98876

Доктрина смешанной экономики: политические и теоретические аспекты

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Поэтому главным предметом моего реферата будут события 1920-1930 годов ХХ века в США. Политика проводимая правительством США в тех условиях во многом была предопределена личностью которая была во главе государства. Франклин Рузвельт – 32-й президент США беспрецедентно одержавший победу на президентских выборах 4 раза подряд.

Русский

2016-07-13

105.5 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по учебной дисциплине

«История экономических учений»

на тему:

«Доктрина смешанной экономики: политические и теоретические аспекты»

Выполнила: студентка гр. 164

Лукина Анастасия Сергеевна

Проверил: профессор НИУ ВШЭ
Гловели Георгий Джемалович

Москва, 2013

Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] Эволюция взглядов на роль государства в экономике

[4] Вызов времени или Великая депрессия

[4.1] Сельское хозяйство.

[4.2] Промышленность.

[4.3] Борьба с безработицей.

[4.4] Банковская, денежная система

[5] Заключение.

[6] Список использованной литературы



Введение

В настоящее время для многих из нас совершенно естественно полагать, что наиболее эффективным и выгодным устройством экономики является смешанная экономика - современная экономическая система, основу которой составляет взаимодействие государства и рынка. Практически все современные страны за редким исключением придерживаются этой модели экономики.

Между тем, великие умы человечества в течение многих веков пытались разрешить вопрос о том, какая система была бы наиболее эффективной в плане развития государства. Именно поэтому в начале своего реферата я считаю необходимым раскрыть то, каким же образом происходила эволюция взглядов на вмешательство государства в экономику.

В данной работе ввиду ее небольшого объема провести полный анализ эволюции взглядов на роль государства в экономике просто невозможно. Поэтому главным предметом моего реферата будут события 1920-1930 годов ХХ века в США. Почему они? С моей точки зрения, Великая депрессия сыграла огромную роль в развитии экономической мысли, она послужила как бы «вызовом» господствующим на тот момент экономическим теориям. Без тех событий и реформ,  вряд ли бы мы сейчас смогли говорить о смешанной экономике, как о наиболее распространённой экономической системе мира. Ведь именно тогда свершился перелом во взглядах экономистов, и был заложен базис сегодняшней, современной экономической системы.  

Эволюция взглядов на роль государства в экономике

Первой доктриной, сторонники которой считали государственное регулирование необходимостью, являлся меркантилизм. В конце 17-го начале 19-го веков меркантилизм, будучи доктриной, принятой наиболее развитыми странами Европы (Англия, Швеция, Австрия, Пруссия), даже отождествлялся с протекционизмом1. В этом можно убедиться, взглянув на некоторые задачи государства, которые меркантилисты считали наиважнейшими, как-то: поддержка импорта дешевого сырья, регулирование торговой политики, направленной на привлечение драгоценных металлов и др.

В это же время началось формирование нового направления в экономической теории – классической политической экономии. Так, первым этапом2 развития  этого учения была критика меркантилизма. Во Франции ориентированность меркантилизма на промышленное производство наряду с высокими налогами и низкими ценами на зерно вызывала возмущение и недовольство. Что привело к появлению принципа “laissez faire” (или принципа невмешательства в экономические процессы), который был введен Буагильбером.

Первый этап также охватывает и теорию физиократов. Но они вовсе не были приверженцами полного невмешательства государства в экономику. Считая, что источниками богатства являются природные ресурсы, они полагали необходимым для государства поддерживать сельскохозяйственное развитие страны. В остальных же аспектах они полагали, что  торговая, производственная и финансовая деятельность должна развиваться исключительно естественным путем, тем самым придерживаясь принципа “laissez faire  et laissez passer”.

Второй этап связан с именем А. Смита – основателя классической политической экономии – одной из важнейших и наикрупнейших направлений экономической мысли, внесшей значительный вклад в развитие экономической теории. Он предполагал, что внутренние рыночные механизмы способны самостоятельно регулировать экономику, «невидимая рука» рынка сама определит оптимальное и наиболее эффективное направление в развитии: «Никакое регулирование торговли не в состоянии увеличить промышленность какого-либо общества сверх того, что соответствует его капиталу»3.

