9863

Становление новой российской государственности: тенденции политической жизни 1991-2000 гг

Реферат

История и СИД

Становление новой российской государственности: тенденции политической жизни 1991-2000гг. После распада СССР начался новый период в истории России. Как суверенное государство она была образована на основании Декларации о государственном суверенитет...

Русский

2013-03-17

23.38 KB

75 чел.

Становление новой российской государственности: тенденции политической жизни 1991-2000гг.

После распада СССР начался новый период в истории России. Как суверенное государство она была образована на основании «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г. В декабре 1991 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (РФ).

Одним из наиболее сложных вопросов для российского руководства стало сохранение целостности Российской Федерации. Осенью 1991 г. все автономные республики и автономные области России провозгласили себя суверенными государствами. Многие субъекты Федерации прекратили отчисления налогов в федеральный бюджет и повели линию на отделение от России. Для сохранения единства, государства было решено создать договор о взаимоотношениях федерального центра и субъектов федерации.

В 1992 т. был заключён Федеративный договор, представлявший комплекс взаимосвязанных документов о разграничении объектов ведения и полномочие между федеральными органами государственной власти РФ и субъектами федерации. Однако договор не подписали Татарстан и Чечня. В 1994 г. Татарстан отдельно заключил двусторонний договор с центральной властью, что явилось нарушением общего принципа взаимоотношений центра и субъектов Федерации.

В первые годы самостоятельности России было много противоречий и несовпадений взглядов между исполнительной и законодательной ветвями власти/ Президент и его аппарат, с одной стороны, Верховный Совет, поддержанный вице-президентом А.В.Руцким, с другой стороны, имели разногласия по поводу проведения экономических и социально-политических преобразований. В 1993 г. накопившиеся противоречия вылились в вооружённое противостояние между Верховным Советом и Президентом Б.Н.Ельциным. Этот конфликт закончился трагическими событиями 3-4 октября 1993 г. Здание, в котором работали депутаты Верховного Совета, было окружено войсками и подверглось обстрелу из танковых орудий, затем оно было взято штурмом. Общественность негативно отнялась к этим событиям, авторитет Президента Б.Н.Ельцина в глазах многих россиян резко упал. В 1994 г. по его инициативе был подписан Договор об общественном согласии. Объявлена амнистия участникам событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

На Всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Рф. По официальным данным, за Основной закон государства проголосовало 32.9 млн. человек (58,4 % от числа принявших участие в референдуме и 32,3 % от общего числа избирателей страны). Легитимна ли Конституция, не набравшая даже трети голосов потенциальных избирателей? Такова была первая реакция оппозиции на итоги референдума. Затем стали появляться оценки ряда отечественных и западных экспертов в пользу версии о подтасовке результатов референдума в целом. Но подобные акции серьёзной сочувственной реакции в обществе не вызвали.

В соответствии с Конституцией 1993 г. государственная власть в стране осуществляется её Президентом, обладающим значительными правами (формирование правительства, внесение законодательных инициатив, роспуск органов законодательной власти в оговорённых случаях, издание указов по ключевым вопросам и т.д.). Законодательным органом власти выступает двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (входят представители субъектов Федерации) и Государственной Думы (депутаты избираются как по избирательным округам, так и по партийным спискам). Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ, судебную власть осуществляет Конституционный суд (основной задачей которого является проверка соответствия принимаемых законов и указов нормам Конституции), Верховный суд (суд высшей инстанции по уголовным и гражданским делам) и Арбитражный суд (рассматривает дела, связанные с экономической деятельностью юридических и физических лиц).

В состав России входят 89 субъектов Федерации. Ими являются республики, края, области, округа, имеющие собственные предметы ведения, в том числе законодательные, исполнительные и судебные органы. Субъекты Федерации имеют собственное административно-территориальное устройство. Полномочия органов государственной власти центра и её субъектов разграничены. Однако Федеративный договор узаконил неравноправное положение субъектов Федерации. Республики получили статус суверенных государств, имеют свои конституции, атрибуты: гимны, герб, флаг. И что самое главное, осуществляют свою финансово-бюджетную политику.

Граждане России получили право частной собственности, в том числе на средства производства, и свободу предпринимательской деятельности. Гарантом Конституции является Президент страны.

Для современной России характерна многопартийность, которая начала развиваться с начала 90-х гг. Важным этапом в развитии многопартийности стали избирательные кампании выборах в Государственную думу 1993 г. участвовало 35 партий и движений, но лишь несколько из них, преодолев пятипроцентный барьер, получили депутатские места в думе. Среди них - ЛДПР (лидер В.В.Жириновский), получившая 70 мест, КПРФ (лидер Г.А.Зюганов) - 65 мест, Аграрная партия России (лидер М.И.Лапшин) - 47 депутатских мест, движение «Яблоко» (лидер Г.Я.Явлинский). На выборах в 1995 и 1999 гг. места в Думе вновь получили КПРФ, ЛДПР, Аграрная партия России и «Яблоко». Коммунисты заняли посты председателя думы (Г. Селезнёв) и многих думских комитетов и кот*4-, миссий. В период предвыборной кампании по выборам в Государственную думу* в 1999 г. заявили о себе новые партии и движения, такие как «Единство», движение «Отечество - вся Россия», «Союз правых сил».

На президентских выборах 1996 г. основная борьба развернулась между действующим президентом Б.Ельциным и лидером коммунистов Г.Зюгановым. Выборы показали примерное равенство сил, а во втором туре победу одержал Б.Ельцин.

В период правления Ельцина наиболее острой проблемой явилось обострение отношений федерального центра и Чечни, не признававшей российских законов и стремившейся к отделению от России. В 1991 г., в период «парада суверенитетов», Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской республики. В 1992 г. был учреждён пост президента в этой республике. Президентом стал бывший советский генерал Д.Дудаев. Однако Россия не признала актов о независимости Чечни. В декабре 1994 г. В Чечню были введены федеральные войска для восстановления конституционного порядка. .

В апреле 1996 г. в ходе проведения специальной операции федеральных J войск Д.Дудаев был убит. По инициативе А.ИЛебедя, в то время секретаря Совета Безопасности, было принято решение разрешить чеченский вопрос политическими средствами, что нашло выражение в подписании Хасавьюртского соглашения о прекращении войны. Однако следует признать, что это была серьёзная политическая ошибка. Подписание соглашения пошло на руку только чеченским сепаратистам. Существенного улучшения в отношениях между Москвой и Грозным так и не произошло. В январе 1997 г. президентом Чеченской республики был избран А.Масхадов. И в мае того же года был подписан Договор о принципах взаимоотношений между РФ и Чечнёй. Вместе с тем Чечня оставалась источником нестабильности и терроризма. На протяжении 1995-1997 гг. чеченскими боевиками был совершён ряд похищений людей, организованы крупные террористические акты, шла масштабная работорговля похищенными людьми с целью дальнейшего их выкупа.

С осени 1999 г. начался новый этап обострения отношений между Чечнёй и РФ. После серии террористических актов и вторжения бандитов на территорию Дагестана российская армия вынуждена была начать боевые действия против*4-бандформирований.

В 2000-2001 гг. противостояние Чечни федеральным властям продолжалось. В результате боевых действий обе стороны понесли значительные потери, но к мирному решению так и не удалось прийти.

31 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин ушёл в отставку с поста Президента России, С 2000 г. Президентом России является В.В.Путин, до этого исполнявший обязанности председателя Правительства РФ.

За период пребывания на посту Президента Путин заявил о продолжении реформ и показал себя умелым и последовательным политиком. В России был проведен ряд реформ по укреплению государственной власти. Изменилась роль Совета Федерации - верхней палаты Федерального Собрания. Члены Совета Федерации .теперь избираются на альтернативной основе. Совместной и согласованной стала работа Президента, Правительства и Государственной думы.

С ноября 2000 г. существует новый орган - Государственный Совет при Прейте. В эту структуру входят губернаторы, представители администрации Президента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1467. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 325.77 KB
  Целью данной работы является сравнительный анализ манифестации лингвокультурологического аспекта гендерных отношений в казахском, немецком и русском языках.
1468. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 327.99 KB
  Курсовой проект состоит из графической части в объеме 2 чертежных листов формата АI и расчетно-пояснительной записки, содержащей 25-30 страниц текста. Исходные данные приведены в прил. 1, схема здания выдается преподавателем. Вариант задания назначается преподавателем.
1469. ЖАНРОВО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ. АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА 328.15 KB
  Цель исследования заключается в разработке технологии перевода, основанной на результатах сопоставительного изучения жанровых особенностей русскоязычных и англоязычных руководств по эксплуатации с точки зрения организации и реализации макроструктуры текстов данного жанра.
1470. Дискурсивные аспекты политических дебатов (на материале русских и английских текстов) 329.27 KB
  На основе выработанного метода определить сопоставительные характеристики дискурсивных особенностей англоязычной и русскоязычной речи. Представить сравнительное описание речевого поведения участников политических дебатов через призму теории пресуппозиций в рамках политического дискурса. Выявить степень привязанности к контексту речевого поведения политических деятелей, а также определить те аспекты, которые обусловливают нарушение контекстуальных фреймов.
1471. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ 329.94 KB
  Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и последующей классификации общих, универсальных и специфических, уникальных особенностей реализации личностно-ориентированной коммуникации при сопоставлении вариантов ее осуществления в русскоязычном и англоязычном киберпространстве.
1472. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ДЕТЕКТИВНОГО НАРРАТИВА (на материале текстов английских и русских рассказов) 331.07 KB
  Целью диссертационной работы является сопоставительный анализ когнитивных механизмов структуры и семантики детективного нарратива на материале английского и русского языков.
1473. Win API 32. Программирование на C 337.13 KB
  Литература по API Windows. Краткая история Windows. Цикл обработки сообщений Windows. Стили окна, overlapped window, pop-up window. Структура сообщения MSG. Окно сгенерированного приложения.
1474. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ В ИДИОСТИЛЕ А.С. ПУШКИНА 332.86 KB
  Ррассмотрение понятий концепт, концептуальная картина мира, представление методологических основ исследования концепта, определение понятия идиостиля, а также особенностей и возможностей поэтического перевода.
1475. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А.П. СТЕПАНОВА 334.33 KB
  Цель работы – определить особенности лингвокогнитивного и прагматического уровней структуры языковой личности первого енисейского губернатора А.П. Степанова, установить его ключевые (эстетические, утилитарные и художественные) ценности.