98827

Организация бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Определены основные понятия данной сферы деятельности; изучена нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет на малых предприятиях в РФ; описаны особенности синтетического и аналитического учета на примере малого предприятия; по результатам изучения сделан ряд выводов и намечены пути совершенствования ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

Русский

2015-11-07

245.5 KB

1 чел.


Основные данные о работе

Версия шаблона

Филиал

СГА

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Бухгалтерский финансовый учет

Тема

Организация бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

№ контракта

 


Содержание

Введение...........................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета субъектов

малого предпринимательства........................................................................................5

1.1 Основные понятия субъектов малого предпринимательства................................5

1.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета на

предприятиях малого бизнеса........................................................................................7

1.3 Особенности бухгалтерского и налогового учета субъектов

малого предпринимательства.........................................................................................10

2 Организация бухгалтерского учета в ООО «УТС – Экспедиция»...........................15

2.1 Организационно–экономическая характеристика ООО «УТС–Экспедиция» ....15

2.2 Организация бухгалтерского учета в ООО «УТС – Экспедиция»........................16

Заключение........................................................................................................................25

Глоссарий..........................................................................................................................26

Список использованных источников..............................................................................27

Приложения.......................................................................................................................28


Введение

Актуальность выбранной темы определяется стремительным развитием рыночных отношений, необходимостью принимать своевременные управленческие решения, основой для которых служит достоверная и точная информация, которую, в свою очередь, можно получить, имея хорошо налаженный бухгалтерский учет.

В этой связи представляет несомненный практический и теоретический интерес более подробное рассмотрение методических основ к изучению бухгалтерского учета.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по поддержке малого бизнеса и практическая их реализация требуют серьезного изучения уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности. Поэтому важным является определение роли значения малого предпринимательства в современной экономике, определение его нормативного регулирования, изучение и совершенствование учетных процессов малого бизнеса.

Целью данной работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, овладение методикой аналитической работы, анализ методики организации бухгалтерского учета на конкретном малом предприятии.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

определены основные понятия данной сферы деятельности;

изучена нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет на малых предприятиях в РФ;

описаны особенности синтетического и аналитического учета на примере малого предприятия;

по результатам изучения сделан ряд выводов и намечены пути совершенствования ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

Объектом исследования является ООО «УТС - Экспедиция».

Предметом исследования курсовой работы являются особенности организации ведения бухгалтерского учета на малом предприятии.

При написании работы использовались

Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

законы, указы, постановления Правительства РФ;

приказы Минфина РФ и Комитета РФ по торговле;

учебные пособия, периодическая литература,  а также первичная документация, учетные регистры и отчетность изучаемого предприятия.


Основная часть

1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства

1.1 Основные понятия субъектов малого предпринимательства

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. Термин «малые предприятия» не определяет организационно-правовую форму, а характеризует размер предприятия, при этом критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий.

Законодательство РФ определяет понятие «малое предприятие». Так с 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).  Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее - Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе и от количества наемных работников.

Малые предприятия как хозяйствующий субъект обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Такое предприятие, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены его организационно-правовая форма, наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, условия реорганизации и прекращения деятельности и пр.

Малый бизнес имеет множество преимуществ. Это, прежде всего, гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре - намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся  спрос.

Малое предприятие не  связано производственной программой,  разработанной  на  перспективу; не отягощено  финансовыми обязательствами  перед  акционерами,  ожидающими  дивидендов  от  вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только  найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд  ли встанет  проблема  организованного   противодействия   наемных   работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или  уровень  заработной платы [14,112]

Однако, несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явлениям, без поддержки государства. Соответственно в связи с тем, что малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, решают многие социальные и экономические проблемы, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

1.2 Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Наличие юридически обоснованной нормативно-правовой базы помогает решать многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства, выбора оптимальной системы налогообложения и форм бухгалтерского учета, заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

 Организация и ведение бухгалтерского учета малыми предприятиями и вопросы налогообложения в настоящее время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

В настоящее время сложилась 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень

Наименование

Нормативные документы

I

Законодательный

Федеральные законы,

постановления Правительства РФ,

указы Президента РФ

I I

Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

I II

Методический

Нормативные акты(иные чем положения),

методические указания и методические рекомендации, письма Минфина РФ

IV

Организационно-распорядительный

Учетная политика организации

Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. Это, в первую очередь, - федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особую роль  на этом уровне играет федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).

