98663

Польско-германские проблемы в начале XXI века

Реферат

Международные отношения

На протяжении почти 15 лет после падения Берлинской стены в 1989 году и воссоединения двух немецких государств в 1990 году Федеративная Республика Германия являлась важным политическим и экономическим партнёром Республики Польши. Кульминацией этого сближения стало вступление Польши вместе с 10 другими странами в Европейский Союз...

Русский

2015-11-05

109 KB

0 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Польско-германские проблемы в начале XXI века.

Реферат

Студента 3-го курса

отделения «МО» __________________

Пашко Игоря Александровича

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор_______________

Снапковский Владимир Евдакимович

Минск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Проблема утраченных немецких земель и имущества. Деятельность союза «Изгнанных».
  2.  Американская кампания в Ираке. Участие Польши и позиция Германии.
  3.  Разногласия Польши и Германии по вопросам строительства газопровода «Восточный поток».
  4.  Дебаты по вопросам принятие новой конституции ЕС и разногласия по поводу весомости голосов.


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении почти 15 лет после падения Берлинской стены в 1989 году и воссоединения двух немецких государств в 1990 году Федеративная Республика Германия являлась важным политическим и экономическим партнёром Республики Польши. Берлин играл важную и последовательную роль в отстаивании интересов Варшавы по вступлению и членстве в Европейском Союзе и Североатлантическом альянсе (НАТО). Встать на путь сближения странам было крайне сложно – об этом свидетельствовало общее болезненное прошлое двух стран и народов. Кульминацией этого сближения стало вступление Польши вместе с 10 другими странами в Европейский Союз, реализации второй по значимости, после вступления в НАТО, стратегической цели. Германия оказывала последовательную и надежную поддержку Польше. Без качественной поддержки со стороны ФРГ Польше пришлось бы долго ждать членства в ЕС. Кроме того отношение в обществе по поводу расширения ЕС на восток было негативным.

О последнем десятилетии ХХ века о польско-немецких отношениях говорилось не иначе как об «истории успеха» – образцовом примере преобразования конфликтных отношений в партнерство. Но начало ХХІ века вызвало в польско-германских отношениях ряд требований и притязаний. Обсуждение которых вначале привело к охлаждению отношений, а в дальнейшем к серьёзной конфронтации, что в большей степени обусловливалось сменой правящей парламентской партии и избранием нового президента.

В работе будут рассмотрены ряд польско-немецких проблем в начале  ХХІ века: проблема утраченных немецких земель и имущества, а также создание «Центра изгнанных»; противоположные позиции по вопросу военной поддержки кампании США в Ираке; отрицательная позиция Польши по вопросу строительства газопровода «Восточный поток»; дебаты по разработке и принятию новой конституции ЕС.

При написании работы использовались аналитические статьи польских, немецких, российских, белорусских исследователей, немецкие и российские периодические издания, а также интернет ресурсы.


Проблема утраченных немецких земель и имущества.

Разногласия по вопросам создания центра «Изгнанных».

Проблема немецких земель и имущества, переданных после Потсдамской конференции 1945 года в пользу Польши, а также насильно «изгнанных» немцев с территории лежащий к востоку от рек Одер и Нейсе стоит в Польше и, особенно, в Германии достаточно остро.

Ситуация эта была в общих чертах предсказана еще около тридцати лет назад бывшим тогда государственным секретарем США Генри Киссинджером: «Немцы никогда не откажутся от попыток возвратить ту собственность, которая была у них в Польше до тридцать девятого года. Даже если немцы признают свою вину за развязывание Второй мировой войны, они никогда не согласятся с наказанием за это утратой своих восточных земель. И как только представится случай, попробуют вернуть упущенное».

После войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции с территории Чехословакии местными властями были выселены около трех миллионов этнических немцев, а с западных земель Польши – около четырех миллионов. Их представители создавали в западной части Германии многочисленные организации, землячества, пока, наконец, не слились большей частью в Союз изгнанных.

