9868

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм

Реферат

История и СИД

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм. Радикал (от латинского radicalis - коренной) - сторонник крайних, решительных действий и взглядов. Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение...

Русский

2013-03-17

36.35 KB

70 чел.

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм.

Радикал (от латинского radicalis - коренной) - сторонник крайних, решительных действий и взглядов.

Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение существующего политического, социального и экономического строя. Главная цель радикалов заключается в свершении революции. Поэтому само понятие радикализма определяется не какой-то единой концепцией, а методами борьбы. Радикалы не приемлют ни существующего положения вещей, ни медленного эволюционного пути посредством реформ. Свои радикалы могут быть и в консерватизме, и в либерализме. Обычно их позиция отличается бескомпромиссностью, а порой и оттенком тоталитарной организации. Для радикалов все должно быть подчинено единой цели, а "цель оправдывает средства".

Относительно русского радикализма можно сказать, что и в нем были течения, склонявшиеся к союзу с либералами, которые отстаивали мирный постеленный переход к социалистическому обществу, а были более непримиримо настроенные представители, мечтавшие о насильственном захвате власти и видевшие своей целью революционный переворот.

Начало революционной' альтернативе положили декабристы. С 1816 г. В стране появились тайные общества, члены которых мечтали о революционном преобразовании России. Сначала это был «Союз Спасения». Его основатели шесть боевых офицеров, участников войны 1812 г. и заграничной военной кампании. Члены общества (около 50 человек, все офицеры гвардии и Генштаба) решили бороться за конституционную монархию и освобождение крестьян. Спустя два года общество распалось, и возникла другая организация - «Союз благоденствия» (более 200 человек), которая, в отличие от предшественников, была намерена получить поддержку общественного мнения. В столицах и провинциях создавались управы общества, в литературных салонах велась пропагандистская работа. Декабристы решили занять как можно больше важных постов и в течение 20 лет подготовить общество к болезненному революционному перевороту - силами военных, без участия народа.

Весной 1821 года «Союз благоденствия» в Москве утвердил новую организационную структуру тайного общества, которая просуществовала до 1825 г. Следующим шагом стало возникновение в 1821-1822 гг. Северного и Южного общества, а также разработка двух основных программных документов: «Русской правды» Павла Пестеля и «Конституции» Никиты Муравьева, а также революционного плана действий.

После кончины Александра I в ноябре 1825 года возник династический кризис. Брат императора Константин заключил брак с женщиной нецарской крови, поэтому не мог быть претендентом на русский престол. Престол перешел к Николаю Павловичу. Декабристы решили вывести войска Петербургского гарнизона на Сенатскую площадь и принудить Сенат не присягать Николаю, а принять «Манифест к русскому народу», в котором провозглашалось уничтожение самодержавия, крепостного права, сословий, военных поселений, введение широких демократических свобод. Декабристы предполагали захватить царя и Сенат и принудить их к введению конституционного строя, объявив созыв Великого собора со всей России, который должен был бы решить судьбу страны (тип ее строя).

Но в силу разных причин акция 14 декабря не удалась. Через две недели члены Южного общества сагитировали на восстание Черниговский полк, но он продержался лишь неделю. В конце декабря 1825 - начале февраля 1826 г. Были предприняты еще две попытки начать восстание в войсках, но и они потерпели неудачу.

Программные документы декабристов, с одной стороны, отражают идеи западноевропейского либерализма как в политическом, так и социально-экономическом аспектах; с другой - их тактические приемы сближают их с революционной альтернативой. Анализ документов, дневников и воспоминаний, в которых декабристы высказывают сочувственные идеи политике властей, а также их исповедальный тон во время допросов, позволяет ряду исследователей говорить о том, что их позиции были близки позиции власти. Отказ от реформирования Александром I предопределил восстание декабристов. Исследователь Т.В.Андреева отмечает: «Именно на эту верхушечную, привилегированную часть общества Александр I, а вслед за ним и Николай I могли бы опереться в своей реформаторской деятельности, поскольку политическая концепция деятелей либерального толка из числа членов тайных обществ 1820-х годов во многом совпадала с неосуществленной правительственной».