Для субъектов малого бизнеса может быть предусмотрена упрощенная система бухгалтерского учета.

Также важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета представлен положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.

Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н)

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);

Четвёртый уровень представлен внутренними рабочими документами предприятия, которые разрабатываются руководителями. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Одним из основных документов этого уровня является учетная политика. При ее разработке предприятия должны руководствоваться следующими допущениями (правилам), предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»:

Имущественная обособленность;

Непрерывность деятельности;

Последовательность применения;

Временная определённость фактов хозяйственной деятельности.

Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», таких как требование полноты, осмотрительности, приоритета, содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности

1.3 Особенности бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

ввести в штат должность бухгалтера;

передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специальной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

вести бухгалтерский учет лично.

Сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации является начальным этапом бухгалтерского учета малого предприятия. Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности малым предприятиям предназначены регистры бухгалтерского учета.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;

журнально-ордерной формы для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

Соответственно руководство малого предприятия самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы.

Работниками при ведении бухгалтерского учета на малых предприятиях также используются схемы корреспондентских счетов, что позволяет избежать ошибок при ведении учета. Все записи, оформляемые в рамках бухгалтерского учета, в итоге находят свое отражение в основном отчетном документе – балансе предприятия.

Как уже было отмечено ранее, малые предприятия в праве применять упрощенную форму бухгалтерского учета, которая в свою очередь может вестись:

по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство – дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг).

По завершении месяца эти затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», с отражением соответственно в графах книги «Затраты на производство – кредит» и «Реализация – дебет», при этом в графе 3 Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции».

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация – кредит», и оборотом по графе «Реализация – дебет». Выявленный результат отражается в книге отдельной строкой:

в графе 3 делается запись «Финансовый результат за месяц»;

в графах «Сумма», «Реализация – дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование – кредит» или «Реализация – кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование – дебет» показывается сумма финансового результата за месяц.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К числу таких регистров относятся:

ведомость учёта основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма В-1 (применяется для аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств по счёту 01 «Основные средства», а также расчета сумм амортизационных отчислений по счет 02 «Амортизация основных средств»);

ведомость учёта производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма В-2 (предназначена для аналитического и синтетического учёта производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 "Материалы" 41 "Товары", 43 «Готовая продукция», а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретённым материальным ценностям по счету 19 "НДС по приобретённым ценностям");

ведомость учёта затрат на производство - форма  В-3 (применяется для аналитического и синтетического учёта затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" (для учёта капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме  В-3);

ведомость учёта денежных средств и фондов - форма  В-4 (применяется для учёта денежных средств и фондов, учёт которых ведётся на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Амортизация основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчётные счета", 52 "Валютные счета", 99 "Прибыли и убытки", 80 "Уставный капитал" и 84 "Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)");

ведомость учёта расчётов и прочих операций - форма В-5 (используется для учёта операций на счетах бухгалтерского учёта, подразделяющихся на субсчета и требующих учёта нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Специальные счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчёты по налогам и сборам", 69 "Расчёты по социальному страхованию и обеспечению", 66 "Расчёты по краткосрочным кредитам и займам", 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»);

ведомость учёта реализации - форма В-6 (оплата) (применяется при использовании кассового метода - по мере оплаты расчётных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчётный счёт) на бухгалтерском счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками;

ведомость учёта расчётов и прочих операций - форма  В-6 (отгрузка) (применяется при определении финансового результата для целей налогообложения с использованием метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платёжных документов в учреждение банка) на следующих бухгалтерских счетах: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы";

ведомость учёта расчётов с поставщиками - форма В-7 (применяется для учёта расчётов с поставщиками, учитываемых на счёте 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками");

ведомость учёта оплаты труда - форма В-8 (предназначена для учёта расчётов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счёте 70 "Расчёты по оплате труда");

ведомость (шахматная) - форма В-9 (является регистром синтетического учёта и предназначена для обобщения данных текущего учёта и взаимной проверки правильности произведённых записей по счетам бухгалтерского учёта).

