98853

Предмет и методология истории экономических учений

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли

Русский

2016-07-13

68 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Предмет и методология истории экономических учений»

Выполнила:         

Крутикова Т.Ю.    студент гр. 12-ЭУ

«________»_____________ 20____ г                   _______________                                                                                                                                                            (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.  

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

Котлас

2013 г.

Содержание.

Введение 3

Глава 1. Предмет истории экономических учений                                            4

1.1. Исторический контекст развития экономической мысли.                         4

1.2. Предмет истории экономических учений.                                                   5

1.3.Этапы экономических учений.                                                                       6

Глава 2. Методология истории экономических учений.                                   8

2.1. Методология  истории экономических учений                                           8

Заключение                                                                                                             10

Список используемой литературы                                                                       11

Введение

История экономических учений — фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.

Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении  развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создание экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.

Сбалансированность состояния экономической системы достигается за счет наличия критериев экономического исследования, включаемых в исследовательскую систему. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители. В этом и заключается актуальность данной работы.

Целью данной работы является выявление предмета такой науки, как история экономических учений, с помощью чего появляется четкое представление о том, что следует рассматривать и исследовать дабы получить конечный результат в изучении. В связи с поставленными целями возникают задачи, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, а именно: проанализировать историю экономической мысли, проследить эволюцию методологии истории экономических учений.

Глава 1. Предмет истории экономических учений.

1.1. Исторический контекст

развития экономической мысли.

Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия, вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный отклик. Экономические учения принадлежат одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый исторический контекст, дает свои направления к развитию экономических идей.

Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Так экономика XX века как объект изучения разительно отличается от хозяйства античного общества. С этим связана важная особенность экономической науки, которая отличает её от большинства областей естествознания. Мир экономики – это необратимо изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.

Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы – эффективными. В Новое время решающее влияние на такие представления оказывали науки-лидеры – в разное время ими были математика, астрономия, физика. Практика этих наук становится нормой, эталоном научности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависел от их способности следовать принятому эталону. У наук-лидеров заимствовались методы анализа, способы аргументации и стиль изложения научных трактатов. Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-культурным контекстом эволюции экономической мысли.

Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими установками и критериями следует руководствоваться при отборе конкретной тематике исследований. Многообразие и сложность окружающего нас мира таковы, что предметная область практически любой отрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен. И напротив, каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежно конечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что в науке всегда действуют механизмы отбора тематики исследований. Естественно, что такие механизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические и политические интересы, социальные идеалы.

Сочетание этих контекстов образует среду, в которой действую люди, авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие из контекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему, в зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий. Именно здесь источник субъективного, непредсказуемого начала в истории экономической мысли.

С выделением экономики в отдельную отрасль в дело вступает фактор научного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. В рамках научного сообщества более регулярным становится профессиональное общение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатах исследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новых знаний. Складывается ещё один контекст развития экономической мысли – внутренаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказанными истинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость.

1.2. Предмет истории экономических учений.

Изучая эволюцию экономических концепций, ученые стремятся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Данная наука не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; она стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Обращаться к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого необходимо уже потому, что это дает возможность глубже понять и осмыслить проблемы современности, освободиться от устаревшего, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.

1.3.Этапы экономических учений.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

Первый этап, когда не было самостоятельной науки и экономические исследования осуществлялись в составе общефилософских исследований, сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль Арабского мира, раннего средневековья.

Второй этап, когда экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления. Первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

  •  защиту или отрицание настоящего;
  •  анализ и объяснение действительности;
  •  проектирование будущего.

Критериями выделения в экономической науке различных школ и направлений являются:

  •  классовые критерии;
  •  единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем;
  •  глубина экономических исследований;
  •  географические критерии.


Глава 2. Методология истории экономических учений.

2.1. Методология  истории экономических учений

Методология, как известно, является наукой о методах. История экономических учений, как и другие отрасли экономической науки, опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, математического моделирования и др.

Прежде чем рассмотреть суть методов научного познания в экономической науке, целесообразно коротко охарактеризовать   основные методологические принципы, на которые она опирается, как и любая другая отрасль науки.

В числе наиболее значимых методологических принципов науки, в том числе экономической, следует выделить такие, как иррационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм,  полифункционализм.

Иррационализм, как методологический принцип, предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль и поэтому допускает утверждение того, что как человек и окружающий его мир, так и история иррациональны по своей природе, а также выдвигает на первый план аспекты духовной жизни, выходящие за пределы мышления, как-то: воля, чувство, интуиция, воображение, мистическое озарение и т.д.

Релятивизм — принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого прежде уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (познания) неистинности, как основание для отрицания объективных истин.

Эволюционизм —   методологический принцип, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медленное изменение количественных характеристик, позволяющих констатировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений в природе и общественных процессах, включая экономику, культуру и иные системы.

Органицизм — это такой методологический принцип, который допускает только целостный (системный) подход к изучению объектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внутренние, т.е. лишь как компоненты (части) исследуемого объекта.

Полифункционализм — принцип методологии, допускающий необходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях с тем, чтобы избежать сведение множества социальных функций к определению только одной, в соответствии с которой человек характеризуется главным образом как максимизатор функции полезности.

Экономическая наука располагает достаточно широким спектром методов изучения (познания) хозяйственных явлений. В чем же заключается их сущность? Итак, суть всех методов склоняется к нескольким определениям, которые необходимо уяснить, чтобы разбираться в тонкостях каждого метода:

  •  Историческое и логическое (философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. Историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Логическое – те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта);
  •  Абстрактное и конкретное (Абстрактное – сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое. Конкретное - многостороннее, сложное, развитое, целостное);
  •  Анализ и синтез (в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях).

Заключение.

В итоге данной работы я попыталась выделить наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции, т.е. предмет, изучаемый историей экономических учений.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют также:

 труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

   взаимовлияние национальных школ;

развитие смежных разделов экономической наукистатистики,  математики, демографии, социологии и др.;

  совершенствование методов научного исследования;

  расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

 взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний и выводов. Об этом следует всегда помнить, обращаясь к различным теориям экономической мысли.

Список используемой литературы.

  1.  Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. – М., 2008.
  2.  История экономических учений: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М., 2008.
  3.  История экономических учений: Учебное пособие/ И. П. Павлова, Е. А. Владимирский, А. А. Оводенко и др.СПб., 2007.
  4.  Ядгаров Я. С. «История экономических учений». – М., 2006.
  5.  Шмарловская Г.А.  История экономических учений:   Учебное пособие

М.:  ЮНИТИ – ДАНА, 2006г.                                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36798. Исследование распространения сигналов тональных частот по ЛЭП 6(10) кВ с использованием программной среды PSpice 93.83 KB
  Магистральные ЛЭП напряжением 110_кВ и выше, соединяющие между собой энергорайоны, при их использовании в качестве линий связи, как правило, обработываются с помощью заградителей, обходов и т.д
36799. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 68 KB
  Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.
36800. Графический растровый редактор GIMP 1.65 MB
  Далее возвращаемся на 1й слой в данном случае это слой Рисунок 1 и создаем над ним новый с указанными ниже параметрами: Для типа заливки слоя выбираем Цвет переднего плана при этом цвет должен быть обязательно черным: Отключаем все слои кроме двух нижним с которыми мы сейчас работаем: Переходим на наш слой залитый черным цветом: Теперь берем инструмент ластик с мягкими краями и достаточно большого размера 305: Встаем в произвольном месте нашего изображения и несколько раз щелкаем по одному и тому же месту чтобы эффект ластика...
36801. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ IV АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 72 KB
  Реактивы: NH42S lCl3 ZnCl2 CrCl3 NOH H2O NH4OH N2S HCl NH4Cl крист K4 [Fe CN 6] K3 [Fe CN 6] CH3COOH. Групповым реагентом на катионы четвертой группы является гидроксид натрия NOH в избытке. В каждую из них добавить 1 мл группового реактива NOH. Ваши наблюдения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде: LCI3 NOH =...
36802. Структура и принцип работы полевых транзисторов, их статических характеристик и дифференциальных параметров 189.18 KB
  В данной лабораторной работе были изучены структура и принцип работы полевых транзисторов, их статические характеристики и дифференциальные параметры. Были определены пороговое напряжение, крутизна сток-затворных характеристик, внутреннее сопротивление транзисторов в режиме насыщения и в линейном режиме, вычислена удельная крутизна МОП-транзистора КП304А.
36803. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ V АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 78 KB
  Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ V АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Умения: Отработать практические навыки и углубить теоретические знания по частным реакциям катионов пятой группы. Нитраты хлориды сульфаты и ацетаты катионов пятой группы хорошо растворимы в воде. Соли других катионов этой же группы также подвергаются гидролизу и имеют кислую реакцию среды.
36804. Исследование интегральных оптронов 930.29 KB
  Справочные данные оптронов: АОД101Б: Обратное выходное напряжение = 100 В Обратное входное напряжение = 35 В Напряжение изоляции = 100 В Постоянный или средний входной ток = 20 мА Импульсный входной ток = 100 мА Температура окружающей среды 60.70 0САОТ101БС: Коммутируемое напряжение = 15 В Обратное входное напряжение = 15 В Напряжение изоляции = 20 В Входной ток = 20 мА Выходной ток при Iвх.
36805. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ VI АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 62.5 KB
  Растворы солей меди II окрашены в голубой цвет растворы солей ртути II и кадмия II бесцветны. Катионы меди и ртути имеют степень окисления 1 и 2 поэтому они участвуют в реакциях окисления восстановления. Аммиак образует с раствором соли двухвалентной ртути белый осадок амидохлорида ртути II растворимого в избытке реактива с образованием бесцветного комплексного соединения хлорида тетраамин ртути II HgCl2 2NH4OH = HgNH2Cl 2H2O NH4Cl HgNH2Cl 2NH4OH NH4Cl = [Hg NH34] Cl 2H2O Аммиак в небольших количествах...
36806. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ АНИОНОВ I, II, III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП 95.5 KB
  в отдельных порциях исследуемого раствора. При подкислении азотной кислотой аммиачного раствора хлорида серебра вновь выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра. а К 23 мл раствора сульфита натрия прилить столько же хлорида бария образовавшийся осадок испытать на растворимость в соляной и азотной кислотах. Запишите ваши наблюдения: Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде: N2SO3 BCl2 = ________________________________________________________________________________ ...