98682

Методологические и историко-экономические основы теории больших циклов Н.Д.Кондратьева

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Николай Дмитриевич Кондратьев без сомнения сделал огромный вклад в современную экономическую теорию. Николай Кондратьев внимательно изучал проблемы сельского хозяйства. Кроме того Кондратьев участвовал в составлении первых планов он работал над макроэкономической теорией планирования и прогнозирования.

Русский

2015-11-05

55.25 KB

0 чел.

нАУЧНО иССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ вЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Реферат по истории экономических учений

По теме №18: Методологические и историко-экономические основы теории больших циклов Н.Д.Кондратьева

Выполнила студента 1 курса факультета «Мировой экономики и мировой политики» отделения «Экономика», группа 165, Разаренова Мария Ильинична

11.04.2013


План:

1.Введение

2.Основная часть

2.1 Биография Николая Дмитриевича Кондратьева

2.2 Длинные волны - что это такое?

2.3 Методологические основы

2.4 Историко-экономические основы

3. Заключение

4. Используемая литература

1.Введение

Николай Дмитриевич Кондратьев без сомнения сделал огромный вклад в современную экономическую теорию. В настоящее время нельзя найди ни одного человека, вращающегося в экономической сфере, который не слышал бы имя этого выдающегося ученого. Николай Кондратьев внимательно изучал проблемы сельского хозяйства. На эту тему он даже написал свой труд «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции», в нем он  рассматривал такие проблемы как размещение, развитие и регулирования сельскохозяйственного производства, а также методы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, Кондратьев участвовал в составлении первых планов, он работал над макроэкономической теорией планирования и прогнозирования. Вклад этого ученого действительно велик и я привела в пример лишь малую часть его заслуг. Но одно из самых известных его достижений - это непосредственно разработка теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры или, по-другому, длинных волн. Именно этот вопрос я и собираюсь освещать в своем реферате. Кроме того, его теория основывается на множестве факторов, но особое внимание я уделю методологическим и историко-экономическим основам его теории.

2.Основная часть

Однако перед тем как приступить к анализу его работы, мне хотелось бы сослаться на его биографию, т.к. нельзя понять работу автора, не зная в какой среде и как он жил. Это особенно важно для моей темы, т.к. то, в каком обществе жил и под чьим влиянием находился ученый, непосредственно откладывает отпечаток на его образе мышлении и трудах, т.е. напрямую является исторической предпосылкой его теории.


2.1 Биография Николая Дмитриевича Кондратьева

Николай Дмитриевич Кондратьев родился в 1892 году в многодетной семье сельского гравера-кустаря из Костромской губернии. Учился в церковно-учительской семинарии, но в 1905 году вступил в партию эсеров и за революционную деятельность его исключили из семинарии. После чего он провел несколько месяцев в тюрьме. В 1911 он поступил в Петербургский университет и в 1915 году окончил его. Также известно, что Кондратьев был учеником Туган-Барановского. Свой первый серьезный доклад «Телеологические элементы в политической экономии» он сделал еще будучи первокурсником в студенческой Экономической семинарии, которой как раз руководил его учитель Туган-Барановский.

В 1917 году Кондратьев серьезно занялся политикой: был членом последнего Временного
Правительства(???нет. Временного совета! Совещательного органа ВП), а также работал секретарем у Керенского. После прихода к власти большевиков он сначала пытался с ними бороться, но затем осознал, что хороший экономист может служить своему государству при абсолютно любом режиме. В 1919 Кондратьев вышел из партии эсеров и полностью посвятил себя научной деятельности.

Кондратьев работал в московском Конъюнктурном институте  при Наркомате финансов, и в Наркомате земледелия, а также преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В годы Нэпа у Кондратьева был
рассвет его научной деятельности, и в 1925 году он опубликовал свою работу «Большие циклы конъюнктуры», о которой в дальнейшем и пойдет речь.

В 1930 году Н.Д.Кондратьев был обвинен в создании и руководстве мнимой "трудовой крестьянской партии". Эта партия  якобы боролась против коллективизации в СССР. За это его арестовали на длительный срок, и в 1938 году Кондратьев умер, будучи в тюрьме.

2.2 Длинные волны - что это такое?

