98827

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Культурные достижения Древнего Китая. Конфуцианско-даосистская картина мира. Система ценностей. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

Русский

2017-02-21

50 KB

6 чел.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

                              План.

  1. Культурные достижения Древнего Китая.
  2. Конфуцианско-даосистская картина мира.

Система ценностей.

  1. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

            Литература.

Культурология. Учебное пособие для студентов  вузов.

Ростов-на-Дону 1997, с. 171-174.

Культурология Учебное пособие для студентов  вузов . \ под редакцией  А.И. Марковой,  М., 1995, с. 20-32.

Полищук В.И. Культурология.\ Учебное пособие, М., 1999, с. 220-242.

Древнекитайская философия, в 2 томах М., 1972.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая М., 1987.

Дж. Роули, Принципы Китайской живописи. М.,1989.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960 .

  1. Слово "Китай" в русском языке взято из языка  народов Средней Азии.

(по имени китаев, народа монгольского происхождения). Ближневосточное и западноевропейское название страны происходит от слова "цин"( по названию древнекитайского царства Цзинь).

История Китая, начинается с эпохи неолита,насчитывается не менее семи тысяч  лет. Китайская культура является одной из самых древних в мире.

В 5-2  вв. до нашей эры, в эпоху "Воюющих государств" происходит формирование древнекитайской культуры как

культурного единого типа. Сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Культура Древнего Китая  стала основой его средневековой и даже современной культуры.

"Отгороженность" Древнего Китая   от внешнего мира послужила   причиной устойчивости его культурных традиций.

Традиционализм, бережное отношение к многовековым традициям свойственны Китайской культуре.

Культурная преемственность в Китае привела к созданию особого типа  древней цивилизации с централизованной властью и бюрократической системой управления. Культ Неба и сакрализация власти  императора- Сына Неба ,

выступают  символоми китайскоготрадиционализма.

В   конце 3 в до н. э. при императоре Цинь Шихуанди

( первом императоре Цинь) Китай превратился в мощное централизованное государство. По приказу императора было положено начало строительству Великой  Китайской стены ("стены длиною в 10 тысяч ли"(ли-576 м), как ее называли).

Стена была построена в оборонительных целях, но  значение ее было еще и  в том, чтобы изолировать страну. В различных странах, во все времена,  диспотии стремились создать общество и культуру закрытого типа.

Несмотря на  стремление к "закрытости ", "изолированности", величайшие достижения Китайской культуры: шелк, бумага, порох, компас,- стали достижениями мировой культуры, которая вбирала их в течение многих веков.

  1. Картина мира у китайцев цельная и гармоничная. В основе миропонимания два начала - " ян" и "инь", обозначающие противоположные явления: тьму и свет, воду и огонь, пассивное и активное, мужское и женское начала. Понятие ян и инь разрабатывались  многими философскими школами. Оба эти начала тяготеют к единству, которое выступает как великое первоначало,  соединяющие в себе  возможности всех перемен. Инь и ян порождены великим переделом, инь , достигая предела, превращается  в ян, и наоборот.

Гармония в отношениях ян и инь определяет состояние мира, общества, культуры,  лежит в основе целесообразности человеческих поступков.

Мировоззрение формировалось в китайском обществе по средствам книг, входивших в "Пятикнижие" (  "У- цзин"). Самой сложной и древней из них  является «Книга перемен» («И-цзин»).

[См. :Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960].

«И-цзин» представляет собой сборник гадательно-магических текстов.

В книге 64 графических знака (гексограммы).

Практика гаданий была широко распространена в Китае.

Люди годали по книге, определяя линию своего поведения, стремясь разрешить сомнения. Умение ждать, не подгоняя события, быть терпеливыми, - характерная черта психологии китайского народа.

В древнекитайское «Пятикнижие», помимо «И-цзин», входили «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга песен» (« Ши-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), и летопись «Чунь-цю».

Знание хотя бы одной из книг высоко чтилось в китайском обществе.

Каждую из пяти кафедр, учрежденного императором У-ди (140-87 до н. э.) университета, возглавлял специалист по одной из книг «У- цзин». Книги оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и культуры китайского народа.