Среди них: неявка на Сенатскую площадь «диктатора», восстания князя Трубецкого; некому было предъявить манифест, так как сенаторы, уже присягнув Николаю, разошлись; выбор декабристами тактики выжидания вместо захвата Зимнего дворца и Петропавловской крепости; несогласованность действий; недостаточная активность в решающие моменты и др.

Власти с конца 1820 г. уже располагали доносами о тайных дворянских обществах. Рассказывают, что Александр I бросил в камин список наиболее активных членов обществ, сказав, что он сам в молодости увлекался либеральными идеями.

Большая часть Декабристов, желая реформирования страны, отмены крепостного права, введения конституции и парламентского представительства, демократических свобод, все же была сторонницей монархии и традиционных религиозных и нравственно-этических норм, на основе которых развивалась Россия. Не все декабристы мечтали о революции и видели в ней благо.

Многие из декабристов сомневались в необходимости восстания, а наиболее ярким показателем этих настроений стал отказ Трубецкого, ответственного за осуществление восстания, явиться на Сенатскую площадь 14 декабря.

В самих программах: «Конституции» Никиты Муравьева и «Русской правде» Павла Пестеля отразились разногласия декабристского движения. Первая программа была отражением либеральных тенденций, а вторая - революционно-радикальных.

Источниками программных документов декабристов явились законодательства революционной Франции конца XVIII века, Конституция США и ряд других.

Н.М.Муравьев предлагал создание в России конституционной монархии, где законодательная власть будет у двухпалатного парламента («Народного вече»), а исполнительная - у императора. Пестель стоял за республиканский строй с парламентом и высшим исполнительным органом - Державной думой. Оба автора настаивали на немедленном уничтожении крепостного права, на введении .широких демократических свобод, на решении аграрного вопроса. Муравьев предлагал ограничить избирательное право по половому, возрастному, имущественному и образовательному уровню. После отмены крепостного права земля оставалась у помещиков, и только в последней редакции документа М.Н.Муравьев предусматривал предоставление крестьянам двух десятин земли на двор. Проект Пестеля был более радикальным и последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева.

Павел Пестель был самым непримиримым представителем декабристов. Понимая, что после прихода к власти им понадобится для преобразований политического и экономического строя переходный срок 10-15 лет, он предложил предоставить неограниченную власть временному правительству. Его программный документ, "Русская правда", предусматривал переход России в ходе революционного мятежа к республиканской форме правления; введение всеобщего избирательного права (за исключением женщин); гарантированных социальных прав рабочих и крестьян. Земельный фонд страны делился'на две части: общественную и частную. Общественный фонд образовывался из конфискованных монастырских земель, а частный фонд должен был обеспечить изобилие продовольствия. А.И.Герцен назвал П.Пестеля "социалистом до социализма" и считал его предшественником "русского социализма".

А.И.Герцен был одним из создателей теории "русского общинного социализма", по которой Россия могла шагнуть в социализм, минуя стадию капиталистического развития. На основе такого социально-экономического феномена, как крестьянская община, по мнению А.И.Герцена, был возможен переход к социализму. Запад неперспективен в своем развитии, потому как истинного духа социализма он не имеет, а буржуазный путь развития, по которому тот пошел, гибельный. Запад уничтожит сам себя, так как в нем главенствует дух наживы и денег. Проникновению в Россию идей утопического социализма способствовали Члены кружка М.В.Буташевича-Петрашевского. М.В.Петрашевский был талантливым организатором, получил образование в Александровском лицее и служил переводчиком в департаменте внутренних дел, отлично знал юриспруденцию. Его идейными учителями были социалисты-утописты Запада К.А. Сен-Симон, Р.Оуэн, Ш.Фурье, рн считал неизбежным крестьянскую революцию в России и изучал движение декабристов. В то же время он указывал на то, что хотя "новация" (или реформа) не затрагивает "основных, существенных начал какого-либо общественного учреждения", все же революция менее желательна для России, потому как связана с кровопролитием. А русский бунт, как известно, - "бессмысленный и беспощадный". Социализму он противопоставлял либерализм - идеологию буржуазного общества, считая, что либерализм закрепляет и облекает в теоретические формы социальное неравенство, порожденное этим обществом.