В современной экономической теории существуют  различные виды волн (циклов), т.е. периодические подъемы и спады мировой экономики. Эти виды различаются по своей продолжительности:

  1.  Цикл Китчина, который длится в среднем 3-4 года
  2.  Цикл Жюгляра (промышленно - капиталистический), продолжительность которого 7-11 лет
  3.  Цикл Кузнеца с длиной в 15-25 лет
  4.  И, наконец, цикл Кондратьева- 45-60 лет

Очевидно, что цикл Кондратьева является достаточно продолжительным и, безусловно, на это есть свои причины. У каждого цикла существуют свои критерии выделения периодов. Я рассмотрю методологические и историко-экономические основы.

2.3 Методологические основы

Во-первых, нельзя не упомянуть о том, что Кондратьев уделял особое внимание учению о статике и динамике. И его теория больших волн конъюнктуры это продолжение этого учения. По мнению Кондратьева статика и динамика - это методы изучения какого-либо явления или предмета, а не просто его свойства. Под статикой следует понимать такой метод, который изучает экономические явления в «замороженном состоянии», т. е. пренебрегает фактором времени, изучает саму сущность явления. Динамика, наоборот, метод который изучает явления в движении, в процессе развития, его изменение во времени. И уже в самой первой работе, посвященной большим циклам  – «Мировое хозяйство во время и после войны» (1922г.) – Кондратьев рассматривает  хозяйство как систему взаимоотношений и связь между элементами, и что важно, он пишет  о различных подходах к ее анализу – динамической и статической точках зрения, т.е. он  отождествляет теорию конъюнктуры с теорией циклов и называет ее составной частью теории динамики.

Во-вторых, в своем труде «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения» Н.Д. Кондратьев стремится к четкости, конкретности. Преследуя эту цель, он делает некие предпосылки, т.е. оговаривает аспекты, которые автономно учитываются при его анализе процессов конъюнктурного характера. А именно:

  1.   «С самого начала я должен указать, во-первых, на то, что мое исследование относится только к условиям капиталистического общества. Следовательно, я не распространяю свои выводы на какие-либо другие системы хозяйства».2
  2.  «Во-вторых, на то, что в условиях капиталистической системы хозяйства динамика этого хозяйства вовсе не исчерпывается ни теми колебательными процессами, о которых я буду говорить, ни теми колебательными процессами, о которых существует уже обширная литература, т.е. торгово-промышленными циклами, сезонными колебаниями и т.д.»3
  3.  «В-третьих, я должен также оговорить, что в данном докладе я вовсе не рассматриваю вопрос о соотношении между указанными двумя типами процессов. Это не значит, будто я думаю, что процессы развития идут сами по себе, а колебательные процессы сами по себе, что они даны в действительности раздельно и независимо. Моя мысль иная. Процесс реальной динамики один. Но он не прямолинеен, он не представляет собой  простой восходящей линии. Наоборот, он совершается неравномерно, толчками, колебаниями.»4

Без сомнения, эти оговорки автор приводит для того, чтобы его труд в дальнейшем был однозначно понят, и не возникало некоторых недоразумений. Как пишет сам автор: «Став на этот методологический путь, в дальнейшем мы можем, уже не оговариваясь всякий раз о существовании эволюционных тенденций, исследовать колебательные процессы».5

В-третьих, Кондратьев использует статистико-вероятностный метод. И для исследования длинных волн он взял за основу те стран, у которых имеются данные в удобном для анализа виде, т.е. «наиболее систематический статистический материал»6, а именно Англию и Францию.

Что касается метода обработки данных, то автор предпочитает анализировать отдельно каждый важнейший элемент капиталистического хозяйства. Он делит все элементы экономики на две группы по типу своей динамики. Для наглядности, я предлагаю таблицу(???):

Элементы экономической действительности

Элементы, динамике  которых не свойственна какая-либо тенденция падения или, наоборот, роста; или эта тенденция столь сложно прослеживается, что она почти не замета. Примером таких элементов служат, например, товарные цены.

Элементы, у которых прослеживается определенная тенденция, обычно тенденция роста. Это происходит потому, что они непосредственно связаны с экономической жизнью общества и увеличением объема. К этой группе относится большинство элементов.

