98927

Оперативное финансовое планирование деятельности организации

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Финансовое планирование в ООО Альянс Расчетная часть Заключение Список литературы Введение Качественное управление финансами предприятия возможно лишь при чательном изучении всех финансовых возможностей также необходима предварительная оценка и контроль всех процессов и их выполнение предприятия. Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной инвестиционной и финансовой деятельности. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по...

Русский

2016-07-14

317.5 KB

0 чел.

Финансовое планирование на предприятии

Курсовая работа Ядровского Павла

по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

на тему: «Оперативное финансовое планирование деятельности организации»

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Финансовый план как частичка бизнес-плана

1.1 Суть финансового плана в бизнес-плане

1.2 Роль и содержание финансового планирования

Глава 2. Методы деятельности финансового планирования

2.1 Выбор методов финансового планирования

2.2 Виды методов финансового планирования

Глава 3. Финансовые планы и их роль в управлении предприятием

3.1 Перспективный финансовый план

3.2 Текущий финансовый план

3.3 Оперативный финансовый план

3.4. Финансовое планирование в ООО «Альянс»

Расчетная часть

Заключение

Список литературы

Введение

Качественное управление финансами предприятия возможно лишь при чательном изучении всех финансовых возможностей, также необходима предварительная оценка и контроль всех процессов, и их выполнение предприятия.

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

данная тема этой курсовой работы обусловлена ее актуальностью. Актуальность состоит в том, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность, происходящих на нем процессов, создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Финансовое планирование – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в 3-их, выбор методов и средств, определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи: повышения эффективности использования ресурсов предприятия; обеспечения координации деятельности и обеспечения взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом; обеспечения финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики. В связи с этим в курсовой работе решаются такие задачи, как рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия, а предметом - система финансового планирования на предприятии.

В данной курсовой работе показано практическое применение аналитического метода планирования на примере коммерческой организации ООО «Альянс». Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация мягкой мебели, в частности диванов. А основная цель деятельности – это получение прибыли.

В расчетной части курсовой работы приводятся формы расчетов для составления баланса доходов и расходов промышленного предприятия, т. е. финансового плана. Проверка соответствия доходов и расходов проводится с помощью заполнения шахматки по данным разработанных таблиц. Также к финансовому плану прилагается краткая пояснительная записка.

Теоретической и методологической базой исследования послужили учебные пособия в области финансов предприятий, стратегического и внутрифирменного планирования таких отечественных авторов как

Бухалков М. И., Павлова Л. Н., Колчиной. Н.В. и др.

1.Финансовый план как частичка  бизнес-плана

1.1 Суть финансового плана в бизнес-плане

Необходимость повышения качества управления финансами организаций и преобразования финансового планирования обусловила необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских предприятий. Современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг [4, с.321].

Определить бизнес-план можно как документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Финансовая сторона исследования при составлении бизнес-плана охватывает масштаб инвестирования, включая оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

На рис.1.1 показан процесс планирования бизнес - идей, в которых в обобщенном виде может быть представлена совокупность знаний или способов уменьшения расходов или получения доходов. По своей сути бизнес-план представляет собой концепцию предлагаемого бизнеса или идею нового продукта, услуги, которые предприятие будет осуществлять.

В России в настоящее время законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая [9, с. 321]:

резюме (представление бизнес-плана);

план маркетинга;

план производства;

организационный план;

план страхования;

правовое обоснование;

план управления инвестициями;

финансовый план.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, он составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью [6, с.461]. В нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

Финансовый план бизнес-плана включает следующие разрабатываемые документы:

1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг). Основная задача - дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана.

2)план доходов и расходов, который включает следующие показатели:

доходы от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа дает возможность выявить такие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

3)план движения денежных средств – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия.

4)прогноз бухгалтерского баланса организации. Баланс активов и пассивов составляется один раз в год. Разница счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5)план по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использование. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.

6)расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции, необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств.

Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом.

Процесс нахождения точки безубыточности можно проследить с помощью рис.1.2. На оси абсцисс графика представлен объем производства продукции 0, на оси ординат — выручка от реализации и издержки производства N. Точка безубыточности К показывает тот момент, когда доход равняется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю, и определяется пересечением прямых ТК и ТС.

