98696

Проблемы личности в современном обществе. Ценность свободы

Реферат

Логика и философия

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро.

Русский

2015-11-05

55.21 KB

9 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ковровская государственная технологическая академия

им. В.А.Дегтярева

кафедра гуманитарных наук

Реферат по философии

Проблемы личности в современном обществе. Ценность свободы.

исполнитель:

студент группы ЭБ-112

Железнов Илья

Руководитель:

Профессор кафедры гуманитарных наук

Зуева Н.Б.

Ковров

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3

1) Понятие личности, ее структура…………………………………………………………………….4

2) Проблемы личности в современном обществе……………………………………………7

3 Ценность свободы……………………………………………………………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Рассмотрим пару статей:

1)Эверетт Шостром -известный американский психолог и психотерапевт, писал в статье о своей работе «Человек-манипулятор» в 2004 году, что современный человек, как правило, до некоторой степени является манипулятором, т.е. человеком, который в погоне за удовлетворением своих желаний прячет собственные реальные чувства за самыми разнообразными типами поведения. Человеку-манипулятору он противопоставляет человека актуализированного, уверенного в себе и живущего полноценной жизнью, направленной на достижение не сиюминутных желаний, а серьезных жизненных целей.

2)Современный взгляд на проблему личности зафиксирован в книге Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности» - 2006 год. В этой книге говорится о непростом положении личности в современном обществе, пути сохранения себя как личности, пути развития личностного выбора и решений того, как не стать частью толпы. Человек, по теории Зеланда – губка, которая впитывает в себя всю информацию, которой в наше время в избытке, все мнения навязанные ему СМИ и другими людьми, но человек вправе сам решить принять ли эту воду(информацию) и выжать всё ненужное, оставить всё самое важное для себя, таким образом формируется личность.

3)Социализация современной личности происходит в новых социокультурных и технологических условиях. Интенсивное и бесконтрольное развитие современных технологий удовлетворения потребностей приводит к возникновению проблемы чрезмерного облегчения условий существования . Перекосы и дисгармонии про-цесса социализации, затрудняющие и даже полностью блокирующие гармоничное развитие личности, возрастают с ускорением внедрения технических и социальных инноваций в повседневную жизнь людей. «Невыносимая легкость бытия», обеспе¬чиваемая современными технологиями удовлетворения потребностей, потенциаль¬но чревата отрицательными последствиями для всего процесса культурно-истори-ческого развития. Как отмечают в своем исследовании психологи А.Ш.Тхостов и КХ.Сурнов, «...конечно, человек - субъект и протагонист прогресса; его главный деятель и движущая сила. Но с другой стороны, человек постоянно рискует стать жертвой такого прогресса, на индивидуально-психологическом уровне оборачи-вающегося регрессом. Автомобиль приводит к ожирению, а слишком раннее поль¬зование калькулятором не дает возможности сформироваться навыкам арифметиче¬ских операций» . Стремление к максимальному облегчению с помощью техниче¬ских и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическую и социальную проблему.

В ходе своего становления  и бытия личность в современном  обществе сталкивается с рядом трудностей, которые препятствуют формированию у нее устойчивого мировоззрения, обретению психологического комфорта и способности к полноценной  социальной деятельности. Этими трудностями, на мой взгляд, являются:

  1. деформация процесса  социализации;

  1. проблема самоидентичности;

  1. информационная перенасыщенность  общества;

  1. дефицит общения;

  1. проблема девиантного  поведения.

Это в свою очередь определяет актуальность данной темы, так как  современное общество, ускоренное до предела требует еще большей  социализации личности, что в свою очередь невозможно  без самоидентичности.

Целью работы является характеристика социологии личности и проблем, возникающих  в процессе её социализации.

Основными задачами являются:

  1. Подготовка материала;
  2. Рассмотреть проблемы связанные с формированием личности;
  3. Выявить социологическое понятие личности ее структуру.

Объектом исследования является личность в современном обществе

Предметом исследования является факторы влияющие  на становление и развития личности.

 

Глава I. Понятие личности, ее структура.

 

Проблема человека,  личности является одной из фундаментальных  междисциплинарных проблем. С древних  времен она занимает умы представителей разных наук.  Накоплен огромный теоретический  и эмпирический материал,  но и  сегодня эта проблема остается самой  сложной,  самой непознанной.  Ведь не зря говорится, что человек  вмещает в себя целый мир. Каждый человек тысячами нитей,  видимых  и невидимых,  связан с внешней  средой,  с обществом,  вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это —  взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность»  — базовое социологическое отношение.