Элементы, которые носят чисто ценностный характер (Например, заработная плата, вклады в банки, процент на капитал)

Элементы смешанного типа, т.е. те, которые складываются под воздействием изменений не только ценностных, но и натуральных факторов(  например, объем внешней торговли в ценностном выражении)

Элементы, носящие только натуральный характер (Например, данные о производстве и потреблении различных видов продукции)

В методологических основах я также считаю важным упомянуть то, что при обработке данных, относящихся ко второй большой группе, Кондратьев применял более сложный анализ, т.к. простой не позволял в явном виде выявить наличие или отсутствие больших циклов. Этот вид обработки заключался в следующем: «Прежде всего, годовые величины этих рядов там, где это допускалось природой изучаемого явления, были разделены на количество населения страны. <…> Ряды, полученные в результате деления первоначальных данных на количество населения, тем не менее, представляют собой все же сложные величины. Они слагаются, во всяком случае, из двух основных компонентов: а) из общей тенденции с ее скоростью

б) из ускорения этой основной тенденции.

Общая тенденция обрабатываемых рядов развивается равномерно или неравномерно; но, во всяком случае, по самому существу своему она лишена цикличности. Я исключаю ее из рядов данных, деленных на население. В целях такого исключения по каждому эмпирическому ряду данных в соответствии с методами математической статистики я строю теоретическую кривую, которая достаточно точно отражала бы общее направление основной тенденции эмпирического ряда<…> Найдя теоретический ряд, я определяю, далее, для каждого года отклонение от него эмпирического ряда. Очевидно, что ежегодные колебания этого отклонения могут быть изображены в виде кривой, идущей горизонтально. Эта кривая и будет рисовать изменения в ускорении изменения данного ряда. Если общая тенденция изучаемых рядов, во всяком случае за данный период развития капитализма, имеет определенное направление, как правило направление подъема, и не дает циклов, то изменение темпа этого подъема или его ускорение, характеризуемое найденными отклонениями, представляет собой колеблющуюся величину и будет отображать собой смену экономических конъюнктур. Отсюда ясно, что дальнейшая задача сводилась к тому, чтобы определить имеются ли большие циклы в полученном ряду отклонений эмпирического ряда от теоретического».7

Стоит отметить, что Кондратьев не сам выполнял эту сложную работу. Он прибегал к разделению труда, т.к. такой способ помогал избегать субъективного характера исследования. В своем труде он даже поименно перечислил его помощников: Н.С. Четвериков и О.Е. Пряхина.

2.4 Историко-экономические основы

Прежде всего, время, в котором жил и творил Кондратьев, по праву называют «годами высокой теории», т.к. это был один из самых продуктивных периодов в развитии экономической науки. С одной стороны, этому времени свойственно стремление к четкой логике в научном исследовании, а также выявлении неких универсальных закономерностей в поведении индивидов в хозяйственной области. С другой стороны, этому времени присуща практическая направленность и рассмотрение хозяйства как социального явления.

Кроме того, в своей работе «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» Кондратьев прибегает к истории изучения проблемы кризисов в экономики. Он использует выводы, которые ранее сделали до него Маркс, Жюгляр и Родбертус. Во-первых, они акцентируют внимание на том, что кризисы периодичны. Во-вторых, что кризисы свойственны капиталистическому строю. Эти положения, бесспорно, помогают понять читателю природу кризисов. Но очевидно, что кризис - это лишь одна из составляющих экономический цикл. А целый цикл состоит из трех фаз:

  1.  Подъем (повышение экономической активности, сопровождается ростом реального выпуска и инвестиций и снижением уровня безработицы)
  2.  Кризис (снижение экономической активности, сопровождается падением производства и капиталовложений и ростом безработицы)
  3.  Депрессия (крайняя стадия кризиса, после которой начинается подъем)

И эти три фазы беспрерывно идут друг за другом. Также нельзя проигнорировать тот факт, что для того, чтобы изучить кризис, его причины, природу и специфику, необходимо изучить все 3 стадии цикла. Именно поэтому Кондратьев занимается анализом длинных волн. В своем труде он также упоминает о таком видном деятеле, как Зомбарт, который в «начале 900-х гг. заявил, что теория кризисов должна

превратиться в более общую теорию, в теорию конъюнктуры и ее колебаний в целом. Дальнейшее развитие теории пошло именно в этом направлении».

