98788

«Экономический империализм»: теоретическое содержание и практическое значение Кто? Где? Кому?

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Согласно данному уже определению суть экономического империализма заключается в распространении методологии неоклассической экономической теории на изучение процессов и феноменов традиционно относимых к сфере ведения других социально-экономических дисциплин.

Русский

2015-11-06

42.65 KB

1 чел.

«Экономический империализм»: теоретическое содержание и практическое значение

Кто? Где? Кому???


Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

«Экономический империализм»: теоретическое содержание и практическое значение 4

Заключение 9

Литература 11


Введение

Актуальность реферативного исследования. «(зачем эта кавычка?)В последние десятилетия ХХ века в области экономических дисциплин сформировалась и стала все чаще заявлять о себе весьма претенциозная методологическая ориентация, получившая название «экономический империализм».

Согласно данному(уже?) определению, суть экономического империализма заключается в распространении методологии неоклассической экономической теории на изучение процессов и феноменов, традиционно относимых к сфере ведения других социально-экономических дисциплин. Такому «влиянию» подверглись не только экономические науки, но и политология и социология, антропология и психология, история и правоведение, религиоведение и демография.

Сегодня существо значительное («моя не понимай») количество проектов, основанные на взаимосвязи между экономической и социальной науками. К их числу можно отнести такую деятельность, как голосование на выборах, войны и революции, образование, преступность, брак,  формирование наркотической зависимости и тд.

Степень разработанности проблемы. Г. Беккер, Р. Коуз, Р. Познер, Дж. Стиглер, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, А. Алчиан, Г. Демсец, Дж. Хиршлейфер - труды перечисленных ученых, а также работы их последователей превратили «экономический империализм» в новое мощное движение, с которым невозможно не считаться.

Можно сказать, что в структуре главной международной экономической конференции - «Ежегодной конференции Американской экономической ассоциации» - порождения «экономического империализма» занимают до 40 % всей программы2. Вобще-то это было уже 20 лет назад!!!

Цель работы. В работе анализируется тенденция распространения методологии неоклассической экономической теории на большую часть предметной области экономического знания.

Утверждается, что методологическое вторжение, получившее название «экономического империализма», достаточно закономерна. 

Выявляются причины происходящего, среди которых основной признается переосмысление сути экономического подхода, обнаруживающего в своей современной трактовке онтологически фундированный, предельно универсальный и эвристически плодотворный методологический потенциал.


«Экономический империализм»: теоретическое содержание и практическое значение

Изучение экономического империализма в экономике представлено многими работами выдающихся ученых.

Одной из наиболее значимых работ можно выделить статью Полтеровича, в которой описывается значение и сущность понятия экономического империализма. Данный факт несет в себе информацию о том, что особо значимые черты экономического подхода не могут быть связаны с теми проектами, которые проводятся в рамках экономического империализма.

При этом В. Полтерович использует положение Г. Беккера о том, что «предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений образуют сердцевину экономического подхода»3.

Более того, Полтерович утверждает, что внедрение экономического подхода в другие науки происходит не с помощью синтеза обозначенных выше трех предположений, а за счет успешного использования теории метода теории (опять «не понимай») игр и эконометрики, которые мало чем похожи на экономические инструменты. Исходя из предположений Полтеровича, значение «экономического империализма» больше походит на некий фантом. Данный вывод трудно чем-либо обосновать. Благодаря именно этим понятиям экономика все эти годы успешно вторгалась в смежные области научного знания. Например, Д. Норт объясняет укрупнение европейских государств эффектом масштаба при формировании оборонного сектора4. Здесь, вопреки утверждению Полтеровича, никакого использования Нортом теории игр и эконометрики не просматривается (но нет и того, что вещая Беккер, не правда ли???).

Между тем указанные работы Норта по истории цивилизации представляют собой стандартный пример триумфа применения экономического подхода к истории.

Многообразие работ, в которых методы неоклассической экономической теории применяются к довольно широкому кругу экономических проблем, заставляет серьезно отнестись к той, порой только подразумеваемой, проводимой, а порой и явно выражаемой, эксплицитно развернутой претензии «экономического империализма» выступить методологической парадигмой для всей области экономических дисциплин.

