98827

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Культурные достижения Древнего Китая. Конфуцианско-даосистская картина мира. Система ценностей. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

Русский

2017-02-21

50 KB

6 чел.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

                              План.

  1. Культурные достижения Древнего Китая.
  2. Конфуцианско-даосистская картина мира.

Система ценностей.

  1. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

            Литература.

Культурология. Учебное пособие для студентов  вузов.

Ростов-на-Дону 1997, с. 171-174.

Культурология Учебное пособие для студентов  вузов . \ под редакцией  А.И. Марковой,  М., 1995, с. 20-32.

Полищук В.И. Культурология.\ Учебное пособие, М., 1999, с. 220-242.

Древнекитайская философия, в 2 томах М., 1972.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая М., 1987.

Дж. Роули, Принципы Китайской живописи. М.,1989.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960 .

  1. Слово "Китай" в русском языке взято из языка  народов Средней Азии.

(по имени китаев, народа монгольского происхождения). Ближневосточное и западноевропейское название страны происходит от слова "цин"( по названию древнекитайского царства Цзинь).

История Китая, начинается с эпохи неолита,насчитывается не менее семи тысяч  лет. Китайская культура является одной из самых древних в мире.

В 5-2  вв. до нашей эры, в эпоху "Воюющих государств" происходит формирование древнекитайской культуры как

культурного единого типа. Сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Культура Древнего Китая  стала основой его средневековой и даже современной культуры.

"Отгороженность" Древнего Китая   от внешнего мира послужила   причиной устойчивости его культурных традиций.

Традиционализм, бережное отношение к многовековым традициям свойственны Китайской культуре.

Культурная преемственность в Китае привела к созданию особого типа  древней цивилизации с централизованной властью и бюрократической системой управления. Культ Неба и сакрализация власти  императора- Сына Неба ,

выступают  символоми китайскоготрадиционализма.

В   конце 3 в до н. э. при императоре Цинь Шихуанди

( первом императоре Цинь) Китай превратился в мощное централизованное государство. По приказу императора было положено начало строительству Великой  Китайской стены ("стены длиною в 10 тысяч ли"(ли-576 м), как ее называли).

Стена была построена в оборонительных целях, но  значение ее было еще и  в том, чтобы изолировать страну. В различных странах, во все времена,  диспотии стремились создать общество и культуру закрытого типа.

Несмотря на  стремление к "закрытости ", "изолированности", величайшие достижения Китайской культуры: шелк, бумага, порох, компас,- стали достижениями мировой культуры, которая вбирала их в течение многих веков.

  1. Картина мира у китайцев цельная и гармоничная. В основе миропонимания два начала - " ян" и "инь", обозначающие противоположные явления: тьму и свет, воду и огонь, пассивное и активное, мужское и женское начала. Понятие ян и инь разрабатывались  многими философскими школами. Оба эти начала тяготеют к единству, которое выступает как великое первоначало,  соединяющие в себе  возможности всех перемен. Инь и ян порождены великим переделом, инь , достигая предела, превращается  в ян, и наоборот.

Гармония в отношениях ян и инь определяет состояние мира, общества, культуры,  лежит в основе целесообразности человеческих поступков.

Мировоззрение формировалось в китайском обществе по средствам книг, входивших в "Пятикнижие" (  "У- цзин"). Самой сложной и древней из них  является «Книга перемен» («И-цзин»).

[См. :Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960].

«И-цзин» представляет собой сборник гадательно-магических текстов.

В книге 64 графических знака (гексограммы).

Практика гаданий была широко распространена в Китае.

Люди годали по книге, определяя линию своего поведения, стремясь разрешить сомнения. Умение ждать, не подгоняя события, быть терпеливыми, - характерная черта психологии китайского народа.

В древнекитайское «Пятикнижие», помимо «И-цзин», входили «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга песен» (« Ши-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), и летопись «Чунь-цю».

Знание хотя бы одной из книг высоко чтилось в китайском обществе.

Каждую из пяти кафедр, учрежденного императором У-ди (140-87 до н. э.) университета, возглавлял специалист по одной из книг «У- цзин». Книги оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и культуры китайского народа.

Картина мира гармонична. Гармония внутренне присуща миру и переделывать его не нужно, нужно лишь уподобиться  природе. Принцип невмешательства, действие, соизмеримое, сообразное с законом  природы выражено в Китае  термином «ву-вэй».

В основе  гармонии общества и природы – идея социо- этико- политического порядка. Эта идея поддерживается всеми китайскими религиями: даосизмом, конфуцианством , позднее буддизмом.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (7-6 вв. до н. э.)

Легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет. С его именем связывают «Книгу о дао и дэ». Дао- путь, соединяющий человека и мир, устраняющий одномерность человеческого сознания . Дао – основа всего сущего. Дэ- индивидуальное проявление дао. У человека, слушающего дао объемное, а не  линейное восприятие вещи, фиксирующее    изменения.

Основатель конфуцианства - Кун Фу- цзы(ок. 551-479 гг. до н. э.).

Конфуций был советником правителя царства Лу. Он известен как философ и педагог. Основы конфуцианства  изложены учениками Конфуция в книге «Суждения и беседы»

(«Лунь-юй»). На основе противопоставления своего века веку минувшему, Конфуций показывает  в своем учении идеал совершенного человека, обладающего гуманностью и чувством долга. «Пусть отец будет отцом, сын- сыном, государь -государем, чиновник- чиновником»- так определяет Кун-цзы основной принцип  социального порядка  Поднебесной.

