98886

Экономические теории информации/ Теория асимметричной информации

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Почему возникла необходимость в создании экономических теорий информации. Первые экономические теории информации. Теория асимметричной информации. Неблагоприятный отбор. Раскрытие информации и те, кому это выгодно.

Русский

2016-09-04

45.25 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»
на тему

«Экономические теории информации»

Выполнила:

студентка 1 курса

факультета МЭиМП 163 группы

Сидельникова Наталья Александровна

Москва

2013


Оглавление

Введение 2

Глава 1. Почему возникла необходимость в создании экономических теорий информации? 3

Глава 2. Первые экономические теории информации 4

Глава 3. Теория асимметричной информации 5

Глава 4. Неблагоприятный отбор 6

Глава 5. Раскрытие информации и те, кому это выгодно 7

Глава 6. Роль государства в рамках информационной теории информации 7

Заключение 8

Список литературы 9


Введение

Экономика, как одна из наук об обществе, всегда стремилась найти объяснение поведению человека. Экономические отношения связывали людей с давних времен. Человек всегда стремился к порядку, стремился объяснить окружающий его мир наиболее верно, что проявилось в данной области знаний довольно значительно. Стали появляться разнообразные теории, описывающие жизнь человека с точки зрения экономики, ведь, если разобраться, то становится понятно, что эта наука охватывает необозримое множество проблем, касающихся жизни общества.  
Экономика, в отличие от других гуманитарных наук, тяготеет к формализации, к использованию методов иной направленности, нежели близкие ей социальные науки. Её целью является создание стройной теории, модели, описывающей нашу жизнь. Но при построении любой модели приходится идти на некоторые допущения, так как наш мир слишком сложен для того, чтобы вывести законы, полностью описывающие реальность. Тем более, что в данном случае речь идет не о законах природы, которые остаются неизменными на протяжении долгого времени, а о законах общества, которые находятся в постоянном развитии.

Создание любой экономической теории сопряжено с вопросом о том, чем можно пренебречь без значительного ущерба для конечного результата. Это один из главных вопросов, который должен задать себе ученый, прежде чем развивать свою мысль. Цель любого исследователя состоит в построении красивой, адекватной и простой теории, которую можно применять на практике и которую можно понять.

Теперь обратимся к экономике. Господствующая до настоящего времени  в этой области знаний парадигма основывается на некоторых допущениях, некоторые из которых вызывают сомнения, например, то, что экономические агенты действуют рационально и то, что при рассмотрении практически любой экономической проблемы все сводится к изучению понятия равновесия или путей, которыми система к нему приходит. При использовании таких моделей для описания реальности неизбежно возникают проблемы, так как поведение людей и мотивы, которыми они руководствуются при принятии решений, не так просты, да и состояние равновесия, которое описывается этими моделями, в нашем мире недостижимо.  По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Джозефа Стиглица, главный недостаток этих теорий состоит в том, что они никак не учитывают такой фактор, как информация. Он считает, что ее значению уделялось недостаточное внимание и что её влиянием не стоит пренебрегать при построении экономической теории.

Мне бы хотелось рассмотреть изменение отношения экономистов к этому, как оказалось, немаловажному фактору и понять, почему же всё-таки с ней нужно считаться.

Глава 1. Почему возникла необходимость в создании экономических теорий информации?

Экономические теории информации получили широкое распространение сравнительно недавно, поэтому закономерно попытаться разобраться в том, какие противоречия, возникшие в устоявшейся теории, послужили предпосылками для проведения исследований в области информации. Отношение господствующей теории к информации ёмко охарактеризовал Ж. Сапир в одной из своих статей. «Понятие информации в "мейнстриме" если и не игнорируется вовсе, то оттеснено на периферию»2.

Нельзя не согласиться с Ж. Сапиром, так как все экономисты находятся под влиянием идей Адама Смита. Его «невидимая рука», которая приводит все рынки в равновесие без государственного или иного вмешательства, не «справляется» со своей задачей. Нельзя представить современную экономику без участия в ней государства, если бы не его вмешательство, многие проблемы так и не нашли бы решения. Также само понятие «равновесие» вызывает массу вопросов, так как те допущения, которые приняты в рамках классической теории, не могут соответствовать реальной ситуации на рынке. Также А. Смит ввел понятие «экономического человека», который обладает полной осведомленностью о сфере своей деятельности и который рационален в своих действиях. Эта упрощенная модель индивида не только искажает результаты исследований, но и имеет крайне узкую область применения, так как взаимодействия в обществе намного сложнее.

Понятно, что под давлением авторитетов прошлого более поздние экономисты не могли отойти от этой теории. Они понимали, что описываемый их моделями мир отличается от того, с чем приходится встречаться на практике. Но все же они старались убедить себя в том, что мир с «совершенной» информацией не сильно отличается от реальности.


