98833

Учет денежных средств и операций по расчетному счету на Волковысском ОАО «Полимер»

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Изучить нормативные документы, регулирующие учет денежных средств и операций на счетах в банке; рассмотреть организацию расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком; изучить порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного счета; изучить синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету.

Русский

2015-11-07

33.55 MB

1 чел.

Титульный лист

На титульнике,

задании к курсовой работе и

содержании

не ставить номера страниц, но в нумерацию включать.

Номера начнутся с 5 страницы (Введение)

Задание на курсовую

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

5

  1.  ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ………………………………………………………...

7

  1.  Нормативные документы, регулирующие учет денежных средств и операций на счетах в банк…………………………………………

7

  1.  Организация расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком…………………………………………………........

9

  1.  Порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного счета………………………………………………………………………………

11

  1.  СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ………………………………………………………...

13

  1.  Документальное оформление движения денежных средств по расчетному счету……………………………………………………………….

13

  1.  Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета…………………………………………………………………

15

  1.  Синтетический учет денежных средств по расчетному счету………………………………………………………………………………

16

  1.  Учет денежных переводов в пути………………………………..

18

  1.  ПРАКТИКА УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ В Волковысском ОАО «Полимер»………………………………………

21

  1.  Организационные и методические аспекты учетной политики Волковысского ОАО «Полимер».……………………………………………...

21

  1.  Исследование организации учета операций по расчетному счету и отражение операций на бухгалтерских счетах……………………..

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

32

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Учетная политика на 2014 год………………………….

33

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – График документооборота………………………………

42

ПРИЛОЖЕНИЕ В – Платежное поручение №993…………………….............

43

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Платежное поручение №992……………………… ……

44

ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Платежное поручение №994……………………… ……

45

ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Платежное поручение №490…………………………….

46

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Платежное поручение №066……………………… …..

47

ПРИЛОЖЕНИЕ И – Платежное поручение №7686…………………………..

48

ПРИЛОЖЕНИЕ К – Выписка банка …………………………………………..

49

ПРИЛОЖЕНИЕ Л – Ведомость № 2 …………………………………………..

50

ПРИЛОЖЕНИЕ М – Журнал-ордер №2 ………………………………………

51

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, предприятия сотрудничают с большим количеством других организаций по вопросам поставки товарно-материальных ценностей и реализации произведенной продукции, с бюджетом по суммам начисленных налоговых платежей, с органами социального страхования, работниками организации по перечислению им суммы начисленной заработной платы на отчетный период и т.д.

Данные взаимоотношения основаны на денежных расчетах, которые производятся, как правило, в безналичной форме с использованием расчетного счета в банке. Использование безналичных расчетов ускоряет денежное обращение средств, что положительно сказывается на деятельности организации и экономики в целом.  

Бухгалтерский учет движения денежных средств на расчетном счете имеет важное значение для правильной организации денежного обращения на предприятии, организации расчетов между контрагентами и кредитования на производстве. Это обуславливает актуальность темы исследования.  

Цель курсовой работы – изучить порядок учета денежных средств и операций по расчетному счету.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  изучить нормативные документы, регулирующие учет денежных средств и операций на счетах в банке;
  •  рассмотреть  организацию расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком;
  •  изучить порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного счета;
  •  изучить синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету;
  •  исследовать учетную политику и практику учета операций по расчетному счету в исследуемой организации.

Объект исследования – Волковысское ОАО «Полимер».

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили декреты Президента Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, постановления Национального банка Республики Беларусь, методические и инструктивные материалы Министерства финансов Республики Беларусь, труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, а также данные периодической печати.

Вопросы организации и ведения бухгалтерского учета операций по расчетному счету подробно изложены в учебниках  Ладутько Н. И. [13], Ильющенко Е.В.[11] Использованы учебники Азаренко А.В. [10],  Левковича О.А. [12], периодические издания.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ

  1.   Нормативные документы, регулирующие учет денежных средств и операций на счетах в банке

При открытии расчетных и других счетов в руководствуются действующим законодательством Республики Беларусь. Согласно  действующего законодательства, все предприятия обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на открываемых им счетах.

В целях законности совершения хозяйственных операций, правильности и полноты их осуществления по вопросу организации операций движения денежных средств по расчетному счету, необходимо использовать в учетной работе ряд правовых документов, которые в своей совокупности формируют законодательную базу Республики Беларусь.  

Законодательная база Республики Беларусь, по регулированию учета денежных средств и операций на счетах в банке, достаточно большая и представлена большим количеством нормативно-законодательных актов, которые регулируют все необходимые вопросы ведения и обслуживания расчетного счета. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и иных актов законодательства Республики Беларусь. Рассмотрим основные из них, которые раскрывают порядок открытия счетов в банке, а также порядок осуществления учета денежных средств на счетах в банке.  

  1.  Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.06.2013 г. №57-3. Данный закон  является основным законодательным документом в сфере бухгалтерского учета и отчетности.  Он  определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета,   устанавливает требования,    предъявляемые    к    составлению   и   представлению бухгалтерской  отчетности,  регулирует  взаимоотношения  по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [1].
  2.  Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50. Данные документы определяют единый порядок организации и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. В Типовом плане счетов и Инструкции приведены наименования и номера синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, необходимых для ведения учета денежных средств на счетах в банке, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи [9].  
  3.  Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 г. № 40  «Об открытии банковских счетов».  В нем же определены порядок и основания открытия банковского счета [6].
  4.  Декрет Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 г. № 1. В данном Декрете приведен перечень документов, необходимых для открытия банковских счетов субъектами хозяйствования [2].
  5.  Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80. В соответствии с данным стандартом главным бухгалтером организации формируется учетная политика и утверждается руководителем. В учетной политике организации разрабатывается перечень применяемых учетных регистров, способы записи в них, форма организации бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и пассивов, в том числе денежных средств на счетах в банке [5].
  6.  Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Национального банка Республики Бе6ларусь от 29.03.2001г. с учетом изменений и дополнений от 19.11.2012 N 583. Данная инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода и обязательна для всех субъектов хозяйствования [4].

Изучение законодательной базы свидетельствует о достаточном уровне правового регулирования по теме исследования, что создает условия для  субъектов хозяйствования эффективно организовывать бухгалтерский учет операций по расчетному счету.

  1.   Организация расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком

Расчетно-кассовые операции — это ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов является одним из основных видов деятельности банков. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Для обеспечения кассового обслуживания своих клиентов в структуре банков создаются самостоятельные подразделения (приходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по пересчету денежной наличности, кассы банка при субъектах хозяйствования, а также обменные пункты и расчетно-кассовые центры, которые могут работать в режиме обычного операционного дня либо в режиме продленного дня).

Тот факт, что клиент имеет право выбора коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания, обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично, надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны (в большинстве случаев ежедневны), то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о формах такого сотрудничества, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Это стимулирует учреждения банков расширять спектр услуг по расчетно-кассовым операциям и постоянно улучшать свою работу с клиентами.

Взаимоотношения между банком и организацией строятся на основании заключенного между ними договора банковского счета. Договор банковского счета заключается в письменной форме путем составления документа, подписанного сторонами.

