98959

Зомбарт: Дух предпринимательства и дух мещанства. Веблен: Институт праздного класса и дихотомии индустрии и бизнеса

Реферат

Психология и эзотерика

Рассмотрим психологические аспекты капиталистического поведения в работах приверженцев эволюционного подхода развития общества: Веренера Зомбарта историческая школа и Торстейна Веблена американский институционализм.

Русский

2016-09-06

55.52 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

РЕФЕРАТ на тему:

«Психологические аспекты капиталистического поведения (Веблен, Зомбарт)»

                                                                             Выполнила:

студентка группы № 167

Яшина О.В.

                     

Проверил:

преподаватель

Гребнев Л.С.

Москва, 2013

Оглавление

Вступление .................................................................................................................................. 3

Зомбарт. Дух капитализма........................................................................................................ 3

Зомбарт. Дух предпринимательства и дух мещанства....................................................... 4

Веблен. Мотивы и поведение человека................................................................................. 5

Веблен. Институт праздного класса и дихотомии индустрии и бизнеса.......................................................................................................................................... 7

Заключение................................................................................................................................. 8

Библиография............................................................................................................................. 9

Вступление

Конец XIX – начало XX века характеризовался значительным увеличением интереса экономической мысли к капитализму, как к способу социально-экономической организации общества, распространившемуся из Западной Европы по всему миру, а также к стадиям и характеристикам изменения капитализма. Эволюционного подхода развития капитализма придерживалась историческая школа в Европе и американский институционализм в Америке, в то время как марксизм – революционного. Рассмотрим психологические аспекты капиталистического поведения в работах приверженцев эволюционного подхода развития общества: Веренера Зомбарта (историческая школа) и Торстейна Веблена (американский институционализм). Оба экономических мыслителя ставили перед собой задачу обусловить капиталистическое поведение, найти предпосылки его возникновения и причины развития.

Зомбарт. Дух капитализма

Профессор Бреславского университета Вернер Зомбарт (1863 – 1941) был одним из ярчайших представителей «юной» исторической школы. В своих многочисленных работах («Современный капитализм», «Роскошь и капитализм», «Евреи и хозяйственная жизнь» и др.) основной задачей экономического анализа Зомбарта являлся поиск некоего «хозяйственного духа», объясняющего социальное и экономическое поведение людей, их устои и способ мышления. «Экстенсивное развитие определенного хозяйственного духа находит выражение в количестве индивидуумов, которые исполнены его в каждом случае: определенный дух может проявлять весьма высокую интенсивность развития в отдельном хозяйствующем субъекте, не найдя себе широкого распространения, - наоборот, многие полинялые черты общего хозяйственного духа или некоторые немногие сильно развитые черты могут быть найдены у большого числа индивидуумов. Определенный дух «господствует» в известное время тогда, когда он вообще имеет широкое распространение, он преобладает, когда он определяет собою хозяйственные действия большей части хозяйствующих субъектов».2 Зомбарт рассматривает «дух» как основу экономики и делает особый акцент на психологический аспект капитализма — изучение мотивов и психологии людей данной эпохи.

По Зомабрту, дух капитализма зародился в западной Европе, когда на смену традиционной экономике, в которой расширение производства не было обязательной частью развития экономики и хозяйственной жизни, пришла экономика индустриальная, где расширение производства становится практически обязательным. Такие изменения повлекли серьезные изменения в психологии людей, которые теперь поставили себе целью расширение производства. Таким образом, возникновение капиталистического духа является одновременно предпосылкой и следствием перехода к промышленной экономике. «Возникла петля положительной обратной связи: чем активнее развивалась промышленность, тем больше требовались люди, стремящиеся к ее расширению; чем больше было таких людей, тем больше возможностей для расширения промышленности они находили».3 Социальный статус людей теперь зависел от успешности дела. Чтобы дело было успешным, нужно, во что бы то ни стало, расширять производство, находить новые способы разбогатеть. Такова по Зомбарту была эволюция мышления.

