98898

Военные реформы Петра I

Реферат

История и СИД

Содержание военной реформы. Комплектование армии офицерским составом. Наследовав постоянную армию функционирующую в основном по системе поселенных войск Петр провел комплектование армии – ввел рекрутскую повинность. Именно поэтому для организации большой регулярной армии пришлось вводить принудительные рекрутские наборы. Таким образом военная реформа повлекла за собой два рядя мер из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и нового флота а другие на обеспечение их содержания.

Русский

2016-07-14

129.65 KB

6 чел.

Министерство образования и науки  Российской Федерации                     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                           Санкт-Петербургский государственный Архитектурно-строительный Университет                                                                                                                         

                                                                               Кафедра истории

Реферат

                                                                   На тема: «Военные реформы Петра I »

                                                   Выполнил: студент 1-го курса

                                           гр. 10-С-1 Фомичев А. В.

                                                            Проверила: доцент Малютина М.В.

                 

Санкт-Петербург 2013г.

Содержание:

Содержание: 2

1. Введение 3

2. Военные реформы 5

2.1 Причины и предпосылки военных преобразований 5

2.2 Содержание военной реформы 7

Комплектование  армии офицерским составом 12

2.3 Значение военной реформы Петра I 15

3. Заключение 16

Список использованной литературы 18


  1.  Введение

Конец ХVII и начало ХVIII вв. считается первым периодом императорской истории России – императорский период. Он характеризуется активными реформами, началом постепенного вхождения страны в европейское пространство. Главная отличительная особенность реформ этого периода состоит в том, что они открыли процесс модернизации российского общества и государства. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII в. происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа. Неслучайно поэтому современные исследователи рассматривают реформы XVIII в. в России с точки зрения концепции модернизации. Таким образом, многие крупнейшие ученые, отечественные историки  и  специалисты по Российской истории  за рубежом, так или иначе, откликались на события этого времени, которые ознаменовались крупномасштабными реформами Петра Великого (1689-1725), изменившими уклад российского государства. Весьма сложно обнаружить такие области истории России, которых не коснулись петровские реформы и не оказали на них своего влияния: военное дело, флот, дипломатия, наука, экономическое и социальное развитие, просвещение, государственное устройство, и даже быт. 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что эпоха правления Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося правителя-реформатора, полководца, дипломата пользуется вниманием историков. Значительные достижения в различных областях социальной и государственной жизни, радикальные реформы, ставшие впоследствии, причиной усиления военной мощи государства и превращение России в мощную великую мировую державу, что является своего рода феноменом истории, объясняют этот неподдельный интерес научного сообщества к эпохе правления Петра Первого в мировой истории. 

Став царем, Петр I начал проводить глобальные реформы в различных отраслях, вызванные ростом технической отсталости России и всеобъемлющим кризисом, грозившим национальной безопасности страны. Кризис мог быть разрешен только путем радикальных преобразований модернизационного характера, которые осуществил Петр I в первой четверти столетия. Поэтому главной целью этих преобразований было создание сильного государства, обладающего современной армией и флотом, имеющего морские выходы в соседние страны и Мировой океан. Поэтому Петр I, как военный деятель стоящий в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVII-ХVIII веков, считает своим делом - усилить военную мощь России и повысить ее роли на международной арене. В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой вооруженных сил. Наследовав постоянную армию, функционирующую, в основном, по системе поселенных войск, Петр провел комплектование армии – ввел рекрутскую повинность. Основной причиной нововведения послужила пустая государственная казна. Именно поэтому для организации большой регулярной армии пришлось вводить принудительные рекрутские наборы. Допетровские войска Московского государства, для своего времени, были вполне эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны. Однако Петр I поставил перед страной новые задачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, часть которого находилась за пределами Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения; в-третьих, милитаризировать и представить Россию на мировой арене, как сильную державу. Очевидно, что эти новые задачи старая армия выполнить просто бы не смогла. Это и послужило главным толчком к началу военной реформы. Таким образом, военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и нового флота, а другие на обеспечение их содержания. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью. Уже к концу XVII в. Россия имела регулярную армию, новый военно-морской флот,  перевооруженные силы  и новую систему обучения и воспитания военнослужащих.

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств, для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Несмотря на несоразмерные затраты, проведенные военные реформы были необходимыми мерами, которые впоследствии были бы нужны, для отстаивания интересов и решения задач. Отчасти, данная реформа не была диковинкой, придуманной государем.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в.; что военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории- это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий. 


