9866

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский либерализм

Реферат

История и СИД

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский либерализм. Либерализм был изначально продуктом западной цивилизации, построенной на индивидуализме и рациональном познании мира. Истоки западного либерализма следует искать в античном наследии...

Русский

2013-03-17

31.7 KB

41 чел.

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский либерализм.

Либерализм был изначально продуктом западной цивилизации, построенной на индивидуализме и рациональном познании мира. Истоки западного либерализма следует искать в античном наследии правовой культуры, в протестантизме с его идеей прогресса и трудовой этикой, в наличии «очагов» рыночной экономики и влиятельного среднего класса, в идеях эпохи Просвещения. Окончательно он сформировался в ходе Великой французской революции и стал отражением политических и ментальных интересов буржуазии.

Всего этого в России не существовало. Среди исследователей либерализма нет единого мнения по вопросу его возникновения на русской почве. Крупный исследователь либерализма В.В.Леонтович возводит формирование русского либерализма к 60-м годам XVIII столетия - эпохе «просвещенного абсолютизма», деятельности Екатерины Великой и русских просветителей - Н.И.Новикова и И.П.Елагина. Как известно, Екатерина II мечтала о переустройстве России на основе идеологии «просвещенного абсолютизма», авторами которой были западные просветители. Но в дальнейшем она отступила от либерализма как основы государственной политики под воздействием ряда факторов. Другие историки полагают, что он возник в 1840-х гг., а становление его произошло в эпоху «великих реформ». Обобщив высказанные точки зрения, следует указать на то, что зарождение либерализма в России было следствием влияния западных идей на русскую культуру.

Основные идеи либерализма - защита естественных прав человека и свободы личности; создание правового государства с мощным законодательным корпусом и разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический идеал - республика или конституционная монархия с функционированием представительного органа - парламента; всеобщее или частично ограниченное избирательное право, демократические свободы - свобода слова, совести, печати. Идеалом западноевропейского либерализма являются рыночная экономика, свободное предпринимательство, неприкосновенность частной собственности. *" - Русский либерализм, как и русский консерватизм, имел множество оттенков. Одно направление либералов разрабатывало идеи западного либерализма, а другое в чем-то смыкалось с консерваторами-традиционалистами.

Зарождение либерализма как политической программы связано с именем Александра I и его окружением 1810-х гг. Особое место в развитии либеральной концепции занимают идеи М.М.Сперанского. В проекте его преобразований особое место уделяется фактору законности и идее разделения властей.

Дворянский элемент стал характерной чертой русского либерализма. Это объясняется высоким уровнем образования дворянства, его стремлением учитывать модные европейские тенденции, свободным существованием после 1762 г. (издание „Манифеста о вольности дворянской"), традициями семейственности и усадебной культуры. Только дворянство в России могло стать проводником либеральной идеологии.

Из общественных течений, относящихся к либеральной альтернативе, следует указать на западников и славянофилов (1830-1840-е гг.), а также русский либерализм пореформенного периода (1860-1870-е гг.). Неоднозначным является вопрос относительно характера декабристского движения. Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной средой, на которую опирались в своей деятельности, в том числе с А.С.Пушкиным, П.А.Вяземским, А.С.Грибоедовым. Но в историю они вошли как основоположники революционного движения в России. В то же время их программные документы содержат либеральную идеологию парламентаризма, частной собственности, гражданских свобод.

Ярчайшим течением русской общественной мысли 30-40-х годов XIX века были два течения - западничество и славянофильство. Это были столичные движения, не получившие отклика в провинции. Полемика проходила в литературных салонах и отчасти в литературных журналах. В центре внимания был вопрос об исторической судьбе России.

