98928

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРНЁРСТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Курсовая

Лесное и сельское хозяйство

Понятие и сущность коллективно-договорного регулирования в сфере агропромышленного комплекса республики Беларусь. Социальное партнерство как важнейшая форма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере АПК...

Русский

2016-07-14

43.84 KB

0 чел.

  ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………..6

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРНЁРСТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…….10

ГЛАВА 3 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ВАЖНЕЙШИЙ АКТ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

   

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории основными методами регулирования труда являлись государственное централизованное регулирование и договорное регулирование. Императивное государственное регулирование трудовых и связанных с ними отношений характерно, в первую очередь, для советского периода развития трудового права.  Результатом развития рыночных отношений в Республике Беларусь в конце прошлого столетия стало расширение договорных начал в регламентации труда. Этот процесс начался 15 декабря 1992 года, когда были внесены изменения в КЗоТ Республики Беларусь. В результате трудовое законодательство получило рыночную направленность, перестало защищать интересы только работников. В основу регулирования трудовых отношений был положен принцип социального партнерства, предполагающий принятие решений по социально-трудовым вопросам с учетом интересов всех участников трудового процесса.

Основными актами социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения. Основным регулятором трудовых отношений является коллективный договор, который в большинстве глав Трудового кодекса Республики упоминается как альтернатива государственному регулированию условий труда. Утрата государством функции всеобщего работодателя предполагает передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон и более тесное участие нанимателей и представителей работников в принятии социально-экономических решений и определении взаимовыгодных условий труда. Поскольку коллективно-договорное регулирование труда является достаточно новым явлением в сфере агропромышленного комплекса Республики Беларусь, а также в практике нашей страны в целом, тема, избранная для работы, представляется актуальной.

Необходимость развития АПК является жизненно важной задачей в связи с тем, что эта сфера характеризуется следующими показателями: здесь производится более 20% ВВП, на 75% формируется фонд потребления страны, сосредоточено  46% основных производственных фондов, занято 35% всех работников [1, с. 13].

Коренные изменения по улучшению социально-экономического положения в агропромышленном комплексе могут быть достигнуты при условии консолидации усилий всех сторон этого процесса - местных органов власти, работодателей, профсоюзных органов и самих сельхозтоваропроизводителей. Одним из факторов, способствующих повышению социальной защиты работников отрасли и развитию социального партнерства, безусловно, является заключение республиканского, районных отраслевых соглашений и коллективных договоров.

Таким образом, объектом  курсовой работы являются основы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере АПК, предметом изучения в работе являются нормы законодательства Республики Беларусь, практика и результаты их применения, а также и научные взгляды по рассматриваемой теме.

Цель работы - исследование сущности и функционирования коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере агропромышленного комплекса Республике Беларусь.

В соответствии с целью исследования в курсовой работе  поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере агропромышленного комплекса Республики Беларусь;

- определить значимость социального партнёрства как одну из форм коллективно-договорного регулирования;

- охарактеризовать коллективный договор как важнейший акт коллективно-договорного регулирования, определить особенности его функционирования.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались такие методы, как: диалектический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и формально-юридический; теоретический анализ методической, юридической, экономической литературы, статей научных изданий и материалов конференций.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, и заключения. Введение определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования,

При написании работы были использованы нормы законодательства Республики Беларусь, труды учёных, статьи периодических изданий и конференций, статистические данные и др.

   

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Современная политика Республики Беларусь нацелена на создание необходимых условий, обеспечивающих эффективное функционирование агропромышленного комплекса и устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. Важная роль в достижении намеченной цели отводится коллективно-договорному регулированию трудовых отношений в это сфере.

Коллективно-трудовое регулирование трудовых отношений - это форма реализации принципов социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров (соглашений) по важнейшим аспектам труда между сторонами переговорного процесса на разных уровнях управления.  Такой тип регулирования трудовых отношений позволяет согласовать на основе сотрудничества и компромиссов интересы сторон, выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности.

