98980

Зарождение японской культуры. Своеобразие японской культуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

Произведения искусства Японии созданные в различные периоды созданы как будто по каким-то требованиям заложенным с древних времен. Утонченная чайная церемония хрупкая и изящная оригинальное и своеобразное непохожее больше ни на что в мире театральное искусство традиционная характерная лишь для Японии поэзия и литература живопись аналоги и истоки которой стоит искать лишь там на Дальнем Востоке. И лишь по прошествии очень значительного количества времени понимание культуры Японии может стать ключиком к пониманию национального духа...

Русский

2016-07-22

84.5 KB

0 чел.

PAGE  3

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

(название кафедры)

Культура Японии: возникновение и особенности

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                        студент гр.  Д-113

       __________Быстрова А.Н.                       ___________Санникова М. С.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Зарождение японской культуры

[4]
Своеобразие японской культуры

[5] Итак, японская культура является неповторимым явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Произведения искусства Японии, созданные в различные периоды, созданы как будто по каким-то требованиям, заложенным с древних времен. Одна деталь всегда оставалась неизменной - природа.

[6]
Заключение

[7] Список литературы

Введение

Культура такой страны, как Япония не просто многообразна. В полном соответствии со своим азиатским происхождением она таит в себе массу загадочных понятий для человека, выросшего в лоне европейской или так называемой западной культуры. Утонченная чайная церемония, хрупкая и изящная, оригинальное и своеобразное, непохожее больше ни на что в мире театральное искусство, традиционная, характерная лишь для Японии поэзия и литература, живопись, аналоги и истоки которой стоит искать лишь там, на Дальнем Востоке.

Количество ритуалов невероятно огромно. Все сферы жизни японцев сопровождаются обилием традиций и церемоний. Особенно это заметно в общении между людьми, родственниками и общественной жизни. Японцы восторгаются красотой природы, пейзажами, погодными явлениями и их проявлением, морем, цветением цветов и деревьев, луной.

Все это весьма таинственно, но вместе с тем и очень маняще для европейского человека. И лишь по прошествии очень значительного количества времени понимание культуры Японии может стать ключиком к пониманию национального духа этой далекой азиатской страны.

Целью данной работы является рассмотрение возникновения японской культуры и формирования ее особенностей, отличающих ее от других мировых культур.

В связи с этим поставлены следующие задачи: изучить процесс зарождения культуры Японии, отличительные признаки культуры этой страны.

  1.  Зарождение японской культуры

Первые поселенцы на территории будущей Японии появились еще во времена палеолита. Собственно Японии в ее современном понимании тогда еще не было, так как японские острова отделились от Азиатского полуострова лишь в эпоху мезолита в результате обширного таяния ледников. Наиболее значительной и интересной  эпохой этих древних времен является неолит, который для Японии датируется 8 тысячелетием – 300 годами до н. э. Для этого этапа характерны не только рыболовство и охота, но также и земледелие. Именно оно способствовало резкому скачку в развитии человека: появляются различные орудия труда, человек начинает вести оседлый образ жизни, развиваются и усложняются различные сферы социальной жизни. Для Японии этот период характерен появлением керамики, специфический «шнуровой» орнамент которой дал название всей культуре – «дземон». Земледелие традиционно считалось женским занятием, тогда как мужчинам оставлялись охота и рыбная ловля, следовательно, по мере того, как увеличивалась роль сельского хозяйства в жизни японцев, рос и авторитет женщин в общине. Об этом свидетельствуют археологические находки в местах бывших культовых сооружений, а также в захоронениях находят множество характерных статуэток – «догу», представляющих собой преувеличенное изображение беременной женщины. Характерной особенностью догу, найденных в погребениях, является отсутствие у них правой руки, что объясняется стремлением древних японцев обеспечить им наиболее легкий переход в загробный мир, где они должны были оберегать умерших. Подобные фигурки свидетельствуют не только о возросшем авторитете женщин, но и о том, что, помимо всего прочего, женщины в древне  японском обществе осуществляли еще и отправление ритуалов.

О наличии зачатков религиозного мировоззрения у предков японцев в этот период свидетельствуют и результаты исследований захоронений. Обычным было хоронить умерших в так называемых раковинных кучах, своего рода кухонных отходах. Интересно здесь то, что хоронили в строго определенной позе – «эмбриона», строго ориентируя голову покойника на сторону света. По тому, какая это была сторона, можно проследить эволюции религиозных верований древних людей. Итак, расположить покойника могли головой на запад, восток и, реже, на север. Но такой способ расположения довольно скоро был вытеснен другим, более традиционным для всех древних сообществ, т. е. ориентированием умершего головой на запад, туда, где солнце уже зашло и где располагается, следовательно, загробный мир. Кроме этого, другие особенности захоронений – такие как: окрашивание тела покойного в красный цвет, а также уже упомянутая скрюченная поза трупа, указывают на существование восприятия смерти как перерождения, перевоплощения в тотемное животное, призванное оберегать поклоняющееся ему племя.

