9864

Общественная и духовная жизнь в России в 19 веке: русский консерватизм

Реферат

История и СИД

Общественная и духовная жизнь в России в 19 веке: русский консерватизм. Понятие альтернатива (от латинского altemare - чередоваться) означает каждая из исключающих друг друга возможностей. Тем самым предполагается наличие различных точек зрения на о...

Русский

2013-03-17

33.85 KB

43 чел.

Общественная и духовная жизнь в России в 19 веке: русский консерватизм.

Понятие альтернатива (от латинского altemare - чередоваться) означает каждая из исключающих друг друга возможностей. Тем самым предполагается наличие различных точек зрения на одну проблему, различные пути выхода из кризисной ситуации. Для полноценного понимания исторического процесса необходимо анализировать все варианты, которые могли реализоваться, но в силу объективных и субъективных причин история пошла иным путем. В развитии общества есть две альтернативы, или два пути развития -эволюционный, или реформистский, и революционный, сопряженный с насилием. В зависимости от объективных обстоятельств историческая, ситуация разрешается в пользу того или другого направления. Для объективного анализа правительственной политики необходимо обратиться к тем альтернативам общественного развития, которые предлагались различными общественными силами в XIX столетии. Здесь можно говорить о реальности и эфемерности альтернативы. Если идея находила отклик у общественного большинства, она была реальной, если нет, то воплощение той или иной идеи в конкретной исторической ситуации невозможно.

Следует выделить ряд серьезных общественных альтернатив, существовавших в XIX столетии: консервативная, либеральная и революционная. Все три были неоднородны и принимали в течение столетия различные формы.

Общественная мысль в России имела ряд особенностей.

1. До начала XX века в стране не существовало политических партий. Роль оппозиции выполняла интеллигенция, состав которой с середины ХЕК столетия пополнялся разночинными элементами. Причем интеллигенция порой была настолько непримиримо настроена, что отвергала даже реальные позитивные предложения верховной власти. Вместе с тем не всегда идеи, предлагаемые общественной элитой, шли вразрез с устремлениями императорской власти. Примером могут служить 60-е годы ХЕХ столетия, эпоха «великих реформ».

2. Еще одной особенностью общественной мысли России была ее близость к литературным направлениям. Это объясняется тем, что литература была легальной возможностью выражать свои взгляды, естественно, не выходя за рамки, установленные верховной властью. Программные сочинения печатались в толстых журналах, которые придерживались той или иной ориентации. Поэтому литература в России играла и политическую роль.

3. Центральной проблемой русской интеллектуальной мысли был поиск «русской идеи». Сам термин появился в 1881 г. Философ Н.А.Бердяев писал: «Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Возможно, что такое положение России предопределило мессианский характер ее интеллектуальной истории. Любое самостоятельное течение, сформировавшееся на русской почве, так или иначе затрагивало проблему исторического пути России по отношению ко всему мировому сообществу. Консерваторы связывали эту миссию с самодержавной формой правления и православием, а, к примеру, представители народничества видели проявление этого предназначения в крестьянстве и крестьянской общине.

Расцвет общественной мысли ХIХ столетия начинается в 1830-1840-е гг. Этот феномен можно объяснить рядом причин:

Во-первых, XVIII век, породив светскую культуру, провозгласил развитие России в контексте мировой истории. Самостоятельная русская мысль ХIХ столетия выработала ряд оригинальных концепций общественно-политического развития, определив центральную проблему существования России - «Россия-Запад».

Во-вторых, Отечественная война 1812 г. стала своеобразным этапом в решении вопроса о национальной самобытности России. После угрозы потери национальной независимости отчетливо проявилась необходимость в определении пути России.

В-третьих, восстание декабристов показало реальное наличие оппозиционных настроений в обществе.

В-четвертых, к перечисленным внутренним факторам, которые повлияли на развитие общественной мысли в России, следует прибавить и внешнеполитическое событие, надолго определившее развитие интеллектуальной истории стран Запада и России. Речь идет о Великой французской революции. В ходе нее окончательно оформился либерализм, выросший из французского Просвещения. Как реакция на это потрясение возникли консерватизм и, наконец, радикализм, ставший способом борьбы и идеологией революционеров непосредственно в период Французской буржуазной революции.

