98967

Человек - причина глобальных проблем

Реферат

Логика и философия

Римский клуб. Глобальные проблемы и причины их возникновения. История возникновения Римского клуба. Кризис человечества. Человек и глобальные проблемы. Человек – творец своего будущего...

Русский

2016-07-17

119 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЙ СООБЩЕНИЯ - СГУПС

Кафедра «Философия»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Философия»

Тема: «Человек - причина глобальных проблем»

Выполнил:   студент гр. У- 312

Фомин А.Ю.                                                                                               

Проверил:   Быстрова А.Н.

НОВОСИБИРСК - 2011

Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] 1 Римский клуб

[3.1]  Глобальные проблемы и причины их возникновения

[3.2]  История возникновения Римского клуба

[4] Кризис человечества

[4.1] 2.1  Человек и глобальные проблемы

[4.2] 2.2  Человек – творец своего будущего

[5] Заключение

[6] Список использованной литературы


Введение

На протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с различного рода проблемами, большими и маленькими, повседневными и периодическими, но никогда ранее человечество не сталкивалось с таким родом проблем, которые бы охватывали не отдельного человека или социальную группу, а охватывали бы сразу весь человеческий род. Такие проблемы получили название глобальных.

Время шло, человечество росло  и развивалось и ему каждый раз все больше и больше требовалось топлива, строительных материалов, пищи. В связи с этим, человек активней расширял районы добычи ископаемых. Исчерпав все ресурсы в одном месте, люди переходили в другой район, и там начинали выкачивать из природы все, что можно. При этом, переходя из одного района в другой, человек оставлял за собой сотни гектаров вырубленных лесов, измененный ландшафт, сотни тонн мусора и отходов производства, многие виды истребленных или находящихся на грани исчезновения видов животных  и  растений,  также многие другие следы своей деятельности.  

За считанные годы человек разрушал и выкачивал из земли то, что создавалось природой миллионами лет. Истреблял и уничтожал все на своем пути, человеком двигала жажда наживы и получения максимума благ. Люди жили и живут сегодняшним днем, мало задумываясь о будущем, о том наследии, которое они оставят своим потомкам. Все это в совокупности и породило такой феномен как глобальные проблемы.

Доктор философских наук В.Ф.Шаповалов по этому поводу пишет: «Возникновение особого ряда проблем, получивших название «Глобальных», стало характерной чертой нашего времени» [6].  Действительно, если ранее человечество и сталкивалось с трудностями и проблемами, то все они носили скорее локальный характер, сегодня же бурный научно-технический прогресс породил проблемы общемирового масштаба. В настоящее время все больше человечество сталкивается с проблемами несущими мировое значение, и которые нельзя решить в одиночку какому-либо государству. Этим проблемам посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов, но, несмотря на это, острота этих проблем меньше не стала, а в некоторых сферах даже возрастает.

 Глобальные проблемы человечества и пути их решения стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экололию, физику, химию, океанологию и другие науки.

Аурелио Печчеи в своем труде «Сто страниц для будущего» писал: «Человек стал хозяином своего будущего в глобальном масштабе – такова основная посылка, которую необходимо принять в качестве исходной точки для нового, и не существующего ранее взгляда на наш мир и наше место в нем. Мы знаем многое. Мы даже знаем то, что если будущее и не может быть предсказано, оно может – в определенных пределах и в основных направлениях – быть придумано, сформулировано, создано и что оно, представляет собой жизненно важный и существенный замысел, особенно трудноосуществимый потому, что он должен стать плодом человеческого коллективного творчества миллиардов людей. Мы знаем также, что то будущее, контуры которого вырисовываются при проекции в завтрашний день ситуации и тенденций настоящего, может быть бурным и мрачным и что, следовательно, необходимо, прежде всего, изменить эти ситуации, как можно скорее, исправить направление этих тенденции.

Таким образом, необходимо продумать, как превратить совокупность действий и поведения людей сегодняшнего дня в совокупность условий, благоприятных для будущего».[3, с.5]

Целью данной работы является изучение причин глобальных проблем и поиск путей решения, а также изучение места и роли человека в их формировании. Чтобы изучить поставленный вопрос я решил обратиться к деятельности Римского клуба – неправительственной организации, занимающейся поиском путей решения глобальных проблем.