В соответствии со ст. 361 Трудового Кодекса Республики Беларусь [22, с. 92], коллективный договор, посредством которого и осуществляется коллективно-договорное регулирование – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Следовательно, коллективный договор, регулируя трудовые отношения на уровне локального нормотворчества, является одной из основных форм самоуправления работников, и выполняет защитную функцию трудового законодательства [8, с. 386].

Процесс формирования цивилизованных социально-партнерских отношений, как свидетельствует опыт развитых стран, сложный и долговременный. Беларусь, как и другие государства – участники СНГ, пока проходит «начальную школу» становления и развития социального партнерства. По сути, механизм социального партнерства в Беларуси стал фактически формироваться лишь в 1990-е годы. 15 декабря 1992 г. законом республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в КЗот Республики Беларусь». Начавшийся процесс формирования механизма социального партнерства проходил в сложных условиях. Уровень жизни подавляющего большинства населения резко снижался. Многие отрасли экономики и науки оказались разрушенными,  социальная напряженность в трудовых коллективах достигла критической отметки.

В этой атмосфере профсоюзы Беларуси выступили инициаторами создания правовой базы и механизмов социального партнерства, позволяющих объединить усилия нанимателей, профсоюзов и государства  в социально-трудовой сфере. По инициативе и с участием Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) – крупнейшего профсоюзного объединения страны – 24 ноября 1992 г. был принят закон республики Беларусь  «О коллективных договорах и соглашениях» [15], который определял правовые основы разработки, заключения и  исполнения коллективных договоров и соглашений [9, с. 36].  

18 января 1994 г. принят закон республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [18]. Эти законодательные акты положили начало созданию основ социального партнерства, развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, установлению примирительных процедур для урегулирования разногласий между нанимателями и работниками (их представителями), определению порядка и условий проведения забастовок.

В развитии многоуровневой системы регулирования коллективных трудовых отношений важную роль сыграли Указы Президента республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» от 15 июня 1995 г. № 278 [19], «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» от 16 декабря 1997 г. № 639 [16], «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» от 5 мая 1999 г. № 259 [17].

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в республике получило значительное распространение. Накоплен определенный практический опыт защиты трудовых и социально-экономических прав работников. В стране создана система органов социального партнерства, в том числе Национальный Совет по трудовым и социальным вопросам, отраслевые и территориальные комиссии, согласительные комиссии на предприятиях в организациях и учреждениях. Сформирована система трудовых арбитражей, работает  республиканский трудовой арбитраж. В основе созданной системы коллективно-договорного регулирования – Генеральное соглашение между Правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов. Его выполнение регулярно рассматривается на заседаниях Национального Совета по трудовым и социальным вопросам. На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов.

Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников. Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 97,3% работников организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,71 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся [11].

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных по сравнению с действующим законодательством положений в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений деятельности профсоюзов. В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

Одним из важнейшим преимуществом коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере АПК являются многовариантность и гибкость принятия решений. В зависимости от обстановки приходится пересматривать и корректировать принятые положения коллективного договора, но только при условии согласия обеих сторон. Коллективно-договорная система отношений предполагает проведение регулярных встреч и консультаций социальных партнеров. Цель таких встреч – взаимоконтроль за выполнением принятых сторонами условий, предотвращение назревающих из-за непредвиденных осложнений конфликтов. Либо, напротив, улучшение положений договора в случае позитивных для производства факторов [4, с. 36]. Все это позволяет превратить коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в постоянно действующий механизм удовлетворения взаимных интересов.

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРНЁРСТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГОГ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликта интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является именно социальное партнерство, представляющее собой путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзов большинства стран мира. 

 Законодательство Республики Беларусь определяет социальное партнёрство как форму взаимодействия органов государственного управления, объединения нанимателей профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанной на учете интересов различных слоёв и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов [3, с.132].