Третий этап охватывает всю первую половину 19 века. Эта ступень характеризовалась «расколом» классической политической экономии. «Эпигоны» Смита не пришли к согласию касаемо необходимости государственного регулирования экономики. Так, Сэй («Трактат о политической экономии» 1803 г.), Рикардо («Начала политической экономии и налогообложения» 1817 г.) и Мальтус («Принцип политической экономии» 1820 г.) были приверженцами экономического либерализма. Когда как Сисмонди («Новые начала политической экономии» 1819 г.) полагал, что невмешательство неизбежно приведет к пауперизму, именно поэтому он обосновывал «теорию благотворительности», целью которой являлся рост благосостояния и благополучия населения, а для этого необходимо было защищать мелкое производство (мастерские и небольшие фермы).

Наконец, четвертый и заключительный этап развития классической политической экономии, который охватывает вторую половину 19 века, связан с именами Дж. С. Милля и К. Маркса (наиболее видные представители). Маркс считал, что в итоге наступит время, когда огосударствление предприятий станет неизбежным, он как бы отождествлял эти понятия. Дж. С. Милль в своем труде «Утилитаризм» писал о том, вмешательство государства в некоторых сферах просто необходимо. Так, основные вещи для социально-экономического развития общества должны финансироваться государством, например: создание необходимой инфраструктуры, поощрение и стимулирование развития науки,  технологий, защита интересов населения, - одним словом, все то, что бы привело к «наилучшему состоянию человечества», т.е. «когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед»4.

Представители неоклассического направления, которое возникло наряду с марксизмом, вообще не уделяли особого внимания этому аспект. А. Маршалл – пожалуй, самый видный представитель данного направления - писал, что наиболее важным является анализ взаимодействия экономического регулирования спроса и предложения на рынке.

Вызов времени или Великая депрессия

Между тем, в 30-е годы 20 века разразилась Великая депрессия, подвергшая пересмотру все теории, ведь они все разом рухнули, как карточный домик. И надо было как-то выходить из положения. Политика, проводимая правительством США в тех условиях, во многом была предопределена личностью, которая была во главе государства.

Франклин Рузвельт – 32-й президент США,  беспрецедентно одержавший победу на президентских выборах 4 раза подряд. Родившийся в богатой семье и воспитанный в роскоши и блеске, получивший чуть ли не лучшее образование (Гарвард) он все же умел понимать трудности широких масс населения и распознавать их желания, что, возможно, и сделало его одним из наиталантливейших деятелей в истории США. Как говорил его биограф Э. Линдлей, в Рузвельте был некий «внутренний протест против его холеного детства», чем он и вызывал лютую ненависть американских богачей, называвших его то «социальный ренегатом»5, то хитрым и жуликоватым6.

С начала своей политической карьеры (а началась она в 1910 году, когда он был избран в сенат штата Нью-Йорк от демократической партии), Рузвельт проявлял себя наилучшим образом: начал кампанию против коррумпированного партийного аппарата (Таммани-Холл), развернул борьбу против энергетических трестов.

Это был 1932 год, когда Рузвельт начал свою избирательную кампанию на пост президента США. В ее ходе он изначально поставил себя как человека, который не будет следовать традициям: «Пусть ломка глупых традиций станет отныне задачей нашей партии»7. И он никогда не отступал от своих слов. Он был независим: редко когда его выступления на публике были как-то согласованы с партией, более того, нередко они ей противоречили. В предвыборной кампании Рузвельт обязался взять «Новый курс» - это синоним его независимой от партии политики, против которой впоследствии выступали и республиканцы  и демократы.

Рузвельт, как я уже сказала, пришел к власти в сложные для США годы. Экономический кризис заставил многих говорить о крахе капитализма в целом: «…крупные капиталисты начали осмотрительно поговаривать о необходимости диктатуры»8. Волнения по всей стране, угрозы восстаний и беспорядков, – вот в каком состоянии была страна.