Похоже, что время доказало правильность этих прогнозов. В польской прессе уже дано название потоку имущественных притязаний, «хлынувших с запада от бывших собственников и их наследников в Польшу – юридическая агрессия».

Проблемы в отношениях с польскими представителями у «Союза изгнанных» после того, как стороны не смогли достичь договоренности в вопросе о том, где целесообразнее размещать центр изгнанных – во Вроцлаве или в Берлине. В 2003 году «Союз изгнанных» закончил составление подробного компьютерного реестра собственности германских граждан, сменившей хозяев после войны.

Продвижение идеи о создании «Центра изгнанных» в Польше рассматривалось как попытка размытия различий между агрессором и жертвой агрессии во Второй мировой войне. Польша считает вопрос об имущественных претензиях закрытым и отказывается от возможности рассмотрения этой ситуации компетентными европейскими учреждениями. Разногласия по поводу высылки и компенсации за утраченное имущество сильно отражаются на польско-германских отношениях.

В сентябре 2003 года вопрос по поводу создания «Центра изгнанных» являлся актуальным на встрече в Беловежской пуще министров иностранных дел Чимошевича (Cimoszewicz) и Фишера (Fischer). Оба согласились, что неприемлемо создание единственного центра памяти о страданиях немецких изгнанных. Чимошевич высказал предложение о создании панъевропейского института под эгидой Совета Европы (Центр Памяти народов Европы).

22 сентября премьер-министр Польши Лешек Миллер и канцлер Германии  Герхард Шредер на VI межправительственной германо-польской консультации в Гельзенкирхене обсудили вопрос, по которому позиция их была направлена против поддержки плана по созданию Центра изгнанных. Идея создать в Берлине «Мемориал изгнанным» – памятник и исследовательский центр, где занимались бы проблемами народов, изгнанных со своих территорий в XX веке, вызвала озабоченность польской стороны. Польская сторона имела мнение, что в музее, созданном в Германии, насильственная депортация немцев из Польши после Второй мировой войны будет представлена излишне драматично, а преступления нацистов – наоборот более лояльно.

Масла в огонь подлил варшавский еженедельник «Впрост», который изобразил председателя Союза изгнанных Эрику Штайнбах в нацистской униформе и скачущей верхом на канцлере Шрёдере с надписью снизу «Немецкий конь троянский».

Эрика Штайнбах – известный немецкий политик и общественный деятель, одна из руководителей партии ХДС. В 1991 г., будучи депутатом бундестага, она голосовала против признания нынешней границы с Польшей. В 2004 г. она становится руководителем общественной организации «Союз изгнанных», объединяющей немцев, которые были изгнаны из Польши после Второй мировой войны. Родившуюся в 1943 году в Румынии фрау Штайнбах в Польше называют «фальшивой изгнанницей».

Канцлер Шрёдер, как и министр иностранных дел ФРГ Фишер, считали, что создавать Мемориал изгнанным в Берлине нецелесообразно. Однако он заявил, что нельзя превращать проблему строительства этого памятника в центральный вопрос политики Германии. Шрёдер сказал: «...Нельзя заставить молчать память, необходимо помнить историю и извлекать из нее уроки. Но это не должно приводить к тому, что история станет препятствием на пути к будущему».

29 октября 2003 года президенты Квасьневский и Рау подписали в Гданьске декларацию, призывающую к «открытому европейскому диалогу» по вопросам изгнанных и беженцев в ХХ веке и отказе от взаимных претензий и денежных компенсаций.

