98907

Маркетинг. Методические указания по выполнению курсовой работы

Книга

Маркетинг и реклама

В Методических указаниях приведены последовательность выполнения общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по курсу Маркетинг. Курсовая работа направлена на решение следующих задач: закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и приобретение навыков применения этих знаний при решении конкретных экономических и производственных задач на основе современного маркетингового подхода; приобретение опыта систематизации полученных результатов; развитие навыков ведения самостоятельной работы и...

Русский

2016-07-14

198.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Кафедра «Экономика и инновационное развитие бизнеса»

МАРКЕТИНГ

Методические указания по выполнению

курсовой работы

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2012


Маркетинг: Методические указания по выполнению курсовой работы/ Составитель И.Н. Голлай. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2012. – 24 с.

В Методических указаниях приведены последовательность выполнения, общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по курсу «Маркетинг».

Одобрено учебно-методической комиссией факультета экономики и предпринимательства.

Рецензент Сосненко Л.С.

           © Издательство ЮУрГУ, 2012.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности   «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» выполняют курсовую работу по дисциплине  «Маркетинг» на темы (по выбору студентов):

  1.  «Совершенствование маркетинговой политики предприятия «ХХХ»» – ТЕМА 1.
  2.  «Разработка комплекса маркетинга (плана маркетинговой деятельности)» – ТЕМА 2.

Курсовая работа способствует овладению студентами практическими приёмами разработки и/или совершенствования маркетинговой политики предприятия. Выполненная курсовая работа должна характеризовать уровень усвоения каждым студентом теоретического материала дисциплины и умение применения его к решению практических вопросов и проблем конкретного предприятия.

Курсовая работа направлена на решение следующих задач:

  •  закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и приобретение навыков применения этих знаний при решении конкретных экономических и производственных задач на основе современного маркетингового подхода;
  •  приобретение опыта систематизации полученных результатов;
  •  развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой научно-практических исследований.

Таким образом, данная курсовая работа позволяет проникнуться общей концепцией построения бизнеса на основе современного маркетингового подхода,  а также приобрести навык создания программы согласованных мер, позволяющих наилучшим образом учесть потребности потребителей, что не может не сказаться положительным образом и на деятельности предприятия.

В процессе выполнения работы студенты могут:

  1.  проводить анализ маркетинговой деятельности на примере действующего на рынке хозяйствующего субъекта (тема 1). В этом случае целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.
  2.  разработать комплекс маркетинга (маркетинговую политику) для нового предприятия, планирующего начать свою деятельность на рынке г. Челябинска (желательно в сфере транспорта) (тема 2). При этом следует учесть, что, несмотря на гипотетический (абстрактный) характер самого предприятия, условия внешней среды (конкуренты, рыночная конъюнктура, потребительские предпочтения и т.д.) являются реальными.

Курсовая работа состоит из двух частей:

  1.  Изучение мирового опыта использования маркетинговых инструментов.
    1.  Выполнение практической части с учётом изложенных в задании требований, приведённых в пп. 1.5, 1.6.

Обращаем внимание студентов на то обстоятельство, что курсовые работы не соответствующие установленному заданию, а также не учитывающие требования к оформлению, к рассмотрению не принимаются!

Этапы выполнения и защиты курсовой работы включают в себя:

1) определение объекта исследования (поиск предприятия, на основе которого планируется выполнение курсовой работы) и сбор информации о нём или выбор направления деятельности для нового предприятия;

2) изучение различных источников, сбор и анализ материалов по теме исследования (в том числе: фактических данных анализируемого предприятия, данных о состоянии маркетинговой среды, примеров использования инструментов маркетинга зарубежными и отечественными предприятиями и пр.);

3) разработка плана курсовой работы;

4) написание курсовой работы;

5) предоставление на проверку преподавателю курсовой работы;

6) получение допуска к защите курсовой работы;

7) защита курсовой работы.


1 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1 Общая структура курсовой работы

Курсовая работа включает в себя разработку / совершенствование комплекса маркетинга на основе проведённого маркетингового исследования (маркетингового анализа) (пп. 1.5 – 1.6).

При выполнении курсовой работы рекомендуется придерживаться следующей структуры (в скобках приводятся возможные варианты наименований глав курсовой работы (альтернативные варианты) или даётся комментарий по поводу общего направления написания соответствующей главы).

