98608

УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение таких понятия, как процессуальная дееспособность и правоспособность несовершеннолетних лиц, выявление особенностей личного участия несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве, выявление особенностей участия законных представителей несовершеннолетних в гражданском процессе.

Русский

2015-11-05

54.42 KB

21 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Курсовая работа

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Студента 3 курса, группы Ю12-2__________         

(курс, группа)

  Юдовой Алины Дмитриевны

(Ф.И.О.)

Научный руководитель Куртуков Роман______              Сергеевич________________________________

(ученая степень, должность, фамилия, инициалы)

Курсовая работа                          Курсовая работа

Допущена к защите                     защищена с оценкой «______________»

__________________     _________________________________

подпись руководителя       подпись руководителя

«____»__________2015 г.                          «____»_____________2015 г.

Новокузнецк,  2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………...

       1.1. Понятие и виды гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности……………………………………………………………………..

       1.2. Несовершеннолетние, как участники гражданского судопроизводства. Предпосылки создания системы ювенальной юстиции в России………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Особенности участия несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве…………………………………………………………………..

  2.1. Самостоятельное участие несовершеннолетних в рассмотрении      гражданских дел…………………………………………………………………

  2.2. Участие законных представителей несовершеннолетних в гражданском процессе…………………………………………………………..

  2.3. Особенности правового положения несовершеннолетнего свидетеля в гражданском деле…………………………………………………………...…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Участие несовершеннолетних лиц в гражданском судопроизводстве связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и, прежде всего, недостатками правового регулирования, отсутствием надлежащего подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних. Главной из таких проблем является определение гражданского процессуального статуса несовершеннолетнего как участника гражданского процесса. Данная проблема заслуживает внимания еще и потому, что без определения роли ребенка в судебном разбирательстве, его положения и объема прав и обязанностей, невозможно конкретизировать его как участника гражданского судопроизводства.

 Конвенция о правах ребенка ООН, являющаяся основным международным документом, регулирующим права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку право на участие и защиту своих прав в суде. Так ст.12 данной Конвенции гласит: «Ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.» Таким образом ребенок может участвовать в суде и представлять свои интересы. Как лично, так и посредством своих законных представителей. 

      Объект данной работы : гражданско- процессуальные правоотношения, которые возникают при участие несовершеннолетних в гражданском процессе.

       Предмет исследования : нормы материального и процессуального права, регулирующие общественные отношения, связанные с участием несовершеннолетних в гражданском процессе.

      Цель работы – исследовать, выявить и обобщить особенности правового статуса несовершеннолетних, как участника гражданского судопроизводства.

      Для выполнения цели мною поставлены ряд задач:

  1.  рассмотрение таких понятия, как процессуальная дееспособность и правоспособность несовершеннолетних лиц.
  2.  выявление особенностей личного участия несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве
  3.  выявление особенностей участия законных представителей несовершеннолетних в гражданском процессе.
  4.  рассмотрение некоторых аспектов правового положения несовершеннолетнего свидетеля в гражданском судопроизводстве.

ГЛАВА 1.ПРАВОСПОСОБНОСТЬ  И  ДЕЕСПОСОБНОСТЬ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ  ПРОЦЕССЕ

  1.  Понятие и виды гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности

      Гражданская процессуальная правоспособность - это установленная законом возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Закон наделяет такой способностью в равной мере всех физических и юридических лиц, обладающих в соответствии с законодательством РФ правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов, имея в виду лишь возможность участия их в гражданском процессе в качестве сторон и третьих лиц.3 Гражданское процессуальное законодательство не допускает никаких ограничений процессуальной правоспособности.

       Все лица, обладающие субъективным материальным правом, должны иметь возможность обращения за его защитой, т. е. непосредственно гражданскую процессуальную правоспособность.

