98661

Сущность гуманизма эпохи Возрождения

Реферат

Культурология и искусствоведение

Эпоха Возрождения Ренессанса обхватывает период с XIV по начало XVII вв. Всё это рождает новое качество культуры известное под названием гуманизма возрождения. В собственном реферате я хотел бы рассказать об сущности гуманизма эпохи Возрождения.

Русский

2015-11-05

79 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT7

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Философия»

Реферат

Сущность гуманизма эпохи Возрождения

  Руководитель:       Разработал:

  Профессор       Студент гр. Д-213

  Быстрова А.Н.      Попов П.П.

 

Новосибирск 2012

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Формирование гуманизма

[4] Теоретический аспект гуманизма

[5] Практический аспект гуманизма

[6] Заключение

[7] Список использованной литературы

Введение

Эпоха Возрождения (Ренессанса), обхватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последний век средневекового феодализма. Эпоха Возрождения – наверное переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему. Появляется убеждение в том, что человек – высшая ценность. В его истории выделяются три периода: раннее Возрождение – Треченто (XIV век), высокое Возрождение, период его расцвета – Кватроченто (XV век) и позднее Возрождение – Чинквеченто (XVI век). XIV-XVII вв. – переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, освобождение человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.

В собственном реферате я хотел бы рассказать об сущности гуманизма эпохи Возрождения.

Понятие «гуманизм» возникает в середине XV в. И означает то, что Цицерон и Тацит в свое время высказали термином «humanitas» - человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества.

Таковым образом, целью представленной работы является рассмотрение гуманизма в философии эпохи Возрождения.

  1.  Формирование гуманизма

Сначала я хотел бы показать, в каких условиях, сопровождалось появление такого непростого феномена как гуманизм.

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается  одно из предположений, что одна из причин изменения средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения в обществе, иные способы мышления.

В условиях интенсивной и активной общественной жизни создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предком, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по – иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей – горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от жителей сельской округи – крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность общения в контексте живой динамической среды. Приходит понимание того, что людей нужно ценить не  за их богатства, происхождение, титулы, а за их благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека формируется в его доблестных поступках. Все внимание философов было устремлено на человека. Формировался новый общественный слой – гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.1

Представители новой светской интеллигенции – гуманисты – защищают в своих произведениях достоинства человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; доказывая, что человек стремится к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью.

Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические идеи, была невелика, но постепенно ареал распространения новой идеологии расширялся, охватывая, прежде всего, городское население, которое все больше увеличивалось благодаря, преимущественно, притоку крестьян. Уходя из деревни, её жители забывали свой прежний образ существования, приобретая относительную свободу от феодального гнета, личной зависимости. «Городской воздух делает человека свободным», - гласило средневековое правило Западной Европы. В городах формируются новый образ жизни и своя культура – повседневная и духовная, и в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые изменили тон жизни многих людей.

Вообще, возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально – логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божественного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Необходимо отметить, что «humanitas» (человечность) употреблялось еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н.э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующего его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Уже здесь мы видим связь гуманизма не только с теоретическим аспектом, но и с практическим.

Не последнее место в возникновении нового взгляда на человека имело возникновение университетов, постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоит на земле, не столь пристрастно обращена к небу; науке, которой мало словесных построений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира. В этой науке человек может быть кем угодно, но он уже не раб, более того, в период высокого Возрождения он оказывается подобен Богу в своей творческой способности делать то, чего до него не было в мире.2

Наметилась секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Однако в пору раннего гуманизма еще предстояло утвердить в правах studia humanitatis, обосновать их право на главную роль в формировании новой культуры, обращенной прежде всего к человеку, в острой полемики со схоластами и теологами, ставившими под сомнение тезис гуманистов о необходимости широкого освоения античного наследия — греческой и римской языческой культуры. Франческо Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном,  полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, Петрарка ищет, однако, иных путей к познании Истины, к постижению смысла человеческого бытия. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его “Исповеди”, или “Моей тайне”, многочисленных письмах, трактатах, поэзии. В “Исповеди” сопоставлены две шкалы ценностей — христианская аскетическая мораль, признанная очистить душу от греховности и привести ее к вечному блаженству и ценности земного бытия человека — творчество, поэзия, слава, любовь, наслаждение красотой реального мира. Петрарка не отдает предпочтения какой-либо одной из этих нравственно-ценностных систем, но старается примирить существующие между ними противоречия: он убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского. Благочестие и “познание божественного” утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия — ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого была для него античная культура. “Беседы с древними” должны наполнять досуг, отданный литературным и научным занятиям (трактат “Об уединенной жизни”). Петрарка заложил основы новой, гуманистической этики; ее главный принцип — достижение нравственного идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого — в широком овладении культурным опытом человечества. Этот принцип стал характерным для всего раннего гуманизма: не только Петрарка, но и Боккаччо и Салютати видели в образовании, основанном на изучении античного наследия, средство возвеличения личности и совершенствования общества. Наиболее ярким и значительным выражением культурного опыта человечества они считали поэзию.

