98976

Происхождение и формирование понятия культура

Реферат

Культурология и искусствоведение

Культура является неотъемлемым компонентом полноценного развития общества. Культура закладывает основы определенного мировоззрения людей менталитета народов и наций. Культура понятие многогранное она может быть материальной и духовной но в итоге все стороны ее проявление направлены на создание целостного образа конкретного человека общества цивилизации в целом.

Русский

2016-07-22

29 KB

7 чел.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ

Управление процессами перевозок

КАФЕДРА «Философия»

(название кафедры)

Происхождение и формирование понятия “культура”

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

(название дисциплины)

Выполнил(а) студент(ка) (номер группы)

Ф.И.О.

Рыжков В.Е

Научный руководитель:

Ф.И.О.

Быстрова А.Н

НОВОСИБИРСК

2012

Введение

Культура является неотъемлемым компонентом полноценного развития общества. Посредством культуры формируются не только отдельно взятые личности, но и взаимоотношения между ними в различных сферах жизнедеятельности. Культура закладывает основы определенного мировоззрения людей, менталитета народов и наций.

Культура – понятие многогранное, она может быть материальной и духовной, но в итоге все стороны ее проявление направлены на создание целостного образа конкретного человека, общества, цивилизации в целом.

Культура – это основа позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.

Так как культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, то  социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди животных показало недостаточность этого понимания.

Происхождение понятия “культура”

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие доступны лишь узкому кругу посвященных.

Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий культура.

Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига о культуре в науке.

В традиционном понимании слово «культура» первоначально означало возделывание, переработку почвы.

Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание» человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.

Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

Культура как явление социального бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.

Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.

Культура – это формы общения и отношения людей в повседневной жизни.

Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, процесс овладения знаниями, навыками, нормами общества.

В обыденном понятии культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.

Понятие «культура» означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя.

Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение каких-либо других культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.

Как реализуется универсальное отношение человека к миру?

Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению?

Отвечая на эти вопросы мы охарактеризовываем культуру.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека.

Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смыл надо отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств.

Именно такие смыслы образуют культуры2.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ освоения мира.

Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Отсюда можно дать определение культуры.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество.


Сущность культуры

Выявить сущность, значит объяснить само значение термина. И как  уже говорилось выше, понятие культура  первоначально означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.3  Таким образом, в этом изначальном содержании термина выражена особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

Культура отражает  жизненные  события. От ее состояния и развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Всякая культура это культура духа, т.к. имеет духовную основу – она является продуктом творческой работы духа над природными стихиями.

Если  рассматривать культуру в широком плане, то она включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.

Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.

Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.


Виды и структура культуры

Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры - совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

Материальные и духовные ценности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами. Традиционно выделяют такие области материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.

Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.

Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.

Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.4

Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.  Которые так же являются результатом  деятельности людей, но сотворены не руками, а  разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.


Заключение

Таким образом, проведя исследование на данную тему, у меня сложилось понимание того, что культура это исторически сложившаяся система, которая формировала свою структуру на протяжении всего существования человечества. Культура обладает своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, образом мысли и жизни.  Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Субъектом культуры выступает человечество, которое в полной мере выступает ее создателем. Предметами  форм культуры являются плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов.

Культурология имеет множество родственных наук, таких как этнография (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов),  социология (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), морфология культуры (изучает культурные формы), психология (наука о психической жизни людей), история, все они имеют важное значение, но наиболее весомое значение в этом списке занимает культурология, так как она занимается изучением различных явлении происходящих в культуре.


Список литературы

  1.  Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.
  2.  Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.
  3.  Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.

2 Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.

3 Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.

4 Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81413. Типологический анализ социально-дезадаптированных семей 42.07 KB
  Семьи для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером безоговорочным доминированием одного из родителей полным подчинением ему остальных членов семьи наличием жестоких взаимоотношений держать всех в ежовых рукавицах применением физического наказания как основного средства воспитания. Дефекты в структуре родительской семьи в...
81414. Основные аспекты взаимосвязи социологии и социальной работы 36.7 KB
  Изучая тему студент должен исходить из тесной взаимосвязи социологии и социальной работы в теоретическом учебнообразовательном и прикладном аспектах. В подготовке специалистов по соцработе социология занимает одно из ведущих мест Универсальный многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.
81415. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие» 37.24 KB
  Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации без чего невозможны анализ практической социальной работы накопление опыта его обобщения и в целом повышение ее эффективности. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры...
81416. Социологические проблемы социального взаимодействия в социальной работе. Понятия: социальная структура, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп 37.54 KB
  Понятия: социальная структура социальные изменения конфликты интересов основных социальных групп. Социальные изменения представляют собой смену состояний свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности: Содержательные изменения Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы их возникновении исчезновении или изменении ими своих...
81417. Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социаль 34.67 KB
  Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах рассматриваемых в их связи с общественным целым. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников анализ самой социальной работы сточки зрения участия в ней разных групп социальных работников...
81418. Социологические парадигмы в анализе социальной работы 38.2 KB
  Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Парадигма понимания или социологии действия связана с именами М. Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Парадигма социальноисторического детерминизма связана с именами К.
81419. Структурно-функциональные социологические парадигмы в анализе социальной работы 35.85 KB
  Основное внимание социологов данного направления сосредотачивается на исследовании того какой вклад различные части общества структуры вносят в интеграцию целостного социальной системы. Конфликтная модель общества Р. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Суть его концепции в следующем: ав каждый момент общество переживает социальный конфликт социальный конфликт вездесущ; б любое общество...
81420. Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы 39.02 KB
  Для социального бихевиоризма Скиннера сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей которое рассматривается...
81421. Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы 37.06 KB
  Понимание познание социального действия через его субъективный смысл который вкладывает в данное действие сам субъект. Суть использования понимания состоит в том чтобы поставить себя в положение других людей для того чтобы увидеть какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков это в какойто степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. Действие которое соотносится с действиями...