9884

Обвалообразования, осыпи стенок и сужение ствола скважины в процессе бурения. Причины, признаки, меры предупреждения

Доклад

География, геология и геодезия

Обвалообразования, осыпи стенок и сужение ствола скважины в процессе бурения. Причины, признаки, меры предупреждения. Осыпи и обвалы: Осыпи - это медленно текущий процесс нарушения ствола скважины из-за взаимодействия с БР (происходит набухание...

Русский

2013-03-18

16.38 KB

72 чел.

Обвалообразования, осыпи стенок и сужение ствола скважины в процессе бурения.

Причины, признаки, меры предупреждения.

Осыпи и обвалы:

Осыпи – это медленно текущий процесс нарушения ствола скважины из-за взаимодействия с БР (происходит набухание некоторых пород), перепада давления или механического взаимодействия с БИ.

Обвалы – это те же самые осыпи, только при этом больше материала горной породы вываливается, разрушатся.

В результате увлажнения циркуляционной жидкостью или ее фильтратом снижается предел прочности породы (глины, аргиллиты, глинистая слюда) и ведет к ее разрушению. Так же этому процессу может способствовать набухание. Проникновение свободной воды, которая содержится в большом количестве в БР, в пласт, затем набухание (глины, аргиллиты, глинистая слюда) и последует обрушение. Осыпи могут происходить в результате механического воздействия БИ. Так же могут привести тектонические силы, обуславливающих сжатие пород.

Осыпи и обвалы во времени приводят к образованию на стенке скважины каверн. Т.е. в процессе бурения неустойчивые породы вследствие набухания, трения могут вываливаться и на стенках скважины, образуются каверны, они могут достигать по диаметру 2-3 стволов скважины и по мощности несколько десятков и сотен метров. Наличие каверн увеличивает объем ствола скважины, при циркуляции БР в кавернах образуются застойные зоны, где может скапливаться шлам. В наклонных скважинах каверна может стать причиной поломки инструмента, вследствие вставания в нее долота. При цементировании обсадных колонн в кавернах происходит смешение бурового и тампонажного раствора, что снижает качество цементирования.

Признаки осыпей и обвалов:

1)резкое повышение давления на выкиде БН;

2)обильный вынос кусков породы;

3)интенсивное кернообразование;

4)недохождение БК до забоя без промывки и проработки;

5)Затяжки и прихват БК.

Профилактика осыпей и обвалов:

1)Качественный раствор – минимальная водоотдача, соответствующий удельный вес, т.к. помогает давить на стенки скважины и не дает вываливаться нашей породе;

2)правильная организация работ, обеспечивающая высокие скорости бурения;

3)спуск БК плавно, без резких торможений;

4)не допущение значительных колебаний плотности БР;

Борьба с кавернами:

Обнаруживают каверны профилемерами (больше лап и точек, чем у каверномера) или каверномерами. Если каверны не дают бурить или есть опасность снижения качества зацементированных обсадных колонн, то их ликвидируют путем установки напротив них цементных мостов и последующего разбуривания, но со временем эти мосты стареют и разваливаются, т.е. это не всегда помогает.

Желобообразование:

Происходит преимущественно в мягких, рыхлых, не плотных породах, характерен для наклонно направленных скважин (-это скважина имеющая такой профиль, т.е. забуриваем с одной точки земной поверхности можно попасть в точку забоя, находящуюся на каком-то, от нее расстоянии). желоба, как правило нарабатываются в местах перегиба профиля ствола скважины, т.е. где большие углы перегиба, вырабатываются из-за того, что бурильный инструмент трется о нижележащую стенку скважины и при движении вверх и вниз нарабатывает желоб, главную роль играет площадь контакта БТ с породой и масса единицы длины буровой колонны.

Желоба обнаруживаются посадками и затяжками БИ. В них имеются застойные зоны, где не выносится шлам, при цементировании имеются так же участки смешения БР и ТР, а в процессе бурения постоянно провоцируют аварию, т.к. диаметр бурильного инструмента намного меньше замков или муфт и при попадании муфт в желоба, постоянно инструмент имеет посадку или затяжку. Обнаруживается много точечными профилемерами.

Методы борьбы:

1.На стадии проектирования необходимо как можно меньшие темпы снижения и падения кривизны, называется темпом набора кривизны, измеряется градус/10метров.

2.Ликвидируются проработкой, т.е. места, где обнаружены желоба неоднократно прорабатываются с целью разрушения узких выработок в скважине, по телу БТ.

3.Установка против желобов цементных мостов и последующее разбуривания их;

4.Взрывы напротив желобов с целью разрушения ствола вместе с желобом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52212. Animals and the countries where they live 39.5 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; toys of nimls soft nd mde of rubber; project works of pupils. Guess wht niml is it 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two . The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two The lions the tigers the elephnts too.
52213. Animals and habitats 39 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; word crds for the new words; toys of nimls soft nd mde of rubber; crossword nimls . Let's nme s mny nimls s you cn. 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two .
52214. Анімаційні ефекти на слайдах. Інтерактивні презентації (реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації) 207 KB
  Інтерактивні презентації реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації урок комбінований Мета: Навчальна: Познайомити учнів з поняттям анімації; Сформувати вміння настроїти показ презентації та інтерактивний перехід між слайдами та презентаціями. Очікувані результати Закріпити знання про: завантаження програми для створення презентацій; створювання додавання слайди; збереження презентації. Після уроку учні зможуть: створювати інтерактивний інтерфейс презентації; пожвавити демонстрацію презентації...
52216. Анімаційні ефекти при створенні презентації. 66 KB
  Пр Створювання та показ електронної презентації Мета: навчитися додавати ефекти анімації до презентації та до елементів слайду; налаштовувати параметри ефектів; розвинути вміння застосовувати отримані знання на практиці; виховувати в учнів культуру користування інформаційними та компютер ними технологіями; сприяти формуванню творчої особистості Хід уроку: І. Назва програми в якій створюються презентації англ. Отже на сьогоднішньому уроці ми навчимося додавати анімацію до презентації для того щоб її було цікавіше переглядати.