Большое значение древние японцы уделяли различного вида магии. Наскальные рисунки, изображающие успешную охоту или рыбалку, представляют собой не что иное, как доказательство существования имитирующей магии. Древние люди обладали очень низкой степенью абстракции, и для них практически не существовало разницы между тем, что выдумано и воплощено в рисунке и тем, что существует на самом деле. Они верили, что с помощью подобных изображений они получают власть над реальностью и могут обеспечить удачный исход дела. Так же широко была распространена магия жеста. Так, например, близкие друг другу юноша и девушка в случае расставания завязывали у себя на одежде узелки, что символизировало их взаимную верность. Если же узел развязывался, то это означало разрыв и нарушение клятвы, что приравнивалось к преступлению. Владели японцы и другой весьма распространенной магией - магией слова, следы которой можно до сих пор встретить в вере в то, что слово обладает некой силой, или «душой». Примеров такой магии служат разного рода заговоры, привороты, заклинания и прочее.

Следующим после культуры «дзёмон» был этап, получивший свое название по месту нахождения, – «яёй». Придя на смену айнской культуре, он просуществовал до 300 года н. э. В это время наблюдалось большое число переселенцев с материка, принесших с собой бронзу и железо, доселе незнакомые коренным жителям островов. По своему распространению эта культура подразделяется на две области: западную и восточную, имеющие значительные различия.

Во-первых, для западного центра распространения культуры бронзового века  острова Кюсю  характерно изготовление мечей, которые, помимо непосредственных своих функций, служили еще и предметом культа, рассматриваясь как вместилище бога. Кроме мечей в этой области изготавливались еще и зеркала, которые также выполняли магическую функцию в различных древних ритуалах. Считается, что зеркалам придавали такое значение, прежде всего из-за их способности отражать зло и различные напасти, но существуют и другие варианты объяснения роли зеркал в древней японской культуре: они рассматривались и как символы солнца, и как посредник между человеком, его душой, отражающейся в зеркале, и Вселенной. Последнее представление было заимствовано у китайских переселенцев вместе с зеркалами: китайцы верили, что зеркало открывает путь к всеобщему закону  Дао. Еще одним значимы артефактом были предметы, изготовленные из яшмы, и сама яшма как таковая. По заимствованным опять же у китайцев верованиям считалось, что яшма отвращает злых демонов от человека. Несмотря на то, что почти все эти элементы культа были переняты у другого народа, они до сих пор занимают значительное место в японской культуре, являясь священными талисманами, символами царской или императорской власти. Меч, зеркало и яшма по-прежнему символизируют священную власть правителя.

Во-вторых, в восточном ареале распространения культуры «яёй» широко были распространены бронзовые колокола, носившие специальное имя  «дотаку». Они подвешивались в храмах и древних святилищах, как правило, на ветвях священных деревьев. Именно с их помощью считалось возможным общение с божествами, для чего каждый раз во время молитвы необходимо было позвонить в такой колокол. Для археологов найденные «дотаку» ценны еще и тем, что на них сохранились росписи, изображающие сцены быта древнего населения Японии, что помогает расширить наши знания об этой области их жизни.

Несмотря на то, что японцы и сами научились добывать медь и делать из нее различные сплавы, большинство их изделий изготавливалось из переплавленных китайских. Зато значительно развивалось земледелие, что способствовало оседлости племен, а, следовательно, значительно изменилась социальная структура.

Развитие хозяйства, усложнение социальной структуры привели к выделению знати, что отразилось в способах захоронения людей, принадлежащих к различным социальным слоям. Состоятельных членов общины хоронили в специально отведенных местах, оставляя в могилах традиционные талисманы, инвентарь и оружие, чтобы умершие могли пользоваться ими в загробной жизни, тогда как рядовых общинников просто напросто вывозили за пределы обжитого пространства и оставляли на съедение диким животным. Кроме свободных членов общины в социальной структуре появилось еще одно звено, ставшее возможным благодаря многочисленным войнам между племенами – рабы. Сначала рабы считались собственностью всей общины, но постепенно зажиточные земледельцы стали обзаводиться своими личными слугам и рабами

