98699

Промышленная революция и ее отражение в теории (Сэй, Мальтус и Рикардо)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Замещение ручного труда машинным вытеснение небольших мануфактур более крупными привело с одной стороны к началу бурного экономического роста а с другой стороны – к массовой нищете городских рабочих и кризису перепроизводства. Но имела общие характерные черты: бурный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии...

Русский

2015-11-05

94 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»

по теме

«Промышленная революция и ее отражение в теории (Сэй, Мальтус и Рикардо)».

                                                                          Выполнил:

                                                                          студент 1 курса

                                                               Ананьев Никита Михайлович

Группа № 161

Проверил:

профессор, д.э.н.

Гловели Георгий Джемалович

Москва

2013 г.

Содержание

[1] Введение

[2] А. Смит – родоначальник классической школы политической экономии

[3] Ж.-Б. Сэй, Т. Р. Мальтус, Д. Рикардо

[4] Заключение

[5]

[6] Список использованной литературы

Введение

Темой данного реферата является Промышленная революция и ее отражение в трудах экономистов классической школы.

Определение «Промышленной революции», согласно Оксфордской энциклопедии, звучит так: «Промышленная революция (переворот) (ок. 1750 – ок. 1850 гг.) – изменения в организации промышленного производства, которые преобразили Англию, а затем и другие страны, превратив их экономику из аграрной в индустриальную»1. Замещение ручного труда машинным, вытеснение небольших мануфактур  более крупными привело, с одной стороны, к началу бурного экономического роста, а с другой стороны – «к массовой нищете городских рабочих и кризису перепроизводства»2.

Промышленная революция проходила в разных странах не одновременно и растянулась с начала 18 века до конца 19 века. Но имела общие характерные черты:

  •  бурный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии;
  •  изменение всей структуры общества;
  •  урбанизация;
  •  производственная революция в сельском хозяйстве и перемещения значительной массы освободившегося населения из аграрного в индустриальный сектор;
  •  резкое повышение производительности труда;
  •  начало бурного экономического роста;
  •  утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.


Быстрый городского населения и числа наемных рабочих чрезвычайно обострил социальные проблемы. Рост социального протеста с одной стороны и стремление уменьшить нестабильность общества с другой привело к выработке социальных программ для неимущих, и государственному регулированию отношений труда и капитала.
Все это нашло отражение и в развитии экономической теории, создании классической школы полит экономии, в трудах ее создателей.

Но как Промышленная революция отразилась в теории классической экономической школы? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

А. Смит – родоначальник классической школы политической экономии

Классическая школа - это школа экономической мысли конца XVIII - середины XIX века. И здесь, как и в случае с меркантилистами и физиократами, ставшими символом своего времени и давшими начало развитию новой экономической мысли(и промышленной революции) слово «классическая» – не самоназвание, а оценка позднейших экономистов. Почему мы называем эту школу классической? Классикой современный человек называет то, что, во-первых, является эталоном (образцом, примером) для подражания (повторения, копирования); во-вторых, не утратило актуальности и в наши дни.  

Оба условия, прежде всего, применимы к трудам Адама Смита (1723-1790гг.), безусловно, крупнейшего представителя классической школы. Говоря образно, Адам Смит  – «отец» экономической науки, «пророк» и идеолог рыночной экономики.  В его основной экономической работе «Исследование о природе и причинах богатства наций» (сокращенно - «Богатство народов», 1776г.) впервые в истории мировой экономической мысли основные экономические проблемы того периода решены последовательно и непротиворечиво с единых методологических позиций. То есть, «Богатство народов» – это работа, «задавшая направление дальнейшему развитию политической экономии как научной дисциплины»3, а 1776 год – это год рождения экономической науки. Отсюда ясно, почему А. Смит – ее «отец». В этом его главная заслуга перед экономической теорией.