      Гражданская процессуальная правоспособность связана с правоспособностью в материальном праве (гражданском, трудовом, семейном, земельном, административном), когда возможно быть стороной или третьим лицом. Судебная защита предполагает, что лицо, обращающееся за ней, способно обладать оспариваемым правом. Поэтому гражданская процессуальная правоспособность возникает одновременно с правоспособностью в материальном праве.

       Стоит заметить, что процессуальная правоспособность граждан возникает с момента их рождения и прекращается со смертью. Но если правоспособность в материальном праве возникает с определенного возраста, например с момента заключение брака или подписания лицом трудового договора, тогда и процессуальная правоспособность наступает с этого момента.

         По содержанию правоспособность в материальном праве абсолютно отличается от процессуальной правоспособности. Так  правоспособность в материальном праве — это возможность иметь определенные материальные права и обязанности (например гражданские, трудовые, брачно-семейные). Что касается гражданской процессуальной правоспособности — это возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности, т. е. быть участником гражданского судопроизводства.

         Объем правоспособности устанавливается государством, которое предоставляет равные возможности по реализации своих гражданских прав всем участникам гражданского процесса. Закон не допускает, чтобы гражданин отказался от правоспособности или ограничил ее: "Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом" (ст. 22 ГК РФ).

         Для правоспособности характерны такие понятия, как неотчуждаемость и непередаваемость. Подразумевается, что гражданин может распоряжаться своими субъективными правами (имущественными и личными неимущественными), но не самой возможностью быть носителем этих прав. Например, гражданин вправе передать право собственности на вещь другому лицу, но закон не допускает возможности его отказа от правового положения быть личным собственником вообще. В то же время ограничение правоспособности допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.4 По действующему законодательству ограничение правоспособности допускается в качестве наказания за совершенное преступление, причем гражданин по приговору суда может быть лишен не правоспособности в целом, а только способности иметь отдельные права (например, заниматься определенной деятельностью, связанной с материальной ответственностью). В отдельных случаях ограничение объема правоспособности имеет место в связи с прямым указанием в конкретном Законе. Например, Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ" запрещает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью. Данное ограничение правоспособности нельзя смешивать с лишением гражданина отдельных субъективных прав. Например, конфискация имущества по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенные вещи и ценности, но не связана с ограничением правоспособности. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды - т.е. лица, которые проживают на территории России и не имеют доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству) пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с гражданами России, и ограничение гражданской правоспособности этой категории лиц допускается в случаях, предусмотренных законодательством.

        Для осуществления процессуальных прав и обязанностей в суде посредством совершения процессуальных действий необходимо обладать процессуальной дееспособностью, на которой далее остановимся подробнее.

      Гражданская процессуальная дееспособность – это способность субъекта лично осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, а также иметь возможность поручать ведение своего дела представителю (ст. 37 ГПК), т. е. способность лично совершать процессуальные действия (самому предъявлять иск, заключать мировое соглашение, отказываться от иска или признать его, заявлять ходатайства в процессе, доказывать и т. д.).

     Существует  отличие гражданской процессуальной дееспособности от дееспособности в материальном праве (способности лично совершать сделки, приобретать собственность, заключать трудовой договор и т. п.).

      Гражданская процессуальная дееспособность физических лиц подразделяется на виды: полная дееспособность и частичная, ограниченная.

      Полная процессуальная дееспособность физических лиц возникает с достижением ими совершеннолетия, т. е. с 18 лет (ст.21 ГК), а в случае эмансипации - с 16 лет (ст. 27 ГК). Эмансипация в гражданском праве — это признание несовершеннолетнего лица полностью дееспособным, в связи с занятием предпринимательской деятельностью или с трудоустройством. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

          Права и интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их законными представителями. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными (ч. 3 ст. 37 ГПК). Эти лица вправе совершать все процессуальные действия. Недопущение их к участию в деле – это основание для отмены решения.

       Стоит отметить, что в случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений, из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, а также по делам, возникающим из причинения вреда, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и интересы. Привлекать законных представителей к участию в таких делах не обязательно. Данное решение вопроса полностью остается на усмотрение суда (ч. 4 ст. 37 ГПК).

         Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, дееспособность в полном объеме возникает со времени вступления в брак (ч. 2 ст. 21 ГК). Это положение полностью относится и к гражданской процессуальной дееспособности.

        За лиц, полностью недееспособных (малолетних, не достигших 14 лет, и совершеннолетних, объявленных недееспособными в установленном законом порядке (ст. 29 ГК, ст. 281 ГПК), процесс ведут их законные представители  согласно ч. 3 ст. 37 ГПК.

        Действия совершаемые  недееспособным лицом , в том числе например предъявление им иска, будут иметь силу лишь в случае подтверждения этого действия их законным представителем. Законный представитель может подтвердить все действия недееспособного или некоторые из них; не подтвержденные им действия лишаются  юридического значения (п. 3 ч. 1 ст. 135, абз. 3 ст. 222 ГПК). Это относится лишь к лицам, признанных полностью недееспособными.

  1.  Несовершеннолетние, как участники гражданского судопроизводства. Предпосылки создания системы ювенальной юстиции в России

Исходя из определения гражданской процессуальной правоспособности, при наличии материального спора о праве несовершеннолетний может быть участником гражданского процесса. При этом выделяется два случая такого участия:

  1.  самостоятельное участие несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве в качестве одной из сторон (истец или ответчик) или третьего лица;  
  2.  участие несовершеннолетнего посредством законных представителей, осуществляющих защиту их законных прав и интересов в гражданском процессе.

В первом случае несовершеннолетний наделяется всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными ГПК РФ, как и любой другой участник гражданского процесса, а именно (ст. 35):

  1.  Правом знакомиться со всеми материалами дела, снимать копии, а также делать выписки из них и т.д.;
  2.  Правом заявлять отводы;
  3.  Предоставлять доказательства, а также непосредственно участвовать в их исследовании;
  4.  Задавать вопросы участникам процесса;
  5.  Заявлять ходатайство об истребовании доказательств, требовать назначение экспертизы, приостановления производства по делу и т.п.;
  6.  Давать устные или письменные объяснения суду, высказывать свои доводы в процессе гражданского судопроизводства по возникающим вопросам;
  7.  Возражать против ходатайств, предположений и мнений других лиц;
  8.  Обжаловать решения суда в вышестоящей инстанции;
  9.  Использовать другие предоставленные ему процессуальные права.;

Несовершеннолетние, как и другие лица, участвующие в деле, безусловно

обязаны добросовестно пользоваться предоставленными им правами, подчиняться процессуальной регламентации (соблюдать необходимые сроки, производить во время оплату, представлять необходимые документы в соответствующей форме).

В свою очередь суд обязан содействовать сторонам в реализации ими их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или несовершения ими тех или иных действий. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 июня 2006 г.  номер 11 « О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» сказано о том, что суд для полного и объективного исследования дела должен разъяснять права и обязанности  лицам, участвующим деле, а также выяснять их мнение по поводу единоличного рассмотрения дела.

       Во втором случае несовершеннолетний осуществляет свое право на защиту не лично, а через своих законных представителей. Ими могут быть родители,усыновители, опекуны или попечители. Процессуальное положение законных представителей определено одним из институтов гражданского права, так называемое представительство.

       Говоря о представительстве в суде несовершеннолетних стоит рассмотреть такой институт, как ювенальная юстиция. В последние десятилетия в научной литературе все чаще стал появляться особый интерес к данному понятию. О нем писали не только правоведы, например А.С.Автономов, В.Д. Ермаков и т.д., но и специалисты неюридического профиля. Все они не могут прийти к единому определению данного понятия, как и к его принципам и функциям. Обобщив мнения всех исследователей этого вопроса, попробуем дать наиболее точное определение данному институту.

       Итак, ювенальная юстиция – это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав. Содержание и цель данного института – защита прав несовершеннолетних.

