98947

Особенности русской правовой культуры. Понятие правовой культуры

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие правовой культуры Определяя содержательные характеристики понятия правовая культура стоит отметить что правовая культура является элементом входящим в более широкое понятие культура. Во-первых право и государство лежащие в основе правовой культуры есть явления культуры наряду со многими другими формами земледелием градостроительством и т.

Русский

2016-07-17

36.5 KB

1 чел.

План без корректировки:

  1.  Вступление
  2.  Понятие правовой культуры(Из материалов презентации+ учебники-?)Кейзеров
  3.  Особенности взаимодействия права и культуры(Алексеев, «Теория права»)Грязин, «Опыт права»

  1.  Типы правовой культуры (Невважай, «Правоведение», 2000, №2)+презентация Семитко

  1.  Основные черты русской правовой культуры
  2.  Социалистическая правовая культура и ее влияние на формирование современной правовой культуры(Современная правовая культура сквозь призму социалистической правовой культуры)(Аграновская+ «Проблемы»+ анализ)Кейзеров, Семитко
  3.  Роль религии в развитии русской правовой культуры (учебники, Гудаева, автореферат)
  4.  Становление и развитие современной российской правовой культуры (Семитко)
  5.  Основные проблемы развития правовой культуры общества в России(перечисление-«Проблемы»)
  6.  Пути решения проблем
  7.  Заключение

  1.  Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

+ стр 204 Общая теория права Поляков Тимошина- Лотман!

  1.  Понятие правовой культуры

Определяя содержательные характеристики понятия «правовая культура», стоит отметить, что правовая культура является элементом, входящим в более широкое понятие «культура». Стоит отметить, что подходы к пониманию данного понятия изменялись, дополнялись и пересматривались, именно поэтому в настоящее время комплекс подходов к понятию «правовая культура» представляет собой сложную картину, которая подвержена динамике.

Правовая культура в целом обладает отличительными чертами, позволяющими характеризовать ее как особое явление культуры. Во-первых, право и государство, лежащие в основе правовой культуры, есть явления культуры наряду со многими другими формами (земледелием, градостроительством  и  т.д.), во-вторых, уровень развитости права и государства является существенным показателем степени развитости культуры данного общества в целом, в-третьих, степень развитости как общей, так и правовой культуры в разных странах неодинакова, следовательно, сравнение  характеристик наиболее развитых стран с наименее развитыми позволяет определить ориентиры дальнейшего совершенствования.

Тем не менее, стоит подчеркнуть особенности, которые выделяются при определении понятия правовой культуры в плоскостях различных подходов. Идеальный подход (согласно С.С. Алексееву) характеризует правовую культуру как «достигнутый обществом, либо конкретным субъектом определенный уровень знания и понимания права» (ссылка-учебник А.В. Полякова и Е.В. Тимошиной). Правовая культура при данном подходе- интеллектуально-эмоциональное явление, отличительным признаком которого является осознанное уважительное отношение к праву, являющееся результатом воспитания правосознания.

  Правовая культура с точки зрения деятельностного подхода (Е.А. Лукашева) есть созданный людьми специфический способ социального управления, цель которого- достижение порядка и стабильности в обществе. При ценностном подходе(В.П. Сальников) правовая культура характеризуется как система идеальных и материальных правовых ценностей, «создаваемых, реализуемых и передаваемых в качестве «юридического богатства» (ссылка-стр. 188 А.В. Поляков, Е.В.Тимошина). Необходимо обратить внимание на основной недостаток, объединяющий указные подходы к определению понятия «правовая культура»- односторонность. Данные подходы фиксируют какой-либо один аспект, не затрагивая прочие.

Распространенными в отечественном правоведении является качественный подход(А.П.Семитко), трактующий правовую культуру как обусловленное социально- экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в «достигнутом уровне развития законодательной техники, уровне правовой деятельности и правосознания субъектов»(ссылка).При данном подходе рассматривается правовая система в целом, однако объективной сложностью является определение универсальных критериев оценки уровня развития конкретной правовой системы, следовательно, оценивание «развитости» правовых явлений как «высоких» или «низких» неизбежно ведет к субъективизации подобных оценок.