Западническая концепция наиболее полно отразилась в трудах историков Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина, писателей и публицистов В.П.Боткина, В.Ф.Корша, П.В.Анненкова. Ряд историков считает, что позиция западников, особенно в философских основаниях, уступала славянофильской концепции. Б.Н.Чичерин - один из идеологов русского либерализма - полагал, что. в лагере западников отсутствовало единство. Здесь были православные и атеисты, социал-демократы и умеренные либералы, их объединяло уважение к индивидуальности и европейской науке. «И то, и другое, - писал Б.Н. Чичерин, - очевидно, можно было получить только от Запада, а потому они сближение с Западом считали великим и счастливым событием в русской истории»1:

Западники настаивали на единстве мировой цивилизации и считали, что Россия развивается так же, как и Запад. Татаро-монгольское иго задержало ее в своем развитии, а в ходе петровских преобразований Россия «нагнала» упущенные возможности. Задача отсталой России - как можно скорее пережить свою косность и азиатчину и, примкнув к европейскому Западу, слиться с ним в единую общечеловеческую культурную семью. Западники, в отличие от славянофилов, которые идеализировали русского мужика и русскую крестьянскую общину, считали, что темный и невежественный русский- народ неспособен к прогрессу, поэтому борьбу за реформы должна возглавить интеллигенция. Западничество поставило на первое место приоритет личности, необходимость законодательства, которое бы четко определило и закрепило права и свободы гражданина.

Все представители этого направления выступали за реформирование страны - отмену крепостного права, введение демократических свобод, реформирование судебной системы, но в вопросах политического будущего их позиции расходились.

В западничестве оформилось два крыла - революционно-демократическое (А.И.Герцен, В.Г.Белинский) и либерально-буржуазное (во главе с профессором московского университета, историком Т.Н.Грановским). Первые считали, что необходимо коренное изменение политического устройства России (в дальнейшем А.И.Герцен отошел от этих позиций и сформулировал новую концепцию исторического пути страны, о ней речь пойдет ниже). Вторые выступали за либеральные реформы и введение конституционной монархии.

Несколько особняком в лагере западников стоял крупнейшие русский мыслитель первой половины XIX столетия - П.Я.Чаадаев. Основные его произведения - «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» - как у современников, так и у исследователей не находили однозначной оценки. Участник войны 1812 г., блестящий офицер, имевший все возможности стать адъютантом Александра I, покинул службу и удалился за границу. В Москве он появился в 30-х годах, а в 1836 г. в журнале «Телескоп» Н.И.Надеждина публикуется его первое «Философическое письмо». Прочитав его, С.С.Уваррв доложил императору, что «Письмо» «дышит нелепою ненавистью к отечеству и наполнено ложными и оскорбительными понятиями» относительно сущности России. Николай I, ознакомившись с текстом, определил наказание цензору, а также редактору журнала Н.И.Надеждину. Воззрения П.Я.Чаадаева показались столь странными его современникам, что они сочли его не вполне нормальным, а император прислал для наблюдений и помощи своего врача. Позже «прогрессивные историки» трактовали этот факт как «произвол тирана», который объявил-де здорового человека сумасшедшим. Здесь же речь шла, естественно, о его невменяемости политической, его оппозиционном настроении.

«Письмо» содержало раздумья П.Я.Чаадаева о сущности русского исторического пути, о его взаимоотношениях с Западной Европой. Согласно его концепции, Запад на' протяжении всей истории развивался органически в культурном,' политическом и религиозном отношениях. Католичество - прогрессивная «историчная» религия, народы, исповедующие ее, делают успехи в своем развитии. Западная Европа - единственно возможная форма цивилизованного мира, все остальные формы, политические и религиозные, - тупиковые линии ее развития. Для П.Я.Чаадаева единственно правильная форма христианства - католичество.