Актуальность анализа такого рода претензий представляется сегодня особенно значимой, поскольку современное состояние отечественного обществоведения характеризуется своего рода парадигмальным вакуумом, когда, не пережив распада СССР, оказалась раздавленной последняя фундаментальная методологическая парадигма в области экономических дисциплин – марксистская (еще вопрос – была ли она на самом деле марксистской, а не псевдомарксистской)).

Не надо забывать, что роль общеметодологической платформы для обществоведения марксистский подход играл лишь в рамках социалистического лагеря; на Западе, где марксизм никогда не получал статус «единственно правильного» учения, парадигмальный вакуум в социально-гуманитарной сфере образовался существенно раньше.

Таким образом, экономический империализм – широко известное учение в науке, которое основано на заимствовании экономических понятий, среди которых можно выделить одни из основных, понятие экономической эффективности.

Именно оно лежит в основе трех принципов и предположений Беккера. Понятие экономической эффективности столь уникально (и нереалистично на самом-то деле, если разобраться), что может являться инструментом воздействия на социальную сферу жизни. Экономический империализм и экономическая эффективность – эти два понятия глубоко взаимосвязаны между собой (а где доказательства???).

Итак, что же скрывается за движением «экономического империализма», насколько основательны его методологические претензии.

Заметим при этом, что «поляна» рефлексии по поводу «экономического империализма» уже порядочно вытоптана. На эту тему писали многие, начиная от классика «экономического империализма» Г. Беккера5 и вплоть до лучших отечественных представителей социально-экономической теории: В. С. Автономова6, С. М. Гуриева7, Р. И. Капелюшникова8, А. Н. Олейника, В. В. Радаева, В. Л. Тамбовцева9, А. Е. Шаститко10 и др. (а почему не указаны работы Олейника и Радаева???? Не удалось быстро найти в интернет??? Не верится!) И все же, как представляется, еще одна попытка продумать этот вопрос не будет лишней (советую на досуге – «для себя» – заглянуть в мой учебник «Экономика для бакалавров» изд. «Логос», 2013).

Неоклассическая экономическая теория оформляется после маржиналистской революции, в то самое время, когда публикуются три уникальные книги: «Теории политической экономии» У. С. Джевонса (1871), «Основания политической экономии» К. Менгера (1871) и «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальраса (1874).  С 1890-х гг. неоклассическая теория становится в большинстве стран передовой(Это как???). Маржиналистская революция была настолько реальной, что изменилось даже название экономической науки. Начиная с У. С. Джевонса и А. Маршалла в европейских странах ее стали называть economics вместо political economy. Самое главное, в корне поменялся подход к анализу того, что было принято обозначать как экономические реалии.

Классическая политическая экономия - от А. Смита до К. Маркса и Дж. Ст. Милля - пыталась выявить общие законы, лежащие в основе обмена, производства и распределения материальных благ, от чего, как считалось, зависело богатство и благополучие народов и общественных классов.

При этом в соответствии с общефилософскими принципами упомянутой эпохи основной упор делался на поиск некой субстанции, определяющей логику протекания всех этих экономических отношений. В конечном счете, на роль такого рода субстанции выдвинулась стоимость, мера которой в данном продукте наделяла его определенной ценой и делала, таким образом, товаром, способным участвовать в рыночном обмене.

Отталкиваясь (в смысле – отказываясь???) от подобного понимания стратегии проведения индивидом обменных операций, вышеуказанная маржиналистская теория описывает функционирование рынка.

Каждый индивид склонен обменять свое, относительно избыточное и потому менее ценное с его точки зрения благо на чужое, относительно дефицитное и потому приобретающее в глазах данного индивида большую ценность благо. Обмен будет происходить до тех пор, пока ценности отдаваемых и получаемых в рамках обмена благ с точки зрения индивидов не выравниваются (вообще-то это совершенно неуместный в реферате пересказ убогой кардиналистской теории полезности, давно отвергнутой в экономической науке в пользу ординалистской теории).