1 Римский клуб

  1.   Глобальные проблемы и причины их возникновения

Человечество с каждым годом все больше и больше наращивает темпы своего развития, все активнее растет и развивается научно-технический потенциал. За весь 20 век человеческая цивилизация совершила столько открытий, сколько не совершила за все предыдущие этапы своего развития. Буквально за 100 лет, произошел огромный скачек в науке и технике, что позволило достичь небывалых высот в развитии и изучении окружающего нас мира.

Сегодняшнее наше существование уже нельзя представить без использования технологий и достижений современной науки. Инновации все больше внедряются в нашу жизнь, порой настолько плотно привязывая нас к себе, что без них мы даже не можем себе представить современную цивилизацию. Связь, медицина и многие другие  области нашей жизни  уже не могут существовать без использования высоких технологий.

В бешеной гонке за получением различных материальных благ человек совсем забыл о своем первоначале, забыл о том, откуда он пришел. Попросту говоря, человек забыл о своей первоначальной среде обитания -  природе, и можно сказать «выкинул» себя из нее.

Мы эксплуатируем окружающий мир, выкачивая из него все, что необходимо для удовлетворения своих потребностей, а что нам непотребно попросту выбрасываем за ненадобностью. Уже длительное время человек бездумно и нерационально использует те блага, которые ему подарила природа. Он без остановки качает из недр полезные ископаемые, топливо, вырубает леса, осушает реки и озера, загрязняет воздушное и водное пространства, уничтожает различные виды флоры и фауны.

Конечно же, такие варварские действия человека по отношению к окружающему его миру не могли остаться незамеченными, в результате сформировался комплекс взаимосвязанных проблем, которые получили название глобальных. Проблемы эти названы глобальными в силу того, что они затрагивают интересы всех стран, наций и общественных систем. Эти проблемы затрагивают все сферы жизни человеческого общества и если не контролировать их, если не принять срочные меры по их ликвидации, то человечество в будущем может столкнуться с глобальной катастрофой, угрожающей всей планете. Доктор экономических наук В.И.Бутов дает следующее определение термину глобальные проблемы:

«Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, существенно влияющие на весь ход развития (в настоящее время и в будущем) экономики, социальной сферы мирового сообщества, на политическую стабильность в мире, на экологическую безопасность, на рациональное использование природных ресурсов. Эти проблемы требуют международного решения и прежде всего сотрудничества все стран. Ни одно даже самое крупное и мощное государство не сможет решить их самостоятельно» [1, с. 207].

В.М. Лейбин писал по поводу глобальной проблематики следующее : «Сознание будущего связано с критическим осмыслением настоящего. Неудовлетворенность настоящим порождает и опасения за будущее, доходя подчас до предсказаний грядущей гибели человечества.… В последнее время внимание мировой общественности, политиков, ученых сосредоточено на так называемых «Глобальных проблемах», в спектр которых попадает широкий спектр проблем от научно – технических до социально – экономических, от общественно – политических до индивидуально – психологических».[2, с.69]

Как мне кажется, это высказывание наиболее полно и широко охватывает все многообразие проблем, с которыми столкнулось современное общество в процессе своего развития. Я не согласен с В.М.Лейбиным, в том, что опасения за свое будущее вызваны только неудовлетворенностью настоящим. Да, безусловно, если мы неуверенны в сегодняшнем дне, то и в завтрашнем мы будем тем более неуверенны, но делать предсказания о гибели человеческой цивилизации только на основе своих страхов предубеждений глупо и бессмысленно. Хотя в то же время эти страхи о конце человеческого существования имеют право на существование в связи с результатами исследований многих ученых, в чьих докладах говориться что бурное и почти неконтролируемое развитие человечества, потребительское отношение к окружающей среде привело к дестабилизации мирового и природного равновесия.

Человечество уже давно стало задумываться о последствиях своей повседневной деятельности и проблемах, возникающих в связи с ней. Например, еще в XIX столетии классики марксизма обратили внимание на то, что человек далеко не всегда способен предусмотреть все последствия своей деятельности, особенно если ориентируется на достижение только ближайших целей и не заботится о далеком будущем. Ф.Энегльс в доказательство этого приводил в пример недальновидность альпийских итальянцев, вырубавших хвойные леса и не подозревавших, что тем самым они создаю неблагоприятные условия для высокогорного скотоводства и сохранения источников влаги, необходимых для пахотной земли, а также испанских плантаторов, выжигавших леса на склонах гор с целью получения удобрений, и не предполагавших, что это приведет к разрушению почвы.  Приводя эти примеры, он предупреждал, чтобы люди не слишком гордились своими победами над природой, так как каждая победа может иметь не только желаемые последствия, но и совершенно непредвиденные, которые могут иметь негативный характер.