1 августа 2004 года в мероприятии, посвященному 60-ой годовщине Варшавского восстания, принял участие канцлер ФРГ Шредер.  Он заявил, что германское правительство не будет поддерживать требования о реституции и принимает позицию международных трибуналов. Он также выступил против проекта о создании «Центра изгнанных» и заявил, что решением вопроса должны заниматься сети европейских научно-исследовательских институтов. Но вскоре исторические сюжеты снова отразились на двусторонних отношениях. 10 сентября парламент принял резолюцию, в которой призвал польское правительство принять меры для получения репараций с Германии и признать притязания на возмещение имущества, оставленного после Второй мировой войны незаконными. Польское правительство быстро дистанцировалось от решения сейма, в ответ на претензии выдвинутые союзом «Изгнанных» и которые были не поддержаны немецкими властями. 27 сентября премьер-министр Белка и канцлер Шредер на переговорах в Берлине приняли решение о создании совместной команды юристов, работа которых будет направлена на противодействие отдельных претензий на компенсацию утраченного имущества после Второй мировой войны.

 21 ноября 2005 года Ангела Меркель занимает пост федерального канцлера Германии. 23 декабря 2005 года Лех Качиньский был избран на пост президента Польши. На состоявшихся выборах в сейм страны 25 октября 2005 года в Польше партия «Право и справедливость» одержала победу.  В июле 2006 г. правительство возглавил брат президента Ярослав Качиньский. Во время правления партии «Право и справедливость» польско-германские отношения складывались не очень хорошо. Лех Качиньский в своей предвыборной программе активно упоминал разногласия с союзом «Изгнанных» и очень резко отзывался о нем и его руководителях. После своего избрания президентом Качиньский потребовал от правительства Германии остановить реализацию проекта.

11 августа 2006 года министерство иностранных дел Польши выразило протест выставке «Принудительные дороги. Утечка и изгнание в Европе в ХХ веке» как избирательному подходу в толковании трагической истории.

Социал-демократы и консерваторы в Германии сумели найти компромисс, который предусматривает создание «европейской сети», а в дополнение к ней, в Берлине, – «видимого символа» памяти об изгнании. В своем правительственном заявлении Меркель еще раз упомянула этот компромиссный вариант и заявила, что в ходе своих визитов в соседние страны попытается заручиться поддержкой этого начинания.

В конце 2006 года возникла новая проблема. Около десятка исков было подано от имени изгнанных и их наследников «Прусским попечительским обществом» в Европейский суд по правам человека. Истцы требовали от правительства Польши возврата или компенсации убытков от потери недвижимости и земельных участков.

Правительство ФРГ уже неоднократно заявляло, что не поддерживает истцов. Однако премьер Польши Дональд Туск считал, что этого недостаточно. Туск заявил в интервью Frankfurter Allgemeine, что Берлину следует «сделать еще один необходимый шаг». Для разрешения конфликта Германия должна объявить о готовности взять на себя «возможные финансовые последствия» этих судебных тяжб.

В 2008 г. «Союз изгнанных» поддержал правительственную инициативу по созданию в Берлине «Центра изгнанных», задачей которого провозглашалось в полной мере раскрыть всю правду о национал-социализме и его преступлениях по отношению к разным этническим слоям населения (евреям, полякам и т.д.).

Для управления Центром был создан специальный фонд «Бегство, изгнание, примирение», в правление которого вошли представители парламента и правительства, а также общественных организаций (в частности, Центрального Совета евреев Германии), и представители «Союза изгнанных». Польские политики выступили резко против кандидатуры Э. Штайнбах как на официальном, так и на медийном уровне. Варшавские политики, к примеру – уполномоченный правительства по взаимоотношениям с Германией Владислав Бартошевский, объявил, что она настроена «антипольски».

В конце концов, под давлением «партийных коллег» Э. Штайнбах сняла свою кандидатуру в члены правления «Центра изгнанных».

