98599

Экономические теории древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

История древнего мира – это история древних цивилизаций, древних классовых обществ, для которых характерен значительно высокий для того времени уровень развития производительных сил, позволяющий производить прибавочный продукт. Получается что на этой основе возникает классовое деление общества, так же государства, и тут же укрепляется технологический и культурный прогресс...

Русский

2015-11-04

76 KB

11 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Кафедра Менеджмента и предпринимательской деятельности.

Специальность Менеджмент.

Группа 3191-11.

РЕФЕРАТ

Тема: Экономические теории древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим).

                                                                         Выполнил: студент гр. 3191-11

  Осипова Р.С.

Проверил: Бунимович И.Д.

                                             2010 г.

0

Содержание.

ВВИДЕНИЕ                                                                                              1

ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ                  4

1.Экономическое развитие Древней Греции                                                 

2. . Экономическая мысль в трудах Ксенафонта,   Платона и Аристотеля  

ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА                   5

1.Экономическое развитие Древнего Рима

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 6

1.Экономическое  развитие Древней Индии

ГЛАВА 4.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ           7      

1.Экономика Древнего Китая

2. Конфуций и Древний Китай                                                                      9

ГЛАВА 5. Экономическое развитие Древнего Египта                              10

1. Экономика Древнего Египта                                                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                            12

1

Введение.

Исторический период называемый «Древний мир» занимает отрезок времени начиная с  тысячелетия до н.э. по первую половину 1 тысячелетия н.э. История древнего мира – это история древних цивилизаций, древних классовых обществ, для которых характерен значительно высокий для того времени уровень развития производительных сил, позволяющий производить прибавочный продукт. Получается что на этой основе возникает классовое деление общества, так же государства, и тут же укрепляется технологический и культурный прогресс, что и позволяет нам называть такие общества цивилизациями. Что можно сказать о социальной структуре этих обществ, она была достаточно сложна. Так же в этом обществе выделяется высший класс, который не был занят производительным трудом, пользовались (эксплуатировали) чужой труд, т.е они жили за счет присвоения результатов труда других. Что можно сказать о низшем классе, к ним конечно же относятся, так называемые подневольные люди (рабы), они не имели средств  производства, и сами являлись собственностью эксплуататора. Высший класс это конечно же рабовладельцы. Высший класс, эксплуатировал не только рабов. Но и стремились эксплуатировать других эксплуатируемых. Они пытались превратить их в рабов. Скорее всего такую экономику можно назвать рабовладельческой.

          В течении этого периода рабовладельческие общества проходят значительно длительный путь эволюции. Общество где рабский труд играет очень значительную роль (Древняя Греция и особенно Древний Рим).

         Общая тенденция, имеющаяся и в Древнем Риме и в Древней Греции – это конечно же проведение различных мероприятий, направленные на ликвидацию остатков родового строя. Вскоре в ходе реформ  в Древнем Риме и Древней Греции было отменено, т.е ликвидировано долговое рабство. В результате этой реформы граждане этих государств не могли быть превращены в рабов. Со временем рабство становится уделом «варваров», а рабовладельческий строй в

2

процессе сменяется на классический. Особенно тяжелым было положение рабов в Древнем Риме, нежели в Древней Греции. Если например в Древней Греции рабский труд все же принимался, но только в основном, в сфере ремесла и торговли, а в Древнем Риме рабы – военнопленные эксплуатировались в сельском хозяйстве. Получается рабы в социальном плане лишаются атрибутов человеческого существа. Они являются собственностью рабовладельца, наряду с орудием труда, рабочим скотом и т.д. К рабам очень жестоко относились, не считались сними, за людей их не считали. Рабов продавали и покупали, наказывали, могли убить без каких – либо последствий или причин, для рабовладельца.

Первыми цивилизациями в истории являлись Древние Восточные общества, которые начинали развиваться около 7 тысячелетия до н.э. Европейские общества начинают развиваться позже на рубеже 2-3 тысячелетия до н.э. Существенно различается социально – экономический тип этих цивилизаций. На Востоке, из – за необходимости создания и поддерживания искусственного орошения земли, большую роль играла организация труда и конечно же общественная. В общественных работах должно было участвовать практически все население. Труд крестьян и ремесленников использовался не только на хозяйственных объектах, но так же использовался для сооружения царских усыпальниц, пирамид, храмов. На Древнем Востоке так же возникает рабство, которое будет существовать с сельской общиной.

По указу императора Константина 1 от 319г. н.р. рабов запрещалось: убивать рабов дубинками, камнем, оружием, повешением, огнем, отравлением, сбрасыванием с высоты, растерзанием дикими зверями. Зато в Древнем Риме этот список неразрешенных убийств действовал не в пользу рабов и показывает действительное положение рабов в Риме.

В античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) возникновение цивилизации связано с развитием собственности отдельных семей. Роль господствующего класса в обществе труда здесь оказывается лишь вторичной, по сравнению с собственностью на средства и условия производства, при этом основную роль играет частное производство.

3

Что касается Древнего Востока, то тут можно сказать следующее. К достижениям Экономической мысли Древнего Востока относится решение проблем управления государством , а так же государственным хозяйством, обеспечение стабильности как в обществе, так и в государстве. На Древнем Востоке впервые в истории начинаются зарождения таких экономических наук, как анализ хозяйственной деятельности и , управления, статистики.

 

                  

4

Глава1. Экономическая мысль Древней Греции.

1. Экономическое развитие Древней Греции.

         Первым периодом истории Древней Греции можно считать микенскую цивилизацию. Микенская цивилизация просуществовала  до конца 13 в. до н.э. а позже пала. От этой цивилизации остались многочисленные глиняные таблички, с письмом. Эти таблички представляли собой «бухгалтерские» счетные записи, и они велись в течение долгого времени. Так же на глиняных табличках в период экономического развития Древней Греции, уже существовало рабство, труд рабов применялся в различной работе. В монополии  государства были все отрасли ремесленного производства. Существовала система учета, так же был сбор податей, а собирали ее в виде металла, золота и бронзы. Территория Древней Греции на то период была разделена на податные округа.

Следующей после микенской теории, следует гомеровская.

Каждая семья в гомеровский период, ведет свое хозяйство, производя: утварь, одежду, орудие труда. В гомеровский период происходит следующее: греки осваивают технологию выплавки и обработки железа. Рабство носит патриархальный характер.

Рабство в эту эпоху еще не получило широкого распространения. Труд раба и свободного человека мало чем отличался. Даже высшие люди ( аристократы) трудятся со своими рабами.

В 7 – 6 в. до н.э. в Древней Греции окончательно формируется система государств – полюсов. Начинает усиленно распространяться рабство, частная собственность вытесняет родовую, начинает развиваться торговля.

                      

                    

5

2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта,

Платона и Аристотеля.

         Экономическая мысль представлена в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. В историю древнего мира эти люди вошли как величайшие философы. Но в их трудах так же присутствовали и экономические суждения, основанные анализе экономических явлений, таких как: домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги, а так же капитал приносящий проценты. Ксенофонт, Платон и Аристотель защищали рабовладельческий способ производства. Аристотель называл раба, одушевленным орудием труда. Греческие мыслители старались укрепить- рабовладельческое хозяйство. В своих трудах они искали наилучшую систему управления хозяйством, учение об этом называлось термином «экономика». В Древней Греции государство и город назывались одинакого, одним словом «полис».

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) – современник Платона, был учеником Сократа, родился в Афинах. Воспитывался в аристократической среде. Занимался совершенствование, управлением рабовладельческого хозяйства. Эти занятия послужили для создания, его основного экономического труда «домострой», «домостроительство».В трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Платон (428–347 гг. до н. э.)  – один из выдающихся греческих мыслителей, происходил из старинного афинского аристократического рода. Свои экономические суждения по поводу идеального государства и его функционирования, он изложил в трактатах «Законы». «Законы» Плотон написал в конце своей жизни. Создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – жил в эпоху начавшегося кризиса рабовладельческого строя. Основным учение, а так же произведением Аристотеля, является «Политика».Она была посвящена государственному устройству, основанному на тот период на рабовладении.

6

По мнению Аристотеля, экономия – это хозяйственная деятельность, связанная с тем, что производятся необходимые для жизни товары. Она была основана на сельском хозяйстве.

Глава 2. Экономическая мысль Древнего Рима.

  1.  экономическое развитие Древнего Рима.

Самым крупным рабовладельческим государством в истории считает  Древний Рим. В истории Древнего Рима известно что там было очень много войн, восстаний рабов, гражданские конфликты. История Древнего Рима  - это развитие и падение рабовладельческого государства.

Основную роль в периоде экономического развития Древнего Рима, в решении земельного вопроса, со временем стали играть территории захваченные войнами. Войны  постепенно давали большое количество пленных, которых могли превратить в рабов.

В процессе своего развития римского государство испытывали на себе влияние древнегреческих рабовладельческих цивилизаций. И это влияло на развитие римского государства.

        Развитие рабовладения в римском государстве, привело к кризису. Этот кризис имел много причин или был многоплановый: экономический, социальный, политический. Социальный кризис был вызван тем, что был большой рост свободного населения (безземельного). Политический кризис возник из – за несоответствия архаичной полисной политической системы Древнего Рима.

