98934

Грипп А у детей дошкольного возраста

Курсовая

Медицина и ветеринария

Разобрать механизм передачи вируса и его клинические проявления. Выявить методы диагностики гриппа, лечения, профилактики и вакцинопрофилактики гриппа. Рассмотреть жалобы пациента, дальнейшие осложнения и правильное проведение карантина в учреждениях и дома.

Русский

2016-07-14

89.5 KB

0 чел.

                Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

Курсовая работа

По дисциплине: Педиатрия

Тема: Грипп А у детей дошкольного возраста.

 

                                                                                         Выполнила: Студентка

                                                                                                     394 МС группы

                                                                   Специальности «Сестринское дело»

                                                                             Хирковская Елена Андреевна                                                  

                                                                                              Руководитель -

                                                                        Карпова Наталья Васильевна

Екатеринбург

2014

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………….3

2.Основная часть……………………………………….……..4

2.1 Этиология гриппа………………………………...………4

2.2 Эпидемиология………………………………..………….5

3. Симптомы гриппа у детей.………………………………..6-7

3.1 Диагностика гриппа……………………….…………..…8-9

3.2 Лечение …………………………………………….……..9-10

3.3 Профилактика гриппа……………………....…...……….10-11

4. Сестринский процесс при гриппе……………….…….….12

4.1. Организуй карантин правильно………………….……..13-14

Заключение……………………………………………...…….15

Литература…………………………………………………….16

Приложение 1

Приложение 2

1. Введение

Актуальность. Высокая заболеваемость. Ежегодно официально до 30% населения болеет гриппом. Большие экономические потери за счет вовлечения в эпидемический и инфекционный процессы работоспособного населения. Развитие осложнений, приводящих к летальному исходу, преимущественно у детей и лиц молодого возраста.

Цель: Найти способы профилактики, предупреждения и раннего выявления заболевания, избежать осложнений от гриппа

Задачи:

1. Разобрать механизм передачи вируса и его клинические проявления.

2. Выявить методы диагностики гриппа, лечения, профилактики и вакцинопрофилактики гриппа.

3. Рассмотреть жалобы пациента, дальнейшие осложнения и правильное проведение карантина в учреждениях и дома.

Объект: Грипп

Предмет: Частые эпидемии, мутации вируса гриппа, появление пандемий и частота летальных исходов

Гипотеза: Возможно ли избежать эпидемий и пандемий гриппа.

2. Основная часть

2.1 Этиология

Вирус гриппа в своем строении имеет капсулу и ядро, в ядре содержится генетическая информация. В капсуле и ядре вируса содержаться определенные белки, именно набор этих белков и определяет, насколько вирус будет «злым» (патогенным). Ученые выделили эти белки, изучили их, и каждому дали свое название, поэтому мы и имеем теперь такие штаммы (разновидности) вируса, как H1N1, H5N1 и др. Вирус гриппа очень изменчив (обладает мутагенностью), поэтому ежегодно проводится мониторинг вирусной обстановки, и ученые прогнозируют, какой штамм вируса будет господствовать на нашей планете в этом году.

Вирус гриппа известен очень давно, эпидемии этого заболевания уносили миллионы жизней людей на нашей планете, вспомнить хотя бы эпидемию испанки (разновидность вируса гриппа) в 1918 году, когда погибло от 50 до 100 миллионов человек по разным подсчетам. В наше время современная медицина готова дать достойный отпор вирусу гриппа, однако ежегодно продолжают умирать люди от этого заболевания.

Как уже говорилось, капсула и ядро вируса имеют белки, различный набор которых и позволяет выделить грипп А и грипп В. Во время эпидемии среди населения циркулируют и грипп А и В, однако их процентное соотношение всегда различно. Вирус гриппа А содержит на своей капсуле специфические белки, а вот вирус гриппа В их не содержит. На этой особенности и строится разность в лечении между этими двумя типами.

2.2. Эпидемиология

Механизм передачи — воздушно-капельный. Вирусы гриппа с частицами слизи и мокроты во время чихания, кашля, разговора больного распространяются на относительно близкое расстояние (до 3 м) и сохраняются во взвешенном состоянии несколько минут. Возможна передача инфекции через предметы обихода, инфицированные выделениями больного (носовые платки, полотенца, игрушки и др.). Вирусоноситель – это человек, в организме которого находится вирус гриппа, но при этом сам человек не имеет никаких симптомов болезни. Это может наблюдаться, если у человека произошло заражение, но количество вируса, попавшее в организм пока еще не достаточно для того, чтобы вызвать заболевание (инкубационный период), либо у человека хороший иммунитет, который не позволяет вирусу размножиться и вызвать заболевание. Восприимчивость к гриппу всеобщая. Заболеваемость детей в 4-5 раз превышает заболеваемость у взрослых.

