9879

Осложнение в процессе бурения. Виды осложнений и причины их возникновения

Доклад

География, геология и геодезия

Осложнение в процессе бурения. Виды осложнений и причины их возникновения. Нарушение нормального процесса бурения, которые требуют без отлагательных и эффективных мер называется осложнением (О). К О относятся: 1)Поглощение буровых и тампонажных раст...

Русский

2013-03-18

18.45 KB

61 чел.

Осложнение в процессе бурения. Виды осложнений и причины их возникновения.

Нарушение нормального процесса бурения, которые требуют без отлагательных и эффективных мер называется осложнением (О).

К О относятся:

1)Поглощение буровых и тампонажных растворов;

2)Осыпи и обвалы;

3)Газо-, нефте-, водопроявления;

4)Затяжки и посадки бурильных и обсадных труб;

5)Сдвижки ствола скважины;

6)Нарушение конфигурации ствола скважины (желоба).

Осложнения зависят:

1)от горно-геологических условий и их изученности (чем более детально изучен разрез, тем легче предотвратить те осложнения, о котором знаешь) (у геологоразведочных скважин больше осложнений, чем у эксплуатационных);

2)если ведение работ ведется в соответствии с проектом (выдерживаются режимы бурения, компоновки БК и параметры БР). Установлено, что число осложнений увеличивается с глубиной скважины. Осложнения лучше предупредить, чем ликвидировать. Запущенные осложнения часто переходят в аварию.

1.причины поглощения Б и ТР:

Поглощение обеспечивается наличием пор, каналов, трещин, пустот в проходимой скважиной породой и недостаточной устойчивостью (сопротивляемостью) проходимых пород к давлению столба жидкости в скважине, в результате может произойти ГРП и в щели может проникнуть жидкость.

Возможно еще случай прохождения пласта при бурении скважины с аномально низким пластовым давлением (АНПД).

2.Причины образования осыпей и обвалов:

Осыпи – это медленно текущий процесс нарушения ствола скважины из-за взаимодействия с БР (происходит набухание некоторых пород), перепада давления или механического взаимодействия с БИ. Обвалы – это те же самые осыпи, только при этом больше материала горной породы вываливается, разрушатся.

В результате увлажнения циркуляционной жидкостью или ее фильтратом снижается предел прочности породы (глины, аргиллиты, глинистая слюда) и ведет к ее разрушению. Так же этому процессу может способствовать набухание. Проникновение свободной воды, которая содержится в большом количестве в БР, в пласт, затем набухание (глины, аргиллиты, глинистая слюда) и последует обрушение. Осыпи могут происходить в результате механического воздействия БИ. Так же могут привести тектонические силы, обуславливающих сжатие пород.

3.Причины ГНВП:

Наиболее серьезен из видов осложнений, т.к. не ликвидированные НГВП может переходит в неуправляемый открытый фонтан, на ликвидацию которого тратится много времени и средств, иногда эти фонтаны возгораются в результате разрушаются БУ и гибнут люди.

1)Когда гидростатическое давление + давление промывки меньше пластового давления;

2)во время стоянок, вызванных какими-л. причинами, т.е. когда не циркуляции исчезает гидродинамическая составляющая и из пласта на забой начинает поступать пластовый флюид. Если простои не долгие и объем поступившего флюида относительно не велик, то ликвидируется вызовом циркуляции в скважине, вымывом через кольцевое пространство и сбросом в канализационную систему или котлован;

3)Когда внезапно вскрывается пласты с аномально высоким давлением.

Классический случай непредвиденного НГВП в следующей ситуации: месторождение может быть много пластовым, т.е. может быть несколько продуктивных горизонтов (разработка ведется снизу вверх). Допустим буровики успешно прошли первый продуктивный горизонт, бурят дальше, затем при бурении вскрывается поглощающий горизонт, в результате, происходит поглощение промывочной жидкости, внезапное в больших объемах, запас бурового раствора в мерниках кончается, естественно бурение останавливается, при этом определяется какой-то статический уровень, т.е. появляется hстат, а так как он появился, то гидростатическая составляющая будет уже не ρgH, а ρg(H-hстат)<Pпл1 (меньше пластового давления первого продуктивного горизонта), и в этой ситуации начинает работать первый продуктивный горизонт, будет НГВП.

