98702

Анализ товарной политики

Курсовая

Маркетинг и реклама

Эффективные коммуникации с потребителями являются залогом успеха любой фирмы. Используя коммуникационные инструменты, фирма при любой степени насыщенности рынка может скорректировать поведение хозяйствующих субъектов, посредников и потребителей, тем самым повышая эффективность конечных результатов ее деятельности.

Русский

2015-11-06

165.63 KB

12 чел.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)

Институт экономики, информатики и управления

Кафедра управления и информатики

Направление: 080200.62 - Менеджмент

Профиль: Производственный менеджмент

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Маркетинговый анализ

На тему: «Анализ товарной политики»

                                                                         

                                                                         

                                                                          

Выполнил студент 4 курса

очного отделения

прием  С-11

Насырова А.Р.

Проверил: к.б.н., доцент

Шаяхметов И.Ф.

Уфа – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты формирований и анализа товарной и коммуникационной политики…………………………………………………………4

  1.   Основные  понятия и критерии товарной политики……………………………..4
  2.   Основные понятия и критерии коммуникационной политики………………….8

1.3 Теоретические аспекты анализа товарной и коммуникационной политики….10

2. Анализ элементов комплекса маркетинга компании…………………………….14

2.1. Анализ ассортиментной политики на примере магазина женской обуви «CENTRO»…………………………………………………………………………….14

2.2. Анализ коммуникационной политики на примере ОАО «ЛТЗ»………………17

Заключение…………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………………………...25

Приложения……………………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

В общественных процессах современного коммуникационного общества все более значительную роль играет коммуникационная политика. Эффективные коммуникации с потребителями являются залогом успеха любой фирмы. Используя коммуникационные инструменты, фирма при любой степени насыщенности рынка может скорректировать поведение хозяйствующих субъектов, посредников и потребителей, тем самым повышая эффективность конечных результатов ее деятельности. Стимулирование сбыта - это один из важных коммуникационных инструментов, позволяющий эффективно приспособить сбытовую деятельность в условиях внешней среды.

Хорошо проработанная ассортиментная политика фирмы является для руководства указателем, главным курсом, по которому должна  следовать фирма, что в свою очередь позволяет сотрудникам фирмы ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Верный выбор ассортиментной политики является  своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент товаров фирмы должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуры реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения  издержек сбыта.

1. Теоретические аспекты формирований и анализа товарной и коммуникационной политики.

1.1 Основные понятия и критерии товарной политики

Товарная политика - это совокупность решений, касающихся формирования эффективной рыночно ориентированной производственной программы предприятия.

Товарная политика – это своего рода "сердце маркетинга", так как товары определяют конкурентную позицию фирмы, обеспечивая ее развитие и безопасность.

Основные цели товарной политики:

1. Обеспечение увеличения (роста):

- продаж;

- прибыли;

- стоимости компании.

2. Цели, связанные с прибылью - достижение:

- определенного размера прибыли;

- определенной рентабельности.

3. Улучшение репутации:

- лидерство (на рынке) по технологиям;

- создание определенного имиджа продукта/марки.

4. Улучшение конкурентной позиции:

- увеличение доли рынка;

- лидерство по качеству,

5. Уменьшение риска:

- привлечение более широкого круга клиентов;

-- сглаживание сезонных и конъюнктурных колебаний.

6. Загрузка лишних мощностей.

7. Рационализация процессов производства, особенно использование эффектов синергии.

Возникают некоторые сложности при разработке товарной политики, так как товар одновременно является  и объектом спроса, и предложения. Следовательно, товарная политика имеет два аспекта:

1) товар в качестве объекта предложения - здесь имеется в виду  технические, рациональные, объективные свойства товара, свойства, которые  мы можем измерить.

2) товар в качестве объекта спроса -  здесь подразумеваются субъективные, иррациональные свойства, которые сложно определить и измерить. [1]

Товарная политика ведет работу  с имеющимися в производственной программе фирмы товарами (т. е. уже существующими)  и над созданием новых.

Важно разграничить понятия "товарная политика" (которое применяется при рассмотрении деятельности предприятия-производителя) и "ассортиментная политика" (используется при рассмотрении деятельности фирмы торговли, которое само по себе ничего не производит, а лишь продает). Товарная политика включает такие категории, как производственная программа и товарная линия, а ассортиментная политика - ассортимент, товарная группа.

Товарная политика.

