98888

Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» (П. Кругман)

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Пол Кругман – американский экономист и публицист, профессор Пристонского университета. Его вклад в развитие экономической науки огромен. Работы Кругмана были высоко оценены, и в 2008 году ему была присуждена нобелевская премия за «анализ структуры торговли и размещения центров экономической активности»

Русский

2016-07-13

218.5 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по дисциплине

История экономических учений

на тему

Новая «теория торговли» и «новая экономическая география» (П. Кругман)

Выполнила:

Иванникова Татьяна Дмитриевна

1 курс 161 группа

Проверил:

профессор кафедры экономической методологии и истории

Гребнев Леонид Сергеевич

Москва

2013

Содержание

  1.  Введение
  2.  Новая теория торговли
    1.  Предшествующие модели
      1.  Рикардо
      2.  Хекшер – Олин
      3.  Диксит – Стиглиц
    2.   Модель торговли П.Кругмана
      1.  Монополистическая конкуренция в закрытой экономике
      2.  Торговля между двумя экономиками
  3.  Новая экономическая география
    1.  Общие вопросы
    2.  Базовая структура модели двух регионов
    3.  Состояния равновесия
    4.  Условия возникновения индустриальных центров
  4.  Заключение
  5.  Список литературы


Введение

Пол Кругман – американский экономист и публицист, профессор Пристонского университета. Его вклад в развитие экономической науки огромен. Работы Кругмана были высоко оценены, и в 2008 году ему была присуждена нобелевская премия за «анализ структуры торговли и размещения центров экономической активности». Однако его идеи не были абсолютно новыми. Основой для модели Кругмана послужила модель Диксита-Стиглица, которая более подробно рассмотрена далее. Также подобные мысли высказывались Белом Балассом, Гербертом Грубелем. Но лишь Кругману удалось придать этим мыслям форму математической модели и дать наиболее простое и ясное обоснование.

Также нельзя утверждать, что теория Кругмана опровергла ранее существовавшие теории. Она послужила их весомым дополнением. Имеются в виду теория Давида Рикардо, согласно которой основной причиной и двигателем мировой торговли являются сравнительные преимущества разных стран в производстве определенных товаров, а также теория Хекшера – Олина, суть которой заключается в том, что страны торгуют между собой только если существуют различия в «запасах факторов производства»1

Но эти теории оказались неспособными объяснить ситуацию, сложившуюся после Второй мировой войны, когда больше всего торговали похожие друг на друга регионы. Например, Северная Америка и Западная Европа торговали между собой больше, чем со странами третьего мира, продукция в которых не была похожа на американскую и европейскую продукцию. Помимо этого, «значительная часть торговли между развитыми странами была и остается «внутриотраслевой» (intra-industry trade), т.е. зачастую две страны X и Y продают друг другу почти идентичные товары, например, автомобили разных марок»2. Здесь модель Рикардо-Хекшера-Олина заходит в тупик.

Вывести из данной ситуации экономическую теорию и поставить ее в соответствие с практикой удалось Полу Кругману. В дальнейшем его теория торговли легла в основу новой экономической географии, объясняющей процесс урбанизации в мире. Обе эти теории будут рассмотрены в последующих пунктах.

Новая теория торговли

Предшествующие модели

Чтобы лучше понять, в чем заключалось новшество Кругмана, рассмотрим модели, существовавшие более 150 лет.

Сравнительные преимущества. Давид Рикардо

В модели Рикардо рассматривается единственный ресурс – рабочая сила, а также вводится понятие сравнительного преимущества. Сравнительно е преимущество – меньшие по сравнению с другими странами альтернативные издержки. Именно это понятие является предпосылкой мировой торговли: каждая страна специализируется на выпуске того товара, альтернативные издержки производства которого ниже, чем в других странах, т.е. по которому она обладает сравнительным преимуществом. И этот товар она будет экспортировать.

Выгоды от такой торговли очевидны. Во-первых, торговля – это  «косвенное производство»: «вместо того, чтобы изготавливать товар самостоятельно, страна может производить другой товар и продавать в обмен на необходимый»3. При этом нужно, чтобы на такое производство требовалось меньше трудозатрат, чем на его прямое производство. Во-вторых, торговля расширяет возможности потребления каждой страны, делая выбор разнообразнее, что приносит жителям определенную пользу.