31-й президент США, Герберт Гувер, хотя и предпринимал меры по смягчению ударов (выделял деньги из федерального бюджета на поддержку производства  и уровня заработных плат рабочих (750 млн. долларов), поощрял благотворительные меры местного самоуправления и мн.др.9), был против расширения государственного вмешательства и не соглашался с мнением о необходимости расширения объема общественных работ и оказания прямой помощи населению.

Приверженность таким «консервативным» взглядам не сыграла Г. Гуверу на руку. Из-за «бесчеловечности» проводимой политики снискал себе репутацию далеко не эффективного управленца: «Гувер не имел влияния на конгресс, и ни конгресс, ни Гувер не имели для решения внутренних проблем программы, стоящие упоминания» 10.

В то время как в ходе избирательной кампании его соперник, Франклин Рузвельт, излагал такие меры по выходу из кризиса и предотвращению последствий («Новый курс»), которые были социально-направлены и довольно эффективны. Это и доходчивые объяснения планов избирателям и позволило последнему выиграть выборы.

Уже в первые месяцы его правления Рузвельт предпринимал чрезвычайные меры, он говорил о них даже как об экспериментах, проводимых в исключительных обстоятельствах, и в успехах которых он был даже не уверен: ««Нью-дил» следует рассматривать не как связное целое, а как ряд отдельных экспериментов, не как движение в известном направлении по заранее выработанному плану, а лишь как нащупывание нового пути»11.

Эти эксперименты не всегда увенчивались успехом, но заставляли задумываться экономистов того времени о роли государства в экономике.

Сельское хозяйство.

Крупной проблемой для США в те годы оказалось положение сельского хозяйства. Еще в январе 1933 г. О’Нийл, президент Американской фермерской федерации, заявлял, что «если ничего не будет сделано для фермера, то в течение двенадцати месяцев революция в деревне неизбежна»12.

Многочисленные забастовки фермеров заставляли правительство как можно быстрее формировать новое законодательство. Целью реформ и нововведений являлось повышение цен на продукцию фермеров. Вследствие низких цен, сложившихся на рынке, тяжесть долгов фермеров была невыносимой, тем более если учесть, что повсеместно отнималась собственность фермеров из-за долгов. Рузвельт понимал, что только правительство в данной ситуации может решить эту проблему, а именно повысить цены на товары, в том числе и на фермерские продукты, чтобы облегчить их положение.

И 12 мая 1933 года вступил в силу Акт о сокращении сельскохозяйственной продукции (ААА13). Этот акт действовал на цены с помощью регулировки предложения: фермерам, решившимся на сокращение посевов, предоставлялось денежное вознаграждение. Результатом такой политики стало сокращение посевных площадей пшеницы на 7,5 млн. акров, хлопка – на 10 млн. акров, уничтожение 6 200 тыс. поросят. Были приняты также и дополнительные меры правительством в 1934 году. Теперь оно выступало крупным покупателем продукции фермеров.

Но вопреки ожиданиям, ситуация с сельским хозяйством не была исправлена. Крупные фермеры действительно сокращали посевную площадь, но это было сделано засчет менее плодородных земель; к тому же они имели средства (в отличие от мелких фермеров) для закупки нового оборудования, которое позволило собирать на меньших площадях не меньше продукции. Да, цены были повышены, что пошло на пользу состоятельным фермерам, но отнюдь не беднякам.

Попытка создания специального кредитного управления в 1933 году, которое уменьшало бы процент по долгам и материально помогало фермерствам, оказавшимся на гране продажи с аукциона, тоже не помогла, ведь согласно данным министра земледелия США Уоллеса, к 1935 году 70-80% фермеров составляли арендаторы, то есть фермеры уже почти не имели собственности14.