Точка безубыточности (руб.) = 

 Удельн. марж. доход = 

Точка безубыточности (шт.) = 

Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность: с ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства соответствующий точке безубыточности К, уменьшается, а при снижении цены возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства [11,с. 45].

Необходим прогноз бухгалтерского баланса, т.к. на его основе выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности компании и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств.

1.2 Роль и содержание финансового планирования

Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

К основным задачам финансового планирования относятся: [12, с. 200]

-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за чсет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений:

- между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

- собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

- субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

- предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получение ассигнований из бюджета;

- предприятиями и коммерческими банками;

- предприятиями и страховыми организациями.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планам [7, с. 564].

Согласно рис.1.3. процесс финансового планирования включает несколько этапов, рассмотрим их более подробно [3, с. 361].

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данные для анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана предприятия.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.

Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Финансовый план составляется на основе следующих данных: [7, с. 567]

-фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду;

- показателей плана производства и реализации продукции;

- сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия;

- данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;

- сведений о движении основных фондов и оборотных средств;

- расчетов отпускных цен;

- норм амортизационных отчислений;

- нормативов собственных оборотных средств.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса. В связи с тем, что состав показателей финансового плана может быть различной степени детализации, форму финансового плана рекомендуется согласовывать с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может предоставляться (финансовые и налоговые органы). При этом следует помнить, что чем детальнее раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.

Практический пример составления финансового плана предприятия рассмотрен на примере общества с ограниченной ответственностью в расчетной части курсовой работы.

2. Методы деятельности финансового планирования

2.1 Выбор методов финансового планирования

В рыночной экономике хозяйствующий субъект, обладая полной самостоятельностью, сам определяет направление и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся, прежде всего, собственные оборотные средства, амортизация основных средств, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли и т. п.

Развитие и формирование, в процессе практической деятельности методов планирования происходит на основе принципов. Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или плана предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность, после еще добавили принцип системности, целенаправленности, комплексности, оптимальности, эффективности, научности и т.д.

Принцип необходимость планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условии свободной рыночной отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятий.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или свободного плана социально- экономического развития предприятия. Единство плана предполагает общность экономической целей и взаимодействие различных подразделений предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществлять постоянно и без остатков (перерывов), т.е. на смену одному плану производства приходит без перерыва другой. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов у тактическим, а от них- к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово- экономической деятельности предприятии.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешними ее окружением и т.д.

При планирование финансовых показателей могут применяться различные методы. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный - на анализе и обобщении опытных данных (эксплуатации современных самолетов приводит к сокращении на их обслуживание), нормативный - на применении исходных нормативов и т.д.

2.2 Виды методов финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

экономического анализа;

нормативный;

балансовых расчетов;

денежных потоков;

метод многовариантности;

экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

федеральные нормативы;

республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

местные нормативы;

отраслевые нормативы;

нормативы хозяйствующего субъекта [11, с.291] .

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд социального развития и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он+П = Р+Ок , где

Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств в фонд, руб.;

Р – расходование средств фонда, руб.;

Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетирования всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала.

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:[11, с. 292]

Y = f(x),

где Y – показатель;

х – факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

Разработанные на основе этих финансовые планы служат ориентиром организации для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

3 Финансовые планы и их роль в управлении предприятием

Существует три вида финансового планирования: перспективное (стратегическое) планирование, текущее планирование (бюджетирование), оперативное планирование.

Каждому из этих видов финансового планирования соответствует определенные формы представления его результатов (см. таблицу 3.1.).

Таблица 3.1.

Виды финансового планирования и формы представления его результатов

Виды финансового планирования

Форма представления результатов планирования

Период планирования

Перспективная (стратегическая) финансовая деятельность

Общая финансовая стратегия и финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности

3-5 лет

Текущее планирование финансовой деятельности

Финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности

1 год

Оперативное планирование финансовой деятельности

Бюджеты

Месяц, квартал

Виды финансового планирования и формы представления его результатовВиды финансового планирования Форма представления результатов планирования Период планирования

Перспективная (стратегическая) финансовая деятельность Общая финансовая стратегия и финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности 3-5 лет

Текущее планирование финансовой деятельности Финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год

Оперативное планирование финансовой деятельности Бюджеты Месяц, квартал

Все три виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного оперативного планирования.

