98628

Разработка организационного проекта подсистемы хозяйственного обеспечения системы управления организации

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Роль и место исследуемой подсистемы в системе управления организации. Технико-экономическое обоснование необходимости функциональной подсистемы управления материально-техническим снабжением системы управления организации на примере ОАО Прогресс. Системный анализ состояния объекта управления.

Русский

2015-11-05

256.85 KB

19 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления и предпринимательства в социальной сфере

Кафедра управления персоналом

Специальность: «Управление персоналом»

Форма обучения: очно-заочная

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по  дисциплине

“Основы управления персоналом”

на тему:

«Разработка организационного проекта подсистемы хозяйственного обеспечения системы управления организации»

Исполнитель:

Студент 5 курса 2 группы

Носкова М.А.

Руководитель проекта:                                                                   Каштанова Е.В

Москва-2015г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..3

1.Теоретическая часть.

1.1 Роль и место исследуемой подсистемы в системе управления организации................................................................................................................6

2. Аналитическая часть.

Технико-экономическое обоснование необходимости функциональной подсистемы управления материально-техническим снабжением системы управления организации на примере ОАО «Прогресс»……………………....13

2.1 Общая характеристика предприятия.................................................................13

2.2 Системный анализ состояния объекта управления........................................18

2.3 Системный анализ состояния субъекта управления......................................20

2.4 Выводы из проделанного анализа......................................................................27

2.5 Разработка задания на орг. проектирование....................................................27

2.6 Цели и критерии совершенствования подсистемы....................................... 30

3.Проектная часть......................................................................................................31

4.Внедрение организационного проекта................................................................37

Заключение................................................................................................................39

Список использованной литературы......................................................................42

Введение

Документированная информация составляют основу управления, его эффективность и в значительной степени базируются на производстве и потреблении информации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом.

По данным ISO (International Standards Organization), управление документами становится одним из главных факторов конкурентоспособности любой организации. Оно означает особую организацию работы с документами и данными, координацию процессов создания, изменения распространения. Правильно организованное управление делами снижает время необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность.

Сегодня немаловажное значение придается механизации и автоматизации делопроизводственных процессов, которые увеличивают производительность труда работников занятых в управлении. Усовершенствованию документационного обеспечения управления в учреждениях любой формы собственности необходимо уделить большое внимание, потому что недостатки в постановке этой работы приводят к серьезным трудностям в работе руководителя и организации в целом. За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение и использование.

Принцип работы по информационно-документационному обслуживанию сводится к набору одних и тех же операций. Только в одних организациях они выполняются вручную, в других – с помощью средств механизации, а в некоторых эти процессы полностью автоматизированы. Но все эти этапы делопроизводственного цикла работы с документами аналогичны. Поэтому грамотный работник управленческого аппарата должен уметь не только правильно составлять и оформлять сами документы, но и знать, какие виды работ выполняются с этими документами.

Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают во времени и пространстве. Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой. Правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников кадровых служб.

Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной проработкой проблемы документационного обеспечения управления предприятия. Решение проблемы управления документацией в современных условиях позволит целенаправленно формировать информационные ресурсы организации, обеспечивать ее эффективное функционирование, а также открыть доступ к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств.

Предметом настоящего исследования является процесс документирования (документационного обеспечения) отдела канцелярии современного российского предприятия.

Цель курсовой работы – разработка организационного проекта подсистемы  делопроизводственного обеспечения  управления организации.

Задачи курсовой работы:

-дать краткую характеристику предприятия и перспективы его развития;

-провести системный анализ состояния объекта и субъекта управления;

-разработать задания на оргпроетирование;

-разработка оргпроекта;

-обосновать социально-экономическую эффективность оргпроекта;

-разработка плана-графика внедрения оргпроекта.


1. Теоретическая часть.

1.1. Роль и место исследуемой подсистемы в системе управления организацией.

Специфичность документационного обеспечения управления организации в современных условиях заключается в создании и обработке все возрастающего объема документов и значительных трудовых затрат при дефиците подготовленного персонала. Указанные ограничения влияют на темп внедрения прогрессивных методов и средств обработки организационно-распорядительных документов и в значительной мере объясняют актуальность самой проблемы документационного обеспечения.

Обязательным условием эффективного управления, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособную деятельность предприятия, является его информационная обеспеченность. Выделяется два вида информации:

техническая, технологическая – методы изготовления продукции, программное обеспечение, основные производственные показатели, результаты испытаний и т.п.;

деловая – прогнозы, стратегия действий, результаты исследований, база данных и пр.

Всякое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Носителем информации (т.е. результатом отражения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека) выступает документ.

В процессе управления информация, зафиксированная в документе, является не только основанием для принятия решения, но и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет труда и результат труда. Учетно-отчетные документы поступают с нижнего уровня управления на верхний; по ним можно оценить состояние дел в управляемых объектах. Эта информация является базой при планировании и прогнозировании. Организационно-распорядительные документы зарождаются на верхнем уровне управления и спускаются вниз.

Организационно-распорядительные функции в управлении реализуются с помощью документов различных видов и назначения. Так, создание организации как юридического лица сопровождается принятием учредительных документов (устав, положение, учредительный договор). Деятельность органов управления организации, ее структурных подразделений и должностных лиц регулируется регламентами, положениями о структурных подразделениях, инструкциями, правилами и другими организационными документами. Управленческие решения фиксируются в распорядительных документах, наименования которых определяются правовым статусом и компетенцией организации (постановления, распоряжения, приказы и др.). Заседания коллегиальных органов сопровождаются ведением протоколов. Взаимоотношения с деловыми партнерами регулируются с помощью договоров и другой документации, используемой в договорной работе. Информационный обмен с организациями и гражданами осуществляется с помощью писем, телеграмм, телефонограмм, а также сообщений, передаваемых с помощью средств факсимильной связи и компьютерных сетей. В организации готовятся акты, отчеты, справки, докладные записки и другие документы. При оформлении приема, увольнения, перемещения работников, предоставлении отпуска создаются кадровые документы (трудовые договоры, приказы по личному составу, заявления, трудовые книжки, личные карточки и др.).