Торговая теория Хекшера-Олина

Данная теория рассматривает различия в ресурсах как единственную причину ведения торговли. Ее суть заключается в том, что сравнительное преимущество обусловлено запасами ресурсов разных стран(«относительного изобилия факторов производства»), а также технологией производства (которая влияет на «относительную интенсивность, с которой различные факторы производства используются при изготовлении различных товаров»4). Часто данную теорию называют теорией пропорциональных факторов, поскольку она «подчеркивает значение взаимодействия между пропорциями, в которых различные факторы производства являются доступными в разных странах, и пропорциями, в которых они используются при изготовлении различных товаров»5.

Модель Диксита – Стиглица

Модель Диксита – Стиглица является основой многих исследований в области международной торговли, экономического роста и экономической географии. В качестве базы были взяты идеи монополистической конкуренции Эдварда Чемберлина6:

  •  Товары дифференцированы.
  •  В отрасли много фирм. Рынок каждой фирмы «в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого»7.
  •  Каждая фирма выпускает единственный тип продукта с возрастающей отдачей от масштаба и может определять цену выше предельных издержек.
  •  Вход на рынок и выход с рынка свободные, прибыль фирм равна нулю.

На основе этих идей Диксит и Стиглиц в 1977 году8 описали новую модель монополистической конкуренции,  в которой большое значение имели стремление потребителей к разнообразию в форме функции полезности с неизменной эластичностью замещения и возрастающая отдача от масштаба, выраженная в виде положительных постоянных издержек и предельных издержек, не зависящих от объема производства.

Модель торговли Кругмана9

Кругман создал новую теорию посредством двух введенных им понятий: экономия от масштаба и монополистическая конкуренция. Экономия от масштаба заключается в том, что при увеличении производства затраты на единицу продукции сокращаются.

Например, для начала производства какой-либо продукции нужно построить здание, значит, необходимы большие капиталовложения. Но затем постоянные издержки составляют часть затрат на единицу продукции. Чем больше фирма производит, тем меньше доля этих затрат приходится на каждую единицу.

Монополистическая конкуренция означает, что фирма выпускает собственный вид товара — свой бренд. Но несмотря на то, что различные бренды похожи друг на друга, потребители видят разнообразие. Каждая фирма – монополист, так как производит собственный бренд, но в то же время рынок является конкурентным, потому что потребитель может заменить один бренд на другой.

Монополистическая конкуренция в закрытой экономике

Еще до Кругмана многие экономисты признавали, что еще одной причиной международной специализации и торговли является экономия от масштаба. Например, эта мысль прослеживается в работах Олина (1933), Баласса (1967) и Крависа (1971). Однако формально возрастающая отдача не была объяснена. Кругман же смог вывести модель, в соответствии с которой торговля возникает вследствие экономии от масштаба, а не из-за различия в начальных запасах факторов производства и технологии. Пол Кругман заимствовал модель Диксита – Стиглица, считая чемберлинианскую формулировку удобной: она позволяет получить простую модель, свободна от множественности равновесий, т.к. экономия от масштаба не является внешней по отношению к фирмам, как это принято считать в классической теории, а предполагается внутренней. Помимо этого, модель, в которой товары дифференцируемы, согласуется с эмпирическими данными по «внутриотраслевой» торговле.

В работе «Возрастающая отдача, монополистическая конкурнция и международная торговля» (1979) Кругман рассматривает экономику с одним фактором – трудом. Все резиденты имеют одинаковую функцию полезности:

, где сi – потребление i-го товара, i- вид товара. Эластичность спроса на продукцию отдельного производителя выглядит так: .

Функция издержек также одинакова для всех товаров: , где li –используемый труд, xi – выпуск товара, - постоянные издержки. Эта функция характеризует возрастающую отдачу от масштаба: чем больше выпуск, тем меньше средние издержки li /xi .

Каждая фирма стремится к максимизации прибыли: П=pi xi - (+xi )w.

Цена зависит от предельных издержек и эластичности спроса: , следовательно , где w – заработная плата.

