98827

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Культурные достижения Древнего Китая. Конфуцианско-даосистская картина мира. Система ценностей. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

Русский

2017-02-21

50 KB

6 чел.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

                              План.

  1. Культурные достижения Древнего Китая.
  2. Конфуцианско-даосистская картина мира.

Система ценностей.

  1. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

            Литература.

Культурология. Учебное пособие для студентов  вузов.

Ростов-на-Дону 1997, с. 171-174.

Культурология Учебное пособие для студентов  вузов . \ под редакцией  А.И. Марковой,  М., 1995, с. 20-32.

Полищук В.И. Культурология.\ Учебное пособие, М., 1999, с. 220-242.

Древнекитайская философия, в 2 томах М., 1972.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая М., 1987.

Дж. Роули, Принципы Китайской живописи. М.,1989.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960 .

  1. Слово "Китай" в русском языке взято из языка  народов Средней Азии.

(по имени китаев, народа монгольского происхождения). Ближневосточное и западноевропейское название страны происходит от слова "цин"( по названию древнекитайского царства Цзинь).

История Китая, начинается с эпохи неолита,насчитывается не менее семи тысяч  лет. Китайская культура является одной из самых древних в мире.

В 5-2  вв. до нашей эры, в эпоху "Воюющих государств" происходит формирование древнекитайской культуры как

культурного единого типа. Сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Культура Древнего Китая  стала основой его средневековой и даже современной культуры.

"Отгороженность" Древнего Китая   от внешнего мира послужила   причиной устойчивости его культурных традиций.

Традиционализм, бережное отношение к многовековым традициям свойственны Китайской культуре.

Культурная преемственность в Китае привела к созданию особого типа  древней цивилизации с централизованной властью и бюрократической системой управления. Культ Неба и сакрализация власти  императора- Сына Неба ,

выступают  символоми китайскоготрадиционализма.

В   конце 3 в до н. э. при императоре Цинь Шихуанди

( первом императоре Цинь) Китай превратился в мощное централизованное государство. По приказу императора было положено начало строительству Великой  Китайской стены ("стены длиною в 10 тысяч ли"(ли-576 м), как ее называли).

Стена была построена в оборонительных целях, но  значение ее было еще и  в том, чтобы изолировать страну. В различных странах, во все времена,  диспотии стремились создать общество и культуру закрытого типа.

Несмотря на  стремление к "закрытости ", "изолированности", величайшие достижения Китайской культуры: шелк, бумага, порох, компас,- стали достижениями мировой культуры, которая вбирала их в течение многих веков.

  1. Картина мира у китайцев цельная и гармоничная. В основе миропонимания два начала - " ян" и "инь", обозначающие противоположные явления: тьму и свет, воду и огонь, пассивное и активное, мужское и женское начала. Понятие ян и инь разрабатывались  многими философскими школами. Оба эти начала тяготеют к единству, которое выступает как великое первоначало,  соединяющие в себе  возможности всех перемен. Инь и ян порождены великим переделом, инь , достигая предела, превращается  в ян, и наоборот.

Гармония в отношениях ян и инь определяет состояние мира, общества, культуры,  лежит в основе целесообразности человеческих поступков.

Мировоззрение формировалось в китайском обществе по средствам книг, входивших в "Пятикнижие" (  "У- цзин"). Самой сложной и древней из них  является «Книга перемен» («И-цзин»).

[См. :Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960].

«И-цзин» представляет собой сборник гадательно-магических текстов.

В книге 64 графических знака (гексограммы).

Практика гаданий была широко распространена в Китае.

Люди годали по книге, определяя линию своего поведения, стремясь разрешить сомнения. Умение ждать, не подгоняя события, быть терпеливыми, - характерная черта психологии китайского народа.

В древнекитайское «Пятикнижие», помимо «И-цзин», входили «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга песен» (« Ши-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), и летопись «Чунь-цю».

Знание хотя бы одной из книг высоко чтилось в китайском обществе.

Каждую из пяти кафедр, учрежденного императором У-ди (140-87 до н. э.) университета, возглавлял специалист по одной из книг «У- цзин». Книги оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и культуры китайского народа.

Картина мира гармонична. Гармония внутренне присуща миру и переделывать его не нужно, нужно лишь уподобиться  природе. Принцип невмешательства, действие, соизмеримое, сообразное с законом  природы выражено в Китае  термином «ву-вэй».

В основе  гармонии общества и природы – идея социо- этико- политического порядка. Эта идея поддерживается всеми китайскими религиями: даосизмом, конфуцианством , позднее буддизмом.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (7-6 вв. до н. э.)

Легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет. С его именем связывают «Книгу о дао и дэ». Дао- путь, соединяющий человека и мир, устраняющий одномерность человеческого сознания . Дао – основа всего сущего. Дэ- индивидуальное проявление дао. У человека, слушающего дао объемное, а не  линейное восприятие вещи, фиксирующее    изменения.

Основатель конфуцианства - Кун Фу- цзы(ок. 551-479 гг. до н. э.).

Конфуций был советником правителя царства Лу. Он известен как философ и педагог. Основы конфуцианства  изложены учениками Конфуция в книге «Суждения и беседы»

(«Лунь-юй»). На основе противопоставления своего века веку минувшему, Конфуций показывает  в своем учении идеал совершенного человека, обладающего гуманностью и чувством долга. «Пусть отец будет отцом, сын- сыном, государь -государем, чиновник- чиновником»- так определяет Кун-цзы основной принцип  социального порядка  Поднебесной.