Деятельность специалистов, связанных с документационным обеспечением управления современных организаций (секретарей, референтов, офис-менеджеров, делопроизводителей и др.), включает в себя широкий круг задач, функций и должностных обязанностей. Наряду с обработкой документов работникам служб документационного обеспечения управления (управлений делами, канцелярий, общих и организационных отделов, секретариатов) приходится много внимания уделять бездокументному обслуживанию работы управленческого аппарата: приему посетителей; организации переговоров, совещаний и собраний; подготовке служебных командировок руководителя; телефонным переговорам и т.п. Однако именно работа с документами является главной составной частью деятельности служб документационного обеспечения управления, что обусловлено объективными причинами: для успешной реализации основных управленческих функций организации, планирования, мотивации, контроля и координации необходимо постоянно владеть как оперативной, так и стратегической информацией о конкретных областях деятельности и рыночной ситуации, включая сведения о потребителях, конкурентах, новых технологиях и т.д.

Информация представляет собой совокупность сведений, показателей, данных, необходимых для описания явлений, объектов, процессов. Исключительно важная роль информации в управлении объясняется тем, что управленческий процесс, по сути, сводится к сбору, обработке, передаче, хранению, поиску и использованию информации с целью выработки управленческих решений, которые являются новой информацией управляющего органа, предназначенной как для внутреннего (сотрудниками организации), так и для внешнего (другими организациями) потребления.

Служебная деятельность человека в любой сфере требует, как правило, создания и использования письменной информации для подтверждения конкретных фактов и событий в ходе делового общения, особенно при возникновении хозяйственных или трудовых споров. Рассматриваемых соответственно в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Зафиксированная на бумаге или другом носителе информация становится документом, а сам процесс фиксирования информации, т.е. создания документов, называют документированием управленческой деятельности.

Служебные документы издавна выполняли целый ряд важнейших функций, не потерявших своего значения и в настоящее время:

-информационнуюявляются источником и носителем информации;

-управленческую – позволяют организовывать, регулировать, контролировать и анализировать управленческий процесс;

-правовую – служат юридической основой финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, подтверждая факты и, удостоверяя показатели и сведения;

-коммуникативную – помогают организовать обмен информацией и общение;

-учетную – накапливают сведения за определенные периоды времени и позволяют их анализировать, выявляя тенденции и закономерности;

-социальную – характеризуют социально-экономическую, политическую, общественную и другие сферы жизни государства и его граждан;

-культурную – являются памятником культуры, показывая особенности, традиции, обычаи эпохи;

-историческую – являются источником знаний о событиях и деятелях различных эпох, конкретнее других исторических памятников раскрывают исторические события, подтверждают и дополняют исторические факты, помогают восстанавливать историческое прошлое стран и народов.

Однако само по себе документирование еще не решает всех проблем, связанных с документационным обеспечением управления. Документы это специфические материальные объекты, при работе, с которыми необходимо выполнять много различных действий. Созданные документы требуют дальнейшей обработки в ходе их использования в управленческом процессе, а также последующего хранения в справочных целях. Поэтому процедуры создания документов дополняются организацией работы с ними.     

Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом (кадровое делопроизводство) – это, во-первых, совокупность документов организационно-распорядительного, информационно-справочного и учетного характера по персоналу организации и, во-вторых, их создание (или получение извне), обработка и организация движения по всем уровням вплоть до передачи в другие подразделения.

Часть кадрового делопроизводства, непосредственно связанная с созданием названных документов в соответствии с установленными требованиями, называется документированием. Вопросы движения и учета документов (получение, обработка, регистрация, контроль исполнения, текущее хранение, отправка) охватываются понятием документооборот. Деятельность по организации долговременного хранения документов (экспертиза ценности документов, оформление дел, передача в архив, архивное хранение) относятся к архивному делу.

Основными делопроизводственными функциями системы управления персоналом являются:

своевременная обработка поступающей кадровой документации;

регистрация, учет и текущее хранение документов по персоналу;

разработка, согласование, печатание документов по кадровым вопросам;

доведение кадровой документации до соответствующих работников для исполнения;

контроль за исполнением требований документов;

размножение документов по кадровым вопросам и др.

Процесс управления включает следующие основные типовые документационные операции:

– сбор и обработку документной информации;

– подготовка решения;

– принятие и документирование решения;

– доведение решения до исполнителей;

– исполнение решения;

– контроль исполнения;

– сбор информации об исполнении;

– передача информации по вертикальным и горизонтальным связям;

– хранение и поиск информации.

Каждая из этих операций реализуется документационно как в традиционном исполнении, так и в виде электронных документов. Недокументируемые (бездокументные) управленческие действия являются вспомогательными, оперативно-организационными и составляют поэтому незначительный процент в сравнении с документируемыми функциями, требующими, несмотря на компьютеризацию, больших интеллектуальных и трудовых затрат.

Аппарат управления реализует свои функции главным образом посредством универсальных и полномочных организационно-распорядительных документов, создаваемых и циркулирующих вне зависимости от специфики деятельности во всех отраслях экономики и государственного управления.

Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации. Информационное обеспечение предполагает:

– распространение информации, т.е. предоставление пользователям информации, необходимой для решения научно-производственных задач;

– создание наиболее благоприятных условий для распространения информации, т.е. проведение административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее эффективное распространение.