Русь сделала огромную ошибку, приняв православие, отгородив себя и от Запада, и от Востока. Православие - бесперспективная религиозная основа. Выход для России, по мнению автора, один: встать на путь католической Европы. Историк Б.С.Итенберг отметил главное последствие выхода в свет «Философического письма» П.Я.Чаадаева: «Публикация Чаадаева породила бурю споров, несогласий, возражений, всколыхнула российскую общественность, заставила оценить прошлое страны и стран Запада, вторгнуться в историю религиозного сознания». Чаадаев посягнул на традиционные устои не только государства, но и нации. Его концепция коренным образом противостояла позиционного феномена славянофильства крупнейший его исследователь последнего десятилетия Н.И.Цимбаев отмечает: " ...Славянофильство возникло в условиях глубокого спада общественного движения, когда деятели раннего русского либерализма оказались не в состоянии противостоять нажиму официальной идеологии.'пошли на компромисс, следствием которого стало признание особого пути русского исторического развития".

Славянофильство довольно трудно отнести к какой-либо одной модели общественной мысли. С одной стороны, оно консервативно, так как идеал общественного устройства славянофилы видели в прошлом, в Московской Руси. С другой стороны, они не отрицали возможности создания народного представительства в будущем и активно разрабатывали эту идею в программных документах. Славянофилы, в отличие от их оппонентов-западников, выступили единым лагерем. К самым известным представителям этого направления относятся братья К.С. и И.С. Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков.

Они утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации не существует. Каждый народ живет своей самобытной жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны жизни.

На первый взгляд, славянофильская концепция схожа с теорией "официальной народности". Формулу уваровской триады "православие, самодержавие, народность" они, без сомнения, принимали, но вкладывали в нее совершенно иное содержание. На первое место славянофилы ставили не самодержавие, а православную религию, которая являлась основой существования России как самобытного организма. Православие - это и есть "народный дух" русской цивилизации.

Православие, пришедшее на Русь из Византии, оформило систему духовно-нравственных ориентиров русского народа и дало основу для самостоятельного развития государственных форм. В отличие от католичества, где духовная власть претендовала на главенство над властью светской в делах мирских, а также от Византии, где светская власть стояла выше духовной, Русь породила новую систему взаимоотношений в государстве между этими властями. Не вмешиваясь в политику, когда светская власть была сильна, церковь становилась опорой общества в годы смут и раздоров.

Славянофильство разработало понятие соборности, которое проистекало из православия и общинной жизни русского народа. Понятие соборности имеет как религиозный, так и государственный аспекты. Соборность предполагает не личное спасение души, как в католичестве или протестантстве - религиях Запада, а всеобщее, всего православного люда. Соборность - одно из важнейших духовных условий национального единства. Понятие соборности лежит в основе взаимоотношений церкви и государства. "Русский идеал - писал Карсавин, - взаимное проникновение церкви и государства". На таком же основании функционирует и крестьянская община, крестьянский мир.

Наиболее ярким воплощением идеала соборности в политическом плане была Московская Русь. Самодержавная власть монарха, опираясь на представительство народа - земский собор, - соправила с народом. Вместе с тем государем учитывался и авторитет церкви. Такой политический порядок, с позиции славянофилов, более соответствовал духу и характеру русского народа, чем петербургская бюрократическая монархия, построенная Петром Великим по европейским образцам. В отличие от консерваторов, которые считали идеалом политического устройства империю, построенную Петром, они настаивали на том, что Петр исказил смысл русского самодержавия, придал ему характер самовластия. Петр I, подчинив церковь государству, лишил ее самостоятельности, что противоречило принципу соборности. Петр уничтожил и бытовую самобытность русского народа, разобщив народ в культурном и бытовом плане. Крестьяне и дворянство оказались разделены даже в языковом отношении. С петровских времен привилегированные сословия предпочитали говорить на иностранных языках. Славянофилы ратовали за реформирование страны на основе традиционных форм общественного устройства: введения народного представительства, гражданских свобод, отмену крепостного права. Свободу они видели, в отличие от консерваторов-государственников и либералов западноевропейского образца, в невмешательстве государства в социальную жизнь страны. Выступая за гласный суд, свободу слова, смягчение системы наказаний, они верили в непоколебимость самодержавной власти. Их известная формула: "Сила власти - царю, сила мнения - народу".