Таким образом, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.

Итак, становится понятно, что определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Нельзя закрывать глаза на педагогические, бытовые, практические и моральные стороны этого явления. Теорию практически всегда дополняла практика.

Разберем теперь каждый из перечисленных аспектов: сначала теоретический, а затем – практический аспект гуманизма.

  1.  Теоретический аспект гуманизма

Итак, стало понятно, что гуманизм имеет два аспекта, поэтому имеет смысл рассмотреть каждый из них – и сейчас мы подошли к теоретическому аспекту гуманизма. Здесь я хочу отметить теории значимых школ гуманистов и их основные положения и особенности, чтобы понять в чем состоит суть теории гуманизма, что же такое человек в глазах философа эпохи Возрождения.

Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Рассмотрим эти два явления на основании некоторых ярких представителей.

Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и затем Пико делла Мирандола. Об этой философии мы и поговорим.

На философские взгляды Фичино сильно подействовали магико – теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией. Метафизическую реальность Фичино задумывает согласно схеме неоплатоников, в форме нисходящей последовательности совершенств. Их у него пять: Бог, ангел, душа, качество (= форма) и материя. Душа выступает в роли “узла соединения” первых двух и последних двух ступеней.

Позиция Фичино имеет соответствующие аналоги у Пико делла Мирандолы. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства человека. Доктрина этого грандиозного “манифеста” представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, в частности, как поучения Асклепия Гермеса Трисмегиста: “Великое чудо - человек”. Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико следующее. Все творения онтологически определены по сущности тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, помещен на границе двух миров, свойства которого не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подняться еще выше. Величие человека, таким образом, будет заключаться в искусстве быть творцом самого себя. В то время как животные не могут быть ничем иным, кроме как животными, ангелы – ангелами, в человеке есть семя любой жизни.

Итак, мы видим, что несмотря на частные различия приведенных выше теорий, у них есть один важный общий момент: человек предстает как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного).

В итоге, для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал. Качества бога теперь принадлежали жалкому смертному, который в середине века был лишь подобием своего создателя. Все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой – вот цель, которую стремились достичь гуманисты.

  1.  Практический аспект гуманизма

Теперь я бы хотел рассмотреть как гуманисты все это претворяли в жизнь.

К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье и ряде других городов. Гуманисты выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая социальная прослойка – гуманистическая интеллигенция.  

Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов:

  •  Воспитание и образование
  •  Государственная деятельность
  •  Искусство и творческая деятельность

Рассмотрим теперь каждое практическую деятельность гуманистов.

Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). В этих школах внимание уделялось не только процессу обучения, передачи знаний, умений, но и процессу воспитания, понимаемого как воздействие на духовное и физическое развитие человека.

Рассмотрим теперь политическую направленность гуманистов. Возьмем, к примеру, представителей так называемого гражданского гуманизма - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. В «Восхвалении города Флоренции», «Истории флорентийскою народа», других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74—1444) представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечает аристократические тенденции в ее развитии. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики— формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех граждан перед законом и соблюдение законности во всех сферах общественной жизни.

