98962

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Класс 0 - изделия, имеющие по крайней мере рабочую изоляцию и не имеющие элементов для заземления, если эти изделия не отнесены к классу II или III; класс 01 - изделия, имеющие по крайней мере рабочую изоляцию, элемент для заземления и провод без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания...

Русский

2016-07-17

66.5 KB

0 чел.

Министерство транспорта  Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

 

Кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта»

Тематический реферат

по дисциплине  «Основы электробезопасности»

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Выполнила:

студент гр. 42А

                                                                                              _____ И.В. Гераськин                                                          

  Руководитель:

                                                                                                   _____ Р. Б. Скоков

Омск 2006

1. Применение малых напряжений в условиях повышенной опасности, классы электротехнических изделий по способу защиты человека

Условия работ в отношении опасности поражения людей электрическим током можно разделить на следующие категории.

- условия без повышенной опасности;

- условия повышенной опасности;

- особо опасные условия;

- условия работ на открытом воздухе.

Согласно    1X1    признаками,    характеризующими    условия    повышенной опасности, являются:

-   наличие   сырости   или   токопроводящей   пыли   (сырыми   помещениями называются помещения, в которых относительная влажность воздуха длительно превышает 75%;

- наличие токопроводящих оснований   (металлические, земляные, бетонные, железобетонные, кафельные, кирпичные и т.п. полы);

-   высокая температура (жаркими помещениями называются помещения, в которых под воздействием различных тепловых излучений температура превышает постоянно или периодически (более I суток) +35°С);

- имеется возможность одновременного прикосновения:

с одной стороны - к имеющим соединение с землёй металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п.,

с другой стороны - к металлическим корпусам оборудования. При наличии условий повышенной опасности для питания электроприёмников, доступных прикосновению, допускается применять   малое напряжение не выше 42 В.

Признаками, характеризующими особо опасные условия, являются:

-   особая сырость (особо сырыми помещениями называются помещения, в которых относительная влажность воздуха близка к 100%, потолок, стены, пол и предметы покрыты влагой);

-   наличие   химически   активной   или   органической   среды   (помещения   с химически активной или органической средой называются помещения, в которых постоянно или в течение длительного времени содержатся агрессивные пары, газы, жидкости,   образуются   отложения   или   плесень,   разрушающие   изоляцию   и токоведущие части электрооборудования);

- наличие одновременно двух или более признаков повышенной опасности. При   наличии   особо   опасных   условий   для   питания   электроприёмников, доступных прикосновению, допускается применять малое напряжение не выше 12 В.

Работы на открытом воздухе относятся к особо опасным условиям независимо от климатических метеоусловий.

По способу защиты человека от поражения электрическим током электротехнические изделия по ГОСТ 12.2.007.0 подразделяются на классы:

класс 0 - изделия, имеющие по крайней мере рабочую изоляцию и не имеющие элементов для заземления, если эти изделия не отнесены к классу II или III;

класс 01 - изделия, имеющие по крайней мере рабочую изоляцию, элемент для заземления и провод без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания;

класс I - изделия, имеющие по крайней мере рабочую изоляцию и элемент для заземления; провод к источнику питания должен иметь заземляющую жилу и вилку с заземляющим контактом;

класс II - изделия, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элементов для заземления;

класс III - изделия, не имеющие ни внутренних, ни внешних электрических цепей с напряжением свыше 42 В. Изделия, получающие питание от внешнего источника, могут быть отнесены к классу III только в том случае, если они предназначены для присоединения непосредственно к источнику питания с напряжением не выше 42 В, у которого при холостом ходе оно не превышает 50 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.

2. Поражения малым напряжением.

Из установок напряжением ниже 1000 В крайне важно выделить установки напряжением 65, 36 и 12 В. Оказывается, смертельные поражения бывают и при этих напряжениях. По нашим данным, на установках 65 В и ниже погибало в 1951—1980 гг. по 28—34 человека в год. Из данных [45] вытекает, что при «сварочном напряжении» (под ним понимается напряжение 90 В и ниже) ежегодно в среднем погибает около 40 человек. В 1960— 1980 гг. на сварочных установках погибло 140 человек, в том числе 62 — непосредственно от сварочного напряжения (65— 90 В), а остальные — от напряжения сети (127—380 В). В 1980—1988 гг. 54,3 % электротравм произошло от сварочного напряжения. В эти же годы снижение числа несчастных случаев на сварочных установках крайне мало.

Из литературных источников видно, что в США было немало поражений при напряжении 42 В и промышленной частоте тока 60 Гц.