Наиболее эффективной считается система информации, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки текстовой информации.


2. Аналитическая часть. Технико-экономическое обоснование необходимости проекта подсистемы делопроизводственного обеспечения системы управления организации на примере ОАО «Прогресс»

2.1 Общая характеристика предприятия

ОАО «Прогресс», расположенное в Москве, является крупной промышленной организацией. Состав организации включает: 7 цехов основного производства, специализирующихся на разработке и производстве генераторов и оборудования для строительного комплекса – башенных кранов, мобильных грузовых подъемников, то есть основной продукции завода, предназначенной для реализации. Кроме этого, в настоящее время освоены и серийно выпускаются товары народного потребления.

В структуру вспомогательного производства входя 3 цеха, мастерские и производственные участки, главная задача которых:

изготовление, ремонт, заточка и настойка инструментов, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;

надзор за работоспособностью и ремонтом оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;

обеспечение электрической и тепловой энергией, надзор и ремонт электрооборудования и тепловых сетей;

внутрипроизводственная и внешняя транспортировка сырья, материалов, заготовок, готовой продукции;

складирование готовой продукции.

Конечный результат деятельности основных цехов – готовая товарная продукция, которая реализуется внешнему потребителю; конечный результат вспомогательных цехов потребляется внутри самой организации.

Обеспечивающее производство, включает информационное и административное обеспечение основного и вспомогательного производств и выполняет функции координации и контроля текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановку кадров.

Рассматриваемая организация является коммерческой. Она самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов. ОАО «Прогресс» несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции производит оплату расходов на производство и его развитие, а также на закупку сырья, материалов и оплату рабочей силы.

Численность персонала 4810 чел., в т.ч. рабочих – 2542 чел.

Завод основан в 1960 году и на протяжении всего этого времени обеспечивает строительный и энергетический комплекс города и регионов средствами механизации, технологическим оборудованием, что отразилось и на организационной структуре (в состав организации входят три КБ, ориентированные на три вида выпускаемой продукции: КБ мелкосерийного производства оборудования для строительного комплекса, проектно-конструкторское отделение для разработки генераторов и КБ товаров народного потребления).

Научно-техническая деятельность представляет собой весьма специфический вид человеческой деятельности, связанный с получением и преобразованием новых знаний, технических и технологических решений в конкретных областях народного хозяйства. Важнейшая особенность состоит в специфическом характере труда конструкторов и инженерно-технических работников.

Исследуемая организация действует в рамках стратегии организационного развития, и, в частности, стратегии умеренного роста, использование которой предполагает: маневренность, использование внешних ресурсов; диверсификацию бизнеса; расширение фундаментальных исследований; концентрацию усилий на реализации нововведений, в которой механизмы размещения рабочей силы ориентированы, как на внешние конкурентные условия, так и на создание внутренних систем развития, компенсирующих влияние внешней среды

Организация оснащена необходимым станочным парком, сборочным и испытательным оборудованием, которое в настоящее время используется в среднем на 90%, и способна выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке.

Основной рынок сбыта продукции – Москва – это около 70% от общего объема выпускаемой продукции, 10% – Московская область, остальные 20% – регионы России.

В отчетном периоде было создано новое структурное подразделение – отдел маркетинга. Уже есть первые положительные результаты. Основная задача сегодняшнего дня – создание сети региональных дилеров. Однако, несмотря на рост объемов выпускаемой продукции, завод еще не достиг того необходимого уровня реализации, позволяющего коллективу стабильно и целенаправленно решать стоящие перед ним задачи экономического и технического развития. Возросли производственные потери рабочего времени, несколько снизился уровень использования производственных мощностей, вырос удельный вес брака и др. Все это негативно сказывается на финансово-экономическом положении организации.

В организации действует линейно-функциональная структура управления, ориентированная на выполнение плана по объемным показателям, с учетом возможностей сбыта и реализации продукции. Кроме этого для ОАО «Прогресс» характерна развитая внутриорганизационная кооперация.

Все структурные звенья организации связаны между собой с помощью системы управления, которая является ее головным органом. Система управления выполняет как общие функции управления, свойственные практически всем звеньям организации: определение направленности деятельности, планирование деятельности, организация и регулирование деятельности, ее финансовое обеспечение, учет и контроль результатов, так и специфические, или конкретные функции управления, свойственные каждой службе в зависимости от ее функционального предназначения. Общее руководство организацией осуществляет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бухгалтера и т.д.

Правление (совет директоров) осуществляет руководство текущей деятельностью организации и его представительство во внешних организациях.

Дальнейшее развитие деятельности организации связано с выявлением и ликвидацией недостатков и «узких мест» в организации производства и управления, что может, в конечном счете, обеспечить:

  1.  увеличение конкурентоспособности продукции и всей организации, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
  2.  повышение производительности труда как в сфере производства, так и в сфере управления;
  3.  снижение расходов на управление и снижение себестоимости продукции;
  4.  выполнение договорных обязательств точно в срок и в определенном объеме, снижение, а затем и полное отсутствие санкций за срыв поставок продукции;
  5.  повышение общей культуры труда и качества управления.

Наличие огромной базы для ведения документального отчета обосновывает необходимость совершенствование подсистемы делопроизводственного обеспечения системы управления организации.

Таблица 1

Показатели

Ед. изм.

План

Факт

Объем выпуска продукции

Млн. руб.

243,22

254,6

Стоимость реализованной продукции

Млн. руб.

192,41

198,85

Объем продукции по разработкам НИИ

Млн. руб.

