98804

Референдум в Российской Федерации: понятие и практика

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С возникновением государства зарождается и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть включает в себя такие важные факторы как общая воля и сила, способные обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Русский

2015-11-07

89.5 KB

9 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет Юридический

Направление 030900 Юриспруденция

Кафедра теории и истории государства и права

очная форма обучения

Курсовая работа на тему:

«Референдум в Российской Федерации: понятие и практика»

                Выполнил

Студент 1 курса 11 группы

Горбачев Иван Сергеевич

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории

государства и права

                                                                 Харсеева Олеся Владимировна

Курск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….    2

ГЛАВА 1. Теоретико – правовые основы референдума в РФ………...        

1.1. Понятие и виды референдума …………………….……..    

1.2. Нормативная база референдума в РФ. Вопросы, выносимые на референдум  ….…     

ГЛАВА 2. Практика проведения референдума в Российской Федерации ….…     

2.1. Референдум о принятии Конституции РФ …….……..……  

2.2. Референдум о статусе Крыма ………………………………......    

Заключение ……………………………………………………………….…    

Список использованной литературы ……………………….…….…….…    

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико – правовые основы референдума в РФ

  1.  Понятие и виды референдума

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.1 Термин «демократия» – производное от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Соответственно демократия – это форма политического, государственного устройства, которая основана на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных и государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающее равное воздействие участников на исход процесса или на его существенные стадии. В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Исходя из этого, можно сказать, что Россия провозглашается государством народовластия.

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.2

Власть  возможность распоряжаться или управлять кем  либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Поскольку власть – социальное явление она возникает вместе с обществом и существует во всяком обществе, ибо всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными формами, включая и принуждение.

С возникновением государства зарождается и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть включает в себя такие важные факторы как общая воля и сила, способные обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то – ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. 3

Конституция Российской Федерации закрепляет за многонациональным народом России право на всю полноту власти. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».4

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).  

В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: непосредственная и представительная.

Представительная демократия – осуществление власти народом через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

«Высшим непосредственным выражением власти народа»5 – указывается в Конституции Российской Федерации, - являются референдум и свободные выборы.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации»6 от 10 октября 1995 г., референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.7

Во время проведения референдума гражданам предоставлены все возможности для активного участия на всех этапах его подготовки, в ходе голосования и подсчета голосов.

Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовывать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 процентов из них.8

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.: 

Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Различают следующие виды референдума:

  •  В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме;
  •  Кроме того, по времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы;
  •  Помимо этого, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное голосование не обязательно. Такой вид референдумов обычно происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей;
  •  По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ), референдум субъекта Российской Федерации (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом) и местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).9 

Референдум не проводится в условиях чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой планируется проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены чрезвычайного или военного положения.

            Референдум в РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение официально является принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвующих в голосовании. Данное решение становится общеобязательным, не нуждается в каком – либо дополнительном утверждении и действует на всей территории Российской Федерации. Это же правило распространяется на решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме. Решение, принятое на референдуме субъекта Федерации, а также местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия другого решения на референдуме субъекта Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

1.2. Нормативная база референдума в РФ. Вопросы, выносимые на референдум  

Референдум в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1.  Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  2.  Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
  3.  Конституция РФ от 12.12.1993 г. 
  4.  Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2006 N 7-ФКЗ, от 24.04.2008 №1-ФКЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 №3-П)
  5.  Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06. 2002 г. (в редакции от т 25.11.2008 №222-ФЗ)

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ «О референдуме РФ»).

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 ФКЗ «О референдуме РФ»).

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 14 ФКЗ «О референдуме РФ»).

       Правила проведения референдума регламентируются в рамках Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года. В нём предусмотрены основные принципы проведения референдума:

  1.  Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании (ч. 1 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  2.  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ч. 2 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  3.  Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов (ч. 3 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  4.  Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно (ч. 4 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 
  5.  Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 5 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»). 
  6.  Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования. (ч. 6 ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

                Право на участие в референдуме регламентируется статьей 5 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года:

  1.  Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 5 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  2.  Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 2 ст. 5 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  3.  Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме (ч. 3 ст. 5 ФКЗ «О референдуме РФ»).