Исследуя вопросы культуры, К.Маркс отмечал, что если она развивается не сознательно, а стихийно, то «оставляет после себя пустыню…»[2, с.71]. Кроме того, классики марксизма обращали свое внимание и на демографические проблемы, считая возможной вероятность достижения земным населением такой численности, что дальнейший ее рост будет невозможным и может привести к необходимости ее снижения.

Отмеченные Марксом и Энгельсом проблемы приобретают в настоящее время особую остроту ввиду того, что они являются результатом бурного развития международной деятельности и негативных последствий научно-технического прогресса. Острота глобальных проблем обусловлена еще и тем, что непредвиденные социально-экономические и экологические последствия оказывают глубокое влияние на все стороны жизни современного человека. Важную роль играет и то, что эти проблемы настолько взаимосвязаны между собой, что вряд ли можно добиться успеха в разрешении какой-либо одной из них, при недостаточном учете других. Еще одна особенность глобальных проблем состоит в том, что они могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран.

Лишь в середине ХХ столетия, в связи с бурным промышленно-экономическим ростом решению глобальных проблем предали большое значение.

  1.   История возникновения Римского клуба

Кризисные процессы, заметно усилившиеся в 60 годах ХХ века на Западе, и охватившие все сферы жизни, породили потребность в пересмотре не только социальных, экономических и духовных ценностей, но также послужили толчком к пересмотру взаимосвязей между человеком и природой. Эти взаимосвязи стали рассматриваться не как локальные, а как глобальные, взятые в масштабе всей планеты.

Осознание глобальности и всеобщности, происходящих в мире процессов и изменений, связанных с неуправляемым экономическим ростом, все более усиливающимся разрывом между странами, разрушением среды обитания человека, потребительским отношением к природным ресурсам побудило прогрессивную часть общества начать поиск путей решения возникших проблем.  

В 60 годах научно-технический прогресс начал расти такими темпами, что возникла потребность в создании организации, которая должна была бы являться посредником между наукой и техникой, между учеными и промышленниками. В 1968 году итальянский экономист, общественный деятель и бизнесмен Аурелио Печчеи разослал приглашения 30 видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем мирового развития. Встреча состоялась в Риме 6-7 апреля того же года. В результате переговоров и дискуссий многими делегатами была поддержана идея, о создании международной некоммерческой организации, целью  которой было найти способы решения глобальных проблем. Созданная организация, получила название Римский клуб, а первым ее президентом был избран А.Печчеи.

Организация носила международный некоммерческий характер, она не была связана с политическими партиями, идеологиями или отдельными государствами, все  ее члены выступали в личном качестве и не представляли интересы какой-либо группы или страны.

Аурелио Печчеи в своей книге «Человеческие качества» писал о Римском клубе: «Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий»[4, гл.4.4]. Созданная организация должна была стать многонациональной и обращаться в своей деятельности ко всем возможным наукам, идеологиям и системам ценностей, не связывая себя ни с одной из них. Римский клуб создавался как  неформальная организация, которая должна была способствовать самому свободному обмену мнениями между его членами в целях наилучшей реализации своих функций и задач.

С первых дней существования перед Клубом были поставлены две основные цели, которые он должен был постепенно осуществлять. Первая цель — способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали те проблемы, которые стоят перед мировым сообществом. Второй целью является использование всех доступных знаний и сил, для   установления новых отношений и политических курсов, которые способствовали бы улучшению и исправлению сложившейся негативной ситуации в мире.

Первое время Римский клуб не был особо известен в широких кругах, так как первые два года своего существования были потрачены на установление деловых контактов и пропаганду своих идей и взглядов. Однако тогда замыслы Римского клуба не встретили особой поддержки и энтузиазма у мировой общественности. Изменения в этом отношении наметились лишь в конце 1969 года, когда по приглашения канцлера Австрии в Вене впервые собрались представители Римского клуба вместе с политическими лидерами ряда западных стран.

Постепенно идеи Клуба стали проникать в обширные массы прогрессивно настроенных ученых, бизнесменов, политиков, которым судьбы мира и человечества были не безразличны. Все чаще представители Римского клуба организовывали встречи с мировыми лидерами и обсуждали с ними проблемы дальнейшего развития мира.

В процессе своей работы члены Клуба столкнулись с проблемой выбора способа изучения глобальных проблем и в результате долгих дискуссии выбор пал на математические модели. По мнению Римского клуба, именно математическое моделирование мировых процессов поможет найти способы решения глобальных проблем.