Организация расчетно-кассовых взаимоотношений основана на определенных принципах:

  1.  Временно свободные денежные средства организации хранят на счетах в банке;
  2.  Расчеты между организациями осуществляются, в своем большинстве, путем безналичного перечисления денежных средств по счетам в банках;
  3.  Безналичные расчеты осуществляются  на основании платежных инструкций [11, c.77].

Для хранения временно свободных денежных средств и проведения безналичных расчетов организация в банке открывает расчетный счет. С помощью данного счета осуществляются расчеты с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности, в бюджетом по уплате налогов, в органами социального страхования, с покупателями по оплате счетов за отгруженную продукцию, с работниками организации по перечислению заработной платы на банковские пластиковые карточки и другими дебиторами и кредиторами организации.

Право на распоряжение денежными средствами на банковском счете принадлежит владельцу данного счета.  Списание денежных  средств со счета осуществляется на основании платежной инструкции, выданной владельцем банковского счета. Банк не вправе определять и контролировать направления движения денежных средств на банковском счете клиента.  Платежные инструкции могут быть выданы посредством:

  •  представления расчетных документов (платежное требование, платежное поручение, платежное требование-поручение и др.);
  •  использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чеки, банковские пластиковые карточки) [12, с.98].

Все расчетные документы независимо от форм расчетов должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать необходимые реквизиты. Помарки и подчистки при заполнении расчетных документов не допускаются. Банк обязан осуществлять операции по текущему банковскому счету в течение одного банковского дня.  

При ведении расчетного обслуживания, банк может оказывать кассовое обслуживание организации. Наличные денежные средства, поступающие в кассы организации, подлежат сдаче в банк для зачисления на банковский счет организации. Выдача наличных денежных средств в кассу организации осуществляется на основании денежного чека. Для оформления чековой книжки в банк подается заявление на выдачу чековой книжки с указанием номера счета, наименования организации и лица, имеющего право на получение наличных денежных средств.  

Владелец счета оплачивает услуги банка за проведение операций с денежными средствами, находящимися на его банковском счете. В свою очередь банк за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на банковском счете, уплачивает владельцу банковского счета проценты. Размер и условия оплаты  указываются в договоре банковского счета.

Обслуживающий банк, в котором организация осуществляет расчетно-кассовое обслуживание, является одним из основных партнеров. Качество и оперативность работы банка напрямую влияют на эффективность производственно-хозяйственной деятельности всей организации.

  1.   Порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного счета

Для осуществления безналичного расчета с субъектами хозяйствования (поставщиками, подрядчиками, бюджетом, органами социальной защиты населения и др.) предприятия открывают в банке расчетный (текущий) счет.

Национальным банком Республики Беларусь установлен единый порядок открытия банковских счетов. Порядок открытия банковских счетов определен Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 г. №40 «Об открытии банковских счетов». В соответствии с данным постановлением банки могут открыть расчетные (текущие) счета, субсчета, специальные счета, благотворительные, временные, корреспондентские счета, карт-счета (банковские счета) [6].

Согласно Декрету Президента РБ от 16 января 2009 г. N 1 для открытия банковского счета в банк представляются следующие документы:

  1.  заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
  2.  копия (без нотариального засвидетельствования) устава имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;
  3.  копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя;
  4.  карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

После предоставления данных документов заключается договор банковского счета. Договор банковского счета заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Он является основанием открытия банковского счета. Банковский счет открывается не позднее следующего рабочего дня после заключения договора банковского счета.

В течение одного рабочего дня с даты открытия счета банки направляют соответствующему налоговому органу сообщение об его открытии, в том числе в электронном виде [2].

В случае реорганизации организации банковский счет необходимо переоформить. При переоформлении счета в учреждение банка предоставляются такие же документы, как и при открытии счета.

При изменении учредительных документов владельцем счета предоставляются копии новых учредительных документов или копии изменений, внесенных в учредительные документы.

В случае изменения наименования организации без ее реорганизации в банк предоставляется заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях. В этом случае предоставляется новая карточку с образцами подписей и оттиска печати.  Указанные документы должны быть представлены в учреждение банка в течение одного месяца со дня реорганизации или других изменений.

Банковские счета могут закрываться, если в этом есть необходимость. Закрытие банковского счета возможно в случае, если на него не наложен арест, отсутствуют предписания и претензии к счету, задолженность Фонду социальной защиты населения.  Банковский счет может быть закрыт:

  •  по решению владельца счета;
  •  в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, новой карточки с образцами подписей и оттиском печати;
  •  по решению собственника;
  •  при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк;
  •  при ликвидации организации;
  •  при отсутствии средств на счете в течение 3-х месяцев;
  •  при отсутствии записей по счету в течение 3-х месяцев
  •  в случае отмены решения о государственной регистрации организации;
  •  в других случаях, предусмотренных законодательством [13, с 62].

На наш взгляд, действующее законодательство оптимально регулирует порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного (текущего) счета в банке. Заключение договора банковского счета позволяет оговорить основные моменты совместной работы банка и организации по вопросам рассчетно-кассового обслуживания.      

  1.  СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ

  1.  Документальное оформление движения денежных средств по расчетному счету

Движение денежных средств по расчетному счету оформляется специальными документами установленной формы:  объявление на взнос наличными, платежное требованием, платежное поручение, платежное требование-поручение, денежный чек.

В расчетных документах должны содержаться такие реквизиты как наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика; наименование и место нахождения банка плательщика, номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика; наименование и место нахождения банка получателя, номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами.

Поступление денежных средств на расчетный счет в банке оформляется объявлением на взнос наличными, платежным требованием.

Списание денежных средств с расчетного счета в банке осуществляется на основании денежных чеков, платежных поручений.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств. Оно состоит из трех частей: верхняя – остается в банке, средняя (квитанция) – передается кассиру, нижняя (ордер) – возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской. Таким образом, объявление на взнос наличными используется для оформления сдачи наличных денег из кассы в банк

Платежное требование – платежная инструкция, содержащая требование бенефициара (получателя платежа) к плательщику об уплате определенной суммы денег. В платежном требовании отмечаются условие оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов в соответствии с договором, а также наименование товара (выполненных работ и услуг), номер и дата договора, номера приемо-сдаточных документов с указанием даты их составления, подтверждающих поступление товара или приемку выполненных работ и услуг.

Особенностью расчетов по платежному требованию является проведение операций по инкассо. Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента (получателя платежа) и на основании составленного им расчетного документа, получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее на счет получателя. В практике используется акцептная и безакцептная форма инкассо, т.е. платеж производится с согласия плательщика или в бесспорном порядке без его согласия [10, с.98].

Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизиты чека полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации.

Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для бенефициара, т.е. это приказ организации банку о перечислении определенной суммы с его расчетного счета в адрес получателя.

Платежное поручение выписывается в 3-х экземплярах. 1 экземпляр – служит основанием для списания средств со счета плательщика, 2 экземпляр – направляется получателю для приложения к выписке, 3 экземпляр – выдается плательщику.  Платежное поручение представляются в банк в течение 10 дней со дня выписки на бланке установленной формы [10, с. 428].

Особое внимание в платежном поручении необходимо обращать на выделение суммы НДС. Если платежная сумма подлежит обложению НДС, то указывается сумма НДС; если вид платежа не подлежит обложению НДС, то следует отметить «Без НДС».