Информационно-семиотическая концепция дает следующее определение: правовая культура- самоорганизующаяся система по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально значимую информацию. В свою очередь все правовые тексты делятся на положительные и отрицательные. Положительные правовые тексты представляют собой тексты господствующей идеологии, когда как отрицательные правовые тексты получают подобную оценку в результате оценивания общественным сознанием таких текстов как «несправедливых». Таким образом, правовая культура при данном подходе является следствием коммуникативной деятельности субъектов, которые руководствуются фундаментальными ценностями культуры в целом.

  1.  Особенности взаимодействия права и культуры

Исконной природой права является тот факт, что право- «позитивное высокозначимое явление цивилизации»(ссылка- Алексеев). Следует отметить, что право- отдельный элемент социальной действительности, который включается в общее понятие цивилизации как явления. Обозначая основополагающее предназначение права в развитии цивилизации, стоит отметить главное: право- носитель высших начал, фундаментальных ценностей общества, отображенных в нормативных текстах. Именно право вносит нормативные начала в сложной социальной ситуации, причиной которой являются личностные конфликты, политическая борьба и столкновение различных групп. Право призвано осуществлять защиту автономной личности, гарантировать ее свободы и границы возможного поведения.

Право, выраженное в юридических документах и иных нормативных актах, вбирает в строго формализованные положения целый комплекс отношений, которыми наполнена жизнь человека. Нормы права отображают идеал человеческого поведения, основанного на общепризнанных ценностях. Право и культуру соединяет крепкая связь, в корне которой лежит отражение человеческой жизни: право выявляет и концентрирует жизненные конфликты и проблемы, таким образом, получая культурную ценность. Стоит подчеркнуть, что в Древней Греции юридические проблемы, конфликты воплощались в трагедиях Эсхила и Софокла и выносились на сцену столь посещаемого в то время древнегреческого театра, а судебное красноречие стало основой риторики. Таким образом, именно в праве реализуется главное, что заложено в предназначении культуры- «потенциал накопленных духовных богатств», способных оградить человека от неблагоприятных сил природы и общества.

2.Типы правовых культур

В современной науке классификация правовых культур осуществляется на основе различных критериев, что обуславливает многообразие типов правовой культуры. Следует обратить внимание на основные аспекты выделения правовых культур: правовая культура, рассматриваемая в синхронном и диахронном плане, правовая культура, выделяемая согласно типу коммуникации (Ю.М. Лотман), правовая культура, критерий выделения которой акцентирует внимание на ценностном аспекте (П.А. Сорокин), правовая культура, рассматриваемая как знаковая система.

Основополагающим критерием выделения правовых культур является критерий современности, делящий правовую культуру на западную (англосаксонскую, романо-германскую) и восточную (исламскую, японскую, китайскую и др.).  В диахронном аспекте рассматривается правовая культура античности, средневековая правовая культура, западная культура модерна и постмодерна.

Тип коммуникации как способ передачи информации при помощи различных средств представляет собой явление, подверженное динамике, что влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. В данной классификации правовая культура приобретает характерные ей черты в процессе перехода от одной культуры к другой. Итак, согласно типу коммуникации выделяются следующие виды правовой культуры: правовая культура, формирующаяся от бесписьменных культур к письменным, правовая культура, возникающая с появлением печатного станка, так называемая «книжная» культура, и «сетевая» культура, соответствующая требованиям информационного общества.

