98977

Особенности философской мысли и картины мира Древнего Китая

Реферат

Логика и философия

Выявить особенности философской мысли и картины мира Древнего Китая, охарактеризовать ведущие школы древнекитайской философии оказавшие наибольшее влияние на культуру и политическую жизнь Китая – конфуцианство и даосизм. Следовательно и представления о времени у даосов отличны от его понимания сформировавшегося в европейской философии. Отпадает необходимость в первотолчке во внешнем воздействии на мир: Дао – следует самому себе. Это две стороны единого Пути Дао человека который дано осознать и поддерживать не всем а...

Русский

2016-07-22

101.5 KB

0 чел.

Содержание

[1] Введение

[2] 1. Особенности философской мысли и картины мира Древнего Китая.

[3] 2. Ведущие школы древнекитайской философии.

[4] Заключение

[5] Список литературы

Введение

Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. Откуда текст?

В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Философия выражает уникальный опыт той культуры, той почвы, на которой она произросла, духовный мир своего народа. Философия существует для жизни, она связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия. Ядром философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. В таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Китае.  Откуда текст?

Цель работы – рассмотреть картину мира в древней китайской философии. Задачи: 1) выявить особенности философской мысли и картины мира Древнего Китая, 2) охарактеризовать ведущие школы древнекитайской философии, оказавшие наибольшее влияние на культуру и политическую жизнь Китая, – конфуцианство и даосизм.

В работе использованы научные и учебные издания, в которых представлен материал по истории философии Древнего Китая.  

1. Особенности философской мысли и картины мира Древнего Китая. 

 Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди – первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

Другой особенностью китайской мифологии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

Следующей отличительной особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского – инь и мужского – ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа – инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь – землей.

Мифологическая форма мышления просуществовала до I тысячелетия до н.э. Формирующиеся философские представления во многом использовали понятия мифов. Конфуцианцы осуществили историзацию мифов, демифологизацию их сюжетов и образов, что привело к их рационализации, к тому, что они стали частью истории, философских идей и учений.

Китайская философия, как и философия Древней Греции, Древней Индии, имеет свою специфику, обусловленную экономическими, политическими, культурными и другими условиями, в которых она развивалась.

Для понимания китайской философии необходимо учитывать, что Китай – мир правополушарной культуры. В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных переживаний. В левополушарных культурах мощно развит речевой центр и центр логического мышления. В правополушарных культурах слышат и воспринимают звуки иначе, выразить звуки буквенно представителям этих культур очень трудно, они воспринимают мир в конкретных, единичных образах.

Отсюда и особенности традиционного философского мышления в Китае, к которым, в частности, можно отнести следующие:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Китайское холистическое мышление делает акцент на таких характеристиках явления, как «структура – функция», а не «субстанция – элемент». Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

2. Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого – холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность», необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

3. Символизм. Традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления.

4. Познание принципов макрокосма осуществлялось посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.

6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие – вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.

7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.

Кроме того, традиционному китайскому философскому мышлению свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве нового, и т. д.

Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующего класса, как это было в Древней Греции или в Древней Индии. Такая ситуация обусловила прямую непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, основатели школ, часто состояли на государственной службе и образовывали социальный слой «служилых людей» — шэньши. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами, вопросы этики стали определяющими в китайской философии и обосновывали практический подход к жизни общества.

Поэтому китайские мыслители занимались построением различных социальных утопий, выработкой планов идеального общества, которые основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенномудрых правителей.

Следующая особенность состоит в том, что натурфилософские воззрения китайских мыслителей не находили более или менее адекватного выражения в философии. Это явилось следствием канонизации конфуцианства, которое считало главным содержанием философии нравственное самосовершенствование человека, его воспитание, освоение им сложного ритуала, и относилось с пренебрежением к данным естественных наук, создав идеологический заслон для привлечения в философию других проблем и идей.

Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире ци и т. д.; вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в ней в самом общем виде.

