98655

Повреждения живота

Реферат

Медицина и ветеринария

Повреждения живота Классификация повреждений живота Повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства являются тяжелей- шими и чрезвычайно опасными для жизни. При любом повреждении органов брюшной полости и забрюшинного пространства существует реальная опасность смертельного исхода.

Русский

2015-11-05

87 KB

0 чел.

Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова.

Кафедра травматологии, ортопедии и хирургии катастроф

Реферат.

Повреждения живота

                                                         Выполнила:

                                                         студентка лечебного факультета, 6 курса

                                                         29 группы Титарева В.Л.

                                                         Проверил: доцент Хурцилава Н.Д.

                                                                    

Москва 2012г.

Повреждения живота

Классификация повреждений живота

Повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства являются тяжелей-

шими и чрезвычайно опасными для жизни. При любом повреждении органов брюшной полости

и забрюшинного пространства существует реальная опасность смертельного исхода. Если

больному с повреждением органов брюшной полости не оказана своевременно полноценная

хирургическая помощь, то летальный исход становится почти неизбежным.

Повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства имеют следующие

особенности: частое, быстрое развитие опасных для жизни тяжелых осложнений (шок, крово-

потеря, перитонит), сложность и ответственность диагностики, зависимость исходов травмы от

сроков оперативных вмешательств в часах, сложность и ответственность операций.

сроков оперативных вмешательств в часах, сложность и ответственность операций.

Повреждения органов живота разделяются на закрытые и открытые. Если в мирное время за-

крытые повреждения живота преобладают над открытыми, то во время войны соотношения

существенно изменяются в сторону преобладания ранений. При стихийных бедствиях частота

закрытых повреждений органов брюшной полости и забрюшинного пространства значительно

возрастает, и они являются доминирующими.

Закрытые повреждения живота в экстремальных условиях возникают в результате воздейст-

вия ударной волны, при падении с высоты (кататравма), при сдавлении тяжелыми предметами,

при ударе в живот. Характер и тяжесть закрытой травмы живота связаны с силой удара. При

этом повреждения могут ограничиться только брюшной стенкой (разрывом мышц, апоневроза,

кровеносных сосудов, кровоизлиянием в забрюшинное пространство) или вызвать повреждение

внутренних органов.

Кроме указанных в классификации видов повреждений живота, можно выделить, учитывая

характер повреждения внутренних органов, ушибы, раздавливание, полные разрывы, надрывы.

Травмы паренхиматозных органов делят на повреждения с нарушением капсулы (трещины,

разрывы, размозжения) и без нарушения целостности капсулы (центральные, подкапсульные

гематомы печени, селезенки, поджелудочной железы, почки).

  •  Особенности диагностики:
  •  Положения (лежит неподвижно на спине или на боку с согнутыми ногами);
  •   Внешний вид (лицо осунувшееся, страдальческое);
  •  Бледность кожных покровов и слизистых;
  •  Холодный пот;
  •  Жалобы на боли в животе, жажду;
  •  Состояние языка, тошнота, рвота;
  •  Тахикардия, гипотония;
  •  Дизурия;
  •  При локальном статусе могут быть знаки травмы на животе (ссадины, гематомы и т.д.).
  •  Алгоритм локальной диагностики:
  •  Осмотр – брюшная стенка втянута, ассиметрична, не участвует в акте дыхания;
  •  Пальпация болезненна, отмечается напряжение брюшного пресса;
  •  Симптом Щеткина-Блюмберга положительный;
  •  Перкуссия – притупление при кровоизлиянии, с–м Джойса положительный, тимпанит над печенью;
  •  Аускультация – перистальтика;
  •  Per rectum;
  •  Катетеризация мочевого пузыря (при задержке мочи).

  •  Дополнительные симптомы:
  •  Симптом Менделя - болезненная перкуссия передней брюшной стенки - ранний симптом раздражения брюшины, часто при наличии крови в брюшной полости;
  •  Симптом Куленкампфа. При пальпации передняя брюшная стенка не напряжена, а при отрыве кисти – резкая болезненность. Симптом характерен при кровоизлиянии в брюшную полость;
  •  Симптом раздражения брюшины Хендри: при надавлива-нии плоскостью ладони на грудину последующий её отрыв вызывает резкую боль;
  •  Симптом Элекера (при повреждении селезенки) - иррадиация болей в левое надплечье и лопатку. Боли усиливаются при пальпации левого подреберья.
  •  Открытая травма.

