98806

Системы пенсионного обеспечения военнослужащих

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим лицам уволенным с военной службы и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к людям в погонах значимость военной организации как важнейшего института государства.

Русский

2015-11-07

221 KB

10 чел.

Содержание

Введение

3

Глава I. Общая характеристика пенсионного обеспечения военнослужащих

5

1.1 История развития пенсионного обеспечения военнослужащих в России

5

1.2 Источники современного пенсионного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

11

1.3 Понятие и виды пенсий военнослужащим

16

Глава II. Пенсия за выслугу лет военнослужащим

20

2.1 Условия назначения пенсии военнослужащим за выслугу лет

20

2.2 Размеры пенсии за выслугу лет

23

Глава III. Пенсия по инвалидности военнослужащим

27

3.1 Условия назначения пенсии военнослужащим по инвалидности

27

3.2 Размеры пенсии по инвалидности

31

Заключение

34

Список используемых источников и литературы

36

 


Введение

Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули практически все слои общества. Они существенно изменили отношение граждан к устоявшимся за многие годы экономическим ценностям. Естественно, данные процессы нашли свое отражение в Вооруженных Силах и других «силовых» ведомствах (далее – Вооруженные силы). Возникли серьезные проблемы в вопросах обеспечения оборонно-промышленного потенциала, национальной безопасности и могущества государства, стали очевидны ограниченные возможности страны по всестороннему обеспечению Вооруженных Сил. Возникла острая необходимость проведения военной реформы с целью оптимизации военного производства, распределения, обращения и потребления военно-экономических ресурсов.

При этом в ходе военной реформы все большее значение приобретает решение социальных вопросов. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к людям в погонах, значимость военной организации как важнейшего института государства. Значение этой проблемы определяется ее выходом на судьбы миллионов людей. В нашей стране каждая семья, так или иначе, связана с военной службой через службу по призыву сыновей, мужей, братьев, судьбу ветеранов, через память о минувших войнах и военных конфликтах, антитеррористических операциях.

Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда, повышенном риске. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость. Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих.

Предметом выступает законодательство, регулирующее эти общественные отношения.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятие и содержание пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.

При написании курсовой работы  использовались общие и частные научные методы, например, логический, формально-юридический, исторический, а также использовались нормативно-правовые акты, регулирующие в Российской Федерации вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а также учебная и популярная литература по данному направлению.


I.                        Общая характеристика пенсионного

обеспечения военнослужащих

1.1 История развития пенсионного обеспечения

военнослужащих в России

Правительственная поддержка (общественное призрение) отставных военнослужащих и военных инвалидов имеет в России значительную историческую традицию. В ранние времена это происходило либо в рамках традиционных племенных или семейных отношений, либо в виде благотворительности, но уже с XVII в. начали издаваться специальные законодательные акты, регламентирующие некоторые стороны социальной защиты бывших воинов. Одним из первых таких актов считается указ царя Алексея Михайловича «О назначении раненым лечебного денежного и кормового жалованья», изданный в 1663 г. Тогда же впервые отставных военных стали посылать в монастыри, где им давали содержание до смерти. Это была самая простая форма военного призрения, и с течением времени она постепенно усложнялась.

Как система социальное обеспечение в России начало складываться с обслуживания регулярной русской армии в годы реформ Петра I. Общественно-политическое, социально-экономическое развитие, рост внешнеполитической и военной активности России в XVIII в. вызвали значительное увеличение боевых и санитарных потерь русской армии, усилились потребности поддержки отставных военных и военных инвалидов.

Петр I считал государственной задачей необходимость решать вопросы о призрении в старости тех, «которые лучшие свои годы пожертвовали Царю и Отечеству». В 1712 г. он издает указ об учреждении во всех губерниях при монастырях госпиталей-богаделен для призрения военных инвалидов. Престарелые, раненые и увечные солдаты, признанные при осмотре еще годными к службе, рассылались по губерниям на заставы и в санитарные кордоны для обучения рекрутов.

В современном понимании пенсионное обеспечение первыми получили морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости.

В течение XVIII века преобладает натуральная форма обеспечения уволенных воинов. Ее основными видами были:

- «кормление» - с уходом в отставку за офицерами сохранялось право получения доходов с «кормовых» дворов, что служило средством их материального обеспечения;

- зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Такие команды, как правило - роты, создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральных военных учреждениях и т.п. По тем временам инвалидом являлся совсем не обязательно человек нетрудоспособный. Инвалидом становился и солдат, отслуживший положенные 25 лет.

- помещение дряхлых, неизлечимо больных воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома.