В своей книге «Буржуа» Зомбарт назвал следующие качества капиталистического предпринимателя: он должен быть толковым, энергичным, обладать способностью быстро ориентироваться, «богатым выдумками»4, то есть креативным, «уверенным в суждении о людях»5. Пожалуй, самой любопытной характеристикой можно назвать душевную черствость. «Итак, резюмируя, мы можем сказать: предпринимательские натуры - это люди с ярко выраженной интеллектуально-волюнтаристической одарённостью, которою они должны обладать сверх обычной степени, чтобы совершить великое, и с зачахнувшей чувственной и душевной жизнью»6. Это описание точно характеризует «человека эпохи капитализма». Многие критики капитализма говорили, что постепенное моральное разложение общества есть ужаснейшее последствие капитализма, в то время как Зомбарт не придавал ему особого значения, относя его к «побочным эффектам» развития общества.

Зомбарт. Дух предпринимательства и дух мещанства

Согласно Зомбарту, человека эпохи капитализма объединяет дух предпринимательства и дух мещанства. Предпринимательский дух  по Зомбарту выражается в стремлении к власти и предпринимательству. При этом представители предпринимательского духа должны обладать, по Зомбарту, качествами завоевателя, организатора и торговца. Качества завоевателя предполагает наличие воли и энергии, упорства и постоянства. Организатор соединяет людей в успешной совместной деятельности, организует  работу так, чтобы  можно было получить максимум отдачи. Наконец, торговец возбуждает в людях интерес к своей продукции и внушает доверие. В то же время мещанский дух обладает противоположными качествами, такими как разумная экономия, трудолюбие, верность договору, хозяйственность, бережливость, стремление к надежности. Таким образом, мещанский дух в определенной мере противоположен духу предпринимательскому. «Рождение данного типа европейских хозяйствующих субъектов (мещан) в XVII —XVIII вв. он связывает с использованием денежных ссуд и биржевой игры (влияние еврейства) в рамках хозяйственных предприятий. При этом преобладает добывание денег мирным путем договоров».7 К мещанскому духу Зомбарт относится с определенной долей презрения, как к способу мышления «со всеми признаками ярко выраженной мелочности и благополучия»8, которые составляют основу в психике каждого капиталистического предпринимателя.

На основе преобладания военного начала предпринимательского духа, Зомбарт выделяет основные исторические типы капиталистических предпринимателей: разбойники (участники военных походов, добытчики золота), феодалы (продающие товары со своих земельных наделов) и бюрократы (организаторы промышленных компаний) «это творцы, люди жизни, не зрители, не потребители, не аскеты и не скептики».9 По Зомбарту, первые предприниматели — это те сильные люди, которые стояли во главе предприятий и стимулировали развитие общества. В их деятельности жажда наживы соединяется с героизмом. Но затем им на смену приходит «мещанское торгашество», к которому Зомбарт относит купцов, ремесленников и спекулянтов.

Итак, Зомбарт считал что капитализм, его психологические аспекты и предпосылки его появления, связаны с синтезом духа мещанства и предпринимательства в людях, а также их исторической обусловленностью, когда на смену «героическому» предпринимательству пришло мещанство. По Зомбарту именно это сочетание двух начал обуславливает дух капитализма в целом, и великие предприниматели это «люди, соединяющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами».

Веблен. Мотивы и поведение человека

Параллельно с «юной» исторической школой за океаном развивался американский институционализм. Веблен являлся одним из трех главных представителей этого направления (помимо Митчелла и Коммонса). Торстейн Веблен (1857—1929) вошел в историю как «первый систематический критик американского капитализма».10 Веблен жил в «позолоченный век», когда Соединенные Штаты стремительно развивались, постепенно позиционируя себя как главную промышленную державу мира. Предприниматели, становившиеся во главе крупных корпораций, «ловкие, энергичные, агрессивные, алчные, властные, ненасытные», действовали дерзко и цинично в бизнесе и политике, «эксплуатируя рабочих и обирая фермеров, подкупая конгрессменов, покупая легислатуру, шпионя за конкурентами, нанимая вооруженную охрану, прибегая к угрозам, интригам и силе».11