60,86

64,72

Объем продукции по разработкам КБ

Млн. руб.

40,06

43,09

Себестоимость изделий

Млн. руб.

179,22

184,06

Прибыль (балансовая)

Млн. руб.

17,015

18,275

Прибыль от реализации

Млн. руб.

13,19

14,79

Выполнение плана реализации  продукции

%

100

103

Рентабельность

Коэффициент

0,09

0,1

Среднегодовая стоимость ОПФ

Млн. руб.

100

115

Среднесписочная численность персонала

Чел.

4785

4810

Численность руководителей

Чел.

665

664

Численность специалистов

Чел.

1020

1063

Численность других служащих

Чел.

142

140

Рабочие, всего, в т.ч.:

основные производственные

вспомогательные

Чел.

2576

1086

1490

2542

1086

1456

Непромышленный персонал

Чел.

382

401

Выработка на одного работника

Т.руб./чел.

55,24

57,75

Фондоемкость

Млн. руб.

0,41

0,45

Отработано ч-дней ППП

Чел.-дн.

1109556

1111068

Коэффициент текучести

%

5

12

Анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы:

1) Объем выпуска продукции увеличился на 11,38 млн. руб. за счет увеличения выработки на одного рабочего, отработанных человеко-дней ППП;

2) Стоимость реализованной продукции увеличилась на 6, 44 млн. руб. за счет увеличения себестоимости изделий, а также увеличения плана реализации;

3) Прибыль от реализации увеличилась на 1,6 млн. руб. за счет увеличения объема выпуска продукции и перевыполнения плана реализации продукции;

4) Себестоимость увеличилась на 4, 84 млн. руб. за счет увеличения фондоемкости, трудоемкости.

5) Коэффициент рентабельности вырос на 0,01, в связи с роста себестоимости, роста цен реализации.

6) Выполнение плана реализации увеличилось на 3 % за счет увеличения отработанных человеко-дней ППП, а также за счет увеличения количества персонала;

7) Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 15 млн. руб. за счет увеличения количества рабочих мест;

8) Численность персонала увеличилась на 25 чел., но увеличилась текучесть кадров на 7%.

2.2. Системный анализ состояния объекта управления.

Для анализа объекта управления делопроизводственного обеспечения рассмотрим показатели, характеризующие ее деятельность, представленные в Таблице 2.

Таблица 2

Показатели

Ед. изм.

План

Факт

Подсистема делопроизводственного обеспечение системы управления

Степень унификации документов

%

65

68

Удельный вес документов с ограниченным доступом

%

10

8,7

Затраты времени на подготовку служебной и деловой документации

Час.

220

256

Уровень централизации делопроизводства

В долях единицы

0,65

0,59

Уровень механизации и автоматизации делопроизводства

В долях единицы

0,85

0,82

Своевременность подготовки документов

%

100

91

Масштаб делопроизводственной работы

Документов в год

12000

12132

Степень охвата делопроизводственным обеспечением системы управления

В долях единицы

0,95

0,84

Степень соблюдения требований документации

%

100

94

На основании данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

1) Унифицировано документов на 3% больше, чем по факту, это означает, что отдел справляется с потоком документов:

2) Удельный вес документов с ограниченным доступом фактически на 1,3% меньше чем по плану, что может означать утечку информации или делегирование обработки документации одним отделом другому;

3) Затраты по времени на подготовку служебной и деловой документации больше на 36 часов чем по плану так же указывают на делегирование полномочий, например осуществление организации и руководства работой по комплексному, экономическому анализу производственно – хозяйственной деятельности предприятия можно поручить планово – экономическому отделу а не канцелярии;

4) Уровень централизации делопроизводства  на 6 единиц ниже, так как возможно менее автоматизирован, чем необходимо, о чем и говорит показатель уровня механизации и автоматизации делопроизводства, который на 3 единицы ниже планового;

5) Своевременность подготовки документов на 9% ниже, так как, скорее всего процесс не автоматизирован, степень соблюдения требований документов не стопроцентная, скорее из-за нехватки знаний и не квалифицированности специалистов отдела. Отсюда малая степень охвата делопроизводственным обеспечением системы управления – ниже на 11 единиц;

6) Масштаб делопроизводственной работы увеличился на 132 док. в год;

7) Степень соблюдения требований документации снизилась на 94%;

Из сравнительного экономического анализа, можно сделать вывод о том, что необходимо:

- повысить квалификацию кадров

- строго регламентировать обязанности канцелярии

- автоматизировать обработку документов.

2.3. Системный анализ состояния субъекта управления

(канцелярии).

Для анализа субъекта подсистемы делопроизводственного обеспечения управления организвции необходимо рассмотреть:

- Состав функций выполняемых каждой подсистемой (таблица 3);

- Структуру трудоемкости функций в % (таблица 3);

- Схему орг. структуры подсистемы материально-техническим снабжением системы управления организацией (рис 1).