М.В.Петрашевский сформировал политический кружок, члены которого занимались обсуждением социалистических идей, принимал участие в организации тайной типографии. И хотя их деятельность заключалась только в разговорах и они не успели создать революционную организацию, Николай I жестоко осудил петрашевцев. Ряд членов кружка были приговорены к смертной казни, а в последнюю минуту им заменили наказание на длительные тюремные сроки, совершив только гражданскую казнь.

Идеи А.И.Герцена и М.В.Буташевича-Петрашевского, будучи в целом утопичными, имели и рациональное зерно. Оно состояло в критике буржуазной цивилизации. Русский крестьянский социализм отчасти сближался со славянофилами, которые также критиковали западную буржуазную цивилизацию и превозносили крестьянскую общину. Исследователь А.Т.Павлов справедливо отметил, что Герцен „одним из первых деятелей русского освободительного движения понял неоправданность революционного насилия". Идеи Герцена были восприняты многими философами и общественными деятелями, но особенно мощное воздействие они оказали на народников.

В 60-х гг. XIX столетия в русском общественном сознании происходит кардинальный перелом: одна часть передовой общественности проповедует либеральные идеи, другая активно выступает за революционные изменения. Этому способствовало появление в мировоззрении русской интеллигенции нового идеала деятельности и отношения к действительности.

Речь идет о феномене нигилизма. В 50-х - 60-х. гг. все социальные явления оценивались интеллигенцией с позиции нравственности. Огромное влияние на формирование этого поколения оказал Н.Г.Чернышевский. Его точка зрения заключается в том, что переход к социализму на основе русской крестьянской общины осуществить проще, чем в западных странах, где таковая отсутствует. Изначально Н.Г.Чернышевский даже поддерживал реформаторский курс правительства. Но, разочаровавшись в его направлении, пришел к выводу о необходимости революции. Самое значительное его произведение - роман «Что делать?» - стал библией нового поколения нигилистов. В книге он дал портрет людей будущего, свободных от надуманных авторитетов и традиций, открытых для науки и живущих для блага общества. Активно идеологию нигилизма разрабатывали Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев. Поколение нигилистов отрицало наследие отцов, их идеалом был студент-разночинец. Это человек, привыкший к упорному труду, который строго относится к себе и окружающим.

Идеологи нигилизма' не идеализировали народ. Писарев делал ставку на образованную интеллигенцию.

С середины 60-х гг. в среде студенчества возникает несколько кружков, самые значительные из которых - «чайковцы» и «ишутинцы». Они сформировались под влиянием идей Н.Г.Чернышевского.

Историческим продолжением теории «русского крестьянского социализма» стало народничество. Народничество в своем развитии прошло три стадии: 50-60 гг. XIX века - протонародничество; конец 60-х - 80-е - расцвет народничества; 90-е гг. XIX - начало XX века - неонародничество, создание партии эсеров, идейных преемников народничества.

Народничество, идеализируя русское крестьянство, видело в нем не только революционный класс, но также носителя некой совокупности нравственных качеств, которые являются залогом прогрессивности и самобытности русского пути.

Доктрина народников включала в себя ряд положений:

капитализм - сила, которая разрушает традиционные ценности;

прогресс возможен только на основе социалистической ячейки - общины;

интеллигенция находится в долгу перед народом и должна поднять его на революцию.

Основу будущего государственного устройства России народники видели в крестьянской общине с ее принципами коллективизма, общинной демократии и социальной справедливости. На первое место они ставили коллектив, а не личность.

Это движение было неоднородно. В рамках народничества традиционно выделяются два направления - пропагандистское и революционное. Исходной точкой движения стал 1869 г., когда в газете «Неделя» под псевдонимом «П.Миртов» П.Л.Лавров напечатал «Исторические письма». П.ЛЛавров рассматривает вопрос о сущности прогресса, в центре которого находится личность в физическом, умственном и нравственном смысле. «Критически мыслящая личность» - движущая сила прогресса. «Внутренне свободная» личность вступает в конфликт с несправедливым обществом. Ее нравственная задача - изменение этого общества на принципах общественной «солидарности» и «справедливости». Полноценное развитие личность человека может получить только при идеальном социалистическом строе. П.Л.Лавров поднимает вопрос о цене прогресса - это страдания большинства народа. Поэтому, чтобы искупить свою вину перед ним, интеллигенция должна уплатить долг. Эта идея «уплаты долга» и миссионерской роли интеллигенции породила-впоследствии массовое «хождение в народ».

