98732

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства из соломы

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники.

Русский

2015-11-06

7.84 MB

5 чел.

Министерство культуры Республики Беларусь

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра декоративно-прикладного искусства

Курсовая работа

по реставрации декоративно-прикладного искусства

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства из соломы

                                                               Выполнил:

                                                               студент 405 группы

                                                               ФТБКиСИ

                                                               Лихтарович П. И.

                                                               Научный руководитель:

                                                               кандидат биологических наук,

                                                               ст. пр. Мицкевич А. Г.,

                                                               кафедры народного ДПИ

                                                                

Минск 2013

Введение…………………………………………………………………………..3

I Глава. Солома в декоративно-прикладном искусстве

  1.  История плетеных изделий…………………………………………………..4
  2.  Белоруское традиционное соломоплетение………………………………...9
  3.  Солома в современном искусстве………………………………………….16

II Глава. Реставрация предметов из соломы

  1.   Развитие реставрации соломоплетения……………………………………20
  2.   Практическая реставрация………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………...31

Введение

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества. Любая вещь могла стать художественным произведением. Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойствами ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений. К  наиболее ярким особенностям народного  прикладного  искусства, прошлого следует отнести , необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большей выразительностью, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко.

Соломоплетение - одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она обувала и одевала человека. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

 

I Глава. Солома в декоративно-прикладном искусстве

1.1 История плетеных изделий

Плетеные изделия появились намного раньше тканей и керамики. Сосуды и контейнеры, которые в наши дни делают из бумаги, пластика и металла, в древности делали из плетеных прутьев, корней, камыша, травы и соломы. Эти плетеные сосуды служили для хранения и перевозки самой различной поклажи.

Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.

Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт белоруского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.

В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во второй половине XIX и начале ХХ веков, когда большой популярностью пользовались корзины, плетеная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Франции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покрывали ее разными красителями, позолотой, серебром.

Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.

Плетеные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности. В XIX веке, когда началось бурное развитие многих отраслей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространяется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты, охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения 2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах.

Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки,  цветочницы, нотницы), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).

Коллекция образцов плетения начала ХХ века находится в Звенигородском историко-художественном музее. На художественных достоинствах плетеных изделий этой коллекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приемами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причем не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.

Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза. Использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы).

Все сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали. Есть в музее корзиночки, окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и надписями на иностранных языках. Звенигородская коллекция, в которую входят и иностранные изделия, представляет большой интерес для изучения мастерства плетения.

«Колядники». Автор — Вера Гаврилюк. 1972 г. Соломка, нитки

Предметы быта

Плетеные корзины

Для изготовления плетеных изделий используются различные местные материалы. Однако основными являются прутья и палки некоторых видов ивы. 
Для плетения пригодны ивовые стебли-прутья толщиной у комля до 15 миллиметров и ивовые палки толщиной от 15 до 40 миллиметров. Они должны быть прямыми, гибкими, малой побежалости, со здоровой плотной древесиной, небольшой сердцевиной, ровной, гладкой поверхностью, ровной окраски. Прутья и палки употребляются для плетения или зелеными - не очищенными от коры или окоренными - очищенными от коры. 
Солома широко применяется для изготовления плетеных стенок корзинок и прочих изделий. Для плетения пригодна солома пшеницы, ржи, ячменя. Обычно берут солому после уборки хлебных растений, но более ценный материал представляет солома, собранная из густых посевов во время налива зерна. Для плетения употребляются междоузлия стебля. 
Рогоза - многолетнее болотное растение высотой до 2,5 метра; часто встречается целыми зарослями поберегам небольших рек, мелких прудов и на заболоченных лугах. Стебли тонкие и прямые с темнокоричневым бархатным початком на конце. Для плетения употребляются длинные, саблевидные листья рогозы, которые собирают летом или осенью. 
Чтобы сохранить зеленый цвет собранных летом листьев, их сушат в тени. 
Куга - многолетнее болотное травянистое растение, срезывается в конце июня. 
Для плетения применяются круглые стебли и стебли, разрезанные на ленты. 
Мочало из липовой коры в виде лент различной ширины служит материалом для плетения и скрепления частей различных плетеных изделий. 
Стружка древесная употребляется для малоценных плетеных изделий - мелкой упаковочной тары. 

Необработанная солома

1.2 Белоруское традиционное соломоплетение

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Л.Г. Головацкая. Олень. 1979 г.

С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.

Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные “пауки”, кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.

Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.

Деревня Лемешевичи, Брестская обл. конец 18 - начало 19 вв.

«Царские Врата» , деревня Вавуличи Брестская обл. конец 18 – начало 19 вв.

Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени, на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.

Т.И. Агофоненко. Пава. 1978 г.

Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной, нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.

Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого – безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера. Родоначальницей современного соломоплетения стала Вера Ильинична Гаврилюк (1904—1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок, которые еще сохранялись в памяти сельских жителей . Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. Ее преемницей стала мастер из Могилева Екатерина Артеменко. Такие, казалось бы, не сочетаемые качества соломки, как неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами большие творческие просторы.

