98975

Бреттон-Вудская конференция. Теоретические основы полемики конференции

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Рассмотреть исторические предпосылки, повлиявшие на представленные планы. Рассмотреть сами проекты международного финансово-экономического регулирования, представленные на Бреттон-Вудской конференции, и ход их развития. Сравнить данные проекты и принятые в ходе конференции принципы как продукт их синтеза

Русский

2016-07-22

135 KB

0 чел.

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по истории экономических учений на тему:

Полемика о принципах международного финансово-экономического регулирования на Бреттон-Вудской конференции

Выполнила: студентка 1 курса

Городищер  Юлия Евгеньевна

165 группа

Проверил: доктор экономических наук,

профессор кафедры экономической методологии

и истории
Гребнев Леонид Сергеевич

Москва

2013


План

[0.1] Глава 1. Уроки Прошлого

[0.1.1] International Currency Experience:Lessons of the Interwar Period. League of Nations Geneva. 1944 www.questia.com/read/6475121/international-currency-experience-lessons-of-the

[0.2] Глава 2 Теоретические основы полемики конференции

[0.2.1] 2.1 План Джона Мейнарда Кейнса

[0.2.2] 2.2 План Гарри Декстера Уайта

[0.2.3] 2.3 Обсуждение планов и альтернативные варианты

[0.3] 3. Бреттон-Вудская конференция

[0.3.1] 3.1. Заранее урегулированные вопросы

[0.3.2] 3.2. Работа самой конференции

[0.3.3] 3.3. Национально-политические интересы и Бреттон-Вудская полемика

[0.4] Заключение

[0.5] Список литературы

Введение

С 1 по 23 июля 1944 года в американском Бреттон-Вудсе проходила международная конференция по вопросам послевоенного строительства новой международной валютной системы. Соглашения, принятые по итогам конференции, легли в основу этой системы, которая просуществовала вплоть до 1971 г., хотя отдельные ее институты (МВФ) или их модификации (Мировой Банк) действуют и сегодня.

Проблема полемики Бреттон-Вудской конференции актуальна в современном мире. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, активизировал процесс поиска оптимального международного валютного режима. При этом важно учесть и ошибки, и позитивный опыт прежних систем, а также теоретические наработки предшественников. Следовательно, при этом нельзя не учитывать опыт Бреттон-Вудса.

К сожалению, в ходе написания работа я столкнулась с проблемой нехватки релевантной литературы на русском языке. Поэтому в основном я опиралась на англоязычную литературу, а цитаты из этих источников приведены в моем личном переводе.

Цель моей работы – изучение проектов, представленных на Бреттон-Вудской конференции и продукта их синтеза. Для достижения этой цели считаю необходимым решение следующих задач:

  1.  Рассмотреть исторические предпосылки, повлиявшие на представленные планы
  2.  Рассмотреть сами проекты международного финансово-экономического регулирования, представленные на Бреттон-Вудской конференции, и ход их развития
  3.  Сравнить данные проекты и принятые в ходе конференции принципы как продукт их синтеза

Основных проектов послевоенного финансово-экономического устройства мира было два: британский Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.) и американский Гарри Декстера Уайта (1892-1948 гг.). Говоря о планах Кейнса и Уайта, имеют в виду, прежде всего, официальные документы, опубликованные соответственно в апреле и июле 1943 года. Однако полемика не ограничивается ни конкретно этими вариантами проектов, ни этими двумя авторами. В вопросе о хронологических рамках Бреттон-Вудской полемики считаю обоснованной точку зрения итальянского экономиста Филиппо Цесарано: «Предложения реформ, выдвинутые Великобританией и Соединенными Штатами в ответ на «Новый порядок» [1940] ознаменовали отправную точку Бреттон-Вудской дискуссии».1 Хотя назвать и 1940 год отправной точкой дискуссии по большому счету условность, так как и становление идей Кейнса о переустройстве финансовой системы мира началось еще с работ «Экономические последствия мира» (1919), «Конец эпохи золотого стандарта» (1931), конечно же, «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и др.

Проект Гарри Декстера Уайта также начал формироваться задолго до войны в материале, подготовленном для министерства финансов США еще в 1934 году2. Поэтому, говоря о полемике на самой конференции, я считаю необходимым внимательно рассмотреть споры и дискуссии периода 1941-1944 года.

Сразу оговорюсь, что решения конференции и практика их применения далеко не всегда совпадали. Считаю разумным рассмотрение лишь теоретических концепций, так как включение практической компоненты сделало бы слишком широким предмет реферирования.

