98981

Культура Японии. Своеобразие японской культуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

Утонченная чайная церемония хрупкая и изящная оригинальное и своеобразное непохожее больше ни на что в мире театральное искусство традиционная характерная лишь для Японии поэзия и литература живопись аналоги и истоки которой стоит искать лишь там на Дальнем Востоке. И лишь по прошествии очень значительного количества времени понимание культуры Японии может стать ключиком к пониманию национального духа этой далекой азиатской страны. Возникновение японской культуры В соответствии с целью поставленной к данной работе в первой ее главе...

Русский

2016-07-22

37.78 KB

0 чел.

10

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

(название кафедры)

Культура Японии: возникновение и особенности

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                        студент гр.  Д-113

       __________Быстрова А.Н.                       ___________Санникова М. С.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год


Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1. Возникновение японской культуры 4

2. Своеобразие японской культуры 8

Заключение 11

Список литературы 13


Введение

Культура такой страны, как Япония не просто многообразна. В полном соответствии со своим азиатским происхождением она таит в себе массу загадочных понятий для человека, выросшего в лоне европейской или так называемой западной культуры. Утонченная чайная церемония, хрупкая и изящная, оригинальное и своеобразное, непохожее больше ни на что в мире театральное искусство, традиционная, характерная лишь для Японии поэзия и литература, живопись, аналоги и истоки которой стоит искать лишь там, на Дальнем Востоке.

Количество ритуалов невероятно огромно. Все сферы жизни японцев сопровождаются обилием традиций и церемоний. Особенно это заметно в общении между людьми, родственниками и общественной жизни. Японцы восторгаются красотой природы, пейзажами, погодными явлениями и их проявлением, морем, цветением цветов и деревьев, луной.

Все это весьма таинственно, но вместе с тем и очень маняще для европейского человека. И лишь по прошествии очень значительного количества времени понимание культуры Японии может стать ключиком к пониманию национального духа этой далекой азиатской страны.

Целью данной работы является рассмотрение возникновения японской культуры и формирования ее особенностей, отличающих ее от других мировых культур.


  1.  Возникновение японской культуры

В соответствии с целью, поставленной к данной работе, в первой ее главе мной будет рассмотрен вопрос зарождения культуры в Японии. В трудах многих ученых – японистов можно найти предположение о том, что «история возникновения японской культуры восходит к тому времени, когда самих японцев еще не существовало.»2 Предметы материальной культуры, датирующиеся эпохой Дзёмон (8000-3000 лет до н. э.), говорят о том, что первыми жителями архипелага были переселенцы из Юго-Восточной Азии. Пути миграции этого древнего народа пролегали через острова Филиппинского архипелага. Именно эти люди - протоайны - колонизировали южную часть будущей Японии. До сегодняшнего дня дожили лишь малочисленные их потомки - айны. Вслед за ними, но гораздо позже (около 4000 лет назад) через архипелаг Рюкю на Японские острова пришли представители южно-монголоидной расы, близкие к современному населению страны.

В своей книге Александр Прасол пишет, что национальный характер, традиции и менталитет любого народа - это всегда текущий результат развития, движения во времени. Итог неповторимого хитросплетения исторических случайностей и закономерностей.

Ознакомившись с историей и культурой этой удивительной страны, я не только расширила свои знания, но и смогла составить собственное мнение о ней, о людях, ее населяющих, и об особенностях их национального характера. При изучении литературы, освещающей культуру Японии, мною отмечено, что их мнения относительно периодизации развития японской культуры не слишком расхожи.

Первые поселенцы на территории будущей Японии появились еще во времена палеолита. Собственно Японии в ее современном понимании тогда еще не было, так как японские острова отделились от Азиатского полуострова лишь в эпоху мезолита в результате обширного таяния ледников. Наиболее значительной и интересной  эпохой этих древних времен является неолит, который для Японии датируется 8 тысячелетием – 300 годами до н. э. Для этого этапа характерны не только рыболовство и охота, но также и земледелие. Именно оно способствовало резкому скачку в развитии человека: появляются различные орудия труда, человек начинает вести оседлый образ жизни, развиваются и усложняются различные сферы социальной жизни. Для Японии этот период характерен появлением керамики, специфический «шнуровой» орнамент которой дал название всей культуре – «дземон». Земледелие традиционно считалось женским занятием, тогда как мужчинам оставлялись охота и рыбная ловля, следовательно, по мере того, как увеличивалась роль сельского хозяйства в жизни японцев, рос и авторитет женщин в общине. Об этом свидетельствуют археологические находки в местах бывших культовых сооружений, а также в захоронениях находят множество характерных статуэток – «догу», представляющих собой преувеличенное изображение беременной женщины. Характерной особенностью догу, найденных в погребениях, является отсутствие у них правой руки. Подобные фигурки свидетельствуют не только о возросшем авторитете женщин, но и о том, что, помимо всего прочего, женщины в древне  японском обществе осуществляли еще и отправление ритуалов.