К.М. Русакович. Ковер 1976 г.

1.3 Солома в современном искусстве

Достигнув своего апогея к середине 19 века, плетение из соломки было известно практически в каждой семье. Изделия из соломки занимали прочное место в европейских домах моды. Производство соломенных шляп было предметом национальной торговли. Развивались и совсем необычные техники плетения – плетение соломенных кружев, применяемых для ювелирных украшений. Складывались целые национальные школы мастеров плетения, не похожие ни на какие другие.

Особенно широко соломка использовалась для плетения дамских шляпок, которые заняли прочное место в европейских домах моды. По мере того как интерес к плетению возрастал, для изготовления соломенной тесьмы, используемой при плетении дамских шляпок, в Швейцарии в 1840 году была придумана первая прялка, управляемая вручную, которая позволяла скручивать полоски соломки в невероятно прочные соломенные косички. С приходом эры фабричного производства начали строиться целые фабрики для удовлетворения всё возрастающих потребностей вечно изменчивой моды. Весь двадцатый век фабрики выпускали большое количество соломенной тесьмы и других деталей, необходимых для изготовления шляп.

Женская соломенная шляпка

Соломенная шляпа в стили Вестерн

Традиционная белорусская соломенная шляпа

Однако мода переменчива, и начиная с 1950-х годов соломенные шляпы стали терять свою популярность. С приходом новых синтетических материалов на современный рынок и машинной обработки, ручное производство изделий стало постепенно угасать и, к сожалению, практически исчезло. Изделия «золотого века» плетения из соломки теперь возможно встретить разве что в национальных музеях. Воленский национальный музей, расположенный в Швейцарии, до сих пор хранит замечательную коллекцию работ старых мастеров.

Искусство, которое знали в каждой семье, теперь является достоянием немногих, пытающихся сохранить и передать мастерство другим. Но чем сильнее развивается современная промышленность, тем более уникальными и востребованными становятся произведения мастеров-одиночек, сумевших сохранить необычные ремёсла.

В отличие от ремесла прошлых столетий, возникшего и развившегося в сельской среде, центрами современного соломоплетения в наши дни стали города, а занимающиеся этим искусством люди, как правило, очень далеки от сельского хозяйства. Соломка для них стала материалом, при помощи которого они выражают свои чувства и мысли, проявляют мир и выказывают свое отношение к нему. Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается вашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от ваших предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств. Беларусь — одна из немногих стран мира, где соломоплетение получило интенсивное современное развитие. В большинстве развитых стран Западной Европы, Америки, Азии плетение соломки перешло в разряд хобби. Любители и энтузиасты этого искусства во всем мире занимаются сохранением его традиций. Члены национальных гильдий соломоплетения собираются на международные встречи и фестивали, проводят мастер-классы, на которых изучают особенности национальных школ соломоплетения.

В 2001 году мастера из Англии, Америки, Австралии и Венгрии посетили Беларусь. Уровень работ белорусских мастеров и художников, работающих с соломкой, был расценен ими как эталон современного искусства соломоплетения, сохранившего и развившего яркую национальную индивидуальность. Для знакомства с белорусскими мастерами и национальной школой соломоплетения на фестиваль соломки в 2003 году приехало более 40 мастеров из разных стран мира. Это была их первая встреча с белорусской землей и её мастерами. Современное соломоплетение хранит в себе опыт, накопленный предыдущими поколениями, но солома еще не раскрыла всех своих тайн человеку, и это предстоит сделать мастерам настоящего и будущего.

Белорусское искусство соломоплетения, благодаря работам художников, мастеров, искусствоведов, достойно входит в сокровищницу достижений мировой художественной культуры. Развитие его не останавливается сегодня, оно завоевывает новых поклонников, привлекая к талантливым учителям талантливых учеников.

Скатерть швейцарских мастеров. Над её созданием трудились шесть семей

Вышивка по ткани которая может соперничать с вышивкой золотыми нитями

Панно из различных элементов, выполненных из соломки

II Глава. Реставрация предметов из соломы

2.1 Развитие реставрации соломоплетения

Реставрация (от позднелат. restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.).

В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства.

Существует множество видов реставрации. Наиболее развитые и актуальные- это реставрация архитектуры, монументальной живописи, станковой масляной живописи, реставрация икон, мебели, скульптур, книг, тканей, металла, керамики. Для каждого из видов существует своя технология и методика.

В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники, как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т. п.) способствовали широкому распространению в середине - второй половине XIX в. так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX - XX вв. в высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий, как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико-химических методов.

Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства.

Соломоплетение, которое является весомой частью декоративно-прикладного искусства, традицией белорусского народа, не смогло найти свое место в технологии реставрации. Оно пересекается порой с реставрацией плетеной мебели и корзин, однако эти предметы традиционно изготавливаются из лозы.