- содержание отставных воинов при монастырях. Монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти. Устанавливались нормы натурального довольствия каждого воина и денежных выплат ему, а также определялось число воинов на каждый монастырь.

Лишь в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные денежные пенсии, а увечным - независимо от количества прослуженных лет.

С первой половины XIX века денежные пенсии от правительства становятся основным видом в пенсионном обеспечении военнослужащих. В 1803 году принят первый Устав о пенсиях. В соответствии с ним военнослужащие по их пенсионному обеспечению подразделялись на два класса. К первому классу принадлежали те, кто прослужил не менее 20 лет и уволен ввиду ранений или болезни. Им назначалась пенсия в размере одной трети жалованья. Военные, уволенные по другим причинам, относились ко второму классу, и им пенсия исчислялась из меньшей денежной основы.

Позже принцип пенсионного обеспечения офицерского состава стал несколько другим - размер пенсии стал в большей мере зависеть от выслуги лет. За 20-летний стаж службы пенсия назначалась в размере инвалидного содержания (оно меньше жалованья – прим. автора), за 30 лет - половина жалованья и за 40 лет - полное жалованье, получаемое военнослужащим перед увольнением. Если военнослужащий увольнялся по болезни, то пенсия назначалась за выслугу и менее 20 лет в размере полного жалованья.

В 1827 году утверждается Второй Устав о пенсиях отставных военных и их семейств. В соответствии с ним за 35 лет безупречной службы назначалась пенсия, равная полному окладу жалованья по чинам, установленным в табели о рангах от 12 декабря 1816 года. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет - 1/3 полного оклада.

Таблица 1

Должностные оклады офицерского состава в России в 1846 году

Воинское звание

Оклад в рублях в год

Воинское звание

Оклад в рублях в год

полный генерал

3600

штабс-капитан

780

генерал-лейтенант

2160

поручик

720

генерал-майор

1800

подпоручик

690

полковник

1200

прапорщик

600

капитан

900

В конце 1852 года в Устав о пенсиях 1827 года были внесены изменения: с этого времени пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину. За 20 и 30 лет службы пенсии не назначались.

За выслугу в 25 лет генералы и офицеры имели право на пенсию из государственной казны в размере 50% от суммарного оклада содержания. За каждый год, прослуженный сверх 25 лет, размер пенсии увеличивался на 3%. За выслугу в 35 лет устанавливалась полная пенсия в размере 80% оклада. Были установлены максимальные и минимальные размеры пенсий: 7000 рублей и 300 рублей в год соответственно.

При увольнении военнослужащих по ранению или болезни обязательный срок выслуги на пенсию сокращался, а инвалидам «нетрудоспособным» пенсия назначалась в размере полного годового оклада содержания.

Можно сказать, что до 1917 года в России существовала достаточно продуманная и эффективная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий «служивому» человеку во время и после службы; продолжительная воинская служба стимулировалась среди прочих мер высокими размерами пенсий.

До августа 1918 года пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года.

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды обеспечения.

Также предусматривалось назначение лицам начсостава пенсии по инвалидности. Если инвалидность наступила в связи с прохождением военной службы, то пенсия назначалась:

инвалидам I группы в размере 100%;

инвалидам II группы - 75%;

инвалидам III группы - 50% оклада денежного довольствия.

Если инвалидность с прохождением службы была не связана, то пенсия назначалась в меньшем размере:

инвалидам I группы - 50%;

инвалидам II группы - 35% оклада денежного довольствия.

Этим же Постановлением были изменены размеры пенсий военнослужащих-инвалидов. Так, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий и увечий в бою или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, пенсии по инвалидности назначались в следующих размерах:

- инвалидам I группы - 75%;

- инвалидам II группы - 55%;

- инвалидам III группы - 40% от оклада денежного содержания.

В 1953 году ЦК КПСС и Советское Правительство принимают решение о значительном сокращении Вооруженных Сил и одновременном снижении срока выслуги для назначения пенсии с 25 до 20 лет. Это было логичным решением, так как в этот период из армии было уволено большое количество военнослужащих, в том числе кадровых военных. Лица, прослужившие более 20 лет в армии и на флоте, не получившие права на пенсию и не имевшие гражданской специальности, оказались в худшем положении, чем их сверстники, для которых служба в армии не являлась профессией. Естественным в этих условиях было принятие правительством постановления, которым. Первоначально пенсия за выслугу 20 лет назначалась в размере 40% окладов денежного содержания всем офицерам, увольняемым по любым причинам, независимо от возраста увольняемых офицеров.