Консерватизм - система воззрений на мир, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся, «органических» форм государственной и общественной жизни, ее морально-правовых оснований. Генезис русского консерватизма прошел ряд этапов и напрямую связан с двумя проблемами: проблемой «Россия-Запад» и «реформа-контрреформа». В связи с этим центральной проблемой русского консерватизма и русской общественной мысли вообще является оценка петровской модернизации.

В литературе можно встретить разные модификации данного термина: "либеральный консерватизм", "консервативный либерализм", "просвещенный консерватизм", "реакционная политика", "национализм", "традиционализм" и тому подобные.

Консерватизм охранительного, или традиционалистского характера в отличие от реакционного консерватизма не чужд идее прогресса. Прогресс консерваторами понимается как развитие традиционных форм устройства общественной жизни, прогресс есть усовершенствованная традиция.

К числу представителей «либерального консерватизма» исследователи относят А.С.Пушкина, Н.С.Мордвинова, П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, М.М.Сперанского. Сущность «либерального консерватизма» состоит в приверженности монархической форме правления, реформировании политической и общественной системы за счет принципа разделения властей, постепенном реформировании крепостного права и, в конечном итоге, его отмирании.

Первым российским сочинением консервативного плана историки называют «Записку о древней и новой России» Н.М.Карамзина. Этот документ возник как реакция на либеральную политику, проводимую Александром I. Историк посчитал своим долгом предостеречь молодого монарха от необдуманных и внеисторичных решений, которые шли вразрез с истинным путем России. В «Записке» Н.М.Карамзин ставит ряд вопросов проблемного плана: о. самобытности исторического развития России; об отношении к преобразованиям Петра; об основах русской цивилизации. Н.М.Карамзин говорит, что потеря самобытности ведет к ликвидации самостоятельности государственной, религиозной и даже бытовой и может привести к распаду нации. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России», - восклицает историк. Идеал государственного устройства для Карамзина - монархия в духе «просвещенного абсолютизма». Н.М.Карамзин далек от идеализации личности Петра Великого и его преобразований. Петровские реформы воздвигли стену между высшим и низшим сословием не только в духовном, неги бытовом отношении. По мнению Николая Михайловича, Петр I придал самодержавию образ самовластия, ограничив права церкви. Н.М.Карамзин, не призывая к восстановлению патриаршества, предлагал Александру I предоставить^ церкви к большую свободу в ее внутренних делах. Когда церковь оказывается под началом «мирской власти», она «теряет свой характер священный», вместе с этим слабеет вера. Ослабление веры приводит к разрушению народной самобытности и притуплению чувства патриотизма. Одной из составляющих основ русского государственного устройства, по Карамзину, есть вера народа в святость царской власти. Самодержавие является гарантом единства и благополучия граждан России.

Историк Ю.С.Пивоваров считал, что в «Записке» Н.М.Карамзина сочетаются два блока идей - традиционализм и идеи французских просветителей. Именно Карамзин, по его мнению, заложил основы «просвещенного консерватизма».

Александровское царствование породило и реакционный консерватизм, ярчайшими представителями которого были Магницкий, Рунич и Аракчеев.

Если цель «просвещенного консерватизма» - развитие всех форм общественной и политической жизни на основе традиций, то задача реакционного консерватизма заключена в предотвращении каких-либо изменений в существующем порядке вещей, его стагнации . Как правило, этот тип консерватизма возникает в результате революционных выступлений внутри страны или в близлежащих государствах.

После событий 14 декабря 1825 г., и особенно после польского восстания 1831 г., окончательно была осознана необходимость облечь принципы русской государственности в четкую доктрину. Граф Сергей Семенович Уваров, будущий министр народного просвещения, предоставил в 1832 г. императору отчет, в котором обозначил три основных столпа новой идеологии: «православие, самодержавие, народность».

