98883

Теория праздного класса. Торстейн Бунде Веблен. Вернер Зомбарт

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Торстейн Бунде Веблен и Вернер Зомбарт будучи сторонниками марксистской теории рассмотрели в своих главных работах проблему возникновения капитализма а главное психологический аспект его развития и становления. Торстейн Бунде Веблен Торстейна Бунде Веблена воспитанного в небогатой норвежской семье фермеров еще с колледжа невзлюбили его сверстники за чрезмерную высокомерность и замкнутость. Проработав год учителем в школе Веблен продолжил свое образование сначала в Университете Гопкинса а затем...

Русский

2016-09-06

49.71 KB

0 чел.

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет

мировой экономики и мировой политики

                                Реферат по дисциплине:

                       «История экономических учений»

«Психологические аспекты капиталистического поведения»

Выполнила:

 студентка 164 группы,

Садилина Анастасия Евгеньевна

Проверил:

профессор

Гловели Георгий Джемалович

Москва 2013

Оглавление

1.Введение 3

2. Торстейн Бунде Веблен 4

3. «Теория праздного класса», как основная работа. 5

4. Вернер Зомбарт 8

Список литературы 11

1.Введение   

Торстейн Бунде Веблен и Вернер Зомбарт, будучи сторонниками марксистской (???) теории, рассмотрели в своих главных работах проблему возникновения капитализма, а главное психологический аспект его развития и становления. Анализируя две работы этих ученых, я выявлю основные психологические аспекты капиталистического поведения.

   

 2. Торстейн Бунде Веблен

Торстейна Бунде Веблена, воспитанного в небогатой норвежской семье фермеров, еще с колледжа невзлюбили его сверстники за чрезмерную высокомерность и замкнутость. Не только студенты, но и преподаватели не выносили Торстейна. Один лишь Джон Кларк, преподаватель  политэкономии, интересовался своим учеником и даже рекомендовал ему заниматься экономическими исследованиями. Проработав год учителем в школе, Веблен продолжил свое образование сначала в Университете Гопкинса, а затем в Йельском Университете на взятые отцом в банке деньги. Средств на жизнь не хватало, поэтому Торстейн пишет работу по «истории и теории распределения государственного бюджета среди американских штатов» (стр10) (???) для конкурса и выгрывает его. После окончания университета Веблен, не найдя себе работы по специальности, снова вернулся на ферму к отцу и даже занялся изобретательством сельскохозяйственной техники. В возрасте 30 лет Торстейн все-таки смог устроиться на работу в Чикагском Университете, благодаря знакомству с Дж. Лафлином. Жесткая система контроля и ультраконсерватизм в университетах был описан Вебленом в его работах «Теория праздного класса» и «Высшее образование в Америке». Когда Веблену минуло 39 лет, он приступает к написанию своей первой книги, «Теории праздного класса», его финансовые дела начинают поправляться. После написания второй книги, «Теории делового предпринимательства», Веблен обретает известность. С августа 1906 года Торстейн начинает работать в Стэнфордском университете, но не пользуется большой популярностью у студентов. Становится заметно его увлечние марксизмом, он даже начинает одну из свиох лекций подробным разбором «Коммунистического манифеста» Маркса и Энгельса. После четырех лет работы в университете Веблен подает заявление об увольнении. Преподавание, единственный источник его дохода, не слишком интересовал Веблена, так как он не переносил административной работы. Торстейн направляет запрос в Вашингтон с просьбой финансирования археологической экспедиции, но денег не нашлось. Следующие семь лет Веблен читает лекции в Университете штата Миссури. В 1910 году Веблен начал работать над  книгой «Инстинкт мастерства  и уровень развития технологии производства», которую он завершил через четыре года. Далее следует наиболее продуктивный период жизни Тостейна. Он пишет книги одну за одной. Особо желал Веблен публикации его книги «Исследование характера мира и условий его поддержания». Вдохновленный философией Имануила Канта, он даже заплатил 700 долларов издателям, чтобы книга  была опубликована. Осенью 1918 года Веблен начинает работу в журнале «Дейел». С октября 1919 Торстйн входит в четверку главных преподавателей «Новой школы социальных исследований». К концу года его лекции посещает не так много студентов и Веблен начинает чувствовать себя утомленным. В 1921 году выходит вторая по значимости книга «Инженеры и система ценностей», в которой он  описывает будущее каиталистического общества.  В 1923 году Веблен публикует свою последнюю книгу «Абсентеиская собственность и деловое предпринимательство в новое время». Через 6 лет Торстейна не стало.  В своем завещании он просил похоронить его без каких-либо почестей, просто развеять его прах над морем. Так и было сделано: его прах развеяли над Тихим океаном.