Как и Зомбарт, Веблен в своих работах («Теория праздного класса»,  «Инженеры и система цен», «Абсентеистская собственность» и др.) стремился объяснить психологические аспекты капиталистического поведения и мышления, однако восхищающие Зомбарта агрессивные проявления бизнеса у Веблена вызвали негодование. «Веблен бросал этому миру вызов своей насмешливой манерой уподобления поведения воротил бизнеса повадкам дикарей».12

Само понятие «институционализм» связано с понятием «институт» — закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Теоретик институционализма Уолтон Гамильтон дает следующее определение: «Институты — это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай… Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»13.

Веблен выступал против того, что экономическая теория должна быть исключительно наукой о ценах и рынках. Он считал, что ее предметом является человеческая деятельность и она должна заниматься взаимоотношениями между людьми. На человека огромное влияние оказывают такие психологические факторы, как склонность к соперничеству, инстинкт подражания, праздное любопытство, инстинкт самосохранения. «Человеку, получившему большие деньги, после удовлетворения насущных природных потребностей, хочется признания, зависти окружающих, уважения. К этому толкает обычная зависть и извечная страсть людей к соперничеству, к достижению победы в игре, разновидностью которой является показное потребление».14 Веблен считал, что экономическая и социальная структура капиталистического общества, способствует тому, что предприниматели эксплуатируют худшие черты человеческой психологии (отрицательные инстинкты). Дело в том, что основой экономики стали крупные предприятия. Они проводят определенную рыночную стратегию, поднимают цены, формируют спрос с помощью рекламы, воздействуют на распределение и использование экономических ресурсов в своих интересах. Жажда прибыли толкает предпринимателей на беспринципные и аморальные поступки. Они стремятся устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров, отделить владельцев компаний от людей, работающих в ней. Этот процесс Веблен назвал «монополистической» стадией развития капитализма, и именно ей досталось больше всего критики.

Итак, Веблен сделал вывод, что экономическое поведение человека объясняется инстинктами. Веблен выделил позитивные инстинкты: инстинкт мастерства, инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительский инстинкт (забота о ближнем). Негативные инстинкты: стяжательство, завистливое сравнение и привычки. Основную проблему капитализма Веблен видит в преобладании негативных инстинктов над позитивными.

Институт праздного класса и дихотомии индустрии и бизнеса

Предметом особого внимания Веблена стал институт праздного класса. Отличительной чертой данного класса является крупная собственность. Именно она приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных собственников являются показная праздность и показное потребление, то есть ситуация, когда товары оцениваются не по их полезным свойствам, а по тому, на сколько обладание ими отличает человека от других (эффект завистливого сравнения).  Само понятие «завистливое сравнение» играет в трудах Веблена чрезвычайно важную роль. С его помощью «Веблен не только объясняет склонность людей к престижному потреблению, но также стремление к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его, но при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других».15 Таким образом, Веблен опроверг концепцию классиков о «рациональном человеке», доказав, что в рыночной экономике потребители подвергаются общественному и психологическому давлению, вынуждающему их принимать неразумные решения. Этот процесс получил название «эффект Веблена». Веблен сделал вывод, что праздный класс сильно тормозит развитие общества, так как он расточает ресурсы вместо их рационального применения.