  Во время правления Цинь Шихуанди  ученики Конфуция преследовались. В эпоху Хань  (3 в. до н.- 3 в. н. э.) конфуцианство возрождается и  становится государственной религией вплоть до эпохи Моа – Цзэдуна.

Постепенно сложилисьнормы, стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в социальной иерархии.

Основы социального порядка - строгое повиновение старшим.    Отец, чиновник, государь- авторитет для младшего, подчиненного, поданного.

Конфуций считал государство большой семьей, а семью малым государством. Семья – сердцевина общества. Интересы семьи  выше любви как личного и эмоционального.

Культурные традиции, восходящие к конфуцианству остаются неотъемлемой частью  Китайской культуры.

  1. В основе Китайского искусства  идея единства человека и природы. Даже в письменности – иероглифике - предстает идеальная структурная модель художественного произведения.

В китайской иероглифике – каллиграфии -  сочетаются элементы динамичности и отсутствие застывшей  симметрии.

Китайский художник стремился постичь «Ци»- полноту присутствия  Дао в картине.

Фундаментальные понятия китайской живописи: естественность (цзы-жань), непроизвольность (и), всеобщие принципы (ли), «костяк образа» (гу- фа), сила структуры (ши), изобразительная           реальность (ши), время года (цзин), движение жизни (шэн-дун), движение кисти (би), и туши (мо).

Американский искусствовед Дж. Роули, крупнейший  в мире знаток китайского  искусства, называет произведения  китайской живописи тушью, лучшими  памятниками философии Дао. «Эти китайские картины предполагают состояние взаимозамещений и переходов  зримого и незримого».

Китай - родина уникальной живописи на шелке, а также живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых».

«Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - древнейший трактат, в котором мир реализуется через дерево ицветок.

«Благородные цветы»- пион, лотос; обычные – вьюнок, петушиный гребень. Мир птиц представлен сороками, орлами, гусями.

Во все времена для достижения высочайшего творческого состояния  китайские живописцы настаивали на необходимости  медитации и сосредоточения духа. Цзин Хао, рассуждая, о присутствии ци в творчестве живописца писал:

Сердце внемлет, кисть свершает

  Без усилий мысли появляются образы.

В китайской эстетике живопись измеряется двумя параметрами: философией (дух художника) и каллиграфией (линия).

В Китае ученый и художник сливались  в одном лице.

« Теория динамической симметрии или геометрический дизайн вызывали бы отвращение у китайского художника с его даосской любовью к свободе и спонтанности. И все же не вызывает сомнения важность работы интеллекта как одного из первейших условий его творчества».

[Роули Д. Принципы Китайской живописи  М., 1989, с. 51]

В китайской классической живописи, как в целом, в китайской культуре  сочетается видение природы какживого организма с традиционализмом и   реализмом, что делает ее величайшим достижением мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25047. Историческая типология рассматривает три основных типа культуры 35 KB
  Доиндустриальная культура: общество с аграрной экономикой и патриархальной традиционной культурой. Древнейшая доиндустриальная культура бесписьменна. Индустриальная культура характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства увеличением городского населения формированием и развитием национальных культур. Постиндустриальная культура получила несколько названий: сверхиндустриальная цивилизация О.
25048. Вербальное общение (знаковое) 34.5 KB
  В любом тексте письменном или устном реализуется система языка. Существует несколько видов речевой деятельности: говорение использование языка для того чтобы чтото сообщить; слушание восприятие содержания звучащей речи; письмо фиксация содержания речи на бумаге; чтение восприятие зафиксированной на бумаге информации. C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное а с точки зрения количества участников на межличностное и массовое. С точки зрения социального и культурного статуса...
25049. Соціокультурні світи 34 KB
  Будьякий соціокультурний світ відрізняється не тільки своєрідністю культури але й звичаями життя у ньому. Соціокультурні світи можуть бути замкнуті у сферу якоїнебудь окремої етнічної культури наприклад світ Стародавнього Єгипту чи світ інків. Але на відміну від національних культур вони не обов`язково виникають на основі етнічної спільності і можуть охоплювати різні народи і країни наприклад світ європейського середньовіччя світ арабської культури.
25050. Вихідним моментом інформаційно-семіотичного підходу до культури 58.5 KB
  І такими видами смислів виступають знання цінності і регулятиви. Відповідно цьому знання те що дається пізнанням цінності те що встановлюється за допомогою оцінки і регулятиви те чим регулюються дії представляють собою три основних види смислів. Знання когнітивний смисл лат cognitio знання пізнання це інформація про властивості об'єкту. Невірне помилкове твердження це також знання тільки недостовірні якщо враховувати що у знаннях є елемент суб'єктивності і що істинність їх відносна; Таким чином знання важлива...
25051. Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком 36.5 KB
  Как человек творит культуру так и культура формирует человека обусловливает цели и смысл его бытия развивает его собственную сущность. Существенными определяющими ведущими для человека в целом являются не биологические а общественные закономерности его развития 191. Анализируя соотношение человека и культуры исследователи отмечают его многоаспектный характер. Духовность человека это богатство мыслей сила чувств и убеждений.