3.1 Перспективный финансовый план

Перспективный финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, является составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету фактов риска.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

3.2Текущее финансовое планирование

Составной частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое представляет конкретизацию его показателей. Для текущего планирования применяются формы: план доходов и расходов по операционной и инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованием к отчетности. Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию фирмы,

- результат финансового анализа за предшествующий период,

- планируемые объекты производства и реализации продукции, а также других экономические показатели операционной деятельности фирмы,

- система разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов,

- действующую систему налогообложения и т.д.

Для составления финансового документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств и план баланса.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов. Он служит хорошей проверкой плана прибыли и убытков и движения наличных средств. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.

В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

3.3 Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339].

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам.

Информационной базой платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями будет означать недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) – это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу.

Регулярное составление и исполнение кассового плана призвано обеспечить финансовый контроль за движением наличных денежных средств на предприятии, их эффективное использование и своевременное получение.

Кассовый план предприятия, фирмы, компании, как оперативный плановый финансовый документ для внутреннего пользования, выступает как план движения наличных денег и состоит из четырех разделов.

В первом разделе показывается поступление наличных денежных средств непосредственно в кассу предприятия. Включает торговую выручку, оплату услуг, коммунальные платежи и прочие денежные поступления предприятия.

Во втором разделе отражаются виды выплат наличных денежных средств. Выплаты наличных денег планируются исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда, сметы затрат на производство, сметы расходов средств фонда социальной сферы, фонда материального поощрения, норм выплат суточных и иных командировочных расходов и т.д.

Третий раздел кассового плана предприятия посвящен расчету выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда. В основе расчетов лежит действующий порядок начисления, удержания и выплаты наличных денежных средств в счет оплаты труда.

В четвертом разделе кассового плана отражаются сроки выплат по фонду оплаты труда. Он представляет собой календарь выплаты заработной платы работникам предприятия, который составляется с учетом принятой на предприятии системы оплаты труда, предусматривающей сроки выплат (два раза в месяц, раз в месяц, еженедельно)

3.4 Финансовое планирование в ООО «Альянс»

Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчётов прибыли служит прогнозируемый объём продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы от объёма продаж. Однако этот объём может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно объём продаж является отправной точкой для планирования.

Важным моментом в планировании прибыли является учёт трудовых затрат. С учётом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их ещё называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок.

Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объёма производства.

В результате проведённых расчётов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учётом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынке сбыта.

На основании этих расчётов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.

Приведённый метод планирования прибыли носит название метод прямого счёта. В основе её лежит поассортиментный расчёт прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупнённый расчёт по позициям плана.

Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объёмом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объём выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяется с учётом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно – постоянные и условно- переменные и расчёте маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитываются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитываются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности – это такой объём выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объём реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно- переменных затрат на финансовый результат при изменении объёма производства и реализации.

Планирование прибыли в ООО «Альянс»:

Выручка от реализации продукции составила на данном предприятии за 2011 год 500 млн. рублей, условно-переменные затраты – 250 млн. руб., условно-постоянные затраты – 100 млн. руб. Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Показатель

Сумма

Процент

Выручка от реализации

500

100

Переменные затраты

250

50

Маржинальная прибыль (стр. 1- стр. 2)

250

50

Постоянные затраты

100

Финансовый результат (прибыль)

(стр. 3 – стр. 4)

150

Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации, применив формулу:

Ро = (По : Стп) *100% , где

По – ожидаемая прибыль (расчёт прибыли ведётся в конце базисного года, когда точный);

Сст – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

250 : 500 * 100% = 50%

Точа безубыточности в данном случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:

100 : 50% * 100% = 200 млн. руб.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. В данном примере сила воздействия операционного рычага будет равна:

250 : 150 = 1,67

Другими словами, любое изменение выручки влечёт за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%, в этом случае прибыль возрастёт на 16,7%. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастёт, что влечёт за собой серьёзное снижение прибыли. В данном примере уменьшение реализации на 5% повлечёт за собой снижение прибыли на 8,35% (5 *1,67).