Глава 1. Уроки Прошлого

Необходимость создания новой валютной системы была обусловлена провалами прежних, а основной задачей проектов Бреттон-Вудской конференции было «не наступить на те же грабли» вновь.

Во-первых, выделялись важные недостатки режима золотого стандарта. Он не позволял государству использовать всю полноту мер монетарной политики для своих внутренних целей. Также страны-экспортеры, традиционно имеющие положительный баланс текущего счета, искусственно пытаются удержать инфляцию. В то же время страны-импортеры, испытывающие недостаток платежных средств, пытаются с помощью соответствующих мер монетарной политики компенсировать его. «Пытаясь оградить внутреннюю экономику от внешних колебаний, практически каждый центральный банк активно или пассивно проводит политику компенсации за изменения объема своих резервов с помощью изменений кредитной политики в стране»3 Следующая проблема, данного режима – проблема ликвидности: ограниченных запасов золота не хватает для финансирования растущего производства, если не допускаются «смягчения» режима.

Современные экономисты выделяют еще одну важную проблему режима золотого стандарта – проблему уверенности. Именно из-за отсутствия уверенности финансовые потоки, например, во время Великой Депрессии стали перемещаться из стран с пассивным текущим балансом, а паника населения, боявшегося, что резервов государства не хватит для выполнения своих обязательств, была более сильной.

Какие выводы были сделаны из опыта режима свободно плавающих курсов? Пожалуй, лучше всего это выразил американский экономист Рагнара Нурксе в 1944 году: «Межвоенный период точно показал: обмен бумажными деньгами не может оставаться без контроля и ежедневно колебаться под влиянием рыночного спроса и предложения».4 Хаос финансовых потоков дестабилизировал потоки товарные,  а конкуренция стран путем девальвации своих валют и введения дополнительных сборов на импорт ограничивала мировую торговлю и вела к неблагоприятным социальным последствиям.

Помимо этого стала очевидна необходимость институционального переустройства мировой экономики. Трехстороннее соглашение США, Великобритании и Франции 1936 года «вынесло на повестку дня необходимость обсуждения новой институциональной структуры, основанной на стабильных валютных курсов ради роста международной торговли».5

Таким образом, основой разработки Бреттон-Вудской системы стал учет ошибок и недостатков предыдущих лет, но нельзя говорить о предельно корректной интерпретации этих ошибок Кейнсом и Уайтом. «Остается только гадать, какой была бы эта система, если бы ее разработчики были свободны от заблуждений»6.

Великая Депрессия и вторая мировая война еще больше усугубили дисбалансы, накопившиеся в мировой экономике. Таким образом, в общем виде цели нового плана отражает высказывание самого Кейнса из обоснования его плана 1943 года: «Нам нужен согласованный план для нового старта каждой страны после войны с объемом резервов, соответствующим ее важности в мировой торговле, чтобы без  чрезмерной паники она могла бы навести у себя дома порядок с целью  в течение переходного периода достичь полноценных условий мирного развития».7

Глава 2 Теоретические основы полемики конференции

2.1 План Джона Мейнарда Кейнса

Вслед за публикацией нацистского «Нового порядка» (пропагандистского видения национал-социалистов будущей экономической организации мира) в ноябре 1940 года Британское министерство информации обратилось к Кейнсу с просьбой начать разработку своего плана послевоенного устройства мира. Было распространено мнение, что, готовясь к миру заранее, мировое сообщество сможет избежать ошибок, связанных с последствиями первой мировой войны 1914-1919 годов. Тогда, «хотя союзные войска победили в войне, они неправильно распорядились миром»8. Неслучайно именно к Кейнсу обратились власти, ведь после первой мировой он выступал против наложения непосильного бремени репараций на Германию и считал основной задачей стабилизацию ситуации, в том числе и экономической, в центральной Европе. История прихода Гитлера власти на волне Великой Депрессии показала, что Кейнс оказался прав.

Уже в августе 1941 года Кейнс опубликовал работу «Proposals for an International Currency Union», ставшую важной вехой в развитии Бреттон-Вудской полемики. Во-первых, она вызвала бурное обсуждение мирового экономического сообщества. Во-вторых, «по отношению к начальному плану, окончательный План Кейнса… был изменен технически и терминологически, но был основан абсолютно на тех же принципах»9.