Но и в данной ситуации правительство нашло выход: был утвержден «Акт о сохранении почвы и распределении земли» в 1936 году. Этот акт был «улучшенной» версией ААА. Вознаграждения, или субсидии, теперь были дифференцированы на основе плодородия изъятой почвы, а не размера площади; а премии выплачивались только тогда, когда часть почвы была засеяна сохраняющими почву травами. Был издан закон о регулировании размера посевов, согласно которому фермеры получали премии вследствие сокращения посевной площади и согласовании объема продаваемой продукции.

Также правительство решило субсидировать экспорт пшеницы и хлопка, но до 1939 года. В 1939 же, когда в Европе начались военные действия, в США для поддержки фермеров началась активная реализация плана, согласно которому государство закупало в свои запасы товары, тем самым обеспечивая гарантию фермерам постоянного дохода. В то же время, эти запасы предполагалось реализовывать в периоды неурожайности на рынок (обеспечивая постоянный приток продуктов).

В ходе семилетних преобразований в сельском хозяйстве фермерская проблема не была до конца разрешена, но зато были достигнуты некоторые результаты: так, покупательная способность фермерских продуктов в период с 1933-1939 гг. была увеличена на четверть15, а положение фермеров хоть и не кардинально, но улучшилось.

Промышленность.

В промышленности правительство также предпринимало  меры, так, 16 июня 1933 года вошел в силу закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности (NRANational Recovery Administration), целью которой было улучшение отношений между работником и руководителем, а также улучшение конкуренции.

Предпринимателям каждой отрасли предлагалось выработать единый «закон честной конкуренции». Он подразумевался как устав для каждой сферы хозяйства, который определял бы количество производимого товара (что помогло бы избежать перепроизводства), уровень зарплаты, длительность рабочего времени и др. В качестве вознаграждения компании, принявшие эти кодексы, освобождались от юрисдикции антитрестовых законов. В итоге кодексами было охвачено 95% промышленности.

Казалось бы это означало успех. Но нет. NRA хотела исключить возможность перепроизводства в каждой отрасли и в то же время увеличить занятость. Но перепроизводство – показатель относительный, а не абсолютный. При данном уровне НТП и интенсивности использования капитала попытка ограничить производство увеличивает безработицу, таким образом, перепроизводство, которое относительно, никак не может снижаться.

Были еще «пробелы» в NRA. Так, устанавливался минимальный уровень зарплаты и максимум длительности рабочего дня, но реальная зарплата не увеличивалась, когда как  интенсивность процесса работы и эксплуатация рабочих росла: «Работа, получаемая от каждого рабочего, эквивалентна прежней заработной плате и прежнему рабочему дню»16.

NRA также гарантировала рабочим право на участие в профессиональных объединениях, но в то же время, в пункте 7а NRA не было запрещено заключение индивидуальных соглашений, что затруднило реализацию их права на участие в профсоюзах.

Таким образом, в основе NRA были противоречия, которые не позволили эффективно регулировать промышленность. Тем более, что сама концепция о «картелях», создающаяся вследствие принятия «Закона о честной конкуренции», подразумевает увеличение власти монополий и уничтожение мелких предпринимателей.

Это привело к тому, что в мае 1935 года Верховный суд США объявил ее деятельность противоречащей конституции.

Создание Национальной администрации по оздоровлению промышленности завершилось неудачей, но к маю 1935 года, производство продукции индустриями было на 55% выше, чем в мае 1933, к тому же, был введен запрет на детский труд и принимались попытки ограничить длительность рабочего времени и установить минимум заработной платы17.

Борьба с безработицей.

Рузвельт, в отличие от Гувера, постоянно говорил о том, что обеспечение благосостояния «верхушки» не обусловит хорошее положение низших слоев населения. Он часто говорил о необходимости поддержки низших слоев, как базиса и основы всей социальной пирамиды. И правительство не должно к этому относиться индифферентно.

До конца президентства Гувера считалось, что борьбу с безработицей должны вести либо частные благотворительные организации, либо на крайний случай местные власти.