 

   3. «Теория праздного класса», как основная работа.

В данном реферате я бы хотела рассмотреть главную работу Торстейна Бунде Веблена «Теория праздного класса». В введении автор размышляет о возникновении института праздного класса: «Институт праздного класса получает свое наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе или феодальной Японии.»2 В разделении обязанностей женщин и мужчин кочующих племен Северной Америки Веблен видит зарождение классовой дифференциацией общества. Но именно из женского труда развивается производственный вид деятельности, хотя Тростейн поддчеркивает, что мужская работа так же относилась к производственной, только вот мужчины себя «работниками» не считали. Это объяснялось тем, что охота считалась занятием настолько необходимым, что его даже и сравнивать с женским трудом было нельзя. Далее автор приводит примеры обществ, не имеющих жесткой дифференциации и праздного класса как такового, например, племена айву и the Todas of Nilgiri Hills. Характерной чертой таких обществ Веблен выделяет миролюбивость и «беспомощность при  столкновении с силой или обманом»3 Общество, переходя от миролюбивого уклада к хищническому, приобретает дифференциацию. Деятельность мужчин становится более направленной на совершение подвигов, получение трофеев, следовательно они становятся более агрессивными. Возникает зависть, которая порождается различием между доблестной и недоблестной деятельностью.

 Во второй главе, «Денежное соперничество», автор уделяет особое внимание вопросу появления собственности. Автор считает, что самой ранней формой собственности являестя «собственность на женщин со стороны здоровых мужчин общины»4. На ранних стадиях развития общества женщина была всего лишь трофеем, обладать которой считалось почетно. Потом такая традиция «собственности на женщину» переросла в брак с мужчиной во главе.  Веблен видит причину появлении собственности в зависти. Владеть чем-то было почетно, а почет порождает зависть. Но институт частной собственности еще нельзя назвать полностью сформированным по одной причине: обладание трофеями считалось делом коллективным, а не индивидуальным: «Мужская доблесть еще была прежде всего групповой доблестью, и обладатель добычи еще чувствовал себя главным образом хранителем чести своей группы».5 Немного позже владение  собственностью, по мнению Веблена, становится не тольком причиной для зависти, но и единственным поводом для уважения и почета. Теперь накопление материальной собственности стало необходимостью: « Во всяком обществе, где имеется обособление материальных ценностей, индивиду ради его собственного душевного покоя нужно владеть такой же долей материальных ценностей, как и другие, те, в один класс с которыми он, по обыкновению, себя помещает; и крайнее удовольствие-обладать нескольким больше, чем другие.»6 Торстейн Веблен считает, что индивид никогда не будет счастлив в своем стремлении накопить больше других. Поначалу, человек, не удовлетворенный своим финансовым достатком, будет постоянно желать иметь больше, когда он все таки завладеет тем количеством материальных ценностей, которые могут сделать его самодостаточным,он начинает желать иметь больше других и живет в постоянном беспокойстве. Таким образом, человек просто не видит конца гонке «у кого больше».