2. Военные реформы

2.1 Причины и предпосылки военных преобразований

На рубеже ХVII-ХVIII вв., Россия серьезно отставала от ведущих европейских держав. Однако уже во второй половине ХVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ. В первую очередь к ним относятся объективная потребность

в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования,

а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы. Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью

царя Петра I (1672-1725). Основной причиной военных преобразований послужила пустая государственная казна, поэтому Петр ввел рекрутскую повинность. Предпосылки к военному реформированию до сих пор однозначно не определены и  являются основным спорным моментом в этом вопросе. Точек зрения на этот счет много, но самые аргументированные – нижеследующие: для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна. Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам на мирное время призывались на службу в случае надобности. Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых людей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не оставалось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рекрутов по числу крестьянских дворов. И, якобы, поэтому Петр счел необходимым полностью покончить с прошлым и, после изучения европейского опыта, ввести в России регулярную армию. При этом он строго следовал западным образцам во всем, что касалось структуры, вооружения, финансирования, обмундирования новой армии. Такая точка зрения подкрепляется, прежде всего, текстологическим анализом главных военных регламентов Петра I - Воинского и Морского Уставов - и военных законодательств европейских стран. Их сравнениями исследователи пытались доказать, что Уставы Петра, безусловно, имели зарубежные прототипы. Приверженцы этой точки зрения – Бобровский П.О.,            Веселаго Ф.А., Зейдель И.К., Ромашкин П.С. и многие западные историки. Против подобных взглядов выступила «русская военная школа». Ее приверженцы считают, что русское военное искусство шло самостоятельным путем, развивалось в особых условиях – на исключительно самостоятельной основе. По их мнению, нельзя считать, будто Петр ввел что-то принципиально новое, а его реформы армии были лишь продолжением тех преобразований, которые были начаты еще в XVII веке: петровские военные реформы – лишь логическое завершение тенденций национального развития той эпохи. Сторонники этой точки зрения настаивали на том, что регулярная армия Петра продолжала строиться на основе полков иноземного строя, учрежденных еще Алексеем Михайловичем, а факт службы в русской армии иностранных офицеров имеет совершенно ничтожное значение. Приверженцы такого взгляда: Масловский Д.Ф., Мышлаевский А., Солоневич И.Л., Порфирьев Е.И. Эти два крайних взгляда породили «золотую середину», промежуточную точку зрения, приверженцы которой находят истину в высказываниях обеих крайних позиций. Они утверждают, что полки нового строя Алексея Михайловича по праву могут рассматриваться в качестве прообраза регулярной армии Петра, но эти полки были созданы по западным образцам и укомплектованы иностранными офицерами. Таким образом, эта точка зрения настаивает на перманентности зарубежного влияния. Сторонники этого взгляда: Платонов С.Ф., Богословский М.М. Епифанов П.П., Рабинович М.Д. Согласно другой точки зрения, Петра I в его военных реформах вдохновляли не традиции прошлого и не зарубежные образцы, а, прежде всего, практический опыт, который русская армия получила в ходе Северной войны. А преобразования представляют собой длинную цепь изменений и усовершенствований, проводимых на основе анализа отдельных конкретных боевых действий, пока в итоге не увенчались изданием Воинского Устава 1716 года, в котором собранный опыт был систематизирован и рационализирован. Сторонники этой теории считают, что толчок преобразованиям в армии дал боевой опыт, полученный уже в Азовских походах. Эту теорию поддерживают Епифанов П.П., Мещеряков Г.П., Сальман Г.Я., Бескровный Л.Г.. Здесь надо вспомнить и точку зрения В.О. Ключевского о том, что все преобразования были порождены, в конечном счете, войной и, что отдельные части петровских реформ должны рассматриваться как своего рода закономерные последствия преобразования армии. Также в качестве основы проведенных реформ выдвигается военный гений и оригинальность мышления Петра I. Сторонники этого взгляда подчеркивают, что на преобразования армии глубокий отпечаток наложила личность Петра I, одного из величайших стратегов и военных организаторов в истории. Для доказательства этого положения принято опираться на личные архивы царя-преобразователя - его собственноручные расчеты, чертежи военно-технических конструкций, многочисленные проекты и черновики воинских Уставов. Если же Петр и использовал при создании Устава 1716 года зарубежные образцы, то не более чем для их выборочной, творческой и критической переработкой. Зачастую эта теория порождает спорное утверждение, будто эти реформы надо рассматривать как радикальный переворот в военной истории России. Определяющее влияние личности царя на преобразование армии признают и некоторые теоретики преемственности в военном деле. В целом же военная одаренность Петра I является общепризнанной (хотя некоторые авторы считают, что его личный вклад в этой области преувеличен).
Сторонники этого подхода: Базилевич К.В., Павленко Н.И., Епифанов П.П., Сальман Г.Я., Платонов С.Ф.