       Римский народ хранил память о своих защитниках, и делал это бережно. Для древних римлян был больше характерен некий практический склад ума.

       

7

Глава 3. Экономическая мысль и развитие Древней Индии.

1.Экономическое развитие Древней Индии.

Считается что Древняя Индия была родиной богатой материальной культуры. Их занятие было основано на земледелии. Важной чертой экономического строя Древней Индии являлось то, что существовали сельские общины, опиралась она на большие коллективы. Сельские общины вели натуральное хозяйство, так же они сочетали земледелие с домашним ремеслом. В Древней Индии собирали с общинников,и она была добровольной.

       Экономическое развитие с юга страны значительно отличалось и сильно отставало от севера. Центром Древней Индии стала Индо-Гангская долина. Большое значение в прочесе развития древнеиндийского государства, имело появление железа ( примерно около 11 в. до н.э.). Со временем началось ее массовое применение. Так же были железные орудия труда (топор, лопата, мотыга) и ускорял строительство и вырубку леса.

Как уже было выше сказано, занятием населения Древней Индии было земледелие, так вот на своих землях они выращивали: ячмень, пшеницу, рис, кунжут. И получали по два урожая в год. Ячмень и пшеницу они старались сажать - осенью, а рис сажали – весной. Применялись удобрения (навоз).

               

              

8

Глава 4. Экономическое развитие Древнего Китая.

1.Экономика Древнего Китая.

Основным занятие древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным. В Древнем Китае производили: просо, пшеницу, рис. Орудием труда была  мотыга. Преобладало искусственно орошение земли.

        Существовали ремесленники, которые занимались обработкой камня, изготавливали из него статуэтки, ножи, сосуды, украшения. Так же из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, колесницы и стрелы.

Главным источником Рабства в древнем Китае были войны. Труд рабов применялся в земледелии, в торговле,(насильщики).

В эпоху Хань расширилась, и очень значительно, торговля с другими государствами. Вывозилось из Китая сырье, это изделия из белой керамики, шелк, стекло, так же вывозили животных, коров, лошадей, верблюдов.

В Древнем Китае рабство носило патриархальный характер, и не являлись главной производительной силой. Численность рабов была не большая, и принадлежали они государству, сельская община была главной силой в земледелии. Обязательства людей перед общиной, постепенно становится некой формой эксплуатации общинников, самим государством.

                

9

2.Конфуций и Древний Китай.

Конфуций (551 - 479 до н.э.) – китайский философ, экономист. Экономические взгляды Конфуция оказали большое влияние на экономическую мысль  Древнего Китая. При Конфуции в экономике страны происходили сдвиги связанные с становлением рабовладения. В итоге пришло в упадок земледелие, укрепились позиции рабовладельческих частных хозяйств. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, а так же советовал эксплуататоров добиваться верности рабов. Рабовладение у Конфуция задачей сохранения старых порядков и отношения кровного родства людей. Конфуций искал пути, социального равенства, но при сохранении рабовладения, и ее порядков.

   

        

10

Глава 5. Экономическое развитие Древнего Египта.

1.Экономика Древнего Египта.

Экономика Древнего Египта как и в Древней Греции, Риме, Китае, основана на земледелии. Главными культурами этого периода были ячмень и пшеница, позже к ним добавились другие зерновые. Основой жизни был конечно же хлеб, из овощей чеснок, лук-порей, огурцы. Домашних животных старались разводить в большом количестве. Так же разводите пчел. Скот в древнем Египте играл важную роль в развитии экономики.

На шахтах в период экономического развития Египта, работали пленные иноземцы. Эти работы требовали больших физических сил. Скорее всего существовало и рабство. Так же были ремесленники, к ним относились плотники, скульпторы, плотники, ювелиры.

В Египте так же была создана сильная армия. Основной производительной силой были общинники, которые платили подати, и их труд использовался в строительстве храмов, дворцов, пирамид.   

Богатством в Древнем Египте считался скот, поэтому к разведению скота относились очень серьезно и внимательно. Главным занятие египтян была обработка камня, именно в этом дели они были хорошими мастерами. Со временем они начинают строить суда, из пород древесины, растущих на тот период. Торговля в Древнем Египте так же процветала положительно.

Культура древних египтян – это накопление знаний в области естественных наук ( математика, астрономия, география, медицина).

                                          

11

Заключение.