Идея Кейнса состояла в расширении принципов национальной банковской системы до международного уровня в рамках Клирингового Союза. «Центральные банки государств помещают свои резервы в Международном Клиринговом Банке (ICB), который выполняет традиционные функции центрального банка»10. Покупка и продажа центральными банками иностранной валюты должна была осуществляться на счетах ICB. Объем этих сделок зависел бы от квоты государства, а она в свою очередь – от объема его международной торговли за последние 5 лет (в более поздних вариантах плана - 3 года).

Основной денежной единицей клирингового союза стали бы банкоры. Их курс по плану привязывался  к золоту. Курсы национальных валют к банкору были фиксированы. Банкоры можно было приобрести на золото, но не золото на банкоры. Таким образом, снизилась бы роль золота в обращении, что упрощало проведение эффективной монетарной контрциклической политики, в отличие от «золотого стандарта».

Странам-кредиторам не разрешалось бы списывать сальдо своего баланса или менять «штрафные» кредитные ставки. Система овердрафта и клиринговых счетов в рамках ICB, должна была обеспечить равновесное состояние текущего платежного баланса стран.

Кейнс искал пути восстановления кредитного равновесия, не отказываясь от дисциплины должника. По проекту к «хроническим» кредиторам была бы применима  процедура ревальвации и повышение процентных ставок для крупных операций с фондом. Аналогично «хронических» должников могла ожидать девальвация, обязательная продажа ICB своих золотых запасов, запрет на экспорт капитала. В то же время на дополнительные задолженности накладывался бы дополнительный процент.

Может показаться, что в своем плане такой ярый борец против золотого стандарта как Кейнс отвел золоту слишком большая роль. Сам Кейнс по этому поводу написал следующее: «Текущая задача – найти какой-то упорядоченный, но эластичный способ связать национальные и международную валюты, какой бы эта международная валюта не была… Пока национальные валюты меняют свою стоимость не в ногу друг с другом, сомневаюсь, что задача станет более простой, если заменить золото …»11

2.2 План Гарри Декстера Уайта

«Гарри Декстер Уайт был меньшим рыночным пессимистом, чем Кейнс – несомненно, потому что США, несмотря на Великую Депрессию, были набирающей силу, а Британия – теряющей мощь мировой державой»12. Начальный план Уайта был довольно консервативен и предусматривал создание международного стабилизационного фонда, где выплата квот будет осуществляться в золоте и государственных облигациях.

В отличие от плана Кейнса, проект Уайта претерпел ряд серьезных изменений. План стал более консервативным под воздействием внутриполитических интересов США. Действительно, вряд ли кто-то хотел повторения ситуации 1920 года, когда в силу недостатка голосов в Сенате США не ратифицировали Версальский договор и вступили в Лигу Наций. Экономический интерес государства в этом вопросе составляло расширение мировой торговли за счет сильной институциональной и нормативной базы и принципов свободного мирового рынка, где отдельные субъекты не располагали бы механизмами контроля над обменом валюты. «Политически приемлемый план должен был иметь следующие черты: (1) ограниченные финансовые обязательства, не превышающие $3 млрд., (2) частичное погашение квот золотом, (3)связь между квотами и правом вето, (4)соглашение по поводу обменных курсов между ведущими странами»13. Также были учтены и рекомендации, полученные в ходе международных консультаций особенно 1943 года. Комментируя начальный план Уайта, Кейнс отмечал ряд оригинальных, полезных идей в нем, но как раз то, что больше всего понравилось Кейнсу изначально, подверглось наибольшим изменениям.

В результате основа плана Уайта система международных институтов, которые будут как решать текущие, так и предотвращать будущие проблемы и конфликты. Институт Международного Стабилизационного фонда должен был отвечать за стабилизацию валютных курсов, преодоление нарушений равновесия торгового баланса стран. Таким образом, он был призван избежать проблем межвоенного периода и тем самым стимулировать международную торговлю.

Минимальный взнос страны-члена фонда должен был составить 5 млрд. долларов, и выплачен в золоте или национальной валюте. Денежной единицей самого фонда, предполагалось, станут «унитас» - количество золота, эквивалентное 10 долларам.

Предусматривалась возможность изменения обменных курсов, чтобы исправить фундаментальное несоответствие курсов валют, если ¾ государств-членов фонда выступят за это. В то же время привязка валютного курса не была сверхжесткой и могла варьироваться в рамках коридора, установленного фондом. Наконец, фонд должен был прямыми действиями по покупке валюты, спрос на которую низок, способствовать равновесию мировых финансов.

2.3 Обсуждение планов и альтернативные варианты

Критике подвергся как план Кейнса, так и Уайта. В целом консерваторам хотелось сохранить больше преимуществ золотого стандарта, а оппонентам данного режима – избавиться от большего числа его недостатков. Вот лишь некоторые комментарии, данные по поводу планов.