  Во время правления Цинь Шихуанди  ученики Конфуция преследовались. В эпоху Хань  (3 в. до н.- 3 в. н. э.) конфуцианство возрождается и  становится государственной религией вплоть до эпохи Моа – Цзэдуна.

Постепенно сложилисьнормы, стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в социальной иерархии.

Основы социального порядка - строгое повиновение старшим.    Отец, чиновник, государь- авторитет для младшего, подчиненного, поданного.

Конфуций считал государство большой семьей, а семью малым государством. Семья – сердцевина общества. Интересы семьи  выше любви как личного и эмоционального.

Культурные традиции, восходящие к конфуцианству остаются неотъемлемой частью  Китайской культуры.

  1. В основе Китайского искусства  идея единства человека и природы. Даже в письменности – иероглифике - предстает идеальная структурная модель художественного произведения.

В китайской иероглифике – каллиграфии -  сочетаются элементы динамичности и отсутствие застывшей  симметрии.

Китайский художник стремился постичь «Ци»- полноту присутствия  Дао в картине.

Фундаментальные понятия китайской живописи: естественность (цзы-жань), непроизвольность (и), всеобщие принципы (ли), «костяк образа» (гу- фа), сила структуры (ши), изобразительная           реальность (ши), время года (цзин), движение жизни (шэн-дун), движение кисти (би), и туши (мо).

Американский искусствовед Дж. Роули, крупнейший  в мире знаток китайского  искусства, называет произведения  китайской живописи тушью, лучшими  памятниками философии Дао. «Эти китайские картины предполагают состояние взаимозамещений и переходов  зримого и незримого».

Китай - родина уникальной живописи на шелке, а также живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых».

«Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - древнейший трактат, в котором мир реализуется через дерево ицветок.

«Благородные цветы»- пион, лотос; обычные – вьюнок, петушиный гребень. Мир птиц представлен сороками, орлами, гусями.

Во все времена для достижения высочайшего творческого состояния  китайские живописцы настаивали на необходимости  медитации и сосредоточения духа. Цзин Хао, рассуждая, о присутствии ци в творчестве живописца писал:

Сердце внемлет, кисть свершает

  Без усилий мысли появляются образы.

В китайской эстетике живопись измеряется двумя параметрами: философией (дух художника) и каллиграфией (линия).

В Китае ученый и художник сливались  в одном лице.

« Теория динамической симметрии или геометрический дизайн вызывали бы отвращение у китайского художника с его даосской любовью к свободе и спонтанности. И все же не вызывает сомнения важность работы интеллекта как одного из первейших условий его творчества».

[Роули Д. Принципы Китайской живописи  М., 1989, с. 51]

В китайской классической живописи, как в целом, в китайской культуре  сочетается видение природы какживого организма с традиционализмом и   реализмом, что делает ее величайшим достижением мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

381. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ В СОПОСТАВИТЕЛЬНО-ПЕРЕВОДОВЕДЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 358.81 KB
  Изучение культурного и национально-культурного компонента единиц художественного текста в сопоставительно-переводоведческом аспекте является одним из приоритетных направлений современного переводоведения.
382. Автономная нервная система 414.5 KB
  Общая характеристика функций симпатической и парасимпатической систем. Чувствительные волокна единой афферентной системы (автономной и соматической). Собственный афферентный путь автономной нервной системы. Функциональная структура автономной нервной системы.
383. Керамические материалы и изделия 273.5 KB
  Классификация керамических материалов. Заполнители для легких бетонов (керамзит). Общая технологическая схема изготовления керамических изделий. Пластичный способ формовки. Сушка и обжиг керамических материалов.
384. Процесс внедрения CRM-системы, как источник увеличения финансово-ресурсной базы коммерческой организации 571 KB
  Рассмотреть прибыль, как основной источник финансовых ресурсов. Дать организационно-эконмическую характеристику ООО Консультант Самара. Разработать программу мероприятий по внедрению CRM-системы.
385. Насосные агрегаты нефтеперекачивающих станций 560 KB
  Проведение диагностирования и прогнозирования общего технического состояния насосных агрегатов нефтеперекачивающих станций. Формирование и реализация планов капитального ремонта магистральных нефтепроводов.
386. Реконструкция лесопильного цеха на базе станка Лаймет-120 588 KB
  Полное рациональное комплексное использование древесины. Техическое перевооружение лесопильно-деревообрабатывающих предприятий с полной механизацией и полной или частичной автоматизацией технологических и транспортных процессов. Коренное улучшение хранения сырья и лесопродукции.
387. Пристрій відображення символів на семи сегментному індикаторі 1.69 MB
  Відображення символів у вигляді семи сегментного індикатору. Розробка таблиці істинності. Отримання МДНФ функцій сегментів семи сегментного індикатора та побудова комбінаційних схем, що реалізують ці функції, в заданому елементному базисі.
388. Технологическая часть промышленного приборостроения. Характеристика типов производства 431 KB
  Характеристика типов производства бывает следующих видов. Сборка и монтаж печатной платы на непрерывно–поточной линии. Численность рабочих на поточной линии. Расчет стоимости основных производственных фондов.
389. Смоленские Евреи в период Великой Отечественной войне 2.79 MB
  Политика антисемитизма в советское время. Освящение массового уничтожения еврейской нации на территории Смоленской. Причины и последствия тактики замалчивания Холокоста и участия евреев в Великой Отечественной войне.