Каждая ведомость, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия включаются:

а) бухгалтерский баланс (форма № 1);

б) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

отчет о движении капитала (форма № 3);

 отчет о движении денежных средств (форма № 4);

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

пояснительная записка;

г) отчет об использовании бюджетных ассигнований организаций (форма № 2–2) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета. Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

Таким образом, грамотный и обдуманный подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.


2 Организация бухгалтерского учета в ООО «УТС – Экспедиция»

2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «УТС – Экспедиция»

Транспортная компания ООО «УТС – Экспедиция» функционирует на рынке транспортных услуг, первоначально была ориентирована на грузоперевозки в конкретных направлениях и с узкой спецификой. Затем организация грузоперевозок переросла в организацию транспортно - экспедиционных услуг.

Сейчас ООО «УТС – Экспедиция» занимает лидирующие позиции по Иркутской области среди аналогичных компаний.

Основные направления деятельности ООО «УТС – Экспедиция»:

транспортировка грузов средне и крупнотоннажным автотранспортом по России;

экспедирование;

охрана груза на время пути следования;

дополнительное страхование груза;

погрузо-разгрузочные работы.

На сегодняшний день собственный автопарк компании насчитывает более 20 машин различной грузоподъемности. Существующий автопарк постоянно обновляется путем замены старых машин на новые. Водители компании выступают в качестве экспедиторов, что позволяет нести полную материальную ответственность перед клиентами за принятый к перевозке груз.

Организационная структура ООО «УТС – Экспедиция» состоит из нескольких подразделений и представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Схема организационной структуры управления ООО «УТС – Экспедиция»

Важную роль в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия играет экономическая служба. На основе систематического анализа работы организации, в том числе объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет направления технических и организационных мероприятий по повышению технической готовности подвижного состава и совершенствованию эксплуатационной и коммерческой деятельности предприятия.

Экономический отдел представляет собой бухгалтерию во главе с главным бухгалтером. Соответственно в функции данного отдела входит  учет наличия средств предприятия, их сохранности и уровня использования, выполнение финансового плана, работа по организации расчетов с клиентами, поставщиками и финансовыми органами, организация первичного учета расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

В состав материально - технической базы ООО «УТС – Экспедиция» входят помещения по стоянке автотранспорта предприятия, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств.

ООО «УТС – Экспедиция» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доход»  с налоговой ставкой 6%.

2.2 Организация бухгалтерского учета в ООО «УТС – Экспедиция»

На предприятии ООО «УТС – Экспедиция» бухгалтерский учет ведется в журнально-ордерной форме с помощью программы 1С: Предприятие.

Начальным этапом бухгалтерского учёта является сплошное документирование всех хозяйственных операций путём составления определенных носителей первичной учетной информации. Данное предприятие применяет для документирования хозяйственных операций унифицированные формы первичных документов, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Программа предусматривает возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки на основании первичных документов заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок.

Синтетический учет основных средств в ООО «УТС – Экспедиция»ведется на активном счете 01 "Основные средства". На этом счете отражается наличие и движение собственных основных средств по первоначальной стоимости.

Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия в инвентарных карточках (ф. ОС-6) (Приложение 1). Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств (ф. ОС-7) и хранятся в картотеке бухгалтерии. На основании инвентарных карточек составляется ведомость учета движения основных средств (ф. ОС-8) за месяц. В ней содержится информация о поступлении и выбытии основных средств в разрезе каждого объекта, их стоимости и сумме износа.