Вход на рынок свободен. С каждой новой появившейся фирмой, прибыль будет приближаться к нулю. На графике 1 точка А – уровень выпуска, где предельная выручка равна предельным издержкам. В этой точке фирма получает прибыль. Этот факт побуждает основывать новые фирмы, и предельная полезность дохода вырастет, а выручка упадет, средние издержки увеличатся. В итоге равновесие будет достигнуто в точке В, где цена равна средним издержкам, а прибыль – нулю.

Более подробно равновесие рассмотрено на графике 2. Кривая РР – соотношение потребления и p/w. Из условия нулевой прибыли получаем: Это выражение – гипербола ZZ.  Пересечение РР и ZZ определяет индивидуальное потребление и цену каждого товара. Количество видов товаров определяется следующим образом:

На основе данной модели монополистической конкуренции в закрытой экономике Кругман исследовал вопросы, связанные с последствиями роста рабочей силы, торговли и мобильности факторов.

Торговля

Для анализа торговли Кругман рассматривает две одинаковые экономики по типу, описанному в предыдущем пункте. При этом у стран одинаковые ресурсы, в данном случае - труд, единые технологии и идентичные вкусы. В классической теории данная ситуация неблагоприятна для торговли, нет никаких выгод от нее. В модели Кругмана все иначе.

Ученый вводит предположение, что транспортные издержки равны нулю. Наблюдается симметрия, поэтому заработная плата и цена товаров в странах будет одинаковой. После начала торговли будет наблюдаться рост количества товаров, доступных потребителям. Вырастет реальная заработная плата w/p и ассортимент продукции, следовательно, вырастет благосостояние стран. В этой модели каждый товар производится в одной стране. Индивид максимизирует свою функцию полезности , где 1,…, n – товары, производимые внутри страны, a n+1, …, n+n* - товары другой страны.

Количество товаров пропорционально числу рабочих: , L*- рабочая сила другой страны.

Расходы на товары каждой страны также пропорциональны численности рабочей силы. Доля импорта в расходах: L*/(L+L*). Значение импорта: wL(L*/(L+L*)).

По этой модели можно определить объем производства, но нельзя сказать, в каком направлении будет развиваться торговля, т.е. как будет происходить специализация. «Эта неопределенность считается обычной чертой моделей, в которых торговля – следствие экономии от масштаба. Одной из особенностей этой модели, делающих анализ торговли простым, является то, что ничто важное не зависит от того, кто и что производит из дифференцируемых продуктов. В этом неопределенность, но она не имеет значения»10 Но очевидно, что число фирм на рынке каждой страны увеличивается, но при этом суммарное число фирм в мире сокращается, а оставшиеся фирмы становятся крупнее, «растет эффективность производства в силу экономии от масштаба»11

Итак, данная модель доказывает, что торговля может возникнуть между абсолютно идентичными странами, «которую можно трактовать как внутриотраслевую, поскольку предположение о функции полезности указывает на свойство близкой замещаемости товаров»12.

Новая экономическая география

Общие вопросы

В работе 1979 г. Кругман затронул вопрос мобильности факторов13. Он говорил о расширении разработанной им модели за счет движения труда между регионами. Из предыдущего раздела ясно, что торговля приводит к увеличению разнообразия товаров и масштаба производства. Таких результатов можно достичь и за счет миграции рабочих, которые будут  переселяться в более населенный регион, так как там реальная заработная плата выше и больше разнообразие товаров. Таким образом, миграция зависит от исходных условий, т.е. от того, какой регион изначально бы более населенным.

В реальности этот процесс будет порождать агломерацию при наличии возрастающей отдачи от масштаба. Население имеет тенденцию сосредотачиваться там, где шире выбор потребительских благ, а именно, в городе.

Позднее, в 1991 году вышла работа Кругмана «Возрастающая отдача и экономическая география» 14, в которой он формально описал модель размещения «производств и потребителей в пространстве»15. Его модель получила название «центр-периферия», так как она показывала, как страна может быть поделена на индустриальный «центр» и сельскохозяйственную «периферию»

Проблема неравномерного развития разных регионов одной страны и размещения производства изучались давно. Возникновение экономической географии приходится на XIX век. Основу этой науки заложил фФон Тюнен, изучавший «вопрос оптимального использования земли вокруг городов». Но оставалось неизвестным, почему и каким образом возникают города, почему люди не расселяются по всей стране равномерно, а концентрируются в нескольких местах.

