98827

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Культурные достижения Древнего Китая. Конфуцианско-даосистская картина мира. Система ценностей. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

Русский

2017-02-21

50 KB

6 чел.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

                              План.

  1. Культурные достижения Древнего Китая.
  2. Конфуцианско-даосистская картина мира.

Система ценностей.

  1. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

            Литература.

Культурология. Учебное пособие для студентов  вузов.

Ростов-на-Дону 1997, с. 171-174.

Культурология Учебное пособие для студентов  вузов . \ под редакцией  А.И. Марковой,  М., 1995, с. 20-32.

Полищук В.И. Культурология.\ Учебное пособие, М., 1999, с. 220-242.

Древнекитайская философия, в 2 томах М., 1972.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая М., 1987.

Дж. Роули, Принципы Китайской живописи. М.,1989.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960 .

  1. Слово "Китай" в русском языке взято из языка  народов Средней Азии.

(по имени китаев, народа монгольского происхождения). Ближневосточное и западноевропейское название страны происходит от слова "цин"( по названию древнекитайского царства Цзинь).

История Китая, начинается с эпохи неолита,насчитывается не менее семи тысяч  лет. Китайская культура является одной из самых древних в мире.

В 5-2  вв. до нашей эры, в эпоху "Воюющих государств" происходит формирование древнекитайской культуры как

культурного единого типа. Сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Культура Древнего Китая  стала основой его средневековой и даже современной культуры.

"Отгороженность" Древнего Китая   от внешнего мира послужила   причиной устойчивости его культурных традиций.

Традиционализм, бережное отношение к многовековым традициям свойственны Китайской культуре.

Культурная преемственность в Китае привела к созданию особого типа  древней цивилизации с централизованной властью и бюрократической системой управления. Культ Неба и сакрализация власти  императора- Сына Неба ,

выступают  символоми китайскоготрадиционализма.

В   конце 3 в до н. э. при императоре Цинь Шихуанди

( первом императоре Цинь) Китай превратился в мощное централизованное государство. По приказу императора было положено начало строительству Великой  Китайской стены ("стены длиною в 10 тысяч ли"(ли-576 м), как ее называли).

Стена была построена в оборонительных целях, но  значение ее было еще и  в том, чтобы изолировать страну. В различных странах, во все времена,  диспотии стремились создать общество и культуру закрытого типа.

Несмотря на  стремление к "закрытости ", "изолированности", величайшие достижения Китайской культуры: шелк, бумага, порох, компас,- стали достижениями мировой культуры, которая вбирала их в течение многих веков.

  1. Картина мира у китайцев цельная и гармоничная. В основе миропонимания два начала - " ян" и "инь", обозначающие противоположные явления: тьму и свет, воду и огонь, пассивное и активное, мужское и женское начала. Понятие ян и инь разрабатывались  многими философскими школами. Оба эти начала тяготеют к единству, которое выступает как великое первоначало,  соединяющие в себе  возможности всех перемен. Инь и ян порождены великим переделом, инь , достигая предела, превращается  в ян, и наоборот.

Гармония в отношениях ян и инь определяет состояние мира, общества, культуры,  лежит в основе целесообразности человеческих поступков.

Мировоззрение формировалось в китайском обществе по средствам книг, входивших в "Пятикнижие" (  "У- цзин"). Самой сложной и древней из них  является «Книга перемен» («И-цзин»).

[См. :Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960].

«И-цзин» представляет собой сборник гадательно-магических текстов.

В книге 64 графических знака (гексограммы).

Практика гаданий была широко распространена в Китае.

Люди годали по книге, определяя линию своего поведения, стремясь разрешить сомнения. Умение ждать, не подгоняя события, быть терпеливыми, - характерная черта психологии китайского народа.

В древнекитайское «Пятикнижие», помимо «И-цзин», входили «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга песен» (« Ши-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), и летопись «Чунь-цю».

Знание хотя бы одной из книг высоко чтилось в китайском обществе.

Каждую из пяти кафедр, учрежденного императором У-ди (140-87 до н. э.) университета, возглавлял специалист по одной из книг «У- цзин». Книги оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и культуры китайского народа.

Картина мира гармонична. Гармония внутренне присуща миру и переделывать его не нужно, нужно лишь уподобиться  природе. Принцип невмешательства, действие, соизмеримое, сообразное с законом  природы выражено в Китае  термином «ву-вэй».

В основе  гармонии общества и природы – идея социо- этико- политического порядка. Эта идея поддерживается всеми китайскими религиями: даосизмом, конфуцианством , позднее буддизмом.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (7-6 вв. до н. э.)

Легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет. С его именем связывают «Книгу о дао и дэ». Дао- путь, соединяющий человека и мир, устраняющий одномерность человеческого сознания . Дао – основа всего сущего. Дэ- индивидуальное проявление дао. У человека, слушающего дао объемное, а не  линейное восприятие вещи, фиксирующее    изменения.

Основатель конфуцианства - Кун Фу- цзы(ок. 551-479 гг. до н. э.).

Конфуций был советником правителя царства Лу. Он известен как философ и педагог. Основы конфуцианства  изложены учениками Конфуция в книге «Суждения и беседы»

(«Лунь-юй»). На основе противопоставления своего века веку минувшему, Конфуций показывает  в своем учении идеал совершенного человека, обладающего гуманностью и чувством долга. «Пусть отец будет отцом, сын- сыном, государь -государем, чиновник- чиновником»- так определяет Кун-цзы основной принцип  социального порядка  Поднебесной.