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

Вопросы, выносимые на референдум:

  1.  Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.
  2.  На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  3.  На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.10

Не выносятся на референдум вопросы:

  1.  Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2.  О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов.
  3.  Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
  4.  О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов.
  5.  Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  6.  О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации.
  7.  О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты.
  8.  О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
  9.   Об амнистии и о помиловании.

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. N 7, 21.01.2009

2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2004. – С. 129

3  Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 131

4 Конституция Российской Федерации // Российская газета. N 7, 21.01.2009

5 Конституция Российской Федерации // Российская газета. N 7, 21.01.2009

6 СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921

7 Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 28.06.2004) "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета , N 204, 19.10.1995,

8 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2004. – С. 269

9  Каковкина Е. Н. Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России; Аллель - Москва, 2009. - 767 c.

10 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" // Российская газета, N 137-д, 30.06.2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35120. Проектирование сусловарочного апарата для пивоваренного производства 221 KB
  3 Приготовление пивного сусла 1.4 Охлаждение сусла 1. 1 Технологическая схема производства пива Производство пива слагается из следующих этапов:1приём и хранение солода; 2 очистка и дробление солода; 3 приготовление пивного сусла; 4 охлаждение сусла; 5 приготовление дрожжей чистой культуры; 6 главное брожение; 7 дображивание; 8 осветление пива; 9 розлив пива в бутылки и в бочки.3 Приготовление пивного сусла Дроблённый солод смешивается с тёплой водой около 600 С в заторном котле 13.
35121. ШНЕКОВЫЙ ПРЕСС ВПО 20А 1.82 MB
  В качестве исходных данных использовалась схема пресса с нанесенными габаритными размерами и обозначениями. Для кинематического расчета привода использовались данные о мощности двигателя.
35122. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ НА БАЗЕ 1С: БУХГАЛТЕРИЯ 1.52 MB
  Сводка данных, полученная в результате проведения факторного анализа прибыли, позволяет аналитику выявить степень зависимости прибыли по отдельным факторам, чтобы в дальнейшем учитывать эту информацию при планировании прибыли.
35123. Проектирование котла-утилизатора, предназначенного для охлаждения конвертированных газов 364.5 KB
  Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов-важнейшая задача, значимость которой все возрастает. Значительная экономия топливно-энергетических ресурсов может быть достигнута при более широком вовлечении в топливно-энергетический баланс страны вторичных энергоресурсов
35124. Розрахунок системи теплопостачання району міста 412.51 KB
  Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання. Визначення витрати теплоносія. Тривалість опалювального періоду nв: год Річні витрати тепла на вентиляцію: ГДж рік Річні витрати тепла споживачами: ГДж рік З Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання залежить головним чином від сумарного теплового навантаження і технологічних споживачів і визначається виходячи з...
35125. Финансовый контроль 79.5 KB
  Понятие и виды финансового контроля. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле важнейшем в системе государственного контроля. Специфика финансового контроля состоит в том что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов дестабилизирующих развитие экономики и финансов наносящих вред интересам государства трудовых коллективов и большинства населения.
35126. Развитие налоговой политики в Республике Беларусь за 2005 год 63.5 KB
  В целях реализации Закона Республики Беларусь €œО бюджете Республики Беларусь на 2005 год€: разработаны и приняты инструктивные документы о порядке исчисления в 2005 году едиными платежами установленных данным законом налогов и сборов взимаемых от фонда заработной платы и из выручки от реализации товаров работ услуг а также о порядке уплаты в 2005 году местных целевых сборов организациями имеющими филиалы представительства и иные обособленные подразделения; определены сроки перечисления в 2005 году налоговыми агентами в доход местных...
35127. Бюджет, финансы и налоговая политика 38 KB
  Успешное решение этих задач будет иметь важное значение при рассмотрении проекта Бюджетного кодекса Республики Беларусь внесение которого планируется в Палату представителей в 2005 году. Принимаемые законы должны быть направлены на повышение результативности бюджетных расходов обеспечение выполнения показателей социальноэкономического развития республики на совершенствование бюджетной политики укрепление местных бюджетов и предоставление им большей самостоятельности. По мнению Постоянной комиссии по бюджету финансам и налоговой политике...
35128. Финансы и их структура 441.5 KB
  Подоходный налог с физических лиц который собирают: параграф 1 – Предприятия и учреждения; параграф 2 – Налоговые органы. Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1 Страховые взносы которые платят все предприятия независимо от формы собственности. При их участии создается ВВП распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье...