98709

Проектирование системы обнаружения многопозиционного сигнала Баркера

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Далее высокочастотный сигнал поступает в радиоканал 3, содержащий передающую и приемную антенны и среду распространения радиоволн, в которой действуют различные источники как естественных, так и индустриальных радиопомех. Из приемной антенны ВЧ-сигнал поступает в усилитель высокой частоты (УВЧ) и демодулятор 4.

Русский

2015-11-06

396.39 KB

25 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

(СГАУ)
Институт электроники и приборостроения
Кафедра Радиотехники



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе на тему

«Проектирование системы обнаружения многопозиционного сигнала Баркера»

                                                                 

Выполнил:
Проверил: Бочкарёв В.А.

Самара 2015


ЗАДАНИЕ

Разработать систему обнаружения сигнала Баркера.

Исходные данные:

Число позиций кода Баркера: N=11

Код Баркера: 1 1 1 -1 -1 -1 1 -1 -1 1 -1

Длительность одной позиции:

Амплитуда несущего колебания:

Вид модуляции: ЧМн

Несущая частота:

Разнос частот:

Тип решающего устройства: Триггер Шмитта

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка 22 с, 24 рисунка, 1 источник.

СИГНАЛ БАРКЕРА, МОДУЛЯТОР, КАНАЛ СВЯЗИ С ШУМОМ, УСИЛИТЕЛЬ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, ДЕМОДУЛЯТОР, СОГЛАСОВАННЫЙ ФИЛЬТР, РЕШАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, АВТОКОРРЕЛЯЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛАПЛАСА, ПЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ, CAPTURE, PSPICE.

Цель работы - приобретение первого опыта самостоятельной разработки радиотехнической системы с помощью пакета OrCAD на примере системы обнаружения многопозиционного сигнала на фоне гауссовского шума.

СОДЕРЖАНИЕ

Задание…………………………………………………………………….2

Реферат…………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………...5

1 Анализ многопозиционного сигнала…………………..........................7

2 Формирование модулированного колебания………………………...11

3 Моделирование шумового воздействия на передаваемый сигнал………………………………………………………………..……13

4 Детектирование модулированного колебания………........................15

5 Проектирование и анализ согласованного фильтра............................17

6 Проектирование и анализ решающего устройства….........................20

                             Заключение………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая курсовая работа завершает изучение дисциплины «Основы компьютерного проектирования и моделирования РЭС». Цель проектирования – приобретение первого опыта самостоятельной разработки радиотехнической системы с помощью пакета программ OrCAD на примере системы обнаружения многопозиционного сигнала на фоне гауссовского шума (рисунок 1):

Рисунок 1 - Принципиальная схема обнаружителя радиосигналов

1  ̶  Генератор многопозиционного кода Баркера

2  ̶  Модулятор

3  ̶  Канал связи с шумом

4  ̶  УВЧ и демодулятор

5  ̶  Согласованный фильтр

6  ̶  Решающее устройство

Генератор сигнала 1 формирует n-позиционный сигнал (код Баркера и т.п.), который поступает на вход модулятора 2, где осуществляется манипуляция несущей по частоте (ЧМн). Далее высокочастотный сигнал поступает в радиоканал 3, содержащий передающую и приемную антенны и среду распространения радиоволн, в которой действуют различные источники как естественных, так и индустриальных радиопомех. Из приемной антенны ВЧ-сигнал поступает в усилитель высокой частоты (УВЧ) и демодулятор 4. Согласованный фильтр (СФ) 5 обеспечивает подавление шума (максимизирует отношение сигнал/шум в момент окончания входного сигнала). Решающее устройство 6 срабатывает при превышении заданного порогового уровня Uпор сигналом с выхода СФ и формирует короткий прямоугольный импульс. Наличие этого импульса ("1") на выходе решающего устройства (РУ) свидетельствует об обнаружении сигнала.

1 АНАЛИЗ МНОГОПОЗИЦИОННОГО СИГНАЛА

Построим сигнал Баркера в пакете Mathcad 15, используя исходные данные и покажем его на рисунке 2:

Рисунок 2 – 11-ти позиционный сигнал Баркера

Построим график автокорреляционной функции в пакете Excel:

Рисунок 3 – График автокорреляционной функции 11-ти позиционного сигнала Баркера

Окончательное выражение преобразования Лапласа U(s) для 11-типозиционного сигнала Баркера имеет вид:

Принципиальная схема генератора сигнала Баркера представлена на рисунке 6:

Рисунок 4 – Принципиальная схема генератора сигнала Баркера

Представим результаты моделирования в программе OrCAD-PSpice на рисунках ниже:

Рисунок 5 – Формирование 11-типозиционного сигнала Баркера

Рисунок 6 – 11-типозиционный сигнал Баркера и его спектр

2 ФОРМИРОВАНИЕ МОДУЛИРОВАННОГО КОЛЕБАНИЯ

Для передачи многопозиционных сигналов по радиоканалу используются дискретные виды модуляции, когда амплитуда, фаза или частота высокочастотной синусоидальной несущей меняется скачком под воздействием модулирующего сигнала u(t), т.е. имеют место, соответственно, амплитудная манипуляция (АМн), фазовая манипуляция (ФМн) и частотная манипуляция (ЧМн).

Наиболее распространённая схема частотного манипулятора, приведённая на рисунке 7, содержит два независимых генератора несущих колебаний ГН1 и ГН2 с амплитудой 10 В и частотами и  соответственно. В схему также входят управляемые ключи УК1 и генератор сигнала Баркера ГСБ (модулирующее колебание u(t)) и суммирующее сопротивление. Под управлением модулирующего сигнала u(t) на выход схемы попеременно поступают синусоидальные колебания  (при u(t)≥1 В) и   (при u(t)< -1В). Так формируется ЧМн-колебание

Рисунок 7 – Принципиальная схема частотного манипулятора

Представим результаты моделирования в программе OrCAD-PSpice на рисунках ниже:

Рисунок 8 - Напряжения в модуляторе (ГНЧ1, ГНЧ2, входное и выходное).

Рисунок 9 -  Спектры напряжений в модуляторе (входное, ГНЧ1, ГНЧ2, выходное).

3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ШУМОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА  ПЕРЕДАВАЕМЫЙ СИГНАЛ

При прохождении сигнала в среде распространения на него накладываются случайные шумы. В результате обнаружение факта присутствия полезного сигнала по наблюдаемой на входе приемной части смеси сигнал-шум затруднено.

Входное, выходное напряжения и напряжение помех в схеме имитатора канала с шумом, а также их спектры показаны на рисунках 11 и 12 соответственно. 

Шум, действующий в канале связи, обычно распределен по закону Гаусса (нормальному закону). Кроме того, ширина спектральной области, занимаемая шумом, значительно превосхо-дит ширину спектра полезного сигнала. С учетом этих факторов сигнал на выходе имитатора канала связи с шумом Chanl представим в следующем виде

где (t) –сигнал с выхода модулятора,

n(t) –высокочастотный нормальный случайный процесс (шум).

Шумовой процесс n(t), в свою очередь, можно разложить на сумму двух высокочастотных составляющих

Здесь и низкочастотные некоррелированные нормальные случайные процессы,

– центральная частота спектра шума n(t).

Таким образом, формирование смеси x(t) полезного сигнала и шума можно реализовать с помощью следующей схемы, спроектированной в OrCAD Capture в блоке Channel, показанной на рисунке 10:

Рисунок 10 – Принципиальная схема имитатора канала связи с шумом

Рисунок 11 -  Временные диаграммы имитатора канала с шумом

Рисунок 12 - Спектры указанных напряжений в имитаторе канала с шумом

4 ДЕТЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛИРОВАННОГО КОЛЕБАНИЯ

ЧМн-демодулятор показанный на рисунке 10 содержит два полосовых фильтра ПФ1 и ПФ2, настроенных на частоты манипуляции F1=f0 и F2=f0+DF, соответственно; две нелинейные цепи НЦ1 и НЦ2, вычитающее устройство ВУ и фильтр нижних частот ФНЧ.

Фактически данная схема представляет собой параллельное включение двух амплитудных детекторов с вычитанием их выходных сигналов.