Индустриальную локализацию попытался объяснить Альфред Маршалл, выделив три причины этого явления16:

  •  Концентрация фирм в одном месте ведет к образованию общего рынка для работников узкого профиля, гарантируя низкий уровень безработицы (работники вероятнее найдут работу) и невысокую вероятность дефицита трудовых ресурсов (для фирм: нехватки опасность дефицита работников).
  •  Концентрация предприятий стимулирует производство специализированных ресурсов не для продажи.
  •  Широкий доступ к информации способствует улучшению производства.

Кругман предлагает другой подход. Он ставит вопрос: почему мануфактуры концентрируются в одном или нескольких регионах, но при этом остаются регионы, играющие роль «периферии», поставщиков сельскохозяйственной продукции для индустриальных «центров».

Сельскохозяйственное производство характеризуется постоянной отдачей от масштаба и интенсивным использованием земли. Географически такое производство будет размещаться в зависимости от расположения подходящих земель. Промышленность отличается возрастающей отдачей от масштаба и минимальным использованием земельных ресурсов. Индустриальное производство из-за экономии от масштаба будет располагаться на ограниченной территории, точнее, на нескольких определенных участках территории. Помимо этого, для фирм предпочтительно близкое размещение рынка сбыта, позволяющее свести транспортные затраты к минимуму.

Базовая структура модели двух регионов17

Рассмотрим модель двух регионов, в каждом из которых существуют два типа производства: сельское хозяйство и промышленность. Данная модель базируется на модели монополистической конкуренции Диксита – Стиглица. Потребляются два товара: сельскохозяйственный и промышленный. Функция предпочтений/полезности выглядит так: , где СМ-потребление промышленного товара, а СА – сельскохозяйственного товара. Мануфактуры несут долю расходов. Эта доля является одним из параметров, определяющих «сближение» или «расхождение» регионов (в экономическом плане, то есть на уменьшение или увеличение различий в производстве: однородность или более яркое разделение на промышленный и сельскохозяйственный регион).

Агрегированный промышленный товар определяется: , где N- число возможных продуктов, >1 - эластичность замещения, которая является вторым параметром размещения регионов.

В каждом из двух регионов существуют два фактора производства: крестьянский/фермерский труд, не способный перемещаться из региона в регион, и рабочие, свободно передвигающиеся между регионами: L1 и L2. Их общее число =L1+L2.

Издержки производства промышленного товара включают постоянные издержки и постоянные предельные издержки; это способствуют росту экономии от отдачи:  где х1-выпуск, LMi-используемый труд.

Кругман предполагает, что расходы на транспортировку сельскохозяйственных продуктов нулевые, а затраты на промышленные товары представляются в форме «айсберга», в которой транспортные издержки включены в товар, и «для того, чтобы в соседний регион поставить единицу товара, необходимо отправить >1 единиц товара»18. -еще один параметр расхождения/сближения регионов.

На основе вышеуказанных условий  можно проанализировать поведение фирмы. Она будет устанавливать цены с целью максимизации прибыли: , w1- зарплата рабочих 1 региона. Аналогично цена установится во 2 регионе. Отсюда, цены определяются зарплатами в регионах  .

По аналогии с моделью мировой торговли прибыль установится на нулевом уровне из-за входа новых фирм на рынок: , значит То есть выпуск каждой фирмы одинаков в обоих регионах независимо от ставок заработной платы, относительного спроса и так далее. Отсюда, число товаров, производимых в каждом регионе пропорционально числу рабочих:

Состояния равновесия19

В краткосрочном периоде модель будет иметь стандартный вид модели мировой торговли с транспортными издержками, где размещение рабочих задано. Доход каждого региона зависит от распределения рабочих и их зарплат. Рабочие перемещаются в регион, где выше реальная заработная плата, а она выше там, где больше число рабочих. На соотношение реальных зарплат рабочих влияют два эффекта.