Наименование конкретных глав определяется с учётом особенностей выбранного хозяйствующего субъекта и согласовывается с преподавателем!

Рекомендуемая структура курсовой работы, построенной на анализе маркетинговой деятельности функционирующего (действующего) предприятия (ТЕМА 1):

Титульный лист (порядок оформления титульного листа определён СТО ЮУрГУ 21-2008).

Задание на работу.

Аннотация.

Оглавление.

Введение.

  1.  Паспорт предприятия (Организационно-экономическая характеристика предприятия «ХХХ»).
  2.  Анализ рыночной конъюнктуры: тенденции и перспективы развития рынка «YYY» (мониторинг рынка «YYY»).
  3.  Анализ маркетинговой деятельности и положения предприятия «XXX» на рынке (оценка и анализ рыночного потенциала предприятия «XXX»).
  4.  Анализ деятельности основных конкурентов на рынке.
  5.  Выводы и рекомендации по результатам маркетингового анализа (разработка и/или корректировка маркетинговой стратегии и маркетинговой политики предприятия).

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.


Рекомендуемая структура курсовой работы, направленной на разработку комплекса маркетинга (маркетинговой политики) для нового предприятия, планирующего начать свою деятельность на рынке г. Челябинска (ТЕМА 2):

Титульный лист (порядок оформления титульного листа определён СТО ЮУрГУ 21-2008).

Задание на работу.

Аннотация.

Оглавление.

Введение.

  1.  Подготовка исходных данных (подробно о порядке выполнения основных разделов рассказывается далее в рамках рассматриваемой главы данных методических указаний).
  2.  Анализ рыночной конъюнктуры: тенденции и перспективы развития рынка «YYY» (мониторинг рынка «YYY»).
  3.  Маркетинговое исследование потребностей потребителей.
  4.  Анализ деятельности основных конкурентов на рынке.
  5.  Выбор маркетинговой стратегии и разработка комплекса маркетинга (плана маркетинга) по результатам маркетингового исследования.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Обращаем внимание студентов на то, что в конце каждой главы курсовой работы необходимо делать краткие выводы и продумать плавный переход к следующему разделу работы!

1.2 Содержание раздела «Аннотация»

Аннотация – это краткая характеристика курсовой работы. Она представляет собой краткое изложение существа исследовательской работы студента. В форме резюме представляются цель её написания, перечень рассматриваемых в ней вопросов.

Раздел Аннотация должен содержать строго в нижеприведённой последовательности:

  •  выходные данные курсовой работы (Ф.И.О., наименование темы исследования, город и ВУЗ, в котором выполняется курсовая работа, номер группы, год написания работы, сведения   о   количестве  страниц,   иллюстраций,  таблиц,   количестве используемых источников (библиографический список), количестве приложений к курсовой работе;
  •  объект исследования;
  •  цель работы;
  •  краткое содержание основных разделов курсовой работы;
  •  достигнутые результаты исследования (включая практическую значимость работы).

Подробнее требования к содержанию и оформлению Аннотации, а также ряда других разделов курсовой работы, следует смотреть в стандарте – СТО ЮУрГУ 21-2008.

1.3 Содержание раздела «Оглавление»

Оглавление включает в себя следующие элементы: «Введение», наименование всех разделов, подразделов работы (не ниже второго уровня заголовков), «Заключение», «Библиографический список», все приложения с их обозначениями и названиями.

В Оглавление не включаются названия структурных элементов курсовой работы, расположенных до него (Титульный лист, Аннотация).  Также   в  Оглавление  не  включаются заголовки пунктов и подпунктов курсовой работы, имеющие тройную и более нумерацию.

Если заголовок подраздела в тексте курсовой работы расположен непосредственно под заголовком раздела (без промежуточного текста), то страница,  на которой начинается раздел, в Оглавлении не указывается.

Подробнее требования к содержанию и оформлению Оглавления следует смотреть в СТО ЮУрГУ 21-2008.

1.4 Содержание раздела «Введение» 

Введение к курсовой работе состоит из нескольких разделов, которые имеют свои заголовки, выделяемые жирным шрифтом. Разделы Введения приведены ниже именно в том порядке, в котором их следует располагать в тексте. Итак, основными элементами Введения являются: 

– актуальность темы исследования,

– объект исследования,

– предмет  исследования,

– цель исследования,

– задачи исследования,

– информационная и теоретическая база исследования,

– характеристика глав работы (содержание основных разделов работы),

– практическая значимость результатов исследования.