Метод воздействия операционного рычага широко используется в планировании прибыли в современных условиях.

Расчетная часть

Таблица 1

Смета ΙΙ затрат на производство продукции открытого акционерного общества, тыс. руб.

№ стр.

Статья затрат

Вариант сметы

всего на год

в т.ч. на IV квартал

1

1

2

3

1.

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

9 650

2 413

2.

Затраты на оплату труда

16 800

4 200

3.

Амортизация основных фондов

3 673

918

4.

Прочие расходы - всего,* в том числе:

5 519

1 370

4.1.

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

87

22

4.2.

б) налоги, включаемые в себестоимость,* в том числе:

5 128

1 272

4.2.1.

Единый социальный налог (26%)

4 368

1 092

4.2.2.

прочие налоги

760

180

4.3.

в) арендные платежи и другие расходы

304

76

5.

Итог затрат на производство*

35 642

8 901

6.

Списано на непроизводственные счета

425

106

7.

Затраты на валовую продукцию*

35 217

8 795

8.

Изменение остатков незавершенного производства*

-338

-85

9.

Изменение остатков по расходам будущих периодов

-27

-7

10.

Производственная себестоимость товарной продукции*

35 582

8 887

11.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

1 215

308

12.

Полная себестоимость товарной продукции*

36 797

9 195

13.

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

81 250

20 310

14.

Прибыль на выпуск товарной продукции*

44 453

11 115

15.

Затраты на 1 рубль тов.продукции

0,45

0,45

3. Амортизацию основных фондов берем из Таблицы 3 п.7.

4.2.1. Единый социальный налог:

всего за год: 16 800  0,26 = 4 368 тыс. руб.;

в т.ч. на IV квартал: 4 200  0,26 =1 092 тыс. руб.

4.2. Налоги, включаемые в себестоимость: 4.2.1+4.2.2.

4. Прочие расходы всего: 4.1+4.2+4.3

5. Итого затрат на производство = Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) (1)+ Затраты на оплату труда (2) + Амортизация основных фондов (3)+ Прочие расходы (4):

всего за год: 9 650 + 16 800 + 3 673 + 5 519 = 35 642

в т.ч. на IV квартал:2 413 + 4 200 + 918 + 1 370 = 8 901

7. Затраты на валовую продукцию: п. 5 – п. 6.

всего за год: 35 642 – 425 = 35 217

в т.ч. на IV квартал: 8 901 – 76 = 8 795

8. Изменение остатков незавершенного производства берём из Таблицы 10 всего за год: -338; в т.ч. на IV квартал: -338 / 4 = -85

10. Производственную себестоимость товарной продукции находим следующим образом: Затраты на валовую продукцию (7) - Изменение остатков по расходам будущих периодов (8) - Изменение остатков незавершенного производства (9):

всего за год:35 217 + 338 + 27 = 35 582;

в т.ч. на IV квартал:8 795 + 85 + 7 = 8 887

12. Полная себестоимость товарной продукции = Производственная себестоимость (10)+ Внепроизводственные расходы (11):

всего за год:35 582 + 1 215 = 36 797;

в т.ч. на IV квартал:8 887 + 308 = 9 195

14. Прибыль на выпуск товарной продукции = Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) (13) - Полная себестоимость товарной продукции (12):

всего за год:81 250 - 36 797 = 44 453;

в т.ч. на IV квартал:20 310 – 9 195 = 11 115

15. Затраты на 1 рубль товарной продукции = Полная себестоимость товарной продукции (12) / Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) (13):

всего за год: 36 797 / 81 250 = 0,45 коп.;

в т.ч. на IV квартал:9 195 / 20 310 = 0,45 коп.

Таблица 2

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды

К смете ΙΙ

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года – 22 420 тыс. руб.