Система пенсионного обеспечения военнослужащих в России и после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала военным пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в Вооруженных Силах.


1.2 Источники современного пенсионного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

Проведение реформирования Вооруженных Сил на современном этапе требует от органов государственного и военного управления проведения активной социальной политики в отношении военнослужащих, создания благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Одним из ее элементов является совершенствование системы пенсионного обеспечения военнослужащих.

Именно поэтому в системе государственного регулирования военной службы особое место занимают законодательные акты, закрепляющие социально-экономические гарантии военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Безусловно, пакет военных законов, принятый в 90-х годах прошлого века в совокупности с другими нормативно-правовыми актами положил начало ныне действующей системе пенсионного обеспечения военнослужащих, но реалии дня требуют ее дальнейшего развития. К большому сожалению, в настоящее время в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по социально-экономической защите военнослужащих.

Действующее законодательство о социально-экономической защите, в том числе о пенсионном обеспечении военнослужащих России, все еще остается хаотичным. В этой сфере действует около 100 актов бывшего СССР и Российской Федерации, причем актов разного уровня: законов, указов Президента Российской Федерации, приказов, инструкций, указаний различных министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования.

Основным источником правового регулирования пенсионного обеспечения граждан России является Конституция Российской Федерации. В частности статьей 39 гарантируются государственные пенсии в установленных законами случаях.

Действующая Конституция России, хотя и закрепляет широкий круг прав граждан страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в отношении военнослужащих. В такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущей ей ограничением прав и свобод человека, именно военнослужащий в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий социальной защиты со стороны государства. Хотелось бы, чтобы изначально статьи Конституции компенсировали отчуждение у военнослужащих их конституционных прав: права на свободу передвижения, права на выбор места жительства, некоторых гарантий личной безопасности, возможности заниматься предпринимательством, права на свободу вероисповедания и другие.

Основным законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан России, в том числе военнослужащих, является Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о государственных пенсиях). Указанным правовым актом устанавливаются основные понятия, относящиеся к пенсионному обеспечению, категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному обеспечению, виды пенсий, условия назначения пенсий, порядок их назначения, выплаты и расчетный размер социальной пенсии для назначения пенсий.

Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, является основным «военно-пенсионным законом», регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих. Данный закон пришел на смену Закону СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионом обеспечении военнослужащих» N 1467-I. Несмотря на значительные изменения в части основных понятий, определений и формулировок основные принципы пенсионного обеспечения, условия исчисления пенсий военнослужащих в новом Законе были полностью сохранены и получили дальнейшее развитие.

В соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, осуществляется пенсионное обеспечение:

1) проживающих в России

- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- лиц офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

- лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

2) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей (далее – военнослужащие, проходившие военную службу по контракту).

Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяет виды пенсий, условия определяющие право на назначение тех или иных пенсий, размеры, порядок исчисления, назначения и выплаты пенсий военнослужащим; в нем учтены все особенности военной службы, в том числе в период ведения боевых действий, службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие. Особые условия военной службы компенсируются льготной выслугой лет и возможностью выхода на пенсию без ограничения возраста, при наличии выслуги лет на военной службе в льготном исчислении 20 лет и более. Кроме этого, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение соответствующих категорий граждан и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц.


1.3 Понятие и виды пенсий военнослужащим

Пенсионное обеспечение военнослужащих занимает особое место в системе пенсионного обеспечения граждан нашей страны, согласно Конституции Российской Федерации являясь важным элементом социальной политики государства.

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Статьей 2 Федерального закона о государственных пенсиях определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению есть ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан, в случае наступления инвалидности.

В настоящее время, существующие виды пенсий военнослужащих зависят от оснований, определяющих право на тот или иной вид пенсии. В отечественном законодательстве они однозначно определены:

- за выслугу лет – при увольнении гражданина с военной службы в запас или отставку при наличии определенной выслуги, либо выслуги с учетом трудового стажа и определенных условий;

- по инвалидности – если гражданин, уволенный с военной службы в запас или отставку, стал инвалидом в определенных условиях.

Выплата пенсий военнослужащим обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение военнослужащих в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется федеральными органами исполнительной власти (Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ).

В период прохождения военной службы по призыву солдаты, матросы, сержанты и старшины могут иметь следующие воинские звания: войсковые (рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина) и корабельные (матрос, старший матрос, старшина 1 или 2 статьи, главный старшина, главный корабельный старшина).

До 1 января 2002 г. военнослужащим пенсия по Закону Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях» могла устанавливаться безотносительно к тому, была ли военная служба срочной (по призыву) или сверхсрочной (по контракту), а также независимо от воинских званий и иных обстоятельств.

