98657

ЭТИКА И ЗАКОНЫ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Древний Китай всегда привлекал своим величием и могуществом. Архитектура, построенная древними китайцами, сохранилась до наших дней: Запретный Город, Храм Неба, Великая Китайская стена - все эти постройки говорят о высокой развитости культурного уровня Древнего Китая.

Русский

2015-11-05

68 KB

3 чел.

PAGE  11

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирского государственного университета путей сообщения

Кафедра «Философия»

ЭТИКА И ЗАКОНЫ В КУЛЬТУРЕ

ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                      Разработал

Кандидат философских наук                                                студент гр. Д-112

__________Быстрова А.Н.                                             ______Полковников Д.А.

__________                                                                                    1.10.2012

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….3

ЭТИКА И ЗАКОНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………

1 Вера в духов…………………………………..4

2 Культ предков………………………………...6

3 Конфуцианство..……………………………...8

4 Шан Ян законы……………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Древний Китай  всегда привлекал своим величием и могуществом. Архитектура, построенная древними китайцами, сохранилась до наших дней: Запретный Город, Храм Неба, Великая Китайская стена -  все эти постройки говорят о высокой развитости культурного уровня Древнего Китая.

Китайские философы всегда отличались высокой мудростью и проницательностью.  Этическая сфера для них всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. Ши Бо, Ши-Цзин,  Лао-Цзы,  Конфуций, Мо-Цзы и многие другие - все эти философы внесли значительный вклад развитие культуры Древнего Китая. Их труды ценится и в наши дни.

Шан-Инь, Чжоу, Цинь, Хань, Цзынь, Суй, и другие правители Древнего Китая были грамотными и расчетливыми политиками. Господство каждого из них было неповторимо и уникально.

Цель данного реферата, разобраться в особенностях этики и законах Древнего Китая. Для этого мы рассмотрим труды Конфуция, Шан Яна и других.

ЭТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Вера в духов

В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от объединённого комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т.п.

Как писал Сидихменов «Китай: страницы прошлого», что одним из таких объединений была вера в духов. Древние китайцы, как и другие народы, с помощью мифов пытались истолковать явления природы и объяснить окружающий мир. Множество божеств существовала у китайцев: они могли быть добрыми или злыми, видимые или не иметь телесной оболочки, но обитать где-то рядом, могли воплощать силы природы или какую-нибудь сферу деятельности, могли выглядеть как обычный человек или быть похожим на животное, как существующее, так и вымышленное. И практически все «причуды» природы объяснялись этими духами: землетрясения, ураганы, засухи, пожары, наводнения. И что бы «задобрить» эти божества им совершались множество обрядов, ритуалов и поклонений.

Для предания молитв во дворах ставились алтари, где божествам размещали жертвенные кушанья. Первые алтари представляли собой кучу хвороста, который сгорал вместе с жертвоприношениями, но затем алтари «доросли» до неповторимых сооружений, таким является Храм Неба, куда сам император отправлялся два раза в год для богослужения. Изготавливались идолы из металла, камня, дерева или глины, которым совершали молитвы и отдавались жертвы. К ним относились очень почтительно. Любое непочтение к богам-идолам рассматривалось общественным мнением как богохульство. Жертвы могли быть самыми разными: от обычной еды (чай, рис, пшеница, животное) до драгоценных камней (самым ценным жертвоприношением считался  нефрит). Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого – Смоленск  Руссич,  2000 г. 20- 86 С.

Таким образом, совершения обрядов, молитв, ритуалов было неотъемлемой частью жизни древних китайцев. И поклонение божествам стало главным долгом любого уважающего себя жителя того времени. Некоторые из этих традиции сохранились и до нашего времени.

2. Культ предков

Если первый долг китайца состоял в выражение признательности богам, то второй долг – в признательности предкам. На протяжение многих веков формировался и сохранялся культ предков, который приобрёл особою значение среди других форм культа. Обожествление и почтение общего предка рода по мужской линии.