Производственная программа - это совокупность всех товаров, производимых фирмой.

Товарная линия -  это группа товаров,  связанных друг с другом на основе определенных критериев.

Фирма сама выбирает соответствующие критерии, этот выбор зависит от ее стратегии.  К примеру, одна фирма  считает губки для мытья посуды разных размеров, цветов и вариантов упаковки одной товарной линией, а другая  -  может считать те же самые губки составляющей (т. е. одним товаром),  которые входят в товарную линию "товары для чистки".[2]

Товарная линия часто формируется на основе базовой платформы и модулей, которые изменяются в соответствии с запросами покупателей. К примеру, строители предлагают базовую типовую модель дома, которая может быть дополнена и расширена, что дает возможность фирмам варьировать свои предложения при низком уровне производственных издержек. Решения по товарным линиям должны строиться на основании их анализа, вне зависимости от типа предлагаемого товара.

Ширина производственной программы дает представление о том, сколько видов товаров или товарных линий содержится в программе. Ширина находится в непосредственной зависимости  от маркетинговой стратегии производителя.

Глубина производственной программы – помогает понять, сколько различных вариантов товаров (типы, модели, сорта) находятся внутри одной товарной линии.

Ассортиментная политика.

Ассортимент - это совокупность всех товаров, которые продаются  фирмой торговли.

Товарная группа составляется на основе определенных критериев из комбинаций различных товаров (например, продукты, мебель). [3]

В товарном ассортименте есть своя структура, которую характеризуют:

- ширина - количество имеющихся товарных групп;

- глубина - число товаров внутри одной товарной группы;

- насыщенность - соответствие ширины и глубины товарного ассортимента рыночному спросу.

- гармоничность -  близость различных ассортиментных групп фирмы с позиции их функциональных свойств, НИОКР, производства, сбыта и продвижения.

Критерии для составления ассортимента:

- происхождение товара – то есть  использованный материал для его изготовления (например, бетон, стекло и т. д.);

- спрос - то есть на основе существующих секторов спроса (товары для кулинарии, спорта и т. д.);

- цена;

- самопродаваемость товара - то есть сложность товара, требует ли он консультаций, инструкций при продаже.

Также огромное значение имеют экономические параметры, к примеру, стоимость товара, затраты на транспортировку и хранение, колебание спроса, ликвидность, риски и т. п. (См. приложение 1)

1.2 Основные понятия и критерии коммуникационной политики.

Коммуникационная политика (или политика коммуникаций) - перспективный курс действий компании, который направлен на обеспечение взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы для удовлетворения потребностей покупателей и увеличения прибыли.

Коммуникационная политика состоит из:

Продвижения (promotion) – это любая форма действий,  которые используются организацией для информации, убеждения и напоминания потребителям о своих продуктах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Перспективно развиваемые виды продвижения в современном мире  -  это персональные продажи, формирование  положительного общественного  мнения, реклама и разные  методы стимулирования сбыта.

Персональные продажи –  вид продвижения товаров и услуг,  который включает их устное представление потенциальным покупателям для продажи товара.

Формирование общественного мнения (PR) –  неличностное стимулирование спроса на товар или услугу с помощью помещения коммерчески важных новостей в периодических изданиях или получения хорошего отзыва на радио, телевидении, сцене, не оплачивающимися каким-либо конкретным спонсором.

Реклама –  это любая оплаченная спонсором форма неличностного представления идей, товаров и услуг. [4]

Стимулирование сбыта – это любая форма продвижения товара,  которая не является рекламой, персональной продажей или формированием общественного мнения.

Коммуникационная политика включает и межличностную, и безличную коммуникации. В период формирования персонала, его мотивации, обучения, работы с будущими покупателями, контроля результатов проходят межличностные коммуникации. Процесс продвижения товара  тесно связан и с межличностными коммуникациями ( к примеру, во время персональной продажи), и с безличными, например,  рекламная  коммуникация.

Комплекс продвижения товара является сочетанием основных (реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз, персональная продажа, прямой маркетинг) и синтетических средств маркетинговых коммуникаций (выставки, спонсорство, брендинг и интегрированные маркетинговые коммуникации на месте продажи), целью которого является достижение рекламных и маркетинговых целей.