С приходом Рузвельта уже федеральные власти стали обращать внимание на «забытого человека» и начали непосредственно заниматься ликвидацией безработицы.

В отличие от Гувера, который оказывал помощь лишь частным предприятиям, Рузвельт развернул огромную программу финансирования общественных работ, что создавало рабочие места, и государственного строительства.

Уже в мае 1933 года образовалась федеральная чрезвычайная организация помощи безработным (FERA18), просуществовавшая до 1935 года. На программы FERA было выделено 4 млрд. долл., 29% которых финансировался из местного бюджета. Была также создана Федеральная администрация общественных работ (PWA19) в июне 1933 года, которая финансировала общественные работы штатов.

Однако к осени безработица так и не была одолена, поэтому в ноябре 1933 г. было учреждено новое ведомство по организации общественных работ – CWA20, просуществовавшее до апреля 1934 года. По данным Гопкинса, под руководством которого велась деятельность этой организации, число временных рабочих мест, предоставленных безработным, достигло 4 млн. Но уже в феврале, вследствие улучшения хозяйственной конъюнктуры и усиления в конгрессе разговоров о необходимости прекращения государственной поддержки безработных на федеральном уровне, программа начала свертываться.

Рузвельт с этим был не согласен, поэтому 4 января 1935 года была выдвинута новая схема помощи безработным. Согласно этой схеме безработные делились на 2 категории: безработные вообще и безработные вследствие кризисов, - и федеральное правительство обязывалось помогать лишь последним. Конгрессом это предложение было одобрено, поэтому на смену FERA в 1935 году пришло WPA21. Уже в 1936 году число принятых на работу превышало 3 млн. Впоследствии правительство расширяло и сужало программу в зависимости от экономической конъюнктуры.

Наиболее же важными достижениями политики «Нового курса» стало принятие в 1935 и 1939 гг. законов социального страхования. Оно подразумевало выделение денег штатам на пенсии рабочим (от 65 лет), пострадавшим от стихийных бедствий, больным и инвалидам.  Таким образом, образовалось Управление по социальному страхованию, которое действует до сих пор.

Банковская, денежная система

Катастрофа, произошедшая во время прихода Рузвельта в Белый дом, кричала о необходимости преобразований в банковской системе.

В разгар паники, 6 марта 1933 г., декретом президента США были закрыты все банки страны. По истечении 3 дней правительство начало постепенно их заново открывать, при этом отслеживая состояние каждого банка в отдельности, при необходимости поддерживая их средствами РФК (Реконструктивной финансовой корпорации).

Но золото, ранее принадлежащее им, правительство при их открытии им не отдавало, более того, правительство закрепило золото в распоряжении казначейства США в январе 1934 года с помощью Акта золотого резерва. Согласно ему свободный обмен денежных купюр на золото был запрещен, а также вывоз золота и его укрытие. Все золото объявлялось собственностью правительства: была объявлена обязательная сдача припасов, стоимость которых была выше 100 долларов, резервным банкам. Все эти меры значительно облегчили вмешательство правительства в экономику страны, целью которого являлось не национализация, как это могло показаться, а спасение от банкротства большей части банков, путем контроля над кредитом и денежным обращением.

Также для стабилизации денежной системы США 12 мая 1933 года, конгресс принял Добавление Томаса, которое позволило Рузвельту контролировать инфляцию, девальвацию, решать по своему усмотрению переход от моно- к биметаллизму. С этими полномочиями была впоследствии проведена девальвация валюты.

Но все эти меры не решали проблему банковской системы в целом. А проблема была в том, что в США открытие местных филиалов крупными банками считалось покушением на самостоятельность штата. Но одновременно с этим крупные банки могли влиять на местные, тем самым последние становились их неофициальными филиалами. Эта формальная независимость банков привела к тому, что крупные банки в критической ситуации не были обязаны спасать об банкротства свои неофициальные «филиалы». И это надо было менять.