 

I кв. (февраль)

II кв. (май)

III кв. (август)

IV кв. (ноябрь)

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

 

5 200

10 450

 

Плановое выбытие основных фондов,

тыс. руб.

 

 

 

9 890

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) - 2780 руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений 14,5.

Таблица 3

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года

22 420

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

6 516

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

824

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования ( в действующих ценах)

2 780

5

Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) - всего

25 332

6

Средняя норма амортизации

14,5

7

Сумма амортизационных отчислений

3 673

8

Использование амортизационных отчислений на кап. вложения

3 673

1. Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года – 22 420 тыс. руб.

2. Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов =

( Плановый ввод в действие основных фондов * Твв) /12, где

Твв = время функционирования основных фондов введенных в течение года

(5 200  7) / 12 + (10 450 4) / 12 = 6 516 тыс. руб.

3. Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов =( Плановое выбытие основных фондов * Твыб) /12

Твыб = время прошедшее после выбытия основных фондов в течение года

 (9 890 1) / 12 = 824 тыс. руб.

4. Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) = 2 780 тыс. руб.

5. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов = стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года + среднегодовая стоимость вводимых основных фондов – среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов – среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования = 22 420 + 6 516 – 824 – 2 780 = 25 332 тыс. руб.

6. Средняя норма амортизации = 14,5.

7. Сумму амортизационных отчислений = среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов  средняя норма амортизации =

= 25 332  0,145 = 3 673 тыс. руб.

8. Амортизационные отчисления полностью используются на капитальные вложения - 3 673 тыс. руб.

Таблица 4

Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

2. 2.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

 

1. 1.

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2 430

1. 2.

б) по производственной себестоимости

1 460

2

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

 

2. 1.

а) в днях запаса

9

2. 2.

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)*

2 031

2. 3.

в) по производственной себестоимости*

889

Прочие доходы и расходы

Операционные доходы

3

Выручка от реализации выбывшего имущества

8 200

4

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

2 860

5

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

3 001

Операционные расходы

6

Расходы от реализации выбывшего имущества

4 900

7

Проценты к уплате*

808

8

Расходы на оплату услуг банков

120

Внереализационные доходы

9

Доходы от прочих операций

18 321

Внереализационные расходы

10

Расходы по прочим операциям

12 460

11

Налоги, относимые на финансовые результаты

2 279

12

Содержание объектов социальной сферы - всего*

в том числе:

1 820

12. 1.

а) учреждения здравоохранения

800

12. 2.

б) детские дошкольные учреждения

730

12. 3.

в) содержание пансионата

290

13

Расходы на проведение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ

1000

2.2. б) Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах (без НДС и акцизов):

( товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) (Таблица 1 (13.) в т. ч. на IV квартал) / 90)  планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в днях запаса:

(20 310 / 90) 9 = 2 031 тыс. руб.

2.3. в) Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости:

(производственная себестоимость товарной продукции (Таблица 1 (13.) в т. ч. на IV квартал) / 90)  планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в днях запаса: 

(8 887 / 90) 9 = 889 тыс. руб.

7. Проценты к уплате – из Таблицы 8:

Проценты по кредиту к уплате (по ставке 18% годовых):

628+180=808 тыс.руб.

12. Содержание объектов социальной сферы – всего = 12.1 + 12.2 + 12.3 = 800 + 730 + 290 = 1 820 тыс. руб.


Таблица 5

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

1. 1.

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2 430

1. 2.

б) по производственной себестоимости

1 460

1. 3.

в) прибыль

970

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)

2. 1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81 250

2. 2.

б) по полной себестоимости

36 797

2. 3.

в) прибыль

44 453

3

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

3. 1.

а) в днях запаса

9

3. 2.

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

2 031

3. 3.

в) по производственной себестоимости

889

3. 4.

г) прибыль

1 142

4

Объем продаж продукции в планируемом году

4. 1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81 649

4. 2.

б) по полной себестоимости

37 368

4. 3.

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

44 281

1.1. Фактические остатки нереализованной продукции на начало года в ценах базисного года без НДС и акцизов - из Таблицы 4 (1.1.) – 2 430 тыс. руб.