Специалистами выделяются несколько аспектов содержания понятия «социальное партнерство». В частности, отмечается, что, во-первых, это особый тип трудовых отношений между главными социальными группами рыночного общества, имеющими качественно различные интересы; во-вторых, это тип отношений, характеризующийся тенденцией не к слиянию этих различных интересов, а к оптимальной их реализации; в-третьих, это тип отношений, который объективно взаимовыгоден основным социальным силам, и поэтому он является альтернативой любой классовой диктатуры [5, с. 18].

Таким образом, социальное партнерство — это такой тип социально-трудовых отношений, который, с одной стороны, принципиально отличается от отношений раннего капитализма и даже капитализма XIX века, ориентированного на максимальное удовлетворение интересов хозяина, собственника, когда фактически была диктатура собственника над работником и, во-вторых, отличается от отношений социалистического общества, представляющего в начале диктатуру пролетариата над частным собственником, а затем ориентированного на влияние различных социальных групп трудящихся, происходящее под политическим руководством рабочего класса. Социальное партнерство — это тип отношений, присущий цивилизованному развитому рыночному обществу в рамках демократического правового, социального государства. 

Социальное партнерство как специфический социальный институт общества выполняет ряд важных функций:

- способствует преодолению противоречий интересов социальных субъектов в конкретных условиях и достижению компромисса за счет согласования интересов в спорных вопросах;

- обеспечивает координацию социальных взаимодействий социальных групп и общностей через совместные, взаимовыгодные уступки в их совместной деятельности;

-  инициирует социальные изменения, а также разработку концепций, законов и программ социальных реформ, направленных на решение социальных проблем и повышение качества жизни населения;

- обеспечивает постоянное наблюдение за уровнем социальной напряженности между социальными субъектами,  вовлеченными в систему социального партнерства.

Социальное партнёрство строится на принципах равноправия сторон, соблюдения норм законодательства, добровольности принятия обязательств, демократичности, гуманизма, социальной солидарности и др. [2, с. 254].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь сторонами социального партнерства выступают:

1) на отраслевом уровне: соответствующие отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

2) на  местном уровне: соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы;

3) на первичном уровне: наниматель в лице своих представителей и наемные работники, представителями которых выступают, как правило, профсоюзы.

В подобной многоступенчатой системе заложен важный принцип социального партнерства: каждый последующий уровень соглашений о труде, начиная от коллективного, не может ухудшать условия соглашений более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для наемного работника [6, с. 127].

Основной инструмент социального партнёрства – коллективные переговоры. Они являются наиболее действенным средством обсуждения и решения самых сложных социально-трудовых вопросов. Согласно статье 356 Трудового Кодекса «представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению соглашения или коллективного договора».

Таким образом,  социальное партнерство является не только условием стабилизации социальных отношений, но и фактором развития общества, так как выступает механизмом согласования разнообразных интересов социальных субъектов в совместных действиях для достижения их собственных целей, которые также могут быть ориентированы на изменения. Социальное партнерство выступает как альтернатива социальному противостоянию, борьбе, как способ согласования интересов различных социальных групп  [4, с. 137].

В целях улучшения социально-экономического положения работников агропромышленного комплекса и развития социального партнерства был создан Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса. Основной целью его деятельности является защита трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Для достижения указанной цели Республиканский комитет и его нижестоящие структуры широко используют механизм социального партнерства.. В настоящее время действуют два Тарифных соглашения: первое – между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Белорусским агропромышленным Союзом «БелАПС»; второе – между концерном «Белгоспищепром», Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Белорусским агропромышленным Союзом «БелАПС» [21].

Соглашениями и коллективными договорами регулируются отношения сторон в области организации, условий оплаты и охраны труда; обеспечения занятости, а также социальные гарантии тружеников отрасли.

Следует отметить, что коллективные договоры заключены в 94,6 процента организаций, находящихся на обслуживании в Белорусском профсоюзе работников агропромышленного комплекса.