Сущность доктрины состояла в том, что Россия есть совершенно особое государство, не похожее на государства Европы, в ней господствует наилучший порядок вещей. Религиозные, государственные и общественные достижения европейской мысли есть результат вольнодумства и революций. Россия осталась свободной от этих тлетворных влияний, так как всегда была сильна в области политической - самодержавием, в области религии - православием, в области нравственной - народностью. Триада «самодержавие, православие, народность» трактовалась как некий треугольник, вершина которого - самодержавное правление -опирается на православную веру и народную самостийность. Все три понятия гармонично дополняли друг друга.

Самодержавие объявлялось основным устоем русской жизни, обеспечивающим величие и мощь России. Поэтому преданность и служба считались гражданским долгом всех подданных. Православие рассматривалось как основа духовной жизни народа, поэтому церковь, согласно уваровской триаде, - является опорой светской власти.

В понятие «народность» вкладывалось отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. В отличие от Н.М.Карамзина С.С.Уваров провозглашает опорой трона не одно дворянство, а весь народ. Народность трактовалась, с одной стороны, как "возмужание" русского народа, с другой - как самобытность его нравственного состояния. Народность воспитуема, поэтому следует руководствоваться всеми тремя' началами в области просвещения и образования - такова главная мысль гр. С.С.Уварова.

Для внедрения системы «официальной народности» были созданы мощные рычаги. Н.Г.Устрялов разработал первый учебник для высшей школы по истории России. Была сформулирована особая концепция, которая не обособляла Российскую историю от истории западной Европы, но указывала на особенности русского народа и государства Российского. Российское государство образовалось не путем насилия, а в ходе мирного призвания варягов на Русь. Теория официальной народности была государственной идеологией светского плана, поэтому оправдывала существующее на тот период времени политическое устройство страны. Основу этого политического устройства заложил Петр I, поэтому официальная доктрина целиком и полностью принимала положительный характер петровских преобразований.

Важнейшей стратегической целью русского дореформенного1 консерватизма было оправдание существования крепостного права. По мнению консерваторов, добрый помещик лучше заботится о крепостных, чем они сами позаботились бы о себе, имея свободу. Однако подобной точки зрения придерживались не все приверженцы консервативных взглядов. Так, известный историк М.П.Погодин, отстаивающий уваровскою формулу, был .принципиальным противником сохранения крепостного права.

Революционные выступления в Европе в 1848 г. изменили политический курс Николая I с консервативно-охранительного на реакционный. Император поклялся, что пока он жив, революционная зараза не проникнет в Россию. Лидеры „просвещенного консерватизма" разошлись с позицией власти после указанных событий. Идеи в духе „просвещенного консерватизма" развивали С.С.Уваров, М.П.Погодин, С.П.Шевырев, Н.Г.Устрялов.

Пропагандистами теории «официальной народности» были известные журналисты и издатели того времени - Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, О.Сенковский, а центральными органами - «Северная пчела», «Журнал министерства народного просвещения», «Библиотека для чтения» и ряд других.

Отмена крепостного права поставила задачи реформирования всей системы государства. Необходимость коренных изменений признавали все общественные движения, но реакция на проведенные реформы была неоднозначной. Либеральная общественность настаивала на более радикальных изменениях, а у консервативно настроенных слоев реформы вызвали резко негативную оценку. Поэтому все общественные течения видоизменились. Полностью в пореформенный период не осуществилась ни консервативная, ни либеральная альтернативы.

Консервативный лагерь пореформенного периода был довольно пестрым сообществом. Здесь были политики-идеологи (К.П.Победоносцев), ярко выраженные бюрократы-реакционеры (Д.А.Толстой), публицисты (М.Н.Катков, В.П.Мещерский), консервативные философы (Л.А.Тихомиров, К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский). Основными печатными органами консервативного характера были "Русский вестник", "Московские ведомости".

Характерной особенностью консерватизма этого периода было то, что некоторые его представители начинали свой интеллектуальный и политический путь" в качестве оппозиционеров власти, как либералы или даже революционеры. Так, Ф.М.Достоевский был активным членом революционного кружка Буташевича-Петрашевского; М.Н.Катков начинал как либерал правого толка, выступая за отмену крепостного права, введение института мировых судей; Л.А.Тихомиров был членом «Народной воли», в 1888 г. издал брошюру «Почему я перестал быть революционером», после чего был помилован царем, вернулся на родину и стал убежденным традиционалистом.