Сотни юношей и девушек под видом учителей, врачей, агрономов идут в народ пропагандировать социалистические идеи. Основные районы, выбранные для распространения революционных идей среди крестьянства, - Волга, Урал, Дон. Днепр. Народникам казалось, что именно здесь особенно сильно революционное чувство у русских крестьян. Здесь часто вспыхивали крестьянские восстания, это были места, где проходили и Степан Разин, и Емельян Пугачев. В конечном итоге эта акция провалилась. Власти провели массовые аресты «пропагандистов» (около 800 человек). В 1877 г. прошел «процесс 193-х». Большинство подсудимых было оправдано. Главная причина неудачи «хождения в народ» была не в репрессивных действиях власти, а в отсутствии отклика внутри крестьянской массы на распространяемые идеи.

Представителями более радикального крыла - революционного народничест-,ва - были П.Н.Ткачев, С.Г.Нечаев.

П.Н.Ткачев считал, что русское государство давно готово к революции и «висит в воздухе». Для ее свершения необходима организованная революционная акция активного меньшинства. После ссылки П.Н.Ткачев уехал за границу, где активно печатался в журнале Лаврова «Вперед!», а с 1875 г. стал издавать свой журнал «Набат». П.Н.Ткачев сотрудничал с Огюстом Бланки и был сторонником заговорщицкой тактики.

Более одиозной фигурой революционного народничества (был С.Г.Нечаев. Именно действия Нечаева и его организации «Народная расправа» заставили народников обратиться к вопросу революционной этики и нравственного содержания революции. Позиция С.Г.Нечаева заключалась в том, что не существует никаких ограничений в революционном деле. В связи с этим он допускал любые нарушения нравственных норм, если они были необходимы для революции. В своем сочинении под названием «Катехизис революционера» С.Г.Нечаев призывает революционера отказаться не только от частной собственности, но даже от личных чувств и интересов. Революционер должен «презирать общественное мнение», «общественную нравственность». «Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему», - пишет С.Г.Нечаев. Революция должна свершиться для народа, то есть «чернорабочего люда», а «все государственные традиции порядка и классы России» должны быть истреблены.

Нечаев не ограничился одними словами, он организовал и осуществил убийство студента И.Иванова, члена его тайной организации, которого сам же С.Г.Нечаев обвинил в «измене». Суд, прошедший в 1871 г. над «нечаевцами», лег в основу романа Ф.М.Достоевского «Бесы». События, развернувшиеся вокруг его организации, потрясли не только либеральные и консервативные круги, но и самих народников. Вера Фигнер заявила, что «его теория - цель оправдывает средства - отталкивала нас, а убийство Иванова внушало ужас и отвращение».

Другая точка зрения историков состоит в том, что фигура Нечаева не стоит особняком в революционной галерее России. Напротив, его идеи были популярны среди студенчества, он активно сотрудничал с М.А.Бакуниным. «Нечаевщина» заложила не только тактические основы деятельности революционеров-террористов, многое из нее взяли и большевики. С.Г.Пушкарев заметил по этому поводу, что «у Ленина было два духовных отца: в теории его учитель Карл Маркс; в его психологическом типе и в его революционной тактике он - модернизированная копия Нечаева».

По сути, Нечаев создал тоталитарную организацию с жесткой дисциплиной, иерархической структурой и беспрекословным подчинением ее главе - непререкаемому лидеру.

Духовным братом революционного народничества являлся анархизм1. Активным его идеологом был М.А.Бакунин. В сочинении «Государственность и анархия» он изложил свое понимание революции. Он провозглашал уничтожение частной собственности, государства, церкви. В отличие от П.Л.Лаврова М.И.Бакунин считал, что крестьян не нужно подготавливать к революции, они уже готовы к ней. Бакунин видел идеал организации общества в федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов. Задача интеллигенции заключается в «установлении живой бунтовской связи между разъединенными общинами».