В текущем году Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса заключены на новый срок два Тарифных соглашения (с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусским государственным концерном «Белгоспищепром»). На областном и районном уровне заключено соответственно 6 областных и 104 районных соглашений. На уровне организаций действуют 2916 коллективных договоров.

Таким образом, Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса на отраслевом и местном уровнях уделяет особое внимание развитию социального партнерства, активно участвует в разработке и проведении согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав и законных интересов работников отрасли, повышении их жизненного уровня [21].

Наиболее значимой формой социального партнерства является участие руководителей (представителей) профсоюза в работе коллегиальных органов управления. Принципы социального партнёрства используются в решении вопросов выплаты заработной платы, соблюдения законодательства по выплате минимального гарантированного уровня заработной платы. На доверительных паритетных условиях строит свою работу абсолютное большинство председателей областных, городских и районных комитетов профсоюза. Тесное взаимодействие между райкомом профсоюза и райисполкомом, руководством управления сельского хозяйства и продовольствия сложилось в большинстве районов.

Вместе с тем, сложившаяся практика социального партнерства требует дальнейшего совершенствования. Самым существенным недостатком является то, что социальным партнерам до настоящего времени, ввиду сложного финансового положения значительного количества организаций агропромышленного комплекса, не удалось в полном объеме выполнить Тарифные и местные соглашения, а также коллективные договоры.

В частности, несмотря на принятые меры, не обеспечивается выполнение важнейших разделов Тарифного и областных соглашений, а именно, размер заработной платы не достиг показателя заработной платы в целом по народному хозяйству республики. Значительная часть организаций агропромышленного комплекса нарушают определенные в коллективных договорах сроки выплаты заработной платы.

В целях дальнейшего совершенствования практики социального партнерства считается целесообразным:

- на законодательном уровне регламентировать взаимоотношения между социальными партнерами (Министерствами, ведомствами, профсоюзами и нанимателями);

-на отраслевом уровне разработать и принять систему более тесного сотрудничества Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Концерна «Белгоспищепром» и Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса в части дальнейшего укрепления экономики агропромышленного комплекса, как основы повышения благосостояния тружеников отрасли, и совместного действия по реализации Государственной Программы возрождения и развития села;

- на уровне организации имеют место нарушения в части привлечения к работе в выходные дни и к сверхурочной работе. Социальным партнерам следует четко определить меры ответственности кадров на республиканском, областном, районном уровнях, а также на уровне организаций, за выполнение Тарифного, местных соглашений и коллективных договоров [21].

    

ГЛАВА 3

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ВАЖНЕЙШИЙ АКТ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В целях улучшения социально-экономического положения работников агропромышленного комплекса и развития социального партнерства, руководителям предприятий АПК всех форм собственности следует обратить внимание на необходимость заключения коллективных договоров, являющихся основой регулирования социально-трудовых отношений в коллективах.

Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации. Коллективный договор  – это  локальный нормативный правовой  акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между  Нанимателем  и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь) [22].

Понятие коллективного договора как источника трудового права и определение его места в системе источников трудового права непосредственно связано с вопросом о его юридической природе. Рассмотрим подходы к пониманию коллективного договора, выработанные в науке трудового права и трудовом законодательстве в дореволюционный и советский периоды, а также в настоящее время.

В современных исследованиях, посвященных коллективному договору,  подчеркивается его нормативный характер. А.Ф. Нуртдинова доказывает, что коллективные договоры и соглашения представляют собой самостоятельный вид источников трудового права, отличающийся как от нормативных правовых актов, изданных государством, так и от локальных актов, принятых единолично работодателем, рассматривая их как нормативные соглашения, давая им следующее определение: "Нормативное соглашение как источник права характеризуется, во-первых, особым – договорным – порядком его принятия; во-вторых, признанием его регулятивного значения со стороны государства (в противном случае его вообще нельзя было бы относить к источникам права); в-третьих, особенностями определения сферы действия по кругу лиц". Соглашаясь в целом с выводами автора, можно разделить мнение Н.И. Гонцова о том, что позиция А.Ф. Нуртдиновой не совсем последовательна, поскольку, с одной стороны, она считает, что нормативный правовой акт может приниматься не только государственными, но и иными органами и гарантируется государством, а с другой стороны, что нормативный акт исходит от компетентного государственного органа [7, с. 86].