Поэтому на основании этого Закона пенсию могли получить все те инвалиды из числа военнослужащих, на которых не распространялись нормы Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Это правило, в частности, касалось: бывших курсантов и слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования при их увольнении с военной службы до 1 марта 1993 г., либо после этой даты, но до заключения контракта о прохождении военной службы; женщин, проходивших военную службу в добровольном порядке в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, при их увольнении с военной службы до 5 августа 1976 г.; партизан гражданской и Великой Отечественной войн (кроме тех, кто в период последней занимал в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, которым пенсия устанавливается по Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Таким образом, выслуга на военной службе является одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Выслуга лет на военной службе, под которой понимается продолжительность нахождения гражданина на военной и (или) правоохранительной службе, учитываемая при определении объема и видов, предоставляемых ему социальных гарантий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение, выступает основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан.

В Российской Федерации граждане, проходившие военную службу, получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. Основная их масса получает право на пенсию от различных силовых ведомств в 45-50 лет. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Потому сегодня «выход на пенсию» для военнослужащего означает, как правило, смену места работы. В целом, по стране работают 96% военнослужащих запаса трудоспособного возраста и около 60% военнослужащих в отставке старше 60 лет. В среднем 88,7 % уволенных в запас (находящихся в отставке) военнослужащих продолжают трудиться.

С 25 июля 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», согласно которому военные пенсионеры и лица, приравненные к ним, приобрели право на одновременное получение пенсии от соответствующих ведомств, а также страховой части трудовой пенсии по старости от органов Пенсионного Фонда России.

Согласно внесенным в пенсионное законодательство изменениям, для установления страховой части трудовой пенсии необходимо соблюдение следующих условий: достижение военным пенсионером общеустановленного пенсионного возраста — 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин) и наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Всем лицам, которые достигли пенсионного возраста и выработали пятилетний страховой стаж до 25 июля 2008 года, страховая часть пенсии назначается с 1 января 2007 года, но не ранее даты приобретения права на указанную часть трудовой пенсии. Военным пенсионерам, которые достигли (или достигнут) пенсионного возраста после 25 июля 2008 года, страховая часть трудовой пенсии будет назначена с даты обращения.


 

Глава II. Пенсия за выслугу лет военнослужащим

2.1 Условия назначения пенсии военнослужащим за выслугу лет

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

Статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.

В первом случае (п. "а" ст. 13 Закона) необходимо наличие одновременно двух условий:

1) факт увольнения с военной или правоохранительной службы;

2) наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

Гражданам, проходившим военную или правоохранительную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору суда (при условии, если приговор вступил в законную силу до назначения данному лицу пенсии).

Во втором случае (п. "б" ст. 13 Закона) законодатель установил более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:

1) увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

2) достижение на день увольнения возраста 45 лет;

3) наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.

В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы, например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста. Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку в п. "б" ст. 13 однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Установленная законодателем норма, согласно которой право на получение пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа имеют только лица, уволенные с военной и правоохранительной службы по одному из трех оснований (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия), также не может расцениваться как ограничение пенсионных прав граждан.

Таким образом, введение соответствующей дифференциации в зависимости от оснований увольнения с военной службы не может рассматриваться как дискриминация военнослужащих, увольняемых по другим основаниям, по отношению к военнослужащим, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья. Тем самым законодатель предоставил преимущественное право военнослужащим, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли.


2.2 Размеры пенсии за выслугу лет

Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, имеющих выслугу 20 лет, установлена пенсия в размере 50 процентов суммы денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента суммы денежного довольствия, но не более 85 процентов этих сумм.

В случае если военнослужащий не имеет выслугу в размере 20 лет, но имеет общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, за общий трудовой стаж 25 лет устанавливается пенсия в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет - один процент указанных сумм денежного довольствия.

Таблица 1

Процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороне Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2010 г.

Выслуга лет

Размер %

Выслуга лет

Размер %

От 0,5 до 1

5

От 15 до 20

50

От 1 до 2

10

От 20 до 22

55

От 2 до 5

25

От 22 до 25

65

От 5 до10

40

свыше 25

70

От 10 до 15

45

Таблица 2

Размер окладов по должности в Министерстве обороны Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2010 г.

Тарифные разряды

Наименование должностей

Размер в рублях

Тарифные разряды

Наименование должностей

Размер в рублях

Солдаты, сержанты прапорщики, мичманы

25.

4894

1.

стрелок

1921

26.

Командир бригады

4998

2.

гранатометчик

2292

27.