После неудавшегося «хождения в народ» народники решили создать собственную организацию "Земля и Воля" (1876), которая разделилась в 1879 г. на "Черный передел" и "Народную Волю". "Черный передел" выступал за мирный путь преобразований, сторонники террора входили в "Народную волю". Народовольцы требовали созыва Учредительного собрания, передачи земли народу. Для того чтобы правительство пошло на удовлетворение требований, народовольцы стали применять тактику персонального террора, направленного в первую очередь против царя. Был создан Исполнительный комитет (А.Желябов, С.Перовская), деятельность которого завершилась цареубийством 1 марта 1881 года. Это событие не только повлекло усиление реакционной направленности в политике правительства Александра III, но и отдалило многих прогрессивно мыслящих людей от народников. С середины 80-х гг. народничество утрачивает свое влияние на умы российской интеллигенции. Ряд народников становятся марксистами.

Марксизм появился в 40-х гг. XIX столетия. В 1847 г. в Германии был создан «Союз коммунистов», программным документом которого стал «Манифест коммунистической партии». Цель коммунистов - свержение буржуазии, господство пролетариата, создание социалистического общества без частной собственности.

В 80-е гг. появляются первые марксистские кружки в России (Бдагоева, Брус-нева, Федосеева). Основоположником русского марксизма был Г.В.Плеханов. Он основал в сентябре 1883 г. в Швейцарии группу "Освобождение труда", в которую входили бхлвшие народники П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч и В.Н.Игнатов. Главные цели этой организации заключались в критике народничества, распространении и переводе марксисткой литературы в России.

К вождям русского марксизма принадлежали также В.И.Ленин и Ю.О.Мартов. Плеханов и Ленин были двумя наиболее значительными представителями марксизма в России, первый - больше теоретик, второй - практик. Оба будущее России связывали с революционным рабочим классом. Но в отличие от В.И.Ленина Г.В.Плеханов занимал более сдержанную позицию. Ее он изложил в книге «Наши разногласия» (1884), где описал ситуацию, которая сложится в случае преждевременного захвата власти, когда в целом революционный класс не готов взять на себя обязанности управления страной на социалистических принципах. Небольшая группа революционеров в этом случае превратит управление страной в деспотизм.

Наиболее значительная работа В.И.Ленина первых лет существования марксизма в России называлась «Развитие капитализма в России». В ней В.И.Ленин доказывал, что капитализм в стране уже сложился, поэтому пролетариат вполне может возглавить революционное движение. Указывая на многочисленные феодальные пережитки, Ленин отмечал двойственную природу крестьянства. Поэтому он считал необходимым создание революционного союза рабочих и крестьян.

С 90-х годов русский марксизм идет по пути партийной самоорганизации. В 1J95 г. был организован "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", в 1897 г. начал действовать Всеобщий еврейский союз (Бунд). В 1898 г. в Минске прошел первый Съезд РСДРП, на котором присутствовало 19 делегатов. На втором съезде в 1903 г. партия разделилась на две фракции - большевиков (Ленин) и меньшевиков (Мартов).

В.И.Ленин выступал за создание нелегальной профессиональной партии с жесткой дисциплиной. Ю.О.Мартов считал, что структура партии должна быть более свободной.

Идеи Маркса повлияли на ряд ученых, философов, которые попытались соединить либеральные принципы построения государства с марксистским истолкованием исторического процесса. К "легальным марксистам" относились М.И.Туган-Барановский, П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. Они многое сделали для пропаганды со страниц печатных органов идей этого направления общественной мысли. П.Б.Струве был автором манифеста РСДРП. Но их сотрудничество с революционерами не могло долго продолжаться: они были противниками насильственных методов борьбы.

Итогом развития всех трех альтернатив общественно-политического строя стало их оформление с конца XIX века в политические партии. На протяжении" всего XIX века в России до конца не была осуществлена ни одна из представленных альтернатив.

Диалог между властью и обществом проходил в сложной обстановке. Политическая система, существовавшая в стране, не давала возможности всем социальным и общественным слоям принимать участие в политической жизни империи. Дворянство продолжало диктовать власти политическую линию поведения. Власть же была не в состоянии пойти против большинства дворянского общества, которое не было настроено на проведение реформ. В то же время в дворянской среде зародились и либеральная, и радикальная альтернативы. Ярким примером этому является движение декабристов.

Социальная база либерализма была очень хрупкой, это объясняется отсутствием в пореформенное время большого числа высокообразованных людей из недворянского сословия, а также политической несамостоятельностью русской буржуазии. Либерализм в его западном понимании в России приживался как модное явление, а не как глубокая концепция общественного развития.

В лагере консерваторов тоже не было единства, и в полной мере это проявилось в начале XX века. Тогда они уже не смогли противостоять либеральной и особенно радикальной идеологии и перестали составлять им конкуренцию в политической борьбе.

Максимализм и бескомпромиссность отличали представителей всех течений русской общественной мысли. Нежелание видеть в политике правительства прогрессивные тенденции привели к тому, что либералы готовы были к сотрудничеству больше с радикальными элементами, чем с трезвомыслящими консерваторами. Попустительство со стороны либералов привело к гибели Александра II и усилению реакционной политики его преемника. '

И радикалов, и консерваторов объединяла одна черта - идеализация русского крестьянства. Консерваторы считали, что крестьянская община - это институт, гарантирующий традиционность нравственных и общественных устоев России. Народничество воспринимало общину как ячейку и прообраз будущего социалистического общества. Критика буржуазных отношений со стороны как радикалов, так и консерваторов была частью их философских концепций.

Изменения в экономике страны повлекли за собой трансформацию социальных отношений, на сцену истории вышел пролетариат. Капитализм породил не только либерализм - идеологию буржуазии, но и марксизм, отстаивающий право пролетариев на социальную гегемонию. Марксизм, попав на русскую почву, дал начало новым тенденциям в рамках радикальной альтернативы. В полной мере они проявились уже в начале XX столетия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17257. Форми фінансової звітності 79 KB
  Форми фінансової звітності Фінансова звітність підприємства включає: баланс звіт про фінансові результати звіт про рух грошових коштів звіт про власний капітал та примітки до звітів. Для суб'єктів малого підприємництва і представництв суб'єктів господарської діяльн
17258. Економічний зміст, класифікація та оцінка необоротних активів 31.5 KB
  Економічний зміст класифікація та оцінка необоротних активів Основні засоби – це матеріальні активи які підприємство утримує з метою використання їх у процесі виробництва або постачання товарів надання послуг здавання в оренду або для здійснення адміністративних і...
17259. Облік основних засобів 26 KB
  Облік основних засобів. Одиницею обліку основних засобів є окремий інвентарних об'єкт тобто закінчений пристрій з усіма пристосуваннями і приладдям для нього або окремий конструктивно відокремлений предмет призначений для виконання певних самостійних функцій. Для ...
17260. Облік амортизації та зносу основних засобів 28.5 KB
  Облік амортизації та зносу основних засобів. У процесі виробництва основні засоби зношуються і вартість їх поступово переходить на собівартість продукції робіт та послуг у вигляді амортизаційних відрахувань. Амортизація – це систематичний розподіл вартості яка амор
17261. Облік капітальних інвестицій 25.5 KB
  Облік капітальних інвестицій Під капітальними інвестиціями розуміють витрати підприємства на придбання або створення основних засобів інших необоротних матеріальних активів і нематеріальних активів а також витрати на реконструкцію технічне переобладнання основн
17262. Облік нематеріальних активів 26.5 KB
  Облік нематеріальних активів Облік нематеріальних активів регулюється ПСБО 8 €œНематеріальні активи€. До нематеріальних активів відносяться немонетарні активи які не мають матеріальної форми можуть бути ідентифіковані і утримуються підприємством з метою викори...
17263. Класифікація та оцінка виробничих запасів 29 KB
  Класифікація та оцінка виробничих запасів У відповідності з ПСБО 9 €œЗапаси€ під виробничими запасами розуміють активи які утримуються для подальшого продажу за умов звичайної господарської діяльності перебувають у процесі виробництва з метою подальшого продажу п...
17264. Документальне оформлення надходження і використання виробничих запасів 27 KB
  Документальне оформлення надходження і використання виробничих запасів Для первинного обліку запасів у місцях їх зберігання складах використовуються карточки складського обліку матеріалів ф.№ М12 які відкривають на кожен номенклатурний номер матеріалів або книг
17265. Облік придбання запасів та розрахунків з постачальниками 25 KB
  Облік придбання запасів та розрахунків з постачальниками. Для узагальнення інформації про наявність і рух запасів планом рахунків передбачено рахунок 20 €œВиробничі запаси€ який має 9 субрахунків. За дебетом рахунку враховують надходження відповідних запасів та збіл