2.2 Содержание военной реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война 1700-1721 гг. России для развития внешней торговли был крайне необходим выход в Балтийское море. Петр решился на войну против Швеции, заключив так называемый Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король Карл ХII, молодой и энергичный полководец, после нарвской победы оказался перед выбором: либо идти вглубь России, имея за спиной саксонскую армию, гораздо более боеспособную, чем русская, либо выступить против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Он выбрал второй путь и «увяз» надолго в Польше. Только в 1706 г. Карл ХII смог принудить Августа II к миру и выходу из союза с Россией. Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований. Петр начал принимать меры для формирования регулярной армии и флота.

Создание регулярной армии и Балтийского флота

Поводом для создания регулярной армии послужил роспуск стрелецких полков, созданных Иваном IV в середине XVI в. Ведь стрелецкое войско по всем своим параметрам не соответствовало уровню западноевропейских армий. Сам уклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйственных заботах, нежели в военных, способствовал выполнению ими полицейских функций в столице. Но и в качестве полицейской силы стрелецкие полки показали себя ненадежными, превратившись в орудие борьбы за власть. Именно поэтому замена стрелецких полков новыми военными формированиями представлялась Петру мерой неотложной. Стрелецкий бунт 1698 г. Лишь ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. Ускорило проведение радикальной военной реформы начало Северной войны со Швецией, и особенно поражение России в 1700 г. Под Нарвой.  Основную причину неудач русской армии Петр видел в отсутствии четкой организации и профессионaлизма, поэтому в основу реформы он положил следующие принципы:

1) регулярность, т.е. создание профессиональной армии. В ноябре 1699 г. Петр I приступил к созданию регулярной армии, состоящей из трех родов войск: полки пешего строя (пехота), драгунские полки (кавалерия) и рейтарские (смешанные) полки. Организация деятельности этих трех родов войск отличалась регулярностью учений, жизнью в казармах и др. Из свободных лиц стали набирать «охотников» (добровольцев), которым платили высокое Жалованье. Из крепостных набирaли «даточных» люден. Кроме регулярной армии при Петре I были иррегулярные войска. Они состояли из национальных формирований и ополчения, которое собиралось в самые трудные моменты. В качестве иррегулярной, легкой конницы использовались казаки и ряд национальных формирований Калмыков). Рекрутская повинность устанавливалась с 1705 г. Набор осуществлялся из расчета 1 рекрут на несколько сот человек (от 200 до 500), в зависимости от потребности. Если рекрут имел семью, ее выписывали из крестьянского сословия и записывали в солдатское. Сначала рекрутская служба была пожизненной, а с 1793 г. ограничивалась 25 годами. Всего до 1725 г. было проведено 53 набора, по которым в армию и на флот было мобилизовано более 280 тыс. человеке. Чтобы рекруты не сбежали, их заковывали в колодки и делали наколки (кресты) на левой руке. Беглых рекрутов было велено ловить и сдавать начальству; 3) пожизненность службы и для офицеров (дворян), и для солдат (рекрутов). Военная служба отныне стала для дворян уже не временной, а постоянной. Причем начинать службу приходилось с низших чинов в гвардейских полках. Исключение было только для дворян, имевших высшее образование; в этом случае служба начиналась с офицерского чина; 4) профессиональная подготовка офицеров. Для подготовки офицерских кадров для армии и флота в стране создавалась сеть военных учебных заведений - военные школы: артиллерийская, инженерная, морская; S) унификация жизнедеятельности войск в соответствии с военными уставами. В их разработке принимал участие сам Петр I. Унифицировались и внешние атрибуты (единая военная форма, ордена).

Рекрутская повинность и крепостнические отношения - это две стороны одной медали. Всего с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот (схема 1).

Появились также новые воинские уставы. На смену «Учению и хитрости ратного строя», действовавшему при царе Алексее Михайловиче, пришли петровские «Устав воинский», «Строевое положение», «Учреждение к бою». Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Он продолжил дело отца - царя Алексея Михайловича, при котором в Демидове на Оке был спущен первый русский корабль «Орел». Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695-1696 гг. Здесь после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г.‚ когда Петр 1 на галере «Принципиум» отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. Было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Тем временем в новой столице России, в Петербурге, были созданы основы российского военно-промышленного комплекса, ядро которого составляли промышленные казенные предприятия мануфактурного типа. В 1704 г. было заложено Адмиралтейство, построены десять эллингов, сараи (магазины) и прочее. Строились галеры, боты, шлюпки, небольшие суда. В 1706 г. на воду была спущена бригантина, в 1712 г. закончилось строительство 54-пушечного линейного корабля «Полтава», а в 1718-м - 90-пушечного корабля

«Старый дуб». Если в 1709 г. численность рабочих Адмиралтейства не достигала и тысячи, то к 1715 г. здесь было занято уже свыше 2700 человек, а в 1721 г. на предприятии работало 5300 плотников, столяров, кузнецов, конопатчиков, пильщиков, парусных мастеров. С учетом предприятий, обслуживавших Адмиралтейство, набиралось еще почти столько же. Поскольку одно Адмиралтейство не могло справиться с делом создания Балтийского флота. Впоследствии в Петербурге появились Скампавейская (Галерная), Охтинская (Петрозавод) и Партикулярная судостроительные верфи. С 1707 по 1725 г. на петербургских верфях было построено 59 больших кораблей и 203 галеры и скампавеи (мелкие гребные суда). Появлялись русские национальные кадры судостроителей, талантливые мастера Федосей Скляев, Ефим Никонов‘, Алексей Бурцев и др. Петербург формировался как центр передовой русской технической мысли в области кораблестроения. Кораблестроение представляло собой сложную отрасль, развитие которой было невозможно без многочисленных смежных, вспомогательных производств. В Петербурге появились Смоляной двор, Канатный двор, водяные пильные мельницы на реке Ижоре, ветряные на Мойке, кирпичные заводы и даже водочный завод.

К этому времени, созданный Петром I, российский флот стал мощным плечом и военной опорой императору. Морской флот представлял новую силу, способную в корне изменить ситуации на военном поприще. Свою эффективность морской флот показали на практике. Боевое крещение российские моряки получили во время Северной войны, победив шведов при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренгаме ( 1720) и в других сражениях.

Иначе говоря, проводимые военные реформы очень быстро дали свои положительные результаты. Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его царствования он располагал армией, в которой было около 200 тыс. регулярных войск (полевых и гарнизонных) и не менее 75 тыс. казачьих иррегулярных; кроме того, во флоте считалось 28 тыс. человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

Военное обучение

Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю как в XVII веке, а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:

во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;

во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;

в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.

В 1699-1700 годах Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и  «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».

«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.

«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат. Соответственно с изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий. Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово. В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23000 драгун через несколько месяцев осталось только 8000, остальные – разбежались.

Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». На «станциях» постоянно находилось от 500 до 1000 рекрутов. Молодые солдаты поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат. Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых. Петровская система подготовки солдат устанавливала принцип последовательности и наглядности в обучении.

К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.

Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.

В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации. В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук». В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.

В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны.

Для поощрения отличившихся в бою, в 1700-1705 годах Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

Комплектование  армии офицерским составом

В полках «нового строя» командный состав первоначально состоял в значительной части из иностранцев. Постепенно иностранные офицеры стали заменяться русскими, которые составили уже большинство. В драгунских полках подавляющее большинство офицеров составляли русские, служившие ранее в старых рейтарских полках. Как правило, офицеры происходили из дворян. Исключение допускалось только для особо способных и заслуженных представителей других классов. С получением чина подполковника они становились дворянами. Петр не освободил дворян от постоянной службы в армии. Он установил порядок непрерывной службы дворян в после реформенной армии. Дворянский "недоросль, получив домашнее образование, с 15 лет являлся на службу в полк. Петр придавал большое значение тому, чтобы будущий офицер прослужил несколько лет солдатом и унтер-офицером, начинал службу "фундамента солдатского дела". Этим путем шла подготовка основной массы командного состава, но этого было недостаточно. Для подготовки офицеров специальных родов войск и флота Петр учредил военные училища. Еще в начале 1697 года неожиданно для всех Петр принял решение – послать на государственный кошт за границу юношей для обучения морским профессиям. По весне, чуть просохли дороги, в страны Западной Европы двинулось русское посольство, в составе которого находились 35 волонтеров и сам царь, скрывавшийся под именем Петра Михайлова. 