До Смита были экономисты, решавшие отдельные экономические вопросы, но они не дали целостного описания экономики как хозяйственной системы. В этих условиях недостижимо полноценное понимание самих этих отдельных экономических вопросов, так как не понятны связи между ними и роль каждого в экономике. Они пытались решить основные экономические проблемы своей эпохи, писали синтетические экономические работы. Но всем этим работам не хватало единства методологии. «Смит дал ответы на все вопросы, которыми задавалась экономическая мысль с древности и по XVIII в.»4

За прошедшие два с лишним века были авторы, решившие основные экономические проблемы с использованием единой методологии не хуже, а некоторые даже лучше Смита. Несмотря на это, основателем науки экономики является Адам Смит. Сегодняшние экономисты, конечно, должны идти дальше своих учителей(совершенствуя экономическую науку), но должны помнить, чей труд лежит в основе их науки. Вот первая причина, почему классическая школа носит такое название.

Однако прежде чем объяснить, почему школа названа классической «во-вторых», рассмотрим основные идеи классической школы.

 1. Богатство - любой материальный продукт. Классическая школа отвергает как меркантилистские представления о богатстве (в виде денег), так и преодолевает сельскохозяйственную (отраслевую) ограниченность физиократов, считавших богатством только сельскохозяйственный продукт. Любой объект, имеющий материально-вещественную форму и нужный людям является богатством.

 2. Источник богатства - любой труд в сфере материального производства. Производителен любой труд, имеющий своим результатом какой-либо материальный продукт. Только этот труд создает богатство и определяет его ценность. Следовательно, труд рабочего, строителя, водителя и др. также производителен, как и труд крестьянина. Отсюда следует, что труд врача, инженера, предпринимателя, учителя и др. не является производительным и не создает ценность благ.  

3. Теория затрат как теория обмена и ценности. Пропорции товаров в обмене и их цены почти все классики сводят к затратам ресурсов на их производство. Наибольшую известность получила трудовая теория ценности (стоимости), согласно которой товары обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. Так как труд измеряется рабочим временем, то товары должны обмениваться в пропорциях обеспечивающих равенство рабочего времени на их производство. Кроме объяснения пропорций обмена товаров и причин их изменения трудовая теория ценности содержит, в неявном виде, значительный заряд социальной справедливости. Материально богаче будет тот, кто лучше работает.

4. Теория экономического либерализма. Классическая школа ищет такой способ организации национальной экономики, при котором экономические ресурсы использовались бы наилучшим образом, а тот, кто трудится добросовестно и честно, повышая эффективность своей деятельности, жил бы с каждым годом все лучше и лучше. Так как главной действующей силой является человек, то прежде чем конструировать модель национальной экономики необходимо понять, что человек собой представляет. Здесь Смит исходит из теории «разумного эгоизма» французского философа Жана-Жака Руссо5. Согласно данной теории человек – это эгоист, совершающий только такие поступки, результатом которых должно стать улучшение его жизни и жизни близких ему людей. Следовательно, необходимо так организовать хозяйственную жизнь нации, чтобы каждый человек мог реализовать свой «разумный эгоизм» только максимально удовлетворяя потребности других членов общества. Дальнейшие рассуждения Смита можно свести в четыре пункта.

А) Путь к росту богатства в разделении труда. Чтобы увеличить количество благ производимых в единицу времени, то есть производительность труда, прежде всего, необходимо создать развитое разделение труда, а также стимулы к труду.

По мнению Смита, самый действенный стимул к труду – это частная собственность.

Б) Самый эффективный стимул к труду - частная собственность 

Частная собственность означает, что ресурсы принадлежат лицу или группе лиц, которые самостоятельно принимают решения о том: 1) как использовать эти ресурсы; 2) что из них производить; 3) на каких условиях отчуждать сами ресурсы и изготавливаемые из них блага.

Единственным ограничением использования частной собственности является соблюдение законных прав других членов общества.         