Американская кампания в Ираке. Участие Польши и позиция Германии

20 марта 2003 года вторжением в Ирак сил объединённой коалиции во главе с Соединенными Штатами Америки началась операция по свержению режима Саддама Хусейна. Польша поддержала политику США в отношении Ирака. В марте 2003 года министр иностранных дел Польши Влодзимеж Чимошевич в своей речи в фонде Фридриха Эберта в Берлине подчеркнул роль трансатлантических отношений в сфере обеспечения безопасности в Европе. Германия, Франция, Россия сформировали костяк международной оппозиции военным планам свержения иракского диктатора Саддама Хусейна. 9 мая 2003 года на саммите во Вроцлаве в рамках Веймарского треугольника Квасневский-Ширак-Шредер на первый план вышли различия в восприятии войны в Ираке. За несколько дней до саммита, Польша, которой Вашингтон предложил командование одним из секторов в Ираке, предложила включить в миссии иракской кампании немецких и датских солдат многонационального северо-восточного корпуса. Это вызвало крайне негативную реакцию Берлина. На встрече премьер-министра Лешека Миллера и канцлера Шредера в мае в Германии и в Польше в начале июня 2003 года германская сторона не дала согласие на участие немецких солдат в миссии по стабилизации ситуации в Ираке.  На одной из этих встреч Лешек Миллер заявил, что нет сомнения, что в случае выбора между Западной Европой и американскими гарантиями безопасности в рамках НАТО Польша выберет второе.

30 января 2003 г. в газете «Уолл-стрит джорнал» было опубликовано так называемое «письмо восьми», подписанное главами пяти стран – членов ЕС и тремя странами-кандидатами. В нем лидеры Великобритании, Испании, Италии, Португалии, Дании, а также Чехии, Венгрии и Польши выражали поддержку любых действий США, в том числе и военных, для разоружения Ирака. Подписание Миллером этого «письма» в знак солидарности иракской политики США без предварительной консультации с Берлином, было расценено Германией как ясный отказ от германского пути. Германская сторона расценила это как разрыв трансатлантический отношений, а также  потеря влияния германской восточной политики.

На 2005 год присутствие польских войск в Ираке поддерживало только 20% поляков. Об этом свидетельствовали опубликованные в Варшаве данные Центра по изучению общественного мнения CBOS.

Разногласия Польши и Германии по вопросам строительства газопровода «Восточный поток»

Новые проблемы в польско-германских отношениях возникли в последние недели канцлерства Шредера. 8 сентября 2005 года, во время визита президента России Владимира Путина в Германию, за 10 дней до германских парламентских выборов, было подписано соглашение по строительству газопровода «Северный поток» (North Stream) протяженностью 1200 км, который доставлял бы российский природный газ в Германию непосредственно по дну Балтийского моря в обход Польши и стран Балтии. Реакция польской стороны была крайне негативной, было заявлено, что Россия станет независимой от транзита газа через страны Восточной Европы и сможет использовать это в качестве средства политического давления, а также безнаказанного энергетического шантажа.

Президент Польши Александр Квасьневский, выступая в общенациональной программе «Сигналы дня» назвал подписанный проект «чрезвычайно вредным» по целому ряду позиций. Вместе с тем президент выразил надежду на активные протесты экологов в связи с реализацией проекта. По мнению ряда польских аналитиков, подписание соглашения наносит Польше не столько политический, сколько экономический вред: Варшава лишается огромной статьи доходов за транзит российского газа. Это особенно обидно для Варшавы в связи с тем, что руководство Польши очень рассчитывало на обещания России протянуть и вторую нитку газопроводы Ямал-Западная Европа через территорию Польши.

Вопрос о создании газопровода «Северный поток» являлся самым болезненным для обсуждения во время первого визита в Польшу в декабре 2005 года нового канцлера Ангелы Меркель и министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмаера.

В интервью массовой польской газете «Факт»  Ангела Меркель постаралась развеять опасения поляков оказаться отрезанными от поставок российских энергоносителей. Она не раз заявляла, что впредь намерена не допускать возникновения ситуаций, при которых в Польше возникает ощущение, что Германия и Россия о чем-либо договариваются за спиной поляков. Меркель пообещала проводить теснейшие консультации с Варшавой по всем вопросам, затрагивающим интересы двух стран, и заверила, что Германия не станет развивать особые отношения с Россией в ущерб Польше.