Неверно было бы думать, что славянофилы отрицали достижения западной цивилизации. Ценя успехи западной науки, славянофилы оговаривали, что они приемлемы лишь для западной цивилизации. Славянофильство совершенно не принимало такие черты Запада, как индивидуализм, господство материальных интересов над духовными, агрессивность по отношению к другим формам общественного устройства.

Славянофилы отвергали существующий порядок вещей в государстве, а негативная оценка реформирования Петром Великим России делала их серьезнейшими оппонентами существующей власти. Будущее развитие страны они видели только на основе свободы и традиционных устоев русского общества, что роднило их как с консерваторами-традиционалистами, так и с либералами.

И западники, и славянофилы ратовали за отмену крепостного права и выступали за введение либеральных свобод. Оба течения критически относились к существующему порядку вещей. И те, и другие считали, что неверный курс правительства может вызвать революционные выступления. Представители обоих направлений готовы были пойти навстречу правительству в проведении реформ. Эта позиция активно проявилась в период подготовки отмены крепостного права и последующих реформ.

Русский либерализм эпохи «великих реформ» вобрал в себя идеи французских просветителей и концепцию «западников» 30-40-х годов. Либеральное направление выступало за переход России на западный путь развития, за создание правового государства, рыночной экономики. Расцвет русского либерализма приходится на 1856-1866 гг. Все общество в этот период «левеет» и исповедует либеральную идеологию.

Одной из особенностей русского либерализма пореформенного периода стала его социальная база. Классический либерализм возник как движение буржуазного характера, и опору либерализма на Западе составляли буржуа, мелкие собственники-предприниматели. В России эти социальные слои были малочисленны, к тому же большая часть буржуазии была настроена консервативно. Это связано с тем, что правительство на протяжении не одного столетия проводило политику протекционизма, поддерживая отечественных промышленников и торговцев. Значительную роль в 50-60-х годах продолжало играть русское дворянство. Русский либерализм 60-80-х гг. был представлен деятелями земского движения, университетской профессурой, прогрессивными чиновниками - «либеральными бюрократами». Интеллектуальной базой становится плеяда либеральных профессоров, среди которых были: П.Г.Виноградов. В.А.Гольцев, Н.А.Каблуков, Н.Й.Кареев, С.А.Муромцев.

Главными идеологами русского либерализма эпохи «великих реформ» являлись Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин. Центрами, вокруг которых группировались представители либеральной общественности, были журналы и газеты: «Русские ведомости», «Вестник Европы», «Голос», «Молва», «Земство», а также «Вольное экономическое общество», Московское юридическое общество и ряд других.

Основные требования либералов 50-х 60-х гг. - это отмена крепостного права; введение всесословного местного самоуправления; после проведения земской реформы - создание всесословного органа центрального представительства. Основная проблематика трудов русских либералов - личность и ее права, государство и личность.

Б.Н.Чичерин разрабатывал в своих трудах теорию естественного права. Личность - это корень и начало всего общества. Первичны права человека, законы -вторичны. Человек имеет право изменять законы, и они должны быть основаны на естественных правах. Основные из них: равенство всех перед законом; право частной собственности; неприкосновенность личности. Идеалом либералов была конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Русский либерализм главенствующую роль в российской истории отводит государству. Характерными чертами русского государства являются слабость и неразвитость представительного начала, закрепощение сословий. Это объяснялось довлеющим государственным, а не общественным фактором. Либералы крайне неохотно признавали наличие демократических элементов в Московской Руси. А зарождение гражданского общества в России относили к XVIII веку, после реформ Петра. Со времени Екатерины, по их мнению, начался процесс раскрепощения сословий. Петр III предоставил свободу дворянству, она - горожанам, Николай I освободил государственных крестьян, а Александр II - помещичьих, и только после отмены крепостного права возникло гражданское общество.

В пореформенный период в русском либерализме обозначились новые тенденции: отказ от главенствующей роли самодержавия и перенесение акцента на земскую самостоятельность, общественную инициативу.