Выделение идеациональной, чувственной и идеалистической правовой культуры соответствует ценностному критерию. Обращая внимание на основные черты, характеризующие каждый тип правовой культуры согласно ценностному критерию, необходимо отметить, что цели и потребности с плоскости рассмотрения идеациональной культуры являются в основном духовными, что влечет за собой максимальное их удовлетворение путем минимизации физических потребностей. Идеациональная правовая культура подразделяется на аскетический идеационализм, предполагающий полное отрешение от чувственного мира и собственного тела, а также активный идеационализм, включающий возможность удовлетворения духовных потребностей посредством преобразования чувственного мира. В чувственной культуре и соответствующей ей правовой культуре реальность- то, что воспринимается органами чувств, отрицается возможность существования «сверхчувственной» реальности. Идеалистическая культура представляет собой интегрированный тип правовой культуры, гармонично соединяющий в себе черты идеациональной и чувственной типов культур.

В правовой культуре, представляемой как знаковая система, выделяются два типа культуры- культура выражения и культура правил, различия между которыми понимаются как различие между знаком и его значением. В культуре выражения содержание правовой нормы является «налично существующим»(ссылка Неввазжай), основная цель- определение правильной «репрезентативной формы», которая соответствует данному содержанию. «Правильной» в данном случае является норма, которая адекватно отображает существующую правовую реальность. Мерой истинности нормы выступает реальное содержание действительности, таким образом, можно определить правило для данного типа правовой культуры: «правильно то, что существует». Необходимо подчеркнуть: при рассмотрении данного типа правовой культуры имеет место прецедент, то есть то, что произошло или имеет место в действительности.

Культура правил определяется отношением к знаку как способу выражения содержания правовой нормы. Содержание правовой нормы согласно данному типу правовой культуры определяются самой нормой, указывая на то, что должно существовать в действительности. Данный тип культуры соответствует нормативной концепции права, где право понимается как содержание норм, зафиксированных в законодательных актах государства. Стоит отметить особый, принудительный характер издаваемой нормы, призванной упорядочить общественные отношения.

Таким образом, следует признать существование различных типов правовых культур, каждый из которых может доминировать на том или ином историческом этапе развития. Взаимное признание различных типов правовой культуры позволяет более глубоко рассмотреть  вопрос о различных явлениях правовой культуры, при оценке которых невозможно руководствоваться определенной концепцией, ведь на пересечении множества типов правовых культур лежит сложное общественное явление –право.

3.Особенности русской правовой культуры

Культура - органичное сочетание ценностей, взглядов, представлений об основных нравственных ориентирах человека и общества. Культура- явление, характеризующее нацию, представители которой выступают в качестве ее носителей.

Русская правовая культура - сложное и противоречивое явление. Прежде всего, сложность русской правовой культуры объясняется столкновением и последующим взаимодействием двух потоков мировой истории -Востока и Запада, что позволяет оценить русскую правовую культуру как культуру «евразийскую».Н.А. Бердяев находит объяснение противоречивости русской правовой культуры в особенностях характера русского человека: в нем заключены противоположные черты, такие как деспотизм, вольность, жестокость и доброта, человечность, мягкость.(ссылка- Н.А. Бердяев «Русская идея..»)

Противоречивость русской правовой культуры стала основой ее самобытности и оригинальности, которая проявляется, прежде всего, в расцвете юридического нигилизма, прочно укоренившегося в сознании людей. Причиной этого является тот факт, что юридические ценности на протяжении многих веков и до сегодняшнего дня не воспринимаются в качестве необходимых для существования общества. Нигилизм серьезно подрывает развитие правовой культуры, усугубляя общий духовно- нравственный, культурный кризис в стране.

Этатизм –особенность русской правовой культуры, которая характеризуется «чрезмерной, неоправданной ориентацией на государственную власть» (ссылка- Байниязов). Личность в данном случае не полагается на собственные силы и возможности, возлагая ответственность на государство. Отсутствие в российском обществе у индивида долга, правовой ответственности видоизменило отношения «государство - личность», превратив их в односторонние, где человек бесправен в отношениях с государственной властью.

Для русской правовой культуры характерен также и правовой идеализм, представляющий собой довольно противоречивый феномен. Право не является для индивида естественной необходимостью, выведенной рационально, однако в действительности существует глубокая вера в неограниченные возможности права как регулятора общественных отношений. Фундаментом стабильности в данном случае считается «экспансия юридической нормы», когда закон становится едва не единственной возможностью развития и качественного улучшения жизни в обществе.