  Третья глава под названием «Демонстративная праздность» начинается с размышлений автора о вторичном мотиве соперничества. Веблен считает, что таковым является отказ от производительной деятельности. В умах людей эта деятельность асоциировалась с подчинением хозяину, а значит была лишена почета. Производительная работа прежде всего воспринималась, как плебейский труд, лишенный «духовности». На данной стадии развития общества главным богатсвом становятся рабы, которые позволяют хозяину демонстративно отказываться от своего труда, показывая всем свою праздность. Иногда такие демонстрации доходили до крайностей. Автор приводит в пример французского короля, который, попрощался с жизнью из-за следования правилам хорошего тона. Король, сидя у камина, ждал пока придет его слуга и отодвинет стул подальше от огня, но этого не произошло и король зажарился на своем месте. Характерной чертой такой праздности является демонстративность. Но как же подтвердить ее  в те моменты, когда общество не следит за человеком? На это есть хорошие манеры: «Знание правил приличия является prima facie свидетельством того, что та часть жизни благовоспитанного человека, которая не проходит на глазах у зрителя, проведена достойным образом, в приобретении совершенств, которые не приносят никакой прибыли.»7  Высшие слои общества следуют установленным правилам поведения, но и они их устанавливают, как представители духовности и благоразумия общества. Но не всегда эти правила разумны. Веблен напрямую связывает понятия благородная кровь и материальное богатство: «В целях нашего изложения достаточно  будет сказать, что благородная кровь- это кровь, облагороженная длительным соприкосновением с накопленным богатством либо высокими привилегиями.»8 Женщина меняет свой статус с трофея на благородную особу, чье благородство предается по наследству. Она не только освобождается от «низкого» призводственного труда, но и от прислуживания своему господину- мужу. Торстейн Веблен отмечает, что вскоре появляется второй праздный класс, но по своей праздности он не может сравниться с праздностью первого класса. Такой класс составляют специализированные слуги, чья работа все меньше и меньше напоминает производственную. Важна не продуктивность, а следование нормам этикета: «Таким образом возникает побочный, или производный, праздный слой. Его функция- представлять праздность подставным образом, ради почета первичного, законорожденного праздного класса».9 Именно на стадии «квазимиролюбивого общества»  служение приобретает статус экономического института.

 Четвертая глава книги «Теория праздного класса» посвящена демонстративному потреблению. С развитием первичного праздного класса наблюдается развитие и вторичного. Происходит дифференциация слуг. В моду входят различные публичные увеселения, пиры, балы- все то, что способствует демонстрации потребления: «Для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения».10 Веблен отмечает, что и демонстративное потребление, и праздность сводится к одной основе-денежной. Оба этих факторов являются лишь демонстрацией денежного благосостояния индивида. Торстейн подчеркивает, что индивид даже может отказывать себе в первичных потребностях, таких как пища, чтобы обеспечить себе достойный внешний вид, который и обеспечивает уважение со стороны общества. Причем к такому поведению более склонны городские жители нежели сельские, так как в городе больше мест для демонстрации своего благополучия: театры, церкви и так далее.

  В пятой главе под названием «Денежный уровень жизни» Веблен размышляет о мотивах денежных расходов. Автор отмечает, что «расточительные» расходы становятся деже более необходимыми нежели расходы на удовлетворение «низших» потребностей: «Таким образом, демонстративно расточительные расходы престижа ради, приносящие духовное благополучие, могут стать более необходимыми, нежели многие из тех расходов, которые покрывают «низшие» потребности, потребности в материальном достатке или только в средствах к поддержани жизни».11 Человеку тяжело отказаться от тех благ, потребление которых вошло в привычку. Поначалу, такую привычку составляют только предметы первой необходимости, но с дальнейшим развитием общества, его требования также растут. Для достойного существования человеку уже необходимы определенные предметы роскоши. Причина появления такого рода привычек кроется в постоянном стремлении к соперничеству. А инстинкт соперничества по своей силе может сравниться лишь с инстинктом самосохранения.

  В следущей главе «Денежные каноны вкуса» автор повествует об определенных мерилах хорошего вкуса. Веблен отмечает, что даже вор, укравший чью-то собственность, но потративший ее  в соответсвии с нормами демонстративного потребления не будет осужден, а даже наоборот, будет уважаем. Приводя пример с ложками, Торстейн подчеркивает, что очень часто понятия эстетической красоты вещи и ее цены сводятся воедино к термину красота. Одна и та же по виду шляпка, но разной цены будет иметь разный спрос. Причем та, которая дороже будет востребована больше, так как она будет приносить почет ее владельцу.

