98657

ЭТИКА И ЗАКОНЫ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Древний Китай всегда привлекал своим величием и могуществом. Архитектура, построенная древними китайцами, сохранилась до наших дней: Запретный Город, Храм Неба, Великая Китайская стена - все эти постройки говорят о высокой развитости культурного уровня Древнего Китая.

Русский

2015-11-05

68 KB

2 чел.

PAGE  11

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирского государственного университета путей сообщения

Кафедра «Философия»

ЭТИКА И ЗАКОНЫ В КУЛЬТУРЕ

ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                      Разработал

Кандидат философских наук                                                студент гр. Д-112

__________Быстрова А.Н.                                             ______Полковников Д.А.

__________                                                                                    1.10.2012

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….3

ЭТИКА И ЗАКОНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………

1 Вера в духов…………………………………..4

2 Культ предков………………………………...6

3 Конфуцианство..……………………………...8

4 Шан Ян законы……………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Древний Китай  всегда привлекал своим величием и могуществом. Архитектура, построенная древними китайцами, сохранилась до наших дней: Запретный Город, Храм Неба, Великая Китайская стена -  все эти постройки говорят о высокой развитости культурного уровня Древнего Китая.

Китайские философы всегда отличались высокой мудростью и проницательностью.  Этическая сфера для них всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. Ши Бо, Ши-Цзин,  Лао-Цзы,  Конфуций, Мо-Цзы и многие другие - все эти философы внесли значительный вклад развитие культуры Древнего Китая. Их труды ценится и в наши дни.

Шан-Инь, Чжоу, Цинь, Хань, Цзынь, Суй, и другие правители Древнего Китая были грамотными и расчетливыми политиками. Господство каждого из них было неповторимо и уникально.

Цель данного реферата, разобраться в особенностях этики и законах Древнего Китая. Для этого мы рассмотрим труды Конфуция, Шан Яна и других.

ЭТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Вера в духов

В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от объединённого комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т.п.

Как писал Сидихменов «Китай: страницы прошлого», что одним из таких объединений была вера в духов. Древние китайцы, как и другие народы, с помощью мифов пытались истолковать явления природы и объяснить окружающий мир. Множество божеств существовала у китайцев: они могли быть добрыми или злыми, видимые или не иметь телесной оболочки, но обитать где-то рядом, могли воплощать силы природы или какую-нибудь сферу деятельности, могли выглядеть как обычный человек или быть похожим на животное, как существующее, так и вымышленное. И практически все «причуды» природы объяснялись этими духами: землетрясения, ураганы, засухи, пожары, наводнения. И что бы «задобрить» эти божества им совершались множество обрядов, ритуалов и поклонений.

Для предания молитв во дворах ставились алтари, где божествам размещали жертвенные кушанья. Первые алтари представляли собой кучу хвороста, который сгорал вместе с жертвоприношениями, но затем алтари «доросли» до неповторимых сооружений, таким является Храм Неба, куда сам император отправлялся два раза в год для богослужения. Изготавливались идолы из металла, камня, дерева или глины, которым совершали молитвы и отдавались жертвы. К ним относились очень почтительно. Любое непочтение к богам-идолам рассматривалось общественным мнением как богохульство. Жертвы могли быть самыми разными: от обычной еды (чай, рис, пшеница, животное) до драгоценных камней (самым ценным жертвоприношением считался  нефрит). Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого – Смоленск  Руссич,  2000 г. 20- 86 С.

Таким образом, совершения обрядов, молитв, ритуалов было неотъемлемой частью жизни древних китайцев. И поклонение божествам стало главным долгом любого уважающего себя жителя того времени. Некоторые из этих традиции сохранились и до нашего времени.

2. Культ предков

Если первый долг китайца состоял в выражение признательности богам, то второй долг – в признательности предкам. На протяжение многих веков формировался и сохранялся культ предков, который приобрёл особою значение среди других форм культа. Обожествление и почтение общего предка рода по мужской линии.

Как и в других древних цивилизациях, в Древнем Китае верили в загробную жизнь. Считалось, что у человека две души: материальная и духовная. После смети первая уходит с телом в землю, поэтому, чем больше денег и имений у человека, тем лучше он будет чувствовать себя после смерти. Так, например, китайские императоры начинали строительство своих гробниц  уже с самого рождения. Гробницы ничем ни уступали дворцам, в которых жили императоры при жизни. Например, в 7 веке до нашей эры после смерти императора Мугун в «загробное путешествие» с ним отправилось не только предметы роскоши и деньги, но и 170 слуг. Вторая душа отправлялась на небо и китайцы верили, что в другом мире они будут жить в том же статусе что и на земле.