         Предпосылкой появления ювенальной юстиции стал успешный опыт появления и функционирования данного института в Западных странах. В РФ политика внедрения ювенальной юстиции проводилась вплоть до 2010 года. Сущность данной специализированной судебно- правовой системы должны были составить как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся вопросами защиты прав и законных интересов детей. Однако в Российской Федерации почти все население страны выступило против инициативы создания системы ювенальных судов. Народ получил поддержку в лице президента РФ- В.В. Путина. Именно в силу этих причин проект ФКЗ № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» был отклонен во втором чтении в Государственной Думе. Данное негативное отношение российского общества базируется на несоответствии ее принципов основам уникального менталитета, истинной народной культуре и традициям русского народа.

      Давление со стороны ювенальной юстиции на родителей и их приравнивание по правам к детям неизбежно приведет к разрушению и деградации не только такого важного социального института, как семья, но и всего общества в целом. Все это будет способствовать не только увеличению преступности среди молодежи, но и разрушению семейных ценностей, правопорядка.

       Участники движений, борющихся с внедрением данного института выражают также недовольство по поводу формулировок, трактовки терминов и выражений, которые даются в ювенальном законодательстве. Например, выражение «ребенок в опасности» вызывает целое множество споров и недовольств, говоря о том, что ее можно применять почти во всех ситуациях, использовать при малейшем конфликте между родителем и ребенком. В результате этого, не разобравшись, можно оставить огромное количество детей сиротами. Одним словом существует огромное количество двусмысленных и неуместных фраз и высказываний. Все это вызывает еще одно недовольство среди населения – возможность грубого злоупотребления властью органами ювенальной юстиции. Им предоставляется огромная возможность для злоупотребления своими функциями. Последняя и самая важная причина- это отрицательный опыт в зарубежных странах.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

2.1.  Самостоятельное участие несовершеннолетних в рассмотрении гражданских дел

          Несовершеннолетнее лицо являясь участником гражданского процесса может выступать с суде самостоятельно. Он может быть участником процесса, т.е. истцом, ответчиком или заявителем, выступать участником судебного процесса при защите его прав, свобод и интересов законными  представителями или выступать в качестве свидетеля или третьего лица.               Несовершеннолетний как участник судебного процесса , в котором он может выступать как самостоятельное лицо, согласно ст. 35 ГПК РФ, обладает всеми процессуальными правами и обязанностями, а именно:  право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии. Фактическое ознакомление с материалами дела может происходить как во время так и вне судебного разбирательства. Это же право принадлежит и представителям5. Так же сюда относится право предоставлять доказательства и участвовать в их исследовании; право задавать вопросы участникам процесса; заявлять ходатайства , что позволяет лицу, участвующему в деле , доводить до суда в установленной процессуально форме свои процессуальные требования. Ходатайства, заявленные вне судебного разбирательства, также должны рассматриваться судом в порядке, установленном процессуальным законодательством; право давать пояснения суду в устной или письменной форме; право приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и других доводов лиц, участвующих в деле; право обжаловать судебные постановления; право использовать другие процессуальные права, предоставленные гражданским законодательством.

Рассматривая процессуальные обязанности следует обратить внимание на их различный характер, например: если лицо, участвующее в деле, приводит в качестве доводов какие-либо обстоятельства ,ссылаясь на то, что они являются основанием для требований или возражений, оно обязано привести доказательства, подтверждающие действительность существования этих обстоятельств. В свою очередь суд обязан в полной мере содействовать сторонам , участвующим в деле, в реализации их прав, способствовать их осуществлению , разъяснять им их права и обязанности, пояснять последствия совершения или несовершения ими тех или иных процессуальных действий.

      В соответствии  с п.4 ст.37 ГПК РФ несовершеннолетние лица от 14 до 18 лет имею право самостоятельно защищать свои интересы в случаях, предусмотренных Федеральным законом ,по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных правоотношений. Таким образом, участие несовершеннолетнего в гражданском судопроизводстве по основаниям ч.4 ст.37 ГПК РФ мало отличается от участия в процессе « дееспособного » гражданина.