Как и в других древних цивилизациях, в Древнем Китае верили в загробную жизнь. Считалось, что у человека две души: материальная и духовная. После смети первая уходит с телом в землю, поэтому, чем больше денег и имений у человека, тем лучше он будет чувствовать себя после смерти. Так, например, китайские императоры начинали строительство своих гробниц  уже с самого рождения. Гробницы ничем ни уступали дворцам, в которых жили императоры при жизни. Например, в 7 веке до нашей эры после смерти императора Мугун в «загробное путешествие» с ним отправилось не только предметы роскоши и деньги, но и 170 слуг. Вторая душа отправлялась на небо и китайцы верили, что в другом мире они будут жить в том же статусе что и на земле.

Смерть любимого и уважаемого человека оставляло неизгладимое впечатление на родственников усопшего. Им казалось, что покойный всё ещё находится с близкими, смотрит на своих домочадцев, живёт их горестями и радостями. Никто не хотел верить, что он превратился в прах. Были созданы ритуалы и обряды, для моления и поклонения предкам.

Среди обычных людей одним из проявления  культа предков проявлялся в обряде погребения главы семьи. Когда тот умирал, женщины поднимали крик и громко причитали – таким образом, они выражали  не только скорбь, но и давали знать соседям и прохожим о случившимся несчастье. В день похорон собирались все домочадцы умершего. В правую руку ему клали ивовую веточку, с помощью которой очищался его путь от злых духов, а в левую руку – веер и носовой платок. В таком облачение он должен был предстать перед судьями загробного мира. У ног покойного ставили лампу или две свечи - так освещали ему путь в подземный мир. Обычай требовал, чтобы в знак постигшего их горя родственники усопшего сняли с себя все украшения, растрепали волосы, оголили ноги и в таком виде громко кричали. Старший сын возлагал жертвоприношения и возливал вино у ног покойного. В знак благодарности сын отрезал прядь своих волос, и клал их в гроб. Сидихменов «Китай: страницы прошлого» Смоленск - Руссич. 2000 г. 96 - 108 С.

Также необходимым считалось посещать могилы не реже чем раза в год. Эти паломничества символизировали возобновление прав на землю, где возвышалась могила. Считалось, если могила не ухожена, то потомки умершего либо умерли, либо покинули родные места. Если могила три года подряд была не ухожена, то земельный участок продавался другому лицу. Самым оскорбительным для китайцев считалось разрушение или осквернение могилы предков. Сидихменов «Китай: страницы прошлого» Смоленск - Руссич. 2000 г. 108-118 С.

Как писал один из путешественников 19 века: «Простые крестьяне по большей части хорошо знают историю многих поколений своего семейства и могут назвать не только имена прапрадедов, но и все дела, дающие право на память их потомства». Поэтому память об их потомстве имело значимое место в гордости за своих предков.

Таким образом, культ предков вплоть до феодальной монархии имел широкое распространение во всех слоях китайского общества. Издавна сохранились традиции захоронения усопших. Но каждый китаец, верующий или не верующий в загробную жизнь, был обязан соблюдать эти традиции.

3. Конфуцианство

На протяжение многих лет, на духовную жизнь китайцев влияло одно из государственных религий Китая - конфуцианство. Её основателем был Конфуций.

Конфуций – китайский мудрец, мыслитель, родился около 551 г. до н. э. Происходит из обедневшего знатного рода. Конфуций был мелким чиновником, но благодаря трудолюбию ему удалось открыть частную школу, для учеников вне зависимости от их происхождения и состояния.

Конфуцианство предполагало уничтожение социальных неравенств с помощью морально этического воспитания, не зависимо от их социального класса, совершенствованием личности. Согласно учению Конфуция, если следовать примеру легендарных правителей Яо,  Шуня и Юя, то на земле восторжествует гармония и справедливость. Конфуцианство предполагало решение социальных проблем с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения этических догм.

Конфуцианство проникнуто идеей покорности: сын подчиняется отцу, жена – мужу, нижестоящий чиновник – вышестоящему, а все вместе подчинялись правителю. Эта идея отражается в понятии «преданность». По этому учению общество делилось на два класса: «благородные мужи», те кто обладали высокими морально-этическими качествами, и «ничтожные люди», управляемые этой элитой. «Благородный муж» должен быть честным и справедливым, искренний и прямодушный, понимающий и все видящий. Он всего посвящал себя лишь высоким идеям и служению людям. Конфуцианство стало «опорой» консерватизма и «тормозом» в развитии науки и освобождении личности в Китае. Сидихменов В. Я. «Китай: страницы прошлого». Смоленск, Руссич. 2000 г. 140-145 С.