Сезонность и периодичность. Заболеваемость гриппом регистрируется повсеместно и круглогодично, значительно повышается в зимне-весенний период. В пандемию гриппом болеют 50-70% населения немного шара. Во время эпидемий заболеваемость гриппом повышается и 10-20 раз, увеличивается число тяжелых форм и возрастает летальность. Иммунитет типоспецифический, стойкий, обеспечивается клеточными механизмами. Повторные случаи заболевания обусловлены инфицированием новыми вариантами вируса.

3. Симптомы гриппа у детей

В течении заболевания различают несколько стадий:

1. Заражение. Происходит попадание вируса в организм ребенка и его внедрение в клетки слизистой. В этот период ребенок ничего не ощущает и его ничего не беспокоит.

2. Инкубационный период. В это время происходит активное размножение вируса гриппа внутри клетки, накапливается вирусная масса. В это время ребенка также ничего не беспокоит, однако в некоторых случаях может появляться слабость, сонливость, повышенная утомляемость, что связано с тем, что организм начинает бороться с вирусом и тратит на это силы. Длится данный период от 2 часов до 3-х дней. В это время ребенок уже может быть заразен для окружающих, однако количество вирусов, выделяемых в окружающую среду очень мало.

3. Период клинических проявлений. Ребенок выделяет в окружающую среду огромное количество вирусов, особенно при чихании. Вирусы могут разноситься на расстояние до 10 метров от больного ребенка. Клинически этот период характеризуется: слабостью, сонливостью, ребенок вялый, адинамичный, появляется мышечная слабость, ломота в суставах и костях, повышается температура тела, глаза слезятся, болят, из носа начинает выделяться слизистое отделяемое. Температура имеет волнообразный характер, поднимается больше к вечеру и связана с периодическим выходом вирусов из клетки. Длится этот период 3-5 дней.

4. Микробно - вирусный период. При гриппе, который длится более 3-х дней с высокой температурой тела (38º С и выше), защитные свойства организма начинают истощаться. Количество вируса в организме начинает снижаться, однако его место начинают занимать бактерии. Температура в этот период теряет свою волнообразность, становиться постоянной, поднимается до более высоких цифр (38,5 – 39,5º С). Отделяемое из носа становится более густым, появляется кашель. Сохраняется общая слабость и мышечная вялость. Этот период может протекать длительно, его продолжительность и исход зависит от проводимого лечения.

5. Исход заболевания. После проведенного лечения ребенок может либо выздороветь, либо заболевание примет иную форму, например, перейдет в пневмонию. Выздоровление ребенка возможно на любом из периодов заболевания, все зависит от иммунитета у ребенка и проводимого лечения. Так, после попадания вируса в организм ребенка, его иммунные клетки могут полностью уничтожить все вирусные частицы, и заболевание даже не разовьется, однако это может произойти только в том случае, если организм имеет иммунитет именно к тому штамму вируса гриппа, который проник в организм.

3.1. Диагностика гриппа

У детей, которые обращаются на прием к врачу с явными признаками гриппа, берутся мазки из полости рта и носа. Эти мазки отправляются в санитарную станцию, где их «сеют» на куриные эмбрионы. Если это вирусная инфекция, вирусы начинают размножаться в клетках куриных эмбрионов. Когда их количество становится достаточным, для определения точного вида вируса, их типируют и определяют, какой именно вирус вызвал заболевание.

Клиническая диагностика. Грипп диагностируют на основании внезапного начала с повышения температуры тела до высоких цифр, значительной интоксикации в виде лихорадки, адинамии, головной боли, миалгий, сухого кашля с болью за грудиной при слабо выраженных катаральных явлениях со стороны ротоглотки. Во время эпидемии гриппа в типичных случаях диагноз устанавливается без затруднения на основании клинико-эпидемиологических данных (возникновение массовых однотипных заболеваний в окружении больного).

Лабораторная диагностика состоит из клинических и специфических методов. Следует отметить, что в межэпидемический период диагноз гриппа должен быть подтвержден лабораторно (специфическими диагностическими тестами).

Специфические лабораторные диагностические методы предназначены для ранней (экстренной) или ретроспективной диагностики гриппа.