На очередном собрании Клуба в 1970 году одному из крупнейших специалистов в области теории управления – Джею Форрестеру было предложено создать модель глобального развития мира. Через некоторое время Форрестер продемонстрировал разработанную им компьютерную модель «Мир-2», при помощи которой были рассмотрены тенденции развития современного мира. Модель «Мир-2» вскоре была доработана Д. Медоузом – ассистентом Форрестера и получила название «Мир-3».

 Именно эта модель послужила основой дальнейших исследований Римского клуба в сфере глобальных проблем.

В 1972 году результаты первого исследования были опубликованы в виде доклада Римскому клубу под названием «Пределы роста». В этом докладе были обнародованы результаты исследований, в которых были рассмотрены различные варианты дальнейшего развития человечества. Была рассмотрена возможность увеличения численности населения, изменение объемов промышленного производства, изменение состояния природной среды. Согласно выводам исследовательской группы» если человечество не изменит своего отношения к окружающему миру, то перед ним стоит перспектива глобальной катастрофы, которая затронет все без исключения аспекты жизни человечества».[5, с.246]

Я согласен с выводами группы Форрестера и Медоуза и считаю, что их работа впервые наглядно показала людям, что если человечество не одумается, не изменит в корне свое отношения к миру, то всех нас ждет неминуемая катастрофа.

Компьютерная модель «Мир» и доклад «Пределы роста» стали отправной в дальнейших исследованиях и попытках Римского клуба найти выход из сложившейся ситуации. Дальнейшие исследования тенденций развития мира привело к появлению еще девяти докладов, в которых были рассмотрены различные аспекты и причины глобальных проблем.


  1.  Кризис человечества

2.1  Человек и глобальные проблемы

 

Несмотря на все свои достоинства компьютерные модели «Мир-2» и «Мир-3»,  а также  исследования, проведенные на их основе, были подвергнуты критике со стороны участников Римского клуба. Критика эта была связана с тем, что при разработке своих моделей Форрестер и Медоуз уделяли весьма незначительное внимание проблеме человека в современном мире. Конечно, это не значит, что человека совсем исключили из моделей исследования глобальных процессов, просто при изучении динамики развития глобальных проблем человеческий фактор учитывался в меньшей степени.

Дело в том, что Западная цивилизация смотрит на мир вообще и на конкретные объекты в частности с точки зрения их полезности, практической значимости, тогда как для более целостного восприятия мира необходимо смотреть на мир через призму человека. Иными словами необходимо рассматривать не только внешние причины кризиса, но и внутренние, зависящие только от человека.

Понимание того, что корень всех проблем необходимо искать в человеке постепенно росло. В 1979 году авторы седьмого доклада Римскому клубу под названием «Нет пределов обучению» преподаватель Гарвардской высшей школы образования (США) Дж. Боткин, профессор университета им. Мохамеда V (Марокко) М. Эльманджра и профессор Бухарестского университета М. Малиц сделали вывод, что глобальные проблемы  - это, прежде всего человеческие проблемы. Выход в свет этого доклада породил бурные споры в среде членов Клуба о том, как и в какой степени человек ответственен за все, что твориться в мире. В результате таких дебатов постепенно человек и его существование в мире стали центром раздумий членов Римского клуба.

В доказательство этого в одном из своих выступлений члены римского клуба подчеркивают: «Источником всех наших проблем и стремлений являются, конечно, сами люди, их поведение и ожидания, их способность понять изменяющуюся реальность технологического века и их способность адаптироваться к ней или целеустремленно изменить ее» [2, с.169]. Таким образом, члены Клуба признали, что осмысление проблемы существования человека – ключ к пониманию многих важных аспектов глобальных проблем.

А.Печчеи признает, что глобальные проблемы и проблемы человека тесно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Он считает, что человек еще не осознал в полной мере своей роли в мире. Во многих случаях человек надеется на науку и технику, что они сами смогут решить все мировые проблемы. Само собой, что без участия человека проблемы не смогут разрешиться. Президент Римского клуба считает, что современные проблемы вызваны тем, что человек не осознал своей роли в мире и что он еще не готов взять ответственность за происходящее на себя. «Никто из нас еще не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека» - писал Печчеи о проблеме человека в своей работе «Человеческие качества» [2, с.178].

Еще одной из причин глобальных проблем, связанной с человеком члены Римского клуба считают утрату им своей индивидуальности, уникальности и пассивности. Человек, не смотря на то, что в своей повседневной деятельности сталкивается и взаимодействует с сотнями себе подобных, все больше обосабливается от других людей и природы. Все больше проявляет эгоизм и склонность к поиску личной выгоды во вред окружающему миру.

Так как же исправить существующее положение дел, как наконец-то заставить человечество  посмотреть на себя со стороны, чтобы оно увидело, сколько всего плохого сделало? Теоретики Римского клуба видят только один выход, которые поможет сдвинуть ситуацию с места. Только усовершенствование самих людей — всех мужчин и женщин, населяющих планету, — поможет создать новый лучший мир.

Таким образом, можно увидеть, что с какой бы точки зрения мы ни изучали нынешнее положение человечества, проблематику или перспективы его дальнейшего развития, мы неизбежно приходим к тому, что именно сам человек — со всеми его недостатками, качествами и возможностями — оказывается причиной всех проблем и событий. Часто мы не осознаем эту простую и очевидную истину, мы пытаемся найти сложные, многоходовые решения где-то за пределами самих себя, мы ищем корни неудач во внешней среде, а ведь, в сущности, за ответом о причинах почти всех человеческих трудностей и мировых потрясений вовсе не надо ходить так далеко — ответ в нас самих. Только если мы сами захотим все исправить сможем взять сложившуюся ситуацию под контроль.

2.2  Человек – творец своего будущего

В течение всего своего существования человечество не раз сталкивалось и переживало различного рода кризисы, но никогда ранее они не достигали таких масштабов, которых они достигли в последнее время. Да, различного рода войны, эпидемии, природные катаклизмы случались и раньше, стоит только открыть учебники истории, чтобы  убедиться в этом. Вопрос в том, что все бедствия, которые обрушивались на человека ранее, не принимали такого размаха и имели меньшие последствия. Стоит включить телевизор, как можно увидеть, что практически в каждом выпуске новостей будет показан сюжет, повествующий о произошедших стихийных бедствиях, эпидемиях, авариях и катастрофах.  Причем днем ото дня количество таких сюжетов увеличивается – это ли не повод задуматься о причинах всего происходящего в мире? Это ли не повод оглянуться и сказать: «Эй, человек, постой, посмотри, во что ты превращаешь этот прекрасный мир своими варварскими действиями».

Сегодня, когда человечество вступило в новую эпоху своего развития, когда научно-технический потенциал растет все  более ускоряющимися темпами, окружающий его мир все сильнее изменяется,  влияние глобальных проблем на жизнь человека и всей планеты ощущается с каждым годом все острее. Именно поэтому, необходимо как можно скорее найти пути решения возникших проблем, ибо если люди промедлят, то те кризисные явления, которые сегодня существуют в мире, достигнут той критической отметки в своем развитии, после которой разрешить их или хотя бы замедлить будет невозможно.

Как уже отмечалось ранее, только сам человек и его невежество по отношению к окружающему миру служат причиной проблем, которые угрожают миру. Исходя из этого, только сам человек способен изменить сложившуюся ситуацию, но лишь при условии, что он действительно этого захочет. Встает вопрос, а как разрешить глобальные проблемы, какие действия предпринять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию? На первый взгляд, ответ очевиден – необходимо в первую очередь изменить человека, научить его бережно относиться тому, что ему дала природа, необходимо научиться находить компромиссы во взаимоотношениях друг с другом, дабы снизить внешнеполитическую напряженность в мире и многое другое. Конечно. Я согласен, что все это верно, но чтобы претворять в жизнь какие-то благие намерения, на мой взгляд, необходимо иметь четкий план действий и ясно представлять себе поставленные цели и задачи для достижения задуманного.

А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приводит шесть тезисов, которые он назвал «целями человечества». По поводу них он пишет: «…можно выдвинуть целый ряд более или менее равнозначных конкретных целей, я упомяну для примера лишь шесть из них. Каждая из целей суммирует некие основные понятия и факты, которые необходимо знать современному человеку, и намечает важные действия, которые он должен предпринять, с тем чтобы создать соответствующие предпосылки для жизни и дальнейшего развития. Представленные шесть целей связаны с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него, мировым сообществом, которое он должен построить, экосредой, которую он должен защитить любой ценой, и, наконец, сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступить»[4, гл. 9.1].