Для обобщения информации об износе основных средств в ООО «УТС – Экспедиция»предназначен счет 02 "Амортизация основных средств". Амортизация начисляется линейным способом. Расчет износа производится в разработочной таблице.

Учитывая специфику начисления амортизации по автотранспорту, его расчет производится в разработочной таблице "Расчет амортизации по автотранспорту", из которой итоговые суммы переносятся в общую таблицу. Начисленная амортизация включается в издержки производства ежемесячно.

Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1. Согласно этим документам в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6 (Приложение 1).

Для целей бухгалтерского учета сумма начисленной амортизации признается расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В данном случае ежемесячно начиная с января 2011 г. организация отражает в бухгалтерском учете сумму начисленной амортизации исходя из определенного комиссией срока полезного использования автомобиля – 4 года. Ежегодная норма амортизации по данному основному средству равна 25%, ежемесячная – 2,083%.Ежемесячно бухгалтер отражает суммы начисленной амортизации проводкой:

Дебет 26 Кредит 02

Эти проводки отражаются в ведомостях аналитического учета затрат на производство 12, 15 и в журналах-ордерах 10 и 10/1.

Синтетический учет затрат на производство в условиях полной журнально-ордерной формы учета ведется в журнале-ордере 10, который предназначен для обобщения производственных расходов и их группировки по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Все затраты, образующие себестоимость перевозок автомобильным транспортом группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат:

Материальные затраты

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация основных фондов;

Прочие затраты

Сведения о затратах по каждому из этих элементов группируются на соответствующих счетах ООО «УТС – Экспедиция». Так, расход материалов отражается на кредите счета 10 "Материалы" с указанием корреспондирующих с ним дебетуемых счетов, что и позволяет распределить расход материалов между хозяйственными процессами, а расходы на оплату труда - на кредите счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в разрезе корреспондирующих счетов.

Сумма отчислений на социальные нужды показывается на кредите счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", а сумма амортизации основных средств на кредите счета 02 "Амортизация основных средств" распределяется между хозяйственными процессами по корреспондирующим счетам. Сумма прочих расходов определяется по данным кредитовых оборотов счетов: 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.

Таким образом, система счетов бухгалтерского учета обеспечивает учет всех затрат по экономическим элементам и их распределение между хозяйственными процессами.

Так, материальные затраты включают стоимость израсходованных в процессе производства, работ и услуг, различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильной резины и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам, и других малоценных предметов, а также расходы на оплату услуг (труда) производственного характера, выполняемых как сторонними предприятиями, так и собственными силами предприятия, не относящиеся к основному виду деятельности.

В составе затрат на топливо отражается стоимость всех видов топлива, приобретенных со стороны (бензина, дизельного топлива, мазута, различных видов масел и так далее), расходуемого на эксплуатационные нужды автомобильного транспорта (расходы на топливо составляют около 30% всех затрат предприятия). Учет топлива и масел осуществляется на счете 10/3.
При отпуске масел, бензина или дизтоплива оформляется лимитно-заборная карта. В ней указывается получатель, номер и марка машины, на которую списывается дизтопливо и масла.

Данные по расходу топлива в литрах ежедневно заносятся в группировочную ведомость по каждой машине, которая сдается бухгалтеру, ведущему учет ГСМ. Бухгалтер вносит данные ведомости в программу. Экономист, обрабатывающий путевые листы, заносит данные о заправке из них в программу по зарплате. В этой программе заложены данные о норме расхода топлива по каждой машине, и она автоматически, в конце месяца, подсчитывает, сколько фактически было израсходовано топлива и сколько должно быть израсходовано по норме.

В затратах на энергию отражается стоимость электроэнергии, расходуемой на технологические (электросварку, электроплавку, электромеханическую обработку металлов, гальванические работы и так далее), энергетические, осветительные и другие хозяйственные нужды предприятия. В составе затрат на материалы также отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.