Глава 2. Первые экономические теории информации

Основоположником экономики информации считается Джейкоб Маршак, американский экономист, родившийся в Киеве (когда? Ведь мы занимаемся историей!)3. Поэтому я и начну рассмотрение своей темы с раскрытия его основных идей.

Маршак полагал, что основу экономической информации составляют сведения об относительных ценах на рынке. Он был «сторонником теории выбора в условиях неопределенности, основанной на теории ожидаемой полезности»4. Джейкоб Маршак в одной из своих статей представил типологию организации по уровню согласованности интересов и на основе этой типологии построил свою теорию поиска информации. Но она оказалась слишком проста для описания распространения информации. Потому что он построил модель организаций так, что не учитывались различия в эффективности работы каждого агента, а также пренебрегалось тем, что при работе в группе общие издержки сокращаются.

Несмотря на то, что теория Дж. Маршака не для практического использования, она привлекла внимание к тому, что стоит учитывать влияние информации при рассмотрении экономических процессов.

Далее в 60-х годах XX в. приобрела популярность идея трактовки информации как особого вида ресурсов. Эта мысль овладела многими умами, но в рамках выбранной мной темы мне хотелось бы остановиться на теории одного из самых известных сторонников трактовки информации в таком ключе, на теории Джорджа Стиглера.

Джордж Стиглер, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1982). По его мнению, «…информация является ценным ресурсом: знание – сила». « В статье «Экономическая теория информации» (1961) Стиглер свёл информационную проблему в экономике к снижению степени неопределённости (неинформированности) в результате некоторых расходов индивида-потребителя на наблюдения на рынке конкретного продукта, чтобы в условиях разброса (дисперсии) цен сэкономить, приближаясь к самой низкой цене»5. То есть он трактует информацию, как ещё один вид ресурсов, который влияет на стоимость товара. Данный подход отвечал атмосфере того времени, ведь именно тогда ввели термин «информационное общество»6. Научное сообщество обратило внимание на всевозрастающую роль знаний в нашем мире, что не могло не поспособствовать успеху идей, высказанных Дж. Стиглером. Но модель, предложенная этим ученым, не была пригодна для описания реального положения на рынках, которые описывала теория. Джордж Стиглер совершил достойную попытку встроить влияние, оказываемое информацией на экономику, в неоклассическую теорию.

Противоречия в трактовки информации как ресурса обнаружил Кеннет Эрроу. Он считал, что информацию крайне трудно описывать, используя те же категории, что и для описания других ресурсов  по нескольким причинам. Информации свойственна некоторая особенность, а именно возрастающая отдача при потреблении. Затраты на ее воспроизведение, как правило, намного ниже, чем затраты на производство, что не характерно для товаров и ресурсов в обычном их понимании. Кроме того,  при взаимодействии экономических агентов возникает неравенство (асимметричность) информации, например, продавец, скорее всего, знает о товаре больше, чем покупатель. Все эти особенности информации, по мнению К. Эрроу, ведут к провалам рынков, то есть исследователь показывает, насколько сильными могут быть неучтенные эффекты. Он замечает то, что ценовые сигналы, к которым сводили экономическую информацию его предшественники, не могут достоверно описать её реальное влияние на экономические процессы.

После упоминания асимметричности информации можно закономерно перейти к рассмотрению идей тех исследователей, которые уделили внимание этой теме.

Глава 3. Теория асимметричной информации 

Авторы наиболее известных идей об экономической информации на сегодняшний  это Джозеф Стиглиц и Джордж Акерлоф. Их взгляду на экономическую теорию стоит уделить особое внимание.

Одной из наиболее важных для рассмотрения проблем Дж. Стиглиц и Дж. Акерлоф выделяют асимметричность информации. Они приводят несколько примеров, которые показывают область применения теории информации.

Джордж Акерлоф на примере рынка подержанных автомобилей показывает в своей статье «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм», как отражается асимметричность информации на данном рынке. Он дает объяснение резкого падения цены на автомобиль после того, как он был продан впервые. Если принимать допущение о полной информированности всех агентов рынка, то проблемы покупки «лимона» (так в Америке называют «плохие» автомобили) не будет существовать, ведь в таком случае качество всех автомобилей и цены, по которым собственники готовы их продать, известны любому покупателю. А если принимать во внимание то, что эта информация сокрыта от потенциального покупателя, то ситуация усложняется. Акерлоф говорит, что при перепродаже среднее качество автомобилей снижается, что и понятно, так как чаще хотят избавиться от «лимона», поэтому снижается и средняя цена на рынке. При понижении цены владельцы хороших автомобилей все неохотнее будут выходить на рынок, и может получиться так, что на рынке останутся только те, кто хочет избавиться от своего «лимона». А если на рынке будут продаваться только некачественные товары, он вскоре вообще может прекратить свое существование. Получается, что разница цен на новые и подержанные автомобили не объясняется устоявшейся экономической теорией, а теория информации дает здесь неплохие результаты, которые намного лучше описывают процессы, происходящие в нашем мире.