Например:

-выявление адсорбции груженных антителами эритроцитов поверхности клеток, пораженных вирусом (РНГ);

-гемадсорбции (PIT), реакции связывания комплемента (РСК) и др.

Результат анализа описанных методик может быть получен уже через 3-5 часов с момента доставки материала в лабораторию.

3.2 Лечение 

1. Необходим строгий постельный режим. Во время заболевания на борьбу с инфекцией тратится большое количество энергии

2. Полноценное питание. Организму в это время необходим белок, однако, когда дети болеют, кушать им совсем не хочется. Я своим мамам на участке рекомендую сварить куриный бульон и давать понемногу пить его ребенку.

3. Обильное теплое питье. Чтобы снять интоксикацию, необходима жидкость, которая будет разбавлять токсины в крови и выводить их из организма.

4. Жаропонижающие. Повышение температура тела – это естественный процесс при заболевании. Если температура ниже 38,5º С – это плохо для вирусов: замедляется процесс их размножения; если же температура больше 38,5º С – это уже плохо для организма, так как начинают разрушаться собственные белки. Для снижения температуры тела лучше всего применять ибупрофен в сиропе или таблетках (применять строго по назначению врача)

5. Противовирусные препараты. Из противовирусных препаратов у детей можно применять ремантодин и релензу. Применение ремантодина целесообразно при гриппе А, так как на поверхности капсулы имеются белки, на которые и влияет это препарат, уничтожая вирус. (применять только по назначению врача)

6. Симптоматическое лечение. При насморке целесообразно применять солевые растворы для промывания носа. Необходимо избегать применения сосудосуживающих капель.

7. Иммуностимулирующая терапия. По назначению врача: арбидол, ингавирин, анаферон, эргоферон.

3.3 Профилактика гриппа

Первыми на подъем заболеваемости всегда отвечают дети. Это связано с тем, что они больше находятся в замкнутых коллективах (детских садах, школах, училищах), где количество детей на единицу площади очень велико. Первое и самое важное, что все родители должны запомнить – болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. Очень важно провести вакцинацию детей от вируса гриппа. Если ребенок прошлой зимой перенес грипп, в этом году он уже не имеет к нему иммунитета. Так же, как уже говорилось, вирус гриппа очень изменчив, поэтому практически каждый год мы имеем новое заболевание, к которому у нас нет иммунитета. Ежегодно врачи проводят анализ эпидемиологической ситуации в мире и прогнозируют, какой именно тип гриппа будет «буйствовать» в этом году. С учетом этих данных разрабатываются вакцины, применение которых способствует выработке иммунитета к гриппу и защите организма ребенка в этом сезоне. Сейчас применяются только инактивированные (убитые) вакцины. Эти вакцины содержат только капсулы вирусов и не содержат генетического ядра, которое могло бы попасть в клетки организма и начать размножаться, тем самым вызвать заболевание. Поэтому применение современных вакцин совершенно безопасно, и они могут быть использованы для профилактики заболеваемости гриппом у детей с 6 месяцев. Проводить вакцинацию необходимо в сентябре-октябре месяце. Это надо для того, чтобы в организме успел выработаться устойчивый иммунитет к вирусу гриппа до начала эпидемии, а для этого организму ребенка необходимо 4-6 недель. Иммунитет от такой прививки сохраняется почти год, но в следующем году прививку необходимо повторить. Если у ребенка есть иммунитет   именно такому вирусу гриппа, который попадает в организм, то вирусы будут практически сразу уничтожены и заболевание остановлено на первой же стадии и симптомы даже не успеют появиться. Однако, если в организм ребенка проникает очень большое количество вирусов, иммунная система не всегда способна справиться с такой нагрузкой. В таком случае ребенок может заболеть, однако заболевание будет протекать намного легче и без последствий для организма.

          Планирование   

Мотивация                            Мотивация

  1.  Информирование пациента и его родственников о заболевании, его течении и назначенном лечении.
  2.  Снятие повышенной температуры тела.
  3.  Дробное питание

  1.  Снятие заложенности носа

  1.  Уменьшение боли в горле

  1.  Смена нательного и постельного белья
  2.  Обеспечить ребенку удобное положение в постели.
  3.  Обеспечение досуга для ребенка.

  1.  Обеспечить проветривание палаты
  2.  Выполнение назначений врача

Родственники и сам пациент знают о заболевании, методах лечения.