Первый эффект – «эффект местного рынка», возникающий из-за того что фирмы стремятся разместить производство в большем регионе, чтобы сэкономить на масштабе производства, а также уменьшить транспортные издержки в силу того, что произведенный товар в большем количестве будет продан на местном рынке. Рабочие в свою очередь также стремяться находиться ближе к общему рынку, чтобы иметь доступ к другим промышленным товарам. Суть эффекта такова: рост размера региона приведет к увеличению выпуска промышленных товаров и экспорта региона. Данный эффект способствует росту уровня заработной платы рабочих в регионе.

Второй эффект, обратный первому, - конкуренция. Этот факт может вынудить фирму переместить производство в менее населенный регион, в котором промышленные товары будут более конкурентоспособными на фоне сельскохозяйственной продукции.

В долгосрочном периоде нужно учитывать то, что рабочие заинтересованы в реальной, а не в номинальной заработной плате. В крупном регионе цена на промышленные товары будет ниже, так как в их стоимость включены меньшие транспортные издержки (см. график 3), а значит покупательская способность зарплаты выше. Это эффект индекса цен.

Условия возникновения индустриальных центров

Является ли ситуация, в которой рабочие сосредоточены в одном регионе равновесием? Предположим, все работники находятся в регионе 1, значит, рынок в этом регионе будет больше. Доля общего дохода тратится на промышленные товары и доход поступает в регион 1, отсюда .

Но возможно ли начать эффективное прибыльное производство в малом регионе? При отрицательном ответе данную ситуацию можно считать равновесной. При положительном – нет.

Чтобы производить в регионе 2, нужно привлечь работников, а для этого необходимо компенсировать недостаток, заключающийся в том, что все промышленные товары импортируются из региона 1. Значит нужно увеличить зарплату. Таким образом, рабочие переедут во 2 регион при условии более высокой зарплаты. Т.е. произойдет обратная миграция – размещение производства корректируется само.

В первом же случае, когда производство во 2 регионе становится невозможным, рабочие будут переезжать во второй регион, который в конечном счете превратится в промышленный центр, а 2 регион станет сельскохозяйственной периферией. Это процесс агломерации.

В работе «Роль географии в развитии»20 1999 г. Кругман выделяет на основе своей работы 1991 г., а также выводов А.Маршалла несколько факторов, способствующих агломерации – «центростремительные силы» и факторы, препятствующие образованию крупных промышленных центров – «центробежные силы».

«Центростремительные» факторы были рассмотрены ранее (эффект местного рынка, экономия от масштаба, достаточность трудовых ресурсов). К силам, мешающим процессу агломерации, Кругман отнес неподвижность факторов – земли и природных ресурсов, что усложняет передвижение к центру. Также нужно учесть, что концентрация экономической активности увеличивает спрос на землю, что впоследствии увеличивает земельную ренту и делать процесс миграции в крупный регион менее привлекательным. Агломерация может привести к отрицательным внешним эффектам, например, перенаселению.

В реальности агломерация возникает в результате действия всех «центростремительных» и «центробежных» сил, хотя последние оказываются слабее. Кругман приводит пример21: почему финансовая индустрия располагается в Нью-Йорке? Частично из-за того, что размер рынка делает город привлекательным местом для ведения бизнеса и концентрация означает, что все клиенты и необходимые и вспомогательные услуги располагаются здесь. Также важно большое количество узкоспециализированных работников, таких как специалисты по финансовому праву. Но почему не вся финансовая индустрия располагается в Нью-Йорке? Не все клиенты проживают здесь, офисные помещения дорогие, в городе остро стоят проблемы загруженности дорожного движения, преступности.

Заключение

Лучше всего отражают суть «новой теории торговли» Пола Кругмана его слова, опубликованные в блоге знаменитости на сайте журнала «Сноб»22 (от 16.10.08):

«Итак, что же такое «старая» теория торговли? Этому вы наверняка учились, если у вас был предмет «введение в экономику». Все страны разные, у них разный уровень продуктивности в разных областях индустрии и разные ресурсы. От всех этих факторов зависит торговля. В тропических странах выращивают и экспортируют бананы, в странах с умеренным климатом - пшеницу. В странах, где много работников с высшим образованием, на экспорт идут товары уровня хайтек, а в странах, где образованных людей меньше, - шорты и пижамы.