Поскольку летальные исходы при поражениях малым напряжением существенно влияют на суждение о механизме воздействия электрического тока на человека, автор данной книги обращал самое серьезное внимание на относящуюся сюда документацию, а в тех случаях, когда ему приходилось выступать в качестве судебного эксперта, проводил наиболее тщательное расследование. Обычно, если несчастный случай происходил на подобных установках, возникало подозрение в возможности поражения более высоким напряжением — из-за повреждения изоляции обмотки 220 или 380 В и ее контакта с обмоткой 65, 36 или 12 В вследствие перекрытий или касаний токоведущих частей высокого напряжения или даже из-за перенапряжений. Эти подозрения имеют основания, так как, судя по актам, заключениям экспертизы и описаниям происшествий, иногда прикладываемым к протоколам испытаний, подобные случаи встречаются. По нашим подсчетам, около 30 % электротравм в установках напряжением 65, 36 и 12 В произошло вследствие того, что сеть этого напряжения оказывалась под напряжением 220 или 380 В.

Несмотря на сказанное, можно утверждать, что в действительности поражений малым напряжением значительно больше, чем об этом свидетельствует простой подсчет актов о несчастных случаях. В актах, как уже упоминалось в § 2.3, поражающее напряжение обычно определяется по напряжению сети или установки, а последнее всегда больше, ибо в электрической цепи с телом человека, как правило, имеются элементы сопротивления — обувь, одежда, пол и т. д.

Распределение лиц, пораженных малым напряжением, по профессиям приведено в процентах ниже:

Электросварщики    ................................30,6

         Электромонтеры      …............................20,6

Рабочие других специальностей     ……13,5

Ученики и подсобные рабочие    ………26,2

Инженерно-технические работники и прочие   ……9,1

 Итого: 100,0

Существенных изменений эти данные в последние годы не претерпели. Следует лишь отметить четко выраженную тенденцию к увеличению числа электротравм, приходящихся на долю электросварщиков. К тому же значительно возросло общее число пострадавших на устройствах напряжением 65— 90 В. Все это объясняется не ухудшением качества сварочных аппаратов или менее грамотной их эксплуатацией. Напротив, то и другое улучшились. Причина — в быстрых темпах развития сварочной техники, в усложнении ее технологии, в результате чего численность людей, занятых электросваркой, и число сварочных агрегатов существенно и непрерывно возрастают. Роста электротравм при «сварочном напряжении» 65—90 В могло бы и не быть, если бы не продолжало господствовать, находя официальное подтверждение в нормативных документах, ошибочное мнение о линейной зависимости тяжелого исхода электротравмы от напряжения и не продолжало существовать ложное представление о безопасности малого напряжения. К сожалению, авторы работы [27], владея в этом плане достаточно убедительным материалом, должного анализа, а следовательно, и четких выводов в отношении опасности малого напряжения не сделали.

Весьма настораживает, хотя и не удивляет рост числа смертельных поражений в установках напряжением ПО и 220 В постоянного тока. Поражающее напряжение постоянного тока в этих случаях, как правило, меньше, причем подчас намного меньше напряжения установки. На стр. 45 все той же работы [27] указывается, что «в последние годы появился травматизм при работах на постоянном токе, причем не только при напряжении 500 В и выше (78 % от числа травм на высоком напряжении), но и при напряжении 220 и 110 В (22 %)». Авторы цитируемой работы и в этом отношении ограничиваются констатацией факта. Между тем весь анализ производственного травматизма имеет, на наш взгляд, основной целью именно корректировку «критерия безопасности» и разработку рекомендаций, касающихся принятия соответствующих мер безопасности.

В последующих главах, в которых приводится описание механизма действия электрического тока на человека, читатель сможет найти наше объяснение причин тяжелых поражений малым напряжением постоянного тока. Здесь же отметим, что в ряде случаев принципиальной разницы между поражениями малыми напряжениями постоянного и переменного тока нет, ибо поражающим напряжением переменного тока опять-таки в ряде случаев является его амплитудное значение. Если оно равно значению постоянного тока, то эффект воздействия может быть однозначным.

Анализ собранных нами материалов показывает, что электрическим током малого напряжения довольно часто поражаются рабочие угол'ьной промышленности, а также ремонтные рабочие. Из описаний происшествий видно, что обычно они возникают в особо сырых, плохо вентилируемых помещениях, в которых парциальное содержание кислорода в воздухе недостаточное, а углекислого газа — избыточное. Свыше 56 % лиц, погибших при малых напряжениях, находились в помещениях с нарушенным парциальным содержанием кислорода. В 1985—1990 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием существенных изменений не было. В одних случаях это нарушение выражалось в увеличенном до нескольких процентов содержании углекислого газа (в одном помещении содержание его в воздухе составило даже 9,5 %), в других — в наличии природных, иногда пахучих примесей. Из изложенного совершенно ясен следующий вывод: нарушение парциального состава воздуха резко понижает сопротивляемость человека электрическому току и исход электротравмы при прочих равных условиях становится значительно тяжелее.