   Торстейн Веблен считает, что праздный класс всегда стремится к консерватизму. Дело в том, что праздный класс менее всего подвержен различным изменениям в экономике и не стремится разбогатеть за счет чего-то нового. К тому же консерватизм становится признаком почета и зависти, а это именно то, к чему стремится праздный класс. «В результате, богатые слои, занимающие высокое положение в обществе, являясь самим воплощением добропорядочности, оказывают на развитие тормозящее действие, сильно превосходящее то влияние, которое определялось бы просто численностью класса»12- утверждает Веблен. Праздный класс не влияет на производство в экономике, он лишь использует ее для получения выгоды.

  Размыщляя о высшем образовании, Веблен отмечает, что в Америке произошли существенные изменения не только в системе образования, но и в признании его обществом. Если сначала во главе университетов стояли религиозные верхушки, то вскоре их заменили богатые и влиятельные люди: «Наибольшим одобрением пользуются те руководители, которые сочетают в себе выполнение священнической функции с проявлением больших способностей на денежном поприще»13

  Торстейн Бунде Веблен проанализировал в своей работе «Теория праздного класса» теорию естественного отбора институтов. Он считал, что именно изменения во внешней среде стимулируют изменения в институтах: «Институты- это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»14

Веблен выделяет две стадии становления праздного класса: миролюбивую и хищническую. На миролюбивой стадии в обществе еще нет частной собственности, так как не существует соперничества. Мирные небольшие племена живут бедно. С возникновением охоты и войн, общество переходит на хищническую стадию развития. У человека появляется возможность соперничества. Доблестным считается завоевание трофеев и присвоение чего-либо. Зарождается понятие праздного класса, а значит и понятие частной собственности. Ценность вещей, как и оценка статуса человека основывается на «завистническом сравнении». Но именно стремление быть богаче других не дает человеку возможности быть счастливым. Автор, будучи рационалистом, осуждает праздный класс. Он указывает на их бесполезность обществу, так как они не участвуют в процессе материального производства. Праздный класс составляет свои мнимые идеалы престижа, в основном неоправданные. Но именно праздный класс устанавливает нормы поведения и Веблен не может не отрицать, что общество зависит от этого класса.

 

    4. Вернер Зомбарт

Вернер Зомбарт родился 19 января 1863 года в Эрмслебене, провинции Саксонии. Будучи знатоком итальянского народного хозяйства, Зомбарт являлся автором очерка итальянской торговой политики времен обьединения Италии. Как и Веблен, Зомбарт был сторонником теории марксизма. Вскоре он стал сторонником национал-социализма и даже поддерживал «Германскую войну». Одной из главных работ Вернера Зомбарта является «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека».

   В самом начале своей работы Зомбарт вводит понятие «духа хозяйственной жизни»: «Я же употребляю это словосочетание в том простом смысле, согласно которому оно обозначает все вообще психическое, т.е. в этом смысле духовное, проявляющееся в области хозяйственной жизни.»15 Хозяйственный дух- это все задачи, стремления человека, занимающегося хозяйственной деятельностью. Автор выделяет главный вопрос, поставленный им в своей работе: возможно ли существование множества духов, господствующих в хозяйственной деятельности человека, или он всегда один? Он оспаривает предположение ученых, что такой дух один. Они  объясняют это тем, что у всех людей одинаковые стремления к преумножению богатства. Зомбарт утверждает, что в зависимости от профессии меняются и предпринимательские способности, а значит и хозяйственный дух. Он считает, что с появлением германо-славянокельтских народов, хозяйственный дух переходит от докапиталистического к капиталистическому.

  В докапиталистическом обществе человеком руководят его потребности. Сеньоры не накапливают свое богатсво, а постоянно тратят его. А вот обычные рабочие не торопятся трудиться. Они идут на работу нехотя, как ребенок в школу. Зомбарт отмечает, что в баварском районе праздничных дней было на столько много, что иногда их количество превышает количество рабочих дней.

  Зомбарт характеризует начало капиталистического настроения у общества после появления жажды к богатству.  Она появилась с еще незапамятных времен и развивалась очень стремительно. Первые упоминания о погоне за богатсвом находятся в немецких летописях и сагах. Ценность богатства определялось его величиной, а не драгоценностью или красотой.