К основным идеям консервативно-охранительного направления пореформенного периода можно отнести следующие: сохранение корпоративной структуры общества, укрепление самодержавного строя, сохранение основных ценностей русского народа - православной религии крестьянской общины и идеалов почвенной культуры.

Одной из позиции русских консерваторов пореформенной поры была критика нигилизма. Считается, что этот термин придумал И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» для обозначения позиции Базарова. Нигилизм - вид негативного умонастроения, отрицание значимых ценностей и устойчивых институтов общественной жизни. Позиция жесткого отрицания, даже издевательства над любыми проявлениями прогресса в русской жизни, проповедь разрушения были характерны для умонастроения молодой разночинной интеллигенции второй половины 50-х - начала 70-х гг.

Особенно негативно консерваторы относились к интеллигенции, считая ее рассадником антирусских настроений. М.Н.Катков противопоставлял интеллигенции союз трона и народа. Любая оппозиционность правительству - неважно, из какого лагеря она исходила - из революционного или либерального, - должна была искореняться. Это не значит, что критика в отношении либералов и революционеров была неконструктивной. Так, Л.Н.Тихомиров, анализируя понятие «либеральная свобода», справедливо отмечал ее негативные стороны: В области умственной такая свобода создала подчинение авторитетам крайне посредственным. В области экономической свобода создала неслыханное господство капитализма и подчинение пролетариата. В области политической вместо ожидаемого народоправия порождается лишь новое правящее сословие с учреждениями, необходимыми для его существования». К.П.Победоносцев называл парламентский строй «великой ложью нашего времени», потому как немногие обладают ясностью ума, а представлениями толпы можно управлять. На первое место народные представители ставят не народное благо, а «преимущественно личное благо и друзей своих». Поэтому честный чиновник, поставленный свыше властью государства, честнее выполняет свои обязанности, чем народный представитель. Процесс демократизации может привести лишь к гибели государственного, хозяйственного и культурного организма любой страны, особенно России.

Консерваторы настаивали на укреплении православия, потому как только крепкие религиозные основы могут дать положительный результат в деле укрепления государственности. Только живая религиозная идея - православие - может создать общественный строй, в котором соблюдается социальная гармония. Подлинным воплощением такого строя является монархия. Консерваторы, идеализируя народ, считали, что он обладает бессознательным чувством истины, и государственная власть должна опираться на народ. Семейственность и патриархальность, присущая русскому народу, характерна и для отношений на государственном уровне.

