...
30710. Основные тенденции и итоги развития Европейского Сообщества в 1990-е 23.5 KB
  ЕЕА провозгласил создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции союза ЕС в области координации экономической валютной социальной политики социальноэкономического сплочения исследований и технологического развития защиты окружающей среды а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики. Амстердамский договор 1997 подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел общей внешней политики и политики безопасности. При анализе политики Европейского Союза...
30711. Создание и основные направления деятельности антигитлеровской коалиции 24 KB
  Черчилль и США – Рузвельт заявили о своем желании оказать помощь Сов. Великобритания и США подписывают Атлантическую Хартию о совместных действиях против Гитлера СССР присоединилась к ней. Нападение Японии на США ускорило формирование Антигитлеровской коалиции. В декабре 1941 США официально вступает во 2у мировую войну.
30712. Парижская мирная конференция и ее решения. Версальский мирный договор 24 KB
  Возглавлял конференцию – Климансо присутствовали лидеры ведущих стран ЛлойдДжордж Великобритания Вильсон США и др. Но главные решения принимались в узком кругу сначала пяти государств Франция Великобритания США Италия Япония а затем только трех Франции Великобритании США таким образом сохранялась практика тайной дипломатии т. Американский конгресс не утвердил вступление США в эту организацию. Франция и Италия – за военное давление на Сов России; Великобритания и США – более осторожны за переговоры.
30713. США динамика развития в двухполюсном мире 31 KB
  Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Изменилась отраслевая структура экономики США успешнее решались проблемы занятости населения. В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США.
30714. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений 26.5 KB
  Франция требовала вернуть им Эльзас и Лотарингию установить контроль за промышленным Рурским районом претендовали на германские колонии в Африке и Средиземноморье и т. Великобритания – хотели сохранить единство Германии установив контроль над её экономикой.
30715. Факторы социальной и политической нестабильности во Франции в 1950-е годы. Конец 4-ой республики (1958 г.) 25.5 KB
  во Франции обострилась проблема инфляции. В этот период во Франции усилились попытки коммунистов дискредитировать американскую помощь или отказаться от нее а партия де Голля Объединение французского народа РПФ желая уберечь страну от коммунизма стремилась к власти и изменению государственного строя.
30716. Развитие социально-политического кризиса в Европе в начале 1920-х гг 22 KB
  : сильный рост промышленного правительства в США Франции в результате 1 мировой войны они обогатились. Основой промышленного подъема был технический прогресс новые технологии новые отрасли автомобили Увеличение концентрации и централизации капитала усиления мощи корпораций смена промышленности и банков – рост финансового капитала. Рост благотворительности для поддержания социальной стабильности.
30717. ФРГ: переход к новой «восточной политике». Договор с СССР от 12 августа 1970 г 27 KB
  Брандт – с 1969 канцлер ФРГ лидер социалдемократов. Подтверждалось что Западный Берлин не является частью территории ФРГ и устанавливался тройной механизм взаимоотношений между компетентными органами ГДР Западного Берлина и ФРГ по вопросам регулирования транзитных перемещений граждан транспортного телефонного и телеграфного сообщения и пр. Но Западный Берлин имел международные соглашения заключенные ФРГ поэтому ФРГ получила право представлять интересы жителей Западного Берлина в международных организациях по вопросам не...