    Достоверные признаки проникающих ранений живота:
  •  Выпадение внутренних органов;

  •  Выделение в рану содержимого желудка, кишечника (пища, кал);

  •  Сквозное ранение соответствующей локализации.

Дополнительные методы обследования:

Лабораторные – кровь, моча (амилаза);

Рентгенография (у 32%): определение «свободного» газа в брюшной полости (в 10% случаев), инородные тела, контрастные методы;

УЗИ (диагностика кровоизлияний в  брюшную полость от 250,0 крови).

Лапароцентез (Dikson J., 1887).

Лапароскопия (в сомнительных случаях).

 

Лапароцентез (информативность 95,4%).

Противопоказания:

Терминальное состояние;

Ранее перенесенные операции на органах брюшной полости.

  Не информативен при субкапсулярных

разрывах и при повреждении

забрюшинно расположенных органах.

При отсутствии жидкости («сухая пункция») через катетер вводится до 1000 мл физ. раствора и после аспирации исследуется содержимое визуально (окрашивание) и (или) лабораторно.

Положительное лабораторное исследование:

  в 1 мл промывной жидкости эритроцитов более 1 млн., лейкоцитов – свыше 500 и гематокрит выше 1% (20,0 крови в 1000,0).

Лапароскопия

Противопоказания:

Нестабильность гемодинамики;

Терминальное состояние;

Множественное повреждение органов брюшной полости;

Массивное кровоизлияние в брюшную полость;

Ранее перенесенные операции на брюшной полости.

Этапное лечение.
Догоспитальная помощь.

Важно определить или запо-дозрить сам факт повреждения внутренних органов и поста-вить показания к срочной эва-куации на этап квалифициро-ванной медицинской помощи.

Задачи догоспитальных этапов:

Быстрая эвакуация;

Щадящая транспортировка;

Поддержание жизненно важных функций организма.

Первая помощь

Аналгетик (шприц-тюбик);

Носилки;

При открытой травме – увлажненная повязка.

Первая врачебная помощь

На сортировочной площадке выделяют 3 группы

пострадавших:

1. Временно нетранспортабельные

    – в перевязочную;

2. Легко раненные, подлежащие только эвакуации,  - на эвакуационную площадку;

3. Травма, не совместимая с жизнью,

    - на площадку для агонирующих.  

  •  1 группа – временно нетранспортабельные.

    В перевязочной врач:

Определяет признаки шока и острой кровопотери;

Подтверждают или отвергают повреждение внутренних органов (внешний вид, симптомы раздражения брюшины, дизурические расстройства и т.д.);

Проводит неотложную терапию;

Определяет очередность эвакуации.

Травма мочевыводящих путей:

  1. При повреждении мочевого пузыря  

      (гематурия) - катетеризация;

   2. При повреждении уретры  

       (геморрагия) – пункция.

Эвакуационная площадка этапа первой врачебная помощь:

1 группа - пострадавшие с признаками профузного внутрибрюшного кровотечения Подлежат срочной эвакуации;

2 группа – пострадавшие с травмой живота, находящиеся в состоянии шока без признаков внутреннего кровотечения. Эвакуируются в первую очередь после пострадавших 1 группы;

3 группа – легко пострадавшие. Эвакуируются во вторую очередь.

Квалифицированная медицинская помощь.     

На сортировочной площадке выделяют 5 групп пострадавших: 

1 группа – а) пострадавшие с внутренним кровотече-  

                      нием и б) находящиеся в удовлетвори-

                      тельном  состоянии -  в операционную;

   2 группа – пострадавшие с признаками шока

                  - в противошоковую палату;

   3 группа – пострадавшие с сомнительным диагнозом

                 - в госпитальное отделение;

   4 группа – непроникающие ранения живота

                 – в  операционную во вторую очередь;

   5 группа – травма, не совместимая с жизнью

                 – в палату для агонирующих.

2-ая группа пострадавших.

Противошоковая терапия не более 2 часов (до развития перитонеальных симптомов).  

       Благоприятные условия для операции:

АД – 90-100/не ниже 30 мм рт. ст.,

пульс 100-110 уд/мин.,

частота дыхания до 25 в мин.

     При улучшении состояния показана немедленная операция, т.к. такая стабилизация не может быть длительной.