Интегрированные маркетинговые коммуникации -  концепция планирования маркетинговых коммуникаций, предполагающая поиск оптимального сочетания ее отдельных направлений путем интеграции всех отдельных обращений по мере обеспечения максимального воздействия на целевую аудиторию. [5]

Маркетинговые коммуникации (следовательно и цели маркетинговой коммуникационной политики) делят на две группы:

- коммуникации для создания  товаров, которые будут иметь спрос на рынке;

- коммуникации с целью продвижения товара. Коммуникационные средства, используемые для этого: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, PR, прямой маркетинг, спонсорство, выставка, интегрированные маркетинговые коммуникации. [6]

Основные элементы коммуникации:

отправитель;

обращение;

кодирование;

каналы коммуникации;

получатель информации;

декодирование;

обратная связь;

препятствия

1.3 Теоретические аспекты анализа товарной и коммуникационной политики.

Анализ товарной политики.

Для принятия решения о том, стоит ли создавать, сохранять, увеличивать или прекращать производство различного товара, менеджер товарной линии должен проанализировать объемы продаж и прибыли по каждой товарной единице (ТЕ) и ее рыночный профиль.

Объем продаж и прибыль. Нужно рассчитать процентный вклад каждой ТЕ в общий объем продаж и прибыль компании. Большая доля объема продаж, которая приходится на несколько ТЕ говорит об уязвимости товарной линии. Однако  необходимо рассмотреть возможность снятия с производства товаров, которые вносят небольшой вклад в объем продаж и прибыли, если только перспективы роста продаж этого товара невелики. [7]

Рыночный профиль. Менеджеру по товарной линии необходимо всегда контролировать позиции ТЕ по отношению к товарам конкурентов. Значительную помощь при осуществлении подобного контроля оказывает карта рыночных позиций, которая показывает, какие товары конкурентов непосредственно соперничают с товарами фирмы, что позволяет идентифицировать сегменты рынка и оценить позиции товаров фирмы на каждом из них.

Длина товарной линии.

Компании, которые нацелены на расширение доли рынка и увеличение объема продаж, стремятся к удлинению товарных линий; если задача фирмы - получение высокой прибыли, она ограничивает число товарных линий и подробно рассматривает рациональность выпуска каких-либо ТЕ. Длина товарной линии может быть увеличена посредством ее вытягивания и наполнения.

При вытягивании товарной линии вниз, в сторону нижнего ценового диапазона, фирма дополняет ее товарами с низкими ценами. Однако выведение товаров на нижний ценовой диапазон рынка сопряжено с определенным риском, состоящим в том, что клиенты компании могут переориентироваться на более дешевый продукт, что в конечном итоге негативно отразится на продажах основного продукта.

При движении товарной линии вверх и выходе в верхний ценовой диапазон рынка фирма старается ускорить темпы роста, увеличить прибыль и позиционирует себя в качестве производителя полного товарного ассортимента. К примеру, все ведущие японские автомобильные фирмы вывели свои товары в верхние ценовые сегменты рынка (модель "Lexus" компании "Toyota", модель "Infinity" компании "Nissan", модель "Accura" компании "Honda"). Стоит обратить внимание на то, все автомобили выпущены под новыми марками, в которых отсутствуют названия компаний-производителей.

Компании, которые занимаются обслуживанием среднего ценового диапазона рынка, принимают решение о вытягивании товарной линии в обоих направлениях. Главным риском риск подобной стратегии является  возможная миграция определенной части клиентуры в сторону низкого ценового сегмента.

Длина товарной линии  также может быть увеличена благодаря выпуску новых вариантов товаров  по прежним ценам. Вот несколько мотивов для проведения стратегии наполнения товарной линии : стремление к увеличению доходов, необходимость удовлетворения требований дилеров, которые стремятся  расширить ассортимент, попытка полностью воспользоваться  производственными мощностями, желание стать ведущими поставщиками и перекрыть рыночные позиции для конкурентов.

Модернизация, выделение и сокращение товарной линии.

Товарные линии нуждаются в модернизации. На стремительно меняющихся рынках, где своевременность является решающим фактором, помогающим избежать убыточного спада продаж имеющихся продуктов или уступок позиции конкурентам, модернизация происходит непрерывно. Для выделения товарной линии посредством рекламной кампании менеджер обычно выбирает одну или несколько ТЕ. Выбор зависит от целей кампании: привлечь дополнительных потребителей, поддержать престиж фирмы и т.п. В тех случаях, когда один из "полюсов" товарной линии пользуется повышенным спросом, а другой - непопулярен, поставщик может попытаться стимулировать спрос, выбрав для рекламы медленно реализуемые товары (особенно, если производящее их предприятие простаивает). Менеджеры также должны регулярно пересматривать состав товарной линии с целью его сокращения, определяя посредством анализа объема продаж и производственных затрат убыточные или неперспективные товары. Сокращение товарной линии может проводиться и в связи с дефицитом производственных мощностей или в периоды падения спроса. [8]

Анализ коммуникационной политики.