Признание нормативного характера коллективного договора является традиционным также и для зарубежного законодательства. И.Я. Киселев указывает, что за рубежом акцент в правовом регулировании труда смещен в сторону локального регулирования. При этом коллективные договоры выступают как равный или почти равный законодательному источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства. Типичный для многих западных стран коллективный договор – это объемный документ, имеющий весьма богатую по содержанию нормативную часть. Она включает регламентацию вопросов заработной платы (тарифные ставки, надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени отдыха и других условий труда. Наряду с этим, коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятии, производственного обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников [10, с. 483].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что коллективный договор рассматривается либо только как правовой акт, содержащий нормативные положения, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в конкретной организации, либо как соглашение, содержащее только обязательства работодателя и работников, либо как правовой акт, содержащий как нормативные положения, так и обязательственные условия.

Можно согласиться с теми учеными, которые считают, что коллективный договор имеет смешанную юридическую природу. Он сочетает в себе черты договора и нормативного правового акта. Как договор он заключается после проведения переговоров, содержит обязательственные условия, действует в течение установленного срока. При этом наличие обязательственной части в коллективном договоре признается многими учеными [12, с. 186].

Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном  и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые нанимателем.  Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и  Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

Юридический характер коллективного договора определяется тем, что он служит правовой формой локального регулирования трудовых и связанных с ним отношений. Значение коллективного договора заключается в  том, что он одновременно выступает:

- как одна из важнейших форм реализации полномочий трудового коллектива предприятия, учреждения, организации на участие в управлении;

- как один из способов реализации одного из принципов руководства экономикой – сочетание государственного управления с самостоятельностью и инициативой трудовых коллективов;

- как эффективное средство комплексного и поэтапного решения производственных и социально-бытовых задач коллектива;

- как источник правового регулирования трудовых и связанных с ним отношений [13, с. 157].

В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь [22] сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и  наниматель или уполномоченный им представитель. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь [22] могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы. Коллективный договор принимается при помощи коллективных переговоров, с последующим подписанием договора и его регистрацией [14].

Таким образом, коллективные договоры, являясь основной формой социального партнерства являются основным каналом, обеспечивающим участие работников в делах предприятия. Коллективные переговоры и заключение договоров обусловливают демократизацию социально-трудовых отношений, так как работники могут принимать участие в определении условий труда, в решении производственных проблем, вопросов внедрения новых технологий и др. В ходе коллективно-договорного процесса они имеют возможность прямого участия в нем путем выдвижения и обоснования требований, определяющих качество их жизни.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы необходимо отметить следующее.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений как важнейшая  форма реализации принципов социального партнерства в социально-трудовой сфере обеспечивает эффективное функционирование агропромышленного комплекса и устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. Несмотря на то, что практика применения коллективно-договорного регулирования в нашей стране является относительно недавней, её усовершенствование может принести массу преимуществ в развитие АПК страны. Это связано с тем, что именно коллективно-договорное регулирование трудовых отношений является постоянно действующим механизмом удовлетворения взаимных интересов, что, безусловно, положительно влияет на большинство факторов производства.

Коллективный договор, представляющий собой  локальный нормативный правовой  акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между  нанимателем  и работающими у него работниками, является  основным методом, обеспечивающим участие работников в делах предприятия. Коллективные переговоры и заключение договоров обусловливают демократизацию социально-трудовых отношений, увеличивают эффективность работы предприятий, организаций.

Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликта интересов является социальное партнёрство, представляющее собой форму взаимодействия органов государственного управления, объединения нанимателей профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанной на учете интересов различных слоёв и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов. Основными актами социального партнёрства являются коллективные договоры и соглашения. В текущем году Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса заключены на новый срок два Тарифных соглашения, на областном и районном уровне заключено соответственно 6 областных и 104 районных соглашений. На уровне организаций действуют 2916 коллективных договоров. Безусловно, такая статистика свидетельствует о достаточно эффективной работе профсоюзов. Однако в целях дальнейшего совершенствования практики социального партнерства считается целесообразным регламентировать взаимоотношения между социальными партнерами на законодательном уровне; на отраслевом уровне разработать и принять систему более тесного сотрудничества Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Концерна «Белгоспищепром» и Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса в части дальнейшего укрепления экономики агропромышленного комплекса, как основы повышения благосостояния тружеников отрасли, и совместного действия по реализации Государственной Программы возрождения и развития села; на уровне организации ликвидировать нарушения в части привлечения к работе в выходные дни и к сверхурочной работе.

Проанализировав современное состояние коллективно-договорного регулирования АПК Республики Беларусь, хочется сделать вывод о том, что, учитывая современные процессы не только в области сельского хозяйства, но и в области законодательства, целесообразным является дальнейшее развитие социального партнёрства в данной сфере, а также создание всех необходимых условий для его реализации.

