98976

Происхождение и формирование понятия культура

Реферат

Культурология и искусствоведение

Культура является неотъемлемым компонентом полноценного развития общества. Культура закладывает основы определенного мировоззрения людей менталитета народов и наций. Культура – понятие многогранное она может быть материальной и духовной но в итоге все стороны ее проявление направлены на создание целостного образа конкретного человека общества цивилизации в целом.

Русский

2016-07-22

29 KB

2 чел.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ

Управление процессами перевозок

КАФЕДРА «Философия»

(название кафедры)

Происхождение и формирование понятия “культура”

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

(название дисциплины)

Выполнил(а) студент(ка) (номер группы)

Ф.И.О.

Рыжков В.Е

Научный руководитель:

Ф.И.О.

Быстрова А.Н

НОВОСИБИРСК

2012

Введение

Культура является неотъемлемым компонентом полноценного развития общества. Посредством культуры формируются не только отдельно взятые личности, но и взаимоотношения между ними в различных сферах жизнедеятельности. Культура закладывает основы определенного мировоззрения людей, менталитета народов и наций.

Культура – понятие многогранное, она может быть материальной и духовной, но в итоге все стороны ее проявление направлены на создание целостного образа конкретного человека, общества, цивилизации в целом.

Культура – это основа позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.

Так как культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, то  социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди животных показало недостаточность этого понимания.

Происхождение понятия “культура”

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие доступны лишь узкому кругу посвященных.

Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий культура.

Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига о культуре в науке.

В традиционном понимании слово «культура» первоначально означало возделывание, переработку почвы.

Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание» человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.

Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

Культура как явление социального бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.

Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.

Культура – это формы общения и отношения людей в повседневной жизни.

Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, процесс овладения знаниями, навыками, нормами общества.

В обыденном понятии культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.

Понятие «культура» означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя.

Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение каких-либо других культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.

Как реализуется универсальное отношение человека к миру?

Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению?

Отвечая на эти вопросы мы охарактеризовываем культуру.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека.

Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смыл надо отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств.

Именно такие смыслы образуют культуры2.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ освоения мира.

Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Отсюда можно дать определение культуры.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество.


Сущность культуры

Выявить сущность, значит объяснить само значение термина. И как  уже говорилось выше, понятие культура  первоначально означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.3  Таким образом, в этом изначальном содержании термина выражена особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

Культура отражает  жизненные  события. От ее состояния и развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Всякая культура это культура духа, т.к. имеет духовную основу – она является продуктом творческой работы духа над природными стихиями.

Если  рассматривать культуру в широком плане, то она включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.

Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.

Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.


Виды и структура культуры

Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры - совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

Материальные и духовные ценности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами. Традиционно выделяют такие области материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.

Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.

Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.

Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.4

Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.  Которые так же являются результатом  деятельности людей, но сотворены не руками, а  разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.


Заключение

Таким образом, проведя исследование на данную тему, у меня сложилось понимание того, что культура это исторически сложившаяся система, которая формировала свою структуру на протяжении всего существования человечества. Культура обладает своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, образом мысли и жизни.  Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Субъектом культуры выступает человечество, которое в полной мере выступает ее создателем. Предметами  форм культуры являются плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов.

Культурология имеет множество родственных наук, таких как этнография (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов),  социология (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), морфология культуры (изучает культурные формы), психология (наука о психической жизни людей), история, все они имеют важное значение, но наиболее весомое значение в этом списке занимает культурология, так как она занимается изучением различных явлении происходящих в культуре.


Список литературы

  1.  Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.
  2.  Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.
  3.  Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.

2 Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.

3 Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.

4 Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15535. Практичні питання складання номенклатури справ, формування та зберігання справ 45.5 KB
  Практичні питання складання номенклатури справ формування та зберігання справ Документальне забезпечення управління персоналом кадрами це не лише створення а й систематизація і зберігання відповідних кадрових документів. Для визначення їх переліку найменуван
15537. Протокол як додатковий інформаційний документ 31 KB
  ПРОТОКОЛ Протокол документ що фіксує хід обговорення питань і прийняття рішень на зборах засіданнях нарадах. Комерційні підприємства складають протоколи засідань Ради директорів засновників протоколи загальних зборів акціонерів тощо. Протокол веде секрет...
15538. Трудова книжка 48.5 KB
  Трудова́ кни́жка основний документ що підтверджує трудову діяльність громадян і служить для встановлення загального стажу безперервного стажу а також спеціального стажу.Під час оформлення на роботу трудова книжка заповнюється працівниками відділу кадрів у п'ятид...
15539. Трудова книжка. Порядок її ведення 53 KB
  Трудова книжка. Порядок її ведення Трудова книжка це основний документ про трудову діяльність працівника який підтверджує страж роботи а також дає змогу власнику при прийнятті на роботу мати уяву про досвід роботи працівника. ...
15540. Цели настоящего Федерального закона 43.5 KB
  Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства реализация п
15541. Сфера применения настоящего Федерального закона 76.5 KB
  Сфера применения настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.2. Настоящий Федеральный закон не...
15542. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 71 KB
  Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законеВ целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1 реклама – информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопреде
15543. Законодательство Российской Федерации о рекламе 37 KB
  Законодательство Российской Федерации о рекламе Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения возникающие в процессе производства размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в с