Актуальность темы исследования. Во введении студент даёт краткое обоснование, излагает актуальность выбранной темы. Это не набор слов, близких к теме и переписанных из учебника или журнала, а доказательство того, что в выбранной области исследования есть проблемы и они требуют своего решения. Учёные говорят, что правильно сформулированная проблема – это наполовину решённая проблема. Правильность оценки и формулировки проблемы в актуальности исследования позволяют судить о профессиональной подготовленности и зрелости студента. При обосновании актуальности работы следует дать развёрнутый и имеющий внутреннюю  логику   ответ   на   вопрос:   «В    чём   заключается практическая полезность данной работы?».

Кроме этого, в рамках Введения, можно привести оценку текущего состояния транспортной отрасли, а также изложить и проанализировать основные проблемы, стоящие перед предприятиями этой сферы деятельности на современном этапе развития. Рекомендуется кратко сформулировать приоритетные задачи отрасли, а также перспективы и тенденции её развития.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В работах по экономике это, чаще всего, коммерческая организация, на материалах которой выполняется работа, финансово-хозяйственная деятельность предприятия, или отрасль  экономики (хотя возможны исключения). В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, которая изучается в рамках курсовой работы. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования ориентирована основная часть работы. В формулировке предмета исследования должны присутствовать ключевые слова темы!

Цель исследования – это то, к чему стремится исследователь, и то, что ожидается в результате определённым образом направленных действий. Цель во Введении к курсовой работе должна быть одна, а не несколько. Недопустимы выражения: «…Основными целями работы являются…..». Цель должна быть направлена на решение проблемы, выявленной и обозначенной в разделе «актуальность темы исследования». В формулировке цели в обязательном порядке также должны звучать ключевые слова темы исследования!

Задачи исследования – как правило, формулируются на основе плана (оглавления) работы, но начинаются с глагола в неопределённой форме. Недопустимо использовать глаголы «изучить», «описать», и другие глаголы, не носящие исследовательский характер. Допускается объединять однородные по содержанию параграфы в одну задачу исследования.

Следует помнить, что цель курсовой работы  должна быть направлена на достижение значимого для базовой организации результата (например, «разработка мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговой политики и повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия» или «разработка комплекса маркетинга в отношении товара, выводимого на рынок YYY г. Челябинска», и т.п. – в зависимости от объекта исследования). Задачи курсовой работы  должны соответствовать её разделам и в целом раскрывать тему исследования.

Информационная и теоретическая база исследования (анализ библиографических и других информационных источников, использованных в работе, включая фактические данные, используемые в процессе маркетингового анализа, инструкции, справочные материалы и пр.). Однако не следует здесь приводить список использованной литературы (библиографический список), с указанием наименования книг (статей) и их авторов. Следует производить именно краткий обзор задействованных источников и трудов учёных и специалистов, работающих по данной проблематике.

Характеристика глав работы. Приводится краткое изложение существа работы, её структура, т.е. ведётся описание перечня вопросов рассматриваемых в рамках соответствующих разделов (глав) курсовой работы.

Практическая значимость исследования. Характеризуются возможные направления использования в практической деятельности результатов, полученных в процессе выполнения курсовой работы. Практическая значимость работы подтверждается выполнением предложенных мероприятий и рекомендаций. Другими словами, полученные выводы и рекомендации по результатам анализа должны быть значимыми для рассматриваемого предприятия.

1.5 Содержание основных разделов курсовой работы, построенной на анализе маркетинговой деятельности функционирующего (действующего) предприятия (ТЕМА 1)

Содержание раздела «Паспорт предприятия (Организационно-экономическая характеристика предприятия «ХХХ»)».

В данном разделе курсовой работы производится описание организационно-правовой формы предприятия, профиля его работы (основные виды деятельности); описание миссии, целей развития предприятия в целом и маркетинговых целей и задач в частности; приводится организационная структура хозяйствующего субъекта и даётся её краткая характеристика; приводятся основные достигнутые экономические показатели (например, объём продаж (выручка от продаж), финансовые результаты, структура и величина издержек компании, инвестиционные возможности, анализ производственных возможностей (технологические возможности и ограничения, потенциал производства), общая стоимость имущества (активов); занимаемая рыночная доля и пр.), которые позволяют оценить масштабы деятельности хозяйствующего субъекта.