Улучшение общего состояния пациента

Снятие давления на диафрагму,нормализация дыхания

Использование назальных капель каждые 3-4 часа

Нормализация потребности в общении и питании

Поддержание личной гигиены пациента

Уменьшение боли в мышцах, снятие общего напряжения

Улучшение общего состояния, нормализация работоспособности

Уменьшение риска    распространения  ВБИ

Улучшение общего состояния. Выписка пациента через 7-10 дней.

4. Сестринский процесс при гриппе.

Независимые вмешательства медицинской сестры:

- Измерение температуры пациента.

- Обеспечение пациента обильным теплым питьем.

- Контроль состояния кожи и слизистых пациента.

- Беседа о ходе лечения с пациентом и его родственниками

- Контролировать соблюдение пациентом и (или) его родственниками предписанного режима.

- Наблюдение за состоянием пациента (внешний вид, пульс, АД, ЧДД)

- Осуществлять комплекс мероприятий по уходу за пациентом.

4.1. Организуй карантин правильно

-Если в доме появился больной, нужно предпринять все, чтобы уменьшить концентрацию вируса в воздухе и ограничить попадание инфекции на домашние предметы обихода. Для этого устройте карантин по всем правилам.

-Изоляция больного поможет избежать распространения болезнетворной инфекции по дому. Выделите для «пострадавшего» отдельную комнату, вход в которую без особой надобности для других членов семьи должен быть воспрещен.

-Проветривание. Не забывайте запускать в комнату больного свежий воздух. Так вы значительно уменьшите концентрацию возбудителей болезни в комнате. Рекомендуется проветривать помещение 3-4 раза в день по 20-30 минут.

-Гигиена помещения – очень важный пункт при карантине. В пыли болезнетворные вирусы накапливаются, соответственно ежедневная влажная уборка поможет значительно уменьшить концентрацию болезнетворных частиц.

-Отдельная посуда. Выделите больному отдельный набор посуды: вилка, ложка, нож, тарелка, чашка. Следите, чтобы никто не использовал эти предметы. Обдавайте периодически их кипятком.

-Отдельное полотенце. Полотенце тоже должно принадлежать только больному и находится в его комнате.

-Одноразовые платки. Лучше пользоваться одноразовыми платками, складывать использованные экземпляры в полиэтиленовый пакет и своевременно выбрасывать.

-Марлевая повязка для ухаживающих. При контакте с больным надо одевать марлевую повязку, которую необходимо менять ежедневно.

Независимые вмешательства медицинской сестры:

- Измерение температуры пациента.

- Обеспечение пациента обильным теплым питьем.

- Контроль состояния кожи и слизистых пациента.

- Беседа о ходе лечения с пациентом и его родственниками

- Контролировать соблюдение пациентом и (или) его родственниками предписанного режима.

- Наблюдение за состоянием пациента (внешний вид, пульс, АД, ЧДД)

- Осуществлять комплекс мероприятий по уходу за пациентом.

Заключение

Широкое распространение гриппа требует постоянной и своевременной этиологической диагностики. Для предотвращения заражением вирусом гриппа в зимне-весенний период важно соблюдать меры профилактики которые описаны выше, не стоит пренебрегать вакцинопрофилактикой и нужно своевременно проводить вакцинацию. Для раннего выявления заболевания стоит знать первые признаки самого заболевания, такие как першение в горле, заложенность носа и общее недомогание. Во избежание осложнений от перенесенного заболеванияя стоит чаще обращать внимание на свой организм и прислушиваться к нему. Если у Вас недомогание, заложенность носа, кашель и першение в горле, заложенность ушей, осиплость голоса не проходят в течение 2х недель после выписки из поликлиники стоит вновь обратиться к врачу. Это могут быть симптомы гайморита, фронтита, ларингита, пневмонии и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день медицина располагает достаточно широким набором препаратов различного спектра активности и механизма действия, которые могут быть использованы для лечения и профилактики гриппа. Их правильное и своевременное применение может существенно снизить показатели заболеваемости этими инфекциями. Но полностью избежать пандемии и эпидемий гриппа не удастся, из-за быстрой приспосабливаемости вируса к окружающей среде и антибиотикам нового поколения.  

Литература

1. К.М. Сергеева Учебник «Педиатрия» Издательство ПИТЕР 2007 год

2. Руководство для средних медицинских работников/ Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. (Серия «Национальные руководства»).

4. «Как уберечься от гриппа и простуды», «Айрис-Пресс», 2006 г.

5. Камышенцев М.В. «Грипп. Путь решения проблемы» Издательство: Элби,  2009 год

6. http://www.aif.ru/society/law/40246

7. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции эпидемиологии». Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009.