1.2. Фактические остатки нереализованной продукции на начало года по производственной себестоимости - из Таблицы 4 (1.2.) – 1 460 тыс. руб.

1.3. Прибыль = остатками в ценах базисного года - остатками по производственной себестоимости = 2 430 – 1 460 = 970 тыс. руб.

2.1. Выпуск товарной продукции в действующих ценах без НДС и акцизов - из Таблицы 1 (13) - 81 250 тыс. руб.

2.2. Выпуск товарной продукции по полной себестоимости из Таблицы 1 (12) – 36 797 тыс. руб.

2.3. Прибыль = 81 250 – 36 797 = 44 453 тыс. руб.

3. Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года берем из Таблицы 4:

3.1. – 9 тыс. руб.;

3.2. – 2 031 тыс. руб.;

3.3. – 889 тыс. руб.

3.4. Прибыль = остатки в действующих ценах (3.2.) - по производственной себестоимости (3.3.) = 2 031 – 889 = 1 142 тыс. руб.

4.1. Объем продаж продукции в планируемом году в действующих ценах без НДС и акцизов = остатки нереализованной продукции на начало года в ценах базисного периода (1.1) + выпуск товарной продукции в действующих ценах(2.1.) – планируемые остатки на конец года в действующих ценах(3.2.) = 2 430 + 81 250 – 2 031 = 81 649 тыс. руб.

4.2. Объем продаж продукции в планируемом году по полной себестоимости = остатки нереализованной продукции на начало года по производственной себестоимости (1.2.) + выпуск товарной продукции по полной себестоимости (2.2.) – планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости (3.3.) = 1 460 + 36 797 – 889 = 37 368 тыс. руб.

4.3. Прибыль от продажи товарной продукции = (4.1.) - (4.2.) = 81 649 – 37 368 = 44 281 тыс. руб.


Разделы баланса доходов и расходов предприятия заполняются на основе данных условия задания и произведенных расчетов:

029 - Из Таблицы 1 (4.2.)

010 - Из Таблицы 4 (3)

043 - Из Таблицы 4 (6) + (8)

050 - Из Таблицы 4 (7)

Общий размер доходов организации в планируемом году составляет 120 933 тыс. руб., расходов тоже 120 933 тыс. руб. из них:

1) Доходы от текущей деятельности составляют 82 199 тыс. руб., это 67% от всех доходов предприятия: (82 199 / 120 933) 100%. В структуре доходов от текущей деятельности преобладает выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов, таможенных пошлин), она составляет 81 649 тыс. руб. - это 99 % доходов от текущей деятельности предприятия (81 649 / 82 199) 100%.

Расходы от текущей деятельности составляют 56 744 тыс. руб., это 46 % от всех расходов предприятия (56 744 / 120933) 100%. Основными видами расходов по данному виду деятельности являются затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость) – это 28 567 тыс.руб. или 50%; платежи в бюджет – 20 943 тыс.руб. или 36% и выплата из фонда потребления – 7 980 тыс.руб. или 14%.

Текущая деятельность предприятия строится на принципе хозяйственной самостоятельности, т.е. направляет половину средств на производство в целях извлечения максимальной прибыли.

2) Доходы от инвестиционной деятельности составляют 28 385 тыс. руб., это 23 % от всех доходов предприятия (28 385 / 120 933) 100%. От инвестиционной деятельности предприятие получает наибольший доход за счет внереализационных операций - 18 321 тыс. руб. - это 64 % доходов от инвестиционной деятельности предприятия (18 321 / 28 718) 100% и выручка от прочей реализации (без НДС) – 8 200 тыс. руб., или 28% от общей суммы данного вида доходов.

Расходы от инвестиционной деятельности составляют 43 495тыс. руб., это 35 % от всех расходов предприятия (43 495 / 120 933) 100%. Среди них преобладают инвестиции в основные фонды и нематериальные активы – это 22 725 тыс. руб. или 52%, расходы по внереализационным операциям – 12 460 тыс. руб. или 28% от расходов по инвестиционной деятельности. Также в структуре данного раздела расходов выделяют расходы по прочей реализации, содержание объектов социальной сферы и затраты на проведение НИОКР.