Содержание раздела «Анализ рыночной конъюнктуры: тенденции и перспективы развития рынка (мониторинг рынка)».

В рамках данного раздела курсовой работы предстоит провести детальный анализ маркетинговой среды (макросреды).

Рекомендуемый план представления результатов маркетингового исследования рынка приведён ниже.

  1.  Определение продуктовых (товарных) и географических (территориальных) границ исследуемого рынка:
  •  определение продуктовых (товарных) границ исследуемого рынка;
  •  определение географических (территориальных) границ исследуемого рынка.
  1.  Анализ и оценка состояния конкурентной среды на исследуемом рынке  (диагностика состояния конкурентной среды):
  •  определение ёмкости рынка;
  •  анализ структуры рынка (определение числа хозяйствующих субъектов и долей, занимаемых ими на данном товарном рынке; построение таблицы распределения рыночных долей и оценка существенности разброса рыночных долей; показатели рыночной концентрации;  условия  входа  на  рынок (барьеры (ограничения) входа / выхода на рынок);  открытость  рынка  для межрегиональной и международной торговли);
  •  оценка и анализ динамики развития рынка, интенсивности конкуренции на рынке;
  •  определение типа рынка («рынок продавца» или «рынок покупателя»).
  1.  Сравнение показателей деятельности со среднеотраслевыми значениями показателей (например, показателей рентабельности, объёма первоначальных инвестиций, величины активов и пр.).
  2.  Оценка и анализ эластичности спроса.
  3.  Оценка перспективности, инвестиционной привлекательности рынка (на основе PEST-анализа, анализ рынка на основе модели «5 сил М. Портера»).

Содержание раздела «Анализ маркетинговой деятельности и положения предприятия на рынке (оценка и анализ рыночного потенциала предприятия)»

Данный раздел курсовой работы предусматривает освящение следующих основных вопросов:

  1.  аудит системы маркетинга:
  •  описание организационных аспектов маркетинговой деятельности на предприятии (при наличии службы маркетинга: описание её оргструктуры, функционала и пр.; при отсутствии – производится описание функций маркетинга, фактически реализуемых на предприятии и ответственных лиц за совершение маркетинговых действий);
  •  анализ выбранной (используемой) маркетинговой стратегии;
  •  анализ целевых сегментов (описание профиля потребителей);
  •  анализ проводимых маркетинговых мероприятий (по модели Ф. Котлера);
  •  оценка эффективности затрат на маркетинг, системы сбора и использования маркетинговой информации;
  •  описание ограничений маркетингового бюджета и коммуникаций на предприятии;
  1.  портфельный анализ для стратегических бизнес-единиц и продуктовых линеек предприятия (предполагается использование таких методов, как ABC-анализ, определение стадий жизненного цикла продуктов, матричных методов портфельного анализа: матрица БКГ, матрица GE/McKinsey и т.п.);
  2.  SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы);
  3.  разработка прогноза (перспективы развития фирмы при существующем положении).

Содержание раздела «Анализ деятельности основных конкурентов на рынке».

Проводя анализ деятельности основных конкурентов на исследуемом рынке необходимо:

  1.  определить круг основных конкурентов в рамках выделенного целевого рынка;
  2.  определить цели и базовые стратегии маркетинга, используемые конкурентами;
  3.  провести сравнительный анализ эффективности маркетинговой деятельности конкурентов, оценку сильных и слабых сторон конкурентов;
  4.  произвести оценку конкурентоспособности компании (например, построить  многоугольник конкурентоспособности и пр.);
  5.  оценить спектр возможных реакций конкурентов на изменения внешней среды;
  6.  осуществить выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать исследуемой фирме.

 

Содержание раздела «Выводы и рекомендации по результатам маркетингового анализа».

Результатом проведённого в рамках курсовой работы маркетингового анализа должны явиться корректирующие мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой политики исследуемого предприятия. Возможно, потребуется обосновать необходимость изменения маркетинговой стратегии фирмы. В этом случае необходимо провести сравнительный анализ возможных маркетинговых стратегий и критически оценить их применимости с учётом условий и специфики функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.

В числе возможных рекомендуемых мероприятий может быть названа необходимость выхода на новые рыночные сегменты (освоение новых рынков). В этой ситуации потребуется провести дополнительный анализ рынка (рыночного сегмента), на который предлагается выйти предприятию (см. содержание разделов к теме 2 – п. 1.6).