      Приоритетом в данном случае будет являться волеизъявление несовершеннолетнего лица, однако при обнаружении противоречий в гражданско- процессуальном заявлении или действиях несовершеннолетнего и его законного представителя суд обязан давать оценку данным объяснения в совокупности с другими доказательствами  по делу.6

2.2 Участие законных представителей несовершеннолетних в гражданском процессе

По сравнению с личным участием несовершеннолетних лиц в гражданском производстве чаще встречается случай, когда их интересы представляют и защищают законные представители – родители, усыновители, опекуны ,попечители и иные лица, которым это право предоставляется федеральными законами. Интересы несовершеннолетнего лица до 14 лет представляют в суде его родители, усыновители или опекуны, если лицу от 14 до 18 лет, его интересы в суде представляют родители, усыновители или попечители.

Родители могут представлять интересы своих детей в возрасте до 18 лет при условии, что между их интересами нет противоречий.7 Для того, чтобы стать законным представителем необходимо наличие родства между ребенком и законным представителем, что обусловливает порядок оформления и одновременно фактом подтверждения полномочий родителей на выступление в судебном процессе в качестве законных представителей своих детей.  Родителям необходимо предъявить в суде паспорт, а также свидетельство о рождении представляемого ребенка.

       Представлять интересы ребенка в равной степени имеют право как мать так и отец. Но в таком случае необходимо, чтобы ребенок родился в зарегистрированном браке или при его отсутствии отцовство было установлено добровольно или по судебному решению.8 В случае , когда  брака не зарегистрирован и отцовство не установлено , представителем может выступать только мать ребенка. Если ребенок усыновлен одним лицом, то его представителем могут быть усыновитель или родитель по происхождению. Приемные родители представляют в суде интересы приемных детей, пользуясь правами и неся обязанности опекунов ( попечителей ). Основанием для представительства в таком случае будет договор о передаче ребенка ( детей) на воспитание в семью, который заключается между приемными родителями и соответствующим органом. Полномочия приемных родителей в суде подтверждаются удостоверением установленной формы.

        Законное представительство опекунов и попечителей возникает на основании административного акта назначения опекуном и попечителем. Для защиты в суде интересов подопечного особых полномочий не требуются.9 Достаточно предъявление соответствующего документа ,например паспорта, свидетельства о рождении или усыновлении, удостоверение опекуна или попечителя, подтверждающего ,что они действительно являются законными представителями. Если же законный представитель передоверяет ведение дела другому лицу, то он от своего имени выдает доверенность.

      Что касается усыновителей, то они как и родители, представляют интересы детей в суде до 18 лет. Основанием возникновения законного представительства в отношении усыновленного ребенка выступает вступившее в законную силу решение суда об установлении усыновления (удочерения) , которое выноситься в порядке особого производства согласно нормам, содержащихся в гл.29 ГПК РФ. Полномочия усыновителей для представления интересов усыновленного ребенка подтверждается свидетельством о государственной регистрации акта усыновления10 или свидетельством о рождении представляемого ребенка.11

  Опекуны выступают законными представителями в случае:

  1.  когда ребенок остается без попечения родителей в возрасте до 14 лет;
  2.  когда гражданин признается недееспособным.

     Основанием возникновения отношений представительства в данных случаях является или прямое указание на то в законе или решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна недееспособному лицу.