5104

3.

Наводчик-оператор

2397

28.

5207

4.

Командир отделения

2500

29.

5414

5.

ЗКВ

2606

30

5623

6.

Начальник тренажера

2709

31.

Командир дивизии

5830

7.

Командир танка

2814

32.

5935

8.

ПК десантного катера

2916

33.

6040

9.

Старшина роты

3021

34.

6248

офицеры

35.

Командир корпуса

6455

10.

Командир взвода

3334

36.

6560

11.

3437

37.

6666

12.

3543

38.

6768

13.

3646

39.

6872

14.

Командир роты

3750

40

6975

15.

3853

41.

7081

16.

3959

42.

Начальник управления ГУ МО

7288

17.

4063

43.

7392

18.

Командир батальона

4166

44.

7871

19.

4269

45.

8060

20.

4374

46.

8246

21.

4477

47.

Начальник ГУ МО

8433

22.

4582

48.

8807

23.

Командир полка

4687

49.

8994

24.

4791

50

1-й ЗМО, главнокомандующий видом ВС

9182

Таблица 3

Размер окладов по воинской должности в Министерстве обороны Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2010 г.

Воинское звание

Размер оклада в рублях в месяц

Воинское звание

Размер оклада в рублях в месяц

Рядовой, матрос

1416

Ст. лейтенант

2284

Ефрейтор, ст. матрос

1579

Капитан, капитан-лейтенант

2474

Младший сержант, старшина 2 статьи

1640

Майор, капитан 3 ранга

2660

Сержант, старшина 1 статьи

1681

Подполковник, капитан 2 ранга

2848

Старший сержант, корабельный старшина

1725

Полковник, капитан 1 ранга

3034

Старшина, гл. корабельный старшина

1766

Генерал-майор, контр-адмирал

3410

Прапорщик, мичман

1912

Генерал-лейтенант, вице-адмирал

3597

Ст. прапорщик, ст. мичман

1953

Генерал-полковник, адмирал

3784

Мл. лейтенант

2015

Генерал армии, адмирал флота

3910

Лейтенант

2202

Порядок исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет регулируется Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".

Максимальный размер пенсии за выслугу лет не установлен, а вот минимальный размер не может быть ниже размера социальной пенсии.

При назначении пенсии за выслугу лет уволенным со службы военнослужащим, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в отдаленных, высокогорных местностях и определенных регионах в связи с выполнением особых задач, пенсии исчисляются исходя из обычных, а не персональных или повышенных окладов.

Пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим увеличиваются:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

инвалидам I группы - на 300 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам II группы - на 250 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам III группы - на 175 процентов размера социальной пенсии

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы - на 250 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам II группы - на 200 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам III группы - на 150 процентов размера социальной пенсии.

Пенсии, назначенные в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу лицам, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, при увеличении расчетного размера пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, в том числе возникших одновременно.


Глава III. Пенсия по инвалидности военнослужащим

3.1 Условия назначения пенсии военнослужащим по инвалидности

Инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, признанные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы (включая военные сборы) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или во время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины.

Уволенные с военной службы граждане право на пенсию по инвалидности приобретают независимо от продолжительности военной службы и времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы до обращения за пенсией, а также независимо от имевших место перерывов в инвалидности.

Для определения права гражданина, уволенного с военной службы, на пенсию по инвалидности и ее размера большое значение имеет группа и причина инвалидности, а также время наступления инвалидности, которые также устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, действующими на основании положений, утверждаемых органами исполнительной власти Российской Федерации. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и необходимости социальной защиты инвалиды подразделяются на три группы: I, II и III.

Инвалиды вследствие военной травмы - это лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

Инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - это лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

В целях регулирования правоотношений, связанных с прохождением военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дает детальное представление об исполнении обязанностей военной службы. Этим понятием охватывается:

а) участие в боевых действиях;

б) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами;

в) несение боевого дежурства (боевой службы);

г) участие в учениях и походах кораблей;

д) выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром;

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени ли если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке или на лечении;

з) прохождение военных сборов;

и) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

к) безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке;

л) защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

м) оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка;

н) иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

Также в соответствии со ст. 37 указанного Закона военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы не только в случаях исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, участия в учениях, выполнения приказа или распоряжения начальника и т.п., но также при следовании к месту службы и обратно, нахождении на лечении и др.

Не признается исполнением обязанностей:

а) нахождение вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске;

б) самовольное нахождение вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы;

в) нахождение в состоянии наркотического или токсического опьянения;

г) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного законом;

д) совершение самоубийства или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

Военнослужащий не признается получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (п. 2 ст. 37 названного Закона).

Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний военнослужащих, в том числе бывших, определяется военно-врачебными комиссиями (ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.


3.2 Размеры пенсии по инвалидности

Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в следующем размере:

1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

инвалидам I группы - 300 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам II группы - 250 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам III степени - 175 процентов размера социальной пенсии.

обеспечении и в настоящее время составляет 2562 рубля в месяц.

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного 2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

инвалидам I группы - 250 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам II группы - 200 процентов размера социальной пенсии;

инвалидам III степени - 150 процентов размера социальной пенсии.

Размер социальной пенсии установлен ст. 18 Федерального Закона о государственном пенсионном на 854 рубля в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи

Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II группы - 85%, III группы - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, включающего в себя оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но не ниже для инвалидов I группы - 300 процентов, II группы - 250 процентов, III группы - 175 процентов размера социальной пенсии.

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, но не ниже для инвалидов I группы - 250 процентов, II группы - 200 процентов, III группы - 150 процентов размера социальной пенсии.

К пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, предусмотрены надбавки и повышения:

1) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) - на уход за ними в размере 100 процентов социальной пенсии;

2) неработающим пенсионерам, инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, - 32 процента размера социальной пенсии на одного такого члена семьи, 64 процента на двух таких членов семьи, 100 процентов на трех и более таких членов семьи.

Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.

3) пенсионерам-инвалидам, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, - в размере 64 процентов размера социальной пенсии.

Здесь следует заметить, что в силу п. 14 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

С вступлением в силу Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона на военнослужащих-инвалидов, получивших увечья при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны.


Заключение

Анализ существующей в нашей стране системы пенсионного обеспечения военнослужащих дает основания говорить, что государство пока только учится отвечать перед гражданами за свои обязательства, нести ответственности за своих защитников в полном объеме. Вопрос об ответственности власти перед людьми в погонах – это базовый принцип государственного устройства. Без внятно разъясненных и разделяемых ими целей люди не хотят снижения уровня социально-экономического обеспечения. Всевозможные эксперименты, негативно отражающиеся на уровне жизни людей, посвятившие свою жизнь служению своему Отечеству, должны быть исключены из практики управления страной.

Существенные изменения, произошедшие в нашей стране в результате социально-экономических преобразований последних десятилетий, оказали воздействие на многие стороны жизни государства. Возникли серьезные противоречия, в том числе и в вопросах социальной защиты военнослужащих. В последнее десятилетие государство уделяло повышенное внимание увеличению денежного содержания действующим военнослужащим - за последние годы доходы военнослужащих в реальном исчислении уже выросли почти в два раза, но на военных пенсионерах, точнее на их пенсиях это практически никак не отразилось.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения серьезных корректировок в законодательство о социальном обеспечении военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Считаю первостепенной задачей реформирование структуры денежного довольствия военнослужащих: увеличение базовой части доли окладов денежного содержания до 50-60 процентов (сейчас - 17-20 %) в сумме денежного довольствия за счет сокращения ежемесячных дополнительных выплат и включения ряда надбавок в оклад денежного содержания.

В заключение хочу заметить, что пенсионная система – развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

 


Список используемых источников и литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации// «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// "Парламентская газета" от 20 декабря 2001 г. N 238-239

3. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня 2010 г.)// «Российская газета» от 21февраля 2005 г.

4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 14 февраля 2005 г. № 3-ФЗ // «Российская газета» от 25 февраля 2005 г.

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета от 6 апреля 1998 г.

6. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ//«Российская газета» от 30 августа 2004 г.

7. Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»// в редакции от 02.01.2000 г. опубликован в "Российской газете", N 1 - 3, 05.01.2000 г.

8. Федеральный Закон Российской Федерации 1996 г. «Об обороне»// "Российская газета" 6 июля 1996 г.

9. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001г., N 51, ст. 4832.

10. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1(в ред. 08.11.2007 г.) // Гарант. Правовая система.

11. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»//"Парламентская газета", N 47-49, 31.07.2008

12. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // Российская газета № 191 от 29.09.1999 г.

13.Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» // Красная звезда от 22 февраля 2005

14. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" // Гарант. Правовая система.

15. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 4 октября 1993 г., N 40, ст. 3753

16. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.01.2004 N 20, от 31.12.2004 N 886, от 30.04.2005 N 274, от 26.01.2007 N 46, от 09.11.2007 N 767)//"Собрание законодательства РФ", 10.03.2003, N 10, ст. 902.