Таким образом, особенности русской правовой культуры позволяют оценивать ее как сложный феномен, обладающий как позитивными, так и негативными чертами, который нельзя рассматривать исключительно с точки зрения «белого» и «черного».

3.1. Социалистическая правовая культура и ее влияние на развитие современной российской правовой культуры

Социалистическая правовая культура оказала немалое влияние на развитие правовой культуры современности, в которой и до сегодняшнего дня сохранились некоторые ее черты. Социалистическая правовая культура была провозглашена в качестве единой системы, ценностями которой являются принципы справедливости, законности, равноправия. Однако данная характеристика требует более подробного изучения.

Социалистическое правосознание, лежащее в основе правовой культуры, характеризовалось комплексом взглядов, представлений и настроений рабочего класса, полностью исключая интересы человеческой личности в частности. Личность понималась как сущность, разлитая во многих особях. Отрицание автономии личности стало причиной появления групп лиц, пассивно наблюдающих за событиями в обществе, а также приспосабливающихся к возникающим обстоятельствам. Создание «среднего человека», на которого было ориентировано правосознание народных масс, лишало личность возможности формирования собственного отношения к правовой действительности, укореняя пассивность к происходящему.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что существовали и отдельные личности, не принимающие социалистические идеи и активно противостоящие им. Именно претензии частного и всеобщего, по мнению Н.А. Бердяева, порождают тоталитаризм, при котором утрачивается духовность и религиозность, формируя консервативную утопию как новый вид сознания.

Экономические условия тоже оказали влияние на развитие правовой культуры. Присущая социалистическому режиму «уравниловка» стала тормозом формирования человеческой индивидуальности и препятствовала самовыражению личности. «Уравниловка» становится причиной образования усредненных групп, ранжированных по уровню и объему потребления в зависимости от занимаемой должности.

Социалистическая правовая культура – явление, при котором под риторикой, связанной с признанием всеобщего равенства, скрывался жесткий контроль над активностью граждан, что в конечном итоге сильно сказалось на правосознании каждой отдельной личности, активная деятельность которой пришлась на годы процветания социалистического режима, что впоследствии отразилось и на особенностях правового воспитания последующих поколений.

3.2. Религия и ее влияние на становление российской правовой культуры

На протяжении многих веков формировалось особое отношение к праву, характеризующееся подчинением права более высоким, нравственным и религиозным ценностям. Данное явление получило название «этикоцентризм».

Одной из особенностей православного сознания, оказавшего влияние на формирование русской правовой культуры, является тот факт, что право для православного сознания не имеет значения самодовлеющей ценности. С данной позиции объясняется факт отсутствия в российском  правосознании индивидуалистического идеала правового государства. Права человека в русской правовой культуре не являются явлением культа, в отличие от западноевропейской правовой мысли и связанного с ним культового отношения к славе и богатству.

В рамках консервативно – патриархальной идеологии, укорененной в традициях православной культуры, отношения характеризуются односторонностью, неэквивалентностью. Истоки данного явления, характеризующие православное сознание, которое лежит в основе русской правовой культуры, заключаются  в особенностях христианства: договор на Руси, например, воспринимается как дело человеческое, в значении «человеческое» как противоположное «божественному». Крестное целование, в свою очередь, представляет собой безусловный и внедоговорной обряд, без которого невозможно скрепить договор, то есть без участия божественного аппарата подобный договор является недостаточно гарантированным.