  Попечители выступают представителями  в случае :

  1.  признания гражданина ограниченно дееспособным
  2.  если ребенок в возрасте от 14 до 18 лет

     В данном случае основанием выступает решение органов опеки и попечительства о назначении попечителя либо прямое указание в законе. Так, если ребенок находится на полном государственном попечении в воспитательных, лечебных или иных аналогичных учреждениях, попечители в таких случаях не назначаются, их функции выполняет администрация этих учреждений. Опекунам и попечителям в подтверждение своих полномочий необходимо в суде предоставить свое удостоверение. Когда речь идет об опекунах и попечителей как законных представителей, необходимо учитывать одну особенность. Так в порядке исключения из общего правила в соответствии с п.2 ст. 35 ГК РФ и п.1 ст.146 СК РФ функции органов и попечителей могут выполнять не только дееспособные, совершеннолетние граждане, но и соответствующие органы.  Данные органы выполняют функции представителей только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Например в ФЗ от 24.04.2008 N 48 «Об опеке и попечительстве» прямо предусмотрено, что до устройства детей , оставшихся без попечения родителей, в семью или соответствующее учреждение, выполнение обязанностей опекуна / попечителя возлагается на соответствующие органы опеки и попечительства, а именно органы исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии  с п.1 ст.147 СК РФ детям, которые находятся на постоянной основе на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, а также учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются. Обязанности в таком случае будут возлагаться на администрацию учреждения, в котором находиться ребенок.

     Законные представители совершают от имени представляемых лиц все процессуальные действия, которые имеют право совершать представляемые, но с ограничениями, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом, а именно ст.54. Так право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передача спора на рассмотрение третейским судом, полный или частный отказ от искового требования, заключение мирового соглашения и т.д. должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

       В ст. 262 ГПК РФ в п.4,5 оговаривается перечень дел в отношении несовершеннолетних, которые рассматриваются в порядке особого производства, а именно:

  1.  дела об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  2.  объявление лица полностью дееспособным (эмансипация).

При наличии достаточных оснований по ходатайству родителей, усыновителей либо органа опеки и попечительства на основании п.4 ст.26 ГК РФ суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендий или иными получаемыми доходами. Для возбуждения такого рода дела суду необходимо основание, а именно заявление соответствующих лиц. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие:

  1.  о наличии у несовершеннолетнего заработка, стипендии или иных доходов;
  2.  о возрасте несовершеннолетнего;
  3.  о фактах неразумного распоряжения несовершеннолетнего своим заработком, стипендией или иными доходами.

Чтобы подтвердить данные факты, необходимы свидетельские показания, копии договоров и чеков, а также прочие доказательства неразумного использования несовершеннолетним своих доходов. Необходимости указывать цель нет, т.к. она не имеет юридического значения. Дела подобной категории не предусматривают случаи, когда несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 21  или ст. 27 ГК РФ .

     Эмансипация несовершеннолетних – признание его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении им шестнадцати лет. Несовершеннолетнее лицо может быть признано полностью дееспособным в случае:

  1.  вступления несовершеннолетнего в брак;
  2.  работы по трудовому договору;
  3.   занятие предпринимательской деятельностью;

Согласно ст. 287 ГПК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным. Заинтересованными лицами могут быть родители, усыновители, попечители, не дающие согласия на эмансипацию несовершеннолетнего, поскольку они заинтересованы в отказе, т.к. решение по делу затрагивают их права и обязанности по отношению к лицу. Заявление рассматривается судом с их участием, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным существенно изменяет гражданско-правовой режим его участия в торговом обороте. Отныне он вправе самостоятельно совершать любые сделки, согласие его родителей не имеет какого-либо правового значения. Законные представители не отвечают по обязательствам эмансипированного, в том числе и по обязательствам из причинения вреда. Он не может приобретать лишь те субъективные права и обязанности, для приобретения которых федеральными законами установлен возрастной ценз. Так,правовед  В. Г. Нестолий отмечает, что "при вынесении решения об эмансипации суд должен руководствоваться одновременно субъективными (личностным, интеллектуальным) и объективными (имущественным) критериями. Суд должен убедиться в том, что психическое развитие несовершеннолетнего, уровень жизненного опыта позволяют ему участвовать в гражданских правоотношениях, не прибегая к помощи родителей". После рассмотрения дела по существу суд выносит решение об объявлении несовершеннолетнего лица полностью дееспособным, т.е. эмансипированным, либо отклоняет заявленную просьбу. Эмансипация объявляется со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации.