Меркель также признала, что строительство газопровода относится к категории «трудных проблем», которые надо «решать шаг за шагом». Учитывая при этом «интересы всех заинтересованных сторон». Под «заинтересованными сторонами» подразумевались в первую очередь Польша, во вторую другие недовольные: Латвия, Литва и Эстония. Информировать Варшаву о том, как продвигается проект, будут в рамках специальной польско-германской рабочей группы. Меркель заявила, что проект будет открыт для третьих стран.

Против этого не возражала и Москва. Министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил: подключение к строительству газопровода новых иностранных инвесторов, в том числе польских, «только приветствуется». При условии, что доля России останется прежней 51 процент.

Однако в Польше этот проект подвергался многократной критике. 30 апреля 2006 года министр обороны Польши Радослав Сикорский сравнил его с пактом Молотова-Риббентроппа.

30 октября 2006 года в Берлине состоялась встреча премьер-министра Польши Ярослава Качиньского и федерального канцлера Ангелы Меркель.

Меркель говорила о пользе газопровода для всей Европы. Польский премьер, однако, еще раз напомнил о том, что «энергетическая политика может быть использована Россией в случае необходимости как оружие».

«Мы допускаем, что может возникнуть ситуация, хотя сегодня я больше, чем когда-либо прежде верю, что такого не произойдет, что пуск этого трубопровода приведет к тому, что Польше просто перекроют газовый кран. Это было бы для нас, естественно, очень плохо и было бы направлено против основополагающих интересов нашей страны», – заявил премьер-министр Польши.

Меркель ответила, что все имеющиеся трубопроводы, из которых Польша получает природный газ и которые, в свою очередь, соединены с трубопроводами других европейских государств, не будут произвольно использованы газопроводом «Северный поток», будет создан общий энергетический рынок.

11 декабря 2007 года премьер-министра Польши Дональд Туск совершил официальный визит в Германию.

Проблемой Туск также считал строительство Северо-европейского газопровода (СЕГ). В заявлении по случаю визита, размещенном в электронной версии газеты «Бильд», он подчеркнул, что Варшава «не намерена поддерживать монополию России на поставки энергоносителей в Евросоюз». Германские политики Маркус Меккель и Маркус Ленинг высказались за «партнерское разрешение» совместно Польшей споров вокруг СЕГ. При этом Меккель в интервью радиостанции «Зюдвестфунк» высказал идею о сооружении ответвления от СЕГ в Польшу в районе северогерманского Грайфсвальда, а Ленинг призвал федерального канцлера как можно скорее обсудить проблемы СЕГ за столом переговоров с участием прибалтийских государств, Финляндии, Швеции, Польши, Германии и России. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмаер подтвердил возможность создания ответвления газопровода в Польшу.

Дебаты по вопросам принятие новой конституции ЕС и разногласия по поводу весомости голосов.

На VI межправительственной германо-польской консультации в Гельзенкирхене Герхард Шрёдер заявил о своём намерении отстаивать жёсткую позицию в вопросе о будущей конституции ЕС. Польша выступила за то, чтобы в основном законе небольшим государствам отводилась более активная роль. Варшава была озабочена тем, что в проекте конституции ЕС учтены интересы лишь традиционно влиятельных государств Евросоюза, и опасалась, что новые члены получат меньше прав, нежели давние страны-члены ЕС. Берлин неоднократно высказывался против изменений проекта, предложенного Европейским конвентом. Глава германского правительства заявил: «...Каждый, кто поставит под сомнение важнейшие принципы, закреплённые в этом документе Конвента, обязан позаботиться о достижении нового консенсуса, однако достичь такого согласия было бы трудно».

11 декабря 2003 года накануне брюссельского саммита ЕС с рабочим визитом в Берлине президент Квасьневский не достиг соглашения по вопросу о новой конституции ЕС. Консенсус не был достигнут и на последующий двусторонних встречах между Чимошевичем и Фишером в Берлине 14 января 2004 года, а также в Варшаве между Шредером и Миллером 23 марта 2004 года. Проект конституционного договора был утвержден 18 июня 2004 года. Это активизировала дальнейшее развитие польско-германских отношений.