Общая программа маркетинговой коммуникации фирмы - это комплекс продвижения,  который представляет из себя особое сочетание средств рекламы, личной продажи, стимулирование сбыта и PR.

Важным фактором является достаточно небольшая стоимость такого инструмента распространения, как реклама.

Методы продвижения  -  это деятельность компании по распространению информации о достоинствах предлагаемого продукта и убеждению целевых сегментов его покупать.

Чтобы достичь значительного коммуникационного эффекта, фирме нужно использовать средства воздействия в разных комбинациях.

Политика продвижения фирмы оказывает на людей максимальное воздействие, если отдельные инструменты дополняют  друг друга. Совершенно автономно, вне зависимости друг от друга, отдельные инструменты маркетинга использоваться не должны.

При плохой или недостаточной координации происходит взаимная нейтрализация воздействия, которая осуществляется при помощи разных инструментов.

К примеру, если фирма установила скидки к цене на товары,  ей нужно информировать об этом людей. Только благодаря рациональному согласованию ценовой политики, коммуникации, работы с изделием и продвижению товара, с учетом целевой сегментов покупателей предприятием была создана рациональная маркетинговая политика, в которой «целое превышает сумму элементов».

Под продвижением товаров на рынок  - это использование разных методов, благодаря  которым торговец  убеждает посетителя купить данный товар.

Вот некоторые приемы продвижения продукции:

- информирование покупателей о продукции (места, где можно купить продукцию,  ее цена и другая полезная информация о свойствах товара);

- убеждение в достоинствах продукции, стимулирование к покупке данного товара;

- напоминание о продукте,  которое необходимо для стимулирования дополнительного спроса. [9]

Вот некоторые методы продвижения товара на рынок:

- реклама;

- общественные связи;

- стимулирование сбыта;

- персональные продажи;

- а также сервис и создание положительного общественного мнения.


 

2. Анализ элементов комплекса маркетинга компании.

2.1 Анализ ассортиментной политики на примере магазина женской обуви «CENTRO».

Анализ ассортимента и ассортиментной политики магазина женской обуви «CENTRO».

Таблица 1. Широта ассортимента.

CENTRO

Другие магазины

1 CENTRO

1. ZENDEN

2. Azaza

3. Hogl

4. ECCO

5. Wild Berries

6. Mamsy

7.Kupitbao

8. ЦентрОбувь

9. Обувь ХХI века

10. Вкус

Итого: 1

Итого: 30

Коэффициент важности - 0,1

Коэф. широты=1/30=0,03

Вывод: коэф. широты составляет 0,03, что является довольно низким показателем, но так как магазин фирменный, то нет необходимости расширять ассортимент.

Таблица 2. Полнота ассортимента.

Виды обуви CENTRO

Виды обуви

1. Повседневная

1. Производственная

2. Модельная

2. Повседневная

3. Пляжная

3. Модельная

4. Дорожная

4. Домашняя

5. Сезонная

5. Пляжная

6. Спортивная

6. Дорожная

7. Национальная

8. Сезонная

9. Спортивная

10. Военная

Итого: 6

Итого: 13

Коэффициент важности - 0,3

Коэф. полноты=6/13=0,5

Вывод: коэффициент полноты составляет половину видов продукции. Это довольно хороший показатель.

Таблица 3. Глубина ассортимента.

Разновидности обуви CENTRO

Разновидности обуви

1. Угги

1. Угги

2. Полусапожки

2. Полусапожки

3. Шпильки

3. Шпильки

4. Ботильоны

4. Ботильоны

5. Устойчивый каблук

5. Устойчивый каблук

6. Танкетки

6. Танкетки

7. Балетки

7. Балетки

8. Босоножки

8. Босоножки

9. Мокасины

9. Гладиаторы

10. Сандалии

10. Сникерсы

Итого: 19

Итого 23

Коэффициент важности - 0,6

Коэф. глубины=19/23=0,82

Вывод: коэффициент глубины  превышает  половину разновидности продукции, это говорит о том, что магазин старается охватить ак можно больше разновидностей товара и больше сегментов  рынка. Это очень хороший показатель.