Человек в процессе своего развития получал все большую власть над природой, человек стал чувствовать себя королем мира и совершенно забыл, что окружающий его мир и его ресурсы не безграничны. Лишь в последнее время мы стали понимать, что в результате своих действий мы уничтожили либо изменили до неузнаваемости большую часть мира, а ту нетронутую часть, оставшуюся практически в первозданном виде, мы зачастую не бережем. На сегодня доподлинно неизвестно, в какой мере мы своими действиями нарушили природный баланс, много ли необратимых явлений мы вызвали и какие из них могут повлиять на нашу жизнь сегодня или в ближайшем будущем, неизвестно на какие запасы ресурсов мы можем реально рассчитывать. Все это показывает нам очевидность того, что Земля и ее возможности не безграничны и что все в мире имеет свои пределы. Поэтому необходимо совершенствовать уже имеющиеся и накапливать новые знания о тех возможностях, которыми мы сегодня реально располагаем, о тех резервах, которые можем дополнительно привлекать в процессе своей деятельности. В книге Печчеи «Человеческие качества» эта цель получила название «внешние пределы»

Если есть «внешние пределы», то наверняка должны быть и «внутренние». Что же понимать под этими самыми пределами? На мой взгляд, очевидно, что под «внутренними пределами» Печчеи понимает возможности человека, его способность к самопознанию ,развитию, пределы его физических и умственных возможностей. В процессе своего развития и стремления к комфорту человек изобретает все новые приспособления и инструменты. С одной стороны это делает человека более цивилизованным, поднимает его на новый уровень жизни, но в то же  время в процессе своей бурной жизнедеятельности человек все больше подвергается влиянию стресса, умственному перенапряжению и другим негативным факторам, сопровождающим современное человечество.

Печчеи видел эти две стороны развития человеческой цивилизации, он считал, что для достижения гармонии в отношениях человека  с окружающим миром необходимо исследовать все скрытые резервы нашего организма, дабы научиться лучше использовать свои умственные способности, научиться приспосабливаться к динамично меняющемуся миру. В связи с этим он пишет: «Мы должны знать, как нам лучше использовать свои умственные способности, причем чтобы не только противостоять новым переменам, но и для того, чтобы поставить их под контроль и извлекать из них пользу. Так что основная задача сводится к оценке совокупности способностей и выяснению, как усовершенствовать и приспособить их к тому, чтобы не подвергать человеческий организм невыносимым напряжениям и стрессам»[4, гл 9.2].

Следующей целью Печчеи отметил сохранение культурного наследия. Под этой целью автор понимал проблему «защиты и сохранения культурных особенностей народов и наций». Действительно, на сегодняшний день эта проблема стоит довольно остро во многих странах мира. Очень часто люди уничтожают то, что создавалось ими в течение многих десятков или даже сотен лет. Мы уничтожаем памятники старины, заповедники или другие объекты культурного наследия, не задумываясь о том, что все это является частью нашей истории, нашего прошлого, а уничтожая прошлое, мы рискуем уничтожить и свое будущее. В свете этого Печчеи пишет очень глубокое, на мой взгляд, изречение: «Просто поразительно, сколько культурного богатства и разнообразия вложил человек за стовековую, а возможно, и еще более длительную историю в свой язык, традиции устного творчества, письменность, обычаи, музыку, танцы, искусство подражания, памятники, изобразительное искусство и так далее. К несчастью, не менее поразительной до настоящего времени была и его печальная способность уничтожать, сглаживать, осквернять и забывать это бесценное наследие. Дальнейшее развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации — все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли львиной доли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления к добру прошлых поколений»[4, гл.9.2].

Как мне кажется, это высказывание наиболее точно раскрывает все происходящее в мире в культурной сфере. К сожалению, очень часто в последнее время приходится слышать об уничтожении или разграблении объектов мирового культурного наследия, что вселяет определенную грусть и тоску в сердце ибо мы сами уничтожаем свое прошлое, уничтожаем память о прошлых поколениях, о наших прадедах и если это не остановить, то в будущем, возможно, также уничтожат память и о нас.

А.Печчеи затрагивает также мировое сообщество и среду обитания человека. Он призывает к тому, чтобы общество постепенно перешло от общества, где все государства руководствуются лишь своими интересами к сообществу «в основу которого легла бы система скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений, охватывающая все уровни человеческой организации — от локального до глобального» [4, гл.9.2]. Мне кажется, что эта идея может быть удачно реализована в скором будущем, так как если общество хочет идти к всеобщему благу и процветанию, то необходимо стремиться к этому общими усилиями, помня не только о своих интересах, но и об интересах остального мира. В последнее время процесс интеграции стран в мировую систему приобретает все большие размеры. Например, создаются общие экономические пространства, становятся «прозрачными» государственные границы и многое другое. Все это лишь начало  долгого пути, который предстоит пройти обществу, дабы достичь наивысшей степени процветания и взаимопонимания.

