98795

Социально-этический ответ на вызовы промышленного капитализма

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Одним из основоположников политической экономики принято считать Сисмонди. Жан-Шарль-Леонард Сисмонд де Сисмонди который по словам В. Что касается его биографии Сисмонди родился в Женеве в 1773 году. По причине того что в какой-то момент отец Сисмонди работавший в Большом Совете Женевской республики претерпевал неудачный период в трудовой деятельности...

Русский

2015-11-06

61 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

“Высшая школа экономики”

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«    История экономических учений    »
на тему

«Социально-этический ответ на вызовы промышленного капитализма »

Выполнила:

студентка 162 группы 1 курса

ФИО

Акимова Вера Сергеевна

Проверил:

Профессор кафедры экономической методологии и истории

Гребнев Леонид Сергеевич

Москва

2013


Промышленный переворот в Европе, основанный на научно-техническом прогрессе, а также принятии идей о разделении труда и свободной
конкуренции оказал огромное влияние на развитие стран. Однако в успешных, на первый взгляд, теориях были недоработки, да и их воплощение порой отходило от реальности и изначального замысла. Это привело в последствие к кризису и духовному неудовлетворению общества. Кризис, которые следовал за изначальным увеличением производительности, привел к тому, что все больше людей отказывалось от принятия данных принципов. Рабочие, чьи условия труда с приходом промышленного капитализма скорее представляли рабство, желали перемен, как и многие ученые и мыслители, которые не находили данную ситуацию приемлемой. Идеи людей выливались в новые доктрины, произведения и труды, которые содержали концепции об изменении общественного порядка. Новые экономисты стояли за одно «поддержка интересов рабочего класса».

  Одним из основоположников политической экономики принято считать Сисмонди. Жан-Шарль-Леонард Сисмонд де Сисмонди, который, по словам В.Ф. Левитского1, являлся замечательным экономистом и историком, был воспринят обществом в качестве выдающегося ученого впервые, благодаря вышедшим в свет своим трудам «Tableau de lagriculture toscane» (1801) и «De la richesse commercial ou principes de leconomie politique» (1803).

Что касается его биографии, Сисмонди родился в Женеве в 1773 году. Его предки, мигрировавшие из Италии во Францию, где они  приняли протестантство, в последствие  переселились в Швейцарию в связи с тем, что в 1685 году Людовиком XIV был подписан документ об отмене Нантского эдикта. По причине того, что в какой-то момент отец Сисмонди, работавший в Большом Совете Женевской республики, претерпевал неудачный период в трудовой деятельности, Сисмонди был вынужден оставить университет и  поехать зарабатывать в  торговый дом в Лионе. Политическая ситуация в городе вынуждает Сисмонди вернуться обратно в Женеву в 1793. Революционные события в Женеве отрицательно сказываются на жизни семьи Сисмонди из-за их аристократических симпатий. Отец и сын попадают в тюрьму, после чего вся семья переселяется в Италию. Сам Сисмонди возвращается в Женеву и приступает к службе в качестве секретаря торговой палаты. Стоит отметить, что появление его первых сочинений, создавших ему репутацию выдающегося экономиста, соотносится как раз с этим временем.

Произведение «De la richesse commercial ou principes de leconomie politique» ориентировано на идеи Адама Смита об экономической системе, которая бы не подвергалась вмешательству государства и  положительно влияла на развитие общества и его благосостояния. В 1815 Сисмонди, посетив Англию, которая на тот момент находилась в состоянии тяжелого экономического кризиса, значительно меняет свои взгляды и пересматривает свое отношение ко многим положениям Рикардо, Мальтуса и Смита. Он отражает это в своем труде «Nouveaux principes d'économie politique" . Сисмонди смог дать грамотную оценку разным сторонам  капиталистического хозяйства. С одной стороны он указывал на то, что конкуренция положительно повлияла на развитие техники производства, повысив производительность, с другой стороны он не оставил без внимания тот факт, что она отрицательно сказалась на сфере распределения продуктов, понизив уровень жизни рабочего класса. Сисмонди, в отличие от значительной части общества, считал, что привлечение женщин и детей к труду лишь увеличивает количество труда, обмениваемого на то же количество товаров, а не ведет к увеличению благосостояния семьи в целом.

В своей работе Сисмонди преподносит новый взгляд на цели хозяйственной деятельности: нужно стремиться к увеличению человеческого благосостояния, а не к богатству как таковому. В отличие от Мальтуса, избыточное количество населения рабочих Сисмонди видел в несовершенстве организации экономической системы, а в качестве решения этой проблемы предлагал привлечь законодательную власть к тому, чтобы контролировать капиталистическое производство и поддерживать существование малых предприятий, регулируя распределение благ.  