Например, американский экономист канадского происхождения Джейкоб Вайнер видел достоинства обоих планов в создании сильной институциональной базы, а основные недостатки – в отсутствии эффективного контроля над инфляцией, и курсами валют.

Были упреки и в сочетании несочетаемого в планах экономистов. Так  в своих заключениях Фридрих Лутц настаивал, что «главный недостаток как плана Кейнса, так и плана Уайта… в том, что они представляют несмелые полумеры, которые каким-то магическим образом приведут монетарную политику к «нормальному» состоянию»14.

Не было до конца ясно, как совместить независимость внутриэкономической политики и систему фиксированных валютных курсов. План Кейнса мог привести к злоупотреблению должниками девальвацией за счет стран-кредиторов. Высокая же роль золота и доллара в плане Уайта усиливала зависимость экономики страны от внешних факторов, ложившуюся тяжелым бременем на плечи стран-должников. Критики обращали внимание и на возможности, которые открывали планы для спекулянтов.

Указывались негативные социальные последствия обоих планов. Были выражены сомнения в возможности существования полной занятости при плане Уайта. Что же касается плана Кейнса, его зачастую называли инфляционным, так как вероятно инструментов Клирингового Союза не хватило бы для совмещения полной занятости, сбалансированности платежных счетов стран и отсутствия инфляции.

Стоит отметить, что были разработаны и иные интересные проекты, главным образом направленные на сохранение преимуществ режима золотого стандарта.

Во-первых, интересен план представителя Чикагской школы межвоенных лет Джекоба Вайнера, основанный на золотом стандарте, где цена на благородный металл определялась бы неким международным органом. Однако этот проект не мог решить фундаментальных проблем финансовой системы межвоенного периода.

Во-вторых, привлекает внимание проект 1943 года Фридриха Августа фон Хайека. Предлагалось учреждение новой товарной валюты, чтобы, как и при золотом стандарте, национальная валюта не могла влиять на международную ситуацию, что даст мировой финансовой системе определенную предсказуемость и стабильность. Кейнс категорически отверг эту идею. «Работа Хайека вызвала ответную реакцию Кейнса, который не упустил возможность разъяснить важность своего плана. Его предложение давало новые решения двум недостаткам товарных денег: бесконтрольности предложения в долгосрочной перспективе и неблагоприятному влиянию на изменения безработицы»15.

Были предложены и другие интересные модели, в частности Джона Уильямса, Герберта Файса. Они концентрировались на необходимости институционального переустройства мировой финансовой системы и предлагали свои рецепты борьбы с неравномерным распределением экспорта и импорта. Однако ни один план не мог стать панацеей от всех болезней, нажитых мировой финансовой системой.

Таким образом, я прихожу к выводу, что, хотя планы Кейнса и Уайта были далеки от совершенства, по-настоящему зрелой альтернативы им не было.

3. Бреттон-Вудская конференция

3.1. Заранее урегулированные вопросы

«Раунд интенсивных переговоров, которые спустя год породили Совместное Заявление 21 апреля 1944 года, был решающим»16. Именно этот документ лег в основу самих Бреттон-Вудских соглашений, в то время как на самой решения конференции детализировали план будущей финансовой системы.

Р. Майкселл17 выделяет следующие ключевые положения, согласие по которым было достигнуто в Объединенном Заявлении. Во-первых, взносы золота должны были составить наименьшее из 25% квоты государства или 10% ее золотовалютных запасов (в соответствии с американским планом), однако без учета государственных облигаций (по инициативе Великобритании). Во-вторых, полномочия Фонда по ограничению доступа к его ресурсам страны-участницы. В соответствии с предложениями Великобритании, только если в фонде было более 166% квоты государства в его национальной валюте, полномочия вступали в силу. В-третьих, возможность одностороннего изменения курса национальной валюты страной. В-четвертых, покупка у Фонда национальной валюты и продажи «излишков» золотовалютных запасов. По идее Уайта, страна была обязана пойти на такой шаг, если ее золотовалютные резервы превышают 25% квоты государства, по Кейнсу – 100% квоты. При этом Кейнс, в отличие от Уайта, не включал в это число иностранную валюту, которую нельзя свободно конвертировать в золото. Компромисс был найден на уровне в 75% квоты при толковании золотовалютных резервов согласно Кейнсу.