Пример 1.1. Поражение электрическим током происходит при весьма необычных обстоятельствах. Так, М. Ф. Крикунов и Ф. Ф. Скворцов описали [36] несчастный случай с Л., муж кото-рай, по профессии инженер-электрик, с целью охраны своего сада установил сигнализацию по обычной звонковой схеме. Эта сигнализация состояла из сигнала-звонка, находившегося в квартире, круглого замыкателя, расположенного в саду, хлопчатобумажных ниток, натянутых в траве и прикрепленных к контакту замыкателя, подающего напряжение на звонок. Эта установка питалась от понижающего трансформатора 220/12 В, установленного внутри квартиры. Один из проводов напряжением 12 В шел в сад на общее кольцо. Садовладелец считал, что если на его участок проникнет постороннее лицо и разорвет одну из натянутых хлопчатобумажных ниток, то контакт замыкателя замкнет цепь и тем самым приведет в действие звонковый сигнал. Но обстоятельства сложились так, что замкнуло цепь не постороннее лицо...

Накануне происшествия шел дождь и было очень сыро. Утром, когда муж находился на работе, Л. вышла в сад. Вскоре соседи услышали непрерывные сигналы звонка, а затем обнаружили, чтопричиной их явилась Л., лежавшая на земле без признаков жизни и касавшаяся шеей круглого замыкателя контактов.

Назначенная городской прокуратурой техническая экспертиза произвела тщательную проверку всей звонковой электрической сигнализации, а также остальной электропроводки в квартире. В электролаборатории была измерена изоляция электросети, а также проверена исправность понижающего трансформатора. Отклонение от правил техники безопасности экспертиза не обнаружила.

При судебно-медицинском исследовании было установлено, что емерть наступила от поражения электрическим током. Местом соприкосновения с токоведущей частью явилась переднебоковая поверхность шеи. В этой области на коже были видны две электрометки в виде полос и очаги ожога.

Смертельный исход, по мнению авторов описания, был вызван тем, что соприкосновение с токоведущей частью проводника произошло в области каротидного синуса, который расположен очень близко к поверхности кожи и представляет собой весьма чувствительную рефлексогенную зону. При его раздражении электрическим током можно получить картину шока. Рядом с каротидным синусом проходит блуждающий нерв, раздражение которого электрическим током способно вызвать остановку сердечной деятельности. Хотя электрический ток и распространяется по всему организму, однако в месте соприкосновения провода с телом плотность тока всего больше, а следовательно, и действие его всего сильнее. Возможно, что раздражение каротидного синуса и блуждающего нерва и привело к катастрофе. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в области шеи, особенно на боковых ее поверхностях, кожа обладает значительно меньшим сопротивлением электрическому току, чем в других областях тела.

По сообщению авторов, описавших этот случай, он является вторым случаем смертельного поражения электрическим током напряжением 12 В, зарегистрированным кафедрой судебной медицины Ростовского-на-Дону медицинского института.

Пример 1.2. Необычен и следующий случай, происшедший также в семье инженера-электрика и тоже при напряжении 12 В. Обстоятельства его таковы. Для нагрева воды в ванне был изготовлен самодельный электроподогреватель в виде укрепленной на деревянном бруске фарфоровой трубки диаметром 5 см с намотанной на нее реостатной проволокой диаметром 2 мм. Это устройство было подключено к специальному понижающему трансформатору напряжением 12 В. Брусок клали поперек ванны так, чтобы фарфоровая трубка находилась в воде. Когда температура воды достигала 36—40 СС, термореле отключало устройство и ванна была готова к пользованию. Поражение произошло при следующих обстоятельствах. Пожелавший принять ванну включил устройство и, не дождавшись отключения, решил рукой оценить температуру воды. Он погрузил правую кисть в воду, а левая в это время касалась корпуса ванны. Спасти пострадавшего не удалось, хотя квалифицированная помощь была оказана немедленно.