Этнологи, занимающиеся вопросами формирования японской нации, выяснили, что в период наиболее сильного потока переселенцев на японские острова мигрировали представители большинства населения южных территорий: негроиды, индонезийцы, индокитайцы, китайцы, монголоиды, корейцы и тунгусы. Они формировали многочисленные племена, между которыми шла постоянная борьба за обладание территориями. В результате этих нескончаемых столкновений произошло смешение всех этих народностей, которое и породило в итоге японскую нацию. К началу нашей эры продолжили свое существование только пять племен: кумасо, или хаято (остров Сикоку), тэнсон (островв Кюсю), идзумо, ямато и эдзо (остров Хонсю). Примерно к концу третьего столетия нашей эры в ходе межплеменной борьбы наступил перелом – формирование одного из первых племенных союзов во главе с женщиной по имени Химико. Именно этот момент принято считать одним из отправных пунктов возникновения японской государственности. О женщине, возглавившей союз Яматай, практически ничего неизвестно. Древнее начертание ее имени состоит из двух частей: «хи», что значит «солнечная», и «мико», т. е. «шаманка», что свидетельствует о тех функциях, которые она выполняла в обществе. Подобное толкование подтверждается археологическими данными, согласно которым в то время правление традиционно осуществлялось двумя людьми: мужчиной и женщиной, как привило, братом и сестрой. Таким образом, можно сделать вполне оправданный вывод о том, что Химико играла роль священнослужителя, помогая править своему брату  военачальнику. После погребения Химико был насыпан холм, который вошел в историю культуры как один из первых курганов, ознаменовавших наступление нового этапа развития древней японской цивилизации – курганной культуры.

  1.  
    Своеобразие японской культуры

Практически все первые храмы в Японии были построены из дерева, так как дерево считалось японцами "живым", "говорящим" материалом, принадлежащим природе. Все строения, произведения искусства имели в качестве украшения природные орнаменты, пейзажи. Более всего в Японии ценились только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную и из "живого" материала: глины, дерева. Даже сейчас произведения искусства японских мастеров нельзя спутать с произведениями искусства других стран. В японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней.

Миниатюрная скульптура - получила широкое распространение в XVIII - первой половине XIX в. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. С конца XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях.

Это философия, свой особый способ понимания и познания окружающего мира. Каждый цветок или веточка, на взгляд японцев, имеют определенное значение. Выставляются на фоне предметов старины, произведений искусства, как правило бывают небольших размеров и отличаются филигранной тонкостью, художественностью мастерства.

Строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Ритуал проводится чаще всего в небольших домиках, расположенных в тенистых садах, чтобы суета окружающей жизни не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитации. В "чайном действе" обычно участвуют: мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый - жрец, свершающий действо, вторые - участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и даже манеру речи.1

Для японцев очень важна сервировка стола, оформление блюд и даже посуда. Так блюдо подается в специальной посуде, предназначенной для него. Такие же дела обстоят и с расположением. У каждого блюда есть свое строго отведенное на столе место, а у каждого человека свой стол. Перед трапезой подают влажную горячую салфетку «осибори», предназначенную, чтобы вытирать лицо и руки перед приемом пищи.

На стол расставляют весь заказ сразу, за исключением чая. Чтобы блюда оставались горячими они сопровождаются разными приборами для подогрева, например жаровнями и спиртовками. Отдельным пунктом нужно выделить, что предметы сервировки и посуды делятся на «мужские» и «женские».

Существует специальная подставка для палочек. Она называется «хаси» или «хаши». А сами палочки подают в красивом бумажном чехле «хаси букуро». Дурным тоном считается размахивать палочками в воздухе и указывать ими. Категорически нельзя втыкать палочки в рис (японцам это напоминает палочки с благовониями, которые ставят умершим родственникам.) Также не следует передвигать еду по тарелке, накалывать еду на палочки, облизывать их и с их помощью двигать посуду. Посуду можно брать только руками.

Наливать самому себе не принято, так же как и пить « до дна». Сначала нужно наполнить чашу соседа. А он в свою очередь должен сделать то же для вас.

В Японии часто совершают поклоны. Это связано с тем, что пожимать руку не принято. Возвращать поклоны необходимо с той же почтительностью и частотой, что демонстрирует другая сторона. Японцы очень гостеприимны, вежливы и учтивы. Вам никогда не ответят прямым отказом, даже если просьба является невыполнимой. Очень часто постоянная улыбка японцев вводит иностранцев в заблуждение, т.к. отказ или какое-либо неприятное действие будет сопровождаться неизменной улыбкой. Непочтительное, бесцеремонное обращение у японцев считают совершенно неприемлемым, и вызывает негативное отношение.