Что же касается среды обитания, то здесь Печчеи обращает внимание на проблему быстрого роста населения и связанной с этим нехваткой земельных площадей, ресурсов, продуктов. Дабы решить эту проблему он предлагает разработать глобальный план рационального использования ресурсов в условиях растущего народонаселения. Этот план, согласно задумке Печчеи должен был предусматривать способы распределения основных ресурсов таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности людей. Как мне кажется, сама идея такого плана хороша, но едва  осуществима в полной мере, так как желания и потребности у всех людей разные и учесть их в полной мере проблематично.

Еще одной немаловажной целью является совершенствование производственной системы. Эту проблему Печчеи связывает с ростом разрыва между развитыми и развивающимися странами, непропорциональным уровнем развития науки и техники. «Люди развитых стран – пишет он -  уже готовы смириться с необходимостью пойти на какие-то жертвы, чтобы сократить существующий в мире разрыв, однако им до сих пор не привели еще достаточно веских доводов в пользу таких мер; в бедных же странах все больше боятся защитных мероприятий богатых стран, борющихся с собственными кризисными явлениями, угрожающих лишить развивающиеся страны каких бы то ни было шансов на прогресс, что развивающиеся страны считают совершенно несправедливым по отношению к ним»[4, гл.9.2].

В этом я полностью согласен с Печчеи, ведь если посмотреть на геополитическую карту миру, то можно увидеть, что существует ряд сильных  и богатых стран, которые диктуют свои условия мене развитым и бедным странам. Я считаю, что это неправильно и несправедливо, конечно, богатым странам выгодно, чтобы более мелкие и слабые страны были зависимы от более сильных и богатых, так как таким образом можно фактически контролировать эти страны, но для достижения всеобщего благополучия необходимо, чтобы все страны имели одинаковый статус в мире, имели одинаковый доступ ко всем мировым ресурсам. Ведь если мы научимся жизнь в гармонии друг с другом, то сможем построить лучший мир для нас всех.

Из всего вышесказанного я бы хотел сделать вывод, что человек поистине является творцом своего будущего, только от желания человека, от его понимания сути всех глобальных проблем зависит, сможет ли он в корне поменять сложившуюся ситуацию, сможет ли он своими действиями создать лучший мир. Идеи и взгляды А.Печчеи, на мой взгляд, опередили свое время, ведь они  еще в 60-70 х годах прошлого столетия задали вектор развития всей мировой цивилизации и если мы постепенно начнем реализовывать их, то общими усилиями сможем достичь процветания.  

 


Заключение

Проделав данную, работу я убедился, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и суть всех проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не только во внешних факторах, но самое главное во внутренних,  а именно в человеке. В его восприятии мира, моральных качествах и духовных ценностях, определяющих его поступки и способы самореализации.

Изучив деятельность Римского клуба, идеи которого, показались мне весьма мудрыми, правильными и прогрессивными я сделал вывод, что усилия ученых, политиков, бизнесменов будут тщетными, если сам человек не захочет измениться и изменить окружающие его мир.

Человечество, на мой взгляд, сможет отойти от края пропасти, только если пересмотрит свои морально-нравственные качества, если сможет привести в соответствие с требованиями динамично изменяющего мира представления о свободе, демократии, ответственности, смысле жизни, если промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений и сумеют поставить на службу человечеству основные достижения в области науки, технологии, информатики, здравоохранения.

Немаловажно, как мне кажется, оценив смело, объективно и всесторонне суть происходящего, взвесив все свои силы и возможности, наметить абсолютно новый курс развития, с тем, чтобы отныне и впредь держать под контролем все, что совершается на планете и в конечном итоге научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В заключение я бы хотел привести слова Аурелио Печчеи, которые, на мой взгляд, несмотря на все трудности, с которым сегодня сталкивается человечество полны оптимизма и веры в то, что человек способен все исправить и создать лучшее будущее: «Мое самое большое желание… возрождение человеческого духа, ибо без этого человеческая система окажется в плену понятий или крайних обстоятельств, грозящих неминуемо уничтожением. Но я верую в человека и верю в человеческую революцию, которая, пусть через величайшие жертвы и страдания, приведет его, в конечном счете, к триумфу». [4, гл.9.3]