Следующим после культуры «дзёмон» был этап, получивший свое название по месту нахождения, – «яёй». Придя на смену айнской культуре, он просуществовал до 300 года н. э. В это время наблюдалось большое число переселенцев с материка, принесших с собой бронзу и железо, доселе незнакомые коренным жителям островов. По своему распространению эта культура подразделяется на две области: западную и восточную, имеющие значительные различия.

Во-первых, для западного центра распространения культуры бронзового века  острова Кюсю  характерно изготовление мечей, которые, помимо непосредственных своих функций, служили еще и предметом культа, рассматриваясь как вместилище бога. Кроме мечей в этой области изготавливались еще и зеркала, которые также выполняли магическую функцию в различных древних ритуалах. Еще одним значимы артефактом были предметы, изготовленные из яшмы, и сама яшма как таковая. По заимствованным опять же у китайцев верованиям считалось, что яшма отвращает злых демонов от человека. Несмотря на то, что почти все эти элементы культа были переняты у другого народа, они до сих пор занимают значительное место в японской культуре, являясь священными талисманами, символами царской или императорской власти. Меч, зеркало и яшма по-прежнему символизируют священную власть правителя.

Во-вторых, в восточном ареале распространения культуры «яёй» широко были распространены бронзовые колокола, носившие специальное имя  «дотаку». Они подвешивались в храмах и древних святилищах, как правило, на ветвях священных деревьев. Именно с их помощью считалось возможным общение с божествами, для чего каждый раз во время молитвы необходимо было позвонить в такой колокол. Для археологов найденные «дотаку» ценны еще и тем, что на них сохранились росписи, изображающие сцены быта древнего населения Японии, что помогает расширить наши знания об этой области их жизни.

По мнению большинства исследователей японской культуры, традиция заимствования сформировалась в ходе исторического развития Японии и стала важнейшей чертой национальной культуры страны.

В течение веков волны переселенцев из материковых областей накатывали на Японские острова, принося с собой новые знания, трудовые навыки, верования. В японских летописях говорится о больших группах переселенцев с Корейского полуострова уже в начале III века. В середине V века в Японии насчитывалось около 20 тысяч потомственных прядильщиков шёлка, предки которых прибыли с материка. Имея в своём распоряжении неограниченные пищевые морские ресурсы, а за морем - неиссякаемый источник полезных знаний и умелых людей, японцы не испытывали особой необходимости придумывать что-то самим. По ходу заимствований не имевшие своей письменности японцы переняли и китайскую систему письма.

Заимствуя, японцы имитировали не всё, а только то, что считали подходящим и полезным. Ближе познакомившись с китайским конфуцианством, японцы сделали его основой государственного управления. Это второй аспект японских заимствований - адаптация.

Видоизменение и усовершенствование полученной извне информации - это третий и последний этап механизма заимствований. Собственно говоря, дальнейшее усовершенствование заимствованных образцов и составляет суть японского творческого процесса.3

Прочитав книги названных авторов, я могу сделать следующий вывод: Каждая историческая эпоха отмечена своим знаком красоты: простота Нара (710-794 гг.), изящество Хэйан (794-1185 гг.), красота сокровенного Камакура-Муромати (периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1392-1568 гг.), названные так по ставкам сегунов, нередко объединяют), красота смешного Эдо (1603-1867 гг.). Под воздействием социальных изменений, доминирующего сословия менялась и направленность художественных поисков. В период Нара, когда только складывалась государственность, сохранявшая признаки родового строя, японская культура не успела дифференцироваться, носила общенародный характер. В эпоху Хэйан культура сосредоточилась при дворе в столице и отражала стиль жизни породившей ее аристократии. Во времена Камакура-Муромати, когда к власти пришло второе сословие - самураи (буси), культура вновь расширяет свои границы. Эпоха Эдо ознаменовала расцвет городской культуры, искусства третьего сословия - горожан.