Мир для китайцев – безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание – не в исследовании объектов для дальнейшего их использования, а в достижении однобытия с миром. С традиционной восточной точки зрения подлинная реальность есть Небытие, отсутствие формы, в котором тем не менее уже все есть и в определенное время появляется в мире феноменов. Разница между бытием и Небытием сводится к тому, что одно уже имеет форму, видимое обличье, а другое еще не имеет. Между явившимся и неявившимся нет разрыва, они постоянно переходят друг в друга. Отсюда вытекает относительность всех оппозиций китайской культуры и философии: жизни и смерти, добра и зла, движения и покоя, верха и низа и т. д.

Таким образом, Небытие в китайской философии – это не нечто потустороннее, это не исчезновение, это есть еще не раскрывшееся, не ставшее бытие, которое содержит в себе потенцию всех вещей, это зерно жизни. Мир не сотворен, он спонтанно развивается из самого себя, и Небытие есть источник бытия, источник саморазвития всего. При таком понимании Небытия как источника бытия полное, абсолютное исчезновение, как и возникновение чего-то принципиально нового, невозможно.

Следовательно, и представления о времени у даосов отличны от его понимания, сформировавшегося в европейской философии. Подлинная реальность Небытия не имеет времени, никаких форм, никаких разделений, и время понимается или лишь как один миг, либо как относительное: четыре сезона следуют друг за другом, все вещи развиваются по этому циклу.

Китайская философия формирует интравертную модель мира, в которой два основополагающих начала инь и ян взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одной, то другой стороны, к их взаимному чередованию: что было инь, то станет ян, что было ян, то станет инь. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок, — так сказано в комментарии к знаменитой «Книге Перемен» — «И-цзин».

Присутствуя во всем, инь и ян действуют друг в друге, что создает внутренний источник движения. Отпадает необходимость в первотолчке, во внешнем воздействии на мир: Дао – следует самому себе. Развитие мира – это чередование инь – ян. Одна эпоха проходит под знаком инь, другая – под знаком ян. Их взаимопроникновение позволяет сохранить целостность и в большом, и в малом.

Итак, в понимании мира китайские философы утверждали реальность Небытия, бесформенного, не поддающегося членению, а следовательно, невыразимого в рамках логики. Отсюда и своеобразие метода познания мира, получившего название метода Недеяния – У вэй и закрепившегося в особой модели поведения человека. К Небытию можно приблизиться только Недеянием, следуя своей природе, которая едина с природой других вещей.

Следовать У вэй – значит слиться с природой, не совершать самочинных действий, а следовать самопроизвольному движению. Таким образом, У вэй – не бездействие, а действие сообразно с законами природы. По Лао-цзы, «Недеяние не имеет знаний, но нет ничего, чего бы оно не делало».

Таковы основные особенности философского мировоззрения, которые определили характер развития философии в Китае1.

2. Ведущие школы древнекитайской философии.

Одной из основных философских школ Древнего Китая является конфуцианство. Конфуций в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы – «благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители – святые «совершенномудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача культурности (вэнь). Это две стороны единого «Пути» — Дао человека, который дано осознать и поддерживать не всем, а только образованным людям – чиновникам. «Благородный муж», по Конфуцию, это «тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять [качеств], является человеколюбивым» («Лунь юй»).

Обязательное качество, которое цзюнь-цзы должен воспитать в себе, – это жэнь – гуманность. Гуманность у Конфуция трактуется широко – как совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Гуманность, по Конфуцию, предполагает сдержанность, скромность, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, любовь к людям. Гуманный человек должен быть лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.

Столь же обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг – это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенств сам накладывает на себя. Человек долга обязан быть верным и преданным. В социальном этическом смысле долг – это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

Следующее качество цзюнь-цзы – сяо – «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата». Эта заповедь заняла центральное место в учении Конфуция. Сяо – сыновняя почтительность – это основа гуманности. Конфуций полагал, что если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с верховным отцом-государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Таким образом, культ сяо создал в Китае подлинный культ семьи, равного которому не было нигде. Конфуций рассматривал семью как «микрокосм порядка в государстве и обществе» и считал: «кто добродетелен в семье, тот хорош и для государства, кто не может управиться с семьей, тот не может управлять и государством» («Лунь юй»).