В июне 1933 г. и августе 1935 г. было принято 2 банковских закона, которые разрешили открытие банками филиалов в том случае, если это не запрещено местными законами. Правительство также пыталось гарантировать депозиты, тем самым защищая экономику от банковской катастрофы, путем страхования депозитов. Учредилась Федеральная страховая корпорация,  которая существует по сей день.

В целях дополнительного обеспечения депозитов банкам было запрещено совмещать депозитные операции с торговлей акциями, также как и с инвестиционной деятельностью - банковским домам. 27 мая 1933 года был принят Акт о бирже, а также была учреждена Комиссия по ценным бумагам и биржам (также существующая в настоящее время), которая проверяла все акции, предложенные к размещению на бирже, регулировала биржевой рынок и осуществляла за ним наблюдение. Позже полномочия КЦБ расширялись: в 1935 - касаемо защиты прав акционеров, а в 1938 году КЦБ заручилось поддержкой судов в этой сфере.

Все меры, принятые Белым домом, позволили правительству повышать цены на продукцию. Было снижено золотое содержание доллара, то есть каждая единица золота теперь стоила в бумажных деньгах больше, чем раньше, что увеличило денежную массу, а впоследствии предопределило рост цен, который был необходим и который сама экономика, без вмешательства государства, не могла обеспечить.

Заключение.

Преобразования и реформы, предпринятые правительством, как мы видим, не все были эффективны настолько, насколько это предполагалось Рузвельтом, но они заставляли задумываться о роли государства в экономике. Социальные программы, пенсионные фонды, учреждения по страхованию вкладов, по надсмотру за деятельностью бирж - все это нашло свое применение в сегодняшнем мире. Да, возможно сейчас нам кажется существование таких вещей естественным. Но во время классического капитализма они были чем-то революционным, непривычным. «Эксперименты» Рузвельта и его «мозгового треста» сотни раз подвергались критике со стороны политических и не политических кругов США разных направленностей.

Ну а что же после? Республиканская партия США признала, что за двенадцать лет Рузвельт «внёс больше изменений в американское государство, чем это имело место за предыдущие 150 лет»22. Иосиф Сталин в беседе с Г. Уэллсом назвал Рузвельта «самой сильной фигурой» из «всех капитанов современного капиталистического мира»23.

И это правда. Повсюду шло признание реформ Рузвельта, ведь он был не противником капитализма, как это казалось, а, наоборот, был за него и за его исключительно лучшие стороны. Пытаясь исправить и реформировать экономику, им двигало желание смягчить все отрицательные аспекты капитализма и сделать из него что-то новое, то, что пойдет на пользу всем слоям населения.

Это поистине было «революцией», переломом во взглядах, началом социально-ориентированного капитализма, который не забывал о простом человеке.

И этот период в истории является одной из наиважнейших эпох. В 20-х в США мы видим эпоху «просперити»: самый высокий уровень жизни в мире. И вдруг – нежданно и негаданно -  обвал, разрушение всего того, что было достигнуто ранее: в США каждый третий лишен заработка, разоряются сотни фермерских хозяйств.

Именно тогда экономисты осознали ошибку принципа невмешательства в экономику. И сделанные преобразования оказали огромнейшее влияние на последующее развитие мира, на развитие концепции смешанной экономики. И я думаю, не будет преувеличением сказать, что реформы, проведенные в то время, сделали сегодняшнюю смешанную экономику такой, какая она есть.

Нельзя не упомянуть, что именно Великая депрессия обусловила появление такого направления в экономическом учении, как кейнсианство, которое доминировало вплоть до 70-х годов ХХ века24: в 1971 году Ричард Никсон, президент США, заявил: «Сегодня мы все — кейнсианцы»25.


Список использованной литературы

1. Гловели Г.Д., История экономических учений, М.: Юрайт, 2011. - 742 с.

2. Ядгаров Я. С., История экономических учений, М.: Инфра-М, 2009. - 480 с.

3. Лан В. И., США от первой до второй мировой войны, М.: Госполитиздат, 1947. – 486 с.