2.Своеобразие японской культуры

Практически все первые храмы в Японии были построены из дерева, так как дерево считалось японцами "живым", "говорящим" материалом, принадлежащим природе. Все строения, произведения искусства имели в качестве украшения природные орнаменты, пейзажи. Более всего в Японии ценились только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную и из "живого" материала: глины, дерева. Даже сейчас произведения искусства японских мастеров нельзя спутать с произведениями искусства других стран. В японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней.

Миниатюрная скульптура - получила широкое распространение в XVIII - первой половине XIX в. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. С конца XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях.

Это философия, свой особый способ понимания и познания окружающего мира. Каждый цветок или веточка, на взгляд японцев, имеют определенное значение. Выставляются на фоне предметов старины, произведений искусства, как правило бывают небольших размеров и отличаются филигранной тонкостью, художественностью мастерства.

Строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Ритуал проводится чаще всего в небольших домиках, расположенных в тенистых садах, чтобы суета окружающей жизни не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитации. В "чайном действе" обычно участвуют: мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый - жрец, свершающий действо, вторые - участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и даже манеру речи.4

Для японцев очень важна сервировка стола, оформление блюд и даже посуда. Так блюдо подается в специальной посуде, предназначенной для него. Такие же дела обстоят и с расположением. У каждого блюда есть свое строго отведенное на столе место, а у каждого человека свой стол. Перед трапезой подают влажную горячую салфетку «осибори», предназначенную, чтобы вытирать лицо и руки перед приемом пищи.

На стол расставляют весь заказ сразу, за исключением чая. Чтобы блюда оставались горячими они сопровождаются разными приборами для подогрева, например жаровнями и спиртовками. Отдельным пунктом нужно выделить, что предметы сервировки и посуды делятся на «мужские» и «женские».

Существует специальная подставка для палочек. Она называется «хаси» или «хаши». А сами палочки подают в красивом бумажном чехле «хаси букуро». Дурным тоном считается размахивать палочками в воздухе и указывать ими. Категорически нельзя втыкать палочки в рис (японцам это напоминает палочки с благовониями, которые ставят умершим родственникам.) Также не следует передвигать еду по тарелке, накалывать еду на палочки, облизывать их и с их помощью двигать посуду. Посуду можно брать только руками.

Наливать самому себе не принято, так же как и пить « до дна». Сначала нужно наполнить чашу соседа. А он в свою очередь должен сделать то же для вас.

В Японии часто совершают поклоны. Это связано с тем, что пожимать руку не принято. Возвращать поклоны необходимо с той же почтительностью и частотой, что демонстрирует другая сторона. Японцы очень гостеприимны, вежливы и учтивы. Вам никогда не ответят прямым отказом, даже если просьба является невыполнимой. Очень часто постоянная улыбка японцев вводит иностранцев в заблуждение, т.к. отказ или какое-либо неприятное действие будет сопровождаться неизменной улыбкой. Непочтительное, бесцеремонное обращение у японцев считают совершенно неприемлемым, и вызывает негативное отношение.

Не рекомендуется смотреть японцем в глаза, ведь это у них воспринимается, как агрессия. Следует также отказаться от активной жестикуляции.

Практически без изменений сохранились национальный интерьер, традиционный костюм, церемония чаепития, театр «кабуки» и огромное множество других захватывающих традиций.5

Итак, японская культура является неповторимым явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Произведения искусства Японии, созданные в различные периоды, созданы как будто по каким-то требованиям, заложенным с древних времен. Одна деталь всегда оставалась неизменной - природа.

Авторы прочитанных мною книг сходятся в том, что зародившись во времена палеолита, культура Японии развивалась, переходя от одного периода к другому, все больше и больше, не пренебрегая при этом также заимствованиями из других культур, причем адаптировав эти знания к собственной ситуации, и сделав это так виртуозно, что они могут считаться отличительными особенностями именно японской культуры.