Ли – следующая категория конфуцианской этики и обязательное качество «благородного мужа»; переводится это слово как «благопристойность», «правила», «ритуал», «церемония». Иероглиф «ли» сочетает два основных смысла: «этика» и «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни. Правила ли не позволяли никому отступать от заданных норм. Центральной частью ли был тщательно разработанный ритуал. Смысл правил ли – это абсолютное и полное послушание.

Еще одно качество, которым должен был обладать цзюнь-цзы – это чжи — «разумность», «знание», «хитроумие», «мудрость», «интеллект». Чжи избавляет от сомнений, это высшая ступень и цель познания. Чжи присуще природе человека, это его способность участия в совершении добрых дел.

Учение о «совершенном муже» у Конфуция является очень важным, это основа идеальной социально-политической структуры общества. Знамя учения Конфуция: государство – большая семья. В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. В условиях государства индивид мог существовать, лишь опираясь на эту систему. Свобода и индивидуальность человека подавлялись и уничтожались. Формировалась «дуальная» личность, когда индивид выступал как «раб» по отношению к вышестоящему и как «господин», «хозяин» по отношению к нижестоящему2.

В конфуцианстве сформулированы следующие принципы «самоусовершенствования»:

  •  истинно богатые и знатные должны вести себя как богатые и знатные, истинно бедные и низкие должны вести себя как бедные и низкие, рабы должны вести себя как рабы, потерпевшие бедствие должны вести себя как потерпевшие бедствие;
  •  те, кто занимает высокое положение, не должны опускаться вниз, и наоборот, те, кто находится на низшей ступени, не должны карабкаться вверх;
  •  следует исправлять свои ошибки и ничего не требовать от других;
  •  не следует роптать на небо и питать ненависть к другим3.

Положительным у Конфуция было то, что он видел главное средство управления народом в силе примера и в убеждении, а не в принуждении. На вопрос: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?» - Конфуций ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым»4.

Практически одновременно с учением Конфуция в Китае появляется еще одна философская система – даосизм. Основатель этой школы – Лао-цзы (Учитель Лао). Дао – одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии. Переводится это слово как «Путь».

Конфуций видел в Дао олицетворение верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в обществе, сумму социальных регламентов, дисциплины и этики. Конфуций конкретизировал Дао в различных наборах этизированных понятий: «гуманность», «сыновняя почтительность» и т. д. В конфуцианстве Дао «замкнуто» на человеке и проявляется через «человеческие» ипостаси.

В даосизме Дао – это невидимый сакральный путь, находящийся в вечном самодвижении. В общем виде Дао в даосизме – это Всеобщий Закон Природы, начало и конец Творения. Дао – это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому неведомо, оно недоступно для органов чувств. Оно постоянно и неисчерпаемо. Даосские представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций.

1. Дао – это порождающее начало, генетически предшествующее миру оформленных вещей, источник происхождения мира. Оно рождает все объекты универсума. Дао дает ответ на вопрос «откуда произошло все сущее».

2. Дао – синоним единого мирового целого. Даосы понимали Дао как Единое, существовавшее прежде Неба и Земли. Дао есть некая единая целостность, стоящая и над Бытием и над Небытием, характеризующаяся в даосской философии различными терминами: Хаос, Единое, Одно, Великое Единое. Это Единое представляется как недифференцированное единство, исходная фаза в развитии мира, в которой нет множественности и отдельных единичностей – объектов.

3. Дао – это Пустота или Небытие. Оно есть абсолютная пустота, которая никогда не переполняется при употреблении.

4. Дао – всеобщий мировой закон, проявляющийся спонтанно, позволяющий всему естественно развиваться. Дао – это закон Бытия космоса, общества и человека: «Дао постоянно пребывает в Недеянии, но нет ничего, чего оно не делало». Дао покрывает Небо, поддерживает Землю, развертывает четыре стороны света, раскрывает восемь пределов («И-цзин»). Весь мир оказывается в сфере Дао, весь он – царство Дао.

5. Дао – принцип движения, вечный источник движения. Главное выражение Дао – «перемены» — изменение по принципу «то инь – то ян», движение по кругу, предполагающее «обратность и возвратность».