Рассмотренные выше документы имеют определенную форму и соответствуют установленным требованиям по оформлению. Действующие формы документов периодически переутверждаются в связи с внесением коррективов в законодательные акты. На основании этого организации осуществляют обновление компьютерных программ для соответствия учетной работы действующему законодательству.

  1.   Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета

За день учреждение банка осуществляет большое количество хозяйственных операций по расчетному счету организации. Данная информация обрабатывается и группируется в выписках банка по расчетному (текущему) счету. Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания денежных средств по расчетному счету.

Выписка банка является основным документом, необходимым бухгалтеру для учета операций по движению денежных средств на счете в банке. Полученная  из банка выписка  подлежит обработке в бухгалтерии организации. Бухгалтер подбирает необходимые оправдательные документы, подтверждающие свершение указанных в выписке хозяйственных операций. Кроме этого,  сверяется вступительное сальдо, которое должно быть равно исходящему сальдо по предыдущей выписке, проставляются корреспондирующие счета с расчетным счетом.

Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете фактически являются кредиторской задолженностью, поэтому поступление денежных средств на расчетный счет в банке отражается по кредиту счета, а списание и выдача денежных средств – по дебету. Таким образом, для банка расчетный счет является пассивным, а для организации – активным.

Следовательно, денежные средства, указанные в выписке по кредиту, должны быть отражены бухгалтером по дебету счета 51 «Расчетные счета», а суммы указанные в выписке по дебету – по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

По внешнему виду выписки разных банков могут отличаться друг от друга. Это связано с использованием различных банковских программ автоматизации учета. Однако, основные реквизиты присущи всем выпискам. В обязательном порядке указывается за какое число сформирована выписка, в каком банке, счет клиента, наименование организации, входящее и исходящее сальдо, обороты по дебету и кредиту счета.

Табличная часть выписки содержит следующие колонки. В колонке «Номер документа» указывается номер оправдательного документа (платежного поручения, платежного требования и т.д.).

В колонке «Вид операции» указывается условное кодированное обозначение операции, которое используется всеми банками.

В колонке «Счет» указывается счет, с которого произведено списание либо зачисление денежных средств. Данный счет является либо расчетным счетом организации, в адрес которой производятся платежи (от кого поступает платеж), либо корреспондентским счетом банка, обслуживающим организацию.

В колонке «Дебет» указывается сумма списанных денежных средств с расчетного счета, в колонке «Кредит» - сумма поступивших денежных средств на расчетный счет.

Сумма, указанная в выписке как исходящее сальдо, должна соответствовать сумме остатка денежных средств по счету 51 «Расчетные счета». Данная сумма должна стоять в следующей выписке как входящее сальдо.

Выписка банка позволяет отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета в соответствующих учетных регистрах – журнале ордере по кредиту счета и ведомости по дебету счета. Одновременно, выписки банков являются регистром синтетического и аналитического учета.

  1.   Синтетический учет денежных средств по расчетному счету

В организациях учет наличия и движения денег на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». По дебету счета отражается поступление денег на расчетный счет, а по кредиту – списание денежных средств с расчетного счета [6].

Кредитовые обороты по этому счету за месяц записываются в журнале-ордере №2, а дебетовые – в ведомости №2. Каждой выписке банка в регистре отводится одна строка. Количество занятых срок в регистре должно соответствовать количеству выписок банка [9, c.390]. Все суммы записываются в регистры в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51 «Расчетные счета». Это позволяет анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и другими органами.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетный счет» ведется по каждому счету.

Типовым планом счетов определен перечень бухгалтерских записей, отражающих поступление денежных средств на расчетный счет и списание денежных средств с расчетного счета. Данные бухгалтерские записи указаны в таблице 1 -  Бухгалтерские записи, отражающие поступление и списание денежных средств по расчетному счету.

Таблица 1 - Бухгалтерские записи, отражающие поступление и списание денежных средств по расчетному счету

Содержание хозяйственной операции

Д-т

счета

К-т

счета

Возврат предоставленных другим организациям долгосрочных займов

51

06

Поступление денежных средств из кассы

51

50

Поступление денежных средств на расчетный счет со специальных счетов в банке

51

55

Зачисление инкассированной суммы денежных средств на расчетный счет

51

57

Возврат предоставленных другим организациям краткосрочных займов

51

58

Возврат денежных средств от поставщиков

51

60

Поступление платежей от покупателей при учете реализации по мере отгрузки

51

62

Получены краткосрочные (долгосрочных) кредиты и займы

51

66(67)

Возврат излишне уплаченных денежных средств бюджету

51

68

Окончание таблицы 1

Возврат излишне уплаченных денежных средств органам социального страхования

51

69

Возврат денежных средств от подотчетных лиц

51

71

Поступление денежных средств от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал

51

75

Поступление денежные средства за реализованную продукцию, при признании выручки по мере  оплаты

51

90

Поступление суммы выручки от продажи основных средств, нематериальных активов

51

91

Поступлении платежей в счет доходов будущих периодов (полученная вперед арендная плата).

51

98

Выдача долгосрочных займов другой организации

06

51

Выдача денежных средств с расчетного счета в кассу

50

51

Перечисление денежных средств на специальные счета в банке

55

51

Выдача краткосрочных займов другой организации

58

51

Оплате счетов поставщиков

60

51

Возврат покупателям излишне уплаченных сумм

62

51

Погашение кредитов банка

66 (67)

51

Перечисленных в бюджет налогов

68

51

Перечисление суммы платежей в Фонд социальной защиты населения

69

51

Перечисление заработной платы на лицевые счета в банке

70

51

Перечисление денежных средств подотчетным лицам

71

51

Перечисление ссуд работникам организации на их лицевые счета в банках

73

51

при погашении кредиторской задолженности (арендная плата, алименты по исполнительным листам, депонированная заработная плата и др.).

76

51

Расходы, связанные с продажей основных средств, нематериальных активов

91

51

Источник: собственная разработка

2.4 Учет денежных переводов в пути

Счет 57 «Денежные средства в пути» предназначен для обобщения информации о движении денежных средств в белорусских рублях и иностранных валютах, внесенные в кассы банков, почтовых отделений (в т.ч. через инкассацию) для зачисления на счет организации, но еще не зачисленных по назначению, а также о движении денежных средств для приобретения и реализации иностранных валют [6].

К счету 57 могут открываться следующие субсчета:

  1.  «Инкассированные денежные средства». По дебету данного субсчета учитываются внесение денежных средства в кассы банков, почтовых отделений (в т.ч. через инкассацию), а по кредиту – зачисление денежных средств на расчетный счет
  2.  «Денежные средства для приобретения иностранной валюты». По дебету данного субсчета отражаются перечисление средств с расчетного счета для приобретения иностранной валюты и превышение рублевого эквивалента приобретенной иностранной валюты над суммой в белорусских рублях, списанной с расчетного счета, а по кредиту – сумма приобретенной иностранной валюты по курсу покупки на дату зачисления на валютный счет и превышение списанной с расчетного счета суммы в белорусских рублях над рублевым эквивалентом приобретенной иностранной валюты
  3.  «Денежные средства в иностранных валютах для реализации». По дебету данного субсчета отражаются перечисленные денежные средства в иностранной валюте для реализации, по кредиту – списание реализованных денежных средств в иностранной валюте.

Типовым планом счетов предусмотрена корреспонденция счетов со счетом 57 «Денежные средства в пути»,  указанная в таблице 2 - Корреспонденция счетов со счетом 57 «Денежные средства в пути».

Таблица 2 - Корреспонденция счетов со счетом 57 «Денежные средства в пути»

Содержание хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Зачислена инкассированная выручка на расчетный счет

51

57

Зачислена приобретенная иностранная валюта на валютный счет

52

57

Отражено поступление в кассу организации денежных средств, числившихся в пути                     

50

57

Отражено зачисление на валютный счет организации 
денежных средств, числившихся в пути            

52

57

Отражено зачисление на специальный счет денежных 
средств, числившихся в пути                     

55

57

Окончание таблицы 2

Отражен возврат излишне полученных денежных средств от покупателей и заказчиков, не зачисленных еще на текущий счет организации     

62

57

Отражено перечисление денежных средств на лицевые
счета работников по всем видам расчетов за счет поступивших, но еще не зачисленных на текущие счета организации     

73

57

Списание проданной валюты

90/8

57

Отражена курсовая разница между курсами Национального банка Республики Беларусь на момент покупки и момент зачисления валюты на валютный счет                                            

91

57

Сдана выручка инкассаторам для зачисления на расчетный счет в банке  

57

50

Списание с валютного счета денежных средств в иностранной валюте для реализации

57

52

Отражено перечисление денежных средств со  специального счета в банке для приобретения (продажи) валюты                                

57

55

Отражено погашение задолженности покупателями (заказчиками) на сумму денежных средств, еще не зачисленную на счета организации в банке        

57

62

Отражены поступившие денежные средства от сторонних лиц и организаций, но еще не зачисленные на счета в банке                                          

57

76

Отражены поступившие денежные средства от обособленных подразделений, но еще не зачисленные на счета в  банке

57

79

Отражена сдача выручки для зачисления на счета в банке

57

90

Отражены курсовые разницы по проданной валюте при повышении курса Национального банка Республики  Беларусь

57

91

Источник: собственная разработка

Сальдо счета 57 «Денежные средства в пути» показывает сумму денежных средств, еще не зачисленных на расчетный или другой счет организации.  

3 ПРАКТИКА УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ В

ОАО «ПОЛИМЕР»

3.1 Организационные и методические аспекты учетной политики ОАО «Полимер»

В соответствии с действующим Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80 и законодательством Республики Беларусь главным бухгалтером организации формируется учетная политика и утверждается ее руководителем.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией

В ОАО «Полимер» на основании приказа директора «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» разработана и принята учетная политика на 2014 год (Приложение А). Учетная политика вводится в действие с 1 января и в течении года пересмотру не подлежит. В случае внесения коррективов в учетную политику, данный факт оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету.

В учетной политике ОАО «Полимер» раскрывается порядок организации и ведения бухгалтерского учета, применяемая форма бухгалтерского учета, график документооборота в организации.   

В ОАО «Полимер» бухгалтерский учет организуется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и действует на основании Положения о бухгалтерии.

Документооборот осуществляется в соответствии с графиком документооборота в бухгалтерском учете. Первичные бухгалтерские документы поступают в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота предприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Согласно графика документооборота учет операций по расчетному счету ведет бухгалтер по расчетам. Учет ведется в журнале-ордере №2, который предоставляется главному бухгалтеру до 4 числа месяца, следующего за отчетным.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Ответственным за хранение круглой печати ОАО «Полимер» является секретарь приемной комиссии. Печать хранится в сейфе в кабинете секретаря.

При ведении бухгалтерского учета используется журнально-ордерная форма учета. Организацию и ведение сводного учета затрат на производство, калькулирование фактической себестоимости продукции, составление и представление сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает главный бухгалтер.  

Бухгалтерский учет в ОАО «Полимер» ведется с помощью частичной автоматизации учета на основе разработанных компьютерных программ. Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации имущества и обязательств и Планом проведения инвентаризации.

Бухгалтерский учет ведется с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренных Рабочим планом с разбивкой по субсчетам и счетам аналитического учета, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета.

В учетной политике достаточно полно раскрыт порядок организации и ведения бухгалтерского учета в ОАО «Полимер». При этом, указаны основные принципы организации и ведения бухгалтерского учета с указанием ссылок на законодательные акты Республики Беларусь. Структура и функции бухгалтерии, как структурного подразделения организации, раскрыты в Положении о бухгалтерии, в котором подробно освящены общие положения, основные задачи и функции бухгалтерии, организационная схема ОАО «Полимер», права и ответственность бухгалтеров, информационные связи бухгалтерии  другими структурными подразделениями предприятия.  

3.2 Исследование организации учета операций по расчетному счету и отражение операций на бухгалтерских счетах

В качестве обслуживающего банка ОАО «Полимер» выбрано отделение ОАО «Белагропромбанк» в г. Бресте. В данном отделении открыт счет в белорусских рублях №3012280240199.

Отделение ОАО «Белагропромбанк» проводит расчеты между ОАО «Полимер» и его дебиторами и кредиторами. Для осуществления данных расчетов в учреждение банка предоставляют   платежные инструкции (платежное поручение, платежное требование).

По платежным поручениям ОАО «Полимер» производит платежи поставщикам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и прочим кредиторам.

По платежному поручению № 993 от 02.12.2013г. ОАО «Полимер» произвел платеж ОАО «Нафтан Завод «Полимир» в сумме 3 000 000 руб. (Приложение В).

В платежном поручении указывается его номер, дата совершения операции, сумма платежа цифрами и прописью, плательщик, обслуживающий банк плательщика, который является банком-отправителем денежных средств, обслуживающий банк получателя средств, бенефициар (получатель платежа), назначение платежа с указанием ставки и суммы НДС и номера договора. Экземпляр договора прилагается к платежному поручению как оправдательный документ по совершенной хозяйственной операции.

На основании платежных поручений за 02.12.2013 года в учете составлены бухгалтерские записи, указанные в таблице 3 - Корреспонденция счетов на основании платежных поручений по оплате кредиторской задолженности за 02.12.2013 года в ОАО «Полимер».

Таблица 3 - Корреспонденция счетов на основании платежных поручений по оплате кредиторской задолженности за 02.12.2013 года в ОАО «Полимер»

 Содержание хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Сумма, руб.

Приложение

Произведена доплата за полиэтилен по счету б/н от 02.12.2013 г. по договору №74/112/055/3 от 08.01.2013 года по платежному поручению №993

60

51

3 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Произведена предоплата за полиэтилен по счету б/н от 02.12.2013г. по договору №74/112/055/3 от 08.01.2013 года по платежному поручению №992

60

51

223 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Окончание таблицы 3

Произведена оплата за молочные продукты по договору №13 от 01.01.22009 г. по поручению №994

60

51

800 000

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Источник: собственная разработка

С помощью платежных поручений покупатели оплачивают ОАО «Полимер» за готовую продукцию.  

02.12.2013 года ОАО «Полимер» РКП ЦУ АИБ оплатило ОАО «Полимер» 4 734 783 руб. за мешки полиэтиленовые согласно ТТН 0029458 от 22.11.2013 года.

Поступление денежных средств по данным платежным поручениям отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета». На основании платежных поручений по погашению дебиторской задолженности в учете составлены бухгалтерские записи, указанные в таблице 4 – Бухгалтерские записи, отражающие поступление денежных средств на расчетный счет за 02.12.2013 года в ОАО «Полимер».

Таблице 4 – Бухгалтерские записи, отражающие поступление денежных средств на расчетный счет за 02.12.2013 года в ОАО «Полимер»

 Содержание хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Сумма,

руб.

Приложение

Произведена доплата за пакеты полиэтиленовые согласно ТТН 0029458 от 22.11.2013 года по договору 349/13 от 15.02.2013 года по платежному поручению №003490

51

62

4 734 783

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» согласно ТТН №0188977 от 26.08.2013 года оплатил за пленку по платежному поручению №038066

51

62

3 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Окончание таблицы 4

ОАО «Лунинецкий МЗ» согласно ТТН №0029444 от 18.11.2013 года оплатил за мешки по платежному поручению №7686

51

62

20 411 904

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Источник: собственная разработка

Обрабатывая совершенные хозяйственные операции за день, банк формирует выписку с расчетного счета. Выписка банка содержит информацию о произведенных поступлениях и списаниях денежных средств по расчетному счету.

Ежедневно выписка банка предоставляется в бухгалтерию ОАО «Полимер»  для обработки бухгалтером. Выписка формируется с помощью автоматизированной системы учета. Она содержит следующие данные: код и расчетный счет банка, из которого поступают или которому перечисляются денежных средств, номер документа, на основании которого осуществляется операция, дебет и кредит счетов, предприятие.       

В течение рабочего дня ОАО «Полимер» осуществляет большое количество операций по расчетному счету. За 02.12.2014г. выписка банка отражает 7 хозяйственных операций (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

Обрабатывая выписку банка бухгалтеру необходимо помнить, что суммы указанные по дебету в выписке отражаются по кредиту счета 51 в организации. Это связано с тем, что для банка денежные средства организации являются заемными средствами. Соответственно они учитываются на пассивном счете.  

Согласно выписке банка входящий остаток денежных средств на расчетном счете – 223 438 679  руб., оборот по дебету – 227 100 000 руб., оборот по кредиту – 28 146 687 руб., исходящий остаток – 24 485 366 руб. Это означает, что на начало дня 02.12.2013 года на расчетном счете в банке у ОАО «Полимер» имеется 223 438 679 руб., за день поступило 28 146 687 руб., списано с расчетного счета в пользу других организаций 227 100 000 руб.. на конец дня на расчетном счете осталось 24 485 366 руб. Данный остаток будет являться входящим для следующей выписки.   

Учет операций по расчетному счету в ОАО «Полимер» ведется на счете 51 «Расчетные счета». Обрабатывая выписку банка, бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов со счетом 51 «Расчетные счета». Данная информация накапливается в ведомости №2 по дебету счета 51 «Расчетные счета» (Приложение Л) и журнале-ордере № 2по кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Приложение М).

Данные учетные регистры имеют особенность заполнения: количество строк в ведомости № 2 и журнале-ордере №2 должно совпадать с количеством выписок банка за отчетный месяц.

В конце месяца ведомость № 2 и журнал-ордер №2 закрываются, в них подсчитываются суммы по дебету и кредиту в разрезе синтетических счетов для переноса в главную книгу.

По ведомости дебетовый оборот составил 1 474 827 678 руб. За декабрь 2013 года по приходу денежных средств на расчетный счет составлены бухгалтерские записи отраженные в таблице 5 - Бухгалтерские записи по дебету счета 51 за декабрь 2013 года в ОАО «Полимер».

Таблице 5 - Бухгалтерские записи по дебету счета 51 за декабрь 2013 года в ОАО «Полимер»

Содержание хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Сумма,

руб.

Приложение

Поступили денежные средства на расчетный счет от поставщиков

51

60

851 161

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Поступили суммы от покупателей

51

62

1 320 600 237

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Поступила из бюджета излишне уплаченная сумма НДС из выручки

51

68/2

99 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Получена выручка от прочей текущей деятельности

51

90/7

6 440 220

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Получены прочие доходы по инвестиционной деятельности

51

91

36 060

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Источник: собственная разработка

По журналу-ордеру №1 оборот по кредиту счета за декабрь 2014 года составил 1 284 478 369 руб. За декабрь 2013 года по расходу денежных средств с расчетного счет составлены проводки, отраженные в таблице 6 - Бухгалтерские записи по кредиту счета 51 за декабрь 2013 года в ОАО «Полимер».

Таблице 6 - Бухгалтерские записи по кредиту счета 51 за декабрь 2013 года в ОАО «Полимер»

Содержание хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Сумма,

руб.

Приложение

Оплачены услуги общехозяйственного назначения

26

51

5 276 884

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Сданы денежные средства с расчетного счета в кассу

50

51

156 699 200

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Оплачены счета поставщиков с расчетного счета

60

51

947 398 058

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Возвращена излишне уплаченная сумма покупателям

62

51

5 574

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Перечислен НДС в бюджет

68/2

51

91 479 252

ПРИЛОЖЕНИЕ М


Перечислен подоходный налог в бюджет

68/4

51

15 800 000

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Перечислен налог на прибыль в бюджет

68/3

51

11 621 603

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Перечислена сумма задолженности в Фонд социальной защиты населения

69

51

50 920 000

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Перечислены алименты

76/1

51

964 970

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Перечислена сумма задолженности кредиторам

76/6

51

4 312 828

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Источник: собственная разработка

Наибольшим источником поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Полимер»  являются платежи покупателей за отгруженную им готовую продукцию.  Наибольшей расходной статьей использования денежных средств с расчетного счета является оплата счетов поставщиков за поставленные товарно-материальные ценности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены нормативно-правовые акты по учету операций по расчетному счету в банке, изучено оформление открытия и закрытия расчетного счета в банке, рассмотрен аналитический и синтетический учет операций по расчетному счету в банке, изучены отношения организации с банком.

Законодательная база Республики Беларусь, по регулированию учета денежных средств и операций на счетах в банке, представлена большим количеством нормативно-законодательных актов, что позволяет эффективно организовать бухгалтерский учет операций по расчетному счету.

В процессе осуществления своей деятельности организации вступают в сложную систему денежных отношений и расчетов. Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, осуществляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью разнообразных банковских операций. Посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков.

Для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетов субъекты хозяйствования могут иметь расчетные счета в банках. Иногда возникает необходимость переоформления или закрытия банковского счета. Действующее законодательство оптимально регулирует порядок открытия, переоформления и закрытия счета в банке. Заключение договора банковского счета позволяет оговорить основные моменты совместной партнерской работы по рассчетно-кассовому обслуживанию организации.  

Прием, выдачу и перечисление денежных средств, находящихся на расчетном счете, банк производит на основании специальных документов. Поступление денежных средств на расчетный счет в банке оформляется объявлением на взнос наличными, платежным требованием. Списание денежных средств с расчетного счета в банке осуществляется на основании денежных чеков, платежных поручений.

Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания денежных средств по расчетному счету. Выписка банка является основным документом, необходимым для учета операций по движению денежных средств на счете в банке. Выписка банка позволяет отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета в соответствующих учетных регистрах: в журнале-ордере №2 и ведомости №2, а при автоматизированной форме ведения учета – в соответствующих машинограммах. Одновременно, выписки банков являются регистром синтетического и аналитического учета.

В организациях учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». Данные бухгалтерского учета денежных средств позволяют своевременно, полно и достоверно формировать информацию для принятия управленческих решений.

Соблюдение задач учета денежных средств позволяет контролировать расходование денежных средств, своевременность расчетных операций с дебиторами и кредиторами, разработку дополнительных мероприятий по привлечению денежных средств и, как конечный результат деятельности организации, получение максимальной прибыли.

В ОАО «Полимер» на основании приказа директора «Об утверждении Положения по учетной политике на 2012 год» разработана и принята учетная политика на 2014 год, которая введена в действие с 1 января 2014 года.

Расчеты  между ОАО «Полимер» и другими организациями проводятся через обслуживающий банк ОАО «Белагропромбанк». Расчеты проводятся на основании платежных поручений. Ежедневно банк предоставляет выписки с расчетного счета, на основании которых бухгалтером формируется журнал-ордер №2 и ведомость №2 по счету 51 «Расчетные счета».

Наибольшим источником поступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Полимер»  являются платежи покупателей за отгруженную им готовую продукцию.  Наибольшей расходной статьей использования денежных средств с расчетного счета является оплата счетов поставщиков за поставленные товарно-материальные ценности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. в новой редакции №302-3 от 26.12.2007 г.
  2.  Декрет Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009г. N1
  3.  Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
  4.  Инструкция о банковском переводе. Утверждена постановлением Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. с учетом изменений и дополнений от 30.08.2010 г. №370.
  5.  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утверждено постановлением  Министерства финансов Республики Беларусь  от 17.04.2002г. №62.
  6.  «Об открытии банковских счетов». Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 г. №40.
  7.  Постановление Правления Национального банка об утверждении инструкции «Об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством» (в редакции от 24 марта 2009 г. №27).
  8.  Постановление Правления Национального банка об утверждении инструкции «О порядке проведения операций с использованием чеков из чековой книжки и расчетных чеков» от 8 апреля 2003 г. №72.
  9.  Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 29.06.2011г. №50.
  10.  Азаренко А.В., Т.Ф. Манцерова, Т.А. Морозова. Пособие по теории бухгалтерского учета. – Минск:  Амалфея, 2008.
  11.  Ильющенко Е.В., В.В. Кожарский. Бухгалтерский учет: вопросы и ответы. – Минск: Экоперспектива, 2008.
  12.  Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб.пособие. - 2-ое изд., перераб. / О.А.Левкович, Н.И.Бурцева; Под общ. О.А.Левковича. – Мн.:Амалфея, 2008.
  13.  Н.И. Ладутько П.Е. Борисевский, А.В. Крупнова, Е.Н. Ладутько Бухгалтерский учет/ Под общ.ред. Н.И.Ладутько.-5-е изд. – Мн.:ООО «ФУАинформ», 2005.
  14.  Томкович Р. Изменения в порядке осуществления безналичных расчетов // Журнал «Главный бухгалтер» 01.01.2010 №12 с.44.
  15.  Томкович Р. Об утверждении Инструкции по использованию чековой книжки для получения наличных денег // Журнал «Главный бухгалтер» 2009г. №18 с.38-41.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

От 3 января 2014

П Р И К А З

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету

«Учетная политика» ОАО «Полимер» на 2014 год

Во исполнение ст.9 Закона РБ от 12 июля 2013г. № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» и в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80, а также с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов РБ от 29.06.2011 г. №50, и другими нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, состояния отчетности и налогообложения в Республике Беларусь с целью организации эффективного управления ОАО, повышения его финансовой устойчивости и соблюдения в течение отчетного года единой методики отражения в бухгалтерском учете и отчетности отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1.  Утвердить Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ОАО «Полимер».
  2.  При организации бухгалтерского учета и отчетности руководствоваться действующими в Республике Беларусь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и налогообложению, настоящим Положением.
  3.  Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера.

Директор         В.А.Кислюк

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ОАО «Полимер»

Положение по бухгалтерскому и налоговому учету «Учетная политика» ОАО «Полимер» на 2014 год устанавливает порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, оформленные в соответствии с законодательство, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также справки и расчеты бухгалтерии.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения, осуществления налогового контроля и должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с  налоговым законодательством, а также о размерах такой базы и исчисленных за налоговый и (или) отчетный период суммах налоговых платежей.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, путем отнесения затрат, не участвующих в налогообложении на отдельных счетах учета.

2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013г. № 57-3 ведение бухгалтерского учета в Обществе осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной приказом директором Общества. Общество, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из ее структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Учетная политика Общества формируется главным бухгалтером ОАО «Полимер» на основе Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80, законодательства Республики Беларусь, регламентирующего ведение бухгалтерского и налогового учета и утверждается директором Общества.

Учетная политика ОАО «Полимер» включает в себя:

  •  описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;
  •  план счетов бухгалтерского учета Общества (приложение 1);
  •  применяемые организацией самостоятельно разработанные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета (приложение 2);
  •  регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета Общества (график документооборота) (приложение 3);
  •  регистры налогового учета (приложение 4).

При формировании Национального стандарта ОАО «Полимер» исходило из принципов:

  •  обособленности учета активов и обязательств ОАО «Полимер» от активов и обязательств других юридических и физических лиц;
  •  непрерывности деятельности ОАО «Полимер»;
  •  последовательности применения учетной политики ОАО «Полимер»;
  •  временной определенности фактов хозяйственной деятельности ОАО «Полимер».

Положение по учетной политике ОАО «Полимер» сформировано и, должно применяться с учетом требований Национального стандарта:

  •  полноты;
  •  осмотрительности;
  •  приоритета содержания перед формой;
  •  непротиворечивости;
  •  рациональности.

Требование полноты предусматривает отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

Требование приоритета содержания перед формой предусматривает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

Требование непротиворечивости предусматривает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

Требование рациональности предусматривает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования Общества.

Принятая ОАО «Полимер» учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Факты хозяйственной деятельности ОАО «Полимер» относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При формировании учетной политики ОАО «Полимер» по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлялся выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществлялась разработка ОАО «Полимер» соответствующего способа исходя из требований и принципов формирования учетной политики и иных положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные ОАО «Полимер» при формировании учетной политики, применяются с первого января года утверждения соответствующего документа.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» изменению не подлежит, за исключением случаев:

  •  реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
  •  изменения законодательства Республики Беларусь;
  •  изменения условий деятельности.

Изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ОАО «Полимер» в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета вводятся с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим приказом директора Общества.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80, директор Общества организовывает бухгалтерский учет, создает необходимые условия для правильного его ведения и обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Для обеспечения выполнения данного требования бухгалтерский учет в Обществе осуществляет бухгалтерия, являющаяся структурным подразделением Общества в соответствии с Положением о бухгалтерии.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-3, руководство бухгалтерским учетом в Обществе осуществляет главный бухгалтер. При временном отсутствии главного бухгалтера, его обязанности переходят к заместителю главного бухгалтера.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности директором Общества по согласованию с Наблюдательным советом в соответствии с учредительными документами.