Что касается исторической хронологии, то Кондратьев начал вести отчет длинных волн начиная с «века пара и чугуна», т.е. 1780-е года. Он основывался на статистику за прошедшие 120-140 лет. Эта статистика содержала не только ценностные изменения, такие как товарные цены, норму процента, ставку заработной платы, но и изменения в натуральных величинах, например, производство металла, потребление угля.  С помощью анализа таких временных статистических рядов Кондратьев допустил, что существуют некие длинные волны, которые длятся около 45-60 лет и включают в себя несколько 7-11-летних экономических циклов, которые фиксируются периодическими промышленными

кризисами.

Кондратьев также выделил конкретные исторические большие циклы:

I. 1. Повышательная волна: с конца 80-х – начала 90-х гг. XVIII в. до 1810-1817 гг.

   2. Понижательная волна: с 1810-1817 до 1844-1851 гг.

II. 1. Повышательная волна: с 1844-1851 до 1870-1875 гг.

    2. Понижательная волна: с 1870-1875 до 1890-1896 гг.

III. 1. Повышательная волна: с 1890-1896 до 1914-1920 гг.

     2. Вероятная понижательная волна: с 1914-1920 гг.
8

Это деление было не случайно. Отчасти оно объясняется четырьмя эмпирическими правильностями:

  1.  «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдаются значительные изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества»9
  2.  Первый цикл -  повышательная волна этого периода знаменуется разгаром промышленной революции и серьезными изменениями в производственных отношениях в таких странах, как Англия и Франция.
  3.  Второй цикл – глобальные технические изобретения такие как усовершенствование паровоза (1824), постройка первого колесного парохода (1836), изобретение швейной машины (1847)
  4.  Третий цикл - крупные изменения в хозяйственной жизни и техники.

  1.   «Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн».10
  2.  В своем труде Кондратьев приводит большой список к каждому из циклов. И настолько подробно, что у читателя не остается ни капли сомнения во второй эмпирической правильности.
  3.   «Понижательные волны этих (больших)  циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства».11
  4.  Первый цикл – сельскохозяйственная депрессия после наполеоновских войн
  5.  Второй цикл -  депрессия сельского хозяйства, которая охватила большую часть стран Европы, а также в северной части Соединенных штат. 
  6.  После кризиса 1920 года Кондратьев пишет, что вновь наблюдается начало кризиса в сельском хозяйстве. На этот раз больше больший отпечаток он оставил на САСШ.

  1.  « Обычные циклы на понижательных фазах отличаются большей остротой кризисов и глубиной депрессий»12

Периоды

Число лет подъема

Число лет депрессии

Понижательная волна большого цикла с 1822 по 1843 г.

9

12

Понижательная волна большого цикла с 1843 по 1874 г

21

10

Понижательная волна большого цикла с 1874 по 1895 г

6

15

Понижательная волна большого цикла с 1895 по 1912 г.

15

413

Как мы видим в таблице приведено неоспоримое доказательство четвертой правильности.

Кроме того, мы ясно видим, что все учение Кондратьева о больших циклах - это не просто теоретический материал, а непосредственно основанное на реальных исторических событиях структурированное анализированное изучение насущной проблемы.

3. Заключение

Безусловно, Кондратьев проделал огромный труд и оставил наследие, которое чтут, изучают и модернизируют и в наши дни. Я считаю его теорию о больших циклах конъюнктуры и сам его труд «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения»  уникальными. Все четко изложено, однозначно понимается, и читатель, который изучает данный вопрос  легко следует мысли писателя. Этот эффект создается потому, что Кондратьев избирает четкую методологию и придерживается ее в течение всего изучения проблемы, также его труд носит исторический подтекст, что придает его теории некую практичность. Считаю долгом упомянуть, что Кондратьев по праву считается одним из самых почитаемых экономистов своего времени, а дискуссии о длинноволновой динамике экономической системы продолжаются до сих пор.

Между прочим, если бы в расчетах Н.Д. Кондратьева все было правильно, с чего бы дискуссии продолжались до сих пор?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8B_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0: «Кондратьевские волны до сих пор не получили окончательного признания в мировой науке. Одни ученые строят расчеты, модели, прогнозы исходя из К-волн (во всем мире и особенно в России), а значительная часть экономистов, в том числе и самых известных, сомневаются в их существовании или вовсе их отрицают».