Не рекомендуется смотреть японцем в глаза, ведь это у них воспринимается, как агрессия. Следует также отказаться от активной жестикуляции.

Практически без изменений сохранились национальный интерьер, традиционный костюм, церемония чаепития, театр «кабуки» и огромное множество других захватывающих традиций.2

Итак, японская культура является неповторимым явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Произведения искусства Японии, созданные в различные периоды, созданы как будто по каким-то требованиям, заложенным с древних времен. Одна деталь всегда оставалась неизменной - природа.


Заключение

Культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

В своем развитии от глубокой древности до 19 века японская культура прошла целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений. С распадом первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 - начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 - начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 - 19 веков обозначается как эпоха Эдо или Токугава. На каждом из этих этапов отмечается высокий расцвет различных видов и жанров творчества. В древний период Нара (7 - 8 века) это были архитектурно-скульптурные ансамбли буддийских монастырей, в 12 веке (эпоха Хэйан) - памятники религиозной и светской живописи, в 13 веке самобытный скульптурный и живописный портрет, в 14-16 веках произведения ландшафтной архитектуры, знаменитые японские сады, росписи на ширмах и стенах дворцов и замков 16 - 18 веков. Завершающий этап средневекового искусства Японии ознаменовался расцветом городской культуры, подарившей миру великолепные произведения графики, театральные постановки театра Кабуки, поэзию трехстиший - хайку и  другое.

Итак, изучив возникновение культуры в Японии, становится возможным объяснить наличие особенностей, не характерных для других мировых культур.

Список литературы

  1.  Гаджиева, Е.А. Страна восходящего солнца : история и культура Японии / Е. А. Гаджиева.  249,с. ил. 21 см . Ростов-на-Дону : Феникс, 2006
  2.  Люттерйоганн М. Эти поразительные японцы / М. Люттерйоганн; [пер. с нем. Т. И. Барзаковской].  200 с. ил., портр. 20 см. Москва: АСТ: Астрель, 2007

1 Люттерйоганн, Мартин (1943-). Эти поразительные японцы / Мартин Люттерйоганн ; [пер. с нем. Т. И. Барзаковской].  200, с. ил., портр. 20 см. Москва : АСТ : Астрель, 2007- с.152

2 Гаджиева, Екатерина Александровна. Страна восходящего солнца : история и культура Японии / Е. А. Гаджиева.  249,с. ил. 21 см . Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 – с.64


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63369. Методика как научная и педагогическая дисциплина 247.5 KB
  Предмет цели и задачи методики преподавания информатики МПИ. Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета Основы информатики и вычислительной техники началось формирование новой области педагогической науки...
63370. Управление процессами разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Цели, методы, системный принцип 2.61 MB
  Так к технологическим факторам относятся: 1 сетка скважин; 2 система заводнения; 3 предельные давления и дебиты скважин и проч. Мероприятия по управлению процессами разработки основываются на результатах анализа данных мониторинга и гидродинамических исследований скважин...
63371. Гiсторыя Беларусi. Уводзiны 74 KB
  Гісторыя Беларусі як вучэбная дысцыпліна яе прадмет метады і задачы курса. Ластоўскі ў кнізе €œКароткая гісторыя Беларусі выдадзенай у 1910 годзе. Нельга не адзначыць што на працягу многіх стагоддзяў спачатку польскія а затым расейскія і савецкая гісторыкі...
63372. Устройства сканирования 291.5 KB
  Рынок сканеров достаточно разнообразен в разных категориях различающихся по техническим и стоимостным показателям. Переходя к принципам отбора наиболее подходящего сканера прежде всего надо дать себе отчет в том что сканер даже планшетный...
63373. Сканеры. Принцип сканирования 1.15 MB
  Разрешение сканирования scаnning resolution является основной характеристикой сканера и указывает сколько пикселов изображения может вводить сканер на единицу площади оригинала.
63374. Экология и устойчивое развитие 164.5 KB
  Уровни организации живых организмов. Уровни организации живых организмов. Индикационное значение организмов. Некоторые свойства коацерватов внешне сходны со свойствами живых организмов.
63375. Понятие нотариата 28.55 KB
  Предмет нотариальной деятельности только бесспорные дела в отличие от судебной деятельности предметом которой по преимуществу являются споры о материальном в частности гражданском праве.
63376. ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ БД 363.5 KB
  Вопросы информатизации Краткая история развития технических средств для хранения и ввода данных в ЭВМ Развитие средств хранения Развитие концепции БД Современные информационные технологии...