Последний случай представляет особый интерес потому, что, как показали результаты измерения, напряжение между водой в том месте, где находилась рука, и корпусом ванны составляло всего 4—5 В. Но и в предыдущем случае, описанном М. Ф. Крикуновым и Ф. Ф. Скворцовым, поражающее напряжение было ниже 12 В. Правда, в их описании указано только напряжение сети (12 В), но если принять во внимание падение напряжения на элементах сопротивления, оказавшихся включенными в сеть последовательно с телом человека, то с несомненностью выяснится, что поражающее 'напряжение в действительности было меньше напряжения сети. Эта разница между напряжением сети и поражающим напряжением особенно ощутима при малых напряжениях. Напомним, что в своей работе, посвященной определению безопасных * напряжений, Т. Гибберт [96] уже не исключал возможности поражения малым напряжением. Позднее несколько случаев поражения в сетях переменного тока напряжением 12 и 24 В были описаны и в других иностранных работах [85]. Весьма показателен случай, подробно рассмотренный в работе [103]. Изложим его в сокращенном виде.

Пример 1.3. Швея С. по дороге на швейную фабрику попала под дождь. Придя в цех, она сняла мокрую обувь и осталась в отсыревших чулках. Собираясь приступить к работе, она села на стул, левую ногу поставила на бетонный пол, правую — на металлический каркас швейной машины; при этом она правой рукой начала включать двигатель, а левой взялась за арматуру местного освещения напряжением 12 В. Изоляция светильника была повреждена, и швея оказалась в электрической цепи напряжением 12 В по схеме «левая рука — ноги». В результате — смертельное поражение током.

Подобные примеры теперь уже не вызывают удивления. Не встречаются и утверждения о том, будто поражения в сети малого напряжения происходят только в случае появления в этой сети напряжения 220 и 380 В.

Итак, установлены единичные случаи смертельных поражений напряжением 12 В промышленной частоты. На установках напряжением 36 и 65 В они носят уже далеко не единичный характер. Причина смерти — остановка дыхания.

Многие авторы, пытаясь объяснить летальные исходы, вызываемые малым напряжением, которое, вообще говоря, считается безопасным, ссылаются на наличие у погибших тех или иных заболеваний. Однако роль этого фактора несколько переоценена, ибо в 86 % изученных нами актов судебно-медицинской экспертизы, составленных по поводу поражений малым напряжением, исчерпывающе указывалось, что пострадавшие были до электротравмы вполне здоровыми, физически крепкими людьми. Об этом же говорят и данные повозрастного распределения лиц, пострадавших на установках напряжением 65 В и меньше: 22 % из них было моложе 21 года, 65,5 % имели от 21 года до 30 лет и только 12,5 % было старше 30 лет. Следовательно, 88 % пострадавших находилось в молодом, наиболее цветущем возрасте. Причина поражения однозначна — возникновение электрической цепи через акупунктурные зоны.

Библиографический список

1. Манойлов В.Е.  Основы электробезопасности._5-е изд., перераб. и доп.- Л.;      Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1991.- 480 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66343. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог 70.5 KB
  Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...
66344. Мы экономим электрическую энергию 37.5 KB
  Человек много лет добывает из земли большое количество энергоресурсов. Слово Экспертам. Слово Корреспондентам Что же включает в себя экономия энергоресурсов Только ли это экономия электрической энергии Мы слышим от взрослых что дом дырявый что это значит...
66345. Моя щаслива планета 77.5 KB
  Мета: узагальнити знання дітей про шляхи і заходи щодо збереження енергії; мотивувати учнів відповідально ставитися до використання енергії у побуті; сприяти формуванню навичок ощадливого використання електроенергії у побуті.
66346. English Traditions and Customs 40 KB
  They also have their traditional Christmas dinner with stuffed turkey and Christmas pudding. The Queen’s speech is on television at three o’clock in the afternoon. There is a big Christmas tree in Trafalgar Square in London.
66347. Игра-викторина «Что ты знаешь о США?» 48.5 KB
  Цели: углубить и конкретизировать страноведческие знания учащихся по теме «США»; продолжить развитие творческих способностей учащихся; учить применять знания, полученные на уроках, в новой ситуации; дальнейшее расширение кругозора учащихся.
66348. Му Family 44 KB
  Мета: повторити раніше вивчені слова та структури, формувати уявлення про звукову систему англійської мови, ввести нові лексичні одиниці з теми "Му Family",вчити впізнавати їх та застосовувати у мовленні; формувати уміння в учнів самостійно працювати над завданнями...
66350. Іграшки. Урок англійської мови у 1 класі 36.5 KB
  Hello, everyone! I’m glad to see you! P: Hello! We are glad to see you too! T: How are you today? Come here and show us a picture with your mood. ( Учні виходять до дошки і обирають малюнок з смайликом, який показує настрій ).P1: I am fine, thank you. P2: I am so-so.
66351. З НОВИМ РОКОМ 38 KB
  Мета: повторити лексичний матеріал теми; ознайомити учнів з новими лексичними одиницями та тренувати їх вживання в усному мовленні; практикувати вживання в усному мовленні структури I see; повторити раніше вивчені літери; ознайомити учнів з літерами...