Важно отметить, что Сисмонди выступал за улучшение условий труда для рабочих. Он считал, что рабочий класс должен принимать участие в потреблении благ, иначе  большая часть производимого товара не найдет сбыта. Иными словами, Сисмонди стоял за равновесие между производством и потреблением.

Итоговое сочинение Сисмонди появляется на фоне двух кризисов перепроизводства, от которых страдала Англия в 1825 и 1837 годах. Он акцентирует внимание на том, как прогресс в транспортной сфере влияет на обострение кризиса и экономического  неравенства населения, искореняя малое производство и помогая крупным компаниям

Сисмонди значительно повлиял на экономические учения, выдвигая свои идеи, которые являлись в какой-то степени новаторскими. Они, несомненно, отличаются от идей предыдущих экономистов тем, что акцент был сделан «на необходимость защиты интересов рабочего класса как жертвы фабрично-заводской системы»2, а также тем, что процесс потребления был рассмотрен наряду с вопросом производства, с указанием на то, насколько важно эти два понятия соотносить.

 Начало развития социалистических проектов в Англии принято соотносить с именем предпринимателя Роберта Оуэна, "уникума из Нью-Ланарка"3.

 Он родился в 1771 году в Уэльсе. Его талант проявился в раннем возрасте, Что позволило ему к семи годам закончить начальную школу и сделать успехи в карьере управляющего текстильной фабрики уже к 20 годам. Брак Оуэна с дочерью Давида Дейла, хозяина текстильной фабрики в Нью-Ланарке, стал причиной тому, что в 1799 году Оуэн сам переселился туда и начал притворять свои идеи в жизнь, став совладельцем и управляющим фабрики, которая некогда принадлежала его тестю.

Задачей Оуэна было доказать, что для обеспечения функционирования эффективного и  успешного предприятия не обязательно прибегать к тому, чтобы держать рабочих в условиях рабства. Оуэн ограничил рабочий день до 10 часов и установил минимальный возраст рабочих - 10 лет. Создание новых условий труда, более человечных по сравнению с предыдущими, представляло собой особый моральный стимул для рабочих и в последствии изменило производительность в лучшую сторону. Тогдашние компаньоны Оуэна не поддерживали его идеи, считая их "нелепыми" 4 и нерациональными.

 В 1813 году ему удается найти новых компаньонов, которые готовы не вмешиваться в рабочий процесс, предоставляя ему полную свободу действий, в замен на стабильный 5%й доход с капитала. Предприятие в Нью-Ланарке становится знаменитым, как и его управляющий, который в последствие заводит знакомства и устанавливает связи с довольно влиятельными людьми в Лондоне.

В 1813 году в свет выходит первая книга Оуэна "Новый взгляд на общество, или опыт о принципах образования человеческого характера, " которая "была встречена благожелательно" 5.

Оуэн выдвигает свои идеи о том, что стоит провести кардинальные перемены в обществе «путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества».»6. Он составляет проект предприятия, которое бы включало полную инфраструктуру (сельскохозяйственные, образовательные, бытовые, жилые здания), при этом позволяло бы рабочим потреблять, производя. Согласно смете, которую он составляет,  для создания одной подобной ассоциации требуется около девяносто  шести тысяч фунтов стерлингов. Однако у него нет сомнений, что одна такая ассоциация поможет создать достойные жизненные условия и рабочие места более чем для тысячи человек, которые в последствие будут сами обеспечивать и прокармливать себя.

Столкнувшись с непониманием и неодобрением со стороны правительства, которое сочло более важным использовать эти деньги для постройки церквей, Оуэн всячески старается распространить свою концепцию о новом строе среди общества, пропагандируя при этом атеизм.

Эксперименты Оуэна, которые заключали в себе пробу ассоциаций, которыми Оуэн хотел реформировать общество, провалились. Однако его идеи имеют огромную ценность, так как они стали толчком к дальнейшему развитию экономических учений.

«Система Оуэна утопична и потому полна противоречий и непоследовательностей. Общая причина этого нам известна: незрелость классовых отношений исключала для утопистов возможность разработать действительный путь переустройства общества. Для этого надо было понимать историческую роль рабочего класса, понимать необходимость и закономерность социалистической революции. Такое понимание было объективно невозможно для Оуэна, как и для других утопистов.