Рисунок 13 - Структурная схема демодулятора

Точная настройка полосовых фильтров производится с помощью приложения  PSpice Advanced Analysis по методу наискорейшего спуска. Целью этого метода является нахождение минимального значения целевой функции, нахождение производиться с помощью вычисления градиента в направлении максимального убывания функции. Достигая минимума, вычисляется другой градиент в аналогичном направлении, и ортогонально предыдущему. Расчет оканчивается, когда вычисляется значение, равное некоторой положительной константе, заданной из условия.
АЧХ полосового фильтра после настройки показана на рисунке 14:

Рисунок 14 - АЧХ полосового фильтра после настройки

Принципиальная схема демодулятора  представлена на рисунке 15:

Рисунок 15 – Принципиальная схема демодулятора

Временные диаграммы напряжений на выходах ПФ1, ПФ2, ВУ и ФНЧ, а также их спектры представлены на рисунках 16 и 17 соответственно:

Рисунок 16 - Напряжения в демодуляторе (ПФ1, ПФ2, ВУ, ФНЧ)

Рисунок 17 - Спектры напряжений на выходах ПФ1, ПФ2, ВУ и ФНЧ

5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОГЛАСОВАННОГО ФИЛЬТРА

Согласованный (оптимальный) фильтр максимизирует отношение сигнал/шум на своём выходе. Структура СФ в общем случае определяется сигналом Баркера u(t) и вероятностными характеристиками шума n(t). Так, если на входе СФ действует аддитивная смесь: x(t)=u(t)+n(t), t[0,T], где n(t) - гауссовский белый шум, то комплексный коэффициент передачи G(jω) и импульсная характеристика g(t) фильтра имеют вид:

G(jω)=kU*(jω)е(-jωt0) 

g(t)=ku(t0-t)

Здесь U*(jω) - комплексно-сопряженная спектральная плотность сигнала u(t);

k -коэффициент усиления СФ, задаваемый произвольно;

t0 -временная задержка фильтра, определяемая из условия физической реализуемости:

g(t)=0, t<0

Последнее условие означает, что отклик фильтра на произвольное входное воздействие не может появиться раньше этого воздействия. Обычно выбирают t0=Т=Nτ - длительность сигнала u(t). Рассмотрим некоторые свойства CФ.

В общем виде структурная схема согласованного фильтра представлена на рисунке 18:

Рисунок 18 - Структурная схема СФ

Принципиальная схема согласованного фильтра представлена на рисунке 19:

Рисунок 19 – Принципиальная схема согласованного фильтра

Временные диаграммы и спектры напряжений на входе и выходе согласованного фильтра представлены на рисунках 20 и 21 соответственно:

Рисунок 20 -  Выходное и входное напряжения в согласованном

фильтре

Рисунок 21 - Спектр напряжений в согласованном фильтре (входное,  выходное)

Входной и выходной сигналы согласованного фильтра в тестовом режиме представлены на рисунке 22:

Рисунок 22 – Выходной и входной сигнал согласованного фильтра в тестовом режиме

6 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕШАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА

Решающее устройство, схема которого приведена на рисунке 23, предназначено для формирования импульса прямоугольной формы в момент, когда напряжение с выхода СФ превысит порог срабатывания компаратора. Факт наличия прямоугольного импульса на выходе РУ свидетельствует об обнаружении сигнала. Временные диаграммы и гистерезисная зависимость выходного напряжения от входного приведены на рисунке 24.

Рисунок 23 – Принципиальная схема решающего устройства

Рисунок 24 – временные диаграммы на входе и выходе РУ, а также гистерезисная зависимость выходного напряжения от входного

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы я приобрел опыт в самостоятельной разработке радиотехнической системы в пакете программы Orcad Capture на примере системы обнаружения многопозиционного сигнала Баркера на фоне гауссовского шума. Научился создавать блочную структуру проектирования, проводить анализ схем с помощью Pspice, производить оптимизацию параметров.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Бочкарев В.А. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Основы компьютерного проектирования и моделирования РЭС», СГАУ, 2015.- 32с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84983. Вправи на закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 39.54 KB
  Повторювати і поглиблювати знання учнів про слова, які є назвами предметів; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів; закріплювати навички написання слів з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, вміння правильно висловлювати свою думку, поповнювати словникову скарбницю школярів
84984. Розпізнавання слів – назв предметів за питаннями хто? що? Малювання Колобка 488.21 KB
  Формувати вміння і навички розпізнавати слова, які відповідають на питання хто? що?, розвивати зв’язне мовлення, мислення, увагу, пам’ять; збагачувати словниковий запас; вчити малювати Колобка; виховувати любов до свого рідного міста; виховувати бережливе ставлення до хліба, а також працьовитість, дисциплінованість.
84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...