Рекомендации должны представлять собой комплекс согласованных мер, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия в целом и маркетинговой деятельности в частности.

Рекомендации должны быть конкретными и обоснованными (в отдельных случаях потребуется подкреплять рекомендации необходимыми экономическими расчётами); это не должно быть простым перечислением возможных направлений совершенствования маркетинговой политики предприятия!

Необходимо помнить, что основное предназначение любого вида экономического анализа видится в изучении причин сложившего положения дел в организации и поиске резервов повышения эффективности работы хозяйствующего субъекта!

1.6 Содержание основных разделов курсовой работы, направленной на разработку комплекса маркетинга (маркетинговой политики) для нового предприятия, планирующего начать свою деятельность на рынке г. Челябинска (ТЕМА 2)

Содержание раздела «Подготовка исходных данных».

В рамках данного раздела курсовой работы необходимо:

  1.  определить профиль работы предприятия, планирующего начать свою деятельность на рынке г. Челябинска (желательно связанной с транспортной сферой);
  2.  дать название будущему предприятию;
  3.  определить цели и задачи его развития (они должны быть конкретными и достижимыми), следует предварительно разделить цели предприятия на долгосрочные и краткосрочные;
  4.  сформулировать маркетинговые цели и задачи, которые не должны противоречить общим целям развития предприятия и определяться ими;
  5.  выбрать и обосновать маркетинговую концепцию, которой будет придерживаться рассматриваемое предприятие (кратко описать сущность выбранной концепции и привести аргументы в пользу её выбора).

Содержание раздела «Анализ рыночной конъюнктуры: тенденции и перспективы развития рынка «ХХХ» (мониторинг рынка «ХХХ»)».

Освящая данную главу необходимо:

  1.  определить тип рынка, на котором планирует начать свою деятельность предприятие (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия), обосновать, почему рассматриваемое предприятие может быть отнесено именно к этому типу рынка;
    1.  выбрать приемлемые в данном конкретном случае критерии сегментации рынка (в качестве критериев сегментации рынка могут выступать как характеристики потребителей, так и характеристики товара);
    2.  разделить рынок на сегменты (возможный вариант отражения результатов сегментирования рынка представлен на рисунке 1.1);
    3.  определить целевой сегмент, дать словесный портрет потенциального покупателя;
    4.  определить фирмы конкуренты, провести их краткий анализ, с выявлением сильных и слабых сторон.

Рисунок 1.1 – Пример визуализации результатов сегментации рынка транспортных услуг

Далее маркетинговый анализ рыночной конъюнктуры следует проводить по традиционной схеме, приведённой в соответствующем абзаце п. 1.5 данных методических указаний.

Содержание раздела «Маркетинговое исследование потребностей потребителей»

Ключевые моменты, на которые следует обратить внимание в ходе подготовки и проведения маркетингового исследования, представлены ниже. Для их рассмотрения необходимо:

  •  сформулировать основные проблемы, стоящие перед открываемым предприятием;
    •  определить цели маркетингового исследования;
    •  сформулировать рабочую гипотезу;
    •  разработать рабочий инструментарий (определить методы и процедуры сбора и обработки данных);
    •  разработать анкету для опроса потенциальных потребителей товара;
    •  провести опрос респондентов (в условиях написания курсовой работы полномасштабное полевое исследование вряд ли возможно, поэтому в учебных целях можно прибегнуть к допущению, что размер необходимой (репрезентативной)  выборки в данном случае будет составлять 10 – 15 человек, это могут быть Ваши родственники, коллеги, одногруппники, эксперты данной отрасли (руководители компаний, работающих на данном рынке);
    •  обработать материалы исследования;
    •  сделать краткие выводы по результатам маркетингового исследования.

В качестве предмета исследования необходимо выбрать лишь ограниченный перечень товаров (услуг) – 1–3, согласно выбранного профиля работы предприятия. Для них впоследствии и предстоит вести разработку комплекса маркетинга. В реальной жизни предприятия редко начинают свою производственную деятельность с одного-двух товаров (услуг), тем не менее, расширение ассортиментного перечня непременно означало бы необходимость разработки комплекса маркетинга для каждого из производимых данным предприятием товаров (оказываемых услуг), что в несколько раз повышало бы трудоёмкость исследовательской работы. Поэтому данное допущение введено с целью облегчения работы студента.

Другое допущение, введённое с той же целью, касается выбора ключевых респондентов. Кроме того, что на практике специалисты посчитали бы выборку (10 респондентов) нерепрезентативной (непредставительной), то обстоятельство, что опросу, согласно условия, может быть подвергнуто ближайшее окружении студента, тоже должно рассматриваться как некий компромисс. В реальной жизни респондентами должны были бы явиться представители выбранного целевого сегмента, причём в самой анкете желательно было бы предусмотреть вопросы для отсева респондентов не включённых в выбранный предприятием сегмент. В качестве ключевых респондентов в некоторых случаях могут выступать помимо потребителей (конечных покупателей продукции) ещё и оптовые или розничные торговцы, знание мнения которых для фирмы-производителя может быть весьма полезным.

При разработке анкеты для опроса респондентов необходимо предусмотреть вопросы, на которые желает получить ответы предприятие-производитель, чтобы впоследствии, на основе собранной информации, иметь возможность разработать полный комплекс маркетинга. При этом необходимо оценить вес каждого вопроса, включённого в опросный лист, с учётом того обстоятельства – насколько информация, получаемая при помощи данного вопроса, может быть полезна для общего решения стоящей перед предприятием проблемы по разработке комплекса маркетинга.

Маркетинговые исследования всегда направлены на решение какой-либо проблемы, возникшей перед предприятием и требующей принятия решения. Проблема представляет собой некое несоответствие между желаемым и реальным положением дел.

На основе поставленной проблемы формулируется цель исследования и разрабатывается рабочая гипотеза, которая представляет собой вероятностное предположение относительно сущности проблемы и путей её решения с точки зрения руководства хозяйствующего субъекта. Данный подготовительный этап в проведении маркетингового исследования позволяет сформировать «фундамент» будущего решения.

Для иллюстрации возможного варианта разработки концепции маркетингового исследования, рассмотрим следующую ситуацию. Пусть существует некая фирма «Уют», являющаяся российским производителем стиральных порошков. Фирма приобрела новое высококачественное оборудование и технологию.

Проблема фирмы на данном этапе её развития может быть сформулирована следующим образом: как организовать производство нового стирального порошка с улучшенной формулой в условиях конкуренции западных производителей?

Цели исследования в связи с этим видятся в том, чтобы получить ответы на следующие вопросы:

– существует ли сегмент рынка, который будет покупать новый стиральный порошок высокого качества, но по несколько повышенной в сравнении с другими российскими порошками цене;

– с кем придётся конкурировать за данную группу потребителей;

– как покупатели относятся к товарам компаний-конкурентов;

– каким должен быть стиральный порошок, чтобы противостоять конкуренции западных производителей;

– какой должна быть упаковка стирального порошка, чтобы привлечь покупателей;

– как будет назначаться цена на новый стиральный порошок, с тем, чтобы уровень её соответствовал требованиям целевого сегмента и т.д.?

Рабочая гипотеза, которая в процессе маркетингового исследования должна либо подтвердиться, либо опровергнуться, может быть сформулирована в виде следующих утверждений:

– на рынке имеется достаточно большой сегмент потребителей со средним уровнем доходов, готовых платить за российский стиральный порошок высокого качества повышенную цену;

– на сегодняшний день эти потребители в основном приобретают стиральные порошки западных производителей, которые не во всем их удовлетворяют;

– сегмент со средним уровнем доходов имеет чёткие критерии выбора стирального порошка, а фирма «Уют» может создать товар, удовлетворяющий этим требованиям.

Содержание раздела «Анализ деятельности основных конкурентов на рынке»

Ключевые направления проведения анализа деятельности основных конкурентов приведены в п. 1.5 данных методических указаний (см. одноимённый абзац).

Содержание раздела «Выбор маркетинговой стратегии и разработка комплекса маркетинга (плана маркетинга) по результатам маркетингового исследования»

На основе проведенного маркетингового исследования потенциальных потребителей предстояло определить базовые характеристики будущего товара (услуги), определиться с возможным диапазоном цен на него, учитывая особенности выбранного сегмента рынка, определить возможные каналы сбыта и пути воздействия на потенциальных потребителей. В соответствии с названными обстоятельствами и будет строиться маркетинговая политика открываемого предприятия, включающая в себя:

  1.  товарную политику;
    1.  ценовую политику;
      1.  сбытовую политику;
      2.  коммуникативную политику (политику продвижения).