Однако новые разногласия появились накануне саммита ЕС в Брюсселе 21-22 июня 2007 года по вопросам новой Европейской конституции. В это время председателем в ЕС была Германия.

16 марта 2007 года канцлер Меркель посетила Варшаву с двухдневным визитом. Она призывала польское руководство к большей сплоченности с Европой. В ходе выступления в Варшавском университете канцлер косвенно упрекнула Варшаву за сепаратные переговоры с США о размещении американской ПРО на польской территории.

Меркель призвала к более активной выработке совместной позиции ЕС по всем вопросам, отметив, что «только тогда остальные партнеры Европы будут прислушиваться к ее голосу, который будет звучать весомо».

Однако Польша вскоре пригрозила наложить вето на проведение саммита, где планировалось принять основной закон объединенной Европы. Варшава не была согласна с принципом распределения голосов в Совете министров ЕС, который поддерживали Германия и другие страны союза.

Этот принцип «двойного большинства» предусматривает принятие решения голосами 55% государств-членов Евросоюза, где проживает не менее 65% его населения. Этот принцип, по мнению Польши, ущемляет интересы небольших государств. Польша предложила так называемую  «элементарная систему», при которой «вес» каждой страны при принятии решений в рамках ЕС будет зависеть от численности ее населения.

14 июня канцлер Германии Ангела Меркель выступила с правительственным заявлением по поводу саммита ЕС, который состоится 21-22 июня в Брюсселе. Главной темой заявления стала общеевропейская конституция. Канцлер ФРГ призвала лидеров ЕС воспользоваться шансом возродить этот ключевой для единой Европы проект. В противном случае ЕС ожидают «крайне серьезные последствия».

Позицию Польши также жестко осудил один из главных защитников конституционного договора премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Он заявил, что польская аргументация полностью неприемлема. У Польши в ЕС никогда не было более надежного союзника, чем Германия. Общие опасения выразил также федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр, который предположил, что братья Качиньские, известные своей любовью «апеллировать к трагической истории Польши», поставили своей целью провалить саммит под председательством Германии.

Один из примеров: в интервью польскому радио премьер Качиньский назвал несправедливым германское предложение об учете численности населения страны при расчете количества голосов, которым она будет располагать в Совете ЕС. По его словам, если бы не нацистские репрессии в Польше в годы Второй мировой войны, то численность ее населения была бы гораздо больше нынешних 38 млн. человек и, «возможно, достигла бы 66 млн.», так что Варшава могла бы претендовать на больший вес в Совете ЕС.

После проведения саммита разразился новый скандал. Польский политический еженедельник «Впрост» поместил на обложку коллаж, на котором федеральный канцлер Германии Ангела Меркель кормит грудью польских лидеров, близнецов Леха и Ярослава Качиньских. Подпись гласила: «Мачеха Европы». В публикации, посвященной итогам прошедшего саммита, «Впрост» обвинил немцев в «постколониальных рефлексах»   даже через 60 лет после окончания войны Германия якобы «все еще не в состоянии относиться к Польше как к партнеру». Меркель же «унизила Польшу на саммите ЕС, потому что она сама полна комплексов».


Заключение

В отношения Республики Польши и Федеративной Республики Германии в начале ХХI века остались как нерешенные вопросы, которые возникли уже сравнительно давно в истории, так и появляются новые, которые возникают внутри интеграционных блоков. В рассмотрении польско-германских отношений применим циклический подход. Период добрых контактов сменяется периодом напряженности и конфронтации. Это связано, прежде всего, с внешнеполитическим курсом обоих правительств. Находящаяся у власти в Польше партия Право и Справедливость, а также правительство во главе с Лехом Качиньским имели явно проамериканскую и противороссийскую направленность. Как пишут польские исследователи, впервые внешняя политика в стратегическом смысле была подчинена приоритетам внутренней политики: «Po raz pierwszy polityka zagraniczna została w sensie strategicznym podporządkowana priorytetom polityki wewnętrznej». Крайне реакционные политики использовали эту ситуации для проведения качественных преобразований внутри страны.