Однако ряд вопросов оставался не решенным. Так не было согласовано видение Уайтом унитас лишь как технического инструмента для связки золота, доллара и других валют и идея Кейнса, который же в целом готов был принять идею унитас, но настаивал, чтобы их суть приблизилась к его банкору, и они стали самостоятельной расчетной единицей.

Не были достигнуты и договоренности по вопросу клиринга. По плану Уайта, в случае необходимости международного клиринга государство должно было выкупать свою валюту, в том числе и у стран, двусторонний баланс с которыми не был нарушен. Британский вариант расчета был более сложным и предусматривал использование резервов Фонда для восстановления баланса.

Условия, на которых государства были вправе получить иностранную валюту, стали одним из тех пунктов, где предложение Кейнса было принято американской стороной. Оно связывало количество доступных таки образом денег с квотой государства (не более 25% в год), а не с его запасами золота, как по Уайту. Однако оставался открытым вопрос регулирования нецелевого использования этих средств (не для восстановления равновесного состояния текущего платежного баланса).

3.2. Работа самой конференции

I have not the slightest doubt in my own mind that a synthesis of the two schemes should be possible18.

John Meynard Keynes

Работа Бреттон-Вудской конференции проходила в трех комиссиях: по вопросам Фонда, возглавляемая Уайтом, по вопросам банка под руководством Кейнса, и комиссия Эдуарда Суареза по другим вопросам международного финансового сотрудничества.

Р. Майкселл, один из участников Бреттон-Вудской конференции в составе технической бригады, отметил: «Хотя делегаты от других стран вносили многочисленные предложения, которые противоречили положениям, принятым еще до конференции, и повестке дня, были поставлены технические специалисты, предотвращавшие их включение в уставные документы… Результат был значительно предопределен делегациями США и Великобритании».19

Нельзя не признать, что и Кейнс, и Уайт были гордыми и уверенными в себе людьми. Поэтому процесс нахождения компромисса между ними на конференции был длительным и болезненным. «Бумаги летели на пол, один из них [Кейнса и Уайта] выбегал из комнаты. Другим переговорщикам приходилось вмешиваться, чтобы замять конфликт»20. И тем не менее шаг за шагом стороны медленно шли к компромиссу.

Итогом Бреттон-Вудской конференции стало достижение определенной договоренности по трем международным экономическим институтам: Международный Валютный Фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития и Международная торговая организация (нашла воплощение в форме ГАТТ в 1947 году, затем трансформировалась в ВТО),.

МВФ. Основная задача МВФ была определена как обеспечение средств для покрытия дефицитов (профицитов) текущих счетов. Когда страна входила в фонд, номинальная стоимость ее валюты привязывалась к золоту или доллару, их соотношение устанавливалось на уровне 35 долларов за тройскую унцию. Допускались колебания валютного курса между отдельными валютами в пределах 1%. Изменение номинальной цены допускалось лишь в случае фундаментального неравновесия  текущего счета после соответствующих консультаций с фондом.

Вопрос контроля над движением капитала был решен в либеральном духе в соответствии с предложением Уайта и оставался на усмотрение стран-участниц. Соответственно, государства-участники должны были также обеспечить конвертируемость своей валюты и не могли «замораживать» свой текущий платежный баланс.

Вопрос переходного периода был в целом решен в духе предложения Кейнса, т.е. по вступлении в Фонд страна могла сохранить определенный контроль состояния своего текущего платежного баланса, но не могла вернуть его, впоследствии отказавшись от этого инструмента. Ответственность по вопросам уравновешивания спроса и предложения валюты ложилась в основном на плечи страны-экспортера

«Распределение квот фонда было самой сложной и вызывающей наибольшие разногласия частью конференции»21, признает Р. Майкселл. Разные страны были заинтересованы в разных объемах квот. Кейнс настаивал на больших квотах, чтобы обеспечить большие возможности фонда для финансового регулирования, однако суммы, предлагаемые Уайтом, были более «скромными», но и более реалистичными.

МБРР. Хотя предложения делегаций по устройству МБРР существенно противоречили друг другу, этот вопрос удалось урегулировать относительно просто, по сравнению с проблемой МВФ.

США настояли на том, чтобы кредиты банка носили лишь строго целевой характер. Но Америка пошла на ряд уступок. Во-первых, делегация США согласилась, чтобы лишь небольшую часть (2-4%) взноса страны составляло золото. Еще одно отступление от плана Уайта состояло в том, что Банк отказался от активной политики займов. Более того, и выдача кредитов не должна была стать назначением большей части его ресурсов – они должны были стать гарантией по обязательствам данного института. Наконец, жесткая позиция советской делегации вынудила отказаться от пункта программы Уайта о жестком соответствии квоты в Фонде и квоты Банке.

Торговая организация ГАТТ наряду с МБРР и МВФ традиционно относят к организациям Бреттон-Вудской системы, однако подробности учреждения и функционирования подобной организации на конференции не рассматривались. «…Но Конференция признала необходимость соответствующего международного института по вопросам торговли, чтобы дополнить МВФ и Всемирный Банк»22.

Таким образом, конференции удалось решить ряд вопросов, жизненно необходимых к согласованию при построении послевоенного порядка. «Общепризнанно, что международное сотрудничество для стабилизации валют является необходимой частью эффективной программы послевоенного восстановление»23, написал Гарри Декстер Уайт еще в 1943. Видимо, это общее признание и понимание было достаточно глубоким, чтобы достичь определенного компромиссного соглашения по данным вопросам.

3.3. Национально-политические интересы и Бреттон-Вудская полемика

Важно понимать, что вопросы политики неотделимы от полемики Бреттон-Вудской конференции, что проявилось в нескольких аспектах.

Во-первых, политически важно, что выработка планов сторон началась еще на заре войны. «Становясь первым, кто предложит план, ты заставляешь всех думать в твоем ключе: ты определяешь ход дискуссии»24. По этой тактике, и Германия с ее «Новым порядком», и США, и  Британия склоняли другие страны принять свое видение переустройства мира.

Также нужно понимать, что особенности планов Уайта и Кейнса были обусловлены экономическим и политическим положением США и Британии. Принципы laissez-faire и сохранения за золотом ключевой роли в международных расчетах были на руку Соединенным Штатам, на конец войны крупнейшему мировому экспортеру, располагавшему около 70% мировых запасов золота. Золотой же запас Британии был крайне истощен, торговый баланс -  отрицателен. Это делало страну особенно заинтересованной в минимальном значении золота в мировых финансах и в международном клиринге, снижающем нагрузку на страны-импортеры. К тому же тяжелейшее положение Великобритании в эпоху Великой Депрессии, наверняка, было одной из предпосылок того, что ключевой точкой в плане Кейнса было достижение полной занятости. Неслучайно Кейнс писал: «Фундаментальная причина ограничений целей плана международной валюты – невозможность установления стабильных уровней цен без этого… Некоторые люди утверждают, что в таком случае капиталистическая страна обречена на провал, так как будет невозможно в условиях полной занятости постоянно повышать заработную плату. Если следовать этой точке зрения, суровые спады и продолжительные периоды безработицы в таком случае - единственный эффективный способ удержания заработной платы на разумном уровне»25.

Просматриваются национально-политические интересы и в вопросах критики концепций Уайта и Кейнса. «Большинство экономистов выявили дефекты обоих планов, хотя зачастую в предвзятой манере. Негативные оценки плана Кейнса были выдвинуты главным образом американцами, а плана Уайта – бБританцами»26.

Наконец, нельзя пренебрегать потенциалом политического влияния, которым располагали стороны. Экономически сильные США умело им пользовались, старались склонить других участников мирового сообщества на свою сторону. Так перед публикации окончательной версии плана Уайта, Соединенные Штаты провели серию переговоров с представителями других стран. Обессилившая же в войне Великобритания, с которой к тому же в первую очередь ассоциировался отживший свой век режим золотого стандарта, не могла похвастаться такой же возможностью оказывать давление на другие страны. Поэтому и сам Кейнс не мог не считаться с политическим влиянием США. «Я вполне ожидаю, что мы постараемся пойти на компромисс с Американским проектом и очень вероятно примерим их костюм в долгосрочной перспективе. Но я уверен, что было бы незрело делать это в данный момент»27.

Заключение

На основании рассмотренных источников я прихожу к выводу, что Бреттон-Вудская конференция достигла своих целей, и были выработаны общие принципы регулирования международной валютной системы.

Были предприняты значительные усилия для учета как положительного, так и отрицательного опыта предыдущих режимов, однако по-настоящему «золотой» середины найдено не было.

Как планы делегаций, так и «компромиссный» вариант системы можно следующим образом: «На самом фундаментальном уровне это было либеральное экономическое видение мира, но оно совмещалось с необходимостью иметь дело с системой, в которой отдельные нации были важными игроками»28. Иными словами  при всей своей либеральности данная система не могла никак оградиться от вопросов политики – таковы были условия послевоенного мироустройства.