15 баллов. Почему такой короткий список использованной литературы? на самом деле должен быть гораздо больше (по факту)

1 Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1989, Vol. VIII, pp. 13-14 почему не включено в список литературы???

2 Здесь и далее приведено разделение на 4 этапа согласно Ядгарову Я.С.

3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Книга 4, Глава 2, Стр. 441 URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/index.php, Дата обращения: 12.04.13

4 Милль, Дж. Ст. Утилитаризм. О свободе/ Дж. Ст. Милль. – СПб., 1990.

5 New York Herald Tribune. 1945. 13 апреля

6 Harper's Magazine, 1944, февраль,  с. 197

7 New York Times. 1932, 3 июля.

8

9 Энциклопедия «Кругосвет» URL:  http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GUVER_GERBERT_KLARK.html , Дата обращения: 12.04.13

10,  Е. Lindley, The Roosevelt Revolution, London 1934, p. 18—20, 66.

11 Лан В. И., США от первой до второй мировой войны, Госполитиздат, 1947, стр. 349-350

12 Лан В. И., США от первой до второй мировой войны, Госполитиздат, 1947, стр. 345

13 Agricultural Adjustment Act

14 New York Times Magazine, 1935, 31 марта.

15 Лан В. И., США от первой до второй мировой войны, Госполитиздат, 1947, стр. 374

16 American Mercury, 1934, август, p. 387.

17 Mastering Modern World History by Norman Lowe, second edition, P.117

18 Federal Emergency Relief Administration

19 Public Work Administration

20 Civil Works Administration

21 Works Progress Administration (буквально: Администрация строительных работ)

22 New York Herald Tribune, 1945, 13 апреля

23 Сталин И., Вопросы ленинизма, изд. 10-е, стр. 601

24 История экономических учений: Современный этап: Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2009, с. 13

25 Скидельски Р. Кейнс: Возвращение мастера / Пер с англ.- О.Левченко; науч.ред. О.Замулин. — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011, сс. 14-15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64031. Художественная роспись на эмали 1.46 MB
  Ростовской финифти присущи художественные и стилистические качества такие, как прочность, свежесть и яркость красок. Сначала мастера писали на эмали маленькие иконки-образки, финифтяными вставками украшали богатые оклады церковных книг и различную церковную утварь.
64032. Вимушений – стихійний перехід на біологічне землеробство з недотриманням основних його принципів 175.66 KB
  Найбільш широко і продуктивно органічні технології застосовуються у комплексі з правильно вивіреними механічними методами обробітку ґрунту. Що у комплексі з органічними добривами та науково обґрунтованими сівозмінами призводить до отримання не тільки високих, але і якісних врожаїв зернових культур.
64033. Разработка элементов информационной системы мини-отеля «RA» 4.46 MB
  Актуальность темы работы обоснована тем, что сама сфера деятельности, в которой реализуется данный проект ориентирована на широкой круг потенциальных постояльцев. Так как целью является оказание качественных гостиничных услуг в максимально доступной ценовой категории...
64035. Организация сервисной деятельности студии визажа 4.27 MB
  Целью дипломной работы является разработка сервисной деятельности студии визажа. Цель исследования определит его следующие конкретные задачи. Задачи дипломной работы: изучить современные тенденции индустрии услуг, направленных на визаж...
64036. Комп’ютерна верстка за допомогою программ Adobe InDesign та Microsoft Publisher 317.5 KB
  Користувач створює власний макет сторінки, який може містити текст, малюнки, фотографії та інші ілюстративні елементи. Залежно від необхідної кількості і якості матеріалів друк може виконуватися на принтері, різографі або в спеціалізованих друкарнях.
64037. Створення Web-додатків за допомогою Ajax 2.72 MB
  Для реалізації поставленої мети слід вирішити наступні завдання: Детальніше ознайомитися з технологією Ajax; Ознайомитися принципи роботи Web-додатків; Детальніше ознайомитися з інформацією про програмні бібліотеки підтримки розробки Web-додатків.