2.3 Особенности правового положения несовершеннолетнего свидетеля в гражданском деле

       Свидетель – это лицо, вызываемое в суд для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела. Показания свидетеля – это сведения, сообщенные лицами, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, которые могут помочь в рассмотрении или раскрытии ,а также предупреждении преступления. Как правило, такие показания должны восприниматься свидетелем лично, но закон и допускает случаи, когда сообщения о фактах лицо узнает из других источников.

     Каких-либо возрастных ограничений в ГПК не предусмотрены. В отношении несовершеннолетних лиц вопрос о допуске их в качестве свидетелей должен решаться отдельно в каждом случае судом с учетом особенностей психики и развития ребенка, а также его возраста. Необходимо учитывать возможность травмирующего воздействия на несформировавшеюся психику ребенка, в таком случае допрос возможен в исключительных случаях.

      Гражданско- процессуальным законодательством не установлен определенный возраст лица, при наступлении которого он может участвовать в разбирательстве по делу в качестве свидетеля. Данный вопрос решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, показания по которому должен сообщить свидетель, безусловно учитывая личность несовершеннолетнего.

       Вызов малолетнего свидетеля в судебное заседание должен производиться в исключительных случаях, по усмотрению суда, когда установить факты по конкретному разбирательству другим способом не представляется возможным. Ориентиром для решения вопроса о возрасте малолетнего лица, при наступлении которого он может выступать в суде в качестве свидетеля является ст. 57 Семейного кодекса. В ней говорится о том, что ребенок вправе выражать свое мнение при решение в семье любого вопроса, непосредственно касающегося его интересов, а быть заслушанным в ходе судебного заседания или административного разбирательства. Мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, к учету обязателен, если это не противоречит его интересам.

       Однако, если суд придет к выводу о том, что ребенок не достиг того возраста, при котором он может объективно оценивать  и правильно воспринимать факты по данному делу, а так же давать правдивые показания, он не должен допрашивать его в качестве свидетеля.

       Ст. 179 ГПК РФ устанавливает правила допроса несовершеннолетних лиц. Допрос свидетелей до 14 лет, а так же в возрасте от 14 до 16 лет производиться только с участием педагогического работника, который вызывается вместе с ребенком в суд. Если есть необходимость, вместе с ними вызываются родители несовершеннолетнего, а также усыновители, опекуны либо попечители. Они могут с согласия суда задавать вопросы свидетелю, а также высказывать свои доводы и убеждения по поводу личности свидетеля и содержания его показаний. В исключительных случаях на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, либо лицо, находящееся в зале судебного заседания. После возвращения таких лиц им как правило сообщаются показания несовершеннолетнего свидетеля, а также предоставляется возможность задать интересующие вопросы. Свидетель, не достигший 16 лет , по окончанию его допроса удаляется из зала судебного заседания, но бывают случаи, при которых суд может посчитать необходимым присутствие ребенка до конца производства по делу .

    Не стоит забывать, что обстановка судебного разбирательства, в которой ребенок должен давать показания может восприниматься им как экстремальная и необычная. Допрос малолетнего свидетеля чаще всего сопровождается трудностями. Необходимы навыки и умения работы с детьми, а также знания детской психологии. Именно во избежание недоразумений и оказанию помощи суду в получении от малолетнего свидетеля правдивых показаний в судебное заседание в обязательном порядке вызывается педагог. Его присутствие в судебном заседании может быть использовано судом для разрешения сомнений при определении способности малолетнего правильно воспринимать факты по делу.

    Таким образом, допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет свои особенности не только закрепленные в законе, но и особенности психологического характера.

Заключение

Подводя итоги по всей курсовой работе, следует сделать следующие выводы:

  1.  Под гражданской процессуальной правоспособностью понимают установленную законом возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Под гражданской дееспособностью понимают способность субъекта лично осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, а также иметь возможность поручать ведение своего дела представителю (ст. 37 ГПК), т. е. способность лично совершать процессуальные действия (самому предъявлять иск, заключать мировое соглашение, отказываться от иска или признать его, заявлять ходатайства в процессе, доказывать и т. д.).