Основой для итогового проекта стал план Уайта в силу, главным образом, сильного политического влияния США, однако говорить о том, что в финальном проекте пренебрежительно мала роль других мнения (как плана Кейнса, так и точек зрения других делегаций) не следует.

Я разделяю следующую мысль Дерека Альдкрофта: «Верно, что Бреттон-Вудс должен во многом рассматриваться как система (???) международного согласования интересов, последовавший за беспорядком межвоенных лет…»29. Полемика Бреттон-Вудской конференции была острой в силу противоречащих друг другу интересов стран-участниц и отсутствия концепции, которая реила бы сразу всех проблемы мировых финансов сразу. Тем не менее соглашения достигнутые странами-участницами говорят о том, что международное сотрудничество должно и может развиваться, что во всяком случае при решении общемировых экономических проблем национальные интересы можно примерить ради достижения общей цели.

Список литературы

  1.  Aldcroft, D. H. Exchange rate regimes in the twentieth century. Cheltenham; Northampton Edward Elgar, 1998 – 210 c.
  2.  Bordo, M. D. The gold standard and related regimes. Cambridge, Cambridge University Press, 2005. – 527 с.
  3.  Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. - 262 с.
  4.  Horsefield J. The international  Monetary Fund 1945-1965. Volume III Documents, International Monetary Fund, Washington D.C., 1969 http://www.imsreform.org/reserve/pdf/keynesplan.pdf
  5.  Grabbe, J. O. International financial markets. London Prentice-Hall International, Inc., 1996. – 492 с.
  6.  White, H. Postwar Currency Stabilization, The American Economic review, Vol. 33, No. 1, Part 2, Supplement, Papers and Proceedings of the Fifty-fifth Annual Meeting of the American Economic Association (Mar. 1943) pp. 382, published by American Economic Association, www.jstor.org/stable/1819024
  7.  International Currency Experience: Lessons of the Interwar Period. League of Nations Geneva. 1944 www.questia.com/read/6475121/international-currency-experience-lessons-of-the
  8.  Keynes, J. Note by Lord Keynes,The Economic Journal Vol. 54, No215/216 (Dec. 1944), pp. 429, Published by Whiley on behalf of the Royal Economic Society http://www.jstor.org/stable/2226439
  9.  Mikesell, R.The BrettonWoods debates: a memoir, Princeton, Princeton University Press, 1994 – 68 c. http://www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E192.pdf
  10.  Van den Bossche, P. The Law and Policy of the World Trade Organization: Text, Cases and Materials, Cambridge University Press, 2005. -  737 c.
  11.  Skidelsky, R. Keynes, Globalisation and the Bretton Woods Institutions in the Light of Changing Ideas about Markets, http://www.oxonia.org/WE%20articles/WE_skidelsky.pdf
  12.  The Objective of International Price Stability, Keynes, The Economic Journal, Vol. 53, No 210/211 (Jun.-Sep., 1943), pp. 185-187, published by Whiley on behalf of the Royal Economic Society, www.jstor.org/stable/2226315
  13.  Коллект. автор Europe's post-war recovery. Cambridge, Cambridge University Press, 2006. – 357 c.

15 баллов. (хотя объем сильно превышен)

1 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. - с.132

2 Grabbe, J. O. International financial markets. London Prentice-Hall International, Inc., 1996. - с.1

3 Bordo, M. D. The gold standard and related regimes. Cambridge, Cambridge University Press, 2005. - с.234

4 International Currency Experience:Lessons of the Interwar Period. League of Nations Geneva. 1944 www.questia.com/read/6475121/international-currency-experience-lessons-of-the 

5 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. - с.129

6 Grabbe, J. O. International financial markets. London Prentice-Hall International, Inc., 1996. - с.3

7 Horsefield, J.,The international Monetary Fund 1945-1965,Volume III Documents, International Monetary Fund, Washington D.C., 1969 http://www.imsreform.org/reserve/pdf/keynesplan.pdf

8 Grabbe, J. O. International financial markets. London Prentice-Hall International, Inc., 1996. - с.2

9 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. - с.132

10 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. - с.133

11 Keynes, M. Note by Lord Keynes. The Economic Journal Vol. 54, No215/216 (Dec. 1944) www.jstor.org/stable/2226439

12 Skidelsky, R. Keynes, Globalisation and the Bretton Woods Institutions in the Light of Changing Ideas about Markets, http://www.oxonia.org/WE%20articles/WE_skidelsky.pdf

13 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.143

14 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.146-147

15 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.147

16 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.156

17 Mikesell, R. The BrettonWoods debates: a memoir, Princeton, Princeton University Press, 1994 – c. 26-27 http://www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E192.pdf