Причиной отсутствия реставрации предметов декоративно-прикладного  искусства из соломы, является остановка в развитии самого ремесла и утраты технологий, которые только недавно начали неспешно возобновляться, и становится полноценным видом искусства.

Декоративный конь и баран из соломы

2.2 Практическая реставрация

На реставрацию поступил предмет декоративно-прикладного искусства из соломы. Произведение является дипломной работой студента пятого курса университета, далее идет описание: соломенная ширма с железным каркасом, высотой 1200 мм. И шириной 1550 мм.

Произведение эксплуатировалось как выставочный экспонат. На основании визуальных наблюдений можно заверить, что каркас ширмы местами надломан, и некоторые элементы ее декорирования так же повреждены или утрачены (Изображение 1).

Изображение 1

После тщательного осмотра выявилось так же, что вся конструкция достаточно не прочная для какой-либо экплуатации, кроме выстовочной. На основе этих заключений необходимость проведения реставрационных работ очевидна.

Этот предмет является частью декоративно-прикладного искусства и несет в себе традиционные техники и способы соломоплетения, следовательно является ценным культурным достоянием и памятником белорусского искусства.

На основе всего вышесказонного был составлен план и последовательность реставрационных работ. Первоночально это очнистить предмет от пыли и грязи влажными или слегка увлажненными салфетками, затем сухими. Ватными палочками прости чистку трудно доступных мест и отдельных элементов декора (Изображение 2). 

Изображение 2

Изображение 2

Далее используя жидкий клей и пистолет скрепить разволившиеся участки соломы и декоров, нанося при этом как можно меньше клея (Изображение 3). 

Изображение 3

Изображение 3

Так как каркас трубчатый и полый скрепить его в местах соединения деревянными колышками, а также заменить старые подгнившие на новые, укрепленными специальным эпоксидным лаком. Аккуратно приполировать неровности высохшего клея (Изображение 4).

Изображение 4

Изображение 4

Изображение 4

Заключение

Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба, она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.
Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.
Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться более современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной, нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.
С середины 19 века начало уменьшаться и изготовление элементов одежды из соломки. Самыми распространенными из них были соломенные шляпы. Соломенная шляпа была обязательной частью народного летнего мужского костюма. Постепенно сельские жители стали отдавать предпочтение головным уборам фабричного производства, а шляпы продолжали носить для защиты от солнца во время работ в поле или когда пасли скот.
Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого - безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.
Удивительные, казалось бы, не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.

Таким образом, в данной работе доказано прямое влияние соломенных изделий на развитие культуры и декоративно-прикладное искусство в целом. Данный вид творчества унаследовал традиции и культуру белорусского народа, а значит должен быть сохранен для наших потомков, дабы передать им культурное наследие. А значит, актуальность в реставрации и консервации этого вида искусства существует и должна не только поддерживаться и финансироваться государством, но и развиваться как отдельный вид реставрации.

Список литературы

  1.  Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата /Хорев В.Н. /2009 стр. 63.
  2.  Ремонт & Реставрация. Практическое руководство /Ларен Джонсон /2006 /ЗАО «Издательская группа «Контэнт» стр. 245.
  3.  Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства/ Яхонт О. В. стр. 79.98.
  4.  Химия в реставрации /Никитин М. К., Мельникова Е.П./ 1990 стр. 102.
  5.  Современный облик памятников прошлого (Историко-художественные проблемы реставрации памятников архитектуры) / Под ред. А.С. Щенкова. - М.: Стройиздат, 1983. стр. 55.
  6.   Славина Т.А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука XVIII - начала XX века. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. стр. 117.132.
  7.   Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Предисл. И.П. Саутова. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Стройиздат, Лен.отд-е, 1987 (1-е издание вышло в 1983 г.). стр. 68.
  8.   Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры : Обобщение опыта шк. ленингр. реставраторов: Учеб. пособие/А.А. Кедринский; [Федер. прогр. книгоизд. России]. - М.: Изобраз. искусство, 1999. стр. 93.
  9.   Лисовский В.Г. Академия Художеств и охрана памятников зодчества в России (XIX - нач. XX века):. Учеб. пособие. - СПб., 1993. стр. 47.
  10.   Зверев В.В. От поновления к научной реставрации / В.В. Зверев; [М-во культуры Рос. Федерации, Гос. НИИ реставрации]. - М.: ГосНИИР, 1999. стр. 223.
  11.   Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия / М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э. Грабаря, Гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е Репина Акад. художеств РФ. - М.: Эдсмит, 2004. стр. 141.29.
  12.  Из истории отечественной реставрации монументальной живописи 1920-1960-х годов: Сб. ст. / Сост.: К.И. Маслов, Г.Б. Латария. - М.: РГБ, 2003. стр. 113.
  13.   Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников и искусства и старины в РСФСР, 1917-1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. - М.: Полимаг, 2004. стр. 57.58.59.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.