Смерть любимого и уважаемого человека оставляло неизгладимое впечатление на родственников усопшего. Им казалось, что покойный всё ещё находится с близкими, смотрит на своих домочадцев, живёт их горестями и радостями. Никто не хотел верить, что он превратился в прах. Были созданы ритуалы и обряды, для моления и поклонения предкам.

Среди обычных людей одним из проявления  культа предков проявлялся в обряде погребения главы семьи. Когда тот умирал, женщины поднимали крик и громко причитали – таким образом, они выражали  не только скорбь, но и давали знать соседям и прохожим о случившимся несчастье. В день похорон собирались все домочадцы умершего. В правую руку ему клали ивовую веточку, с помощью которой очищался его путь от злых духов, а в левую руку – веер и носовой платок. В таком облачение он должен был предстать перед судьями загробного мира. У ног покойного ставили лампу или две свечи - так освещали ему путь в подземный мир. Обычай требовал, чтобы в знак постигшего их горя родственники усопшего сняли с себя все украшения, растрепали волосы, оголили ноги и в таком виде громко кричали. Старший сын возлагал жертвоприношения и возливал вино у ног покойного. В знак благодарности сын отрезал прядь своих волос, и клал их в гроб. Сидихменов «Китай: страницы прошлого» Смоленск - Руссич. 2000 г. 96 - 108 С.

Также необходимым считалось посещать могилы не реже чем раза в год. Эти паломничества символизировали возобновление прав на землю, где возвышалась могила. Считалось, если могила не ухожена, то потомки умершего либо умерли, либо покинули родные места. Если могила три года подряд была не ухожена, то земельный участок продавался другому лицу. Самым оскорбительным для китайцев считалось разрушение или осквернение могилы предков. Сидихменов «Китай: страницы прошлого» Смоленск - Руссич. 2000 г. 108-118 С.

Как писал один из путешественников 19 века: «Простые крестьяне по большей части хорошо знают историю многих поколений своего семейства и могут назвать не только имена прапрадедов, но и все дела, дающие право на память их потомства». Поэтому память об их потомстве имело значимое место в гордости за своих предков.

Таким образом, культ предков вплоть до феодальной монархии имел широкое распространение во всех слоях китайского общества. Издавна сохранились традиции захоронения усопших. Но каждый китаец, верующий или не верующий в загробную жизнь, был обязан соблюдать эти традиции.

3. Конфуцианство

На протяжение многих лет, на духовную жизнь китайцев влияло одно из государственных религий Китая - конфуцианство. Её основателем был Конфуций.

Конфуций – китайский мудрец, мыслитель, родился около 551 г. до н. э. Происходит из обедневшего знатного рода. Конфуций был мелким чиновником, но благодаря трудолюбию ему удалось открыть частную школу, для учеников вне зависимости от их происхождения и состояния.

Конфуцианство предполагало уничтожение социальных неравенств с помощью морально этического воспитания, не зависимо от их социального класса, совершенствованием личности. Согласно учению Конфуция, если следовать примеру легендарных правителей Яо,  Шуня и Юя, то на земле восторжествует гармония и справедливость. Конфуцианство предполагало решение социальных проблем с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения этических догм.

Конфуцианство проникнуто идеей покорности: сын подчиняется отцу, жена – мужу, нижестоящий чиновник – вышестоящему, а все вместе подчинялись правителю. Эта идея отражается в понятии «преданность». По этому учению общество делилось на два класса: «благородные мужи», те кто обладали высокими морально-этическими качествами, и «ничтожные люди», управляемые этой элитой. «Благородный муж» должен быть честным и справедливым, искренний и прямодушный, понимающий и все видящий. Он всего посвящал себя лишь высоким идеям и служению людям. Конфуцианство стало «опорой» консерватизма и «тормозом» в развитии науки и освобождении личности в Китае. Сидихменов В. Я. «Китай: страницы прошлого». Смоленск, Руссич. 2000 г. 140-145 С.

4. Шан Ян законы

Совершенно противоположным конфуцианскому учению был легизм, одним из основателем которого был государственный деятель Шан Ян. Легизм предполагал всеобщее равенство перед законом и «Сыном Неба». Это одно из отличий от конфуцианства.

Шан Ян – государственный деятель Древнего Китая, один из основоположников философской школы фацзя. Инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.

При легизме каждый простолюдин имел право дослужиться до первого министра, т.е. титулы раздавались не по рождению, а по достижениям. Шан Ян приветствовал политику самодержавной формы правления. Он хотел лишить власти всех наместников и превратить их в простых чиновников, тем самым дать всю власть в руки одного верховного правителя. Отношение между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство двух враждующих сторон. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.

Теория Шан Яна обуславливалась следующими положениями:

1.Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.

2.Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.

3.Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей. Была разработана иерархия из более чем двадцати рангов знатности.