Искусство Ренессанса, так же, как и другие сферы культуры, проникнуто главной идеей времени – идеей гуманизма. Человек и его место в мире, его отношения с природой, его взгляд на природу, его особенности – главное в работах великих мастеров изобразительных искусств и литературы. Достаточно вспомнить работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо, Данте, драматургию Шекспира, как огромное количество персонажей окружит нас. Потрясет огромное разнообразие характеров, социальных типов, темпераментов, показанных в этом потоке искусства. Здесь практически нет стандартов, каждый персонаж значителен, и каждый может выступить как явление эпохи Ренессанса. И еще одно завоевание культуры эпохи Возрождения, воистину перевернувшее мир культуры, наложившее отпечаток на культуру всего мира, - это великое изобретение Иоганна Гутенбергом [между 1394 – 1399 (или 1406) – 1468] книгопечатания. В середине XV века в Майнце он напечатал Библию – первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. За короткий срок своего существования книгопечатание стало практически единственной формой распространения знаний.

Заключение

Наконец, мы рассмотрели теоретический и практический аспекты гуманизма, и сущность гуманизма в целом.

Мы увидели, главные задачи гуманистов; построение новейшей культуры, разработка гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную активность. Необходимо увидеть, что сами гуманисты были малочисленны, и только их многообразная титаническая деятельность во всех областях культуры была настолько значительна, что образовала могучую культурную ценность. Они разрушили средневековое мировоззрение, вернув человеческое человеку.

Поэтому определить гуманизм только как философскую систему взглядов невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.

 Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека.

В итoге, для филoсoфов гyманизма челoвек стaл нeким cплетением телeсногo и бoжеcтвенного нaчал. При всeм при этом, теoрия гумaнизма не представляла сoбой нeчто радикaльно нoвое. Но, невзирая на то, что теоретический аспект гуманизма, в принципе, считался только переработкой мыслей предыдущих эпох, гуманизм был объявлен как принципиально новое философское направление. Однако этот факт нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому, будто не считая теоретического аспекта существует еще и практический аспект, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошедших эпох, а идеологией, олицетворением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политического деятеля, воспитание, искусство.

Список использованной литературы

  1.  Мир культуры / Под редакцией А. Н. Быстровой, М.: Издательство Федора Конюхова, 2002.
  2.  Гончарский Е.С. История философии. – Спб.: Броктауз Эфронь. 2009.
  3.  Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221.
  4.  Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М: 1977. – С.95
  5.  Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения – М: 1977. – С.59

1 Гончарский Е.С. История философии. – Спб.: Броктауз Эфронь. 2009. – с. 189

2 Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М.: Издательство Федора Конюхова. 2002. – с. 407


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67865. Іслам – наймолодша світова релігія 45 KB
  Особливості релігійно – культурних традицій ісламу: злиття духовного і світського початків, політичної адміністрації і релігійної влади; в жодній мусульманській державі не існувало організованої церкви, яка б до того ж протистояла державі; це сприяло абсолютизації релігійного...
67866. Basic formulas of combinatorial analysis 50.91 KB
  A reliable (universal) event is an event that necessarily will happen if a certain set of conditions S holds. For example, if a vessel contains water with a normal atmospheric pressure and temperature 20 degrees, the event «water in a vessel is in a liquid state» is reliable.
67867. О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА» 97.5 KB
  Понятие услуги имеет принципиальное значение для определения существенного условия гражданских правоотношений складывающихся в сфере медицинского обслуживания – их предмета. Услуги по определению К. Маркса представляют собой особую потребительскую стоимость поскольку...
67868. ФОРМЫ (ВИДЫ) ОГРАНИЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 95.5 KB
  Малько применимая к характеристике видов общеправовых ограничений не годится для анализа видов конституционно-правовых ограничений или может быть использована частично. Виды ограничений он классифицирует по следующим основаниям признакам: – по способу формулирования в законе на прямые...
67869. МЕСТО ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167 KB
  Право на личную неприкосновенность занимает одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Личные права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют...
67870. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 106 KB
  Принципы регулирования налоговых правоотношений это основополагающие и руководящие идеи ведущие положения определяющие начала правового регулирования налогообложения. Поэтому основные принципы налоговых правоотношений одновременно выступают принципами налогового права.
67871. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЯПОНИИ 65.5 KB
  По Конституции обе палаты обладали одинаковыми правами. Однако на практике палата пэров играла большую роль, т.к. она состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии и финансовой знати. Влиятельность ее была гораздо выше...
67872. ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС 114.5 KB
  В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью единством целей и задач непосредственное осуществление таможенного дела совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов...
67873. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 134 KB
  Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны она представляет собой такое направление политики которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими...