98870

ПИРАМИДЫ КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Реферат

Культурология и искусствоведение

Безусловно самым знаменитым памятником искусства Древнего Египта являются пирамиды Древнего царства. и пирамиды и храмы постройки для богов строились из камня. История как известно не терпит сослагательного наклонения но можно предположить что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги а не пирамиды Египет развивался бы более динамично.

Русский

2016-07-13

77 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

ПИРАМИДЫ КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                        Разработал

           доцент                                                                       студент гр. Д-112

       __________ Быстрова А.Н.                       ___________Ялланов П.Г.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год
СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1. Египет – страна пирамид

[3] 2. Особенности верований египтян

[4] 3. Фараон как земной бог

[5] Заключение

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..14


ВВЕДЕНИЕ

Искусство Древнего Египта интересно, загадочно и порой необъяснимо. Безусловно, самым знаменитым памятником искусства Древнего Египта являются пирамиды Древнего царства. Одним из первых архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.).

Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Это ступенчатая пирамида, высотой 60 метров, сложенная из белых известняковых блоков.

Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха.

Пирамиду Джоссера обычно называют «матерью египетских пирамид». В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали типичными.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами, например, при обработке самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера, и величественные создания эпохи пирамид так никогда и не были превзойдены.

1. Египет – страна пирамид

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III—II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня.

Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш.

Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей — сотни тысяч.

Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000.

Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов.

Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

2. Особенности верований египтян

В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим.

Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, что Египет — родина магии, тем более что в мировоззрении древнего Египта невозможно разделить мифологию, религию и магию. Все они прочными многочисленными нитями связаны друг с другом и с практической деятельностью.

Особое место занимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в духовной жизни египтян. Главным был культ бога Солнца — Ра, называвшегося в текстах дневным солнцем в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — бога утреннего, восходящего солнца.

Пирамиды Древнего царства отождествлялись с Солнцем, а в поздний период Нового царства существовало изображение Солнца в виде пирамиды, что восходит к очень древнему мифу о сотворении мира. В мифе говорится о треугольном камне, который поднялся из вод первозданного океана.

Этот камень называли «бен-бен» (или «ментхир»), ему поклонялись в окрестностях Мемфиса, отождествляя его также и с богом Атумом, который изображался человеком с двойной короной на голове и именовался «владыкой обеих земель», т. е. Верхнего и Нижнего Египта. В Древнем царстве пирамиду считали равной по своему значению окаменевшему лучу солнца. Вершину пирамиды обычно венчала маленькая пирамидка с забавным названием — «пирамидон».

До наших дней сохранился лишь один высеченный из черного гранита пирамидон на вершине пирамиды Аменемхета III (ок. 1849—1801 до н. э.) из XII династии — на его гранях изображен крылатый солнечный диск. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников, обращенных вершинами к солнечному диску.

Можно предположить, что в представлениях о пирамиде, как о символе Солнца, сыграли свою роль не только мифы. При восходе и заходе солнца над горизонтом возникает «зодиакальный» свет, который образует треугольник.

Так что пирамида представляет собой одновременно и путь на небеса, и Солнечный луч, падающий на землю.

В некоторых областях Египта сооружались мемориальные обелиски в виде суживающегося кверху гранитного столба с пирамидально заостренной верхушкой, считавшейся самой священной частью сооружения, причем часто ставили парные обелиски, видимо, они также были символами солнца.

Египтяне считали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большом океане, небо — плоская крыша, покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами, а сверху в виде светильников свешиваются звезды.

По их представлениям, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В одном из древних трактатов сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения сердец». Богов в Египте было множество: каждый ном и даже город имел их несколько.

Главное солнечное божество было многоликим: Атум считался богом — создателем мира, и в этом качестве отождествлялся с Ра; создателем, «формовщиком», сотворившим человека из глины, считался Хнум, который отождествлялся с Ра и Амоном; солнечным богом, еще одной ипостасью Ра, был Амон, почитавшийся так же, как «царь всех богов», от его имени фараон провозглашался властителем и считался его сыном; «телом Ра» называли Атона — солнечный диск.

Боги олицетворяли силы природы, главной силой в Древнем царстве считался бог Атум, который звался Атум-Ра. В Среднем царстве выделяется культ нового государственного бога — Амона, почитание которого зародилось в Верхнем Египте в Фивах, а затем распространилось по всему Египту, и теперь главное божество приобретает имя Амон-Ра.

В гимнах Амону подчеркивается, что ему фараоны обязаны своими военными успехами.

Храму Амона принадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города, в храмовых мастерских работали тысячи ремесленников и рабов. Жрецы Амона, разбогатевшие от войн, стали считать, что царская власть подчиняется воле богов Амона, поэтому они, его жрецы, могут руководить царем, вследствие чего между фараонами и жрецами не раз происходили столкновения.

Именно по этой причине во времена Нового царства фараон Аменхотеп IV (1368—1351 до н. э.) повел борьбу против культа Амона и, объявив новым богом Египта бога Атона, приказал закрыть храмы всех других богов и запретил поклоняться им. На шестом году правления он переменил свое имя («Аменхотеп» — «Амон доволен») на имя Эхнатон («Угодный Атону»).

У египтян божества еще долго соединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных в качестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис.

Воплощением Аписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, в святилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщий траур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось во всенародный праздник.

Изображения богов были часто в виде человека с головой животного. Например, богиня Хатхор — богиня радости, рождений, любви изображалась с головой коровы, бог Себек — покровитель города Фаюма — с головой крокодила, Иарит — богиня-змея, охранительница власти фараонов, Нефертум — бог с цветком лотоса на голове (лотос — символ рождения и процветания), Сехмет, богиня войны,— с головой львицы. Особым расположением пользовалась богиня радости и веселья Бает с головой кошки.

Городские и областные боги олицетворяли различные силы природы или некоторые общественные явления. Например, Тот был покровителем мудрости и письма («Владыка счета», «Исчислитель лет»), а также лекарей. Его жена богиня Маат считалась олицетворением Порядка и Истины, без нее не мыслилась справедливость; в «Текстах пирамид» говорится, что царь должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка», а одно из древнейших поучений называет Маат главным принципом всех человеческих отношений и государственности.

3. Фараон как земной бог

Фараон был для египтян божеством. Он, по их представлениям, никогда не рождался (по другим мифам, бог рождался от брака Амона и царицы-матери), а умирал по собственному желанию.

Со временем внутри пирамид на стенах стали писать заклинания, которые должны были осчастливить фараона после смерти. В них говорилось о посмертном плавании фараона в солнечной ладье, в которой Ра совершает свой путь по небу. Солнце было богом живого царя, а после смерти его покровителем стал бог Осирис.

Считалось, что если повторить все заклинания, сказанные некогда Гором для оживления отца (Осириса), над трупом фараона, то он получит ту же волшебную жизнь, которая была дана Осирису.

Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба — воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти.

Живя в гробнице, Ба может отделяться от тела человека, свободно передвигаться и даже совершать «выход днем», поднимаясь в небо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьет и т. д.)

Душа Ка выступает не только как жизненная энергия, но и как двойник человека. Это «второе я», рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах («блаженный, просветленный») — загробное воплощение человека.

Считалось, что, умерев, каждый становится Ах. Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все эти сущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам, причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. В более поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.

Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения.

Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые должны были «обеспечить» нерушимость пирамиды, а вместе с тем и нерушимость царского имени. «Для посмертной жизни было необходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одно имя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшая это магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретной личностью, но как бы оживляла его».

В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было сохранить имя царя.

При жизни фараон был земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб. «каменная скамья»), обязательно имелась стела, похожая на дверь.

На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарь для жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой.

В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибели мумии.


Заключение

Есть основания считать, что превращение усложненной мастабы в ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его зодчим Имхотепом. Позже цари III и IV династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином направлении; это так называемая кривая пирамида в Дахшуре с иным углом наклона боковых граней, ступенчатая пирамида в Медуме с более крутыми, чем у пирамиды Джосера, стенами, позже перестроенная в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее ровные наклонные грани теперь совершенно разрушены. В конце концов фараон Снефру, с которого начинается IV династия, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын Хуфу – величайшую из всех пирамид. Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи царя, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к расположенной за храмом пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, ведущим на восток и вниз, с границей между пустыней и обработанными полями, во время ежегодных разливов Нила покрытыми водой. Здесь находился нижний, «долинный» храм с культовыми помещениями у самой кромки воды, куда на лодках в период половодья доставляли продукты и другие припасы, связанные с заупокойным культом царя. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали царю, дух которого (ка) мог легко покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные блюда.

Долинный храм Хефрена – простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков – до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Строгое величие архитектуры эпохи IV династии, о которой до раскопок мы могли судить исключительно по надписям и рельефам, было отвергнуто правителями следующей династии, которые строили свои пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм Сахура был украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых этот царь был изображен победителем своих поверженных врагов – азиатов и ливийцев.

Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные сооружения предшествующих царей. Использование камня контрастных цветов – известняка, базальта, алебастра – усиливает впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих его стены: здесь представлены сцены триумфа над побежденными врагами и их беспомощные жены и дети; царь, занятый ловлей рыбы или охотой на птиц; сцена охоты с изображением царя, стреляющего в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота из 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и его возвращение; в святилище на резной панели – плите на каменном цоколе – изображены божества провинций, совершающие заупокойные приношения фараону.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб длиной более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от культовых церемоний, которые, будучи ритуально нечистыми, требовалось удалять за пределы священного пространства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. М.: Юриспруденция. - 2001. – 224 с.
  2.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Юнити. - 1994. – 380 с.
  3.  Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Экзамен. - 2002. – 284 с.
  4.  Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.
  5.  Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта/ Под ред. А. Л. Вассоевича. - СПб., 2000


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61285. Работа с разными материалами. Аппликация.«Веселая обезьянка» 20.98 KB
  Составление алгоритма практической работы 7. Прежде чем начать работу приготовь рабочее место правильно все что нужно для работы приготовь заранее 3. Во время работы содержи рабочее место в порядке 5.
61290. London is the capital of Great Britain 1.73 MB
  Мета: навчити учнів нової лексики, повторити граматичні структури теперішнього доконаного часу та минулого неозначеного часу; розвивати навички читання, говоріння, аудіювання та письма...