Предназначавшимся в морские офицеры велено было сколь можно знакомиться на практике с ведением корабельной службы. Будущим штурманам вменялось в обязанность учиться «морскому хождению и знанию карт». Тем, кто оказывал старательность и прилежание, обещалось государева милость и «пред своей братией превосходящее воздаяние, а буде кто не будет во учении прилежать усердно, а упразднится в своевольностях непотребных и будет пребывать в пьянстве, то оный возымеет вместо обещанные милости гнев и истязания». Беседуя со всеми, прибывающими из-за границы, Петр в присутствии флотских чинов устраивал «аудиенцию знаниям и соответствию воинского звания», полученного на иностранных флотах. Недаром адмирал Ф. М. Апраскин предупреждал своего племянника, что на испытаниях Петр, «чиня аудиенцию», из шести новоприбывших лишь одного оставил в присвоенном чине. Другие «пожалованы государем из поручиков в матросы». Еще в пору пребывания в Англии царь внимательно присматривался к подготовке флотских офицеров. По всей вероятности, тогда и пришла ему мысль организовать морское учебное заведение у себя дома. Петр начал с того, что пригласил в Россию математика, астронома и знатока морских наук профессора Абединского университета Г. Фарварсона, а также опытных навигаторов С. Гвина и Р. Грейса.  Петр с присущей ему энергией взялся за осуществление своей заветной мечты – создание Навигацкой школы. План ее учреждения он составил вместе с Фарварсоном. Она подчинялась  Оружейному приказу и возглавлялась одним из просвещеннейших деятелей этой эпохи, боярином Ф. Головиным, «с товарищи». В 1701г. была открыта в Москве Навигацкой школа. В ней преподавались дисциплины, из которых можно было извлечь разнообразные знания, необходимые в практической деятельности: математика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия. По мнению царя, «не токмо к морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству». Прием в школу ограничений не имел. Зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных. Предпочтение отдавалось сыновьям солдат и корабельных мастеровых. Отпрыски знатных родов шли неохотно. Лишь государевы единомышленники и радетели нововведений отсылали своих детей в «навигатское учение».  Петр внимательно следил, чтобы навигатская школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях. В ней имелись необходимые астрономические приборы, навигационные и геодезические инструменты, морские атласы и карты, учебники и светские книги. Сам Петр передал школе большой медный глобус – подарок голландских купцов его отцу. В «Именной росписи обучающимся морской науке ученикам» указано, что в июле 1702 года в школе училось 200 отроков, год спустя число их увеличилось еще на 180 – «из недорослей рейтарских и из духовного сословия». В 1705 году питомцы Навигатской школы впервые покинули ее стены – состоялся первый выпуск, 64 человека. Новоиспеченные «навигаторы» были определены во флот, участвовали в войне со шведами, отличились в  сражениях при Гангуте, Эзеле, Гренгаме. И в дальнейшем стали прославленны имена выпускников школы, связавших свою жизнь с петровским и послепетровским флотом, оставивших след в океанографических открытиях и практике мореплавания. В 1714г. в Петербурге начала работать Артиллерийская школа; в Петербурге открылись инженерные школы. Русская армия получила при Петре прочные национальные кадры офицерского состава, что отличало ее от западноевропейских армий.

Управление армией

В начале XVIII века русская армия обрела стройную организацию и систему управления. Организационные формы армии Петра I не были плодом кабинетного творчества военных теоретиков, а были выработаны на основе полученного боевого опыта в ходе продолжительных войн. Высшим соединением, способным решать стратегические задачи, была Армия. Ее состав не определялся точно и единообразно. Количественный состав армии зависел от обстановки, сил противника, его намерений и от задач, стоящих перед армией. Для управления регулярной армией создавались особые должности и ведомства:

Генералитет – прообраз будущего Генерального Штаба, в нем сосредоточилось общее управление военными делами.

Генерал-комиссар – высший военный судья.

Генерал-провиантмейстер – ведал заготовками провианта, обозами, тылом армии.

Во главе полевой армии стоял генерал-фельдмаршал. Командующий армии по Уставу должен был уметь инициативно распоряжаться силами и средствами своей армии, не дожидаясь инструкций свыше.