Эта ситуация означает, что индивид уже не в состоянии путем рыночного обмена увеличить свою функцию полезности. Она, таким образом, достигает своего максимума в данных рыночных условиях.

Стратегическое наступление армии критиков неоклассической экономической теории (маржиналистского подхода) можно свести к двум основным направлениям. Первый тип удара наносится по базовой онтологии человеческого бытия, развиваемой маржиналистами.

Человек просто не есть рациональный максимизатор полезности, калькулирующий страдания и удовольствия, - с пафосом возвещают такого рода критики. «Человека, - писал, например, глава «старого» институционализма Т. Веблен, - нельзя представить в качестве молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, но в то же время он остается невозмутимым»11.

Человек, «на самом деле», - эмоциональное, проникнутое различного рода социокультурными влияниями, зачастую действующее иррационально существо. Трактовать же человека как рационального максимизатора удовольствий - и нелепо, и «богопротивно».

Наконец, следует признать, что онтологическое понимание человеческого бытия у маржиналистов не только является «сырым», слабо разработанным, но и характеризуется многими с современной научной точки зрения неряшливыми - вплоть до некорректности - формулировками. Фактически это неизбежная дань общему уровню развития науки второй половины Х1Х - начала ХХ в. (Ой, вот этого, пожалуйста, не надо. Многие ученые и философы, особенно континенталисты, могут и обидеться на этот убогий поклеп.)

Второе стратегическое направление критики неоклассической экономической теории (маржиналистского подхода) концентрируется на несовпадении предсказываемых неоклассическими теоретическими моделями следствий и реальной практики, из чего делается вывод о порочности самой теоретической модели.

Показательной в этом отношении является ситуация, сложившаяся вокруг знаменитой теоремы Коуза.

Теорема Коуза, названная так в честь лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Коуза, изложена в его статье «Проблема социальных издержек» (1960), которая посвящена анализу внешних экстерналий.

Р. Коуз показал, что, рассуждая в парадигме стандартной неоклассической теории, совсем не обязательно апеллировать к государственному вмешательству. Рынок сам имеет возможности справиться с внешними эффектами.

Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю (а этого-то и нет в реальности!!!), то размещение ресурсов (структуры производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в правах собственности».

Такими «факторами среды» являются издержки спецификации прав собственности и трансакционные издержки рыночных обменов, от которых абстрагируется стандартная неоклассическая теория, выводя свои идеализированные законы.

Реальная практика пореформенной России в действительности отнюдь не отрицает справедливости теоремы Коуза, но лишь демонстрирует эффект «сопротивления среды».

Отметим, что теорема Коуза служила одним из теоретических аргументов правильности действий российских либеральных реформаторов во главе с Е. Гайдаром. Согласно теореме, если мы от централизованной экономики, основанной на государственной собственности на средства производства, перейдем к рыночной экономике, основанной на принципе частной собственности, то, независимо от первоначального распределения ресурсов у собственников в момент окончания приватизации, рынок сам отрегулирует распределение ресурсов, достигая их оптимальной аллокации (ага, без учета оговорки насчет трансакц.издержек, совершенно непомерных у нас).

Соответственно, после того, как реальное положение дел в России с начала 1990-х отнюдь не оправдало таких надежд на рыночное регулирование, появилось сомнение в правильности как самой теоремы Коуза (с какой такой стати??? Совсем наоборот.), так и всей неоклассической теории.

Тем не менее, экономический империализм следует понимать не только как инструмент внедрения во многие социальные дисциплины для более детального изучения, но и как инструмент для заимствования из других областей науки.

Возможно, именно поэтому экономике выделена особая роль в формировании социального знания общества. Впрочем хотелось бы отметить, что столь расширительное понимание феномена экономического империализма многие исследователи не принимают.

Резюмируя сказанное, отметим следующее. Прежде всего, концепции «экономического империализма» ничто не угрожает, и в будущем она по-прежнему будет играть роль объединяющего фактора при проведении социальных исследований.