4. Шан Ян законы

Совершенно противоположным конфуцианскому учению был легизм, одним из основателем которого был государственный деятель Шан Ян. Легизм предполагал всеобщее равенство перед законом и «Сыном Неба». Это одно из отличий от конфуцианства.

Шан Ян – государственный деятель Древнего Китая, один из основоположников философской школы фацзя. Инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.

При легизме каждый простолюдин имел право дослужиться до первого министра, т.е. титулы раздавались не по рождению, а по достижениям. Шан Ян приветствовал политику самодержавной формы правления. Он хотел лишить власти всех наместников и превратить их в простых чиновников, тем самым дать всю власть в руки одного верховного правителя. Отношение между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство двух враждующих сторон. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.

Теория Шан Яна обуславливалась следующими положениями:

1.Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.

2.Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.

3.Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей. Была разработана иерархия из более чем двадцати рангов знатности.

4.Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения.

5.Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки.

6.Подушный налог зерном приводит к тому, что все «бездельники» в семьях оказываются вынужденными работать.

7.Очень строгие наказания применялись даже за малые провинности. Это называлось «искоренение наказаний через наказания».

8.Поощрялось доносительство как мера предупреждения проступков.

9.Утверждалась круговая порука, за проступок одного отвечала вся семья или община.

10.Поощрялось освоение пустующих земель.

11.Поощрялись переселенцы из других стран для освоения пустующих земель, им давались льготы в налогах и повинностях.

12.Военные заслуги измерялись в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывались. За гибель командира казнили всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывали командиров подразделений. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.

Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. Отменялись все прежние аристократические наследственные титулы. Новые ранги знатности (двадцать иерархических степеней) жаловались только за личные, в первую очередь военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, права на регламентированное владение землей, рабами и другим имуществом. Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ в управленческий аппарат имущественной знати. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству.

Таким образом, мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления.

Заключение

Воплощение этики Древнего Китая стало конфуцианство. Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика и административная система. Словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества.

В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде.

Воплощением законов Древнего  Китая стал легизм. В этом учение Шан Яна предполагалось, что успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

 

Список литературы

1. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого – Смоленск  Руссич,  2000 г.

2. Переломов Л. С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» Москва, 1981 г.