Но без их ошибок, как и без их достижений, был бы невозможен тот прогресс в общественной науке, который уже при жизни Оуэна привел к возникновению марксизма.» 7

Не менее важной фигурой в социально-утопических течениях того времени был Клод Анри Рувруа де Сен-Симон. Он родился в Париже в 1760 году. Уже в 13 лет он проявил свое отрицательное отношение к религии. Сен-Симон, как положено у них в семье, поступил на военную службу. Она составляла довольно рутинные и скучные дела, пока он не отправился по собственному желанию в помощь Американским повстанцам против Англии.

По возвращению во Францию, Сен-Симон  имел геройскую репутацию, что позволило ему командовать полком.  Несмотря на блестящие перспективы, он не стремится построить военную карьеру.

Сен-Симон активно участвует в революционных событиях 90х годов. В последствие он теряет родовое поместье и официально отказывается от титула графа, принимая имя Бонома, (что означает простак, мужик).

Учение Сен-Симона обрело большую популярность, и у его автора было много последователей и учеников.

Сен-Симон стоял за то, чтобы изменить позиции классов, иными словами – сделать превосходствующим класс «индустриалов», в которые должны были входить инженеры, ремесленники, рабочие, но также врачи и деятели искусства.

Однако стоит отметить, что в последствие он выделяет рабочих из класса «индустриалов», так как они не обладают собственностью. Это приводит к тому, что Сен-Симон пересматривает свои цели и теперь стоит за то, чтобы донести до интеллектуалов и управленцев, что в их интересах примкнуть к рабочим и поддерживать их интересы. Именно эти аспекты будут  в последствие отражены в доктрине Сен-Симонизма его учениками.

Само учение Сен-Симонизма, по словам Аникина, прошло четыре стадии:

Труды Сен-Симона до 1815 г представляют первую стадию. «В них — культ науки и ученых, довольно абстрактный гуманизм. Социально-экономические идеи сен-симонизма существуют лишь в зародыше.»8

Труды, написанные в последние 10 лет жизни Сен-Симона – вторую стадию. Основной тезис – сотрудничество и  договор придут на замену конкуренции.

Третья стадия – продвижение  идей Сен-Симона его учениками и последователями после его смерти. В этот период учение приобретает полноценно социалистический характер. Пропагандой сен-симонизма в этот период занимаются в основном С.А Базар, Б.П. Анфантен, Б.О Родриг. Самая большая проблема, с которой они считают важным бороться – эксплуатация рабочего класса, истоки которой они видят в частной собственности, а исходом которой видят кризис. Еще одной новой мыслью была мысль о   том, что средства для осуществления планов о реорганизации общества должны быть взяты у капиталистических банков.

Четвертая стадия началась в 1831 году. Главным событием этого периода можно считать формирование сен-симонистской церкви, которая напоминала секту. Под руководством Анфантгена была организована «религиозная коммуна». сен-симонизм угасал, потому что, во-первых, Базар отделяется от церкви вместе со своими последователями, во-вторых,  Анфантгена сожают в тюрьму. Организация движения сразу стала непригодной и недействующей, что привело к тому, что постепенно движение распалось.

Однако, несмотря на утопичность и порой фантастичность идей этого учения, сен-симонизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие социалистических идей. Это делает его одним из ведущих движений социалистического утопизма.

Учения Сисмонди и социалистов-утопистов являлись своеобразной точкой отсчета к одному из самых влиятельных и значительных экономических учений, а именно к учению максизма, который представлял решение тех проблем, которые не были под силу утопическим проектам. «То, что было для них конечным пунктом, для Маркса послужило лишь исходной точкой исследования. Объяснив, как возникает прибавочная стоимость на основе объективных закономерностей капиталистического способа производства, он построил цельное и глубокое экономическое учение. Маркс открыл закон развития капитализма и научно обосновал главную тенденцию этого развития — тенденцию к революционной замене капиталистического способа производства социализмом и коммунизмом. Маркс показал, что рабочий класс является той общественной силой, которая совершит эту революцию и станет творцом нового общества.».9


Список используемой литературы:

1. Г.Д Гловели История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012

2. А.В. Аникин Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985

3.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. В.Ф Левитский

4. Роберт Л. Хайлбронер «Философы от мира сего» http://lib.rus.ec/b/194864

1 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. В.Ф Левитский


http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/94290/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8

2 Г.Д Гловели История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012


3 Г.Д Гловели История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012

4 А.В. АНИКИН Юность науки.Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985.

5 А.В. АНИКИН Юность науки.Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985.

6 Г.Д Гловели История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012

7 А.В. АНИКИН Юность науки.Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985.

8 А.В. АНИКИН Юность науки.Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985.

9 А.В. АНИКИН Юность науки.Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Москва. Мысль, 1985