Развитие у даосов есть плавный переход одного в другое по закону всеобщего Дао. По мнению даосских мудрецов, ситуации, повторяясь, не повторяются, движение восходит по вертикали в потоке Перемен.

Космогонические и космологические представления даосов обусловлены их пониманием Дао. Весь мир состоит из материальной субстанции ци, постоянно претерпевающей изменения. Ци – «пневма» (эфир, газ, энергия, жизненная сила, материя) – это бескачественное первовещество, из которого состоял мир в исходной фазе своего развития. Сгущение и разрежение ци приводит к формированию конкретных объектов, к появлению множества вещей.

Дао лежит в основе мира: «Дао рождает одно, одно рождает два, а три рождают все существа». «Одно» есть первозданный космогонический хаос, в котором еще не разделились темное и светлое начала; «два» - это уже свершившийся процесс деления хаоса на инь и ян; «три» - это те же инь и ян, а также продукты их соединения, соотносимые обычно с Небом, Землей и Человеком. Присутствующие во всем и проникающие во все два начала инь и ян рождают гармонию, единое тело всего.

Дао – это то, через что все вещи получают свое существование, а следовательно, наделяются именем. Таким образом, все вещи порождаются Дао, и в этом процессе возникновения каждая индивидуальная вещь приобретает что-то от всеобщего Дао, проявляющегося в каждой из них в форме Дэ – принципа, который определяет, как должна выглядеть каждая конкретная вещь и какие она должна претерпеть изменения. Слово «Дэ» переводится как «сила», «добродетель», «качество», «достоинство», «моральная сила».

Будучи индивидуальным качеством, Дэ относительно, в отличие от всеобщего и абсолютного Дао. В «Дао-дэ цзине» соотношение Дао и Дэ демонстрируется с помощью аналогии, в которой Дао есть дерево вообще, понятие дерева, а Дэ – конкретное дерево.

В своих представлениях о человеке даосская философия исходила из идеи природного равенства людей. Но, в отличие от конфуцианцев, считавших, что природные задатки людей развиваются в разной степени, даосы полагали, что равенство людей обусловлено присутствием Дао в каждом из множества объектов универсума, в том числе и человека. Даосы не отрицали наличие различных способностей и качеств людей, но понимали их как иллюзорные, неистинные в том смысле, что они являются результатом конкретных изменений, происходящих с «ци» в данный момент, изначальное природное равенство людей определяется причастностью к Дао.

Доктрина изначального природного равенства людей позволила даосам сформировать свой идеал человека – совершенномудрого, проникшего в сущность Дао. Задача человека – позволить событиям развиваться своим «естественным» путем.      

Даосская теория У вэй – Недеяния выводится из этого правила существования человека. У вэй – это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанном на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрец-правитель не должен вмешиваться в жизнь людей, он может лишь учить их следовать естественному пути жизни. Мудрец, следуя Дао, не пытается упорядочить универсум, используя законы, правила и ритуалы, принятые в обществе, носящие внешний, искусственный характер: он правит исподволь, тонко направляя к Дао. Отступление от Дао и Недеяния приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии, смуте.

Даосские мудрецы подчеркивали ограниченность человеческого знания и неполноту человеческих суждений и считали, что представления людей о правильном и неправильном, хорошем и плохом возникают из-за эгоистических устремлений и желаний и невозможности воспринять мир как единое целое. Дао не имеет никаких границ и разделений, оно гармонизирует все противоположности, в нем нет противопоставления на субъект и объект. В мире нет различий, а когда их нет, остается только недифференцированное Единое, великое Целое, космическая гармония.  

Итак, даосизм – это философия, выражающая всю полноту человеческого бытия, его нерасторжимое единство со всем миром, это путь цельного существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить только с рациональных позиций и действия, его можно понять с помощью чувства и невмешательства в великий покой бытия5.

Заключение

Китай – мир правополушарной культуры. В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных переживаний. В правополушарных культурах воспринимают мир в конкретных, единичных образах.

Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире ци и т. д.; вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в ней в самом общем виде.

Китайская философия формирует интравертную модель мира, в которой два основополагающих начала инь и ян взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одной, то другой стороны, к их взаимному чередованию: что было инь, то станет ян, что было ян, то станет инь. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок, — так сказано в комментарии к знаменитой «Книге Перемен» — «И-цзин».