Состав и структура трудоемкости функций функциональных подсистем системы управления предприятием

Таблица 3

Функции

Трудоемкость каждой функции в % к полной трудоемкости функций подсистемы

1. Подсистема делопроизводственного обеспечения – всего

- осуществить разработку и доведение производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов

- разработать оперативные графики выпуска продукции и осуществить выдачу их цехам-исполнителям

- разработать оперативные задания цехам на изготовление и сдачу продукции, осуществить контроль за межцеховыми передачами заготовок, деталей, узлов

- обеспечить оперативный контроль за ходом производства, выполнением работ по внутризаводской кооперации

- осуществить организацию и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия

- составить совместно с бухгалтерией документацию, отчеты по итогам деятельности предприятия

- обеспечить предоставление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия

100

39

28

13

8

5

4

3

Группа изменения и учета технической документации

(2 чел)

Зам. ген. директора по общим вопросам (1 чел)

Канцелярия

Начальник канцелярии

(1 чел)

Бюро приема, контроля и выпуска документов

(2 чел)

Бюро обработки информации

(3 чел)

      

Рисунок 1  Схема организационной структуры подсистемы делопроизводственного обеспечения управления организации

Из штатного расписания видно, что отдел включает в себя 9 сотрудников, что свидетельствует о его средней численности. Анализируя таблицу 3 можно сделать следующие выводы:

  1. Самой трудоемкой функцией является осуществление разработки и доведения производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов;
  2. Второй по значимости трудоемкой функцией является разработка оперативных графиков выпуска продукции и осуществление выдачи их цехам-исполнителям;
  3. Третьей по значимости трудоемкой функцией является разработка оперативных заданий цехам на изготовление и сдачу продукции, осуществление контроля за межцеховыми передачами заготовок, деталей, узлов;
  4. Следующей, менее трудоемкой функцией является обеспечение оперативного контроля за ходом производства, выполнением работ по внутризаводской кооперации;
  5. Последние 3 функции примерно равны по трудоемкости, это:

- осуществление организации и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- составление совместно с бухгалтерией документацию, отчеты по итогам деятельности предприятия;

- обеспечение предоставление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

Далее построим таблицу функциональных взаимосвязей (Табл. 4.) для более детального рассмотрения состава функции подсистемы управления организации и взаимосвязей отдела с другими подразделениями.


Функции

Подразделения-исполнители

Наименование функции

Зам. ген. директора по общим вопросам

Канцелярия

Начальник канцелярии

Бюро приема, контроля и выпуска документов

Бюро обработки информации

Группа изменения и учета технической документации

1

осуществление разработки и доведения производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов

Р, С

П

О, Р, С

У,С

С

С

2

разработка оперативных графиков выпуска продукции и осуществление выдачи их цехам-исполнителям 

О,П,Р

П

П, С, Р

У

П, У

-

3

разработка оперативных заданий цехам на изготовление и сдачу продукции, осуществление контроля за межцеховыми передачами заготовок, деталей, узлов 

Р

У

О,П,Р,С

У

П, У

-

4

обеспечение оперативного контроля за ходом производства, выполнением работ по внутризаводской кооперации

О,У,Р,С

П

П, Р, С

-

П

-

5

осуществление организации и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия 

С,Р

П

О,У,П,С

П

У,П

П

6

составление совместно с бухгалтерией документацию, отчеты по итогам деятельности предприятия

У,Р

У

У, О, С.

У

У,П

У,П

7

обеспечение предоставления необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия 

Р

П

П,О,С

-

П

П


          Условные обозначения к Таблице 4:

О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;

П  – предоставляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения;

У – участвует в выполнении данной функции;

Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ;

С – согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функции.

Из таблицы функциональных взаимосвязей видно, что функции отдела делопроизводственного обеспечения  распределены среди отделов предприятия нерационально и неравномерно, что может отрицательно складываться на работе отдела.  Необходимо распределить данные функции для того, чтобы снять нагрузку с отдела делопроизводственного обеспечения. Если это не удастся, предпринять действия, введя дополнительные рабочие места.

Для лучшего понимая распределения нагрузки между отделами построим оперограмму.

Одной из наиболее трудоемких функций является «Осуществление разработки и доведения производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов»


Таблица 5

п/п

Наименование операций

Исполнители

Зам. ген. директора по общим вопросам

Канцелярия

Начальник канцелярии

Бюро приема, контроля и выпуска документов

Бюро обработки информации

Группа изменения и учета технической документации

1.

Анализ объемов производства и сбыта продукции за прошедший период и выявление резервов

2.

Анализ портфеля заказов на предстоящий период

3.

Расчет производственной мощности и разработка баланса производственных мощностей

 

4.

Доведение задания до основных цехов производств предприятия

5.

Доведение задания до подразделений вспомогательного производства предприятия

Условные обозначения для данной таблицы:

- исходная информация;                       - передача информации;

 - анализ;               - согласование;            -принятие решения:             - утверждение.


Из оперограммы видно, что в основном все операции выполняет бюро обработки информации.

Далее построим органиграмму (Таблица 6), которая будет отражать степень участия канцелярии, в выполнении функций. Для построения органиграммы обратимся к рисунку Рис.1. «Схема оргструктуры подсистемы делопроизводственного обеспечения управления организации».

Таблица 6.

Функции*

Исполнители

1

2

3

4

5

6

7

1

Зам. ген. директора по общим вопросам

(1 чел)

+

-

-

+

+

-

-

2

Начальник канцелярии

(1 чел)

+

+

+

+

+

-

-

3

Бюро приема, контроля и выпуска документов

(2 чел)

-

-

+

-

-

+

+

4

Бюро обработки информации

(3 чел)

+

+

-

+

+

+

-

5

Группа изменения и учета технической документации

(2 чел)

+

-

+

+

-

-

-

Функции*

1)  осуществить разработку и доведение производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов

2) разработать оперативные графики выпуска продукции и осуществить выдачу их цехам-исполнителям

3)  разработать оперативные задания цехам на изготовление и сдачу продукции, осуществить контроль за межцеховыми передачами заготовок, деталей, узлов

4) обеспечить оперативный контроль за ходом производства, выполнением работ по внутризаводской кооперации

5) осуществить организацию и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия

6) составить совместно с бухгалтерией документацию, отчеты по итогам деятельности предприятия

7) обеспечить предоставление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия

2.4 Выводы из проделанного анализа.