Заместитель главного бухгалтера назначается на должность и освобождается от должности руководителем Общества по согласованию с главным бухгалтером.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в Обществе, подчиняется непосредственно руководителю Общества. В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в Обществе;

формирование учетной политики Общества;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников Общества.

Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом.

В случае возникновения разногласий между директором и главным бухгалтером Общества по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению директора, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Бухгалтерский учет по отдельным направлениям хозяйственной деятельности обеспечивается в соответствии с должностными инструкциями бухгалтеров.

Бухгалтерия Общества  в соответствии с возложенными на нее задачами исполняет функциональные обязанности, имеет права, несет ответственность и взаимодействует с другими подразделениями и организациями в соответствии с актами законодательства, положением о бухгалтерии, другими локальными нормативными актами и настоящей учетной политикой.

Распределение обязанностей между заместителем главного бухгалтера, другими специалистами бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер. Обязанности определяются должностными инструкциями (приложениями), утвержденными директором.

Каждый работник бухгалтерии обеспечивается должностной инструкцией под роспись.

Контрольные экземпляры должностных инструкций хранятся в отделе кадров Общества.

Положение о бухгалтерии находится у главного бухгалтера.

Все виды оперативного учета, внутрипроизводственный контроль, сохранность имущества структурных подразделений обеспечивают руководители структурных подразделений Общества в установленном порядке, ответственность за организацию и ведение оперативного технического учета в производстве возлагается на руководителей производственных подразделений.

Ответственность за организацию и ведение складского учета возлагается соответственно на руководителей структурных подразделений, в составе которых имеются склады, кладовые и другие места хранения активов и запасов.

Ответственным за своевременное заключение письменных договоров о материальной ответственности с работниками, которые занимают должности и выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой,  продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, является начальник отдела кадров.

Документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других активов, изменяющие кредитные, финансовые и расчетные обязательства ОАО «Полимер», а также бухгалтерские балансы и финансовая отчетность подписываются лицами, которым директором ОАО «Полимер» предоставлено право подписи таких документов. Перечень лиц, которым предоставлено право подписи указанных документов, утверждается приказом по Обществу.

Органами управления Общества являются:

  •  общее собрание акционеров;
  •  Наблюдательный совет;
  •  директор и дирекция.

Дирекция (коллегиальный исполнительный орган) и директор (единоличный исполнительный орган) являются исполнительными органами Общества и подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия.

Контроль за деятельностью директора, дирекции, не вмешиваясь при этом в их оперативно-распорядительную деятельность, осуществляет Наблюдательный совет.

Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности Наблюдательный совет Общества ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его участниками.

В Обществе применяется автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С:Предприятие 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании рабочего плана счетов (приложение 1 к Положению).

Хозяйственные операции, по которым законодательством не предусмотрены формы первичных учетных документов, оформляются самостоятельно разработанными первичными учетными документами (приложение 2 к Положению).

Создание исполнителями и поступление в бухгалтерию первичных учетных документов регламентируется графиком документооборота (приложение 3 к Положению).

Аналитический учет временных разниц организован в аналитических таблицах.

Инвентаризация проводится в соответствии с постановлением  Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 «Инструкция по инвентаризации активов и обязательств».  Также инвентаризация проводится на день приема-передачи дел в случае смены руководителя и (или) материально ответственных лиц (МОЛ). При уходе в отпуск материально-ответственного лица по результатам инвентаризации составляется акт приема-передачи ценностей, по возвращении из отпуска, при отсутствии разногласий между принимающим ценности МОЛ и их передающим акт приема-передачи может не составляться.

Бухгалтерская отчетность составляется по формам утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 N 111 "Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. N 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. N 187" (далее - Постановление N 111).

Учетная политика, применяемая в структурных подразделениях.

В своей деятельности структурные подразделения организации руководствуются учетной политикой, оговоренной данным Положением.

При необходимости, обусловленной производственной спецификой, структурные подразделения могут применять иные, не оговоренные настоящим Положением элементы учетной политики, не противоречащие действующему законодательству, которые в обязательном порядке должны утверждаться распоряжением по подразделению. В таких случаях распоряжение прилагается к приказу об утверждении Положения и признается его неотъемлемым элементом.                       

Построение бухгалтерского учета должно обеспечивать возможность раскрытия информации о доходах и расходах в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Общества. Раздельно учитываются доходы и расходы по видам деятельности (текущая), доходы и расходы по финансовой, инвестиционной и иной деятельности.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета, выведенном или составленном на бумажном носителе информации, должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления. Указанное исправление влечет за собой идентичное изменение информации в регистрах бухгалтерского учета, составленных на машинном носителе.

Правильность составления бухгалтерских проводок по первичным документам подтверждается в учетном регистре подписью исполнителя.

Основными регистрами бухгалтерского учета, которые применяются Обществом, являются:

  •  главная книга;
  •  журналы-ордера (анализ счета);
  •  ведомость по счету (анализ счета по субконто);
  •  анализ счета по дате;
  •  реестр выполненных строительно-монтажных работ;
  •  сводная ведомость начисления заработной платы и отчислений от неё.

Хозяйственные операции, отраженные в учетных регистрах, подлежат дальнейшей записи на синтетических счетах в Главной книге.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ И ДАТЫ  АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРИНЯТИИ ИХ НА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ.

Активы и обязательства принимаются на бухгалтерский учет в белорусских рублях.

Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет.

Стоимость обязательств, выраженных в иностранной валюте, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату возникновения обязательств.

Стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров.

Стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей.

Стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания). При этом в стоимость изготовления (создания) активов включаются затраты, связанные с использованием сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также другие затраты, связанные с изготовлением (созданием) активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию.

Содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, на которые нет данных, определять после их списания. При этом в учетных документах учинять запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».

Обязательства принимаются на бухгалтерский учет на основании сумм, указанных в договорах, исполнительных документах или иных документах на дату возникновения обязательств.

Переоценка (изменение стоимости) активов и обязательств, находящихся на бухгалтерском учете, проводится в сроки и порядке, установленные законодательством Республики Беларусь.

Дата принятия активов на бухгалтерский учет.

Датой принятия активов на бухгалтерский учет является дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, ТН-2, счете, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, акте выполненных работ (оказанных услуг), приходном ордере и других), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок.

Активы, приобретенные за иностранную валюту:

- датой принятия их к бухгалтерскому учету считать дату получения груза грузополучателем от перевозчика, указанную в товаросопроводительных документах международного образца (CMR-накладной, коносаменте, железнодорожной накладной).

Если по условиям договора (контракта) доставка ТМЦ от поставщика произведена получателем самостоятельно с использованием собственного автотранспорта, то датой совершения хозяйственной операции и принятия к бухгалтерскому учету считать дату, указанную отправителем груза в гр. 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» международной товарно-транспортной накладной «CMR».

11. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.

В соответствии с пунктом  4 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 «Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств» активы, имеющие материально-вещественную форму, организацией принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств  при одновременном выполнении следующих условий:

активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе  в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

активы предназначены для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;

активы способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи в течении 12 месяцев;

первоначальная стоимость активов может быть достоверна определена

В качестве основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету также капитальные вложения: на улучшение земель в результате осушительных, оросительных и других мелиоративных работ; в арендованные объекты основных средств; в земельные участки, приобретаемые в собственность; в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

К основным средствам с учетом перечисленных выше условий, установленных законодательством, относить активы организации стоимостью свыше 30 базовых величин за единицу. В иных случаях, отнесение актива к основным средствам определяет комиссия по проведению амортизационной политике.

Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету (ввода в эксплуатацию) основного средства, в его первоначальную стоимость не включаются, а отражаются как расходы по финансовой деятельности на счете 91 « Прочие доходы и расходы»

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения  определенной работы.

Проведение амортизационной политики в текущей деятельности Общества осуществляет постоянно действующая комиссия, состав которой утвержден приказом директора.

В своей работе комиссия руководствуется актами законодательства, локальными нормативными актами и настоящей учетной политикой. При необходимости к работе комиссии могут приглашаться и другие специалисты Общества, эксперты и аудиторы на договорной основе. Комиссии созываются оперативно по мере необходимости. Результаты работы комиссий по проведению амортизационной политики оформляются  протоколами.

Изменение амортизируемой стоимости объектов основных средств производится по решению комиссии в соответствии с Инструкцией № 37/18/6 и иными нормативными правовыми актами.

По объектам, вводимым в эксплуатацию,  амортизируемая стоимость определяется без уменьшения ее на амортизационную ликвидационную стоимость объектов.

Для объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности сроки полезного использования установить равными нормативным срокам службы соответствующих объектов.

Нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в действующую классификацию, определяется комиссией на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии - путем оценки технического состояния объекта в соответствии с законодательством.

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе понижать нормативные сроки службы вдвое, но не ниже чем до трех лет – по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и двух лет – по остальным объектам основных средств.

Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, технического перевооружения, дооборудования, реконструкции, достройки, восстановления, а также в других случаях.

Общество производит расчет нормы амортизации, исходя из месячной нормы амортизации - доли (в процентах не менее чем с шестью знаками после запятой) амортизируемой стоимости объекта, подлежащая включению с установленной периодичностью на затраты производства, расходы на реализацию на протяжении срока полезного использования или отнесению на прочие расходы по текущей деятельности, погашению за счет целевых поступлений (финансирования) на протяжении установленного нормативного срока службы в соответствии с определенными способами и методами начисления амортизации.

Начисление амортизации в Обществе осуществляется в соответствии с законодательством исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств, установленного комиссией срока полезного использования объектов, участвующих в предпринимательской деятельности,  нормативного срока службы объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности, линейным способом начисления амортизации.

Затраты на ремонт основных средств, используемых в предпринимательской деятельности  учитываются в составе затрат по мере их осуществления.

Затраты на техническое диагностирование и освидетельствование объектов основных средств не относятся на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств.

Сумму обесценение основных средств, инвестиционной недвижимости не отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода.

Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, включаются в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Выбытие основных средств отражается без использования дебета счета 01 "Основные средства".

21. Заключительные положения.

Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение в течение года и на перспективу настоящей учетной политики и раскрытие ее в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

PAGE   \* MERGEFORMAT 52


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41088. Рішення в організаційному управлінні. Сутність створення рішення 136.5 KB
  Рішення в організаційному управлінніСутність створення рішення Комп’ютерна інформаційна система СППР використовується для підтримки різних видів діяльності в процесі прийняття рішень: вибору загальної стратегії дій визначення спеціальних завдань делегування відповідальності оцінювання результатів ініціювання змін. Проблеми прийняття рішень і особи які їх приймають останнім часом заслуговують на все більшу увагу. Це зумовлено зростаючим динамізмом навколишнього середовища збільшенням взаємозалежності багатьох рішень стрімким темпом...
41089. Процеси створення рішень 70.5 KB
  Процеси створення рішень Загальна модель процесу прийняття рішення Як індивіди і групи осіб розробляють і приймають рішення Які кроки можна вважати безперечно ефективними Модель послідовного процесу прийняття рішення може допомогти аналізувати те як рішення розробляються і як це слід робити. Саймон 1960 року виділив такі три стадії в послідовному процесі прийняття рішень: інтелектуальна intelligence виявлення обставин можливостей для розроблення рішення збирання та упорядкування інформації і знань передбачення можливих варіантів...
41090. Структура і загальна характеристика СППР 2.07 MB
  Структура і загальна характеристика Еволюція концепції і структури СППР Концепція систем підтримки прийняття рішень виникла в кінці 60х років ХХ століття разом з ідеєю розподіленого комп’ютерного обчислення. Терміна СППР DSS не було до 1971 року. Як уже зазначалося не існує загальноприйнятого визначення СППР.
41091. Сфери та приклади застосування СППР 63.5 KB
  Сфери та приклади застосування СППР Галузі застосування СППР Системи підтримки прийняття рішень набули широкого застосування в економіках передових країн світу причому їх кількість постійно зростає. На рівні стратегічного управління використовується ряд СППР зокрема для довго середньо і короткострокового а також для фінансового планування включаючи систему для розподілу капіталовкладень. Орієнтовані на операційне управління СППР застосовуються в маркетингу для прогнозування та аналізу збуту дослідження ринку і цін за виконання...
41092. Загальний опис Visual IFPS/Plus 581 KB
  Інтерактивна система планування фінансів Interctive Finncil Plnning System скорочено IFPS була оригінально розроблена на початку 70х років ХХ ст. Система IFPS набула надзвичайного поширення. З того часу система під назвою Visul IFPS Plus постійно вдосконалювалася.
41093. Система підтримки прийняття рішень PLEXSYS 40 KB
  Система підтримки прийняття рішень PLEXSYS Загальне описання ГСППР PLEXSYS Одним із найперспективніших напрямів розвитку СППР є створення групових систем підтримки прийняття рішень ГСППР. Дослідження галузі ГСППР дають змогу переглядати ролі й обов’язки в групових діях пов’язаних із оцінюванням ситуації виявленням і генеруванням ідей діалектикою обговорення а також розв’язанням інших завдань які приводять до прийняття групових рішень. ГСППР об’єднують комунікації обчислення і технологію підтримки рішень з тим щоб допомогти деякій...
41094. Архітектура СППР та суміжні питання 50 KB
  Архітектура СППР та суміжні питання Архітектура СППР визначається характером взаємодії основних її складових інтерфейсу користувача; бази та сховища даних документів і правил; моделей і аналітичних інструментів; інфраструктури комунікацій і мереж а також елементів цих частин. Ефективне поєднання всіх елементів СППР дає змогу уникнути ряду труднощів щодо побудови СППР і підвищити продуктивність комп’ютерної системи за рахунок: особливої інтеграції бази даних СППР з іншими внутрішніми і зовнішніми базами даних; скорочення тривалості...
41095. Компоненти користувацького інтерфейсу 655 KB
  Призначення та загальні ознакикористувацького інтерфейсу Важливість та ефективністькористувацького інтерфейсу СППР Комп’ютерні системи підтримки прийняття рішень призначені для розв’язування завдань користувачами а тому невіддільною складовою їх роботи має бути точне дотримання вимог щодо деяких параметрів здобутих від користувачів урахування їх побажань за проектування системи. При цьому якщо система функціонує коректно але подає результати у спосіб який є незручним для користувача то роботу такої системи не можна вважати задовільною...
41096. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 656.5 KB
  Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.