6.Причины нарушения конфигурации ствола скважины (желобообразования):

Происходит преимущественно в мягких, рыхлых, не плотных породах, характерен для наклонно направленных скважин (-это скважина имеющая такой профиль, т.е. забуриваем с одной точки земной поверхности можно попасть в точку забоя, находящуюся на каком-то, от нее расстоянии). желоба, как правило нарабатываются в местах перегиба профиля ствола скважины, т.е. большие углы перегиба, так же вырабатываются из-за того, что бурильный инструмент трется о нижележащую стенку скважины и при движении вверх и вниз нарабатывает желоб, главную роль играет площадь контакта БТ с породой и масса единицы длины буровой колонны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69151. УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАСТИНОК 779.5 KB
  Основной особенностью пластинки является её способность воспринимать только распределённую нагрузку действующую главным образом в её плоскости рис. Нагружение пластины граничные условия для пластинки более разнообразны так как включают опирание продольных кромок рис.
69152. УСТОЙЧИВОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ 585.5 KB
  Стержень - элемент удлинённой формы, работающий на растяжение-сжатие от продольных (осевых) сил (рис. 12.1,а). Стержни в авиационных конструкциях - это стрингеры крыла, фюзеляжа, оперения, пояса лонжеронов, тяги проводки управления и т.д.
69153. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРУШАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ ПОДКРЕПЛЁННОЙ ПАНЕЛИ 473.5 KB
  Панель элемент авиационной конструкции состоящий из пластинки обшивки и стержней стрингеров подкрепляющих её. В зависимости от характера соединения обшивки со стрингерами различают панели: клёпаной конструкции; сварной клеесварной и клеевой конструкции; монолитные...
69154. СИЛОВЫЕ СХЕМЫ, КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА КРЫЛЬЕВ 2.83 MB
  В обычной конструкции крыла силовыми элементами являются рис.1: обшивка; лонжероны и стрингеры продольный набор крыла; нервюры поперечный набор крыла; соединения заклепочные болтовые сварные или клеевые. Конструкция крыла 1 обшивка; 2 лонжерон; 3 стрингер; 4 нервюра; 5 соединения...
69155. СТРЕЛОВИДНЫЕ КРЫЛЬЯ 740.5 KB
  Нормальные нервюры могут устанавливаться перпендикулярно к оси крыла рис. вдоль хорд фактического обтекания крыла потоком рис. Если они поставлены по потоку то форма профиля в плоскости фактического обтекания крыла выдерживается лучше.
69156. Устройства, улучшающие взлетно-посадочные характеристики самолета 354 KB
  Устройства улучшающие взлетно посадочные характеристики самолета повысить несущие свойства крыла cyS можно обычными средствами механизации или энергетическими которые обеспечивают увеличение подъемной силы за счет силовой установки. Средства механизации повышают несущие свойства крыла.
69157. ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ САМОЛЕТОВ. ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ 385.5 KB
  Полет на аппаратах легче воздуха называется воздухоплаванием а на аппаратах тяжелее воздуха авиацией от латинского vis птица. Процесс развития самолетов обусловлен взаимным влиянием и взаимодействием между наукой производством и эксплуатацией самолетов.
69158. КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 1.55 MB
  Основные агрегаты самолета Самолеты относятся к летательным аппаратам тяжелее воздуха им характерен аэродинамический принцип полета. У самолетов подъемная сила Y создается за счет энергии воздушного потока омывающего несущею поверхность которая неподвижно закреплена относительно...
69159. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАНЕВРОВ 884 KB
  В полете на самолет действуют: рис.1: тяга двигателя Р; аэродинамические силы подъемная сила Y и лобовое сопротивление Q; сила тяжести G. Эти силы показаны для самолета рассматриваемого в виде материальной точки. В общем случае силы действующие на самолет не находятся в равновесии.