17. Постановление Совета Министров СССР № 675 от 27 июня 1959 г. «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства Внутренних дел СССР// М. 1975

18. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 46 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих»// «Российская газета» от 5 июля 2002 г.

19. Приказ Министра обороны РФ 1996 г. № 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих».

20. Приказ Министра обороны РФ 2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

21. Приказ Министра обороны РФ 1996 г. № 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих».

22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" // "Российская газета" от 21 сентября 2005 г.

23. Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (с изменениями от 29 апреля 2005 г.) // "Российская газета" от 27 мая 2003 г.

Литература

1. Алексеева О.И. До равных возможностей еще далеко // Соц. защита, 2008. № 4

2. Азарова Е. Н. Инвалиды - военнослужащие // Соц. защита, 2002. N 6. С.11-16.

3. Батанов Г.Н. Интервью//Известия, 2004. 6 декабря.

4. Буянова М.О. Право социального обеспечения России. Учебник под ред К.Н.Гусова //М.: Велби, 2006.

5. Брант П. Полковое и ротное хозяйство//Военный сборник, 1863. №1.

6. Брант П. Офицерские квартиры//Военный сборник, 1864. № 8

7. Бродский Г.М., Бродский М.Н. «Право и экономика пенсионного обеспечения»// С-Пб., 2006.

8. Валент Р.К. Пенсионная реформа в России//М.; Книга, 2002

9. Вдовин В.И. Особенности социального обеспечения военных пенсионеров// Вестник государственного социального страхования, 2008 №2.

10. Гаврилов В.О. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // С.-Пб.: Питер, 2007.

11. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность, 2005. № 2

12. Гришин В. С. «Чернобыльцы ставят «неуд» // Соц. защита, 2009. N 2.

13. Жирнова И. Счётная палата выставила счет // Красная звезда. 2005. 19 октября.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России. Учебник// М.:БЕК, 2002 г.

14. Захаров М.Л. Тучкова Э.Г., Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// М.: Бек, 2004

15. Золотухин Г.Е., Копытов А.С. Комментарии законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших службу, и членов их семей. М. «За права военнослужащих», 2008.

16. Каверзнев А.Н. Краткое историческое обозрение правительственных мероприятий в России по обеспечению отставных служащих и их семейств// СПб, 1909.

17. Козин С.Т Пособия, страховые выплаты, пенсии, лечение // Соц. защита, 2007. N 9.

18. Корякин В.М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам военного права // М.:За права военнослужащих, 2006.

19. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. // М.: Диамант, 2005.

20. Линке П.А. В один карман кладут, из другого вынимают// Соц. защита, 2009. N 9.

21. Малеева Т.М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы// М.: Проматур, 2005.

22. Понятовская О. И. Уважение права и достоинства // Соц. защита, 2008. N 9.

23. Примочкин Б.С. "Русский дом" надежды // Соц. защита, 2007. N 2.

24. Попов Ю. М. Зарождение системы социальной защиты военнослужащих (XVIII в.) // Воронежский вестник архивиста. Вып. 2, 2004.

25. Петров К.С. Твоя будущая пенсия. Что дает индивидуальный учет пенсионных прав каждому из нас// Пенсия, 2005. № 8.

26. Смолин О. Человеческий капитал // Соц. защита, 2007. N 10.

27. Суханов А. Офицерам-инвалидам // Соц. защита, 2005. № 11

28. Тиванов С.С. Денежные капиталы в русской армии//М.: , 1996.

29. Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) //М.: Юридическая литература, 2006.

30. Ткачева Н.А. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: российский и зарубежный опыт // Ставрополь: Закон и право, 2005.

31. Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития законодательства// Журнал российского права, 1999. № 1.

32. Федотов А.И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ//М. Комкнига, 2006.

33. Форсова В. В. Общественное призрение военных и их семей в дооктябрьской России // Вестник РАН, 1996. № 8.

34. Хамзина Ж.А. Основания возникновения права на социальное обеспечение // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции (14 апреля 2005 г.). Омск; Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2005.

35. Чепурной А. Нормативная база отстала от жизни // Соц. защита, 2008. №2

36. Чиненный С. А. Пенсия не милость, а долг государства // Военно-исторический журнал, 1999. № 5.

37. Шайхатдатов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебн. пособие//Е.: Екатеринбург, 2004

38. Яременко В. А. Социальная защищенность военных чинов в России до 1917 г. // Новая и новейшая история, 2005. № 4.

39. Материалы ГлавФЭУ МО РФ.//Доклады МО РФ и его заместителям, справки, 2005. №398.