Мир для китайцев – безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. С традиционной восточной точки зрения подлинная реальность есть Небытие, отсутствие формы, в котором тем не менее уже все есть. В понимании мира китайские философы утверждали реальность Небытия, бесформенного, не поддающегося членению, а следовательно, невыразимого в рамках логики. Отсюда и своеобразие метода познания мира, получившего название метода Недеяния – У вэй и закрепившегося в особой модели поведения человека. К Небытию можно приблизиться только Недеянием, следуя своей природе. Следовать У вэй – значит слиться с природой, следовать самопроизвольному движению. Таким образом, У вэй – не бездействие, а действие сообразно с законами природы.

Список литературы

  1.  Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья, ч. 1 / [редкол.: В. В. Соколов и др.] ; АН СССР, Ин-т философии. – М. : Мысль, 1969. – 575 с.
  2.  Древнекитайская философия. Эпоха Хань / Акад. наук СССР, Ин-т философии, Ин-т востоковедения ; [сост. Ян Хиншун ; вступ. ст. В. Г. Бурова]. – М. : Наука. Гл. ред. вост. лит., 1990. – 522 с.
  3.  Ильин, В. В. История философии : [учебник для вузов] / В. В. Ильин. – СПб. : Питер, 2005. – 731 с.
  4.  История философии : учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 731 с.
  5.  Крушинский, А. А. Язык и мышление в древнем Китае / А. А. Крушинский // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 99-111.
  6.  Лукьянов, А. Е. Начало древнекитайской философии ("И цзин", "Дао дэ цзин", "Лунь юй") / Лукьянов А. Е. – М. : Радикс, 1994. – 111 с.
  7.  Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира : учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003. – 703 с.

1 История философии / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов н/Д, 2011. С. 33.

2 История философии / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов н/Д, 2011. С. 35.

3 Ильин В. В. История философии. СПб., 2005. С. 21.

4 Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С. 114.

5 История философии / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов н/Д, 2011. С. 41.

PAGE  17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоров’я.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.
55658. План-сценарій проведення гри «Щасливий випадок» 29 KB
  Мета: вивчення рівня психолого-педагогічних знань вихователів з даної проблеми. Нікітіна Що він вважав за головне в роботі з дітьми Які книги Вам відомі Які ігри за його методикою Ви знаєте II Гейм Заморочки...
55659. Патріотичне виховання дошкільників 37.5 KB
  Мета: Розвивати патріотичні почуття, зв’язне мовлення, увагу, мислення, образну пам'ять, музичний слух. Виховувати любов до рідної землі, природи, народних ігор та бережне ставлення до навколишнього середовища.
55660. Методичні прийоми впровадження елементів технології в курс «Трудового навчання» (5 клас) 38.5 KB
  Вчитель демонстрував готовий виріб пояснював його конструкцію виконував на шкільній дошці технічний малюнок ставив розміри. Вчитель демонструє готовий виріб та його технічний малюнок з’ясовує разом з учнями з яких деталей складається виріб та розміри деталей.
55661. Впровадження інноваційних технологій в навчальний процес 87 KB
  У перекладі з грецької мови інновація означає оновлення новизна зміна. Батишев вважає що інновація є комплексним процесом створення розповсюдження та використання нового практичного засобу в галузі техніки технології педагогіки наукових досліджень Інновація в освіті необхідна...
55662. В земле наши корни 76 KB
  Родители моих учеников выращивают хлеб это чудо земли которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но к сожалению приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий.
55663. Будем вечно прославлять женщину, чье имя - Мать! 76.5 KB
  Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить великое, загадочное чувство - любовь к женщине. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, посвященных женщине.
55664. Хай дитина знає кожна жартувать з вогнем не можна 45 KB
  Учень Вогонь дає тепло та світло І затишок приносить в дім. Але уважним треба бути Тоді вогонь добро несе. Учитель Напевне ви вже здогадалися що сьогодні ми поговоримо про вогонь який для кожного з нас може бути і другом і ворогом. Поміркуйте коли вогонь – наш друзігріває нас наше житло слугує в побуті та виробництві.