Картина мира гармонична. Гармония внутренне присуща миру и переделывать его не нужно, нужно лишь уподобиться  природе. Принцип невмешательства, действие, соизмеримое, сообразное с законом  природы выражено в Китае  термином «ву-вэй».

В основе  гармонии общества и природы – идея социо- этико- политического порядка. Эта идея поддерживается всеми китайскими религиями: даосизмом, конфуцианством , позднее буддизмом.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (7-6 вв. до н. э.)

Легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет. С его именем связывают «Книгу о дао и дэ». Дао- путь, соединяющий человека и мир, устраняющий одномерность человеческого сознания . Дао – основа всего сущего. Дэ- индивидуальное проявление дао. У человека, слушающего дао объемное, а не  линейное восприятие вещи, фиксирующее    изменения.

Основатель конфуцианства - Кун Фу- цзы(ок. 551-479 гг. до н. э.).

Конфуций был советником правителя царства Лу. Он известен как философ и педагог. Основы конфуцианства  изложены учениками Конфуция в книге «Суждения и беседы»

(«Лунь-юй»). На основе противопоставления своего века веку минувшему, Конфуций показывает  в своем учении идеал совершенного человека, обладающего гуманностью и чувством долга. «Пусть отец будет отцом, сын- сыном, государь -государем, чиновник- чиновником»- так определяет Кун-цзы основной принцип  социального порядка  Поднебесной.

  Во время правления Цинь Шихуанди  ученики Конфуция преследовались. В эпоху Хань  (3 в. до н.- 3 в. н. э.) конфуцианство возрождается и  становится государственной религией вплоть до эпохи Моа – Цзэдуна.

Постепенно сложилисьнормы, стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в социальной иерархии.

Основы социального порядка - строгое повиновение старшим.    Отец, чиновник, государь- авторитет для младшего, подчиненного, поданного.

Конфуций считал государство большой семьей, а семью малым государством. Семья – сердцевина общества. Интересы семьи  выше любви как личного и эмоционального.

Культурные традиции, восходящие к конфуцианству остаются неотъемлемой частью  Китайской культуры.

  1. В основе Китайского искусства  идея единства человека и природы. Даже в письменности – иероглифике - предстает идеальная структурная модель художественного произведения.

В китайской иероглифике – каллиграфии -  сочетаются элементы динамичности и отсутствие застывшей  симметрии.

Китайский художник стремился постичь «Ци»- полноту присутствия  Дао в картине.

Фундаментальные понятия китайской живописи: естественность (цзы-жань), непроизвольность (и), всеобщие принципы (ли), «костяк образа» (гу- фа), сила структуры (ши), изобразительная           реальность (ши), время года (цзин), движение жизни (шэн-дун), движение кисти (би), и туши (мо).

Американский искусствовед Дж. Роули, крупнейший  в мире знаток китайского  искусства, называет произведения  китайской живописи тушью, лучшими  памятниками философии Дао. «Эти китайские картины предполагают состояние взаимозамещений и переходов  зримого и незримого».

Китай - родина уникальной живописи на шелке, а также живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых».

«Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - древнейший трактат, в котором мир реализуется через дерево ицветок.

«Благородные цветы»- пион, лотос; обычные – вьюнок, петушиный гребень. Мир птиц представлен сороками, орлами, гусями.

Во все времена для достижения высочайшего творческого состояния  китайские живописцы настаивали на необходимости  медитации и сосредоточения духа. Цзин Хао, рассуждая, о присутствии ци в творчестве живописца писал:

Сердце внемлет, кисть свершает

  Без усилий мысли появляются образы.

В китайской эстетике живопись измеряется двумя параметрами: философией (дух художника) и каллиграфией (линия).

В Китае ученый и художник сливались  в одном лице.

« Теория динамической симметрии или геометрический дизайн вызывали бы отвращение у китайского художника с его даосской любовью к свободе и спонтанности. И все же не вызывает сомнения важность работы интеллекта как одного из первейших условий его творчества».