Обратимся к понятию «личность». Личность, индивид, человек — эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук:  биологии и философии,  антропологии и социологии, психологии и педагогики.[1] Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле,  как сложная система,  в которой соединено биологическое и социальное,  т.  е.  как биосоциальное существо.  Каждый единичный,  конкретный человек — это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность. Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего как социальное существо,  представитель социальной общности,  носитель характерных для нее социальных качеств.  При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий,  но главным образом как социальный субъект,  активный участник общественной жизни,  имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. Как видно,  социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека,  закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом.  Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств. Какое же содержание вкладывается в понятие «личность»? Сразу возникает ряд вопросов:  каждый ли индивид —  личность,  каковы критерии,  дающие основание считать индивида личностью,  связаны ли они с возрастом,  сознанием, нравственными качествами и т.  д.  Наиболее часто встречающиеся определения личности, как правило, включают наличие устойчивых качеств и свойств у индивида, который рассматривается как ответственный и сознательный субъект. Но это снова порождает вопросы: «Является ли личностью безответственный или недостаточно сознательный субъект?», «Можно ли считать личностью двухлетнего ребенка?». Индивид является личностью тогда,  когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности,  группы,  институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так:  личность —  это индивид, включенный в социальные связи и отношения. Данное определение открыто и подвижно,  оно включает в себя меру усвоения социального опыта,  всю полноту социальных связей и взаимоотношений.  Ребенок, воспитывающийся в обществе людей,  уже включен в социальные связи и взаимоотношения,  которые расширяются и углубляются с каждым днем.  В то же время известно,  что дитя человека,  воспитанное в стае животных,  так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности. Бесспорно, признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся,  яркой личности или заурядной и посредственной,  нравственной или безнравственной и т. д.

Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению. Известна концепция 3.  Фрейда,  который выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно —  это наше подсознание,  невидимая часть айсберга,  где господствуют бессознательные инстинкты.  По Фрейду,  фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная.  Я —  это сознание,  связанное с бессознательным,  которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.  Сверх-Я — нравственный  «цензор»,  включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами,  с одной стороны,  и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я — с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно. Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. Конечно, не во всем с ним можно согласиться,  в частности,  он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности,  поведение человека,  где сочетается биологическое и социальное,  где так много непознанного и,  вероятно,  до конца непознаваемого.[2]

Итак, личность — наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров —  биологического и социального,  вбирает всю их многоплановость и многомерность.  Общество как социальная система,  социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности,  ибо они сугубо социальные образования. Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности,  включающая три компонента:  память,  культуру и деятельность.  Память включает знания и оперативную информацию;  культура — социальные нормы и ценности;  деятельность —  практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности. В структуре личности находят свое отражение структура культуры,  все ее уровни.  Обратим особое внимание на соотношение современной и традиционной культуры в структуре личности.  В кризисных экстремальных ситуациях,  непосредственно затрагивающих  «высший»  культурный слой  (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. Это наблюдается в российском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление,  а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д.  «Послойное» снятие пластов культуры имеет место при некоторых психических заболеваниях. [3] Наконец, анализируя структуру личности, нельзя обойти вопрос о соотношении индивидуального и социального начал.  В этом плане личность является  «живым противоречием»  (Н.  Бердяев).[4]  С одной стороны,  каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе,  самореализации,  к отстаиванию своего  «Я»,  своей  «самости»,  ей имманентно присущ индивидуализм.  С другой стороны,  как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.  Данное положение имеет методологическое значение. Споры о том, что каждый человек по природе индивидуалист или коллективист, не утихают с давних времен.  Защитников как первой,  так и второй позиции предостаточно.  И это не просто теоретические дискуссии.  Эти позиции имеют выход непосредственно в практику воспитания.  Мы много лет упорно воспитывали коллективизм как важнейшее качество личности,  предавая анафеме индивидуализм;  по другую сторону океана ставка сделана на индивидуализм.  Каков же результат?  Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.

Очевидно,  выход в поддержке  оптимального баланса имманентно присущих личности свойств. Развитие и расцвет индивидуальности, свобода личности, но не за счет других, не в ущерб обществу.

Глава II. Проблемы личности в современном обществе

 

В ходе своего становления  и бытия личность в современном  обществе сталкивается с рядом трудностей, которые препятствуют формированию у нее устойчивого мировоззрения, обретению психологического комфорта и способности к полноценной социальной деятельности. Этими трудностями, на мой взгляд, являются: деформация процесса социализации; проблема самоидентичности; информационная перенасыщенность общества; дефицит общения, проблема девиантного поведения.

Социализация современной  личности происходит в новых социокультурных и технологических условиях. Интенсивное и бесконтрольное развитие современных технологий удовлетворения потребностей приводит к возникновению проблемы чрезмерного облегчения условий существования. Перекосы и дисгармонии процесса социализации, затрудняющие и даже полностью блокирующие гармоничное развитие личности, возрастают с ускорением внедрения технических и социальных инноваций в повседневную жизнь людей. «Невыносимая легкость бытия», обеспечиваемая современными технологиями  удовлетворения потребностей, потенциально чревата отрицательными последствиями для всего процесса культурно-исторического развития. Как отмечают в своем исследовании психологи  А.Ш.Тхостов и К.Г.Сурнов, «…конечно, человек – субъект и протагонист прогресса; его главный деятель и движущая сила.[5] Но с другой стороны, человек постоянно рискует стать жертвой такого прогресса, на индивидуально-психологическом уровне оборачивающегося регрессом. Автомобиль приводит к ожирению, а слишком раннее пользование калькулятором не дает возможности сформироваться навыкам арифметических операций».[6] Стремление к максимальному облегчению с помощью технических и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическую и социальную опасность. Легкость, с которой личность удовлетворяет свои потребности, не позволяет ей проявлять целеустремленные усилия к самосовершенствованию, что, в конечном счете, ведет к недоразвитости и деградации личности. Еще одной проблемой современной личности, порожденной особыми условиями формирования и бытия, является проблема самоидентичности. Потребность в самоопределении, самоидентичности всегда была важной потребностью человека. Э.Фромм считал, что эта потребность укоренена в самой природе человека[7]. Человек вырван из природы, наделен разумом и представлениями, и в силу этого он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я». «Человек ощущает потребность в соотнесенности, укорененности и самотождественности.