Однако само экономическое знание и общий социальный анализ станут дрейфовать в сторону потери универсальности своих методов и выводов с одновременным инструментальным упрощением.


Заключение

Таким образом, подобное понимание предмета экономической науки и лежит в основе, можно сказать, составляет суть современного экономического подхода.

Но, осознавая выявляемую специфику современного экономического подхода, мы обнаруживаем, что сфера экономического анализа оказывается чрезвычайно широкой. Экономический анализ применяется не столько к отдельным областям социальной жизни человека, сколько к определенному аспекту поведения, возникающему под влиянием редкости.

«Отсюда следует, - подчеркивает Роббинс, - что любой вид человеческого поведения в той мере, в какой в нем присутствует этот аспект, является предметом обобщений экономической науки. Мы не утверждаем, что производство картофеля - это экономическая деятельность, а производство философских идей - неэкономическая. Мы говорим о том, что и тот и другой вид деятельности, поскольку он связан с необходимостью отвергнуть другие заманчивые альтернативы, имеет экономический аспект. Никаких иных ограничений предмета экономической науки не существует»12.

После достижения такого понимания характерная для последних десятилетий экспансия экономического подхода на многообразные типы человеческого поведения («экономический империализм») не представляется удивительной. Экономический анализ уместен всегда, когда возникает проблема выбора, что, соответственно, предполагает отказ от альтернативных возможностей.

С учетом всех особенностей, нынешняя ситуация в социально-экономической и гуманитарной сферах выглядит весьма положительной.

Современный экономический подход, который может быть взят за основу того самого расчета ценностей, также может быть взят за основу всего социально-гуманитарного цикла.

«...Я пришел к убеждению, - пишет адепт современного экономического подхода, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 г. за «распространение сферы микроэкономического анализа на широкий круг человеческого поведения и взаимодействий между людьми, включая нерыночное поведение» Г. Беккер, - что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению - к ценам денежным и теневым, вмененным; к решениям повторяющимся и однократным, важным и малозначащим; к целям эмоционально нагруженным и нейтральным; к поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся»13.

Мы присоединяемся к мнению Г. Беккера, подчеркивающего, что «...экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения»14.

Стоит отметить, что определенный метод расчета ценностей в некоторых (примерах а где он его вообще имеет?? Покажите хотя бы 1 (один) пример) пока не получил должного научного обоснования.

Стоит отметить, что не всегда уместно применять ту или иную ситуацию, рассчитанную в денежном эквиваленте, при обработке деятельности (как сказано!!! Прямо «золото в мраморе») того или иного человека.

Тем не менее, в наши дни нет необходимости изобретать какие-то инновационные методы. Она (хто??) в лице современного экономического подхода имеется. Взяв ее на вооружение, нужно, говоря словами Т. Куна (нет бы сослаться на него конкретно, с указанием страницы), переходить к «решению головоломок».


Литература

  1.  Автономов В. С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В. С. Автономов // Истоки. — М. : ГУ ВШЭ, 2001. — Вып. 3.
  2.  Автономов В.С. От “экономического империализма” к стремлению к взаимопониманию // Общественные науки и современность. 2010. № 3.
  3.  Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. № 4.
  4.  Беккер Г. С. Человеческое поведение : экономический подход / Г. С. Беккер. — М. : ГУ ВШЭ, 2003.
  5.  Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.
  6.  Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М. : Прогресс, 1984.С. 123
  7.  Гуриев С. М. Три источника — три составные части экономического империализма / С. М. Гуриев // Общественные науки и современность. — 2008.— № 3.
  8.  Капелюшников Р. И. «Экономический империализм» / Р. И. Капелюш- ников // История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. - М. : ИНФРА-М, 2004.
  9.  Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М., 2010.
  10.  Полтерович В.М. Становление общего социального анализа // Общественные науки и современность. 2011. № 2.
  11.  Роббинс Л. Предмет экономической науки / Л. Роббинс // THESIS. — 1993. — Вып. 1.С. 19
  12.  Тамбовцев В. Л. Перспективы «экономического империализма» / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. — 2008. — № 5.
  13.  Шаститко А. Е. Модели рационального экономического поведения человека / А. Е. Шаститко // Вопросы экономики. — 1998. — № 5.