3) Доходы от финансовой деятельности 10 349 тыс. руб., это 8% от всех доходов предприятия (10 349 / 120 933) 100%. Доходы по финансовой деятельности на 56% предприятие получает за счет финансовых вложений и на 44% от получения новых займов.

Расходы от финансовой деятельности - 20 694 тыс. руб., это 17 % от всех расходов предприятия. Большую часть расходов составляет выплата дивидендов -10 686 тыс. руб. или 51%, отчисления в резервный фонд – 7 000 тыс. руб. или 33%. Остальная часть расходов направляется уплату процентов по долгосрочным кредитам и частичное погашение долгосрочного кредита

Таким образом, наибольший удельный вес в доходах предприятия занимают доходы от текущей деятельности, а в расходах - расходы от текущей деятельности соответственно

Заключение

В этой курсовой работе были рассмотрены вопросы планирования финансовой деятельности в организации. В первой части рассматриваются теоретические аспекты анализа финансов и финансового плана организации, а во второй части приведены все практические расчеты финансового плана организации на основе предложенных данных.

Изучив теоретические основы финансового планирования, можно сделать вывод о том, что жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли может привести к быстрому краху. Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, осуществляет поиск источников финансирования инвестиционных проектов, а также оценивает возможности предприятия в принятии верных управленческих решений.

Основные задачи финансового планирования деятельности предприятия выражаются в контроле за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия; в обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; а также в выявлении внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. В финансовом планировании используются такие методы планирования финансовых показателей, как метод экономического анализа, нормативный метод, метод балансовых расчетов, метод денежных потоков, метод многовариантности расчетов и методы экономико-математического моделирования.

Финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Перспективный план охватывает период более от 1 года до 5 лет и содержит разработку финансовой стратегии и финансовой политики предприятия. Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок. Он составляет коммерческую тайну.

Текущее финансовое планирование осуществляется на основе показателей перспективного плана и представляет собой его конкретизацию применительно к предстоящему году. Текущий финансовый план создается на период, равный одному году. Для достижения точности результата осуществляют дробление планового периода на полугодие или квартал.

Оперативное финансовое планирование дополняет текущее, способствует осуществлению повседневного эффективного контроля и финансового успеха предприятия.

Итак, основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всех финансовых потоков и процессов предприятия, внешних и внутренних связей. В данной курсовой работе на примере коммерческой организации ООО «Рубикон» применяется метод планирования прибыли на текущий год.

Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации, это сказывается в первую очередь на их прибыли. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных технологий планирования.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. В финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы организации и увязаны с основными разделами предпринимательского плана.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

В расчетной части курсовой работы был составлен баланс доходов и расходов (финансовый план). На основе рассчитанного финансового плана в краткой пояснительной записке дана характеристика величины и структуры доходов, расходов, взаимоотношений с кредитной системой и бюджетом. Также сделаны выводы об обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, структуре источников их формирования.

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод: жизнедеятельность фирмы невозможна без эффективного финансового планирования.

Список литературы

Книги одного и более авторов:

1) Бухалков М. И. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004

3) Бринк И.Ю., Савельева Н.А.: Бизнес-план предприятия. Теория и практика/ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

4) Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник – М.: Книжный мир, 2006

5) Лихачева О.Н. «Финансовое планирование на предприятии» «Проспект», 2004г.

6) Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

7) Шевелева Л.И., Хардиков В.В. Финансовое планирование на предприятии.– М.: ООО «Знание», 2006.

Книги авторского коллектива:

8) Деловое планирование: Методы, организация, современная практика./Под редакцией В.И. Попова. М.: Ф и С, 2002.