Современную эпоху называют эрой индивидуализма. Действительно, в  наше время как никогда человек  имеет возможность самостоятельного выбора жизненного пути, и выбор  этот все меньше зависит от традиционных общественных институтов и идеологий, и все больше – от индивидуальных целей и пристрастий. Однако под  индивидуализмом, как правило, понимается попытка заполнить пустоту множеством разнообразных комбинаций из хобби, «стиля жизни», индивидуального потребления  и «имиджа». Все современные люди считают себя индивидуалистами, имеющими собственное мнение и не желающими  походить на других. Однако за этим, как  правило, нет ни каких-либо убеждений, ни четкого представления об окружающем мире и самом себе. В прошлом  весь набор знаков, подаваемых миру внешностью и поведением человека, диктовался подлинным социальным положением, профессией и условиями его жизни. Современный же  человек привык и приучаем к мысли, что каждая деталь его внешнего вида в первую очередь что-то говорит о нем  окружающим, и только во вторую действительно  для чего-то нужна. Считаем, что это  связано с городским образом  жизни, ведь именно в уличной толпе  важно отличаться, чтобы быть замеченным.

«Личность», в интересах  которой действует современный  человек, это социальное «я»; эта  «личность» в основном состоит из роли, взятой на себя индивидом,  и в действительности является лишь субъективной маскировкой его объективной  социальной функции. Как отмечает Э.Фромм, «современный эгоизм – это жадность, происходящая из фрустрации подлинной личности и направленная на утверждение личности социальной». [7]

Вследствие ложных форм самоидентификации  в обществе происходит подмена понятий  «личность» и «индивидуальность» (быть личностью зачастую означает быть непохожим  на других, чем-то выделяться, то есть обладать яркой индивидуальностью), а также  «индивидуальность» и «имидж» (индивидуальное своеобразие человека сводится к  его манере «подавать себя», к  стилю одежды, необычным аксессуарам  и т. д.). Об этой подмене понятий  писал еще отечественный философ  Э.В.Ильенков: «Индивидуальность, лишенная возможности проявлять себя в действительно важных, значимых не только для нее одной, а и для другого (для других, для всех) действиях, поскольку формы таких действий заранее заданы ей, ритуализированы и охраняются всей мощью социальных механизмов, поневоле начинает искать выхода для себя в пустяках, в ничего не значащих (для другого, для всех) причудах, в странностях».[8]  Иными словами, индивидуальность здесь становится лишь маской, за которой скрывается набор чрезвычайно общих штампов, стереотипов, безличных алгоритмов поведения и речи, дел и слов. Следующей важной проблемой социального бытия современной личности является информационная перенасыщенность окружающего мира. Исследователям влияния информационного потока на мозг человека известно, что возникающие при этом перегрузки могут не только нанести существенный вред, но и полностью нарушить функционирование мозга. Следовательно, информационные нагрузки требуют разработки эффективных средств контроля и регулировки, причем более строгих, чем при физических нагрузках, поскольку природа, не сталкиваясь до сих пор со столь мощным уровнем информационного давления, не выработала действенных механизмов защиты. Особого внимания в этой связи требует изучение измененных состояний сознания у интернет зависимых личностей. Как отмечает А.Ш.Тхостов, «…в интернете высокомотивированный пользователь может оказаться под воздействием очень интенсивного потока сверхзначимой (и зачастую абсолютно бесполезной) для него информации», которую ему нужно успеть зафиксировать, обработать, не упустив десятков и сотен новых, каждую секунду открывающихся возможностей.[9] Перевозбужденный избыточной стимуляцией мозг не может справиться с этой задачей. Человек становится транслятором информационных процессов, а его собственная субъективность – духовность, способность выбора, свободного самоопределения и самореализации – отодвигается на периферию общественной жизни и оказывается «разомкнутой» по отношению к информационно организованной социальной среде. В этом плане востребованным оказывается лишь знание и свойства такой инструментальной субъективности, которые создают новые структуры, направления и технологические связи в этой информационной среде. Это порождает и трансформацию самой личности, так как субъективность, встроенная в техническую информатизацию знания, является основой деформации современного человека, теряющего нравственные нормы самосознания и поведения. Лишенные укорененности в реальной культуре, эти нормы и сами становятся условными. Рациональность же современного типа выступает как способ технически-инструментального поведения личности, которая стремится укорениться в неустойчивом мире и упрочить собственное положение, по крайней мере, сделать его безопасным.