 В) Экономика, основанная на разделении труда и частной собственности, может быть эффективной только как рыночная экономика. Экономика, в которой большинство людей удовлетворяют свои потребности через рынок, называется «рыночная экономика».

Исходя из этой логики, Смит утверждает, что рыночная экономика единственный рациональный способ организации хозяйственной жизни нации. Если признать разделение труда и частную собственность, то любой другой способ хозяйствования не может быть эффективным. Иначе говоря, «конкуренция» как господствующее экономическое явление - необходимая характеристика нормальной рыночной экономики.  

Конкуренция в равной степени должна распространяться как на отечественных, так и на иностранных производителей, которые должны быть поставлены в одинаковые экономические условия. Поддерживая национальных производителей, государство ограничивает конкуренцию и уменьшает ее положительное влияние на экономику. Поэтому на смену меркантилистскому «протекционизму» приходит классическое «фритредерство» (от англ. free – свобода и trade – торговля). Таким образом, «теория экономического либерализма» утверждает, что в экономике действуют объективные экономические законы, люди, наделенные свободой принятия экономических решений и познавшие эти законы в условиях рыночной экономики, без чей-либо помощи, обеспечат лучшие результаты экономического развития. Роль государства в такой экономической модели вторична.  

Г). Государство - «ночной сторож», вмешивается в экономику только в экстремальных ситуациях (войны, кризисы, эпидемии). В нормальных условиях экономика следует объективным экономическим законам. Однако пока экономика не достигла состояния описанного в предыдущем пункте, «государство не только может, но и обязано вмешиваться, к примеру, бороться с монополиями»6 .

Абсолютное большинство современных экономистов, отвечая на вопрос каким должен быть фундамент экономики, претендующей на звание эффективной, говорят: это должна быть конкурентная рыночная экономика, основанная на развитом разделении труда и господстве частной собственности. Далее по поводу роли государства и других параметров экономического здания, мнения существенно различаются. Но единство взглядов на основные принципы реального хозяйствования определяет близость решений и многих других конкретных экономических проблем. Так, экономики, например, США, Японии и Норвегии, Португалии, Аргентины, хотя и основаны на фундаменте экономического либерализма, существенно различаются между собой.  

40% текста – не по теме!!!

Ж.-Б. Сэй, Т. Р. Мальтус, Д. Рикардо

Продолжателем этих идей стал и Жан-Батист Сэй (1767-1832). Рожденный в семье торговцев-гугенотов Лиона, Жан-Батист Сэй «имел немалый опыт работы в деловых конторах», а когда «прочел «Богатство народов», стал фанатичным последователем А. Смита»7.

Во многом он соглашался с Смитом, но были и существенные различия: так, Сэй считал, что производство создает не материальные блага, а услуги. Когда предприниматель нанимает работника, он покупает у него услугу. В этом он разошелся со Смитом, введя категорию производительных услуг, что позволило Сэю разработать теорию предпринимательской функции, которая отсутствовала у Смита.

В условиях промышленной революции существенными становятся три фактора производства: земля, труд, капитал(знаменитая «теория трех факторов»). Владельцы любого из трех факторов получают соответственное вознаграждение: владельцы капитала – процент; земельные собственники – ренту; рабочие – заработную плату.

С развитием все той же промышленной революции Сэй выделил и четыре главных закона рынка: чем больше предложение, тем выше и цена (??????????????); тот, кто не развивает экономику непременно вредит ей; импорт - залог успешного обмена; благополучие или беда одной отрасли экономики рано или поздно станет общим благополучием или бедой (промышленная революция способствовала развитию производства, поэтому неразрешенный кризис в одной отрасли обязательно приводит к кризису экономики). Жан-Батист Сэй создал теорию «компенсации»: внедряя новые машины, государство не только уменьшает потребность в рабочих, но и высвобождает капитал, который употребляется для найма рабочих, которые оказались «вытесненными».