 

 Автор обращает наше внимание на способы обогащения такие как «насилие, или волшебство, или духовные способности (изобретательность), или денежные средства.»16, потому что именно они являются возможными зачатками капиталистических предприятий.  Не оставляет без внимания он и такие зачатки, как государство, военные походы, церковь и землевладение. Военные походы были чуть ли не первыми массовыми организованными действиями, «современное государство есть предприятие для войны и для мира в одном лице»17, землевладение так же можно назвать предприятием, так как оно подразумевало управление одним человеком большой массой людей, а церковь рассмотрена как совокупность разных по размеру предприятий.

 Зомбарт выделяет три типа капиталистических предпринимателей:разбойников, феодалов и бюрократов. Разбойники связаны непосредственно с военными походами и пиратсвом, целью котрых было завладение богатсвом. «Разновидностью морского разбоя были путешествия с целью открытий, которые участились особенно с XVI столетия.»18- считает автор. Он утверждает, что несмотря на мнимые цели, такие как научные или культурные открытия, главным мотивом оставалась завладение богатством.  Феодалы наживались в основном на богатых ископаемыми землях. С одной стороны, феодалы способствовали развитию в таких отраслях, как металлургия, текстильная, стекольная и горная промышленность. Но с другой, вместо развития земледелия, они использовали землю в целях наживы и преумножения богатства. Государственных чиновников Зомбарт также относит к первым предпринимателям, так как они стимулировали развитие капиталистического духа. «Нигде, кроме как у государя, интерес не мог быть так сильно направлен на отдаленное будущее, и не могли поэтому набрасываться и выполняться очень далеко рассчитанные планы. То, что характеризует все капиталистическое: дальнозоркость предприятия, постоянство духовной энергии, - это в государственных предприятиях должно было как бы само собой вырасти из их существа.»19- отмечает Зомбарт. Спекулянты, по мнению автора, являются мастерами своего дела . Тонкой психологической игрой они способны обмануть любого человека,и в этом и заключается их капиталистический дух. Купцы не только просто торговали своими товарами, но (что еще важнее для капиталистического предпринимателя) вмешивались в процесс производства. Ремесленники- последний тип предпринимателей, выделяемых Зомбартом. По его мнению они должны не только уметь торговать своим товаром, но и иметь определенные нравственные качества.

Вернер Зомбарт сформировал особый тип человека ,«мещанина», с определенными чертами характера, необходимыми для капиталистического предпринимателя. Две группы воззрений влияют на формирование особого образа мыслей, которые автор обозначает терминами  «святая хозяйственность» и  «деловая мораль». Также важной чертой предпринимателя он называл умение вести отчетность.  Зомбарт считает, что капиталист должен содержать в себе такие качества, как дар предвидения, фантазия, страсть к богатству и так далее. Причем стремление к богатству он называет инстиктом. «С другой стороны, капиталистический дух проявляется в определенном складе характера, которому соответствуют определенные принципы ведения хозяйства, определенные мещанские добродетели.»20

Вернер Зомбарт задается вопросом : «Есть ли люди "от природы" буржуа, которые этим отличаются от других людей?»21 Его мнение на этот счет такое: определенные наклонности и предрасположенность к предпринимательской деятельности передаются по наследству и заложены в человеке биологически. Кроме того, у разных народов разные предрасположенности к капитализму. У европейских народов, по мнению автора, такая предрасположенность развита в большей степени, нежели у других народов.

  Вернер Зомбарт датирует возникновение капитализма распадом Римской империи. Именно тогда и появляется жажда обогащения. Если сначала эта жажда порождала насилие, потому что исходила в основном от господ, то потом она приобрела характер мирной предпринимательской деятельности. По мнению автора, предпринимателя рождаются, причем этот врожденный капиталистический дух  дан разным народам в разной степени. Например, в своей работе «Евреи и хозяйственная жизнь» автор рассматривает евреев и их капиталистическое чутье. Евреи отличались совим поведением от еврепейцев: «Если евреи, преследуя свои коммерческие интересы, не взирали ни на преграды, воздвигнутые различными странами, ни на законные перегородки, разделявшие отдельные промыслы, то они еще в гораздо меньшей мере считались с нравами и обычаями, а также и с формальными запрещениями, установленными для торгового и купеческого сословия.»22
   
       

5. Заключение
Вернер Зомбарт и Тростейн Веблен взглянули на развитие капиталистического общества с психологической стороны. Зомбарт в отличие от Веблена четко формулирует различные типы предпринимателей, в то время как Веблен больше указывает на роль праздного класса и его влияние на жизнь общества. Оба ученых считают, что психологический аспект в капиталистическом поведении играет главную роль.