Учитывая проведенный анализ функций подсистемы делопроизводственного обеспечения управления, можно сделать вывод о том, что функция осуществления организации и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия (5) , а также обеспечения оперативного контроля за ходом производства, выполнением работ по внутризаводской кооперации (4) распределены среди отделов крайне нерационально. Необходимо перераспределить данные функции для того, чтобы снять нагрузку с этого отдела. Если это будет невозможно сделать, ввести дополнительные рабочие места.

Исходя из органиграммы видно, что большинство функций выполняет, бюро обработки информации и начальник канцелярии, соответственно они наиболее перегружены. Для того чтобы снизить трудоемкость данной группы, я считаю необходимым расширить штат данной группы, путем введения еще одной должности.

2.5. Разработка задания на оргпроектирование

1) Цель разработки оргпроекта:

Разработка оргпроекта необходима для совершенствования делопроизводственного обеспечения управления с целью улучшения работы отдела и как следствие увеличения эффективности работы предприятия.

2) Основание для разработки  оргпроекта: служит наличие следующих документов:

Основанием для разработки оргпроекта служит приказ генерального директора ОАО «Прогресс» о совершенствовании отдела делопроизводственного обеспечения  с целью улучшения функционирования отдельных секторов и подразделения в целом.

3) Требование к построению субъекта управления.

Организационный проект по усовершенствованию делопроизводственному обеспечению системы управления организации отвечает следующим требованиям:

  1.  надежность (вероятность того, что система управления работает бесперебойно в течение заданного периода времени);
  2.  безопасность (вероятность того, что система управления в течение заданного отрезка времени не посылает ошибочных информационных или управляющих сигналов);
  3.  иерархичность (соподчиненность подсистем с обязательным приоритетом принятия решений вышестоящей из них, а также разделением функций управления и обработки информации между подсистемами, расположенным на различных уровнях управления – местном, блочном и общестанционном);
  4.  интеграция (концентрация в одном виде-комплекте технических средств всех технологических функций) .

4) Перечень проектных предложений:

1.  Изменение организационной структуры подсистемы делопроизводственным обеспечением с целью улучшения эффективности работы персонала данной подсистемы.

2.  Разработать должностные инструкции секретаря, начальника бюро отдела приема, контроля и выпуска документов.

3. Разработать должностные инструкции секретаря, начальника бюро отдела обработки информации.

4. Разработать должностные инструкции секретаря, начальника бюро группы контроля исполнения документации.

5. Нанять персонал в бюро обработки информации в количестве 1 человек, во избежание перезагрузки персонала, что обеспечит более эффективную деятельность отдела.

6. Провести обучающие семинары по делопроизводству.

7. Внедрить новое программное обеспечение для автоматизации делопроизводства в организации.

5) Нормативно-методическая база проектирования.

Нормативные и методические документы, регламентирующие процесс оргпроектирования: Устав предприятия, Квалификационный справочник должностей руководителей. Специалистов и др. служащих, штатное расписание, должностные инструкции.

6) Организация разработки оргпроекта

Сроки разработки и внедрения проекта 3 месяца.

Расходы:

  1.  нанять персонал 1 чел. вакансия заместителя начальника канцелярии  – заработная плата 15 000 рублей в месяц
  2.  обучающие семинары – 3 семинара по 25000 рублей
  3.  программное обеспечение 200 000 рублей

Итого:        420 000 рублей

Источники финансирования проекта - фонд развития.

7) Краткое технико-экономическое обоснование.

Введение таких должностей как: заместитель начальника канцелярии и программист поможет рационально распределить выполняемые отделом функции и ускорит выполнения заданий от руководства.

Обучающие семинары повысят уровень квалификации персонала, что повысит эффективность работы отдела.

Программное обеспечение поможет снизить риск возможных ошибок, вызванных человеческим фактором, и также ускорит выполнение определенных задач.

2.6 Цели и критерии совершенствования подсистемы

 В целях совершенствования подсистемы отдела материально-технического снабжения постоим «дерево целей», которое будет отражать перспективы развития отдела.

Усовершенствование делопроизводственного обеспечения на предприятии

Повышение эффективности работы отдела канцелярии

Повышение квалификации работников отдела канцелярии

Автоматизация учета документооборота

Четкое распределение  обязанностей по  документообороту на  предприятии

Проведение обучающего семинара

Внедрение новых  компьютерных программ

Рисунок 2.  Схема оргструктуры подсистемы делопроизводственного обеспечения системы  управления.

3. Проектная часть.

Группа изменения и учета технической документации

(2 чел)

Зам. ген. директора по общим вопросам (1 чел)

Канцелярия

Начальник канцелярии

(1 чел)

Бюро приема, контроля и выпуска документов

(2 чел)

Бюро обработки информации

(3 чел +1 чел)

Зам.  начальника канцелярии (1 чел)

В связи с тем, что отдел канцелярии был достаточно сильно перегружен, функции, выполняемые в нем, были распределены нерационально, нужно увеличить штат подсистемы с целью улучшения работы организации и ввести новые должности заместителя начальника канцелярии и программиста.

Рисунок 3 Схема оргструктуры подсистемы делопроизводственного обеспечения системы  управления.

Таблица 7

Канцелярия

Начальник канцелярии

1

Заместитель начальника канцелярии

1

Бюро приема, контроля и выпуска документов

Начальник бюро

1

Секретарь

1

Бюро обработки информации

Начальник бюро

1

Секретарь

2

Программист

Группа изменения и учета технической документации

Начальник бюро

1

Секретарь

1

Итого

10

Разработка должностной инструкции

 В связи с введением новых должностей, следует разработать должностную инструкцию заместителя начальника канцелярии с целью более четкого определения их обязанностей и ответственности.