Еще одной актуальной проблемой  современной личности является дефицит  общения. По мнению С.Московичи, в условиях промышленного производства, создания городов, распада и деградации традиционной семьи и традиционной стратифицированной модели общества, в которой человеку было предназначено законное место, происходит необратимая деградация нормальных способов коммуникации. Возникающий коммуникативный дефицит компенсируется развитием прессы и другими современными коммуникативными технологиями, порождающими специфический феномен толпы: неструктурированного общественного образования, связанного лишь коммуникативными сетями. Однако эта компенсация исходно ущербна, ее легкость содержит некоторую неполноценность. Так, например, интернет общение значительно проще, нежели реальное человеческое общение, поэтому оно не требует усилий, более безопасно, его можно начать и прервать в любое время, оно позволяет сохранять анонимность и оно доступно. Однако будучи технологически опосредованным, это общение носит неполноценный характер, ведь собеседники так и остаются друг для друга скорее абстрактными персонажами, чем живыми людьми. Самый большой недостаток подобного суррогатного общения в том, что оно не обеспечивает стабильной идентичности.

Общество, организованное с  помощью коммуникативной сети, по мнению С.Московичи, есть толпа, обладающая размытой идентичностью, повышенной внушаемостью, утратой рациональности. Однако и  общение в реальной жизни также  не всегда может быть полноценным. Большинство  современных социальных групп и  общностей представляют собой неустойчивые и, как правило, небольшие образования, которые возникают случайным  образом и также спонтанно  распадаются. Эти «социальные эфемериды»4 в основном создаются в сфере досуга, развлечений, как бы в противовес формальным объединениям, существующим во время работы (например, посетители ночного клуба, жители гостиницы, круг приятелей и т. д.). При этом легкость, с которой люди вступают в эти общности, а также отсутствие в них формальных ограничений, не означает, что человеческая личность здесь может полностью освободиться и раскрыться. Спонтанность отношений и неустойчивость связей накладывают ничуть не меньшее ограничение на сугубо личностное, «душевное» общение между людьми, и весь процесс общения зачастую сводится к обмену «дежурными» фразами или шуточками. В рамках «социальных эфемерид» общение, как правило, носит поверхностный характер и практически сводится до уровня рефлексов, то есть более или менее однотипных реакций на такие же однотипные реплики собеседника. Иными словами, в разговоре участвует лишь некая внешняя оболочка, но не человек целиком. Вследствие этого личность человека замыкается в себе и теряет свою «глубину». Утрачивается и живая, непосредственная связь между людьми. Разрушительные последствия такого рода замкнутости были описаны Н.Я.Бердяевым, отмечающим, что «эгоцентрическая самозамкнутость и сосредоточенность на себе, невозможность выйти из себя и есть первородный грех». Таким образом, условия формирования и бытия современной личности приводят к возникновению личности фрагментированной, замкнутой, отчужденной от общества и от самой себя, что отражается в ряде постмодернистских концепций, провозглашающих идею расщепления человеческого «Я». В философии постмодернизма сам феномен «Я» оценивается как культурно артикулированный, связанный с определенной традицией и потому исторически преходящий.

Понятия «человек», «субъект», «личность» являются с этой позиции  лишь следствиями изменений основных установок знания. «Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVII в. почва классического мышления, тогда – в этом можно поручиться – человек изгладится, как лицо, нарисованное на прибрежном песке».[10] Что же касается собственной версии артикуляции субъекта философией постмодернизма, то для нее характерна радикальная децентрация как индивидуального, так и любых форм коллективного «Я». Правила эпистемы, выступая регулятором по отношению к активности сознания, но не осознаваемые последним рефлексивно, выступают фактором децентрации и деперсонификации субъекта. С точки зрения постмодернизма, само использование термина «субъект» – не более, чем дань классической философской традиции: как пишет Фуко, так называемый анализ субъекта на деле есть анализ «условий, при которых возможно выполнение неким индивидом функции субъекта. И следовало бы еще уточнить, в каком поле субъект является субъектом и субъектом чего: дискурса, желания, экономического процесса и так далее. Абсолютного субъекта не существует». Таким образом, формулируется основополагающая для философской парадигмы постмодерна программная презумпция «смерти человека». Отказ от концепта «субъект» во многом связан с признанием в философии постмодернизма случайности феномена «Я». Выдвинутая в классическом психоанализе презумпция подчиненности бессознательных желаний культурным нормативам «Сверх-Я» была переформулирована Ж.Лаканом в тезис о заданности желания материальными формами языка8. Субъект как связующее звено между «реальным», «воображаемым» и «символическим», характеризуется Ж.Лаканом как «децентрированный», ибо его мысль и  существование оказываются нетождественными друг другу, будучи опосредованы чуждой им реальностью языка. Бессознательное, таким образом, предстает как язык, а желание – как текст. Рациональный субъект декартовского типа, равно как и вожделеющий субъект типа фрейдистского, сменяются «децентрированным» инструментом презентации культурных смыслов («означающих») языка. Как следствие постулируется «смерть человека», растворенного в детерминационном воздействии структур языка и дискурсивных практик на индивидуальное сознание.