При разработке товарной политики предприятия рекомендуется придерживаться следующего плана действий:

  •  выбрать товар (услугу), пользующийся спросом у покупателей (выбор производится по результатам маркетингового исследования, в процессе которого и определяется наиболее значимый в глазах потребителей товар (услуга), его характеристики);
    •  описать потребительские и стоимостные свойства товара;
    •  произвести оценку конкурентоспособности товара.

Разработка ценовой политики предусматривает:

  •  определение ценовой стратегии предприятия, раскрытие её сущности и обоснование выбора;
    •  расчёт цены товара (с указанием выбранного метода ценообразования).

При разработке сбытовой политики следует:

  •  определить метод сбыта;
    •  выбрать канал сбыта, описать его и дать обоснование, указав путь движения товара от производителя до конечного покупателя товара;
    •  определить уровень канала сбыта;
    •  выбрать тип посредников (дилер, дистрибьютор…) при косвенном или смешанном методе сбыта.

Разработка коммуникативной политики предприятия включает в себя мероприятия, при которых следует:

  •  установить задачи рекламной кампании (определить предмет рекламы и цели рекламной кампании);
    •  рассчитать бюджет рекламы;
    •  выбрать стратегию и тактику рекламной кампании (определить круг потребителей рекламы);
    •  определить общую идею (мотив) рекламы;
    •  выбрать рекламное средство (теле-, радиореклама, баннер…);
    •  подготовить рекламное обращение;
    •  указать периодичность и время выхода рекламного обращения, с учётом особенностей выбранного сегмента;
    •  предусмотреть возможность, в случае необходимости, подкрепления рекламы в форме других инструментов продвижения (стимулирования продаж, системы личных продаж или связей с общественностью).

1.7 Содержание раздела «Заключение» 

В разделе «Заключение» даются общие выводы по всей работе, включая теоретическую и практическую части.

Заключение  должно   содержать   констатацию   проделанной работы,   основные   выводы   и   рекомендации с  кратким  обоснованием. Выводы и предложения должны вытекать из представленного в работе материала.

Не следует повторять те положения, которые уже были отмечены ранее, формулировать их необходимо кратко, предлагая мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию деятельности организации (предприятия).  

Из Заключения должно следовать то, что сформулированная во Введении цель достигнута и поставленные задачи решены. Поэтому следует свои выводы ещё раз сверить с перечнем задач и обозначенной во Введении целью курсовой работы для того чтобы получить представление о степени их соответствия или расхождении. В последнем случае курсовую работу следует доработать.

Выводы по работе должны обладать краткостью и чёткостью, дышать уверенностью, быть конкретными.

Рекомендации по разработке / совершенствованию маркетинговой политики (комплекса маркетинга) следует формулировать предметно, при необходимости подкрепляя соответствующими экономическими расчётами, проводя детальное описание предлагаемых мероприятий, а не ограничиваться простым перечислением возможных мер.

1.8 Содержание раздела «Библиографический список» 

Библиографический список должен включать только те источники, ссылки на которые есть в тексте курсовой работы. При написании курсовой работы необходимо использование не менее 15 различных источников по проблемам маркетинга. Приветствуется использование материалов, содержащихся в  периодической печати (статей в журналах по актуальным вопросам маркетинга).

Источники, включённые в библиографический список, можно при необходимости сгруппировать: законодательные и нормативные акты; научная и учебная литература; периодические издания; Интернет-ресурсы и пр.

Порядок оформления библиографического списка описан в СТО ЮУрГУ 21-2008.

1.9 Содержание раздела «Приложения» 

В раздел Приложения могут быть включены копии документов базовой организации,     имеющих     непосредственное    отношение     к    теме     курсовой работы; образец анкеты для опроса потребителей, проводимого автором работы; обобщённые результаты маркетингового исследования и пр.

На каждое Приложение должна быть сделана ссылка в тексте курсовой работы.


2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Общие требования к содержанию и оформлению к курсовой работе определены Стандартом университета, в рамках организации системы управления качеством образовательных процессов – СТО ЮУрГУ 21-2008.

Студенту следует внимательно ознакомиться с содержанием данного стандарта перед началом выполнения курсовой работы.

Следует обратить внимание на то, что стандарт СТО ЮУрГУ 21-2008 применяется не только при написании курсовых работ, но и при написании выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Это даёт возможность использовать материалы данной курсовой работы не только в содержательном плане, но и в качестве шаблона оформления при разработке выпускной квалификационной работы студента.