Наделение власти чертами святости и истины, придание ей безусловной ценности, придает власти качественно новое значение «небесной власти». Ритуалы, которыми окружена власть, являются подобием небесного порядка. Отдельный человек перед лицом такой власти выступает не как договаривающаяся сторона, а как «капля, вливающаяся в море»(ссылка- Лотман). Распространяя на государственность религиозное чувство, социальная психология требует передачи всей полноты власти главе государства, который становится особой символической фигурой в государстве - «живой иконой».(ссылка-Лотман). Необходимо подчеркнуть, что в таком типе взаимодействия главы государства и членов общества в целом  невозможно проявление интересов отдельного человека, их активное выражение и реализация. От членов общества требуется исключительно практическая деятельность. В силу этих особенностей русского менталитета индивидуалистическое правовое государство, принципиально отсекающее от себя все возможности служения идее, выходящей за рамки охраны прав человека и гражданина, не может удовлетворять подсознательные ожидания и запросы российского гражданина.

Таким образом, следует отметить особую роль религии в формировании российской правовой культуры. Православие, его основные идеи, являются  мощным регулятором поведения человека. Примирительная идея России – славянская идея, сохранившаяся в православии, заключается в духовной силе любви народа к главе государства, как к отцу. Особые нравственные отношения между властью и обществом, в результате развития которых будет возможным переход от отношений «отца и детей», преодоление безусловной подчиненности и возможности обращения к главе государства, который выступает единственным защитником, позволят идеям прав человека утвердиться в правовой культуре России. При развитии данных отношений права человека должны восприниматься не в качестве незыблемого статута, на защите которого стоит глава государства, а как реально действующего механизма в жизни каждого отдельного человека. Государство в таком случае должно обладать лишь функцией санкционирования и охраны прав человека, что будет обеспечивать качественное действие этого механизма.

Список использованной литературы

Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. -2-е изд., перераб. и доп. -М. : БЕК, 1995. -311 с.

Байниязов, Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве/ Р.С. Байниязов; Науч. конс. Н.И. Матузов. – Саратов, 2006.- 53 с.

Гудаева, З.С. Религия как элемент правовой культуры: Историко- и философско-правовой аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства; История правовых учений/З.С. Гудаева; Науч.рук. В.П. Сальников; МВД России. Санкт-Петербургский университет.- СПб, 2003.- 25 с.

Кейзеров, Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. – М. :Юрид. лит., 1983. -231 с.

Коллектив авторов. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. Под общ. Ред. Академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца.- М.: Издательство Норма, 2001.-832 с.

Невважай, И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания/И.Д.Невважай//Правоведение. -2000. –№ 2. –с.23- 31.

Поляков, А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций.- СПб.: Издательский Дом С.- Петерб. гос. ун-та, 2004.- 864 с.

Поляков, А.В., Тимошина, Е.В. Общая теория права: Учебник.- СПб.: Издательский Дом С.- Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.- Петерб. гос. ун-та, 2005.- 472 с.

Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс/ Науч. ред. В.Д. Перевалов; Министерство общего и профессионального образования РФ. Уральская государственная юридическая академия; Гуманитарный университет. –науч. изд. –Екатеринбург: Изд-во УрГЮА: Изд-во Гуманитарного ун-та, 1996. -313 с.

            