Что же касается так называемых социальных ролей, предполагающих определенность их субъекта-исполнителя, то эти версии самоидентификации есть не что иное, как маски, наличие которых отнюдь не гарантирует наличия скрытого за ними «Я», претендующего на статус идентичности, «поскольку эта идентичность, впрочем, довольно слабая, которую мы пытаемся застраховать и спрятать под маской, сама по себе лишь пародия: ее населяет множественность, в ней спорят несметные души; пересекаются и повелевают друг другом системы... И в каждой из этих душ история откроет не забытую и всегда готовую возродиться идентичность, но сложную систему элементов, многочисленных в свою очередь, различных, над которыми не властна никакая сила синтеза»

Таким образом, постмодернизм  провозглашает «смерть самого субъекта», финальный «конец автономной... монады, или эго, или индивидуума», подвергшегося фундаментальной «децентрации».[11] В теориях постмодернизма нашло свое отражение состояние современной личности, фрагментированной, подверженной влиянию разнообразных и противоречивых информационных потоков, и поэтому не имеющей четкой самоидентичности. Постмодернизм верно фиксирует состояние современного социума и личности, однако неверно объявляет это состояние нормальным, поскольку сложившееся положение вещей представляет собой опасность как для личности, так и для общества в целом. Самоотождествление личности со случайными «маркерами» вызывает постоянный дискомфорт, чувство неудовлетворенности и неуверенности. Это, в свою очередь, повышает общий градус общественного недовольства, которое выливается в масштабную ненаправленную агрессию, расшатывая институты социальной системы и отбрасывая общество к уровню хрестоматийной «войны всех против всех». Кризис самоидентичности подразумевает невозможность обретения личностью «привязанности» к среде, своих координат существования и субъективное переживание этого процесса как отсутствия целостности, комфорта культурного окружения. Кроме того, этот кризис выразился в отношении современного человека к будущему и собственным перспективам. Человек может решать только ближайшие задачи, но не выстраивать общую жизненную стратегию.

Все это происходит, поскольку  у личности отсутствует система мировоззренческих координат, которая должна определять содержание личности, придавать системность ее проявлениям, определять общую стратегию поведения, а также обеспечивать фильтрацию поступающей информации, ее критическую оценку.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Существует несколько  концепций объясняющих причины  девиантного поведения. Так согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом, питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм. Американский социолог Роберт Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем и  устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или  менее ясен. Социальная норма –  это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального  регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Так после распада Советского союза в России происходит всплеск  наркомании, преступлений, алкоголизма и др. Рассмотрим проблему наркомании подробнее. Причинами наркомании являются следующие мотивы, характерные для молодежи: неудовлетворенность жизнью, удовлетворение любопытства к действию наркотического вещества;  символика принадлежности к определенной социальной группе;  выражение собственной независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим;  познание приносящего удовольствие нового,  волнующего или таящего опасность опыта;  достижение  "ясности мышления"  или  "творческого вдохновения";  достижение чувства полного расслабления; уход от чего-то гнетущего.

Проведенные исследования показали, что первое непосредственное знакомство большей части подростков с наркотиками  происходит в возрасте до 15  лет  (и лишь у 37% -  позже); раньше 10  лет - 19%;  с 10  до 12  лет - 26%;  с 13  до 14  лет - 18%.  Не имея точных данных, можно все-таки предположить,  что наркомания с каждым годом  молодеет,  что связано с процессом  акселерации и ускорением темпов вхождения подростка во взрослую жизнь.

Что касается информированности  о наркотических веществах школьников,  то ситуация здесь двоякая: с одной  стороны, на вопрос о том,  знают  ли они,  что такое наркотики, положительно ответили 99%  опрошенных,  но с другой -  практика показывает, что знания эти не всегда являются объективными и часто определяются существующими в обществе мифами по поводу наркотиков и наркомании. Но одно дело говорить о наркомании вообще,  и совсем другое -  столкнуться с ней лицом к лицу.  Какова же возможная реакция на весть о том,  что твой близкий друг употребляет наркотики? 63%  опрошенных заявили,  что попытаются как-то воздействовать,  чтобы нуждающемуся человеку помочь выбраться из той ямы,  в которую он сам же и залез; 25%