Список литературы

  1. Т. Веблен «Теория праздного класса» (Издательство «Прогресс», Москва, 1984г)
  2. В. Зомбарт ««Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наук

  1.  В. Зомбарт «Евреи и хозяйственная жизнь» http://zombart.narod.ru/7.html

14 баллов. Много ошибок, опечаток, есть погрешности в оформлении сносок

2 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр57

3 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр61

4 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр73

5 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр77

6 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр79

7 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр93

8 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр98

9 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр101

10 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр113

11 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр134

12 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр209

13 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр342

14 Т. Веблен «Теория праздного класса» стр202

15 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр6

16 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр32

17 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр53

18 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр59

19 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр72

20 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр148

21 В. Зомбарт «Буржуа :Этюды по истории духовного развития современного экономического человека». Стр151

22 В. Зомбарт «Евреи и хозяйственная жизнь» http://zombart.narod.ru/7.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70250. Товарні марки та упаковка. Товарна марка як частина товару 526.5 KB
  Такі складові товарної політики як розробка товарної марки і управління марочним капіталом стали постійним і важливим елементом стратегічного маркетингу виробників і продавців. Посилення комунікативного впливу на споживачів завдяки автоматичній рекламі товару в міру...
70251. Життєвий цикл товару. Економічний зміст життєвого циклу товару 228 KB
  З поняттям життєвий цикл товару пов’язують концепцію що характеризує економічний цикл життя товару від його розробки до моменту вилучення з продажу. З точки зору маркетингу більш актуальний цикл життя товару на ринку який за періодом часу коротший за економічний цикл оскільки не містить...
70252. Планування нової продукції і розробка товару. Значення розробки нової продукції для товарної політики підприємств 341.5 KB
  Відновлення може виявитися також у новій конструкції товару у новому виробничому процесі у новому маркетинговому підході до системи просування товару на ринок. Розвиток нових технологій не тільки активізує процес створення нових товарів але й веде до істотного скорочення життєвого циклу товару.
70253. Цільовий ринок товару і методика його вибору. Зміст маркетингової діяльності щодо дослідження ринку 295 KB
  Ефективні та виважені маркетингові рішення в рамках товарної політики підприємства можуть бути прийняті лише на основі достовірних маркетингових досліджень. Загальне завдання системи маркетингових досліджень можна конкретизувати в наступних трьох завданнях: допомога в розумінні ринку...
70254. Формування попиту на ринку окремого товару. Потреби, попит та пропозиція, їх економічна сутність 272.5 KB
  Маркетинговий підхід до рішення завдань товарної політики які постають перед підприємствами і підприємцями заснований на вивченні формуванні і задоволенні потреб тих економічних суб’єктів що обрані як потенційні споживачі. Таким чином потреби можна розглядати із самих різних боків...
70255. Ринок товарів і послуг. Сучасна ринкова економіка, її складові та механізм функціонування 216.5 KB
  Ринок - це те за чим пізнають лад та безладдя в стані господарства. Таке визначення ринку дозволяє розглянути його як складову частину єдиного простору економічного життя підприємств галузей регіонів та народного господарства в цілому показати що він завжди зумовлений сутністю...
70257. Протиалергійні та протизапальні засоби. Медикаментозне отруєння 47.75 KB
  Лікарські препарати різних фармакологічних груп впливають на всі стадії розвитку алергійних реакцій. Класифікація протиалергійних препаратів Антигістамінні препарати блокатори гістамінових рецепторів Антимедіаторні препарати і мембран ностабілізатори Препарати що усувають прояви...
70258. Лікарські засоби, що впливають на функцію органів дихання 46.99 KB
  Особливості дії та застосування окремих препаратів. Стимулятори дихання центральної і рефлекторної дії: анальгетики етимізол бемегрид кофеїн кордіамін камфора сульфокамфокаїн коразол і Нхоліноміметики цититон лобеліну гідрохлорид. Механізм протикашльової дії окремих препаратів.