Обращаем внимание студентов на то, что курсовая работа, не отвечающая требованиям к её оформлению, к рассмотрению не принимается!


3 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА ПРОВЕРКУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Выполненную и надлежащим образом оформленную курсовую работу студент должен представить преподавателю на проверку и защитить в сроки, установленные учебным планом – не менее чем за неделю до начала экзаменационной сессии.

Студент, не защитивший курсовую работу в срок, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Маркетинг».


4 ПОЛУЧЕНИЕ ДОПУСКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После получения рецензии студент допускается к защите, которая производится открыто.

Не допускаются к защите студенты:

– не сдавшие в срок курсовую работу (курсовую работу следует сдать не позднее, чем за неделю до дня, на который назначена защита);

– представившие курсовую работу, не отвечающую требованиям, указанным в задании на курсовую работу и установленным в данных методических указаниях;

– показавшие в работе свою экономическую и стилистическую малограмотность;

– небрежно оформившие материалы курсовой работы (курсовая работа не отвечает требованиям СТО ЮУрГУ 21-2008);

– не раскрывшие сущность обозначенной темы исследования.

Защита курсовой работы осуществляется в течение 20 минут и состоит из доклада и ответов на вопросы. Доклад по курсовой работе должен длиться не более 7–8 минут.

В докладе студенту следует чётко и ясно изложить суть курсовой работы: цель и задачи, исходную информацию, основные положения и результаты (выводы).

При ответах на вопросы студент должен давать чёткие и однозначные ответы по сути заданных вопросов.


Виды услуг в сфере

транспорта (У):

У1 – услуги по перевозке (транспортные услуги);

У2 – сопутствующие (дополнительные) услуги (хранение грузов, формирование отправок, погрузка-разгрузка и т.п.);

У3 – дополнительные услуги консультационно-информационного характера.

Виды перевозок (В):

В1 – грузоперевозки;

В2 – пассажироперевозки.

Направления

(маршруты) перевозок (М):

М1 – городские перевозки;

М2 – пригородные перевозки;

М3 – междугородние перевозки (по России, по области);

М4 – международные перевозки.

Целевой рынок (сегмент)

В1-У1-М2

М4

М3

2

М1

У1

У2

У3

В1

В2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70797. Учет кредитов и займов в коммерческом банке 99.27 KB
  Актуальность данной работы видится в том что у предприятий всех форм собственности всё чаще объективно возникает потребность привлечения заемных средств для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли.
70798. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения 379 KB
  Социальная сфера - это пространство сложных социальных отношений и связей между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства и неравенства в обществе. Один из основателей социологической науки О.Конт, указывал та то, что изучать отдельные...
70799. Анализ платёжеспособности и ликвидности на предприятии ИП Беливанцева А.А. 131.69 KB
  Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д. Основными задачами бухгалтерского учёта денежных средств являются: точный, полный и своевременный учёт...
70800. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия как элемент финансовой политики 171.04 KB
  Важная роль в реализации предотвращения кризиса отводится управлению дебиторской и кредиторской задолженности предприятий. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи: изучены теоретические основы анализа и управления кредиторской и дебиторской задолженностью...
70801. Оценка состояния и эффективности конституционной защиты социальных прав граждан РФ 94.69 KB
  Актуальность заключается в том, что проблема конституционной защиты социальных прав волнует большинство граждан в наше время. Так как все граждане обладают социальными правами и, соответственно, могут столкнуться с их нарушением.
70802. Разработка маркетинговой стратегии продвижения в строительной отрасли услуги по производству промышленных полов на примере ООО «Бетоникум» 1.33 MB
  В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда человека не удовлетворена, то он чувствует себя обездоленным и несчастным.
70804. ОСНОВНІ ТЕХНІКО-ЕКОНОМІЧНІ ПОКАЗНИКИ ДІЯЛЬНОСТІ ПАТ «ОБОЛОНЬ» 75.78 KB
  Завданням даного звіту з виробничої практики є дослідження всіх техніко-економічних показників даного підприємства. На основі даного дослідження розробити висновки, щодо діяльності підприємства.
70805. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (на примере ЗАО «Роспечать-Алтай») 448.5 KB
  Современные тенденции развития общества и становления российского предпринимательства во многом обусловлены формированием не только экономико-правового фундамента но и базы нормативно-трудового регулирования кадрового обеспечения деятельности организации.