не изменят своего отношения  и 12%  разорвут отношения  (то есть мы имеем 37%  либо пассивных созерцателей,  либо людей,  не желающих брать на себя заботу о ближнем,  что, собственно,  практически одно и то же).  Возможно,  это происходит оттого,  что срабатывает один из многих мифов,  сформированных в нашем сознании:  наркоманами становятся люди слабые,  обиженные судьбой и не умеющие контролировать свои действия.[12] Следует еще раз заметить,  что наркомания среди молодежи,  осознаваемая сегодня как  "проблема номер один",  является лишь следствием,  отражением глубоких внутренних противоречий как психического,  так и социального плана.  Многие попытки исправить ситуацию,  предпринимаемые сегодня,  сводятся к тому,  что борьба часто направлена против самих наркотиков и их употребления  (то есть против следствия,  а не причины). Естественно,  широкая пропаганда здорового образа жизни,  повышение уровня информированности об объективных последствиях приема наркотиков,  организация и проведение других профилактических мероприятий -  все это значимо  (и эффективно только,  если человек может отказаться именно от приема наркотиков,  переключившись на что-то другое,  не менее опасное в социальном плане),  но похоже чем-то на поведение самого наркомана:  ожидается  решение проблемы от разовой инъекции,  которая,  действительно,  создает  иллюзию разрешения,  но лишь на время.  Признавая значимость профилактической работы,  следует сказать,  что  действительно эффективной она  станет только тогда,  когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике психотравмирующих ситуаций,  возникающих главным образом в процессе общения ребенка в семье -  с родителями,  в школе -  с одноклассниками и педагогами.  Соответственно,  и работу по профилактике надо проводить не только с конкретными людьми, но и с представителями их социального окружения.

Глава III. Ценность свободы

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование.

Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью, произволом и анархией, с равенством и справедливостью.

Понятие свободы родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая для него представляет определенную ценность. Волевой акт, выражающий долженствование, имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности человека. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, витальным потребностям человека. Понятие воли относится к зрелой личности, которая полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше.[13] Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе волюнтаризма – это не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества.

Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека, его поступки, объясняя это или судьбой, или волей Бога, или жестким детерминизмом (Гоббс, Спиноза, Лаплас). Фатализм не оставляет места для свободного выбора, не дает альтернатив. Жесткая необходимость и вытекаемая отсюда предсказуемость основных этапов жизни человека характерна для астрологии и других оккультных учений, как прошлого, так и настоящего, различных социальных утопий и антиутопий.

Европейская традиция часто употребляет термин «свобода» как аналог «воли» и, противопоставляя понятиям необходимости, насилия и рабства, связывает ее с ответственностью.

Ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Наиболее глубокое решение проблемы свободы и ответственности можно найти в работах русских религиозных мыслителей – Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, для которых свобода выступает мерой достоинства личности, а ответственность – мерой человечности, критерием высших нравственных начал. Рассматривая соотношение свободы и ответственности как магистральное направление развития социума, русская философия не мыслит их вне этического измерения. Этика свободного поступка (М.М. Бахтин) связана с понятиями совесть, долг, честь, достоинство конкретной личности. Тогда личность – это человек поступающий, способом его существования является ответственный поступок.

Н.А. Бердяев в своей философии свободы выделяет три вида свободы:

  1. свобода экзистенциальная (безосновная, изначальная – онтологическая. Она укоренена в бытии мира).
  2. свобода рациональная (осознанная необходимость – социальная. Она проявляется в обществе).
  3. свобода мистическая (творчество – духовная. Она проявляется в Духе. Только здесь человек может полностью реализовать себя).

Собственную концепцию свободы высказывает Э. Фромм в книге «Бегство от свободы».

Он выделяет два вида свободы:

«Свобода от…». Он называет ее негативной, так как это попытка человека убежать от ответственности.[13]

Фромм говорит о том, что современный человек, получив свободу, тяготится ею, так как свобода влечет за собой необходимость выбора и ответственность за свои поступки. Потому человек стремится передать свою свободу, а, вместе с ней и ответственность, кому-нибудь другому (будь то церковь, государственная власть, политическая партия, общественное мнение). Все это ведет только к одиночеству и отчуждению человека, и получает свою реализацию в авторитаризме (садизм и мазохизм как попытка осуществить себя через власть над другим или подчинение другому своей воли); конформизме (потере собственной индивидуальности) или деструкции (насилии, жестокости, разрушении себя и других);

«Свобода для…». Этот вид свободы позитивен, так как он через спонтанную деятельность (творчество, любовь) ведет к самосозиданию, самореализации личности.

Модели взаимоотношения личности и общества. Можно выделить несколько моделей взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.

Чаще всего это борьба за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой.

Это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в свой «мир», чтобы там иметь способ свободной самореализации.

Это адаптация к миру, когда человек, жертвуя в какой-то мере своим стремлением обрести свободу, идет в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможно также и совпадение интересов личности и общества в обретении свободы, что находит определенное выражение в формах развитой демократии. Таким образом, свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества. Это проблема соотнесения свободы и равенства без подавления и уравниловки. Решение ее связано с ориентацией на ту или иную систему культурных ценностей и норм. Понятия личности, свободы, ценностей обогащают представление о человеке, позволяют правильно понять устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой жизнедеятельности.

Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже ХХ – XXI вв., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. Футурологи прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений. В этих условиях быть личностью – императив развития человека и человечества, предполагающий высочайшую степень ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач.

Современное человечество, по убеждению Х. Ортеги-и-Гассета, находится в тяжелом кризисе, более того, стоит перед страшной опасностью саморазрушения. Осмыслению этой трагической ситуации Ортега посвятил самую знаменитую свою работу – эссе «Восстание масс». Эссе, написанное в 1930 г., было необыкновенно популярно, многие его идеи глубоко проникли в культуру XX века, а поднятые проблемы сохраняют свою актуальность и сегодня.