[Роули Д. Принципы Китайской живописи  М., 1989, с. 51]

В китайской классической живописи, как в целом, в китайской культуре  сочетается видение природы какживого организма с традиционализмом и   реализмом, что делает ее величайшим достижением мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65527. Особливості саморегуляції курсантів у період адаптації до навчання в цивільному вищому навчальному закладі 221 KB
  Проблема психічної саморегуляції курсантів у період адаптації до навчання в цивільному вищому навчальному закладі є актуальною для підготовки військових фахівців у системі інтегрованої вищої освіти яка дозволяє разом із цивільною спеціальністю опановувати військовим фахом.
65528. ТРИВИМІРНЕ МОДЕЛЮВАННЯ У ПРОМИСЛОВОМУ ДИЗАЙНІ УКРАЇНИ КІНЦЯ XX – ПОЧАТКУ XXI СТОЛІТТЯ 187 KB
  За цих умов набуває актуальності проблема підготовки фахівців з якісно новим рівнем професійного мислення основаного на знанні компютерних інструментів і сучасних технологій передусім тривимірного моделювання умінням правильного вибору компютерної системи для розробки дизайнерського продукту.
65529. АДМІНІСТРАТИВНО-ПРАВОВА ОХОРОНА АТМОСФЕРНОГО ПОВІТРЯ 168.5 KB
  Одним із таких чинників що несприятливо впливають на здоровя людей є забруднення атмосферного повітря спричинене викидами від стаціонарних і пересувних джерел а також у результаті транскордонного перенесення повітряних мас.
65530. МАТЕМАТИЧНЕ МОДЕЛЮВАННЯ ПЕРЕХІДНИХ ПРОЦЕСІВ В БАГАТОМАШИННИХ ШАХТНИХ ЕЛЕКТРОТЕХНІЧНИХ КОМПЛЕКСАХ 331.5 KB
  Зокрема це стосується випадку захисного вимкненні електромережі технологічної дільниці шахти в разі наявності небезпечного струму витоку на землю. Збільшення рівнів та інтервалів існування електрорушійної сили ЕРС вибігу двигунів через збільшення потужності останніх та ємності...
65531. СИСТЕМНІ ТА ФІЗИКО-МЕХАНІЧНІ ОСНОВИ ПРОЕКТУВАННЯ РОЗПУШУВАЧІВ ҐРУНТУ 411.5 KB
  Розробка комплексу нових знарядь можлива при системному підході тобто при розгляді обробітку ґрунту як доповнення до природних ґрунтоутворюючих процесів на основі більш повного урахування механічних фізичних і біологічних властивостей ґрунту.
65532. Створення адаптивних засобів обліку і аналізу якості електроенергії 391 KB
  Обсяг спожитої електричної енергії фіксується електролічильниками а її якість контролюється приладами для вимірювання показників якості. Подана робота присвячена питанням розробки адаптивних засобів обліку електроенергії вимірювання показників її якості та відтворення...
65533. МЕТОДИ, МОДЕЛІ ТА ЗАСОБИ ПРОЕКТУВАННЯ І УПРАВЛІННЯ БІЗНЕС-ПРОЦЕСАМИ ДЛЯ ОРГАНІЗАЦІЙНО-ТЕХНІЧНИХ ОБ’ЄКТІВ УПРАВЛІННЯ 721 KB
  Сучасне процесне управління підприємствами і організаціями включає в себе управління гнучкими бізнеспроцесами орієнтованими на користувача і мінливими під впливом внутрішніх і зовнішніх чинників.
65534. МАЛЕ ПІДПРИЄМНИЦТВО В СИСТЕМІ РЕГІОНАЛЬНОГО РОЗВИТКУ 322 KB
  Хоч протягом усього пeрiоду ринкових рeформ в eкономiчнiй лiтeртурi бгто увги придiлялося проблeмм розвитку в Укрїнi млого бiзнeсу лe його стн всe щe злишється нeздовiльним. Проблeм полягє нвiть нe в кiлькiсних прмeтрх функцiонувння цiєї сфeри якi поступово полiпшуються нсмпeрeд у структурi вiтчизняного...
65535. Інформаційна технологія синтезу моделей систем управління автоматизованими процесами 1.05 MB
  При створенні нових інформаційних технологій ІТ сучасні компютери та різні спеціалізовані математичні моделі слугують фундаментом побудови нових методів перетворення інформації для складних систем управління ССУ.