18 Цит. Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.159

19 Mikesell, R.,The BrettonWoods debates: a memoir, Princeton, Princeton University Press, 1994 – c. 34 http://www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E192.pdf

20 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.161

21 Mikesell, R. The BrettonWoods debates: a memoir, Princeton, Princeton University Press, 1994 – c. 35 http://www.princeton.edu/~ies/IES_Essays/E192.pdf

22 Van den Bossche, Р. The Law and Policy of the World Trade Organization: Text, Cases and Materials, Cambridge, Cambridge University Press, 2005, с. 79

23 White, H. Postwar Currency Stabilization, The American Economic review, Vol. 33, No. 1, Part 2, Supplement, Papers and Proceedings of the Fifty-fifth Annual Meeting of the American Economic Association (Mar. 1943) pp. 382, published by American Economic Association, www.jstor.org/stable/1819024

24 Grabbe, J. O. International financial markets. London Prentice-Hall International, Inc., 1996. - с.2

25 Keynes, M. The Objective of International Price Stability, The Economic Journal, Vol. 53, No 210/211 (Jun.-Sep., 1943), pp. 185-187, published by Whiley on behalf of the Royal Economic Society, www.jstor.org/stable/2226315

26 Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.145

27 Цит. по Cesarano, F. Monetary theory and Bretton Woods. Cambridge, Cambridge University Press, 2009. - с.160

28 Коллект. автор Europe's post-war recovery. Cambridge, Cambridge University Press, 2006. – c. 34

29 Aldcroft, D. H. Exchange rate regimes in the twentieth century. Cheltenham; Northampton Edward Elgar, 1998 – c.96


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25395. Технологии социальной работы с пожилыми и старыми людьми 44 KB
  №195ФЗ Об основах социального обслуживания населения в РФ; ФЗ от 02. №473 О порядке и условиях оплаты социальных услуг предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; Постановление Правительства РФ от 25. №1151 О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; Указ Президента РФ от 29. №115 О мерах по...
25396. Молодежь как половозрастная группа, ее основные характеристики. Проблемы социализации молодежи в современной России 45.5 KB
  Проблемы социализации молодежи в современной России. Анализ современных проблем молодежи нельзя не начать с уточнения понятия молодежь. К проблемам социализации молодежи в современной России можно отнести: ухудшение материального и духовного благосостояния молодежи рост числа нетрудоустроенных выпускников рост числа преступлений среди молодежи рост случаев жестокого обращения с детьми физическое и психологическое насилие над подростками и молодежью увеличение числа больных психическими заболеваниями проблема детской беспризорности и...
25397. Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи 50.5 KB
  Государственная молодежная политика как механизм решения социальных проблем молодежи Молодежь – это социальнодемографическая группа специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей процессом становления их духовного мира социализации спецификой положения в социальной структуре общества. Чтобы поддержать это чувства баланса у молодежи необходимо заниматься решением всего комплекса молодежных проблем. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при...
25398. Система социальных служб для молодежи, ее специфика 49 KB
  Система социальных служб для молодежи ее специфика Молодежь это социальнодемографическая группа переживающая период становления социальной зрелости адаптации к миру взрослых и будущие изменения. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессиональнотехнического образования; увеличение числа молодежи начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать...
25399. Рынок труда, занятость и безработица: понятия, виды и основные характеристики 24.08 KB
  В научной литературе сложилось три подхода к определению рынка труда: В узком смысле рынок труда РТ – это спрос и предложение рабочей силы которое за счет этих двух составляющих обеспечивает размещение рабочих мест. В рамках этого подхода раскрывается основа механизма рынка труда взаимодействия спроса и предложения. Это определение не учитывает такие аспекты как подготовка кадров мотивация труда и т.
25401. Технологии работы службы занятости 52.5 KB
  Технологии работы службы занятости. регистрация в целях поиска подходящей работы; 3. Кроме того граждане имеют право получить следующую информацию: о состоянии рынка труда; о наличии вакантных мест об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки переподготовки повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от...
25402. Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе 47.5 KB
  Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль психосоциальная работа задача которой преодоление социальной дезадаптации человека оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейнобытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы здоровая...
25403. Место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы 26.5 KB
  Место роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы. Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов – от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам формирования умений самостоятельно решать проблемы ставить и достигать цели оказывать поддержку не только взрослым но и детям. Взаимосвязь педагогики и социальной работы поразному трактуется в отечественной и зарубежной литературе....