Исторический кризис, утверждает он, наступает тогда, когда «мир», или система убеждений прошлых поколений, теряет свою значимость для новых поколений, живущих в рамках той же цивилизации, то есть определенным образом организованного общества и культурной жизни. Человек как бы оказывается без мира. Подобное состояние характерно сегодня для всей европейской цивилизации, которая вышла далеко за рамки Европы и стала синонимом современной цивилизации вообще. Причина же такого кризисa – восстание масс. В наше время, утверждает Ортега, в обществе господствует «человек массы». Принадлежность к массе – чисто психологический признак. Человек массы – это средний, заурядный человек. Он не ощущает в себе никакого особого дара или отличия, он – «точь-в-точь», как все остальные (без индивидуальности), и он не огорчен этим, он доволен чувствовать себя таким же, как все. Он снисходителен к себе, не старается себя исправить или совершенствовать – самодоволен; живет без усилий «плывет по течению» Он не способен к творчеству и тяготеет к жизни косной, которая осуждена на вечное повторение, топтание на месте. В мышлении, как правило, довольствуется набором готовых идей – ему этого достаточно.[14]

Этому «простому» человеку в обществе противостоит другой психологический тип личности – «человек элиты», избранного меньшинства. «Избранный», не означает «важный», кто считает себя выше других и презирает их. Это, прежде всего, человек, который к себе самому очень требователен, даже если он лично и не способен удовлетворить этим высоким требованиям. Он строг к себе, его жизнь подчинена самодисциплине и служению высшему (принципу, авторитету), это напряженная, активная жизнь, готовая к новым, высшим достижениям. «Благородному» человеку свойственна неудовлетворенность, неуверенность в своем совершенстве; даже если он ослеплен тщеславием, ему необходимо подтверждение этого в чужом мнении. Степень таланта и самобытности у таких людей различна, но все они способны к творчеству, приняв «правила игры» своей культурной системы, добровольно подчиняясь им.

Рассматривается противоречие между стремлением человека к свободному существованию и стремлением общества как системы установить порядок. Свобода человеческих индивидов отмечается Г. Спенсером в его определении социальной реальности. Экзистенциалисты считают, что человеческое бытие выходит за рамки материального и социального мира. А. Камю: «Человек – единственное существо, которое не хочет быть тем, чем оно является». Эквивалентность человеческого бытия свободе подтверждается тем, что определить оба этих понятия можно только апофатически, то есть путем перечисления того, чем они не являются. Как же возможно побудить человеческих индивидов соблюдать социальный порядок? С другой стороны, в человеке все социально – формируется социумом, даже его биологические черты. Например, поведение грудных детей различается в зависимости от того, в какой социальной среде они живут. Сам же феномен детства проявляется только в развитом социуме. Например, в средние века к детям относились как к маленьким взрослым – их одевали в такую же одежду, как взрослых, не было производства игрушек.

Георг Зиммель: «Само развитие социума увеличивает свободу человека». С ростом масштаба общества, его дифференциации, человек чувствует себя все более свободным от каждой связи с конкретным социальным кругом просто потому, что таких социальных кругов с развитием общества становится все больше и больше. Талкотт Парсонс: «Почему роль семьи, общины, религии уменьшается? Потому что появились альтернативные объединения: политические, культурные, развлекательные круги». С другой стороны, человек чувствует себя все более одиноко. М. Хайдеггер: «Одиночество – отрицательный модус социальности», то есть обособление от общества. При этом с ростом обособления растет тоска по обществу. [15]

Таким образом, если брать философский аспект проблемы, то свобода связана с необходимостью и возможностью. Свободна не воля, которая выбирает исходя лишь из желаний человека, а воля, которая выбирает, опираясь на разум, в соответствии с объективной необходимостью. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития личности, уровнем культуры, пониманием своих целей и меры своей ответственности.

Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, коллективом, обществом. Свобода личности составляет единый комплекс с правами других членов общества. Нельзя оторвать политико-юридические права – свободу слова, совести, убеждений и др. от прав социально-экономических – на труд, отдых, образование, медицинскую помощь и т.д. Права человека обычно фиксируются в Конституции государства. Высшей ценностью человека в правовом государстве провозглашаются его права и свободы, и человек имеет право активно бороться за них, в случае их нарушения.

 Таким образом, особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и неинструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (свобода, справедливость, право, достоинство, Честь, Слава и т. д.), эстетические ценности (прекрасное, возвышенное). Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора. Понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вывод проблемы личности в современном обществе:

Итак, кризис идентичности, снижение способности к обработке  информации и прогнозированию, а  также самозамкнутость современного человека указывают на отсутствие целостности его личности, что вызывает дисгармонию ее психологического, социального и культурного аспектов. Подводя итог, можно сказать, что объективно у современной личности существует потребность в целостности, однако, во-первых, социокультурная среда не способствует ее формированию, во-вторых, эта потребность, как правило, не осознается и самой личностью. Будучи неосознанной, она может находить различные искаженные проявления.  