На примере рынка автомобилей видно, что при определенных условиях на рынке могут остаться лишь те продавцы, чей товар не является качественным, происходит неблагоприятный отбор. Данное явление осветил в своей нобелевской речи Джозеф Стиглиц. Рассмотрим данное явление поподробнее.

Глава 4. Неблагоприятный отбор 

В своей речи Дж. Стиглиц  говорит об еще одной интересной ситуации, которая хорошо, так же как и положение на рынке подержанных машин, описывается в рамках экономической теории информации. Это проблема повышения страховых взносов для людей старшего возраста. Ясно, что любой человек осведомлен о состоянии своего здоровья намного лучше любого страхового агента, поэтому, чем выше устанавливается страховой взнос, тем меньше здоровых людей захочет страховать свое здоровье. Чем старше человек, тем более он подвержен каким-либо заболеваниям. Так страховые компании, не желая брать на себя дополнительные риски, повышают стоимость страховки для пожилых людей, тем самым «избирая» тех, кому все еще выгодно страховаться, то есть тех, состояние здоровья которых, оставляет желать лучшего. Получается, что страховые компании, стараясь обезопасить себя от нежелательных рисков, путем повышения страховых взносов, способствуют ухудшению своего положения.

Подобный эффект наблюдается на рынке кредитов. При повышении ставки по займам те, кому действительно нужен кредит, не смогут выплатить столь высокую сумму за пользование банковским капиталом. Получается, что взять кредит захотят в основном те, кому нужны деньги, например, для спекуляции.

Глава 5. Раскрытие информации и те, кому это выгодно

Джозеф Стиглиц в своей нобелевской речи уделил достаточно внимания распространению информации в рамках экономики.

Экономические агенты могут раскрывать информацию о себе, делая это, когда им это выгодно. Это очень хорошо можно проиллюстрировать на примере рынка рабочей силы. Те, кто хочет трудоустроиться и имеет некоторые навыки, которыми не обладает большинство кандидатов, естественно заинтересованы в раскрытии этой информации, а те, чья квалификация ниже среднего, напротив, желают, чтобы эта информация не дошла до потенциального работодателя.

Также Стиглиц обращает внимание на то, что работодателю иногда невыгодно повышать сотрудника, ведь в этом случае он должен будет платить бо́льшую заработную плату. Также этим действием он подаст сигнал своим конкурентам о том, что данный работник обладает лучшими навыками. Получается, что, желая повысить сотрудника, руководитель может понести убытки, тогда как сотрудник от этого только выиграет. Здесь стоит уделить внимание  важной мысли о том, что обладание экономической информацией не дает преимущества, оно появляется, только когда эта информация используется.

Джозеф Стиглиц выделил несколько способов, с помощью которых можно передать информацию. Как уже было сказано, она может передаваться посредством совершенных действий. Но есть и некоторые другие способы. Например, информацию о качестве товара может «сообщить» гарантия, которую предоставляет на него фирма. О квалификации работника часто судят по тому, сколько лет он обучался и в каком учебном заведении.

Эти «сигналы» не только сообщают нам некоторую информацию, но и воздействуют на наше поведение. Индивиды знают, какие качества «ценятся» в каждом определенном случае, поэтому они будут стараться овладеть этими качествами или хотя бы постараются выглядеть так, будто они ими обладают.

Глава 6. Роль государства в рамках информационной теории информации

Джозеф Стиглер обращает наше внимание  в своей нобелевской речи на проблемы, которые возникают по всему миру и которые нельзя адекватно описать, используя неоклассическую теорию. Например, проблема безработицы не может существовать при свободной конкуренции на рынке труда, если рассматривать экономику с точки зрения экономического равновесия. Но в реальном мире данная проблема стоит достаточно остро и требует проведения специальной государственной политики.

Выше мною рассмотрено явление асимметричности информации, которое негативно влияет на многие рынки. Дж. Стиглиц считает, что государство должно создавать стимулы для раскрытия информации, чтобы повысить эффективность работы экономики в целом. Но проблема отсутствия прозрачности  важна не только на отдельных рынках, но и для самого государственного аппарата. «Государственные чиновники могут попытаться укрепить свою власть путем выдвижения правдоподобных аргументов в пользу конфиденциальности и следующих за этим утверждений, фактически оправдывающих их на самом деле необъяснимое или направленное на реализацию собственных интересов поведение»7. Доступность информации в сфере государственного управления, как и в любой другой, может повысить качество его функционирования.