По-своему видел ситуацию и Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Приходской священник англиканской церкви Мальтус в 1798 году опубликовал труд «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества», в котором высказал предположение о невозможности ситуации, где «общий уровень жизни будет поднят выше прожиточного минимума, поскольку население страны всегда растет быстрее, чем производство продовольствия»8.

Мальтус всегда опасался, что промышленная революция, хоть и является прорывом, но приведет к гибели людей. Почему? Мальтус считал, что ответственным за бедность населения не может быть фактор плохого правления или неравномерного распределения богатства, главной причиной бедности он считал жестокий, но правдивый «закон перенаселения». Суть этого закона в том, что количество жителей увеличивается в геометрической прогрессии, а количество продовольствия возрастает только в арифметической прогрессии.

В результате развития технологий улучшилось производство, в результате улучшения производства улучшилось качество жизни, в результате улучшения качества жизни население планеты выросло, возросло потребление, производство не успевает за потреблением, производители расходуют не возобновляемые ресурсы все больше и больше. Но что будет, когда эти ресурсы закончатся? Ничего не будет, вернее -  никого.

Мальтус категорически отрицал возможность оказания государством помощи малоимущим, поскольку считал, что таким образом бедняк снимет с себя ответственность за содержание своей семьи. Не считал целесообразным также и повышение заработной платы до уровня (и выше) прожиточного минимума, так как это стало бы стимулом к увеличению рождаемости детей в семьях рабочих.

Отдельно следует отметить, что Мальтус был категорически против идеи Сэя о постоянном равенстве спроса предложению: «Страсть к накоплению должна неизбежно привести к количеству продовольственных товаров, которое общество не в состоянии потребить».

Именно зловещие теории Мальтуса, противоречащие оптимистическим взглядам на прогресс всего человечества, оказали большое влияние на развитие политической мысли 19 века.  Многие годы спустя этим положением заинтересуется Джон Мейнард Кейнс.

Одним из главных единомышленником Мальтуса (по-крайней мере в вопросе об отмене законов о бедных) был один из самых известных представителей классической школы политической экономии - Давид Рикардо (1772-1823гг.).

Основной труд Рикардо - «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), в нем Рикардо сделал попытку научно разъяснить своему читателю принцип распределения богатства и выдвинул трудовую теорию стоимости, заключающейся в том, что цена продукта зависит от количества труда, потраченного на его производство. Став в 1819 году депутатом парламента, Давид Рикардо выступал за отмену хлебных законов и за свободу торговли.

Основополагающие идеи классической школы, изложенные в пунктах 1 – 4 полностью разделяются Рикардо. Как и всякий классик, Рикардо считает богатством материальный продукт, а его источником - материальный труд, полностью поддерживает теорию экономического либерализма. Будучи теоретиком-экономистом, Давид Рикардо использовал дедуктивный, абстрактно-аналитический метод. В области теории обмена и ценности Рикардо наиболее последовательный сторонник трудовой теории стоимости (ценности).

Рикардо считал главной задачей политической экономии «изучение законов распределения меновой ценности между тремя главными видами доходов – рентой, прибылью и зарплатой»9. Также он, как и Жан-Батист Сэй активно выступал за защиту принципов свободной конкуренции, которым противоречили проведенные в 1815 году «хлебные законы» - налоги на импорт зерна. 

Развивая трудовую теорию ценности, Д. Рикардо столкнулся с проблемой невозможности объяснить на основе этой теории происхождение прибыли. Логику Рикардо можно представить следующим образом. В рыночной экономике, где потребности удовлетворяются через обмен, ведущей товарной сделкой является купля-продажа товара-труда. В отличие от рабовладения или феодализма, где сам человек является товаром, в рыночной экономике наемный работник – свободный человек, товаром становится не он сам, а продаваемый им на определенное время труд. Покупателем наемного труда рабочего выступает предприниматель, которого, как и покупателя всякого товара  (еды, одежды), интересует полезность покупки.