Что касается Германии, то в начале ХХI она придавала чрезмерное значение своему потенциалу (не обращая внимания на реальное положение вещей) на участие в институтах Европы, а также стремилась проводить свою внешнюю политику за рамками ЕС, умаляя роль, а также не считаюсь с менее мощными странами Европы, в том числе с Польшей.

Новое правительство во главе с Дональдом Туском, а также вступление Европы в период экономического спада изменили динамику польско-германских отношений. Прагматический подход польского правительства в отношениях с Германией привел к значительному улучшению атмосферы между Варшавой и Берлином. В этом заключается также большая заслуга канцлера Ангелы Меркель, которая стремиться строить отношения с Польшей на основе компромисса и диалога. Возможно, также на это повлияло охлаждение симпатий Польши к США.

Германия к тому же является катализатором налаживания отношений между Польшей и Россией. Вероятно, скоро можно будет вести речь о создании новой «оси» Берлин-Варшава-Москва.  Для Польши добрые отношения с Германией необходимы для качественной реализации проекта «Восточное партнерство», одним из инициаторов которого выступала Польша. Целью которого для Польши является получить некую независимость от ведущих стран Европы, а также повысить свой вес в рамках ЕС. Без поддержки Германии Польше будет трудно добиться серьезных результатов по реализации.


Список использованных источников

  1.  Stosunki dwustronne // Polska-Niemcy  stosunki miedzynarodowe [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.stosunkimiedzynarodowe.info/kraj,Polska,stosunki_dwustronne,Niemcy. Дата доступа: 28.10.2012
  2.  Stosunki dwustronne // Dylematy i perspektywy stosunków polskoniemieckich [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.stosunkimiedzynarodowe.info/artykul,587,Dylematy_i_perspektywy_stosunkow_polsko?niemieckich. Дата доступа: 28.10.2012

  1.  Deutsche Welle // Трудные темы польского визита Меркель [Электронный ресурс] Режим доступа:

www.dw.de/трудные-темы-польского-визита-меркель/a-1798946.