Каждая экономическая теория древнего мира (Индия, Греция, Китай, Рим, Египет) развивалась по – разному. В каждом из них преобладали свои законы, культура, занятия. Но были и вещи, которые их связывали. Это конечно же земледелие, а так же в каждом из них были рабы, которые выполняли работы, как и в земледелии, так и в строительстве различных церквей, домов, дворцов, храмов, колесниц. Так же большой вклад вложили в развитие древней экономики, такие люди как: Ксенафонт, Платон Аристотель ( Древняя Греция), так же  Конфуций ( Древний Китай), каждый выдвигал свои экономические идеи. Ксенофонт в процессе своих учений  создал «домострой» «домостроительство» и он являлся основным его экономическим трудом. Платон создал «законы».Аристотель  «политику». Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам. В дальнейшем благодаря изучению этих великих людей, и созданию своих по истине важных для развития государства трактатах, развитие экономики продолжалось, и был уже некий фундамент, на который можно было опереться при создании новых трактатов для развития древней экономики.

                                       

12

Список литературы.

  1.  Павлова И. и др. История экономических учений: Учеб. пособие/ ГУАП. СПб., 2000.
  2.  5. Сергеев В. История Древней Греции. М.: Гос. соц.-экон. из- во., 1939.
  3.  13. Всемирная история экономической мысли. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
  4.  История Древнего мира Т. 1–3./ Под ред. И. М. Дьяконова и др. М.: Наука, 1989.
  5.  Штаерман Е. Древний Рим: проблемы экономического развития Москва, изд. "Наука", 1978.

                


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13709. Демократия - это система,при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства 14.18 KB
  Демократия это системапри которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинстваКруглов.Демократия это форма правления которая существует с древнейших времен и означает власть народа то есть власть большинства.Поэтому поли
13710. Когда народ много знает, им трудно управлять 13.82 KB
  Когда народ много знает им трудно управлять Лао Цзы Высшая ценность в обществе постмодернизма быть свободным от политической системы быть индивидуальностью: свободно творить выражать свои мысли иметь отличное от всех мнение.Политическое сознание в годы советской в
13711. The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring? Use examples and details in your answer 2 KB
  The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring Use examples and details in your answer. Man through the ages has undergone many changes from the time when he depicted a herd of mammoths on the walls of his cave to these days when he can create beautiful pictures and even make coffee by use of computer technologies without leaving his favorite chair. The 20th century made huge steps in developing computer technologies and reached many goals that made o...
13712. Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with? Use specific reasons and examples to support your 5.76 KB
  Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with Use specific reasons and examples to support your answer. I think that everyone can divide all advertising products and services into useless ones and useful ones. It is like looking through an information desk when you pay attention to those messages that interest you. Take me for examp...
13713. Do you agree or disagree with the following statement? Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer 1.84 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer. Every country has its own culture and traditions. There is no doubt that an advertising campaign conducted in Russia will not have the same affect here in the United States. Let us take for example advertisement of food and restaurants. A huge amount of fast food stands suggest their services for breakfast lunch di...
13714. A gift (such as a camera, a soccer ball, or an animal) can contribute to a child’s development. What gift would you give to help a child develop? Why? Use reasons and specific examples to support your choice 2.45 KB
  A gift such as a camera a soccer ball or an animal can contribute to a childs development. What gift would you give to help a child develop Why Use reasons and specific examples to support your choice. People learn and develop throughout their entire lives. I think that in our modern world it is very essential to be familiar with computer technology. So if I had a chance to give a child a gift it would be a computer. I think that computers play an essential role in our lives and ...
13715. Would you prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building? Use specific reasons and details to support your choice 2.25 KB
  Would you prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building Use specific reasons and details to support your choice. If I was asked where I would I prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building I think I would hesitate to answer. This question from my point of view is a controversial one. In the following paragraphs I will analyze both these options and present my view. From the one side living in a modern apartment building bri...
13716. If you could study a subject that you have never had the opportunity to study, what would you choose? Explain your choice, using specific reasons and details 1.8 KB
  If you could study a subject that you have never had the opportunity to study what would you choose Explain your choice using specific reasons and details. If I would have the opportunity to study a subject I do not know yet I would choose to study the outer space. I have a Bachelor degree in Management and I like to have the possibilities to work in this field. However I was always interested in the space exploration. I think it is a very interesting and challenging job to w...
13717. Do you agree or disagree with the following statement? Attending a live performance (for example, a play, concert, or sporting event) is more enjoyable than watching the same event on television. Use specific reasons and examples to support your opinion 1.89 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Attending a live performance for example a play concert or sporting event is more enjoyable than watching the same event on television. Use specific reasons and examples to support your opinion. The issue whether to attend a live performance or enjoy watching the same event on TV is a controversial one. However in my opinion an intermediate position can be taken. I base my suggestion on the following points. But before I begin I...