Материальные затраты списывают как прямые затраты производства в дебет счета 20 "Основное производство". Материальные затраты на общепроизводственные и общехозяйственные нужды списываются соответственно в Дебет счетов 25 и 26, а в конце месяца распределяются пропорционально заработной плате со списанием на счет 20.

Начисленная по предприятию заработная плата учитывается на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По дебету этого счета отражаются выплаты, удержания и вычеты; по кредиту - начисленная заработная плата за месяц, выплаты из фондов специального назначения. По кредиту счета фиксируются также остаток денег за предприятием, начисленные пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие выплаты.

Аналитический учет заработной платы ведется в расчетно-платежных ведомостях, карточках учета, машинограммах начислений и удержаний, лицевых счетах, расчетных листах (книжках) и др. Для всех категорий работающих на предприятии ведутся табели учета рабочего времени. Записи ведут руководители подразделений (участков). В конце каждого месяца они передаются в бухгалтерию.

Для водителей применяется сдельно-премиальная оплата труда. Для экспедиторов - должностные оклады согласно штатному расписанию. Зарплата работников, занятых в основном производстве, учитывается на счете 20, зарплата работников общепроизводственного и общехозяйственного значения соответственно на счетах 25 и 26.

Для учета операций по суммам, выданным в подотчет работникам на хозяйственные расходы, ведется счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

В соответствии с НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не уплачивают ЕСН. Но обязаны начислять и уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование с последующим уменьшением на уплаченную сумму уплачиваемого единого налога.

Учет денежных средств ведется с использованием счетов 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет». Бухгалтер ежедневно сдает кассовый отчет на проверку главному бухгалтеру под роспись. Первого числа, следующего за отчетным месяцем, сдается главному бухгалтеру ж/о № 1. Бухгалтер по выпискам банка ежедневно записывает в ж/о № 2 операции по приходу и расходу, 2-го числа, следующим за отчетным, месяца сдается главному бухгалтеру ж/о №2.

Через кассу осуществляются следующие операции:

приходуются полученные наличные средства;

производятся платежи по своим обязательствам перед другими лицами в пределах установленной ЦБ РФ суммы (предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей по одному платежу);

производится выдача заработной платы и подотчетных сумм.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей.

Кассир оформляет первичные кассовые документы и ведет кассовую книгу.

Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций:

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

№ КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»

№ КО-4 «Кассовая книга»

№ КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

Журнал регистрации приходных и расходных платежных документов

При обращении клиента (заказчика) в организацию ООО «УТС – Экспедиция» заключает договор на оказание услуг по перевозке грузов и/или экспедировании.

Осуществляя оказание таких услуг, предприятие получает доход, который в соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99) признается выручкой от оказания услуг.

Финансовый результат от реализации услуг определяют по счету 90 "Продажи". Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности предприятия, а также для определения финансового результата по ним.

К счету 90 "Продажи" в ООО «УТС – Экспедиция» открыты следующие субсчета:

90/1 "Выручка";

90/2 "Себестоимость";

90/9 "Прибыль по обычным видам деятельности".

Сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту субсчета 1 "Выручка" счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость услуг списывается с кредита счетов 20 "Основное производство" и др. в дебет субсчета 2 "Себестоимость" счета 90 "Продажи". Субсчет 9 "Прибыль/убыток по обычным видам деятельности" в ООО «УТС – Экспедиция» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

В ООО «УТС – Экспедиция» записи по субсчетам 1 и 2 счета 90 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2, 9 и кредитового оборота по субсчету 1 счета 90 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают со счета 90-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведут по каждому виду оказанных услуг: транспортные, экспедиционные.

Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах в ООО «УТС – Экспедиция»  используют счет 91 "Прочие доходы и расходы". Субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" отражает сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается со счета 91-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, на отчетную дату счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо не имеет.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности ООО «УТС – Экспедиция»  в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки. Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

В ООО «УТС – Экспедиция»  по окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывают. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумму убытка списывают с кредита счета 99 в дебет счета 84. Аналитический учет по счету 99 обеспечивает формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Бухгалтерский учет налогов и сборов в ООО «УТС – Экспедиция» ведется на счете 68, кредитовый оборот по которому показывает начисление задолженности предприятия бюджету по налогам, а дебетовый оборот свидетельствует об уплате налогов в бюджет. Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется в оборотной ведомости по аналитическим счетам по каждому субсчету счета 68.

Синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотно-сальдовой ведомости, куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета - они обязательно должны быть равны.

После записи оборотов и сальдо по всем субсчетам, включаемым в оборотно-сальдовую ведомость, итоговое сальдо по счету 68 переносится в Главную книгу. Начисление единого налога отражается проводкой:

Дт 99.2 Кт 68.11 – начислен единый налог.

Сумма налога вправе быть уменьшена на сумму уплаченных вносов на обязательное пенсионное страхование. Уплата единого налога отражается проводкой:

Дт 68.11 Кт 51 –перечислен налог в бюджет.


Заключение

Становление и развитие малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в России и за рубежом. В этом направлении остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них важными являются вопросы учета, отчетности, налогообложения.

В данной курсовой работе было проведено исследование организации и ведения бухгалтерского учета на малом предприятии по оказанию услуг по перевозке грузов ООО «УТС - Экспедиция».

В процессе выполнения работы были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.

В работе раскрыты теоретические аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства, а также организации бухгалтерского учета, дана организационно – экономическая характеристика исследуемого предприятия, изучено ведение бухгалтерского учета на предприятии. По итогам анализа учета на предприятии были сделаны следующие выводы:

Учет ведется в соответствии с законодательной и нормативной базой.

Организация применяет специализированную программу учета 1С:Бухгалтерия, в связи с применением которого у ООО «УТС – Экспедиция» отсутствует  возможность адаптации к особенностям учета.

Незначительное разделение труда среди сотрудников бухгалтерской службы, что отрицательно сказывается на организации учетного процесса.

Выполнение главным бухгалтером и работниками бухгалтерии смежных и несвойственных функций, таких как ведение кадрового учета, решение юридических вопросов, подготовка договоров, выполнение функций финансового менеджмента.

На основании выявленных недостатков даны практические рекомендации по совершенствованию организации и ведению учета на предприятии.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Бухгалтерский учет

служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений

2

Бухгалтерская отчетность

свод взаимосвязанных показателей, представляемых соответствующим образом утвержденных формах, итогов работы предприятия за истекший отчетный период

3

Учетная политика

Документ регламентирующий деятельность предприятия

4

Статистический учет

изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов

5

Оперативно-технический учет

для наблюдения и контроля за отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью оперативного на них воздействия

6

Налоговый учет

для определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и ведется на основании бухгалтерских документов

7

Отчетность

единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

8

Бухгалтерского баланса

содержит данные об имуществе организации (активах) и его источниках (пассивах) на начало и конец отчетного периода

9

Отчет о прибылях и убытках

призван характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, а также обеспечившие их доходы и расходы по обычным видам деятельности

10

Отчет об изменениях капитала

предназначен для отражения данных о наличии на начало и конец отчетного и предыдущего годов капитала организации в разрезе его составляющих (уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)) с выделением причин, обусловивших изменение этих составляющих и всего капитала в целом


Список использованных источников

1

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 г.)

2

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Минфина РФ от 18.09.2006 г. №43н

3

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 г. №60н

4

Бородина В.В. Бухгалтерский учет. М.: Книжный мир, 2007. – 348 с

5

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2007. – 528 с

6

Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Основы бухгалтерского учета: задачи и вопросы. М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 318 с.

7

Камышанов П.И., Камышанов А.П. Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.:ОМЕГА-Л, 2007. – 438 с.

8

Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. М.:Экзамен, 2007. – 736 с.