Развитие российской правовой культуры на сегодняшний день характеризуется состоянием поиска новых юридических ценностей, проводя «ревизию» устаревших юридических институтов, не соответствующих потребностям социальной практики. Сложности социально – правовых реалий становятся причиной упаднических настроений в обществе, склонностью к страху и неверию. Деятельность правоохранительных органов в данных условиях не обладает высокой эффективностью и не улучшает общее самочувствие общества. Тем не менее, следует отметить, что в сознании людей имеется духовная энергия, которая способна определить дальнейшее развитие российской правовой культуры в позитивном направлении. (в проблемы!!)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21117. Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя (XIV - перша половина XVII ст.) 15.84 KB
  Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя XIV перша половина XVII ст. Театральне мистецтво. Зароджується також театральне мистецтво. Розвиваються народні ігри та мистецтво скоморохів виконавців і творців розважальної усної поезії музичного фольклору.
21118. Освіта у другій половині XVII – XVIII ст. 21.54 KB
  періодично то набував то втрачав статус академії доки цей статус не було остаточно затверджено 1701 р. Студенти Київської академії здебільшого йшли до війська пожежі та військова руїна нищили шкільні будинки та надані маєтності. починається новий розквіт діяльності академії який свого апогею досягає на межі століть. У стінах Академії відбуваються численні публічні диспути з різних наук затверджується звичай рекреацій культурномистецьких свят з виставами та іграми приуроченими до завершення навчального року.
21119. Література у другій половині XVII – XVIII ст. 26.69 KB
  Література у другій половині XVII – XVIII ст. Розвиток літератури протягом другої половини XVII першої половини XVIII ст. Так званий леонінський вірш що поширився у XVIII ст. В кінці XVIII ст.
21120. Козацькі літописи (друга половина XVII - XVIII ст.) 17.41 KB
  Літописом Самовидця назвав цей твір Пантелеймон Куліш бо неназваний автор вважається що ним був представник козацької старшини Роман Ракушка став очевидцем подій від початку Визвольної війни і до 1702 р. Цей твір має не лише історіографічну а й значну літературну вартість. Але й недописаний твір складається з чотирьох томів які систематично охоплюють події 16481700 рр. Твір написано емоційно образною книжною українською мовою з використанням народної фразеології поетичних творів українських авторів.
21121. Філософія у другій половині XVII - XVIII ст. Творчість Г. С. Сковороди 17.36 KB
  Сковороди Певний внесок зробив Ф. Феноменальним явищем в історії української культури була творчість Григорія Савича Сковороди 17221794. Характерним для філософської позиції Сковороди є широке використання мови образів символів а не чітких раціоналістичних понять які не в змозі відповідно розкрити сутність філософської та життєвої істини. Тому заклик Сковороди пізнай себе означає в нього пізнати Бога в собі у глибині свого єства.
21122. Архітектура у другій половині XVII - XVIII ст. 18.21 KB
  спостерігається співіснування та переплетіння різних стилів з виразним домінуванням стилю бароко. знаменує розквіт нового своєрідного стилю який носить назву козацьке бароко. Це найменування покликане підкреслити що в Україні архітектура бароко набуває своєрідних мистецьких форм і національного колориту. Однією з перших споруд у стилі козацького бароко була Миколаївська церква на головному міському майдані у Ніжині 16681669 центрі одного з найбільших козацьких полків.
21123. Живопис у другій половині XVII - XVIII ст. 17.62 KB
  Для українського барокового живопису визначальним став виразний вплив фламандської аристократичної школи Рубенса захоплення якою докорінно змінило попередні національні традиції. Разом з тим стилістика українського живопису цього періоду є досить різноманітною і нерівноцінною за майстерністю. Найвідомішими зразками київської школи монументального живопису є розписи Успенського собору й Троїцької надбрамної церкви у КиєвоПечерській лаврі яким притаманні м'яка пастельна форма письма чуттєвість округла плавність ліній що налаштовують...
21124. Музична культура у другій половині XVII - XVIII ст. 20.11 KB
  В КиєвоМогилянській академії існував хор студентів числом до 300 осіб. Відтоді одяг студентів Київської академії став своєрідною уніформою церковних півчих по всій Російській імперії особливо по архієрейських хорах. Березовський почав складати інструментальні композиції ще під час навчання у Київській академії якими вже тоді звернув на себе увагу. Через Глухівську музичну школу він потрапляє до придворної капели а звідти був відправлений до Болонської музичної академії в Італії де навчався у відомого музичного теоретика Мартіні в якого...
21125. Розвиток етнографії та історичної науки наприкінці XVIII - на початку XX ст. 18.19 KB
  князь Микола Цертелєв грузин за походженням проте щирий патріот України опублікував у Петербурзі Попытку собрания старых малороссийских песен збірку українських історичних дум. Це відбилося у працях кількох нащадків старшинських родів які вийшли у відставку з царської служби й присвятили себе опрацюванню та публікації історичних матеріалів слідами козацьких літописців. У зв’язку з необхідністю підтвердити своє шляхетське походження яке повинна була засвідчити спеціальна комісія у Петербурзі так звана Геральдія посилився пошук...