Так, поиск целостности  способен происходить в форме  увлечения восточными духовными  практиками, обращения в религиозный фундаментализм, посещения различных тренингов и семинаров по саморазвитию и т. д.  Однако все эти способы дают лишь временный и неустойчивый эффект, поскольку человек продолжает находиться внутри фрагментированной и агрессивной социокультурной среде, или (в случае с религиозным фундаментализмом) приводят к противопоставлению личности и общества.

Вывод ценности личности:

В различных культурах свободе уделяют разное внимание. Так, например, в современной западноевропейской культуре либерализм ставит понятие свободы во главу угла. И напротив — во многих восточных культурах традиционно рациональное и сугубо практическое отношение к этому понятию, или даже полное отсутствие внимания к вопросу свободы, которая не существует как самостоятельная ценность. Также зачастую свобода как самостоятельная ценность часто оценивается в культурах как нечто как минимум опасное, а то и откровенно вредное. Такая оценка может быть основана на предположении, что реальная свобода может быть достигнута только при самодостаточности индивида, в то время как на практике все люди живут в общинах.

Также очевиден вывод, что чем большее внимание уделяется общественным выгодам, тем меньшую ценность имеет свобода индивида. И эту точку зрения зачастую разделяет сам индивид, как носитель культуры. То есть такое ограничение носит ненасильственный характер, а основано на взаимовыгодном сосуществовании людей.

Библиографический список:

 

1.Ком И. С. Социология личности: Учебник / И. С. Ком – М., 1994.

2.Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. : АО Комплект, 1993

3.Джеймисон Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма// Философия эпохи постмодерна. Мн. : Красико-Принт, 1996

4.Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с фр. М. : Касталь, 1996

5.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М. : Прогресс, 2000

6.Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности: Учебник / Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова – Новосибирск, 1997.

7.Москаленко В. В. Социализация личности: Хрестоматия / В. В. Москаленко – Киев, 2001

8.С.А. Быков: Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности// Вестник ВЭГУ. – 2000.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М. : Прогресс, 1990 С.46

10. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. : АО Комплект, 1993 С.46

11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической ме-

тафизики. М. : Республика, 1995. С.120

12. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М. : Прогресс, 1977 С.398

Статьи:

  1. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М. : Апрель-Пресс, 2004.

  1. Зеланд В. Трансёрфинг реальности.  АСТ , 2006.
  2.  Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации. URL: http://vprosvet.ru/biblioteka/psysience/smi-v-razvitii-lichnosti/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11685. Застосування спеціального програмного забезпечення для роботи з 8-ми розрядним мікропроцесором 309 KB
  Лабораторна робота №2 Застосування спеціального програмного забезпечення для роботи з 8ми розрядним мікропроцесором. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта завдання за допомогою емулятору процесора К580ВМ80 записати та виконати прості арифметичнологічні операці
11686. Реалізація логічних та арифметичних операцій за допомогою восьми розрядного мікропроцесора 214.5 KB
  Лабораторна робота №3 Тема: Реалізація логічних та арифметичних операцій за допомогою восьми розрядного мікропроцесора. Мета: Перевірити на практиці правильність виконання різноманітних операцій. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта використовуючи емулятор пр
11687. Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором 269.5 KB
  Лабораторна робота №4 Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта завдання за допомогою емулятору процесора К580ВМ80 написати програму щ...
11688. Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest, CPU-Z, Sandra, Belarc Advisor, FreshDiagnose и д.р 401 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Диагностика основных блоков ПК. Цель работы: Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest CPUZ Sandra Belarc Advisor FreshDiagnose и д.р. Теоретические сведения Компьютер высокотехнологичная вещь он состоит из множества неза...
11689. Вивчення архітектури материнської плати 35.5 KB
  Лабораторна робота №6 Тема: Вивчення архітектури материнської плати. Мета: Визначити архітектуру та основні складові системної плати. Структура заняття І. Організаційна частина заняття. Перевірка присутності студентів на занятті. ІІ. По...
11690. Застосування постійного запамятовуючого пристрою (BIOS) для визначення конфігурації ЕОМ 33 KB
  Практична робота №7 Тема: Застосування постійного запам’ятовуючого пристрою BIOS для визначення конфігурації ЕОМ. Мета: Отримати практичні навички при роботі з базовою системою введення виведення даних BIOS. Структура заняття І. Організаційна частина зан
11691. Програмування таймера 61.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №8 Тема: Програмування таймера. Ціль: Вивчення функцій системного таймера і закріплення практичних навичок роботи з ним. Теоретичні відомості. Усі компютери IBM містять 3х канальніий 16ти розрядний пристрій званий системним таймером. Для...
11692. Діагностика памяті 107 KB
  Лабораторна робота №9 Діагностика пам’яті Ціль роботи: вивчити теоретичний матеріал по даній темі ознайомитися з настроюванням таймінгов памяті в BІOS SETUP ознайомитися з програмами для перевірки й тестування системної памяті MemTest86 TestMem 4 SM Everest вивчити апаратні й...
11693. Програмування клавіатури 44 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. Тема: Програмування клавіатури. Ціль: Навчитися управляти перериваннями клавіатури. Теоретичні відомості Порти для роботи з к...