9

Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2006. – 518 с.

10

Медведева М.Ю. Общая теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. М.: Дело и сервис, 2007. – 752 с.

11

Рахман З., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. М.: ИНФРА-М, 2006. – 412 с.

12

Татур С.К. Роль учета в управлении производством. – М.: Финансы, 20071. – 298 с.

14

Тэор Л.Р. Бухгалтерский учет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 160 с.

15

Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учебно-методическое пособие. – М.: ФМШ МИФИ, 2007. – 400 с.


Приложения

А

Б

В


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33185. Экономическое содержание оборотного капитала. Структура оборотных активов организации и источники их финансирования 16.37 KB
  Иными словами это средства фирмы вложенные в текущие активы оборотные средства. Оборотные средства это денежные средства авансируемые для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. В состав оборотных средств входят: запасы товарноматериальных ценностей дебиторская задолженность средства в расчетах денежные средства. Кроме разделения по составу оборотные средства можно классифицировать: по месту и роли в процессе воспроизводства...
33186. Определение потребности в оборотном капитале организации и эффективность его использования 21.76 KB
  66 Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в них. Это обусловливает необходимость формирования оборотных средств в определенном размере. Выяснение потребности организации в финансовых ресурсах для создания конкретных видов запасов осуществляется посредством нормирования оборотных средств. Нормирование оборотных средств осуществляется на каждом предприятии в строгом соответствии со сметами затрат на производство и непроизводственные нужды и бизнеспланом отражающим все стороны...
33187. Сущность, содержание, принципы, предмет и метод бухгалтерского учета 17.45 KB
  67 Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Принципы бухгалтерского учета используемые в российской учетной практике: 1 бухгалтерский учет имущества обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности...
33188. Сущность аудита и его задачи. Постулаты аудита. Классификация видов аудита 15.83 KB
  Постулаты аудита. Классификация видов аудита.68 Аудит предпринимательская деятельность аудиторов аудиторских организаций по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности платежнорасчетной документации налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации.
33189. Финансовая аренда (лизинг). Виды лизинга. Преимущества лизинга. Схемы расчета лизинговых платежей 15.32 KB
  Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта от 5 до 10 лет и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Возвратный лизинг заключается в продаже собственником промышленным предприятием оборудования лизинговой компании с одновременным заключением договора лизинга на это оборудование в качестве пользователя. В результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием. Лизинг это...
33190. Понятие инвестиционного портфеля. Типы портфеля, принципы и этапы формирования, стратегия управления 14.84 KB
  90 Инвестиционный портфель совокупность ценных бумаг приобретенных инвесторами. Существует три типа портфеля ценных бумаг: рискованный портфель консервативный портфель и комбинированный портфель. Рискованный портфель формируется из рискованных ценных бумаг доля которых в портфеле составляет 70. Комбинированный портфель формируется из надежных ценных бумаг приобретаемых на отностительно большой период времени и из рискованных с повышенным доходом состав которых все время обновляется.
33191. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 790.1 KB
  Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил созданием мирового рынка углублением международного разделения труда МРТ формированием мировой системы хозяйства интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей. Различаются национальная мировая международная региональная валютные системы. Исторически вначале возникли национальные валютные системы закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной...
33192. Сущность страхования. Классификация видов страхования. Формы страхования 13.43 KB
  41 Страхование это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий страховых случаев за счет денежных фондов формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов страховых премий. К таким имущественным интересам относятся интересы связанные: с жизнью здоровьем трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица личное страхование; с владением пользованием распоряжением имуществом имущественное страхование;...
33193. Рынок ценных бумаг и его роль в современной экономике. Виды рынков ценных бумаг и их функции 15.34 KB
  Виды рынков ценных бумаг и их функции.47 В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Однако товары продаваемые на рынке ценных бумаг являются товаром особого рода поскольку ценные бумаги это лишь титул собственности документы дающие право на доход но не реальный капитал.