Рикардо, проведя аналогию с естественной и рыночной ценами товаров, разделил цену труда на два вида: «естественную» и «рыночную». «Естественная цена» - необходимая выплата рабочим, чтобы обеспечить их поток, без сокращение и/или увеличения. «Рыночная» же, в свою очередь, зависит от спроса на труд и увеличения численности населения, которое определяет предложение труда.

Очевидно, что полезность для предпринимателя рабочего заключается в способности последнего выполнять полезные трудовые операции (токаря, слесаря и т.д.). Наемного рабочего, продающего свой труд, как и всякого продавца, интересует совсем не его полезность, а его универсальная ценность (деньги), которую можно получить за этот товар. Любая теория может считаться верной, только если верно предсказывает поведение большинства явлений, на объяснение которых направлена. Поскольку купля-продажа труда количественно и качественно важнейшая рыночная сделка, она должна укладываться в господствующую теорию обмена. То есть классическая школа должна корректно объяснить куплю-продажу труда с позиций трудовой теории ценности.   

Предприниматель покупает на рынке труд. В цене труда (заработной плате) полностью оплачена ценность товара-труда. Ценность (полезность) купленного товара для предпринимателя именно в труде наемного работника.

Но ценность и цена созданного наемным работником товара определяется затратами именно его материального труда уже полностью оплаченного. Следовательно, цена товара должна равняться заработной плате наемных работников материального производства.   

Рикардо также сформулировал принцип сравнительных затрат, суть которого состояла в том, что страна, не имеющая абсолютного преимущества ни в одной отрасли производства, может иметь выгоду во внешней торговле, если будет стараться сосредоточить силы на той продукции, где она имеет сравнительное преимущество

Рикардо не сумел объяснить происхождение прибыли на основе трудовой теории ценности, но и отказываться от этой теории он также не стал. Анализ зашел в тупик.

Сформулированный выше конфликт теории, имеет огромное практическое значение. Ведь фактически речь идет о ключевой экономической проблеме: кто создает богатство, как оно распределяется, кем и на каких основаниях присваивается. Во второй половине XIX века большинство экономистов - рикардианцы, то есть сторонники классической школы в варианте, предложенном Рикардо. А значит, продолжают поиски выхода из тупика.

К середине XIX века неспособность объяснения прибыли на основе положений трудовой теории ценности породила кризис и распад классической школы. Предложенные пути решения проблемы сначала, в середине XIX века, «взорвали» экономико-теоретический мир, внеся раскол в ряды экономистов, а затем, начиная с 1917 года, и реальный мир, чередой социалистических революций.

Результатом распада стало формирование двух основополагающих подходов к развитию экономики: социально-классового и функционального.

К «социально-классовому подходу» следует отнести всех социалистов XIX века. Поскольку самое влиятельное течение социалистической мысли того периода, безусловно, марксизм, рассмотрим логику социально-классового подхода на его примере. Марксизм продолжает традицию классической школы (рикардианства), признавая что:

  •  богатство - материальный продукт;
  •  материальный труд - источник богатства;
  •  трудовую теорию ценности как теорию обмена.

То есть в этих вопросах позиция марксизма, в основном, совпадает с позицией классиков. Именно поэтому Маркс рассматривает Смита и Рикардо как своих предшественников.  В конце XVIII века эти идеи были вполне прогрессивной экономической идеологией. Преодоление меркантилистских и физиократических взглядов на богатство стало важным шагом на пути экономического прогресса. Признание любого материального труда источником богатства ориентировало человека на активную трудовую деятельность. Фактически классики говорят человеку: трудись честно и добросовестно и будешь богат, «от трудов праведных, наживешь палат каменных». Классическая школа начинает формировать трудовую этику рыночной экономики, ставшую высшим достижением человечества в этой области. Ни одна другая хозяйственная система (рабовладение, феодализм, социализм) не смогла обеспечить столь высокий уровень трудовой мотивации личности. 