9) Экономика предприятия/Под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

10) Планирование на предприятии/Под ред. А. И. Ильина. – Мн.: Новое знание, 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25214. Комунікативна філософія: методологічні засновки, основні поняття та дослідницькі перспективи 25.5 KB
  Комунікативна філософія: методологічні засновки основні поняття та дослідницькі перспективи Робота Теорії комунікативної дії€ Ю. Філософ виводить поняття комунікативної дії. Ціллю даного типу соціальної дії є вільна згода діячів для досягнення спільних цілей в певній ситуації. Вона відрізняється тим що може включати в себе координацію зусиль учасників дії спрямовану лише на те щоб примусити інших сприяти досягненню своєї цілі комунікативна дія передбачає досягнення взаєморозуміння між учасниками дії відносно всіх критеріїв...
25215. Дискурсивна легітимація політичного ладу в політичній філософії 25.5 KB
  Дві перспективи для прояснення смислу та функцій дискурсивної етики: 1. показує актуальність і спроможність дискурсивної етики – необхідність співвідповідальності всіх нас за наслідки нашої колективної діяльності. чи можуть відмінні одна від одної раціональні моралі права і політика бути обгруновані за допомогою дискурсивної етики. Автор намагається побудувати архітектоніку відношення дискурсивної етики права і політики.
25216. Теорія і факт в науковому пізнанні 31.5 KB
  В сучасній епістемології можна виділити дві точки зору на співвідношення теорії та факту. Фактуалізм. В фактуалістському тлумаченні факти поглинають теорію. Це є лінгвістичний компонент факту.
25217. Кант і Гегель про джерело діалектичних суперечностей 30 KB
  Причина – поняття абсолютного нескінченного належить світу речей в собі теза застосовується до світу досвіду де наявне лише скінченне обумовлене та скінчене. В діалектиці Гегеля поняття антиномії було перетворене в поняття протирічча що синтетично вирішується. Гегель намагався показати що походження багатоманітного з єдиного може бути предм етом раціонального пізнання інтрументом якогоє логічне мислення основною формою поняття. Оскільки поняття з сомого початку є тотожністю протилежностей то саморозвитток поняття підкоряється...
25218. Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості 22.5 KB
  Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості Інтенціональність означає напруженість спрямованість. Інтенційність традиційно вважається характеристикою свідомості. Інтенційність підкреслює цілісність свідомості. Не буває свідомості самої по собі.
25219. Типологія знання. Особливості наукового пізнання 25 KB
  Особливості наукового пізнання. Знання – форма духовного засвоєння результатів пізнання процесу відображення дійсності що характеризується усвідомленням їх істинності. Рефлексія – відображення термін для позначення такої риси людського пізнання як дослідження самого пізнавального акту діяльності самопізнання що дає змогу розкрити специфіку духовного світу людини. пізнання наук.
25220. Поняття розсудку та розуму в філософії Канта 27.5 KB
  Поняття розсудку та розуму в філософії Канта Вчення про розсудок і розсум Кант викладає в €œКритиці чистого розуму € в частині €œтрансцендентальна логіка€. Проблема розсуду розглядається Кантом в розділі трансцендентальна аналітика а розуму – в трансцендентальній діалектиці. Хоча чуттєвість і мислення зовсім різні пізнавальні здібності проте знання може виникнути тільки завдяки поєднанню чуттєвості і розуму. Поняття розуму – трансцендентальні ідеї.
25221. САМОСВІДОМІСТЬ 37.5 KB
  Відокремлюючи сутності від даностей за допомогою мислення у східній традиції відстороняючись від миру Я у розумінні простраивает суб'єктивне відношення до предмета іншому й собі як рефлексирование переінтерпретацію й реорганізацію значеннєвих структур свого буття у східній традиції знімаючи суб'єктивне й інші прив'язки до зовнішнього миру а тим самим і самою можливістю Я . до явного але не через роботу із предметними втримуваннями неясними або навпаки самоочевидними що є проблема й завдання когнітивних практик стратегій...
25222. Самосвідомість в житті людини та суспільства 29.5 KB
  Самосвідомість в житті людини та суспільства Самосвідомість – це пізнання і оцінкам людини самої себе як мислячого і діяльнісного суб’кту. Самосвідомість – неві’ємна с торона свідомості виражає данність суб’єктивної реальності свідомості самому суб’єкту. Самосвідомість передбачає емоційноціннісне і діяльніснорегулятивне відношення до себе. Самосвідомість проходить ряд етапів у своєму розвитку: 1 домовленневий рівень – усвідомлення своєї фізичної самототожності меж свого тіла; 2 усвідомлення себе як суб’єкта дії ус відомлення своїх...