Другим поводом для критики Вебленом капитализма стала дихотомия (противоречие) индустрии и бизнеса. «Веблен противопоставил иррациональный стиль управления, вносимый в экономику бизнесменами в их погоне за прибылью путем купле-продажи бумажных титулов собственности на фондовом рынке, рациональности крупного машинного производства, требующего для управления иного мышления, основанного на технических знаниях».16 К индустрии он относил всех участников производства и в первую очередь инженерно-технических работников. Цель индустрии состоит в повышении эффективности, совершенствовании и развитии производства, и, как следствие, увеличении богатства общества. К бизнесу Веблен относил финансистов и предпринимателей, целью которых является прибыль, а не общественное благосостояние. Следует отметить, что в некоторых случаях увеличению прибыли может способствовать сокращение производства. Таким образом, Веблен утверждал, что интересы индустрии соответствуют интересам общества, в отличие от бизнеса. Но ситуация такова, что бизнес подчинил себе индустрию. Противоречие между индустрией и бизнесом является, по мнению Веблена, одной из главных причин уязвимости и несостоятельности капитализма, и поэтому его нужно разрешить путем передачи руководства хозяйственной жизнью в руки инженерно-технических работников. «Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы праздный класс добровольно отказался от власти».17 Таким образом, Beблен не был противником капитализма, а лишь предлагал его радикальное реформирование. «Веблен не был революционером, хотя глубоко уважал К. Маркса. По своим убеждениям он принадлежит к левому флангу западной экономической мысли. Однако выход из создавшейся ситуации он видел не в революции, а в переходе власти от «праздного класса» к технократам (т. е. инженерно-техническому персоналу), которые преобразуют капитализм в некую, более чуткую к нуждам людей, систему»18.

В теории Веблена, капитализм проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, когда власть и собственность принадлежат всецело предпринимателю, и стадию господства финансиста (ср. Зомбарт: предпринимательство и мещанство), который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство финансистов основано на абсентеистской собственности, представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В результате рынок ценных бумаг сильно расширяется, увеличивается и  абсентеистская собственность, которая является основой существования праздного класса. Таким образом, абсентеистская собственность в значительной степени превосходит стоимость материальных активов. В результате противоречие между бизнесом и индустрией обостряется, так как финансисты получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет расширения производства.

Заключение

Итак, подведем итог. Сходство работ Зомбарта и Веблена заключается в их поиске и анализе психологических факторов капиталистического поведения, их предпосылок, а также положительного и отрицательного влияния на развитие капитализма. Оба мыслителя придерживались эволюционного подхода развития капитализма, оба отмечали агрессивный характер предпринимательства, оба подтверждали значительное влияние социальной среды на развитие экономики.

Зомбарт говорил о некоем «духе капитализма» как о духе эпохи, являющегося синтезом духа предпринимательства и духа мещанства. При этом Зомбарт лично отдавал предпочтение первому, описывая его как «героическое» начало, хоть и утверждал, что сильный предприниматель обладает обоими. Зомбарт в некоторой степени идеализировал капитализм, поэтому основу его работ составлял анализ происхождения капитализма и психологии людей эпохи, а не способов улучшения капитализма как социально-экономической системы. Способ улучшения он видел разве что в преобладании предпринимательского духа над мещанским, так как именно он вырывает людей из традиционных отношений, расширяет взгляды. И хотя Веблен занимался изучением этой же проблемы, его взгляды на нее значительно отличались от взглядов Зомбарта.

В капиталистической системе Веблен видел множество изъянов, главным из которых можно назвать потакание негативным инстинктам человека. Веблен доказал, что классическая модель рационально человека на деле не действительна, так как под влиянием негативных инстинктов и психологического влияния человек способен действовать не разумно с экономической точки зрения. Этот эффект усугублялся стремление среднего класса копировать поведение (экономическое в том числе) праздного класса или крупных собственников. Помимо прочего, Веблен говорит о том, что капитализм поощряет погоню за собственной выгодой любой ценой, что ведет к деградации и моральному разложению общества. Тем не менее, Веблен не считал, что от капитализма следует избавляться, наоборот, он искал методы его реформирования. По мнению Веблена, основная проблема капитализма заключалась в противоречии между бизнесом, который стремился единственно к собственной выгоде, и индустрии, целью которой являлось повышение эффективности производства и благосостояния общества. В качестве решения этой проблемы Веблен предложил следующее: власть над хозяйственной жизнью общества должна быть сложена с праздного класса и передана инженерно-техническим работникам, а для этого им следует объединиться.