Коэффициент устойчивости=0,03*0,1+0,5*0,3+0,82*0,6=0,67

Вывод: коэффициент устойчивости больше половины, что говорит о постоянном наличии товаров представленных видов в продаже и хорошем спросе на него.

2.2 Анализ коммуникационной политики  на примере ОАО «ЛТЗ».

Для предприятия ОАО «ЛТЗ»  целесообразно использовать следующие носители рекламного обращения:

  1.  использование в полной мере общественных связей
  2.  спонсорство
  3.  уделять больше внимания СМИ
  4.  внедрить гибкую систему стимулирования работников
  5.  поиск клиентов во время выставки

Таблица 4. Места по важности видов продвижения

Вид продвижения

Место

Персональные продажи

1

Стимулирование сбыта

2

Реклама

3

PR (паблисити)

4

Сервис и создание положительного общественного мнения

5

ОАО «ЛТЗ» придерживается следующего метода формирования бюджета рекламной кампании: на долю эффективных средств продвижения тратятся относительно большие суммы, следовательно, на менее эффективные средства коммуникации тратятся непропорционально меньшие средства. Это нерациональный подход. Нужно пропорционально использовать средства в зависимости от эффективности каждого инструмента продвижения.

Таблица 5. Затраты на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях  и заключенные договора за 2011-2014 гг.

Год

Затраты на участие бел. руб.

Суммы заключенных договоров

Количество заключенных договоров

2011

32283938

1012561100

8

2012

84523095

87950754

2

2013

59394887

160204400

104

2014

65527847

193575800

85

Итого

241729767

1454292054

199

ОАО «ЛТЗ» старается увеличивать затраты на участие в выставке, вместе с тем увеличиваются в целом и суммы заключенных договоров. Несмотря на наименьшие затраты в 2011 году, сумма заключенных договоров достигает максимума.

Р=Д/З

2011 г. 1012561100/32283938=31,4

2012 г. 87950754/84523095=1,04

2013 г. 160204400/59394887=2,7

2014 г. 193575800/65527847=3

1454292054/241729767=6

Как видно из расчетов, затраты на участие в выставке окупаются, наиболее успешным годом был 2011, наименее – 2012г. В совокупности за 2011-2014 года суммы заключенных договоров превысили затраты на участие в 6 раз, что является хорошим показателем.

Расходы на выставку «Сельхозпродмаш» в городе Нижний Новгород с 7-го по 11-е марта 2009 года составили 0,13 млн. рублей.  А рентабельность в 2009 г. составила 4,0%. Дополнительный товарооборот после проведения выставки составил 5,07 млн. рублей. Рассчитаем экономический эффективность от проведенной выставки по  следующей фрмулеформуле:

Ээ = Дп-Рв

где Ээ - экономическая эффективность выставки, ярмарки;

Дп- дополнительная прибыль;

Рв- расходы на выставку.

0,20 – 0,13 = 0,7 млн. руб.

Таким образом, экономический эффект составил 0,7 млн. рублей, что говорит о том, что данное мероприятие было эффективно.

Затраты на выставке-ярмарке «Агро-Омск» в городе Омск с 16-го по19-е февраля 2009 года достигли 0,17 млн. рублей. А рентабельность в 2009 г. составила 5,0%. Дополнительный товарооборот после проведения выставки - 11,95 млн. рублей. Рассчитаем экономическую эффективность от выставки по формуле: 0,60 – 0,17 = 0,43

Эти расчеты говорят о том, что выставка прошла эффективно.

Оценим эффективность каждого из средств коммуникаций методом экспертных оценок. Построим модель, в которой по 10-балльной шкале будем оценивать коммуникационное средство по 5 категориям.

Таблица 6. Экспертная оценка рекламных инструментов.