4. Используемая Литература

1. Биография: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/KONDRATEV_NIKOLA_DMITRIEVICH.html

2. Кондратьев Н., Яковец Ю., Абалкин Л. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды(???)

3. "Длинные волны" Н.Д. Кондратьева (???)

14 баллов. Неправильно оформлен список литературы.

2 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

3 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

4 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

5 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

6  Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

7 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

8 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

9 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

10 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

11 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5

12 Г.Д. Гловели «История экономических учений»

13 Н.Д. Кондратьев «Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения» глава 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53235. In the town of English Grammar 57.5 KB
  Dear boys and girls! Today you will meet really wonderful creatures who live in a large and unusual town called English Grammar. You may ask me where this town is situated. It is far, far away from here in the middle of the Kingdom of His Majesty English Language. So you understand it is rather difficult to find the way to this Kingdom. I consider only magic can help us. First of all, we have to find a very special thing hidden in our classroom.
53237. Дидактичні ігри з навчання грамоти 115.5 KB
  Предметна компетентність: знають що слова складаються зі звуків а звуки на письмі позначаються буквами. Ігрове завдання задум: Треба все уважно слухать І назвати ті слова Де звук почують вуха І ті де його нема. Ігрові правила: вчитель називає слова а діти плескають у долоні тоді коли почують у слові потрібний звук. Розсели слова Обладнання: будиночки зі звуковими схемами слів предметні малюнки.
53238. У пошуках Весни 45 KB
  Хід заняття Діти заходять до ігрової кімнати та здивовано її оглядають.: Діти що сталося Здається ми потрапили до казки. Вихователь читає: Лист до дітей групи ЛАСТІВКА Доброго дня діти.: Діти допоможемо лісовим мешканцям Весну знайти Тоді в путь Діти підходять до казкових воріт країни Граматики та шлях їм перекривають вартові.
53239. Побудова графіків функцій за допомогою геометричних перетворень 105.5 KB
  Що таке область визначення функції Що таке область значень функції Який вигляд має лінійна функція Що таке обернена пропорційність Який вигляд має степенева функція Що є графіком квадратичної функції Який алгоритм побудови графіка квадратичної функції Як знайти координати вершини параболи Яка функція називається зростаючою спадною Яка функція називається парною непарною Для чого досліджують функцію на парність при побудові її графіка Як побудувати графік функції y=fxn маючи графік функції y=fx Як...
53240. Гражданская война 119 KB
  План изучения нового материала: Причины и суть Гражданской войны Два основных противоборствующих лагеря войны Первые вспышки войны Создание Красной армии Интервенция На фронтах Гражданской войны: Восточный фронт Южный фронт Белый Север Белый Крым 7. Создание Красной армии. В ходе боев с Корниловцами стало понятно что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.
53241. Гражданская война 1918-1921 гг. – урок для XXI века 1.11 MB
  Однако наша Гражданская война была неразрывно связана с войной за независимость России – войной против интервенции Запада. В ходе гражданской войны в России погибло несколько миллионов человек количественные оценки резко различаются. – Гражданская война как война Февраля с Октябрем – продолжение военными средствами противостояния между двумя революционными проектами России означавшими два разных...
53242. Брейн-ринг з елементами театралізації на тему «Стародавня Греція» 1.99 MB
  Про яку країну ми говоритимемо Стародавня Греція Якої мети ми повинні досягти Чого ви очікуєте від цього брейн – рингу Завдання : назвати моря якими омивається Греція за кожну вірну назву І бал Середземне Егейське Іонічне Тірренське Завдання : Із міфа який вам будуть розповідати назвати дійових осіб. ВЕДУЧА: Чим же закінчилась ця історія Ш Завдання: Кожній команді слід за 3040 секунд розповісти кінець...
53243. Греция в XI-VI ст. до н.э 48.5 KB
  Развивать умения работать со схемами картами информационными текстами; делать самостоятельные суждения. методом рассказа учителя работа со схемой понятиями . Работа с картой. Рассказ учителя работа со схемой.