Должностная инструкция заместителя начальника канцелярии

I. Общие положения

     1.1. Заместитель   начальника   отдела   относится    к    категории

руководителей.

     1.2. На должность заместителя начальника  отдела  назначается  лицо,

имеющее высшее    профессиональное   образование   и   стаж   работы   по специальности не менее 3 лет.

     1.3. Назначение   на   должность  заместителя  начальника  отдела  и

освобождение от  нее  производится  приказом   руководителя предприятия (учреждения) по представлению начальника соответствующего отдела.

     1.4. Заместитель начальника отдела должен знать:

     - основы экономики, организации труда и управления;

     - законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

     - положение об отделе;

     - постановления,  распоряжения,  приказы,   другие   руководящие   и

нормативныедокументы   вышестоящих  и  других  органов,  касающиеся деятельности отдела;

     - правила внутреннего трудового распорядка;

     - правила    и    нормы    охраны    труда,  техники   безопасности,

производственной санитарии и противопожарной защиты;

     1.5. Заместитель  начальника  отдела   подчиняется   непосредственно

начальнику отдела.

     1.6. Во   время    отсутствия    заместителя    начальника    отдела

(командировка,  отпуск,  болезнь  и  пр.) его обязанности исполняет лицо,

назначенное в установленном порядке,  которое приобретает соответствующие права и  несет  ответственность  за  надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

     Заместитель начальника отдела:

     2.1. Непосредственно  и  постоянно  исполняет  часть  функциональных

обязанностей, делегируемых ему начальником отдела, последний контролирует их качественное и своевременное выполнение.

     2.2. На  время  отсутствия начальника отдела (командировка,  отпуск,

болезнь) исполняет   его   обязанности   в   полном   объеме   и    несет

ответственность за надлежащее их исполнение.

     2.3. Выполняет отдельные служебные поручения руководителя отдела.

III. Права

     Заместитель начальника отдела имеет право:

     3.1. Подписывать   и   визировать   документы   в   пределах   своей

компетенции.

     3.2. Знакомиться   с   проектами  решений  руководства  предприятия,

касающимися деятельности отдела.

     3.3. Вносить    на    рассмотрение    руководства   предложения   по

совершенствованию работы своего отдела.

     3.4. В  пределах своей компетенции сообщать начальнику отдела о всех

недостатках, выявленных в работе отдела,  и  вносить  предложения  по  их

устранению.

     3.5. Осуществлять  взаимодействие  с руководителями всех (отдельных)

структурных подразделений предприятия.

     3.6. Вносить  предложения  о  поощрении   отличившихся   работников,

о наложении   взысканий   на   нарушителей  производственной  и  трудовой дисциплины.

     3.7. Требовать  от руководства предприятия (учреждения) и начальника

отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей  и прав.

IV. Ответственность

     Заместитель начальника отдела несет ответственность:

     4.1. За ненадлежащее  исполнение или неисполнение  своих должностных обязанностей, предусмотренных  настоящей   должностной   инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

     4.2. За  правонарушения,  совершенные в процессе осуществления своей

деятельности, в пределах,  определенных  административным,  уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

     4.3. За причинение материального ущерба - в  пределах,  определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 


Исполнители

Операции

Начальник канцелярии

Заместитель начальника канцелярии

Бюро приема, контроля и выпуска документов

Бюро обработки информации

Группа изменения и учета технической документации

Анализ объемов производства и сбыта продукции за прошедший период и выявление резервов

Анализ портфеля заказов на предстоящий период

Расчет производственной мощности и разработка баланса производственных мощностей

Доведение задания до основных цехов производств предприятия

Доведение задания до подразделений вспомогательного производства предприятия

Анализ объемов производства и сбыта продукции за прошедший период и выявление резервов

Таблица 8

Условные обозначения таблицы №7:

  - исходная информация;             - согласование;

  - передача информации;              - исполнение;

  - анализ;                                          - принятие решения;

  -утверждение.


Из оперограммы видно, что основные функции теперь  выполняет зам. начальника канцелярии, тем самым разгружает начальника канцелярии и бюро обработки информации, также это помогает равномерно распределить нагрузку между отделами и тем самым повысить и улучшить работу отделов.

После разработки оргпроекта, докажем его социально-экономическую эффективность.

Обоснование социально-экономической эффективности оргпроекта

. Социально-экономическая эффективность отражает целесообразность расходования ресурсов на осуществление конкретно данного проекта.

В данном оргпроекте мною было предложено ввести 1 новую должность в отдел, такую как: Заместитель начальника канцелярии. Это можно обосновать тем, что отдел канцелярии был достаточно сильно перегружен, функции, выполняемые в нем, были распределены нерационально, отсутствовало делегирование полномочий.

Вводя данную должность, мы разгружаем начальника канцелярии и бюро обработки информации, вследствие чего отдел работает более эффективно положительно, влияя на работу организации в целом.   

4. Внедрение организационного проекта

В этом разделе будут представлены характеристика и краткое содержание работ по внедрению оргпроекта, очередность их выполнения, сроки внедрения и ответственные исполнители. Также необходимо провести ряд мероприятий, касающихся материально-технической, профессиональной и социально-психологической подготовки.


План внедрения проектных мероприятий                                                Таблица 9

Наименование

Краткое содержание работ в очередности

их выполнения

Сроки внедрения

Исполнитель

Изменение организационной структуры подсистемы делопроизводственного обеспечения

1. Распоряжение об изменении организационной системы делопроизводственного обеспечения

2. Приказ о выполнении разработки и доведения производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов, разработке оперативных графиков перепоручить главным инженерам цехов и производственных участков.