4.Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения.

5.Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки.

6.Подушный налог зерном приводит к тому, что все «бездельники» в семьях оказываются вынужденными работать.

7.Очень строгие наказания применялись даже за малые провинности. Это называлось «искоренение наказаний через наказания».

8.Поощрялось доносительство как мера предупреждения проступков.

9.Утверждалась круговая порука, за проступок одного отвечала вся семья или община.

10.Поощрялось освоение пустующих земель.

11.Поощрялись переселенцы из других стран для освоения пустующих земель, им давались льготы в налогах и повинностях.

12.Военные заслуги измерялись в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывались. За гибель командира казнили всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывали командиров подразделений. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.

Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. Отменялись все прежние аристократические наследственные титулы. Новые ранги знатности (двадцать иерархических степеней) жаловались только за личные, в первую очередь военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, права на регламентированное владение землей, рабами и другим имуществом. Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ в управленческий аппарат имущественной знати. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству.

Таким образом, мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления.

Заключение

Воплощение этики Древнего Китая стало конфуцианство. Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика и административная система. Словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества.

В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде.

Воплощением законов Древнего  Китая стал легизм. В этом учение Шан Яна предполагалось, что успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

 

Список литературы

1. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого – Смоленск  Руссич,  2000 г.

2. Переломов Л. С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» Москва, 1981 г.

4. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52968. Розв’язування задач і вправ на обчислення площ та об’ємів геометричних фігур 52.5 KB
  Записуємо число класна робота і тему урока в зошиті II Перевірка домашнього завдання. Перевіримо зарання Як зробили ви завдання Олівці взяли у руки Й приступили до науки Щоб ви менше хвилювались Зошитами обмінялись. Тестові завдання. Завдання для 1 групи.
52969. Марш. Музыка 1 класс 50.5 KB
  Тема: Марш Цели: познакомиться с жанром марш; рассмотреть жизненные обстоятельства при которых звучит марш научиться различать разные виды маршей. Организация урока: построение перед классом вход под музыку марша музыкальное приветствие. Марш пофранцузски ходьба движение. От этого слова и пошло наше маршировать то есть ходить особенным ладным и четким шагом.
52970. Класична доба української філософії 141.5 KB
  Світова та українська культура. Вкажіть основні риси українського світогляду. Що притаманно для філософської думки Київської Русі Перерахуйте твори часів Київської Русі які відображали світогляд. Що повинні були написати на могильному камені Сковороди Світ ловив мене та не впіймав.
52971. Впорядкування даних, пошук даних за зразком в таблиці. Використання фільтрів для пошуку даних в базі даних 12.72 MB
  Перевірка домашнього завдання. Ми продовжуємо вивчати тему «Бази даних. Система управління базами даних Access». На попередніх уроках ми вчилися проектувати БД, розглядали різні способи створення таблиць, заповнювали таблиці конкретними даними.
52973. TAXATION. WHAT ARE TAXES? 528 KB
  Businesses and individuals are subject to many forms of taxes. The various forms of business organization are not taxed equally. The tax situation is simplest for proprietorships and most partnerships; corporations or companies are treated differently.
52974. Фінікія 55.5 KB
  Мета: визначити час на який припадає поява та розквіт фінікійських міст – держав ознайомитися з господарством Фінікії досягненнями фінікійців у писемності та в інших галузях культури розкрити причини колонізації фінікійців значення колонізації; розвивати інформаційно пізнавальні компетентності вміння самостійної роботи з різними джерелами інформації аналізувати факти та явища робити висновки комунікативні компетентності вміння висловлювати власну думку аргументувати свою позицію представляти дослідження...
52975. Клас Кісткові риби. Загальна характеристика класу. Зовнішня будова риб 383 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про клас Кісткові риби; розкрити особливості зовнішньої будови та життєдіяльність представників цього класу у зв’язку з умовами життя; простежити ускладнення будови кісткових риб порівняно з ланцетником і хрящовими рибами;визначити місце кісткових риб у системі органічного світу та еволюції хордових тварин;розвивати уміння самостійно працювати з малюнками та текстом підручника з натуральними об’єктами;вчити порівнювати й робити висновки; розвивати логічне мислення...
52976. Проблемне навчання фізики 64 KB
  Застосування принципу активності в навчанні особливо потрібне в українській школі бо якраз нам треба перебороти ту пасивність що віками вироблялась у нашого народу і розвинути ініціативу та творчі здібності нашої молоді. Предметом особливої уваги кожного педагога має бути використання в роботі таких засобів методів і форм навчання які спрямовані на розвиток критичності та незалежності мислення допитливості винахідливості самостійності тощо. Суттєво підвищити ефективність розвитку інтелектуальноеврестичних здібностей можна лише в...