3-я группа пострадавших требует полноценной клинико-лабораторной диагностики.
Причины отсутствия достоверных клинических симптомов.

Шок, наблюдаемый у 60-80% пострадавших;

Сочетанные повреждения, отмеченные у 61,6%  – 70% больных;

Забрюшинные гематомы, провоцирующие псевдоабдоминальный синдром;

Алкогольное опьянение, отмеченное у 50% больных в мирное время;

Пожилой и старческий возраст, при котором болевые ощущения снижены, защитное напряжение мышц брюшного пресса выражено слабо.

Перед зашиванием операционной раны после лапаротомии брюшную полость повторно

очищают от содержимого и крови. Если нет показаний для тампонады брюшной полости, опе-

рационную рану зашивают послойно наглухо до кожи. На кожу обычно накладывают первично-

отсроченные (провизорные) швы. Брюшную стенку не зашивают наглухо при следующих си-

туациях:

— не вполне надежное закрытие ран полых органов;

— не вполне надежная остановка кровотечения;

— значительное загрязнение брюшной полости кишечным содержимым;

— возможность желчеистечения;

— повреждение поджелудочной железы;

— неушитые дефекты париетальной брюшины;

— гнойный разлитой перитонит;

— когда полость гнойника открывается в брюшную полость. Дренирование и тампонада,

хотя и обеспечивают свободное дренирование брюшной полости, вместе с тем таят в себе опас-

ность образования пролежня кишки, эвентрации, возникновения частичной кишечной непрохо-

димости, а также формирования в дальнейшем послеоперационных грыж.

Оперативное вмешательство сводится к остановке кровотечения, устранению патологии, санации брюшной полости, установке дренажей и послойному ушиванию операционной раны наглухо.

      Реинфузия - у 20-30% пострадавших с травмой паренхиматозных органов или сосудов брыжейки.

Специализированная помощь.

Торакоабдоминальный госпиталь (ТАГ) или госпиталь для легко раненных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.
78581. Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные 84 KB
  Цель: продолжить формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни живых существ, познакомить с составом почвы; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки исследовательской работы, познавательный интерес...
78582. Різноманітність рослин. Значення рослин у житті людини 87 KB
  Навчати учнів розпізнавати рослини найближчого оточення. Плакат із записом шифрограми; малюнки із зображенням листяних і хвойних дерев; матеріали для ігор; повязки із зображенням квітів; дитяча енциклопедія Рослини.
78583. Тварини. Різноманітність тварин 14.53 MB
  Мета: розширити і уточнити знання учнів про різноманітність тварин середовище їхнього існування; про тварин які живуть поряд з людиною; розкрити цінність тварин для людини; розвивати вміння спостерігати за тваринами порівнювати тварин групувати їх; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78584. Сонце в нашому житті 2.33 MB
  Мета уроку: ознайомити учнів із Сонцем як небесною зіркою; розвивати життєві та екологічні компетентності; фантазію уяву кмітливість; виховувати гідне ставлення до природи; Обладнання: підручник робочий зошит кольорові олівці пластилін малюнки таблиці.
78585. Сонце сходить – усе оживає. Сонце заходить усе завмирає 161.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про сонце залежність існування живої природи від сонячного світла і тепла навчити встановлювати звязки між живою та не живою природою; виховувати повагу до традицій українського народу вшановувати Сонце.
78586. Комахи в нашому житті 330 KB
  Мета: уточнити уявлення учнів про комах, поширити знання про цих тварин, учити називати істотні ознаки комах, їх будову; розвивати мовленнєві навички, мислення, увагу, спостережливість; виховувати бережливе ставлення до тварин, любов до природи.
78587. Як доглядати за кімнатними рослинами? 52.5 KB
  Мета: формувати уявлення про кімнатні рослини, про залежність від їх потреб в освітленні, поливі, освітленні, пересадці. Розвивати практичні уміння і навички доглядати за кімнатними рослинами (розташування в приміщенні, поливі, розпушуванні ґрунту, пересадка, розмноження).
78588. Осінь. Рослини восени. Як тварини готуються до зими 72.5 KB
  Обладнання: таблиці ілюстрації осінь у парку у лісі на городі осінні листочки костюми Осені білочки їжачка корони місяців овочі та фрукти дари осені малюнки дітей. Під слова вчителя виходить дівчина Осінь розтрушує листочки Осінь хазяйнує скрізь куди не поглянь.