Дата доступа: 28.10.2012

  1.  Вестник Томского Государственного Университета // Исторический ревизионизм как фактор современных германо-польских отношений (на примере «дела Эрики Штейнбах») – Сентябрь 2011. –  № 350.
  2.  Русский курьер Варшавы // Война кончилась, проблемы остались... [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.rkw.3w.pl/wojna.htm. Дата доступа: 29.10.2012
  3.  Bundeszentrale für politische Bildung // Deutschland, Europa und der Irakkonflikt [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bpb.de/apuz/27577/deutschland-europa-und-der-irakkonflikt. Дата доступа: 25.10.2012
  4.  Журнал международного права и международных отношений // Война в Ираке и трансатлантические отношения  2005. № 2.
  5.   Deutsche Welle // Польские проблемы канцлера Германии  [Электронный ресурс] Режим доступа: www.dw.de/польские-проблемы-канцлера-германии/a-1799911. Дата доступа: 28.10.2012
  6.  Известия // Канцлер Германии призывает поляков не бояться России [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://izvestia.ru/news/386675. Дата доступа: 28.10.2012
  7.   Deutsche Welle // В Варшаве недовольны чрезвычайно вредным договором [Электронный ресурс] Режим доступа: www.dw.de/в-варшаве-недовольны-чрезвычайно-вредным-договором/a-1705817. Дата доступа: 28.10.2012
  8.   Время Online // Польские близнецы на немецкой груди  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vremya.ru/2007/110/5/181001.html. Дата доступа: 28.10.2012
  9.   Обозреватель //  Внешняя политика Польши – 2010.  – № 6.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15062. Қазақ фольклорындағы тарихи өлеңдер 186 KB
  ӘОЖ 398. 574 821.512.122 Қолжазба құқығында Ахметжанова Жанар Балтабекқызы Қазақ фольклорындағы тарихи өлеңдер 10.01.09 – Фольклортану Филология ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған дис
15063. Қазақ фольклорының тарихы және оның зерттелуі 57.5 KB
  Қазақ фольклорының тарихы және оның зерттелуі Қазақ фольклорының тарихы деген ұғым мен зерттеу дәл өз мағынасында осы уақытқа дейін арнайы түрде күн мәселесіне қойылған емес. Оның бірнеше себебі болды. Біріншіден ғылымда фольклорды жеке көркем жүйесі бар көп өзін...
15064. Қазақтың батырлар жыры туралы 46.5 KB
  Ерлер мен пірлер: Төрт батырға тағы бір үңілгенде Күні кешеге дейін кезкелген дерлік қазақ азаматы баласының батыр болғанын қалап тілеп келді. Тіпті Кеңестің тұсында да балам өскенде бай болсыншы деген атаана некенсаяқ болған шығар. Әрине ешкім ұлқызының мұқ...
15065. Қайта өрлеу дәуіріндегі итальян әдебиеті 42.5 KB
  Қайта өрлеу дәуіріндегі итальян әдебиеті Данте Данте Алигьери май 1265. Флоренция – 14.9.1321. Ровенна – итальян ақыны. Дворян әулетінен шыққан. Жасынан теологиямен философиямен астрономиямен орта ғ
15066. Қараша, желтоқсан мен сол бір-екі ай 18.9 KB
  Қараша желтоқсан мен сол бірекі ай Композициялық кеш 58сыныптар аралығында 1жүргізуші: Тақырыбы: Қараша желтоқсан мен сол бірекі ай Мақсаттары: Оқушыларға табиғаттың құдіреттілігін таныта отырып жыл мезгілдерінің әсемдігін сезіне бағалай білуге баул...
15067. Қобланды батыр жыры 77 KB
  Қаһармандық рух қайта түледі Қобланды батыр жыры Немістің әйгілі ғалымы Альфред Вебер былай деп жазады: €œОрталық Азиядан шыққан көшпелі халықтардың Қытай Үндістан және батыс елдеріне басакөктеп жетуі ежелгі дүниенің осынау ұлы мәдениеттері көшпелілерден жы...
15068. Қобыланды батыр жыры 44 KB
  ҚОБЫЛАНДЫ БАТЫР Мұхтар Әуезов Қазақ халқының эпосында батырлар жыры – ең бір мол сала. Бұл дастандар көбінесе сонау бір бағы заманда Орта Азияны Қырым мен Еділ бойын жайлаған көшпелі тайпалар бастан кешірген нақтылы тарихи оқиғалардың поэтикалық көрінісі болып
15069. Қозы Көрпеш - Баян сұлу жырындағы Баян образының жасалуы 53.5 KB
  ӘОК 894.342 ҚОЗЫ КӨРПЕШБАЯН СҰЛУ ЖЫРЫНДАҒЫ БАЯН ОБРАЗЫНЫҢ ЖАСАЛУЫ А. Көбетаева Бауыржан Момышұлы атындағы № 45 қазақ классикалық гимназиясы Тараз қ. Қозы КөрпешБаян Сұлу жырының тарихымыздың қай дәуірінде пайда болғандығы жөнінде ғалымдар
15070. Құтты білік ескерткішінің тарихи танымының қалыптасуының көркем-идеялық әсері 50 KB
  ҚҰТТЫ БІЛІК ЕСКЕРТКІШІНІҢ ТАРИХЫ ТАНЫМЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫНЫҢ КӨРКЕМИДЕЯЛЫҚ ӘСЕРІ Ж.Абеуова Б.Х.Тажибаев Керімбай атындағы №12 мектепресурстық орталығыТараз қ. Ежелгі Түркістанның батысы мен шығысында бірдей ІХ ғасырдан бастапақ ықпалды іргелі елдік құрған Қа...