Правоспособность несовершеннолетних как и других лиц возникает с с момента рождения, а гражданская правоспособность с наступления определенного возраста.

  1.  При наличии материального спора о праве несовершеннолетний может быть участником гражданского процесса. Он может выступать самостоятельным участником в суде, либо защищать свои права и интересы посредством законных представителей в лице родителей, усыновителей, опекунов либо попечителей.
  2.  Несовершеннолетнее лицо может выступать в суде в качестве свидетеля. Существует ряд особенностей, касающихся допросы таких свидетелей. Во- первых необходимость присутствия в судебном заседании педагога, а также если суд посчитает нужным законных представителей ребенка. Во-вторых необходимо учитывать особенности допроса несовершеннолетнего.

ЛИТЕРАТУРА

3 Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Глава 4: [от 14.11.2002 г., в ред. от 31.12.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - №32. Ст.69

4 ч. 2 ст. 22 ГК РФ

5Ст 54 ГПК РФ

6Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. И. Нечаева. М.: Норма, 2008. С. 130.

7 П.2 ст.64 СК РФ

8 Ст.48-49 СК РФ

9 Ч.2.ст 31 ГК РФ

10Ст 125 СК РФ

11Ст 136 СК РФ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57799. У ЦАРСТВІ ПТАХІВ 140 KB
  Мета: продовжити знайомство учнів з особливостями байки навчити виразно читати розвивати способи й види читання байки вчити передавати шляхом інтонації характери дійових персонажів; збагатити знання учнів про життя птахів...
57800. Загальна характеристика класу Птахи 107.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність представників класу Птахів або Пернатих; показати особливості зовнішньої будови у звязку з польотом; вивчити будову піряного покриву типи піря їх будова та призначення;...
57801. Розмноження та розвиток птахів 83 KB
  Мета уроку. Сформувати поняття про поведінку птахів під час розмноження, звернути увагу складність будови пташиного яйця на типи розвитку птахів, ознайомити з різноманітністю гнізд, з’ясувати риси ускладнення розмноження та розвитку птахів порівняно з плазунами...
57802. Різноманітність птахів, їх значення для людини. Охорона птахів 119 KB
  Узагальнити та систематизувати знання знання учнів про птахів; розкрити їх роль у екосистемах та господарстві людини; перевірити рівень засвоєння матеріалу; продовжити формувати вміння узагальнювати...
57803. Інтегрований урок з математики та біології. Відсотки. Розв’язування задач на відсотки 44 KB
  Мета уроку: формувати практичні вміння і навички учнів застосовувати набуті знання до розв’язування різних типів задач на відсотки; розвивати логічне мислення творчі та інтелектуальні здібності учнів...
57804. Раціональні числа. Порівняння, додавання та віднімання раціональних чисел 59 KB
  Вчитель повідомляє тему та мету уроку ставить завдання перед учнями на даний урок Слайд 4 ІІІ. Актуалізація опорних знань Повторення вивченого матеріалу Перевірка домашнього завдання в усній формі або ш ляхом...
57805. Умножение рациональных чисел 84.5 KB
  Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы Умножение положительных и отрицательных чисел повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
57806. Розв’язування раціональних рівнянь 214 KB
  Мета: навчальна: удосконалити вміння і навички розв’язувати раціональні рівняння; формувати вміння розв’язувати задачі за допомогою рівняння робити висновки.
57807. Візитна картка Харкова: вулиці, храми, пам’ятники 2.7 MB
  The topic of our lesson is “The Places of Interest of Kharkiv”. I think we can talk about our precious city for hours. But we have only 45 minutes during which we’ll try to visit many corners of our precious city, see famous places of Kharkiv. Of course, we can do it only virtually, but I hope it will be interesting for you despite the fact that it’s an imaginary journey.