Средство рекламы

Кол-во баллов

Категории

Привлечение внимания

Желание прослушать (посмотреть, прочитать) до конца

Доступность (понятность) содержания

Кратность воздействия

Степень стимулирования к покупке

Выставка

28

8

6

7

1

6

Газеты

21

4

6

5

2

4

ТВ

40

9

8

8

7

8

Сувениры

18

7

3

4

1

3

Баннеры

18

6

4

5

1

2

Отраслевые каталоги

22

5

5

5

1

6

Журналы

29

6

7

7

2

7

Веб-сайт

6

5

6

1

4

Наружная реклама

28

7

5

7

3

6

Как видно из таблицы, наиболее успешными рекламными инструментами являются:

  1.  ТВ
  2.  Журналы
  3.  Наружная реклама, выставка

Для совершенствования политики предприятия предлагаю следующий проект:

  1.  использовать рекламу на тракторах
  2.  реклама на радиостанциях
  3.  проводить акции «набор со скидкой»
  4.  предоставлять скидку постоянным клиентам
  5.  предоставлять скидку за рекомендации клиентов своим знакомым
  6.  реклама на зарубежных рынках
  7.  стимулировать работников гибкой, а не фиксированной премией
  8.  во время выставки не ждать клиентов, а приводить их к стенду
  9.  спонсорство
  10.  уделять больше внимания СМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ассортиментная политика предприятия является системой мер стратегического характера, которая направленна на формирование конкурентоспособной модели, что обеспечивает устойчивые позиции фирмы на рынке и получение высоких доходов.

Эта политика  -  центральный элемент коммерческой стратегии фирмы на рынке. Ее главная цель в современном мире хозяйствования - это определение набора продуктов, которые наиболее предпочтительны для целевого сегмента рынка.[10]

Магазин женской обуви CENTRO проводит довольно успешную ассортиментную политику,  являясь фирменный магазином. Здесь можно встретить довольно много разновидностей женской обуви. Однако если CENTRO расширит полноту ассортимента, то у него будут большие конкурентные преимущества среди прочих обувных магазинов. Полнота ассортимента составляет примерно половину видов продукции. Глубина ассортимента превышает половину разновидностей продукции, что является очень хорошим показателем. В целом устойчивость этого магазина довольно высокая, продукция магазина пользуется спросом а выбор остается широким.

Коммуникационная политика предприятия  -  особое сочетание средств рекламы, личной продажи, стимулирование сбыта и связей с общественностью. Фирмы применяют все эти инструменты, чтобы  достичь рекламные и маркетинговые цели.

На предприятии ОАО «ЛТЗ» в качестве комплекса продвижения используют преимущественно три его инструмента ( реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью). Предприятие ОАО «ЛТЗ» управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций, устанавливает и поддерживает связи со своими посредниками и покупателями. Если учитывать специфику машиностроительной отрасли, коммуникационная политика ОАО «ЛТЗ» оценена, как удовлетворительная. Однако на предприятии не очень развита мотивация собственного персонала, а стимулированию организованного потребителя и посредников уделяется больше внимания. На заводе нет четкого построения целей и задач стимулировать сбыт, следовательно, полученные результаты не анализируются, и все мероприятия разрабатываются на уровне интуиции. Также, не достаточно выделяемых средств, потому что завод не способен обосновать их необходимость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности/ учебник. – М.: Изд-тво «Дашков и К». – 2012. – 716 с.
  2.  Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент/экспресс-курс. – СПб: Изд-во « Мир книг». – 2012. - 479 с.
  3.   Захарова В.И., Евстигнеева Т.В. Маркетинг в вопросах и решениях/учебное пособие для студентов. – М.: Изд-во «КноРус», 2011. – 303 с.
  4.  Леонов, А.В. Ассортиментная политика предприятия: сущность, содержание, структура/ учебное пособие. – М.: ИП " Экоперспектива ".  -2014. - 108с.
  5.  Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ формирования ассортиментных программ/ учебное пособие. – СП: "Культ-информ-пресс",  2013. – 256 с.
  6.  Хруцкий В. Е. Современный маркетинг / экспресс курс – М.: «Финансы и статистика», 2013. – 528 с.
  7.  Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход / учебник. - СП: Знания-Пресс, 2013. — 796 с.
  8.  Похабов В.И. Основы маркетинга/ конспект лекций. – М: Высшая школа, 2012. — 271 с.
  9.  Ковальков Ю.А. Эффективные технологии маркетинга / учебник.–М.: Феникс, 20012. –250 с.
  10.   Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / учебник.  - М.: Издательство стандартов, 2005. – 980 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Широкий товарный ассортимент

Дополнение узкого товарного ассортимента новыми изделиями

Увеличение

прибыли

Исключение из слишком широкого товарного ассортимента ряда изделий

Узкий товарный ассортимент

Оптимизация товарного ассортимента

Цель: захват или увеличение доли рынка

Цель: высокая прибыльность