1 день

1 день

Генеральный директор предприятия

Разработка должностных инструкций персонала канцелярии, архива.

1. Разработка должностных инструкций

7 дней

Отдел кадров

Нанять персонал в отдел канцелярии в количестве 1 человека.

1. Подать объявление о наличии вакансии

2. Провести тестирование и проверку знаний претендентов на вакантное место

3. Обработка полученной информации о претендентах

4. Выявление кандидатуры и приглашение ее на рабочее место

5. Внутрифирменное обучение нового специалиста

1 день

7 дней

4 дня

1 день

7 дней

Отдел кадров

Центр обучения

Обучающие семинары по делопроизводству

1. Нанять тренера для семинара

2. Выделить помещение – кабинет для проведения занятий

3. Составить списки обучающихся

4. Проведение психологических тренингов

3 месяца

1 месяц

Отдел кадров

Отдел кадров

Внедрить новое программное обеспечение для автоматизации делопроизводства в организации

1. Предоставить техническую базу для внедрения программного обеспечения.

2. Нанять программиста для внедрения программного обеспечения

3. Внедрить новое программное обеспечение

4. Настроить программное обеспечение

5. Нанять тренера для обучения специалистов в программном обеспечении

6. Обучение персонала

7. Предоставление помещения для обучения

1 месяц

7 дней

7 дней

1 день

7 дней

Отдел хозяйственной части

Отдел кадров

Наемный программист

Отдел кадров

Центр обучения


Заключение 

В курсовом проекте были изучены состав и содержание организационного проекта подсистемы делопроизводственного обеспечения системы управления организации. Специфичность документационного обеспечения управления организации в современных условиях заключается в создании и обработке все возрастающего объема документов и значительных трудовых затрат при дефиците подготовленного персонала. Указанные ограничения влияют на темп внедрения прогрессивных методов и средств обработки организационно-распорядительных документов и в значительной мере объясняют актуальность самой проблемы документационного обеспечения.

Установлено технико-экономическое обоснование необходимости проекта, которое заключается в достижении эффективности работы отдела предприятий, что повысит квалификацию персонала. За счет быстрой разработки и доведения производственных программ выпуска готовых изделий по номенклатуре и ассортименту до соответствующих цехов ускорит выполнения заданий от руководства.

Разработано задание на оргпроектирование:

Изменение организационной структуры подсистемы делопроизводственным обеспечением с целью улучшения эффективности работы персонала данной подсистемы.

Разработана должностная инструкция заместителя начальника канцелярии.

Нанят персонал в бюро обработки информации в количестве 1 человека, для избежание перезагрузки персонала, что обеспечивает более эффективную деятельность отдела.

Проведены обучающие семинары по делопроизводству.

Внедрено новое программное обеспечение для автоматизации делопроизводства в организации. Разработан непосредственно сам оргпроект, обоснована его социально-экономическую эффективность. Составлен план внедрения проектных мероприятий.

Считаю, что за счет эффективности проектных предложений на предприятии улучшится рост производительности труда, прирост прибыли, снижение издержек, а так же факторы достижения социальной эффективности: улучшение условий труда, стабилизация трудового коллектива, улучшение социально-психологического климата в коллективе.


Список использованной литературы

1. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции: Справ. пособие. – 3-е изд., доп. – М: Экономика, 2002 г.

2. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998 г.

3. Кибанов А.Я. Оценка экономической и социальной эффективности проктов совершенствования системы и технологии управления персоналом органзации: Учебное пособие / ГУУ.-М., 2006.

4. Теория организации: Учебник Под ред. В.Г. Алиева - М.: Луч, 1999, гл. 6.

5. Управление персоналом организации. УчебникПод ред. А.Я. Кибанова: 3-е изд. – М.: ИНФРА-М. 2005.

6. Управление персоналом организации. Практикум: Уч. пособиепод ред. А.Я. Кибанова – 2-е изд., М.: ИНФРА – М., 2004.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26964. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5.42 KB
  КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИИпротиворечия между положениями двух или нескольких норм праварегулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. ВИДЫесть общее решение: 1между Конституцией и всеми иными актамиразрешается в пользу Конституции; 2между законами и подзаконными актамиразрешается в пользу законов как актов большей юридической силы; 3между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:если последний принят в пределах ведения субъектадействует именно он;если последний принят вне пределов...
26969. Юридическая техника НПА 8.02 KB
  Юридическая техника НПА.ТЕХНИКАсовокупность методовсредств и приемовиспользуемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства. Юридическая техника внешне материализуется в УРОВНЕ СОВЕРШЕНСТВА НПА в качестве формы права. ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ НПА.
26970. Понятие и средства юридической техники 8.5 KB
  ТЕХНИКАсовокупность методовсредств и приемовиспользуемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства.Логическая структура нормы совпадает со структурой статьи НПА. 2 ОТСЫЛОЧНЫЙв статьях содержаться не все элементы правовой нормы но имеется ссылка к другим родственым статьям этого же НПАгде можножно найти недостающие элементы. 3 БЛАНКЕТНЫЙв статье НПА устанавливается только ответственность за нарушение определенных правилоднако самих правилкоторые нарушеныв ней не...
26971. Пробелы в праве и способы их восполнения 8.59 KB
  пробелы в праве и способы их восполнения Пробелыполное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаевкоторые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. Условия: общественное отношениекоторое по своим признакам входит в предмет правового регулирования общественное отношение не урегулировано нормами правасоглашением сторон или обычаем делового оборота;...
26972. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие 7.77 KB
  Признаниесоблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Обязанность СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ страны. Обязанность ПЛАТИТЬ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ. Обязанность по ОХРАНЕ ПРИРОДЫ и окружающей среды.