4. Переломов Л. С. «Книга правителя области Шан» Москва, 1993 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83894. Техника выполнения резекции тонкой кишки. Анастомоз по типу «бок в бок» 50.15 KB
  Техника выполнения резекции тонкой кишки. В зависимости от способа мобилизации выделяют прямую и клиновидную резекции тонкой кишки.Резекция кишки наложение эластических и раздавливающих кишечных зажимов по линии предполагаемого разреза в косом направлении для наложения энтероанастомоза конец в конец и рассечение органа между ними удаляя больше тканей на свободном противобрыжеечном крае кишки в настоящее время для уменьшения травматизации кишки зажимы не применяются а используются швыдержачки.
83895. Хирургическая анатомия тонкой кишки. Отделы, особенности кровоснабжения. Брыжеечные синусы 52 KB
  Отделы тонкой кишки: двенадцатиперстная кишка рассматривалась выше; тощая кишка; подвздошная кишка. Между листками брюшины по мезентериальному краю выделяют так называемое внебрюшинное поле re nud вдоль которого в стенку кишки вступают прямые артерии а из нее выходят прямые вены и экс траорганные лимфатические сосуды. Скелетотопия: корень брыжейки тонкой кишки начинается от L2 позвонка и опускается слева направо до крестцово подвздошного сустава пересекая горизонтальную часть двенадцатиперстной кишки аорту нижнюю полую вену...
83896. Хирургическая анатомия толстой кишки. Отделы, кровоснабжение, венозный отток. Боковые каналы 50.73 KB
  Отделы толстой кишки: Слепая кишка Восходящая ободочная кишка Правый изгиб ободочной кишки Поперечная ободочная кишка Левый изгиб ободочной кишки Нисходящая ободочная кишка Сигмовидная ободочная кишка Прямая кишка Кровоснабжение ободочной кишки осуществляется верхней и нижней брыжеечными артериями. Ветви верхней брыжеечной артерии: Подвздошноободочная артерия отдает ветви к терминальному отделу подвздошной кишки червеобразному отростку передние и задние слепокишечные артерии и восходящую артерию кровоснабжающую начальную...
83897. Хирургическая анатомия слепой кишки. Техника выполнения аппендэктомии при ретроперитонеальном расположении червеобразного отростка 50.91 KB
  Техника выполнения аппендэктомии при ретроперитонеальном расположении червеобразного отростка. Червеобразный отросток Варианты положения периферической части отростка нисходящее верхушка отростка обращена вниз и влево и достигает пограничной линии а иногда опускается в малый таз наиболее частый вариант; медиальное вдоль концевого отдела подвздошной кишки; латеральное в правом боковом канале; восходящее вдоль передней стенки слепой кишки; ретроцекальное и ретроперитонеальное в забрюшинной клетчатке. Проекция основания отростка...
83898. Аппендэктомия. Доступ, техника выполнения, особенности операции при перитоните и гангренозном аппендиците 53.03 KB
  Аппендэктомия ppendectomi удаление червеобразного отростка. Показания: острые или хронические воспалительные изменения червеобразного отростка доброкачественные и злокачественные его новообразования. Оперативный прием При пересечении брыжейки отростка порциями со стороны свободного ее конца накладывают кровоостанавливающий зажим ближе к основанию пересекают брыжейку над зажимом после чего часть брыжейки под зажимом прошивают лигатуру завязывают. Культя отростка погружается в кисет.
83899. Ретроградная аппендэктомия. Доступ, показания, техника выполнения, опасности и профилактика осложнений 46.28 KB
  Показания: спаечный процесс в области червеобразного отростка ретроцекальное или ретроперитонеальное его положение невозможно вывести отросток в рану. Технические приемы: Отыскивание начального отдела слепой кишки и отростка. Проделывание окна в брыжейке отростка у его основания перевязка отростка. Пересечение отростка погружение культи в стенку слепой кишки по описанному выше способу.
83900. Хирургическое лечение рака толстой кишки 49.17 KB
  Радикальное иссечение опухоли тослтой кишки вместе с соответствующей частью брыжейки с сосудами и сопровождающими лимфатическими сосудами и узлами является наиболее подходящей операцией для локального устранения опухоли. Виды резекции толстой кишки в зависимости от локализации патологического процесса: Правосторонняя гемиколэктомия удаление всей правой половины толстой кишки захватывая 1015 см конечного отрезка подвздошной кишки слепую восходящую ободочную правый изгиб и правую треть поперечной ободочной кишки с последующим наложением...
83901. Операция Гартмана. Показания, техника выполнения 50.66 KB
  Операция заключается в одномоментной резекции пораженного отрезка сигмовидной ободочной и части прямой кишки с наложением одноствольного противоестественного заднего прохода. Показания: операция показана у ослабленных и пожилых больных при раке сигмовидной ободочной кишки или ректосигмоидного отдела осложненном непроходимостью или перфорацией а также при завороте сигмовидной ободочной кишки с гангреной ее и перитонитом. После ревизии брюшной полости производят мобилизацию сигмовидной ободочной кишки а при раке ректосигмовидного отдела...
83902. Хирургическая анатомия прямой кишки. Хирургическое лечение геморроя 50.85 KB
  Хирургическая анатомия прямой кишки Скелетотопия: начало соответствует уровню верхнего края S2 позвонка. Строение: В зависимости от местоположения кишки в ней выделяют тазовую лежит выше диафрагмы и содержит надампулярную часть и ампулу и промежностную анальный канал части. Покрытие брюшиной: надампулярный отдел прямой кишки покрыт брюшиной интраперитонеально в области ампулы брюшина покрывает переднюю и частично боковые стенки кишки переходя на матку у мужчин на мочевой пузырь и на боковые стенки таза.