Артиллерией армии и инженерно-саперными частями командовал генерал-фельдцейхмейстер.

В  1702  году  была  централизована военно-судебная служба во главе с генерал-аудитором. Была установлена должность генерал-гевальдигера, возглавлявшего военно-полицейскую службу в армии.

Большое значение Петр придавал и военным советам (консилиям). Военный совет притом не ограничивал власть командующего и не снимал с него ответственность за результат сражения. Совет был исключительно совещательным органом. Решающий голос в совете принадлежал командующему. Военные советы конечно не были нововведением Петра I и существовали еще во времена Киевской Руси, но только сейчас они получили такую поддержку со стороны официального армейского руководства.

Регулярная петровская армия состояла из дивизий, которые являлись временными тактическими соединениями, делившимися на полки. На Западе такие дивизии появились только в конце XVIII века. В мирное время полки также объединялись в дивизии, которые являлись дальнейшим развитием системы разрядных полков. Их состав не был постоянным, а зависел от принятой дислокации - каждая дивизия включала в себя установленные правительством города и уезды, где и располагались ее полки. В 1707 году условия войны изменились. Русская армия стала готовиться к масштабному наступлению, к активным полевым сражениям. Это привело к появлению нового, более тактически гибкого войскового соединения – бригады. Состав дивизий и бригад не был постоянным.

Таким образом, органического соединения всех родов войск Петр I не создал. Не было их и в западноевропейских армиях. Впервые подобные соединения появились только в конце XVIII века – в армии французской буржуазной революции 1789-1794 годов.

В вопросах управления армии Петр стремился к строгой централизации. Большинство приказов, ведавших военными делами, ликвидируется. Все управление войсками сосредоточилось в 4 приказах: Разряд, Военный приказ, Артиллерийский приказ и Комиссариат. Объединяющим и руководящим началом для этих ведомств служили распоряжения царя и сената. В 1718 году создается высший военный орган – Военная Коллегия. Членами Военной Коллегии стали все высшие генералы.

2.3 Значение военной реформы Петра I

Военная реформа стала самой главной из всех реформ Петра I. Она продолжалась все правление Петра I. Военные реформы Петра I  позволили России занять лидирующие позиции по количеству и качеству армии и флота в Европе. Как отмечают историки - военные реформы Петра Великого были своевременными и очень действенными. Так за годы правления Петр I сумел создать мощную регулярную армию и флот. В армии служило больше 200 тысяч регулярных солдат и более 100 000 нерегулярных. На флоте служило почти 30 000 солдат и офицеров, а численность флота достигала внушительных цифр. Только линкоров и галер было 48 и 787 соответственно, не считая более мелких кораблей. 

Как было выше сказано, реформа по своему исходному моменту была военно-финансовая. Но рассмотрение развития России в первой четверти XVIII в. показывает масштабы изменений, которые произошли за этот период. Значительно выросла территория страны, после многих веков борьбы она получила выход к морю, ликвидировав политическую и экономическую изоляцию, вышла на международную арену.

Конечно, военные действия, и, связанные с ним реформы, коснулись различных сфер общественной и политической сфер деятельности. 

Например, преобразуя сословную жизнь и формы управления, Петр модернизировал основы  государственного порядка. Но при этом он не пытался изменить в корне давно сложившиеся устои. Пример этому служит тот факт, что при нем верховная самодержавная власть осталась такою же, какою была ранее при его отце царе Алексее. Положение сословий в государстве, по существу, не было изменено: сословия не получили новых прав и были оставлены при старых своих обязанностях. Управление по-прежнему было бюрократическим. Словом, тип государства, создавшийся до Петра, им не был сильно изменен, и в этом отношении Петр не совершил никакого государственного переворота. Все его перемены имели своим назначением лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути своей реформа была совершена только в сфере церковного управления, где с упразднением патриаршества церковная жизнь была приведена в полное подчинение государству.


3. Заключение

Подводя итоги военной реформы, следует отметить ее долговременный характер:  рекрутская повинность была отменен лишь в 1874 г. Регулярная армия, созданная Петром I, заняла ведущее положение в обществе. Можно сколько угодно спорить об эффективности наемных войск, но при этом очевидно, что содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а почетная обязанность гражданина.  Таким образом, главным результатом военных реформ Петра явилось создание мощных вооруженных сил России. Не имея могучего военно-морского флота, Россия не удержала бы за собой Балтийское побережье, этот важнейший выход в Европу. Армия и флот при Петре превратились в решающий фактор военного могущества России. Можно с уверенностью утверждать, что хорошо продуманная и грамотно проведенная военная реформа, основанная на жесткой централизации и рекрутской повинности, позволила Петру Великому решить крупные политические задачи; позволила разрешить проблемы, выход из которых был жизненно необходим российскому обществу. Россия при Петре Великом приобрела первый опыт европейской модернизации и заметно продвинулась вперед, укрепив свой авторитет.