И эти 26% текста никакого отношения к теме эссе не имеют. Т.е., 2/3 текста – «не про то».

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: промышленная революция дала мощный толчок развитию экономической мысли, а труды Ж.-Б. Сэя («Трактат политической экономии»), Мальтуса («Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества») и Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения») заложили, наряду с учением А. Смита фундамент современной экономической теории и по достоинству оценены потомками. (аналогично…)


Список использованной литературы

  1.  Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Москва, Издательский дом «ИНФРА-М», 2002г., 436 с.
  2.  Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011 г., 742 с.
  3.  Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. Москва, Вита Пресс, 1996, 544 с.
  4.  Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. 7-е изд. Москва, Издательский дом Государственного Университета – Высшей Школы Экономики, 2010, 511 с.
  5.  Теория разумного эгоизма. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st083.shtml . Дата посещения: 09.03.13

Нет источников трех авторов…

1 Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Москва, Издательский дом «ИНФРА-М», 2002г., 436 с. –292 с.

2 Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011 г., 742 с. – 155 с.

3 Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011 г., 742 с. – 136 с.

4 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. Москва, Вита Пресс, 1996., 544 с. – 182 с.

5 Теория разумного эгоизма. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st083.shtml . Дата посещения: 09.03.13

6 Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. 7-е изд. Москва, Издательский дом Государственного Университета – Высшей Школы Экономики, 2010, 511 с. – 215 с.

7 Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011 г., 742 с. – 159 с.

8 Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Москва, Издательский дом «ИНФРА-М», 2002г., 436 с. –219 с.

9 Гловели Г. Д., История экономических учений. Москва, Издательство ЮРАЙТ, 2011 г., 742 с. – 166 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2564. Компенсационный метод измерения электродвижущей силы и сопротивления 80.89 KB
  Цель работы: изучение компенсационного метода измерений эдс и сопротивлений. Принцип действия потенциометров постоянного тока
2565. Измерения в цепях переменного тока 156.69 KB
  Цель работы: ознакомление со способами измерения величин переменного тока и напряжения, а также параметров цепи переменного тока - емкости, индуктивности, сопротивления.
2566. Определение модуля упругости (модуля Юнга) по деформации изгиба 125.82 KB
  Цель работы: определение модуля упругости (модуля Юнга) по деформации изгиба стержней прямоугольного сечения. Деформация изгиба возникает тогда, когда к стержню, один конец которого закреплен или к стержню, свободно лежащему на опорах приложена сила, перпендикулярная к его оси.
2567. Изучение упругих свойств материалов 164.5 KB
  Цель работы: определение и сравнение модулей Юнга по деформации изгиба разных металлических стержней прямоугольного сечения измерение модуля сдвига.
2568. Измерение температуры. Градуировка термопары 52.95 KB
  Цель работы: ознакомиться со способом измерения температуры при помощи термопары, произвести ее градуировку. Температура относится к числу так называемых основных величин, на которых основана международная система единиц СИ, а единица ее измерения - Кельвин - входит наряду с килограммом, метром и секундой в число основных единиц этой системы.
2569. Определение величины земного ускорения при помощи машины Атвуда 264.5 KB
  Цель работы: измерить величину ускорения свободного падения при помощи машины Атвуда. Ускорение свободного падения g можно найти при помощи очень простого опыта: бросить тело с высоты h и измерить время падения t.
2570. Измерение времени соударения упругих шаров 110 KB
  Цель работы: Измерение времени соударения упругих шаров, определение закона упругой силы, возникающей при соударении шаров. Соударение упругих шаров не является мгновенным. Соприкосновение шаров длится хотя и малый, но конечный промежуток времени, а силы, возникающие при ударе хотя и велики, но также конечны.
2571. Изучение взаимодействия тел при ударе 112.5 KB
  Цель работы: Изучить законы сохранения энергии и импульса; определить экспериментально работу деформации, коэффициент восстановления скорости, время и силу взаимодействия тел при ударе.