Библиография

  1.  Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)
  2.  Журнал «Историческая психология и социология истории». Том 2, номер 2 / 2009. Гринин Л.Е. Психология экономических кризисов (http://www.socionauki.ru/journal/articles/130354/)
  3.  Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 1. Капитонов Э.Л. «Социология экономических систем», стр. 85
  4.  Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1., 1924
  5.  Dode D.F. U.S. Capitalist Development sinse 1776: Of, By and For Which People. New York, London, 1993 (http://www.rus-lib.ru/book/35/eb/26/312-329.html)
  6.  Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992
  7.  Гловели, Г.Д. История экономических учений. – М.: Издательсво Юрайт, 2011
  8.  W. Hamilton. Institution. Encyclopedia of the Social Sciences. New York, 1932, v. VIII (http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/veblen/0/)
  9.  Вердыш А.В. Что нового в показном поведении? (http://verdysh.narod.ru/a/potreba.html)
  10.  Агапова И. История экономической мысли. Лекция 8. Историческая школа и институционализм (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/08.php)
  11.  Библиотека «Полка букиниста». История экономической мысли. Институционализм (http://polbu.ru/economy_history/ch21_all.html)
  12.  Экономика. Торстейн Веблен и американский конституционализм (http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought/8/5/)

14 баллов. Список литературы оформлен неправильно. И ссылок на первоисточники маловато.

2 Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)

3 Журнал «Историческая психология и социология истории». Том 2, номер 2 / 2009. Гринин Л.Е. Психология экономических кризисов (http://www.socionauki.ru/journal/articles/130354/)

4 Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)

5 Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)

6 Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)

7 Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 1.Капитонов Э.Л. «Социология экономических систем», стр. 85

8 Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 (http://bookz.ru/authors/zombart-verner/zombartv01/1-zombartv01.html)

9 Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1., 1924, стр. 64

10 Dode D.F. U.S. Capitalist Development sinse 1776: Of, By and For Which People. New York, London, 1993 (http://www.rus-lib.ru/book/35/eb/26/312-329.html)

11 Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992. стр. 187.

12 Гловели, Г.Д. История экономических учений. – М.: Издательсво Юрайт, 2011, стр. 390

13 W. Hamilton. Institution. Encyclopedia of the Social Sciences. New York, 1932, v. VIII, p. 84 (http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/veblen/0/)

14 Вердыш А.В. Что нового в показном поведении? (http://verdysh.narod.ru/a/potreba.html)

15Агапова И. История экономической мысли. Лекция 8. Историческая школа и институционализм (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/08.php)

16 Гловели, Г.Д. История экономических учений. – М.: Издательсво Юрайт, 2011, стр. 392

17 Библиотека «Полка букиниста». История экономической мысли. Институционализм (http://polbu.ru/economy_history/ch21_all.html)

18 Экономика. Торстейн Веблен и американский конституционализм (http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought/8/5/)

9

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62708. WE AND MASS-MEDIA 24.27 KB
  We know about politics, crimes, cultural and sporting events. We can hardly imagine our life without Mass-Media. Mass-media has changed our lives in many ways. It has brought many positive things but also many negative things.
62711. There’s a good film on at 4.30 55.53 KB
  Почитайте вместе, потренируйте, обращаясь к детям “Hi, Fox!” (тот, у кого лиса – должен отреагировать) и, убедившись, что реплики достаточно усвоены, вызывайте к доске рассказывать диалог, попросив изменять время на своё.
62712. Musikkunst 25.48 KB
  Es gibt in der Welt eine Sprache, die jeder versteht, unabhängig von seiner Nationalität und Bildung. Das ist Musik. Sie macht unser Leben schön und interessant. Die Musik ruft unsere gute Gefühle hervor.
62713. Окружающий мир 85.91 KB
  Цели урока: Сформировать новые понятия: исторические источники и их виды археологические раскопки история отечество. Развивать интерес к познанию прошлого своих предков умение видеть в настоящем опыт предыдущих поколений...
62714. Ценность рода и семьи 20.09 KB
  Цель урока: Формировать уважительное отношение к семье семейным ценностям; Задачи: Развивать речь мышление память умение работать с текстом творческие способности; Формировать уважительное отношение к семье семейным ценностям; Познакомить учащихся с понятиями семья род традиция...