Заключение

Культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

В своем развитии от глубокой древности до 19 века японская культура прошла целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений. С распадом первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 - начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 - начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 - 19 веков обозначается как эпоха Эдо или Токугава. На каждом из этих этапов отмечается высокий расцвет различных видов и жанров творчества. В древний период Нара (7 - 8 века) это были архитектурно-скульптурные ансамбли буддийских монастырей, в 12 веке (эпоха Хэйан) - памятники религиозной и светской живописи, в 13 веке самобытный скульптурный и живописный портрет, в 14-16 веках произведения ландшафтной архитек-туры, знаменитые японские сады, росписи на ширмах и стенах дворцов и замков 16 - 18 веков. Завершающий этап средневекового искусства Японии ознаменовался расцветом городской культуры, подарившей миру великолепные произведения графики, театральные постановки театра Кабуки, поэзию трехстиший - хайку и другое.

Итак, изучив возникновение культуры в Японии, становится возможным объяснить наличие особенностей, не характерных для других мировых культур.


Список литературы

  1.  Гаджиева, Екатерина Александровна. Страна восходящего солнца : история и культура Японии / Е. А. Гаджиева. 249,с. ил. 21 см . Ростов-на-Дону : Феникс, 2006
  2.  Лаптев, Сергей Валерианович. Очерки по археологиии и истории Японии / С. В. Лаптев ; Ин-т практического востоковедения. 98 с. ил., табл. 30 см. Москва : МГУЛ, 2007
  3.  Прасол Александр «Япония: лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере»Москва, "Наталис", 2008
  4.  Люттерйоганн, Мартин (1943-). Эти поразительные японцы / Мартин Люттерйоганн ; [пер. с нем. Т. И. Барзаковской].  200, с. ил., портр. 20 см. Москва : АСТ : Астрель, 2007- с.152

2 Лаптев, Сергей Валерианович. Очерки по археологиии и истории Японии / С. В. Лаптев ; Ин-т практического востоковедения. 98 с. ил., табл. 30 см. Москва : МГУЛ, 2007

3 Прасол Александр «Япония: лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере»Москва, "Наталис", 2008

4 Люттерйоганн, Мартин (1943-). Эти поразительные японцы / Мартин Люттерйоганн ; [пер. с нем. Т. И. Барзаковской].  200, с. ил., портр. 20 см. Москва : АСТ : Астрель, 2007- с.152

5 Гаджиева, Екатерина Александровна. Страна восходящего солнца : история и культура Японии / Е. А. Гаджиева.  249,с. ил. 21 см . Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 – с.64


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80057. Забуті народні свята осіннього циклу 72.5 KB
  Мета. Дослідити забуті народні свята осіннього циклу: Дмитра(8 листопада), Святої П’ятниці(10 листопада), Кузьми й Дем’яна(14 листопада); організувати пошукову роботу стосовно відродження втрачених обрядів, звичаїв, традицій українських ярмарків.
80058. ENGLISH HOLIDAYS 719 KB
  Актуальність проекту: прагматична направленість на результат; цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності; дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних сфер навколо рішення однієї проблеми.
80059. Планета на ім’я «Сміття»?.. 69.5 KB
  Мета: привернути увагу учнів побутових відходів; виявити джерела екологічних проблем, як наслідок неадекватних дій людей; продовжити формувати дбайливе відношення до природи; розвивати здібності «мислити глобально, діяти локально».
80060. Бережи здоров’я змолоду 59 KB
  У проекті враховано природні здатності молодшого школяра, вразливість його психіки, допитливість у пізнанні самого себе, схильність до імітації зразків поведінки дорослих, що зумовлює соціальний та особистісний розвиток учня. Важливе місце займає практична діяльність учнів разом з батьками.
80061. Я – учасник технопарку 84.5 KB
  Технопарк - це сукупність різноманітних студій з різних предметів або видів діяльності, які проводяться в певний час на території цього навчального закладу. Мета діяльності: прискорене поширення інноваційного педагогічного досвіду щодо формування життєздатного та конкурентноспроможного випускника.
80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.
80064. Ритмічна вправа. Музичні ігри 121.5 KB
  Розвивати координацію рухів; відчуття ритму і такту; увагу, пам’ять; гнучкість і пластичність. Виховувати естетичні почуття, прищеплювати любов до всього красивого, витонченого. Обладнання: магнітофон, касетний запис з дитячими піснями, м’ячі.
80065. Погано одному (урок–спілкування). Вступ: Поняття про риторику як науку 98 KB
  Ознайомити учнів з поняттям «спілкування»; пояснити, що мовлення є найважнішим засобом спілкування, обміну думками і почуттями між людьми. Дати уявлення про риторику, як науку. Розвивати мовлення учнів, формувати вміння висловлювати власну думку.