Список использованной литературы

  1.  Абрамова О. Д. «Глобализация : учебник для вузов», Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : РАГС, 2008. - 543 с.
  2.  Лейбин В.М. «Модели мира» -  М.:  1982. - 255 с.
  3.  Печчеи А. «Сто страниц для будущего». В кн.: "Будущее в настоящем". М., 1984, с. 36.
  4.  Печчеи А. «Человеческие качества» М.: Политиздат,1985.
  5.  «Пределы роста: доклад Римскому клубу», – М.: ИКЦ "Академкнига", 2008. - 344 стр.
  6.  Журнал «Век глобализации» http://www.dialog21.ru/Globalistika/age_of_globalization_1_08.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26834. Ротовая полость (губы, щеки, десна). Слюнные железы домашних животных 10.66 KB
  Ротовая полость губы щеки десна. Роговая полость cavum oris s. Ротовая полость включает в себя преддверие рта и собственно ротовую полость. Собственно ротовая полость саvum oris proprium это виутрениий шубный участок рта где лежит язык.
26835. Глотка 11.84 KB
  Внутреннее пространство глотки составляет полость глотки cavitas pharyngis. Соответственно органам расположенным кпереди от глотки она может быть разделена на три части: pars nasalis pars oralis и pars laryngea. Верхняя стенка глотки прилежащая к основанию черепа называется сводом fornix pharyngis. В отличие от других отделов глотки стенки ее не спадаются так как являются неподвижными.
26836. Твердое и мягкое небо домашних животных 9.05 KB
  Каудальный свободный конец мягкого неба принято называть небной дугой. Отверстие между небной дужкой свободным краем небной занавески и корнем языка называется зевом fauces. Латеральные края мягкого неба располагаются позади последнего коренного зуба фиксируются на небной и крыловидной костях и следуя в виде складки слизистой оболочки к корню языка образуют небноязычную дугу arcus glossopalatiims. palatines располагается в толще мягкого неба от хоанного края небных костей до свободного края небной дужки.
26837. Язык домашних животных.Язык — lingua 3.44 KB
  Язык lingua На нем различают: а корень radixlinguae б тело corpuslinguae в верхушку языка apexlinguaeЕстьуздечки языка frenulumlinguae.Сосочки: Нитевидные сосочки papillaefiliformes покрывают всю дорсальную поверхность тела и кончика языка. Конические сосочки papillaecorneae располагаются на корне языка. papillaefungiformes выступают среди нитевидных сосочков на' спинке кончике и краях языка.
26838. Зубы лошади и собаки 1.51 KB
  Зубы лошади и собаки. У собак зубы короткокоронковые. Молочные зубы меньше постоянных. Самые крупные секущие зубы sectorius.
26839. Зубы крупного рогатого скота и свиньи 1.73 KB
  молочные и постоянные форма конические. Постоянные зубы у самок не крупные. Постоянные зубы включают 4 премоляра и 3 моляра. Формула молочные 3130 3130 постоянные 3143 3143 КРСна нижней 8 резцов.
26840. Однокамерный желудок домашних животных 5.87 KB
  Однокамерный желудок домашних животных. Желудок ventriculus На левом участке желудка находится кардиальное отверстие ostiumcardiacum а на правом выход пилорическое отверстие ostiumpyloricum Передняя поверхность желудка faciesparietalis прилежит к печени и диафрагме а задняя висцеральная faciesvisceralis к кишеч' ным петлям. hepatog^stricum соединяющей желудок с печенью. У собаки желудок кишечного типа сравнительно большой.
26841. Многокамерный желудок жвачных 7.28 KB
  Рубец — rumen. В рубце различают два мешка [дорсальный — saccusdorsalis (5) и вентральный — saccusventral). Со стороны слизистой оболочки указанным желобам соответствуют складки — pilalongitudinalisdextraetsinistra, pilacranialisetcaudalis, которые обрамляют внутрирубцовое отверстие
26842. Анатомо-физиологические особенности строения и пищеварения молодняка жвачных 2.42 KB
  Во время питья молока и воды или акта сосания сокращаются мышцы губ пищеводного желоба; губы смыкаются и образуют трубку составляющую как бы продолжение пищевода. Смыкание губ пищеводного желоба это рефлекторный акт возникающий при раздражении рецепторов языка и глотки в момент глотания. Емкость пищеводного желоба очень мала поэтому молоко может проходить по нему в сычуг только небольшими порциями. С ростом телят значение пищеводного желоба уменьшается губы его грубеют и смыкаются не полностью.