  Во время правления Цинь Шихуанди  ученики Конфуция преследовались. В эпоху Хань  (3 в. до н.- 3 в. н. э.) конфуцианство возрождается и  становится государственной религией вплоть до эпохи Моа – Цзэдуна.

Постепенно сложилисьнормы, стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в социальной иерархии.

Основы социального порядка - строгое повиновение старшим.    Отец, чиновник, государь- авторитет для младшего, подчиненного, поданного.

Конфуций считал государство большой семьей, а семью малым государством. Семья – сердцевина общества. Интересы семьи  выше любви как личного и эмоционального.

Культурные традиции, восходящие к конфуцианству остаются неотъемлемой частью  Китайской культуры.

  1. В основе Китайского искусства  идея единства человека и природы. Даже в письменности – иероглифике - предстает идеальная структурная модель художественного произведения.

В китайской иероглифике – каллиграфии -  сочетаются элементы динамичности и отсутствие застывшей  симметрии.

Китайский художник стремился постичь «Ци»- полноту присутствия  Дао в картине.

Фундаментальные понятия китайской живописи: естественность (цзы-жань), непроизвольность (и), всеобщие принципы (ли), «костяк образа» (гу- фа), сила структуры (ши), изобразительная           реальность (ши), время года (цзин), движение жизни (шэн-дун), движение кисти (би), и туши (мо).

Американский искусствовед Дж. Роули, крупнейший  в мире знаток китайского  искусства, называет произведения  китайской живописи тушью, лучшими  памятниками философии Дао. «Эти китайские картины предполагают состояние взаимозамещений и переходов  зримого и незримого».

Китай - родина уникальной живописи на шелке, а также живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых».

«Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - древнейший трактат, в котором мир реализуется через дерево ицветок.

«Благородные цветы»- пион, лотос; обычные – вьюнок, петушиный гребень. Мир птиц представлен сороками, орлами, гусями.

Во все времена для достижения высочайшего творческого состояния  китайские живописцы настаивали на необходимости  медитации и сосредоточения духа. Цзин Хао, рассуждая, о присутствии ци в творчестве живописца писал:

Сердце внемлет, кисть свершает

  Без усилий мысли появляются образы.

В китайской эстетике живопись измеряется двумя параметрами: философией (дух художника) и каллиграфией (линия).

В Китае ученый и художник сливались  в одном лице.

« Теория динамической симметрии или геометрический дизайн вызывали бы отвращение у китайского художника с его даосской любовью к свободе и спонтанности. И все же не вызывает сомнения важность работы интеллекта как одного из первейших условий его творчества».

[Роули Д. Принципы Китайской живописи  М., 1989, с. 51]

В китайской классической живописи, как в целом, в китайской культуре  сочетается видение природы какживого организма с традиционализмом и   реализмом, что делает ее величайшим достижением мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.
81653. Поетичні картини ранньої і пізньої осені в творах Ліни Костенко 37.5 KB
  Книга природи – наймудріша книга. Спілкування з природою дає нам радість. Природа – це джерело краси, яка не може залишити байдужою навіть найнезворушливішу людину. Не випадково багато видатних мислителів і письменників, художників і поетів, зодчих і композиторів прагнули втілити у своїх творах нетлінну красу природи.
81654. Ми тебе не забули, Тарасе! 871 KB
  Шевченка виставка книг Шевченка виставка літератури про Шевченка Імя освячене любовю портфоліо Життєвий шлях плакат літопис долі Кобзаря газета Шевченко художник репродукції картин квітка памяті Вінок Заповітів Шевченка кросворд плакат Шануємо Кобзаря карта Шевченківських місць в Україні дитячі малюнки до пейзажної лірики.
81655. Краса мрій про майбутнє і нове 83 KB
  У гірській країні на схилі великої і старої гори знайшов прихисток маленький Горбик. А маленький Горбок мріяв про казки чарівні далекІ країни і чудеса які йому ніяк не вдавалося побачити самому. З усіх боків його оточували високі гори і тому Горбок міг мріючи дивитися тільки вгору на безмежно таємниче і загадкове зоряне небо.
81656. Перенос слова 36.5 KB
  Задачи: Образовательная: на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание, память, активность, грамотную речь учащихся;
81657. Людина починається з добра! Урок-спектакль за творами В.О. Сухомлинського 74 KB
  Мета: Продовжувати знайомство учнів з творами В.О. Сухомлинського; формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди допомагає іншим, поважає, піклується про стареньких, добре ставиться до рідних і друзів; навчати учнів оцінювати вчинки головних героїв оповідань, наслідувати їх позитивні риси, прагнути до самовдосконалення...
81658. Цвіркун та праця 52 KB
  Обладнання: малюнок цвіркуна мурашки торбинка запитань словникові слова картинки з написом Обвинувачі Захисники карта світу. За що боровся сірійський народ Що цікавого можна розповісти про про автора Які бувають цвіркуни Прочитайте рядки про весняне пробудження цвіркуна Знайдемо рядки осуду цвіркуна мурашиним родом.
81659. Аппликация из бумаги и картона. Виды бумаги и картона. Свойства картона. Последовательность действий при работе с бумагой и картоном по шаблону. Изготовление сюжетной аппликации «Ежик» 73 KB
  Сказочный персонаж ежик Шуршик стаканчики с водой полоски бумаги и картона альбомы для уроков труда бумага картон клей ножницы шаблоны салфетки. Вспомним о разновидности бумаги проведем исследовательскую работу чтобы раскрыть свойства картона и выполним практическую работу по изготовлению аппликации.