Еще одной из важных функции государства Дж. Стиглер считает проведение разумной налоговой политики, направленной на перераспределение средств в обществе, учитывающей не только доход индивида, но и другие показатели. Он сравнивает выявление оптимального налога с определением цены, по которой монополист может продать свой товар (ту цену, которую потребитель готов заплатить), понятно, что взимание налогов по такому «рецепту» несколько сложнее. Также нобелевский лауреат высказывает интересную мысль о том, что для государства более эффективно проведение такой политики, которая была бы направлена на перераспределение дохода еще до уплаты налогов, что может значительно повысить эффективность работы всей экономики.

Джозеф Стиглер отводит значительную роль государству в экономической теории информации, потому что экономика без регулирования не может функционировать без сбоев. Экономические кризисы, провалы рынков, вот чему способствует политика невмешательства. В руках государства огромные силы для урегулирования неизбежно возникающих проблем, которые ему если и не удастся решить полностью, то оно хотя бы может смягчить их последствия.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить, что экономические теории информации – крайне интересная тема для рассмотрения. Исследования в этой области претендуют на то, чтобы изменить господствующую экономическую парадигму, что уже говорит о  важности данных теорий.

Насколько я могу судить, существующих работ в этом направлении еще не достаточно, чтобы  говорить о кардинальном перевороте всей экономической мысли, но я думаю, что экономическая теория информации будет развиваться и, скорее всего, область её применения будет расширена.

Теории, построенные на понятии «конкуренция» и «равновесие», после ознакомления с идеями тех, кто придерживается экономической теории информации, мне стали казаться более противоречивыми. Но я не думаю, что теория информации способна в обозримом будущем стать главенствующей.

Новые взгляды, разделяемые учеными, работающими в области информации, дали некоторые результаты, которые подтверждаются на практике, но из этого нельзя сразу сделать вывод, что эта теория лучше других. Думаю, что дальнейшие исследования в этой области обнаружат как и новые области ее применения, так и противоречия, поэтому мне крайне интересно, как будет изменяться теория информации и к чему в конечном итоге она придет.


Список литературы

  1.  Акерлоф Дж. «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм [Статья] // THESIS. - 1994 r.. - 5.
  2.  Гловели Г.Д. Исторя экономических учений: учеб. пособие для бакалавров [Книга]. - Москва : Юрайт, 2012.
  3.  Джейкоб Маршак, Информационное общество [В Интернете] // Википедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Джейкоб_Маршак, http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество.
  4.  Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы [Журнал] // Вопросы экономики. - 2005 r.. - 10.
  5.  Стиглер Дж. Экономическая теория информации [Раздел книги] // Вехи экономической мысли. - СПб : Экономическая школа, 1999. - Т. 2.
  6.  Стиглиц Дж. Информация и изменение парадигмы в экономической науке (нобелевская лекция) [Раздел книги] // Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. - Т. V.

15 баллов.

2 (Сапир Ж., 2005)

3 (Википедия)

4 (Сапир Ж., 2005)

5 (Гловели Г.Д., 2012 стр. 708)

6 (Википедия)

7 (Стиглиц Дж. стр. 401)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54990. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе 26.5 KB
  Обязательная подготовка к военной службе осуществляется при проведении военных сборов в ходе которых гражданин получает необходимые знания в области обороны. Что предусматривает добровольная подготовка гражданина к военной службе Добровольная подготовка гражданина к военной службе может включать в себя: занятия военноприкладными видами спорта; овладение военноучетными специальностями; военную подготовку в образовательных учреждениях среднего полного общего образования и в образовательных учреждениях начального и среднего...
54991. Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания 216 KB
  При проведении предлагается инструкция содержащая цель работы тему урока по которой должен быть составлен конспект критерии оценки. Время предоставляемое на написание конспекта урока составляет 3 часа. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы нового учебного материала.
54992. Потребление и сбережение. Факторы, определяющие уровень и динамику потребления, и сбережения 18.45 KB
  Изменение величины потребления вследствие изменений в доходе называется предельной склонностью к потреблению, т. е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменениям потребления.
54993. Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока 68.5 KB
  Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени
54994. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся 82.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели научить находить в тексте и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели отрабатывая пунктуационные навыки. Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели. Уметь: находить в тексте правильно расставлять знаки препинания и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины...
54995. Подорож до весняного лісу 43.5 KB
  Під спокійну музику заходять діти у кімнати. Вихователь: Діти нам час вирушати на прогулянку до лісу діти йдуть по канату один за одним звучить аудіо запис співу птахів. Діти що за звуки ви почули Спів пташок Чому радіють пташки Тому що наступила весна Діти підходять до дерева на якому сидять граки а також шпак біля шпаківні. Шпак Діти а хто знає вірш про шпака Дитина : Прилетіли шпаки дорогі співаки Прилетіли весну зустрічати У шпаківнях нових...
54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.