Согласно новой теории торговли, все это многое объясняет, но и упускает очень многое. Франция и Германия продают много разного друг другу, хотя в этих странах похожий климат и сходные ресурсы. Так же, как у США и Канады. Так в чем же дело?

Ответ таков: существует множество товаров - не пшеница или бананы, - а например, широкофюзеляжные реактивные самолеты. Есть всего несколько мест, где производят такие самолеты. Здесь работает так называемый эффект масштаба - чем больше предприятие, тем оно экономичней, поэтому достаточно нескольких таких предприятий. Но они должны где-то быть, и эти страны экспортируют самолеты, тогда как все остальные их импортируют.

Кому же достаются предприятия по производству самолетов, либо особых типов станков, либо моделей машин, популярных по всему миру? Вот ответ новой теории торговли: это неважно»

Таким образом, Кругману удалось сделать то, что нельзя было сделать с помощью классической теории, а именно, он смог объяснить, почему одинаковые страны торгуют друг с другом.

Что касается экономической географии, то вклад американского экономиста был также немаловажен. Ранее экономической географии уделялось внимание. Но Кругман ввел новые понятия (экономия от масштаба, монополистическая конкуренция), выработанные в «новой теории торговли», в анализ этой сферы. Причем раньше существование города считалось данным. Кругман объяснил возникновение городов за счет действия центростремительных и центробежных сил, то есть, по сути, дал объяснение процесса агломерации.

Теории Кругмана также помогли спрогнозировать явления в международной торговле. Например, мобильность трудовых ресурсов, распределение производства в пространстве, изменение цен на ресурсы, поэтому его идеи остаются актуальными до сих пор, хотя и возникают новые вопросы.


Список используемой литературы

1 Захаренко Р.Л. Пол Кругман: нобелевский лауреат, теоретик международной торговли и экономической географии. // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Том 13, N 1. - С. 131

http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/14/1210850292/13_01_08.pdf

2Захаренко Р.Л. Пол Кругман: нобелевский лауреат, теоретик международной торговли и экономической географии. // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Том 13, N 1. - С. 131 -

3 П. Р. Кругман, М. Обстфельд. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. 2003 – 832 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов») – с. 57

4 П. Р. Кругман, М. Обстфельд. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. 2003 – 832 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов») – с. 90

5 П. Р. Кругман, М. Обстфельд. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. 2003 – 832 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов») – с. 91

6 Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008

http://portal.ufrf.ru/Www/Kbhiab/data/store/3edbd991-defe-45a6-a163-a54516b54833/index.html -

7 Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 – с. 120

8 Dixit A., Stiglitz J. Monopolistic Competition and Optimum Product Diversity // American Economic Review. – 1977. – V. 67. – P. 297–308. - http://www.nuff.ox.ac.uk/users/klemperer/IO_Files/monopolistic%20competition%20Dixit%20and%20Stiglitz.pdf

9 Krugman P. Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade// Journal of International Economics. 1979. № 9: p. 469–479. –

http://www.princeton.edu/pr/pictures/g-k/krugman/krugman-increasing_returns_1978.pdf


В реферате представлен не дословный перевод, а изложение мыслей.

10 Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and The Pattern of Trade //


American Economic Review. 1980. №70

http://www.princeton.edu/~pkrugman/scale_econ.pdf

11 Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география// Вопросы экономики. 2009 №1 с. 68-83

12  Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география// Вопросы экономики. 2009 №1 с. 68-83

13 Krugman P. Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade// Journal of International Economics. 1979. № 9: p. 478

14 Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography// The Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 3. (Jun., 1991), p. 483-499

15 Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география// Вопросы экономики. 2009 №1 с. 68-83

16 Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography// The Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 3. (Jun., 1991), p. 484

17  Krugman P Increasing Returns and Economic Geography// The Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 3. (Jun., 1991), p. 487-490

http://www.princeton.edu/pr/pictures/g-k/krugman/krugman-increasing_returns_1991.pdf