8.  Антонова Т.В., Антонов М.М., Барановская В.Б., Лиознов Д.А. Инфекционные болезни: Учебник для медицинских училищ и колледжей / Под ред. Г.В. Беляевой. - СПб.: СпецЛит, 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22125. Видообразование. Понятие о видообразовании. Пути видообразования. Принцип основателя 105 KB
  Пути видообразования. Принцип основателя Теория аллопатрического видообразования Теория симпатрического видообразования Темпы видообразования Дополнительная литература: Понятие о видообразовании. Пути видообразования. Существуют три основных пути видообразования: филетическое гибридогенное и дивергентное.
22126. Соотношение онто- и филогенеза 99.5 KB
  Особенности и продолжительность онтогенеза в разных группах организмов Соотношение между онто и филогенезом Основные направления эволюции онтогенеза Общие представления о филогенезе и онтогенезе. Особенности и продолжительность онтогенеза в разных группах организмов Филогенез phyle – племя – это историческое развитие как отдельных видов и систематических групп организмов так и органического мира в целом. Преобразование одноклеточного зародыша в многоклеточный организм развитие этих составных частей функционирование рост...
22127. Эволюция органов и функций 82 KB
  Количество часов: 2 Эволюция органов и функций Принципы филогенетического преобразования органов и функций. Взаимосвязь морфофизиологических преобразований органов и систем в филогенезе. Принцип компенсации функций Принципы филогенетического преобразования органов и функций. Филогенетические изменения органов весьма разнообразны.
22128. Происхождение и развитие жизни на Земле 191 KB
  Количество часов: 6 Происхождение и развитие жизни на Земле Жизнь как особая форма движения материи. Гипотезы происхождения жизни Краткие сведения о геохронологии Возникновение жизни. Но не преувеличивают ли загадочности жизни. Второе – перенос жизни через мировые пространства довольно трудно допустить.
22129. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЭВОЛЮЦИИ 92 KB
  Количество часов: 2 В биологии все наполняется смыслом лишь тогда когда истолковывается с эволюционной точки зрения. Значение эволюционной теории Основные доказательства эволюции. Значение эволюционной теории Происхождение жизни на Земле – одна из центральных проблем современного естествознания и исходная точка любой религии. Целью эволюционной теории является выявление закономерностей развития органического мира объектом служат организмы в процессе их исторического развития к методам изучения относятся палеонтологический...
22130. Экологические основы эволюции 104.5 KB
  Понятие биогеоценоза – очень важно в теории эволюции поскольку в них существуют и эволюционируют популяции. Некоторые виды состоят из огромного числа популяций другие из немногих или даже из одной популяции. Характеристики популяции оказывают влияние на действие эволюционных факторов. По пространственному распределению выделяют три основных типа популяций: 1 большие непрерывные популяции популяции злаков растущих на равнинах и покрывающих площади шириной в десятки или сотни километров; 2 мелкие изолированные колониальные популяции...
22131. Осадка. Распределение накопленной деформации (εi) по объему осаженной заготовки 182 KB
  Расчет силы деформирования при осадке и построение графика технологических нагрузок. Мощность и работа пластической деформации при продольной осадке цилиндра. Работа деформирования при продольной осадке.Схема осадки:1 – нижняя плита; 2 – верхняя подвижная плита; 3 – цилиндрическая заготовка при продольной осадке; 4 – цилиндрическая заготовка при поперечной осадке.
22132. Метод баланса работ 36 KB
  В основу метода положено следующее положение: при пластической деформации работа внешних сил на соответствующих им перемещениях равна работе внутренних сил работе пластической деформации. Работа пластической деформации 2 Если упрочнение отсутствует то Чаще принимают равным выбранному по АВ – работа внешних сил: активной силы силы деформирования; сил трения. Работа сил трения берется со знаком минус. 3 где X Y Z – проекции силы действующей по участку поверхности dF на оси координат а UX UY UZ –...
22133. Феноменологическая теория разрушения металлов при холодной пластической деформации 98 KB
  Феноменологическая теория базируется на сложившихся в настоящее время физических представлениях о закономерностях разрушения металла при пластической деформации. Различными экспериментальными методами было показано что величина пластического разрыхления возрастает пропорционально степени деформации сдвига. Авторами данной теории была выдвинута следующая гипотеза: 1 где степень разрыхления частицы накопленная частицей деформация сдвига ab коэффициенты...