9 баллов. Довольно много легковесных утверждений, как минимум спорных, а таже просто ложных. И титульный лист никак не оформлен почему-то.

2 Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. № 4. А страница?

3 Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

4 Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М., 2010.

5 Беккер Г. С. Человеческое поведение : экономический подход / Г. С. Беккер. — М. : ГУ ВШЭ, 2003.

6 Автономов В. С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В. С. Автономов // Истоки. — М. : ГУ ВШЭ, 2001. — Вып. 3.

7 Гуриев С. М. Три источника — три составные части экономического империализма / С. М. Гуриев // Общественные науки и современность. — 2008.— № 3.

8 Капелюшников Р. И. «Экономический империализм» / Р. И. Капелюш- ников // История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. - М. : ИНФРА-М, 2004.

9 Тамбовцев В. Л. Перспективы «экономического империализма» / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. — 2008. — № 5.

10 Шаститко А. Е. Модели рационального экономического поведения человека / А. Е. Шаститко // Вопросы экономики. — 1998. — № 5.

11 Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М. : Прогресс, 1984.С. 123.

12 Роббинс Л. Предмет экономической науки / Л. Роббинс // THESIS. — 1993. — Вып. 1. С. 19.

13 Беккер Г. С. Человеческое поведение : экономический подход / Г. С. Беккер. — М. : ГУ ВШЭ, 2003.С 35-36

14 Беккер Г. С. Человеческое поведение : экономический подход / Г. С. Беккер. — М. : ГУ ВШЭ, 2003.С. 31


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18094. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ 119 KB
  Тема 2.1. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ Лекція 2 години. Навчальні питання лекції: Психофізіологічні аспекти праці. Критерії тяжкості та напруженості праці. Адаптація трудової діяльності людини. Література: М.П.Гандзюк Є.П.Желібо М.О.Халімовський. Основи охо
18095. ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ 56.5 KB
  Тема 2.2 ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ Практичне заняття 2 години Навчальні питання занять: Основні поняття гігієни праці і виробничої санітарії. Класифікація умов праці. Пільги і компенсації за шкідливі і важкі умови праці. Література: ...
18096. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 50 KB
  Тема 2.3. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Дія шкідливих речовин на організм людини. Гігієнічне нормування повітря робочої зони. Захист працівників від шкідливих речовин у повітрі. ...
18097. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 90.5 KB
  Тема 2.4. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Загальні вимоги до освітлення виробничого середовища. Природне освітлення та його розрахунок. Штучне освітлення та його нормування. Література: З
18098. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ 109 KB
  Тема 2.5. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Шум та його нормування. Інфразвук та ультразвук. Промислова вібрація. Література: М.П.Гандзюк. Основи охорони праці // Підручник – К.: Каравела; Л
18099. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ 77 KB
  Тема 2.6. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність електромагнітного випромінювання. Дія електромагнітного випромінювання на людину. Методи захисту від електромагнітного випро
18100. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ 63 KB
  Тема 2.7. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Сутність випромінювання оптичного діапазону. Інфрачервоне випромінювання Ультрафіолетове випромінювання Лазерне випромінювання. Література: ...
18101. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ 71 KB
  Тема 2.8. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність іонізуючого випромінювання. Одиниці виміру іонізуючого випромінювання. Дія іонізуюче випромінювання на людину. Література: М.П.Гандзюк....
18102. ОСНОВИ ТЕХНІКИ БЕЗПЕКИ 81 KB
  Тема 3.1. ОСНОВИ ТЕХНІКИ БЕЗПЕКИ Лекція 2 години Навчальні питання лекції: Загальні вимоги безпеки до виробничих процесів. Особливості експлуатації систем підвищеної небезпеки. Навчання та інструктаж з техніки безпеки. Забезпечення спецодягом та засоба