18 Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география// Вопросы экономики. 2009 №1 с. 68-83

19 Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography// The Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 3. (Jun., 1991), p. 490-498

20 Krugman P. The Role of Geography in Development// International Regional Science Review August 1999 22: p.142-161

http://ebour.com.ar/pdfs/The%20Role%20of%20Geography%20in%20Development.pdf

21Krugman P. The Role of Geography in Development// International Regional Science Review August 1999 22: p. 144

22 http://www.snob.ru/selected/entry/514 


Иллюстрации:


1,2 - Krugman P. Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade// Journal of International Economics. 1979. № 9: p. 469–479


3 - Krugman P. The Role of Geography in Development// International Regional Science Review August 1999 22: 142-161


15 баллов!!! (хотя объем основного текста немного превыщен))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28575. Примеры хеш-функций sha 12.54 KB
  Для входного сообщения длина которого меньше 264 бит алгоритм SHA1 выдаёт 160битовый результат. Предназначен SHA1 для использования вместе с алгоритмом цифровой подписи DSA. Цифровая подпись формируется на основе дайджеста SHA1 от сообщения что повышает эффективность процесса подписания.
28578. Сертификаты открытых ключей. Аннулирование сертификатов 20.88 KB
  Сертификаты открытых ключей. Механизмы контроля использования ключей. Подтверждение подлинности ключей Сертификат открытого ключа сертификат ЭЦП сертификат ключа подписи сертификат ключа проверки электронной подписи согласно ст. Предположим что Алиса желая получать зашифрованные сообщения генерирует пару ключей один из которых открытый она публикует какимлибо образом.
28579. Требования к качеству ключевой информации и источники ключей 16.09 KB
  Не все ключи и таблицы замен обеспечивают максимальную стойкость шифра. Исчерпывающий ответ на вопрос о критериях качества ключей и таблиц замен ГОСТа если и можно получить то только у разработчиков алгоритма. Очевидно что нулевой ключ и тривиальная таблица замен по которой любое значение заменяется но него самого являются слабыми. Таблица замен является долговременным ключевым элементом т.
28580. Криптоанализ 12.62 KB
  В частности полнораундовый алгоритм ГОСТ 2814789 может быть вскрыт с помощью дифференциального криптоанализа на связанных ключах но только в случае использования слабых таблиц замен. 24раундовый вариант алгоритма в котором отсутствуют первые 8 раундов вскрывается аналогичным образом при любых таблицах замен однако сильные таблицы замен делают такую атаку абсолютно непрактичной. [править] Критика ГОСТа Основные проблемы ГОСТа связаны с неполнотой стандарта в части генерации ключей и таблиц замен. Тривиально доказывается что у ГОСТа...
28581. Проблемы генерации и распространения ключей. Конфигурации сетей связи 14.3 KB
  Можно выделить несколько этапов жизни ключевой информации: n Изготовление n Доставка потребителям n Утилизация n Уничтожение Мы рассматривали в основном утилизацию ключей то есть их использование в алгоритмах шифрования. Рассмотрим теперь процедуры изготовления и доставки ключей абонентам они называются генерацией и распространением соответственно. Правила генерации распространения утилизации и уничтожения ключей называются ключевой системой.
28582. Требования к системе с симметричными ключами – при генерации и распространении ключей 16 KB
  Правила генерации распространения утилизации и уничтожения ключей называются ключевой системой. Процедура генерации ключей должна производить только ключи специфицированные для данного алгоритма 2. Процедура генерации должна быть максимально приближена к модели случайного равновероятного выбора ключа из множества всех ключей специфицированных для данного алгоритма.
28583. Генерация случайных чисел., использование типовых узлов в качестве ДСПЧ 33.58 KB
  Хорошие датчики имеют весьма качественные характеристики и могут использоваться непосредственно для получения ключей однако они сложны и имеют высокую стоимость и поэтому не находят массового применения. Их стоимость существенно ниже они более надежны но использовать выход с них в качестве ключа в чистом виде не рекомендуется частично о том почему их можно использовать мы поговорим в когда будем говорить о системах с открытым ключом. В качестве ДСПЧ можно использовать один из следующих узлов. Использовать его можно несколькими...