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.   Анашкина, В.А. Структура агропромышленного комплекса / В.А.Анашкина // «Научный поиск молодежи XXI века»: сборник научн. статей / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; под ред. И.И Куницкого. – Горки, 2011. – С.14-17.
  2.  Базылев, Н.И. Социальное партнёрство: проблемы теории  и практики / Базылева, М.Н., Базылев Н.И. // Социально-экономические проблемы развития региона Белорусского Полесья: матеар. межд. научно-практической конференции, Пинск, 7-8 февраля 2002 г. / БГЭУ Пинский филиал, 2002. – С. 253-260.
  3.  Базылева, М.Н. Трудовые отношения и их типы / М.Н. Базылева // Теория и практика управления предприятием: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 23-24 апреля 2003 г.  / БГЭУ, 2003. – С. 132-137.
  4.  Борникова, Т.В Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в контексте организационной культуры / Т.В. Бортникова // «Бизнес: социальное измерение»: материалы  II межрегиональной научно-практической конференции, Барнаул, 10-11 октября 2012 г. / Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2012. – С. 34-39.
  5.  Вилинов, И.Е. Формирование системы социального партнерства на уровне хозяйственной организации (Аспекты собственности, управления и распределения): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01; 08.00.10 / И.Е. Вилинов. – Москва, 1998. – 179 c.
  6.  Витко, Ф.П. Социальное партнерство: учеб.-метод. комплекс / Ф.П. Витко. – Минск: Гиуст БГУ, 2008. – 184 с.
  7.   Гонцов, Н.И. О работе А.Ф. Нуртдиновой "Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России" / Н.И. Гонцов // Вестник Пермского университета. – 1999. – Вып. 2. – С. 86.
  8.  Гущин, И.В. Трудовое право: учебно-методический комплекс / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 483 с.
  9.  Дикович, И.И. Коллективные трудовые отношения / И.И.  Дикович, В.И. Кривой. – Минск: Белорус. кадровый центр «Профессионал», 1994 – 96 с.
  10.   Киселев,  И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебное пособие / И.Я. Киселев.  – Минск: Юрист, 1999. − 583 с.
  11.  Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений // Федерация профсоюзов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.fpb.by/ru/menu_left/social_part. – Дата доступа: 10.03.2014.
  12.  Левиант, Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих / Ф.М. Левиант. − Ленинград, 1960. − 389 с.
  13.  Мелешко, И.Ч. Коллективно-договорная система регулирования трудовых отношений в Республике Беларусь / И.Ч. Мелешко // Актуальные вопросы социально-гуманитарных наук: сб. научн. ст. / Воронежский институт высоких технологий. – Воронеж: Научная книга, 2011. – 244 с.
  14.   Методические материалы для разработки коллективных договоров в 2013 году // Федерация профсоюзов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – http://www.fpb.by/ru/menu_left/news/?id=6577. – Дата доступа: 10.03.2014 г.
  15.    О коллективных договорах и соглашениях: Закон Республики, 24 ноября 1992 г.,  №1965-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от  4.11.1998   г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.  – Минск, 2014.
  16.   О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов: Указ Президента Республики Беларусь, 16 декабря 1997,  №639 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2014.
  17.   О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам: Указ Президента Республики Беларусь, 5 мая 1999 г., № 252 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2014.
  18.  О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов): Закон Республики Беларусь, 18 января 1994 г., №2708-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 5.02.1999  г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2014.
  19.  О развитии социального партнерства в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 15 июня 1995 г.,  № 278 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2014.
  20.  Семенков, В.И.  Трудовое право: учебник / В.И. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Алмафея, 2006. – 784 с.
  21.  Социальное партнёрство //  Белорусский профессиональный союз работников агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.profapk.by/sotsialnoe-partnerstvo. – Дата доступа: 10.03.2014.
  22.  Трудовой Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 8 янв. 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4940. Создание форм. Работа с формами 117 KB
  Создание форм. Работа с формами Цель работы: научиться создавать формы в режимах автоформы и конструктора изучить приемы работы с данными БД посредством форм. Постановка задания: Для обеспечения удобства работы с данными базы, ввода новой информаци...
4941. Формирование запросов выбора к данным базы 181 KB
  Формирование запросов выбора к данным базы Цель работы: научиться создавать запросы выбора в режиме конструктора. Постановка задания: В процессе работы с базой данных часто возникает необходимость в получении сведений, хранящихся в нескольких таблиц...
4942. Создание запросов к БД на языке SQL 123.5 KB
  Создание запросов к БД на языке SQL Цель работы: изучить дополнительные возможности работы с базой данных MSAccess 2000 с использованием запросов, написанных на языке SQL. Постановка задания: Для обеспечения эффективной работы любой торговой о...
4943. Создание отчета в режимах Автоотчет и Мастер отчетов. Редактирование отчета в режиме Конструктор 155 KB
  Создание отчета в режимах Автоотчет и Мастер отчетов. Редактирование отчета в режиме Конструктор Цель работы: получение навыков конструирования отчетов в режимах автоотчета и мастера отчетов. Постановказадания: Для обеспечения удобства работы...
4944. Проектирование отчета в СУБД Access 2000 в режиме Конструктор 124 KB
  Проектирование отчета в СУБД Access 2000 в режиме Конструктор Цель работы: получение практических навыков создания отчетов с вычислениями в строках и общими итогами в режиме конструктора, оформлению отчетов, предварительному просмотру отчетов. Поста...
4945. Конструирование линейных макросов, макросов с условиями, групповых макросов 101.5 KB
  Конструирование линейных макросов, макросов с условиями, групповых макросов Цель работы: изучить возможности создания и запуска линейных макросов, макросов с условиями и групповых макросов. Постановка задания: В процессе работы с БД пользователю при...
4946. Создание статических и динамических Web-страниц 41 KB
  Создание статических и динамических Web-страниц Цель работы:получить навыки по созданию статических и динамическихweb-страниц из объектов БД. Постановка задания: В настоящее время поставку и заказ товаров очень удобно и выгодно осуществл...
4947. Основы алгоритмического языка С++. Конспект лекций 662.5 KB
  Переменные и операции языка С++ Здесь представлены базовые компоненты программ на С++. В их число входят типы данных, переменные, константы и выражения. Изучаемые понятия Предопределенные типы данных в С++ включают в себя типы int, char, float...
4948. Агентство по продаже животных - КОШКИ. Информационная система 2.55 MB
  Агентство по продаже животных - КОШКИ Введение. Данная база данных позволяет осуществлять продажу животных (кошек), и выступает посредником между владельцем животного и будущим хозяином. Для пользователя доступна следующая информация: Данные о...