С 1861 г. наметился разрыв между либералами и более радикальными элементами. Симпатии общества переметнулись к радикалам. После 1866 г. (покушения Д. Каракозова на жизнь императора), Б.Н.Чичерин выступил на стороне правительства. Он выдвинул доктрину истинного (консервативного) либерализма. После этого термин «либерал» приобрел негативный оттенок.

С 70-х гг. русскими либералами помимо традиционных проблем разрабаты-' вается социально-экономическая тематика. Поднимались проблемы низкой эффективности крестьянского хозяйства, функционирования общины, рабочий вопрос, проблема повышения общекультурного уровня населения. В 1873 г. либералы впервые выдвинули в качестве основной цели введение конституции для реформирования хозяйственной и социальной сфер.

Либерализм рубежа веков ищет себя, порой смыкаясь с консервативным течением, а порой с революционным.

Иногда либералы заключали союз с революционерами. Их объединяло противостояние правительству. Но соглашение этих общественных движений могло быть только временным, разница позиций была слишком велика в начальных основах: либерализм исходит из приоритета личности, а социализм - из приоритета коллектива. Представителем такого симбиоза - либерального народничества -был Н.К.Михайловский.

На пореформенном этапе такая черта общественной мысли, как оппозиционность, обострилась сильнее по отношению к действиям правительства. Либералы, оказавшиеся в положении центра между консерваторами и радикальными элементами, в своих действиях были ближе к радикалам.

В 70-х гг. либералы заметно сдают свои позиции, уступая их радикалам-народникам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6599. Характеристика наукоемкого производства. Характеристика наукоемкого производства авиационных двигателей 118.06 KB
  Характеристика наукоемкого производства Характеристика наукоемкого производства авиационных двигателей Изготовление наукоемкого объекта, имеющего высокие эксплуатационные параметры, очевидно, может быть осуществлено только в условиях наукоемкого про...
6600. Наукоемкие технологии производства. Характеристика наукоемких технологий 209.06 KB
  Наукоемкие технологии производства Характеристика наукоемких технологий Наукоемкое производство опирается на наукоемкие технологические процессы на всех стадиях производства. Процесс создания наукоемких технологий (НТ) является комплексным, охватыва...
6601. Система обеспечения качества авиационных двигателей 87.69 KB
  Система обеспечения качества авиационных двигателей Авиационный двигатель (АД) является сложной наукоемкой техническойсистемой непрерывно развивающейся по этапам жизненного цикла. В этой связи обеспечение качества авиационных двигателей предст...
6602. Обеспечение качества авиационных двигателей пo этапам жизненного цикла 111.65 KB
  Обеспечение качества авиационных двигателей пo этапам жизненного цикла Практика авиационного двигателестроения свидетельствует, что толькопри комплексном подходе к проблеме качества на всех взаимосвязанных этапах жизненного цикла могут быть об...
6603. Комплексная система обеспечения надежности двигателей 136.67 KB
  Комплексная система обеспечения надежности двигателей Система обеспечения надежности двигателей Одними из основных показателей, характеризующих качество двигателей, являются показатели надежности. В данном разделе подробно рассмотрена система обеспе...
6604. Законодательные аспекты управления качеством при проектировании авиационных двигателей 45.02 KB
  Законодательные аспекты управления качеством при проектировании авиационных двигателей Качество - это степень соответствия продукции требованиям потребителя. Существует несколько аспектов понятия управления качеством (УК). Управленческий аспект...
6605. Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством 47.31 KB
  Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством Информационные системы в управлении качеством НОП. Известно, что материальной базой для создания процессно-ориентированных информационных систем на наукоемких предприят...
6606. Применение CALS - технологий в управлении качеством 34.3 KB
  Применение CALS - технологий в управлении качеством Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие ин...
6607. Сертификация в технике. Введение в сертификацию 54.9 KB
  Сертификация в технике Введение в сертификацию Установление требований к качеству промышленной продукции, технологических процессов - важнейшее условие их разработки, производства, эксплуатации и утилизации. Эти требования как правило, отражаются в ...