В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого-либо взгляда. Тем не менее, сам Петр, вопреки разным зарубежным вымыслам, приобрел всемирную известность как выдающийся военный деятель. Свою славу Петр I никогда не отделял от славы российского народа, который, несмотря на огромные лишения, вызванные Северной войной, с честью выдержал тяжелые испытания, и не просто выдержал, а еще и поддержал и укрепил обороноспособность страны. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Схема 1. Военные реформы Петра I

Список использованной литературы

  1.  Анисимов Е.В. «Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти  XVIII в» СПб 1997 с. 115
  2.  Кириллов В.В. «История России» учебное пособие. Москва 2007 с. 181
  3.  Анисимов Е.В. «Время петровских реформ» Л,1989  с. 179
  4.  Фортунатов В.В. «История» учебное пособие. СПб.: Питер, 2012 с. 169
  5.  Павленко Н.И. «Петр Великий» М. 1990


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38463. Проектирование содержания и оформления интерактивной карты «Курорты Италии» 9.98 MB
  Современная курортология медицинская научная дисциплина изучающая целебные свойства природных физических факторов характер их действия на организм человека возможности их применения с лечебными и профилактическими целями на курортах и во вне курортных учреждениях разрабатывающая показания и противопоказания для санаторнокурортного лечения и методы применения курортных факторов при различных заболеваниях. Приморский климат средиземноморского типа без резких суточных и годовых колебаний метеорологических факторов с обилием солнца...
38464. Организация оперативно-тактических действий подразделений по чрезвычайным ситуациям Хойникского гарнизона при ликвидации ЧС на аммиачно-холодильном участке Хойникского РайПО, расположенного по ул. Колесника 61, г. Хойники 460.5 KB
  Свойства аммиака. Прогнозирование масштабов заражения. Действия подразделений по чрезвычайным ситуациям. Экономическое обоснование затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Основные формулы и справочные данные для расчета экономического обоснования затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Расчет затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака Мероприятия по охране труда.
38468. Производство РЭС на безвыводных ЧИП-ЭРЭ и миниатюрных ЭРЭ с применением поверхностного монтажа 1.52 MB
  Для обеспечения механической прочности изделия нужно выбрать материал печатной платы с достаточной прочностью стеклотекстолит. Габариты изделия должны быть не более 125x70x30 мм.2 Расчет надежности изделия Исходные данные вносим в таблицу 1 в которой содержится перечень тип и количество используемых компонентов и произведем их анализ. Надёжность – свойство изделия выполнять заданные функции в определенных условиях эксплуатации при сохранении значений основных параметров в заранее установленных пределах.
38469. Программы производственной преддипломной практики, итогового междисциплинарного экзамена и методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ 372 KB
  Цель прохождения студентами производственной преддипломной практики – закрепить и расширить теоретические знания, полученные в университете по дисциплинам: «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Контроль и ревизия», «Бухгалтерская финансовая отчетность» и других дисциплин.
38470. Перспективи підвищення ефективності функціонування та ролі фінансового ринку в Україні 3.86 MB
  Фінансовий ринок - це складова частина інфраструктури фінансової системи, яка забезпечує територіальне (місце, віртуальне місце), часове і функціональне здійснення трансакцій субєктів національної та міжнародної економіки, встановлення рівноважної ціни за відповідних обсягів купівлі-продажу фінансових активів, інструментів, технологій, а також надання фінансових послуг, необхідних для здійснення господарської та фінансової діяльності.
38471. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 1.18 MB
  Анализируется структура дипломного проекта устанавливается последовательность работ выполняемых при его подготовке. Определяются требования к оформлению дипломного проекта и правила проведения его защиты.4 Отчет по практике [4] 2 МЕСТО И НАЗНАЧЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ [5] 3 ЦЕЛИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ [6] 4 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА [7] 5 СРОКИ РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА [8] 6 МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА [8. Эта часть проекта особо важная для дипломного проекта.