40. Материалы парламентских слушаний «Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей» // М.: Комитет по обороне Государственной Думы, 7 июня 2007.

PAGE  42


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65682. МІФОТВОРЧІСТЬ СУЧАСНИХ МУСУЛЬМАНСЬКИХ ЕЛІТ ЯК СОЦІАЛЬНА ДІЯ 137 KB
  Внаслідок цього виникає необхідність філософського осмислення найважливіших суспільних процесів що відбуваються в сучасному мусульманському світі зокрема соціальної міфотворчості. За подібних обставин стає можливим підштовхування народних мас мобілізованих за допомогою міфотворчості до конфронтації...
65683. Гігієнічна оцінка процесів формування особливостей особистості студентів медичних вищих навчальних закладів та шляхи їх корекції 394.5 KB
  У цьому контексті надзвичайно важливим слід вважати наукове обґрунтування підходів до збереження і зміцнення здоров’я студентської молоді що засвоюють медичні спеціальності в умовах навчання у ВНЗ визначення закономірностей формування соціально і професійнозначущих особливостей особистості студентів...
65684. НАУКОВІ ОСНОВИ КОРОЗІЙНОГО МОНІТОРИНГУ І ПРОГНОЗУВАННЯ ЗАЛИШКОВОГО РЕСУРСУ ОБЛАДНАННЯ ХІМІЧНОЇ ТА НАФТОПЕРЕРОБНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ 18.14 MB
  Для виробництва обладнання і апаратури нафтопереробної та хімічної промисловості використовують низку сталей які експлуатуються у різних технологічних середовищах за різних температур тисків що часто змінюються навіть на різних ділянках одного апарата.
65685. АКТОПРОТЕКТОРНІ ВЛАСТИВОСТІ НОВИХ ПОХІДНИХ 4-ОКСО(АМІНО-)ХІНАЗОЛІНУ (ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ) 624.5 KB
  Оцінити актопротекторну дію на щурів сполуки лідера в умовах гіпокінезії за показниками плавальної проби бігу у третбані тесту із статичним навантаженням емоційно-поведінкових реакцій у відкритому полі та динамікою морфологічної картини внутрішніх органів та м'язів.
65686. Механізм банківського мікрокредитування малого підприємництва в Україні 279.5 KB
  У вітчизняній економічній літературі науковотеоретичному обґрунтування суті й об’єктивної необхідності розвитку малого підприємництва та мікрокредитування присвячені праці О. Однак проблема фінансового забезпечення малого підприємництва за допомогою мікрокредитування у вітчизняній літературі...
65687. ПОВЕДІНКА СПОЖИВАЧА В СИСТЕМІ УПРАВЛІННЯ КОНКУРЕНТНОЮ СТРАТЕГІЄЮ ПІДПРИЄМСТВА 207.5 KB
  Вирішення питання удосконалення конкурентної стратегії підприємства з урахуванням поведінки споживача є актуальним для всіх складових елементів його системи управління. З огляду на це необхідним є забезпечення інтеграції особливостей поведінки споживача до розробки системи стратегічного управління...
65688. КАТЕГОРІЙНА СЕМАНТИКА КРАТНОСТІ В СИСТЕМІ МОВИ ТА ХУДОЖНЬОМУ ТЕКСТІ 164 KB
  На жаль українське мовознавство тривалий час стояло осторонь опрацювання цієї проблеми тому багато питань вже розв’язаних для багатьох інших слов’янських мов в україністиці ще перебувають у стадії дослідження. При цьому кратність тлумачать як аспектуальне значення що характеризує дієслова...
65689. ОПТИМІЗАЦІЯ ДИФЕРЕНЦІЙНОЇ ДІАГНОСТИКИ ДОБРОЯКІСНИХ ПУХЛИН ТА ПУХЛИНОПОДІБНИХ УТВОРЕНЬ ЯЄЧНИКІВ 266 KB
  Для досягнення мети поставлені такі задачі: Дати клінічну характеристику пацієнток із доброякісними новоутвореннями яєчників та оцінити діагностичну чутливість та специфічність ультразвукових методів трансабдомінальна трансвагінальна сонографія та допплерометрія...
65690. МОРФОГЕНЕТИЧНІ ПАРАЛЕЛІ РОЗВИТКУ СЕРЦЯ ТА ПЛАЦЕНТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМУ ОНТОГЕНЕЗІ 4.49 MB
  Доведено що ембріон людини найбільш чутливий до будь-яких ушкоджувальних чинників у перші дні і тижні його внутрішньоутробного розвитку коли відбувається формування ранньої плаценти структурної основи взаємодії між матір’ю та ембріоном Петренко В.