Таким образом, в консерватизме второй половины XIX столетия четко просматриваются две тенденции. C одной стороны, это доминанта государственного начала, особенно ярко проявившаяся в концепции К.П.Победоносцева и К.Н.Леонтьева. В то же время консерватизм, как и традиционализм, сближается со славянофильством, и в начале XX столетия идеи славянофилов здесь начинают доминировать. Несомненно, что такое положение вещей стимулировало дискуссии между представителями консервативного лагеря. Отсутствие единой позиции по ряду вопросов привело к ослаблению консерваторов. Их нежелание идти на компромисс со вступившей на либеральный путь верховной властью привело к тому, что многие прогрессивные идеи в духе традиционализма так и не были реализованы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42632. Проект виконується групою, що складається з 3-5 осіб, згідно з варіантом (табл.1). Етапи виконання проекту 64.5 KB
  Завдання для робочих груп 1 Форматування тексту Дано текст що складається з речень розділених крапками. Дано текст. Дано текст. Дано рядок що складається зі слів розділених пробілами.
42634. СТВОРЕННЯ ТА РЕДАГУВАННЯ ПРОГРАМ В ІНТЕГРОВАНИХ СЕРЕДОВИЩАХ ПРОГРАМУВАННЯ 72 KB
  Сьогодні існує широкий набір інтегрованих середовищ програмування які обирає програміст в залежності від мови програмування що він використовує для створення програми. Основними командами даної опції є Open відкриття існуючого файлу New створеня нового файлу для редагування Sve Sve s Sve ll збереження файлу що знаходиться в редакторі на диску з поточною чи новою позначкою або збереження всіх відкритих файлів чи файлів програми та Quit вихід. Для редагування тексту програми використовуються наступні клавіші і комбінації...
42635. Арифметико-логічні основи функціонування компютера 106 KB
  Правила виконання арифметичних операцій над числами з фіксованою крапкою. Завдання 1 Згідно номера варіанта який співпадає з номером студента за списком запишіть десяткові числа 100№ зі знаком плюс та знаком мінус. Обчисліть двійковий код додатнього числа перетворіть отриманий код у вісімкову та шістнадцяткову системи числення виконайте перевірку. Зразок...
42636. Дослідження базових схем підсилюваньних каскадів на біполярних транзисторах 299.5 KB
  Re эмиттерное сопротивление Rl R2 резисторы делителя задающего режим каскада по постоянному току. Особенностью классической схемы каскада с ОБ рис. Для каскада с ОБ: Для каскада с ОЭ: Для каскада с ОК: Проектирование усилителя начинается с определения режима транзистора по постоянному току который называют статическим режимом. В зависимости от тока коллектора транзистора и величины падения напряжения на электродах транзистора усилительного каскада а также от амплитуды входного сигнала различают следующие режимы усиления: режим А;...
42637. ДОСЛİДЖЕННЯ СТАРТСТОПНОГО ТЕЛЕГРАФНОГО ЗВЯЗКУ КОДОМ МТК-2 254.5 KB
  Ознайомитися з особливостями стартстопних кодових комбінацій міжнародного телеграфного коду МТК2. 7 00111 Латиниця 31 11111 N Н 6 00110 Цифри 27 11011 O О 9 3 00011 Пробіл 4 00100 P П 0 13 01101 Кирилиця 0 00000 Символьне повідомлення передавання і приймання якого необхідно здійснити за допомогою стартстопного телеграфного зв’язку кодом МТК2 задане індивідуально кожному студенту і у табл.2 зазначено: порядковий номер студента № тривалості стартового...
42638. ДОСЛІДЖЕННЯ БІТОВИХ ОПЕРАЦІЙ, ЛОГІЧНИХ ТИПІВ, ЛОГІЧНИХ ОПЕРАЦІЙ ТА ОПЕРАЦІЙ ВІДНОШЕННЯ 163 KB
  Бітові операції дозволяють обробляти цілі дані за допомогою операцій з їх бітовою структурою. Будь-які дані представляються у пам’яті комп’ютеру як ланцюг бітів. Біт – це число, яке може мати тільки одне з двох значень – „0” або „1”.Таблиця 5 № варіанта Мова Операції Значення УЛО1 УЛО2 УЛО3 ОВ1 ОВ2 БЛО B C D Паскаль NOT NOT ND = 7 2 56 56 67 100 46 78 Ci ^ == = 6 2 7 14 7 7 24 1 Паскаль NOT NOT OR = = 3.12 Паскаль NOT ND = = 4 4 23.3 4 Паскаль NOT NOT XOR = 64 15.2 Паскаль NOT ND = = 55 55 12 45 6 10 12 59 Ci ^ = ^ 17.
42639. ДОСЛІДЖЕННЯ ВКАЗІВНИХ ТИПІВ ДАНИХ 71.5 KB
  Значення змінної покажчика може бути присвоєно іншому покажчикові якщо їх типи є ідентичними. Покажчикові може бути присвоєно пусте значення null яке вказує на абстрактний неіснуючий об’єкт. Розіменування дозволяє отримати доступ до значення об’єкту на якій вказує покажчик. Розмір значення змінної залежить від її типу.
42640. Аналітичні обчислення у середовищі MathCad 45.5 KB
  Мета: Ознайомитися з аналітичним обчисленням у середовищі MthCd. Обладнання: ПК ПЗ MthCd Хід роботи Індивідуальне завдання. Варіант 10 Висновок: Ознайомилася з аналітичним обчисленням у середовищі MthCd.